Научная статья на тему 'КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ'

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
975
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СМИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / CLIP THINKING / CONCEPTUAL THINKING / MASS MEDIA / INTERNET RESOURCES / GLOBALIZATION / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сорокин А.А., Краус В.И.

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования клипового мышления в результате глобальной информатизации общества, а также совокупность факторов, выступающих причиной перехода от понятийного мышления к клиповому. Особое внимание в статье уделено стратегическим преимуществам и недостаткам клипового мышления, а также рекомендациям по снижению его негативных последствий как для молодого поколения, так и для системы образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIDEO THINKING

The article deals with the topical issue of the formation of clip thinking as a result of global Informatization of society, as well as a set of factors that cause the transition from conceptual thinking to clip thinking. Particular attention is paid to the strategic advantages and disadvantages of clip thinking, as well as recommendations to reduce its negative consequences for the younger generation and for the education system as a whole.

Текст научной работы на тему «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ»

УДК 35.355

Сорокин А.А.

Краус В.И.

научный руководитель: Яцук К.В.

доцент

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос формирования клипового мышления в результате глобальной информатизации общества, а также совокупность факторов, выступающих причиной перехода от понятийного мышления к клиповому. Особое внимание в статье уделено стратегическим преимуществам и недостаткам клипового мышления, а также рекомендациям по снижению его негативных последствий как для молодого поколения, так и для системы образования в целом.

Ключевые слова: Клиповое мышление , понятийное мышление, СМИ, Интернет-ресурсы, глобализация, информационное общество.

Sorokin A. A.

Kraus V.I.

Supervisor: associate Professor Yatsuk K. V. VIDEO THINKING.

Abstract: the article deals with the topical issue of the formation of clip thinking as a result of global Informatization of society, as well as a set offactors that cause the transition from conceptual thinking to clip thinking. Particular attention is paid to the strategic advantages and disadvantages of clip thinking, as well as recommendations to reduce its negative consequences for the younger generation and for the education system as a whole.

Key words: Clip thinking , conceptual thinking, mass media, Internet resources, globalization, information society.

Стремительно протекающие процессы глобальной информатизации приводят к необратимым изменениям образа мышления как студентов, так и человечества в целом. Находясь под постоянным воздействием телевидения, компьютерных игр, социальных сетей и даже произведений современной литературы, у молодых людей формируется особый тип мышления, который получил название клипового. Само слово «клип» люди в основном связывают с музыкой или видео, и это не случайно, так как в переводе с английского «dip» означает «отсечение», «отрывок» (из фильма), нарезка».

Впервые этот термин был упомянут американским футурологом Элвином Тоффлером для обозначения восприятия человеком коротких запоминающихся образов, появляющихся в телепередачах, новостях, видеороликах, интернете. При клиповом мышлении человек воспринимает мир не как нечто целостное и взаимосвязанное, а как последовательность практически не связанных между собой моментов и событий. Типичный

обладатель такого мышления затрудняется, а иногда в принципе не способен к эффективному анализу конкретной ситуации. Сущность и отдельные детали ситуации или события не задерживаются в мыслях и в памяти надолго, они практически сразу исчезают, уступая место другим.

Клип-культура постоянно присутствует в нашей повседневной жизни, формируя такие формы нашего восприятия, как «зеппинг» (от английского zapping, channel zapping —переключение каналов телевизора), когда путем постоянного переключения каналов создается образ, состоящий из бессвязных обрывков информации и впечатлений. Такой образ не требует подключения воображения или осмысления увиденного, поскольку информация постоянно обновляется, а всё первоначально увиденное утрачивает свое значение и устаревает. Складывается впечатление, что СМИ и телевидение поощряют развитие клиповой культуры, подстраиваясь под воспитанную ими аудиторию. В качестве примера здесь можно привести многочисленные фильмы, построенные на принципах клиповой техники, например всемирно известная «Матрица», а также многочисленные комедийные сериалы, в которых один за другим сменяют друг друга короткие и несвязанные между собой сюжеты из жизни главных героев. Здесь также можно отметить серии книг, написанные в форме общения в чате, например, «Шлем ужаса» Виктора Пелевина. Интернет также способствует формированию клипового мышления за счет огромного количества видеоматериалов ( иногда даже вирусного характера) на самую различную тематику.

Чтобы более детально изучить сущность клипового мышления, рассмотрим основные факторы его формирования в современных условиях. К числу таких факторов можно отнести:

• Ускорение жизненного темпа и возрастание объемов информационного потока, когда человеку становится трудно ориентироваться и выделять главное в большом объеме информации;

• Ускорение темпа обмена необходимой информацией, при котором студенту уже необязательно идти в библиотеку или искать литературу по заданной теме. Молодому поколению вполне достаточно просто зайти в Интернет и найти всю необходимую информацию;

• Рост количества дел, которыми одновременно занимается человек, например совмещение работы с учебой или участие сразу в нескольких проектах. Здесь также имеет место большое количество информационных потоков.

Совокупное влияние данных факторов приводят к тому, что обладатели клипового мышления теряют свои способности к более эффективному виду мышления - понятийному. Рассмотрим отличия клипового мышления от понятийного.

Как уже было упомянуто выше, клиповое мышление отличается от понятийного самой скоростью переработки имеющейся информации. Человек быстрее воспринимает, но не может надолго сохранить в своей

памяти информацию. Понятийный тип мышление намного более медленный, но более вдумчивый, детальный и доскональный. С другой стороны, клиповое мышление дает возможность находить решение в критических и стрессовых ситуациях, очень часто правильное решение здесь может быть принято на уровне интуиции. В свою очередь, у обладателей понятийного мышления в критические момент может наступить шок, поскольку они в принципе не смогут быстро обработать огромный поток информационных данных. Сравнивая указанные выше виды мышления, отметим также, что клиповое мышление позволяет осознать ту или иную информацию, но не конкретизировать ее. Понятийное же мышление дает эту конкретику, но оно более консервативно.

В настоящее время существует точка зрения, что в человеческом разуме феномен клипового мышления образуется с рождения. Однако, более вероятен тот факт, что клиповое мышление зарождается и формируется как раз при продолжительной обработке большого количества информации через многочисленные рекламные ролики и социальные сети. Представители СМИ и телевидения говорят о происходящих процессах глобализации и усилении влияния информационных технологий, как о своеобразном прорыве, переходе к постиндустриальному обществу, где ведущим ресурсом и фактором производства становится информация. Однако, на наш взгляд, имеет место явный процесс деградации, приводящий к росту количества людей, неспособных к глубокому логическому анализ и эффективному решению довольно сложных задач в личной и профессиональной деятельности. Грамотный и квалифицированный специалист, востребованный в своей профессиональной деятельности должен быть цельной, гибкой личностью, способной видеть суть явлений и процессов. Только тогда станет возможным преуспеть в выбранном виде деятельности.

Молодому поколению следует задуматься об этом еще на этапе получения образования. В настоящее время постоянными спутниками студента выступают гаджеты (смартфоны, планшеты, компьютеры) и многочисленные социальные сети. Безусловно, они во многом способствуют формированию клипового мышления, но в то же время выступают эффективным средством общения и актуальным инструментом поиска необходимой информации. Использование гаджетов вполне оправданно, но только если с их помощью студент не будет избегать реального мира или тратить значительное количество времени на просмотр видеоматериалов.

У большинства людей, имеющих представление о клиповом мышление, складывается впечатление, что ему присущи только отрицательные стороны. На данном этапе исследования целесообразно проанализировать достоинства и недостатки клипового мышления более детально.

Стремительное развитие технологий и науки приводит к у значительному ускорению жизни. Сравним деятельность людей с клиповым

и понятийным мышлением в сложившихся условиях глобализации. Студенту, читающему книги, все равно, как идет время и что происходит вокруг, поскольку он все свое внимание посвящает книге и ее сюжету. Напротив, студент, сидящий перед экраном компьютера, вынужден быстро реагировать на вновь возникающие сообщения или фотографии и схватывать на лету все происходящее. Большинству студентов знакома ситуация, когда сбои и задержки в работе интернета начинают раздражать и сбивать с мысли. В этом заключается важное преимущество клипового мышления для психики человека. В условиях изобилия разнообразной информации, человек пытается защитить себя и свою психику через клиповое мышление, чтобы не перегружать свой мозг. Это своего рода проявление гибкости к повышенной информационной нагрузке, которая окружает человека. Всем известен древний рассказ о том, как Юлий Цезарь делал сразу 7 дел одновременно и поэтому добился многого в своей жизни. В наш век высоких информационных технологий достижение таких же способностей, как и у Юлия Цезаря становится возможным во многом благодаря клиповому мышлению, развивающему навыки многозадачности.

Говоря о многозадачности, следует упомянуть важный недостаток клипового мышления. С развитием многозадачности студент полностью утрачивает способность мыслить концентрированно, делать обобщение и выводы, сохранять последовательность своих рассуждений.

Еще один недостаток клипового мышления связан с особенной ролью рекламы, как мощного инструмента продвижения товара. Человек, воспринимая красочные картинки и короткие слоганы рекламы, перестает ориентироваться в том, действительно ли ему необходим данный товар или услуга. Проблема заключается в эмоциях и неспособности вовремя среагировать на манипуляцию. Еще одним важным минусом становится потеря человеком сопереживания к чужим проблемам , поскольку просматривая десятки и сотни короткометражных историй в интернете , человек просто теряет возможность к сочувствию. Содержание и смысловую нагрузку видео в Интернете никто не контролирует, поэтому равнодушие к чужому горю постепенно становится присуще большинству людей.

Перечисленные недостатки клипового мышления очевидны большинству ученых и футурологов, которые уже встревожены стремительным развитием данного вида мышления у людей. В развитых странах уже активно проводятся многочисленные психологические занятия и тренинги для борьбы с клиповым мышлением, где основной целью тренера выступает воссоздание потерянного навыка анализа информации и ее эффективного усвоения за счет развитой долговременной памяти и концентрации внимания. В литературе даже описаны случаи лечения детей медикаментозными методами, чтобы противостоять клиповому мышлению.

Подводя итог, отметим в качестве рекомендаций возможные методы преодоления клипового мышления. Чтение может выступать важным

инструментом противостояния клиповому мышлению, поскольку чтение всегда делало человека разносторонне развитым и интеллектуальным. Чтение классической литературы, в свою очередь, позволяет развивать мышление, память, концентрацию внимания.

Следует отметить, что отдых от информации также необходим. Поэтому очень важно давать головному мозгу время для перезагрузки. Достаточно провести 2-3 дня в неделю без телевизора, выходные без смартфона. Также очень важно контролировать то, какую конкретно информацию потребляет мозг человека. Важно не постоянно переключать каналы или просматривать короткометражки, а посмотреть полноценный фильм или прочитать одну книгу.

Хорошей тренировкой развития понятийного мышления выступают обсуждения и дискуссии, позволяющие сравнивать и анализировать противоречивые мнения людей, формируя свое собственное. Именно в процессе конструктивных споров и дискуссий человек развивает свой кругозор, у него появляется желание мыслить, анализировать и делать выводы. Применение на практике рассмотренных рекомендаций позволит постепенно преобразовать клиповое мышление в понятийное.

Таким образом, массовая компьютеризация, усиление роли телевидения и сети Интернет привели к формированию феномена 21 века -клиповому мышлению, оказывающему комплексное влияние на успешность учебы и профессиональной деятельности, а также на мировоззрение человека. На современном этапе должны быть приняты все возможные меры, чтобы преодолеть клиповое мышление и деградацию системы школьного и высшего образования, как его следствие.

Использованные источники:

1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». / Отв. ред. А. Л. Журавлев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 110-112.

2. Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика. — М.: Педагогическое общество России, 2014. С. 74-77.

3. Брыксин В. Г. Клиповое мышление. — Режим доступа: http: //virtualmind. ru/2011/12/01/chunk-mentality/ (дата обращения: 16. 11. 2018).

4. Вронский О. Г. Научно-инновационная деятельность педагогического вуза: традиции, проблемы, перспективы // Мат. VII Междунар. науч. -практ. конф. / Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, Междунар. академия наук пед. образования. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. С. 81-84.

5. Гиренок Ф. И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. -Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. — М.: ИФ РАН, 2014. С. 415-420.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.