Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН СНИЖЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН СНИЖЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СТАТИСТИКА / ДИНАМИКА / СТРУКТУРА / ВЗАИМОСВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Ю.В., Попов В.В.

Целью настоящей статьи является выявление факторов, обуславливающих снижение объемов таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации. Для достижения поставленной цели используется следующий статистический инструментарий: дескриптивные статистики, методы наглядного представления информации, элементы анализа временных рядов. В результате применения статистических методов были установлены следующие закономерности: наблюдается всплеск поступлений таможенных платежей в 2015 году, что обуславливается влиянием комплекса факторов и прежде всего экономических санкций против России, девальвацией рубля относительно мировых валют, падением мировых цен на энергоносители, а также неэффективным «налоговым манёвром». Полученные результаты будут полезны исследователям в области внешнеэкономических связей России, а также служащим Федеральной таможенной службы и Казначейства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL STUDY OF CAUSES LED TO DECREASE OF CUSTOMS REVENUES TO FEDERAL BUDGET

The purpose of this article is identification of factors causing decrease of customs payments to the federal budget of Russian Federation. Attaining the goal the next statistical tools were used: descriptive statistics, methods of visual information and elements of time-series analysis. The following common factors were determined as a result of statistical methods application: growth in customs payments is observed in 2015 caused by the influence of aggregate factors and first of all by the economic sanctions against Russia, devaluation of the ruble in comparison to other world currencies, fall of the global prices for energy sources and not effective «tax maneuver» as well.The received results will be useful for researchers in the field of foreign economic relations of Russia, and also for employees of Federal Customs Service and Federal Treasury.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН СНИЖЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

УДК 336.24: 311.13

Ю.В. Рожкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: rogkova69@mail.ru

В.В. Попов, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: popovvv1@yandex.ru

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН СНИЖЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Целью настоящей статьи является выявление факторов, обуславливающих снижение объемов таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации. Для достижения поставленной цели используется следующий статистический инструментарий: дескриптивные статистики, методы наглядного представления информации, элементы анализа временных рядов. В результате применения статистических методов были установлены следующие закономерности: наблюдается всплеск поступлений таможенных платежей в 2015 году, что обуславливается влиянием комплекса факторов и прежде всего экономических санкций против России, девальвацией рубля относительно мировых валют, падением мировых цен на энергоносители, а также неэффективным «налоговым манёвром». Полученные результаты будут полезны исследователям в области внешнеэкономических связей России, а также служащим Федеральной таможенной службы и Казначейства России.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные доходы, федеральный бюджет, статистика, динамика, структура, взаимосвязи.

В настоящее время в мировой экономической системе происходят противоречивые процессы, такие как региональная интеграция и расширение доступа к мировым финансовым ресурсам - с одной стороны, и мировой экономический кризис, ведущий к ожесточению мировой конкуренции, снижению объемов и изменению структуры внешнеторгового оборота, спаду промышленного производства - с другой, которые затрагивают политические и экономические интересы многих стран мира. Поэтому от грамотного и качественного осуществления Федеральной таможенной службой РФ (ФТС) её функций зависит эффективность стратегического развития страны.

В связи с этим опираясь на работы таких авторов как Быркова Е. [1], Васильев А.М. [2], Комарова Е.В. [3], Кулумбекова Т.Е. [4], Орлов И.В. [5], Разин А.В. [10] и другие, а также учитывая научный вклад коллектива авторов [6, 7, 8, 10] в рассматриваемую тему, проведем анализ динамики и структуры поступления таможенных платежей в бюджет РФ, при этом используем такой статистический инструментарий, как дескриптивные статистики, методы визуализации информации и подходы, используемые в анализе временных рядов.

Как следует из Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС), таможенные органы выполняют возложенную на них фискальную функцию за счет взимания таможенных платежей и, тем самым, обеспечивают поступление значительной части денежных средств в федеральный бюджет России и стран участниц ЕАЭС.

До образования Таможенного союза таможен-

ные платежи в России, Казахстане и Беларуси существенно различались по составу, однако объединение выделенных стран привело к унификации структуры платежей и формированию единого перечня элементов, который не потерял своей актуальности и после создания ЕАЭС.

Рассматривая динамику поступления таможенных платежей за 2006-2015 годы, можно сказать, что на всем протяжении анализируемого периода не наблюдается значений меньше 100 %, то есть таможенные органы перевыполняют плановые показатели (рисунок 2).

Значительный «скачок» коэффициента выполнения плана объясняется падением в 2014 году курса рубля по отношению к доллару и евро до среднего уровня в 37,97 руб. и 50,46 руб. соответственно. При расчёте за поставку по внешнеторговому контракту контрагенты используют цену товара в иностранной валюте. Ослабление курса рубля к доллару или евро непременно сопровождается увеличением «рублёвых» цен как на экспортируемые, так и на импортируемые товары, что ведет к увеличению объёма фактических таможенных платежей, так как они рассчитываются в рублях, исходя из таможенной стоимости товара.

Необходимо отметить, что, несмотря на ухудшение экономических отношений со странами ЕС и США, введение экономических санкций против России, уход с российского рынка некоторых крупнейших производителей (General Motors и SsangYong Motor), объёмы внешнеторгового оборота снизились незначительно, на 7,26 %, в том числе со странами Дальнего зарубежья - на 5,77 % и со странами СНГ - на 1,49 % (рисунок 3).

Таможенные платежи в Казахстане:

1) таможенные пошлины;

2) таможенные сборы;

3) сборы;

4) плата за предварительное решение.

Таможенные платежи в России:

1) ввозные таможенные пошлины;

2) вывозные таможенные пошлины;

3) НДС, взимаемый при ввозе;

4) акцизы, взимаемые при ввозе;

5) таможенные сборы.

Таможенные платежи в Беларуси:

1) ввозные таможенные пошлины;

2) вывозные таможенные пошлины;

3) специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;

4) НДС, взимаемый при ввозе;

5) акцизы, взимаемые при ввозе;

6) таможенные сборы.

Таможенные платежи в рамках Таможенного союза ЕАЭС:

1) ввозные таможенные пошлины;

2) вывозные таможенные пошлины;

3) НДС, взимаемый при ввозе

4) акцизы, взимаемые при ввозе;

5) таможенные сборы.

Рисунок 1. Система таможенных платежей в рамках Таможенного союза ЕАЭС (Источник: составлено автором)

110 108 106 ^ 104 102 100 98

109,1

104,3

102,1

100,4

101,8 10М

I

I

102,1

102,6

100,4

!

102,6

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 2. Превышение фактически собранных таможенных платежей над плановыми значениями в России за период 2006-2015 годов, %

900 800 700 600

S 500 I 400 * 300 200 100 0

□ Страны СНГ

□ Страны дальнего зарубежья

2013 2014 2015

Рисунок 3. Сравнение объёмов внешнеторгового оборота РФ в 2013-2015 годах

Доказательством этого является несущественная отрицательная динамика объёмов декларирования. Количество поданных деклараций в среднем за апрель-декабрь 2014 года составило 411482 штуки. Однако в начале 2015 года произошли значительные изменения, которые негативно сказались на внешнеторговом обороте Российской Федерации, такие как:

- рост доллара и евро до 74,05 руб. и 84,1 руб. соответственно;

- уменьшение объёмов производства многих видов экспортируемых товаров;

- введение в действие системы «Платон»;

- продление взаимных экономических санкций между РФ и странами ЕС и США.

По данным ФТС РФ в 2015 году экспорт сни-

зился на 31,1 %, а импорт на 36,7 %. Результатом явилось снижение объёмов декларирования в 2015 году на 33 % по сравнению с 2014 годом (в среднем в 2015 году было подано 308882 декларации).

Сложившиеся тенденции оказали влияние на поступления таможенных платежей в федеральный

бюджет, так в 2015 году в бюджет РФ было перечислено 2780,4 млрд руб. от экспортных операций (56 %), большую часть которых составляли вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и продукты нефтепереработки. Именно они и показали наибольший спад (рисунок 4).

Сырая нефть Природный газ Товары, Прочие вывозные

выработанные из таможенные нефти пошлины

□ на 1 дек. 2014 г. Она 1 дек. 2015 г. Рисунок 4. Объем поступлений в федеральный бюджет РФ таможенных платежей, млрд руб. [1]

Причиной этому послужило введение в условиях экономического кризиса с 1 января 2015 года так называемого «налогового манёвра», который кардинальным образом изменил принципы налогообложения нефтяной отрасли. Суть данного нововведения заключается в снижении экспортных пошлин на сырую нефть, которое сопровождается ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых. В результате с января по декабрь 2015 года ставки экспортных пошлин на сырую нефть упали в 1,9 раза (с 170,2 доллара за тонну до 88,4 долларов за тонну). А с 1 марта 2016 года в соответствии с информацией, полученной от Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 «О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2016 г.», размеры ставок экспортных таможенные пошлин были уменьшены еще в 2,3 раза по сравнению с декабрем 2015 года.

Увеличение добычи нефти до 534,08 млн тонн (на 1,4 %), рост объёма экспорта сырой нефти на 7,6 %, увеличение вывозных таможенных пошлин на «тёмные» нефтепродукты позволили несколько сгладить общее падение поступлений от экспортных пошлин, но не нивелировать его полностью. Поступления от экспорта сырой нефти упали на 44 % до 1310,15 млрд рублей.

Поступления от экспорта товаров, произведённых из сырой нефти, упали на 48 % до 684,22 млрд рублей ввиду того, что падение курса рубля к доллару и общее падение цен на нефть при сохранении себестоимости на выработку «тёмных» нефтепродуктов сделали невыгодным их экспорт.

По отдельным нефтеперерабатывающим заводам объёмы переработки снизились до 50 %.

Таким образом, «налоговый манёвр» привёл к негативным последствиям. Это объясняется заложенной в него ценой нефти около 100 рублей за баррель. При снижении экспортной пошлины и росте налога на добычу полезных ископаемых точкой перегиба эффективности является 72 доллара за баррель. Рассчитано, что более низкая цена на нефть приводит к снижению доходов бюджета: при цене 50 долларов за баррель - на 2,1 трлн руб., при 40 долларов за баррель - на 3,2 трлн руб., что составляет 14 % и 21 % от запланированных доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами соответственно.

Если рассмотреть динамику отчислений от экспорта природного газа, то они имеют положительную тенденцию, за анализируемый период увеличение составило 14 %.

Выросли на 23 % отчисления от прочих вывозных таможенных пошлин, так как России за 2015 год удалось нарастить экспорт рыбы, зерновых, леса и других товаров, облагаемых вывозными пошлинами.

Что касается ввозных таможенных пошлин, то по итогам 2014 года при снижении импорта на 9,2 % поступления от налогов на ввозимые товары упали на 8 %, а от ввозных таможенных пошлин - на 5 %.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом при снижении импорта на 36,7 % (184,5 млрд долларов) объём ввозных таможенных пошлин снизился на 4 % до 484,2 млрд рублей, а НДС вырос на 3 % до 1 643,5 млрд руб. Это объясняется прежде всего эффектом от сильной девальвации рубля, который «перекрыл» падение

физических объемов импорта, а также присоединением к ЕАЭС Армении и Киргизии.

По договору собранные таможенные пошлины распределяются между странами ЕАЭС пропорционально объему их внешней торговли (РФ - 85,33 %, Казахстан - 7,11 %, Беларусь - 4,55 %, Армения -1,11 %, Киргизия - 1,90 %), однако доли рассчи-

тывались ещё в 2014 году, когда падение внешней торговли России было не так значительно.

Торговля других стран ЕАЭС пострадала немного меньше по сравнению с Россией, и в результате пошлин в российский бюджет от других стран поступило почти столько же, сколько в 2014 году -дополнительных 72,7 млрд руб. (рисунок 5).

50 45 40 35

£зо

ч 25

I20

15 10 5 0

48,68

25,49 25,45

Ш

Киргизия

Беларусь Казахстан Армения

□ 2014 О2015

Рисунок 5. Динамика поступлений в бюджеты ввозных таможен пошлин, уплаченных на территории государств-членов ЕАЭС и подлежащих распределению в бюджет РФ на 1 декабря 2014/2015 годов, млрд руб. [1]

Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть, что на сегодняшний день происходит снижение таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет. Это объясняется внешними причинами: колоссальное давление, оказываемое США, странами ЕС и другими государствами на РФ посредством политических и экономических санкций, которые, согласно официальному заявлению пресс-службы Белого дома от 3 марта 2016

года, будут продлены еще на год; приостановление членства РФ в G8; мировой экономический кризис; неразрешённый конфликт на Ближнем Востоке. И рядом внутренних причин: сохраняющаяся сильная зависимость РФ импорта оборудования и продовольственных товаров, экспорта энергоресурсов, мировых цен на нефть и нефтепродукты, колебания курсов валют (девальвация национальной валюты); недостаточно эффективный «налоговый манёвр».

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Быркова, Е. Неутешительные итоги 2015 года: почему таможенных платежей собрано на треть меньше [Электронный ресурс] / ПРОВЭД - Режим доступа: http://m.proved-partnerm/opinion/ekaterina-byrkova. html - (дата обращения: 01.11.16).

2. Васильев, А.М. Исчисление таможенных платежей / А.М. Васильев // Концепт. - 2014. - № S31. - С. 1-6.

3. Комарова, Е.В. Современное состояние системы таможенных платежей в Российской Федерации / Е.В. Комарова // Образование и право. - 2016. - № 7. - С. 131-137.

4. Кулумбекова, Т.Е. Оценка влияния динамики и структуры таможенных платежей на формирование доходной части федерального бюджета / Т.Е. Кулумбекова // Экономика и предпринимательство. - 2016. -№ 4-1 (69-1). - С. 1036-1038.

5. Орлов, И.В. Таможенные сборы в странах Евразийского экономического союза / И.В. Орлов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 4. - С. 133-136.

6. Панкова, С.В. Анализ влияния структуры товаропотоков на объемы таможенных платежей / С.В. Панкова, В.В. Попов // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 46 (445). - C. 15-26.

7. Попов, В.В. Статистический анализ динамики поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в современных экономических условиях / В.В. Попов, А.П. Цыпин // Вестник ОГУ - 2015. - № 13 (188). - С. 69-73.

8. Попов, В.В. Количественная оценка влияния изменения структуры экспортно-импортных товаропотоков на основные макроэкономические показатели России / В.В. Попов, А.П. Цыпин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 9-2. - С. 314-319.

9. Разин, А.В. Прогнозирование поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет на основе рядов динамики / А.В. Разин, Ю.А. Аникина // Научный альманах. - 2015. - № 12-1 (14). - С. 318-323.

10. Рожкова, Ю.В. Роль таможенного регулирования в функционировании социально-экономических подсистем / Ю.В. Рожкова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 2 (40). - С. 214-217.

Статья публикуется при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-32-01291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.