Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЯГКИЕ НАВЫКИ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СРЕДА / ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Анна Алексеевна, Ерохина Елена Ленвладовна, Чертов Виктор Фёдорович, Шаронова Ольга Владимировна

Статья подготовлена в рамках проекта, направленного на исследование динамики развития «мягких навыков» у учителей различных возрастных групп. В статье представлена аналитическая характеристика произошедших в последние десятилетия изменений в системе высшего образования и связанного с этим появления концепции «скилс» жестких и мягких навыков в отношении педагогической деятельности. Рассматриваются параметры и принципы организации современной образовательной среды, определяющие изменение подходов к осмыслению успешности различных видов деятельности учителя, смещение акцентов в оценке результатов обучения, а также появление нового контекста развития высшей школы. Обсуждаются ключевые аспекты, определяющие суть категории «мягкие навыки» в работе учителя, характер ее интеграции в деятельность педагога и влияющие на процесс формирования их у студентов педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова Анна Алексеевна, Ерохина Елена Ленвладовна, Чертов Виктор Фёдорович, Шаронова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ASPECTS OF THE FORMATION OF "SOFT SKILLS” IN FUTURE TEACHERS

The article was prepared within the framework of a project aimed at investigating the dynamics of the development of “soft skills” in teachers of different age groups. The article presents an analytical description of the changes that have occurred in the system of higher education in recent decades and the associated emergence of the concept of “skills” -hard and soft skills in relation to pedagogical activity. The parameters and principles of the organization of the modern educational environment are considered, which determine the change in approaches to understanding the success of various types of teacher activity, the shift in emphasis in assessment. The key aspects that determine the essence of the category of “soft skills” in the work of the teacher, the nature of its integration into the activities of the teacher and affecting the process of their formation in students of pedagogical specialties are discussed.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10 .31862/1819-463X-2022-6-259-268

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

1

А. А. Алмазова, Е. Л. Ерохина, В. Ф. Чертов, О. В. Шаронова

Аннотация. Статья подготовлена в рамках проекта, направленного на исследование динамики развития «мягких навыков» у учителей различных возрастных групп. В статье представлена аналитическая характеристика произошедших в последние десятилетия изменений в системе высшего образования и связанного с этим появления концепции «скилс» - жестких и мягких навыков - в отношении педагогической деятельности. Рассматриваются параметры и принципы организации современной образовательной среды, определяющие изменение подходов к осмыслению успешности различных видов деятельности учителя, смещение акцентов в оценке результатов обучения, а также появление нового контекста развития высшей школы. Обсуждаются ключевые аспекты, определяющие суть категории «мягкие навыки» в работе учителя, характер ее интеграции в деятельность педагога и влияющие на процесс формирования их у студентов педагогических специальностей.

Ключевые слова: мягкие навыки педагога, профессиональная деятельность педагога, студенты педагогического вуза, университетская среда, изменение роли педагога.

Для цитирования: Алмазова А. А., Ерохина Е. Л., Чертов В. Ф., Шаронова О. В. Ключевые аспекты формирования «мягких навыков» у будущих педагогов // Наука и школа. 2022. № 6. С. 259-268. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-6-259-268.

1 Работа выполнена в рамках проекта РАН «Исследование динамики развития «мягких навыков» у учителей различных возрастных групп» - 122061400038-9 .

© Алмазова А. А., Ерохина Е. Л., Чертов В. Ф., Шаронова О. В., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

KEY ASPECTS OF THE FORMATION OF "SOFT SKILLS" IN FUTURE TEACHERS

A. A. Almazova, E. L. Erokhina, V. F. Chertov, O. V. Sharonova

Abstract. The article was prepared within the framework of a project aimed at investigating the dynamics of the development of "soft skills" in teachers of different age groups. The article presents an analytical description of the changes that have occurred in the system of higher education in recent decades and the associated emergence of the concept of "skills" -hard and soft skills - in relation to pedagogical activity. The parameters and principles of the organization of the modern educational environment are considered, which determine the change in approaches to understanding the success of various types of teacher activity, the shift in emphasis in assessment. The key aspects that determine the essence of the category of "soft skills" in the work of the teacher, the nature of its integration into the activities of the teacher and affecting the process of their formation in students of pedagogical specialties are discussed.

Keywords: soft skills, professional activity of the teacher, students of the pedagogical university, university environment, changing the role of the teacher.

Cite as: Almazova A. A., Erokhina E. L., Chertov V. F., Sharonova O. V. Key aspects of the formation of "soft skills" in future teachers. Nauka i shkola. 2022, No. 6, pp. 259-268. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-259-268.

В теории и практике современного образования, психологии, менеджмента и других сфер жизни общества широкое употребление получили категории «жестких» и «мягких» («гибких») навыков . Проводятся многочисленные исследования; выстраиваются разноуровневые образовательные программы, ориентированные на формирование этих навыков; предлагаются разработки, позволяющие оценить уровень их сфор-мированности

Проблема обсуждается как в контексте анализа результативности той или иной профессиональной деятельности, так и в плане оценки качества подготовки выпускника вуза. При этом в отечественной системе высшего образования можно проследить следующие тенденции

До начала XXI в . в описании результатов, которых должны достичь выпускники - будущие педагоги, использовались

понятия «знания, умения, навыки» (ЗУН) . В этой триаде навык - это «умение, выработанное упражнениями, привычкой» [1], «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [2, с . 156157] . Построение обучения с ориентацией на фиксированные в плане объема и содержания результаты было абсолютно оправдано устройством и ценностями индустриального общества, где ключевой категорией, характеризующей деятельность, является профессионализм в выбранной сфере, которой выпускник вуза посвящает свою жизнь

В 2000-х гг. , делая шаги в постиндустриальном пространстве, от четко определенного набора ЗУН в описании портрета выпускника система высшего образования переходит к новой категории «компетенция» (от лат. competens

'способный'), определяемой как «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений» [3] . Мы видим, что триада ЗУН надстраивается параметрами «способность», «готовность»; в формулируемых педагогами высшей школы индикаторах оценки компетенций часто происходит замена категории «навык» на категорию «приобретенный опыт» [4] . Профессионализм начинает рассматриваться как эффективное владение технологиями, которые могут осваиваться в разное время и в разных условиях, поскольку человек может менять свою профессиональную траекторию, причем неоднократно; значимыми становятся компетенции, обеспечивающие обучаемость, творческую продуктивность будущего работника . В образовательные стандарты высшей школы инкрустируется концепция универсальных компетенций, которые представлены как совокупность личностных качеств, характеризующих выпускника.

В последнее десятилетие динамика преобразований усилилась за счет вовлечения системы образования в процесс цифровизации, чему придало дополнительную скорость и интенсивность всеобщее дистанционное обучение в период пандемии COVID-19 . Следует констатировать, что современная ситуация в корне отличается от предыдущих, поскольку цифровизация обеспечила свободный трансфер практически любых данных, предоставила человеку широкие возможности передачи и приема информации, мгновенный доступ к осваиваемым знаниям При этом появились новые образовательные задачи: определить эффективные способы непрерывной конвертации информации в знания, избежать превращения «зависимости от учителя» в «зависимость от технологий» По-новому актуальной стала и

необходимость определения портрета выпускника вуза .

В настоящее время на первый план выходит концепция «скилс», что если и переводится на русский язык как «навыки», то уже в обновленном значении -это не автоматизированное действие, а способность и мастерство . Используемая при этом терминология напрямую ассоциируется с миром компьютеров: «hardware» (компьютерное «железо»), «software» (программное обеспечение) . Согласно этой концепции, успешность профессиональной деятельности и самореализации человека определяется степенью сформированности «hard skills» (профессиональные умения, собственно навыки выполнения определенных действий) и «soft skills» (комплекс социально-психологических качеств, не соотносимых с конкретной сферой деятельности) . Попутно заметим, что содержание понятия «навык» в отношении определяемых категорий находится среди активно обсуждаемых в научно-методической литературе вопросов. Его решение, на наш взгляд, имеет не только терминологическое значение, но и является важным для определения результатов обучения

В исследованиях, проведенных по обсуждаемой теме, весьма подробно описаны дифференцирующие характеристики каждого типа навыков; конкретизируется типология жестких навыков для различных профессий; аргументированно определяется набор необходимых мягких навыков, позволяющих любому специалисту выстраивать продуктивную стратегию взаимодействия с окружающим миром . Отмечается специфическая особенность мягких навыков - их значимость не только для трудовой деятельности, но и для обычной жизни человека, их влияние на уровень социальной адаптации и самореализации личности В наиболее общем плане набор мягких навыков определяется как коммуникация, сотрудничество, критическое

мышление, креативность (4 К - по первым английским буквам) [5-9] .

Как видим, изменение требований к результатам высшего образования связано с тенденциями развития мировой экономической системы и общества в целом . Однако эти изменения выражаются не только в создании иной парадигмы оценки результатов обучения, но и в появлении нового контекста развития высшего образования в целом

В мае 2022 г. в Барселоне (Испания) успешно прошла Третья всемирная конференция по высшему образованию . В материалах конференции отмечено, что на глобальный ландшафт высшего образования оказывает влияние появление искусственного интеллекта, рост смешанного образования, принятие решений на основе больших данных и внедрение моделей онлайн-образования .

В материалах конференции предложены идеи изменения высшего образования, основанные на шести ключевых принципах действий [10]

Инклюзивность, равенство и разнообразие - важнейший принцип, определяющий необходимость и возможность равного доступа к высшему образованию для людей с различным социальным и психофизиологическим статусом В этом принципе нашли отражение идеи социальной справедливости, устойчивого развития и построения справедливого и гармоничного общества

Академическая свобода и участие всех заинтересованных сторон в обсуждении проблемных вопросов предполагает предоставление университетского пространства для выражения и оценки различных точек зрения и участия в публичных дебатах с общественностью .

Принцип, определенный как «Исследование, критическое мышление и творчество», позиционирует высшее образование как путь развития творческого потенциала студентов, развития нестандартного мышления, готовности

к поиску инновационных решений глобальных и частных проблем на основе умения видеть истину, отличать реальные доказательства от сфабрикованной информации

Честность и этика как принципиальные категории высшего образования ориентируют вузы на внимание к нравственным ценностям и достойному поведению, на проведение политики открытости, терпимости и достоинства.

Приверженность устойчивому развитию и социальной ответственности -еще один социально ориентированный принцип жизни современного вуза, который в сфере обучения и исследований взаимодействует с местными, национальными, региональными и глобальными сообществами и социальными институтами

Принципиальным является и положение о том, что превосходство в деятельности достигается за счет сотрудничества, солидарности, а не конкуренции; это облегчает работу на междисциплинарной основе, позволяет объединить научные ресурсы различных организаций и сообществ, обеспечить синергети-ческий эффект за счет обмена знаниями и опытом через профессиональные сети на национальном и международном уровнях

Рассмотренные тенденции и идеи не могут не отразиться на системе педагогического образования .

Научно-технический и социальный прогресс обеспечил переход к открытым, динамичным системам образования, в которых информация стала не целью, а ресурсом Как уже отмечалось, вхождение российского образования в постиндустриальное пространство было связано с переходом от концепции результатов обучения, ориентированной на содержание, к компетентност-ной . Педагогическое образование претерпело сложные и неоднозначные преобразования: с одной стороны, была выстроена гибкая система

вхождения в профессию с возможностью поддержки и повышения уровня профессиональной квалификации (система среднего профессионального образования - бакалавриат - магистратура, разнообразные программы переподготовки), с другой - приоритет сферы услуг и позиции потребителя привел к снижению роли педагога в глазах общества, к размыванию позиции учителя как максимально значимой для социума фигуры

Цели и определяемое ими содержание педагогического образования -сложный, многоуровневый конструкт, в котором невозможно определить приоритет одного компонента над другим -предметной подготовки и целостности учебного процесса, например . Недаром в исследованиях последних лет фундаментальность подготовки педагога рассматривается как включенность глубоких академических знаний в приобретаемый студентом богатый и разнообразный опыт обучения, который не ограничивается рамками сугубо производственной практики [11] .

Перечисленные выше принципы высшего образования, по сути, отражают перемены, происходящие в школе в целом, причем отечественная практика показывает, что изменения в общем образовании происходят гораздо быстрее, чем в высшем . Таким образом, педагогические вузы и факультеты готовят студентов к новым и, более того, постоянно обновляющимся реалиям профессиональной деятельности .

Обращаясь к концепции «скилс» и в целом к оценке способности педагогов реагировать на меняющиеся условия деятельности и реализовать свой потенциал в ситуации нового времени, исследователи отмечают профессиональные дефициты в этой сфере [12; 13] .

Без сомнения, проявление этих дефицитов не может быть однородным, а дифференцированно (но не линейно) высвечивается в зависимости от разных

факторов (возраст учителя, стаж работы, личностные особенности и т д ) Понимание этого разнообразия, определение сути понятия мягких навыков в работе учителя позволит выстроить оптимальную программу их раннего формирования уже на этапе обучения студентов в педагогическом вузе .

В свете этого мы и обращаемся к проблеме разработки концепции «скилс» в отношении педагогов, как уже практикующих, так и будущих

В системе педагогического образования сегодня действуют образовательные стандарты, которые определяют результат через совокупность компетенций -универсальных, общепрофессиональных, профессиональных .

Общепрофессиональные и профессиональные компетенции достаточно четко соотносятся с категорией hard skills - способностью учителя (будущего учителя) выполнять конкретные задачи в соответствии с заданными требованиями: разработка основных и дополнительных образовательных программ, построение воспитывающей образовательной среды, контроль и оценка формирования результатов образования, взаимодействие с участниками образовательных отношений, знание предмета и др . Однако возникают вопросы: насколько решение всех этих задач поддается строгой стандартизации, алгоритмизации, количественному измерению (что характерно для hard skills)? Насколько можно говорить о наличии «жестких» технологических решений в педагогике?

Совокупность универсальных, общекультурных компетенций включает в себя разные группы требований, в том числе соотнесенные с soft skills - системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация и межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие . В свою очередь, и здесь есть поле для размышлений:

не является ли этот набор «навыков» обязательным, «жестким» для педагога хотя бы потому, что учитель должен владеть технологиями формирования этих качеств у детей? Возможно ли вообще освоение и применение педагогических технологий без включения качеств и свойств личности учителя?

Поиск ответов на поставленные вопросы требует определения специфики «скилс»-категорий для педагогической деятельности. И если в группе «жестких навыков» все-таки можно выделить обязательные умения, связанные с решением конкретных дидактических задач, выполнением определенных трудовых действий и т д , чему посвящено освоение студентами предметно-методических модулей, то группа «мягких навыков» заслуживает специального обсуждения

Исследователи, анализирующие понятие «мягкие навыки», пишут о том, что они позволяют человеку добиться успеха в профессиональной деятельности и в жизни в целом . Например, А. Э . Цымбалюк, В . О . Виноградова пишут, что «soft skills - это деятельностно важные качества, не зависящие от специфики профессиональной деятельности, но влияющие на ее эффективность, связанные с решением общих профессиональных и метапрофессиональных задач» [14] . Категория успешности, эффективности представляется ключевой в концепции «скилс»

Следовательно, мы интерпретируем понятие «мягкие навыки» через понимание успешности педагогической деятельности. Что же считать успешной, хорошо выполненной педагогической работой? Здесь можно увидеть два взаимосвязанных аспекта - наличие положительного социально значимого результата деятельности в отношении обучающихся и самореализация деятеля (педагога) .

Самореализация учителя тесно связана с осознанием им смысла своей

деятельности, значимости своей социальной позиции . Выше уже упоминалось драматическая для педагогической общественности в целом и для каждого педагога в частности потеря роли безусловного авторитета как носителя знаний и воспитателя личности ребенка. Представляется, что восстановление этой позиции должно состояться, но не может произойти на прежних основаниях . «Если раньше социальная самоидентификация выполняла функции обеспечения личностного самоопределения сравнительно успешно, то теперь она с этой функцией не справляется и обретение личной идентичности становится как никогда насущным На смену образу социума, вбирающего в себя разных личностей, приходит образ личности, вбирающей в себя разные социумы» [15, с . 123] .

Сегодня к «мягким навыкам» педагога следует отнести в первую очередь способность видеть и определять смысл и перспективу своей деятельности, готовность нести социальную ответственность за собственный выбор, принимать самостоятельные решения в профессиональной деятельности . Формирование этих метапрофессиональных качеств у студентов обеспечивается университетской средой, построенной на перечисленных выше принципах

В то же время, оценивая современную образовательную среду как инклюзивную, открытую, мы должны согласиться с тем, что стандартный набор мягких навыков в педагогической деятельности приобретает дополнительные компоненты, которые, как уже было сказано, переводит их из разряда социально-личностных качеств в необходимые профессиональные умения

Например, коммуникативные способности, необходимые в любой сфере жизнедеятельности человека и традиционно рассматривающиеся как основополагающий «мягкий навык», в ситуации педагогической деятельности

дополняются обязательным знанием и пониманием закономерностей общения с различными категориями людей . Инклюзивный контекст современного образования делает практически неограниченным спектр коммуникантов и возникающих перед учителем коммуникативных задач . Любые категории школьников (дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды; дети из семей мигрантов, владеющие и не владеющие государственным языком; дети с девиантным поведением и др ) и их родителей (в том числе отрицающие авторитет учителя и предлагаемые форматы и методы образования), специалисты служб сопровождения, другие педагоги, представители администрации и чиновничества, люди, эпизодически включаемые в образовательный процесс (приглашенные гости, организаторы мероприятий и др ) и многие другие - это все участники педагогической коммуникации, с которыми учителю необходимо выстраивать разные модели общения . Широкий набор таких моделей должен быть освоен студентом, что означает наличие определенной степени алгоритмизации «мягкого навыка» на этапе его формирования и постепенное перерастание действий по модели в вариативные коммуникативные стратегии в процессе профессионального развития

Разнообразие категорий учащихся приводит к необходимости такой же технологической проработки способности к критическому мышлению, креативности Следует предположить, что необходимые педагогу гибкость в выборе адекватных целей и стратегий обучения и воспитания, быстрая переключаемость между этими стратегиями, качество «педагогической лабильности», видение самостоятельной траектории в преподавании предметной области при персонализации маршрута обучающегося - свойства, которые необходимо разложить на элементы, подлежащие

осознанному усвоению студентами педагогических специальностей

В таком же ключе (необходимости серийно-последовательной алгоритмизации) можно рассмотреть и другие «мягкие навыки», необходимые для педагогической деятельности и для педагога как актора: управление своим эмоциональным состоянием и поведением (в отношении к участникам образовательных отношений и в отношении к самому себе), рефлексия (оценить результат действий и оценить свое состояние), регуляция процесса обучения (в плане удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся и в аспекте самореализации) и др .

Отметим также, что в работе педагога присутствуют виды деятельности, связанные не с непосредственным контактом с учащимися, а с работой в педагогическом коллективе (разработка образовательных программ и учебно-методических материалов, в том числе адаптированных; планирование мероприятий и др . ) . Такая работа требует тех же «мягких навыков», но демонстрируемых в ином ключе: педагогу, даже высококлассному и опытному, в данной ситуации приходится уйти от позиции собственно учителя и перейти на позицию коллеги . А это означает, что появляется еще одна метапрофессио-нальная надстройка - способность к смене ролей

Рассуждения приводят нас к ряду выводов и умозаключений

Во-первых, студенты педагогических направлений погружаются в проблематику мягких навыков (исследователи говорят даже о future skills, но это выходит за рамки нашей статьи), осваивая технологии их формирования у учащихся в условиях инклюзивной, открытой системы образования Возможность экстраполяции осваиваемых знаний и умений на самого себя уже следует признать специфическим мягким навыком будущего педагога

Во-вторых, мягкие навыки вплетены в профессиональную деятельность педагога настолько плотно, что их формирование у студентов требует специального внимания и превращения в технологизи-руемые единицы обучения .

В-третьих, специфика и уникальность педагогической деятельности делает необходимым определение комплекса мягких навыков, формирование которого привело бы будущих педагогов

к самореализации в успешном взаимодействии с детьми и другими участниками образовательного процесса. Мягкие навыки должны способствовать тому, чтобы выпускник смог «разместить» себя в широком образовательном пространстве, не теряя своей индивидуальности, но осознавая высочайшую профессиональную ответственность и гуманистический пафос педагогической деятельности

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2014. 1376 с.

2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.

4. Соловьева Т. А., Алмазова А. А., Кулакова Е. В. К проблеме усиления практико-ориентирован-ной подготовки учителей-дефектологов по программам прикладного бакалавриата // Наука и школа. 2014. № 4. С. 145-153.

5. Ганпанцурова О. Б. Формирование гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления: дис. ... канд. пед. наук: 19.00.07. Ярославль, 2021. 211 с.

6. Тимошкина М. В., Айварова Н. Г. Индивидуальный образовательный маршрут по формированию гибких навыков в условиях высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 467-471.

7. Огарева Е. И., Лик Н. В. Роль гибких навыков (soft skills) в компетентностной модели выпускника магистратуры и аспирантуры // Материалы науч.-метод. конф. СЗИУ РАНХиГС. 2018. № 1. С. 145-149.

8. Хижная А. В., Быстрова Н. В., Шарыгина Е.Н. Развитие soft skills («гибких навыков») для успешной карьеры выпускников вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 261-264.

9. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9, № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 25.08.2022).

10. CLOUD / Издание Центра инноваций в области высшего образования под эгидой ЮНЕСКО. Шэньчжэнь, Китай - № 4.2022.08. URL: https://ru.ichei.org/dist/index.html#/reader?id=1282&qk_ qishu=1&lang=4 (дата обращения: 29.10.2022).

11. Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 36-54.

12. Оценка soft-компетенций педагогов: разработка и апробация опросника / И. С. Бубнова, О. Б. Пирожкова, Л. А. Шибанкова, А. Р. Масалимова // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5 (142). С. 44-51.

13. Девятова И. Е. Техники развития гибких навыков у учителей начальной школы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 4 (49). С. 146-154.

14. Цымбалюк А. Э., Виноградова В. О. Психологическое содержание soft skills // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6. С. 120-127.

15. Леонтьев Д. А. Личность в непредсказуемом мире // Методология и история психологии. 2010. № 3. С. 120-140.

REFERENCES

1. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar russkogo yazyka. Ed. L. I. Skvortsov. 28th ed. Moscow: Mir i obrazovanie, 2014. 1376 p.

2. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar. Moscow, 2002.

3. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyy slovar metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moscow: Ikar, 2009. 448 p.

4. Solovyeva T. A., Almazova A. A., Kulakova E. V. K probleme usileniya praktiko-orientirovannoy podgotovki uchiteley-defektologov po programmam prikladnogo bakalavriata. Nauka i shkola. 2014, No. 4, pp. 145-153.

5. Ganpantsurova O. B. Formirovanie gibkikh navykov kommunikatsii u studentov psikhologo-pedagogicheskogo napravleniya. PhD dissertation (Education). Yaroslavl, 2021. 211 p.

6. Timoshkina M. V., Ayvarova N. G. Individualnyy obrazovatelnyy marshrut po formirovaniyu gibkikh navykov v usloviyakh vysshego obrazovaniya. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021, No. 3 (56), pp. 467-471.

7. Ogareva E. I., Lik N. V. Rol gibkikh navykov (soft skills) v kompetentnostnoy modeli vypusknika magistratury i aspirantury. Proeedings of scientific and methodological conference SZIU RANKhiGS.

2018, No. 1, pp. 145-149.

8. Khizhnaya A. V., Bystrova N. V., Sharygina E. N. Razvitie soft skills ("gibkikh navykov") dlya uspeshnoy karyery vypusknikov vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya.

2019, No. 65-2, pp. 261-264.

9. Ivonina A. I., Chulanova O. L., Davletshina Yu. M. Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i metodicheskikh razrabotok v oblasti upravleniya: rol soft-skills i hard skills v professionalnom i karyernom razvitii sotrudnikov. Internet-zhurnal "Naukovedenie". 2017, Vol. 9, No. 1. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (accessed: 25.08.2022).

10. CLOUD / Izdanie Tsentra innovatsiy v oblasti vysshego obrazovaniya pod egidoy YuNESKO. Shenchzhen, Kitay - № 4.2022.08. Available at: https://ru.ichei.org/dist/index.html#/reader?id= 1282&qk_qishu=1&lang=4 (accessed: 29.10.2022).

11. Lubkov A. V. Sovremennye problemy pedagogicheskogo obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. 2020, Vol. 22, No. 3, pp. 36-54.

12. Bubnova I. S., Pirozhkova O. B., Shibankova L. A., Masalimova A. R. Otsenka soft-kompetentsiy pedago-gov: razrabotka i aprobatsiya oprosnika. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2020, No. 5 (142), pp. 44-51.

13. Devyatova I. E. Tekhniki razvitiya gibkikh navykov u uchiteley nachalnoy shkoly. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2021, No. 4 (49), pp. 146-154.

14. Tsymbalyuk A. E., Vinogradova V. O. Psikhologicheskoe soderzhanie soft skills. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2019, No. 6, pp. 120-127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Leontyev D. A. Lichnost v nepredskazuemom mire. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2010, No. 3, pp. 120-140.

Алмазова Анна Алексеевна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой логопедии, директор Института детства, Московский педагогический государственный университет

e-mail: aa.almazova@mpgu.su

Almazova Anna A., ScD in Education, Head of the Speech Therapy Department, Director of the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University

e-mail: aa.almazova@mpgu.su

Ерохина Елена Ленвладовна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой риторики и культуры речи Института филологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: el.erokhina@mpgu.su

Erokhina Elena L., ScD in Education; Head of the Department of Rhetoric and Culture of Speech, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: el.erokhina@mpgu.su

Чертов Виктор Фёдорович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: victorchertov@mail.ru

Chertov Victor F., ScD in Education; Head of the Department of Literature Teaching Methods, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University e-mail: victorchertov@mail.ru

Шаронова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической информатики и дискретной математики института математики и информатики, Московский педагогический государственный университет

e-mail: ov.sharonova@mail.ru

Sharonova Olga V., PhD of education, Assistant Professor, department of mathematics and informatics, Moscow Pedagogical State University

e-mail: ov.sharonova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2022 The article was received on 30.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.