Научная статья на тему 'КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1723
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КЛИПОВОЕ ЧТЕНИЕ / ЦИФРОВОЙ ТЕКСТ / GUTENBERG PRINTING PRESS / COMPUTER CONTENT / HARD COPY / DIGITAL TEXT / CLIP READING / HINTING / CLIP THINKING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Митрофанова И.И.

Статья посвящена анализу клипового мышления в контексте идеи искусственного разума. Автор статьи описывает тенденции возникновения и развития цифрового текста, его структуру, преимущества, недостатки. Дается понятие «клиповому чтению» как дискретному чтению. Рассматривается вопрос о «клиповом мышлении» как социально-психологическом явлении, анализируются особенности его проявления в социальной среде. В статье использовались традиционные методы исследования: системного анализа, сравнительный, аналитический, педагогический, методы статистического анализа. Клиповое, нелинейное чтение выводит на арену нелинейное, клиповое мышление. В качестве основных причин проявления и формирования клипового мышления можно выделить следующие: влияние средств массовой информации и молодежные предпочтения в выборе источника информации; характеристики самого мышления - его беглости, скорости, оригинальности, утомляемости в процессе мышления и т.д. Для определения наличия качеств клипового мышления, а также уровня проявления основных его характеристик был проведен тест. По результатам исследования сделаны выводы о том, что молодое поколение больше предпочитает видеоинформацию книгам и газетам. Большинство из них испытывают усталость в процессе умственного труда. В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны клипового мышления и пути адаптации человека в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLIPPING THINKING: REALITY AND PERSPECTIVES

The article is dedicated to the actual topic of modern society - interactive forms of communication. The author of the article describes the tendencies of the appearance and development of the digital text, its structure, advantages and disadvantages. The concept of "clipping reading" is given as a discrete reading. The question of "clipping thinking" as a socio-psychological phenomenon is considered, and interpretation and features of its manifestation in the social environment are given.

Текст научной работы на тему «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Клиповое мышление: реальность и перспективы

Митрофанова И.И.

Аннотация

Статья посвящена анализу клипового мышления в контексте идеи искусственного разума. Автор статьи описывает тенденции возникновения и развития цифрового текста, его структуру, преимущества, недостатки. Дается понятие «клиповому чтению» как дискретному чтению. Рассматривается вопрос о «клиповом мышлении» как социально-психологическом явлении, анализируются особенности его проявления в социальной среде. В статье использовались традиционные методы исследования: системного анализа, сравнительный, аналитический, педагогический, методы статистического анализа. Клиповое, нелинейное чтение выводит на арену нелинейное, клиповое мышление. В качестве основных причин проявления и формирования клипового мышления можно выделить следующие: влияние средств массовой информации и молодежные предпочтения в выборе источника информации; характеристики самого мышления — его беглости, скорости, оригинальности, утомляемости в процессе мышления и т.д. Для определения наличия качеств клипового мышления, а также уровня проявления основных его характеристик был проведен тест. По результатам исследования сделаны выводы о том, что молодое поколение больше предпочитает видеоинформацию книгам и газетам. Большинство из них испытывают усталость в процессе умственного труда. В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны клипового мышления и пути адаптации человека в информационном обществе.

Ключевые слова: клиповое мышление, адаптация в информационном обществе, социальная среда, искусственный интеллект, клиповое чтение, цифровой текст.

Как известно, в середине XVI века И. Гутенбергом был изобретен печатный станок, что послужило началом революции в средствах массовой коммуникации. До появления печати тексты, написанные от руки, были приемлемы лишь небольшому количеству людей, потому как большинство населения не умели читать и рукописные книги были им не по карману. И в это время рынок стал живо наполняться недорогими и более доступными для широких слоев населения книгами. Последующие столетия характеризовались фазой увеличения объема произведенных текстов, если в 1600 г. вышло в свет 6078 изданий, то в 1900 г. их уже вышло 158888 (статистические данные польского библиографа Б. Ивинского).

67

Х1Х-ХХ века ознаменовались становлением машинного издания, появлением новых моделей, стремительным ростом публикаций. Огромное число заголовков текстов, печатаемых в это время, подтверждает количество восполнения информационного ресурса.

Следует отметить, что XX век окончательно перестроил картину и представил спорной перспективу книжного издания в виде специфического механизма коллективной памяти. Несомненно, открытие радиовещания послужило наступлению новой эры — эры власти информационных средств массовой коммуникации. Что же будет с классической печатной книгой? Некоторые книгоиздатели считают, что печатная книга продержится еще тридцать лет, пока существует поколение, выросшее в век книжной культуры. Другие говорят, что жизнь книги продолжится, но в другом формате.

В современном мире компьютер является передовым устройством коммуникации, которое позволяет быстро находить необходимую информацию, обрабатывать ее и передавать. Ушли в прошлое некогда передовые печатные машинки, считавшиеся незаменимыми при наборе текста. Реалии современного мира таковы: общество использует визуальную среду Интернета для средств общения. Проведенные исследования в странах западной Европы, показали следующие результаты динамики медиаконтента: «за последние 20 лет Интернет с нуля отвоевал 5-8-процентную долю в медиапотреблении, более чем вдвое уменьшив доли газет, радио и даже потеснив ТВ».

Компьютерный контент в любой сфере науки и образования на сегодняшний день в несколько раз превосходит количество традиционных печатных изданий. Человечеству неинтересны обычные бумажные издания, поскольку в режиме онлайн оперативно, без ограничения временных ресурсов можно найти любую необходимую информацию. Но вместе с тем, использовании гаджетов и девайсов не могут заменить в определенном кругу общества получение информации из периодических печатных изданий.

Следует отметить различия бумажного и цифрового текстов, которые наблюдаются в технических средствах, в восприятии, понимании, и истолковании его пользователями. Поэтому, появилась необходимость в рассмотрении специфики рецепции (понимания) компьютерного текста.

Краеугольным вопросом являются различия в понимании информации цифровых и классических источников.

Необходимо отметить отсутствие физической составляющей электронного текста в воображаемой среде. Современное программное обеспечение позволяет осуществлять различную обработку и преобразование текстов, как блогов, так и отдельных слов и выражений. Темпы развития современных компьютерных технологий, в т.ч. операционных систем, дисплеев, мониторов приведут к появлению электронных текстов, превосходящих качество текстов на бумажных носителях.

68

Одним из способов распространения информации на мониторе является хинтование (Hinting). Если происходит замена параметров, то очертания букв заполняются экранными точками для соответствия выбранному масштабу. Данный способ помогает распознавать шрифт на мониторе с сохранением стилистических особенностей в выбранном масштабе.

Любой сайт или электронный документ бесконечен в любом направлении, как в размере площади отдельной страницы, так и в количестве вложенных страниц и во времени.

Виртуальная среда отдает предпочтение нелинейности восприятия, реализуемое с помощью гиперссылок, появляющихся окон и организации подчинения по принципу дерева (как в случае с любым сайтом), а не цепи (традиционная книжная форма).

Наиболее яркий пример «нелинейности» восприятия в печатной продукции — это модель справочника или словаря, где одна приведенная информация имеет ссылку на другую, как правило, из внешних источников. Сама структура таких изданий не предполагает последовательного чтения. Такой вид публикаций присущ для виртуальной среды и превалирует над печатными аналогами.

Рис. 1. Структура: а) линейная последовательность книжных страниц;

б) древовидная структура сайта или любого подобного электронного документа, включающая гиперссылки (вертикальные связи).

Принцип нелинейности используется в виртуальной среде и составляет его основу. Преимущества данного принципа бесспорны, но имеются и недостатки: нельзя увидеть общую картину, просмотреть и оценить, хотя бы бегло, весь объем предоставленной информации. Классическая «книжная» форма, которая используется в печатных изданиях, позволяет увидеть весь диапазон информации. Толщина книжного блока говорит нам об объеме информации. Толщина прочитанного блока, находящегося слева и блок не просмотренного материала — справа от читателя, говорит, какое количество страниц пройдено и сколько еще осталось. Сама

69

конструктивная форма информирует нас (а колонцифры уточняют), где именно мы находимся, предоставляя возможность сравнения.

Следует помнить об относительности размеров в виртуальной среде.

Читая с экрана компьютера файл, трудно оценить общий объем информации, так как номер страницы показывает нам, сколько страниц пройдено, а не, сколько осталось, и даже полоса прокрутки сбоку от окна сообщает об этом только условно. Ее наглядность не выразительна. Помимо навигационных преимуществ, книжная форма дает возможность более естественного для человека взаимодействия с объектом, в то время как следствия манипуляций в виртуальной среде, как правило, неочевидны, а сами протекающие процессы скрыты от глаз пользователя.

Нелинейность восприятия документов в виртуальной среде можно сравнить с картой или схемой, не имеющей физического начала или конца.

Важным моментом при работе с электронным текстом также является присутствие или отсутствие посредников. «Бумажное» восприятие происходит благодаря материальным и зрительным связям. Восприятие же экранного текста всегда опосредованно. Посредниками являются разного рода вводные устройства и манипуляторы, интерфейсы, экраны, программные алгоритмы и т.д.

Например, чтобы перелистнуть книжную страницу, человеку необходимо совершить одно движение, воздействующее на носитель. А текст со страницы книги воспринимается посредством отраженного света и механизма зрительного восприятия человека. При пролистывании страниц на экране монитора используется целая система, в том числе и технические устройства: рука человека, устройство ввода (мышь, клавиатура, тачпад, планшет), программа-драйвер, программа отображения электронного документа и т.д. Текстовой материал воспринимается с помощью свечения самого монитора. Только в букридерах, устройствах, предназначенных для чтения книг, экран не имеет собственного свечения, что полезно для глаз и текст воспринимается более естественно.

К особенностям виртуальной среды следует отнести обезличивание информации, перевод текста из печатного в электронный формат, так же, печатная техника обезличивает рукописный текст.

Печатная краска придает рельеф букве, иногда видимый невооруженным глазом, бумага — вещественность, имея фактуру, толщину, запах, пластичность. Текст, напечатанный на бумаге, кажется чем-то неизменным — посланием, вещественно засвидетельствованным автором. Его уже нельзя отменить или внести серьезные изменения, в подобном случае, это будет уже плагиат. Буква на экране представляет собой пучок электронов или набор диодов, которые произвольно отобразили эту форму; они непостоянны, являются временными носителями послания, а рукописные издания — носитель без возможности перезаписи.

70

Экранный текст — всегда копия, его оригинал — файл. Оригинал же всегда хранится в модуле памяти и вызывается к жизни лишь по требованию пользователя.

Следовательно, бумага не комментирует текст, а может лишь сообщить ему дополнительную выразительность, в то время как текст в виртуальной среде — всегда интерпретация, зависящая от свойств экрана, программного обеспечения, выставленных пользователем настроек и многих других параметров.

Хотелось бы остановиться на преимуществах интерактивной среды как носителя информации.

1. Разнообразные ресурсы использования текстовой информации. Нематериальность текста позволяет копировать, вносить изменения параллельно с процессом восприятия.

2. Интерактивная среда лучше подходит для публикации различных справочников, эн-

циклопедий, словарей.

3. Использование визуальных эффектов, анимаций, звука для увеличения наглядности

или производимого эффекта.

В то же время, восприятие электронных документов (периодических изданий, книг) значительно проигрывает печатным изданиям по психологическому комфорту и удобству на уровне простого манипулирования.

В наши дни как никогда стоит вопрос о внедрении достоинств, принадлежащих печатным изданиям в интерактивную среду. Что касается преимуществ виртуального текста, то они одновременно становятся его же недостатками.

К интерактивной среде относится клиповое чтение. Не секрет, что в настоящее время большинство людей говорят не словами, а фразами. И читают путем выхватывания слов и фраз из текста, которые высвечиваются «как лампочки». Именно такой способ чтения создает тип медиатекста, собирая частички разного рода образов, согласованных не обстоятельно, а только системно. Сам медиатекст сохраняется в качестве «слепого» рисунка различных условных знаков. В данном состоянии не формируется антиципирующее («угадывающее») чтение, которое выстраивается при классическом типе чтения. Информационная единица нелинейного сетевого текста — минимальный текстовой фрагмент (сообщение в блоге, анонс, заголовок и т.п.). Преимущества в чтении отдается небольшим текстам, длинные тексты читаются с большими усилиями.

Немаловажным фактом является то, что пользователи всемирной паутины мало когда прочитывают веб-страницы целиком. Они по диагонали просматривают текст, выбирая отдельные слова и предложения. Исследования, проводимые Джоном Моркесом (John Morkes) определили, что 75 % участников теста, встречая новую страницу, чаще только просматривали ее содержимое и изображения, и лишь 15 процентов участников прочитали каждое слово.

Клиповое чтение — принципиально дискретное (прерывистое), обрывочное чтение. Оно представляет собой «окружающий мир как мозаику одиночных, недостаточно согласованных друг с другом событий. Индивид прислушивается, присматривается

71

к тому, что они постоянно чередуются, меняются, испытывают необходимость в следующих.

Когда мы слышим слово «клип», представляем музыку, видео, т.к в переводе с англ. «dip» — «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка». Слово «клип» отправляет слушателя к нормам создания музыкальных видеороликов, видеоматериал показывает мало скоординированное друг с другом изображение. У человека формируется клиповое мировоззрение, строящееся по схеме построения музыкального клипа. Восприятие мира происходит как смена не взаимосвязанных между собой фрагментов, эпизодов, событий. Индивид не воспринимает картину целостно. Клиповое, нелинейное чтение выводит на арену нелинейное, клиповое мышление.

Философ и культуролог Ф.И. Гиренок считает данную перемену естественной и, вместе с тем соответствующей русской традиции: «...вот вы спросили, что сегодня происходит в философии, а происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, — на системе показа. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое» [3, С. 123]. Здесь не соблюдаются нормы закономерностей. Индивиду трудно лично составить логическую цепочку от общего к частному, и способности анализировать. Так, для развития способностей в некоторых университетах на факультете менеджмента студентам предлагают читать сложные традиционные тексты «не по специальности», для дальнейшего их обсуждения. Существуют профессиональные тренинги для обучения длительности концентрации внимания.

Психологи говорят, что люди с клиповым мышлением быстро и интуитивно принимают решения, как в компьютерной игре, без осознания большого объема информации. Это важно и незаменимо для принятия мгновенного решения, правда, не гарантируя его правильность. Необходимо отметить, что память у таких людей развита лучше, они мгновенно схватывают визуальную информацию и меньше устают от ее огромного потока. Но, их невизуальная память хуже: «проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне

У человека с клиповым мышлением сама жизнь начинает напоминать видеоклип, представляя собой не целостную картинку мира, а последовательность событий, не связанных между собой. Например, фильм «Город грехов», режиссера Р. Родригерса, построенный по законам клипа, четко показывает плюсы и минусы клипового мышления. Минусы в том, что зритель, обладающий клиповым мышлением, не в состоянии до конца проанализировать ситуацию, так как любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой: сцены

10 %».

72

фильма не связаны с предыдущими ни музыкой, ни сюжетом, ни настроением; не всегда понятен замысел автора, поэтому пересказ фильма становится обрывочным и не интересным. Экранная картинка фильма в основе черно-белая и очень контрастная, цветом выделены отдельные персонажи или связанные с ним детали — цвет глаз, одежды, брызги крови и т.д. Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, краткость подаваемой информации, акцент делается на эмоциях, сопереживание и сочувствие происходит сиюминутно, потому что сюжеты на экране меняются молниеносно. Плюсы видятся в том, что клиповое мышление — своеобразный механизм адаптации индивида к развитию современных технологий, что в какой-то степени защищает мозг от информационно-эмоциональной перегрузки, развивает многозначность (можно смотреть кино и одновременно переписываться в мессенджерах) и является вектором развития отношений человека с информацией. Клиповое мышление ускоряет реакцию — быстрое реагирование на разные стимулы и изменения отличают «людей экрана» от «людей книги», являясь естественным ходом истории. Доминированное кино, способствующее развитию клипового мышления, где форма сильнее содержания, а режиссура как искусство, слабее, чем техническое исполнение поставленных задач, ориентировано на возрастную группу от 12— 30 лет, которой нужна зрелищ-ность. Это и способ отдыха, и уход от реальности, что является живой иллюстрацией важной проблемы

Важно отметить, что у «людей монитора» принцип историзма и умение устанавливать причинно-следственные связи оказываются на начальном этапе. «Человек монитора» всегда деятелен, не переносит «пустого» времени, и «пустых» промежутков. Он погружается в мир «кнопочно-клавиатурного» общения в Сети в деловых и развлекательных сферах. Нами было отмечено, что при классическом стиле чтения, в зависимости от текстовой компетенции читателя, причастности к культурному пространству, текст может увеличиваться или сокращаться. При клиповом чтении человек извлекает из текста частично известные слова и фразы, которые при отсутствии общего культурного поля — трактуются субъективно. Затруднена возможность понимания текста. Это и называется сейчас интерактивностью: автор и читатель меняются местами. Такая интерактивность в одном направлении: читатель/ зритель может делать с авторским текстом все, а автор не может повлиять на его самовольное поведение.

В традиционном чтении также имеет место интерактивность, но другая: автор представляет текст, а у читаемой аудитории формируются всевозможные фигуры, изображения на основе авторских слов и смыслов. Следовательно, существуют различия традиционной литературной ситуации чтения и сетевой: форма меняет содержание, и сетевая интерактивность в различных ситуациях переходит в самокоммуникацию.

Философ Н.Б. Маньковская пишет: «грядет не смерть книги, но возникновение нового типа чтения: главным для читателя станет не понимать содержание книги, но пользоваться ею как механизмом, экспериментировать с ней. "Культура ризомы" станет для читателя своего рода "шведским столом": каждый будет брать с книги-тарелки, все, что захочет».

Клиповое чтение формирует у читателя неспособность к длительному сосредоточению и системному мышлению. Зато при такой поверхностности клиповый читатель легче, чем традиционный, переключается на другие тексты или иные занятия.

73

Роль культуры заключается в том, чтобы наделить аудиторию "экраном понятий", который в свою очередь, проектирует и соотносит собственное понимание с видимым окружающим миром. У традиционной культуры этот "экран понятий" имел логичную "сетчатую" структуру геометрической формы. Мозаичная или современная культура представляет монитор, состоящий из множества нитей, сплетенных беспорядочно. Индивидуум знает понемногу обо всем, но конструктивность его мышления ограничена.

Клиповое сознание — нерефлексивный тип сознания. Рефлексивность мировосприятия благоприятствует складыванию понятного и четкого образа мира.

И наконец, классический традиционный тип чтения развивает сопереживание, эмпатию.

Сегодня индустрия новостей уделяет много внимания понятию «клип» в микроконтексте понимания. Данное понятие возникло в 90-х годах ХХ века. С точки зрения философии и психологии рассматривается как особенность восприятия мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости.

Изначально именно СМИ выпустили всеобщий формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов, а не Глобальная Сеть. Под клипом понимается короткий набор тезисов, иллюстрируемый без определения контекста, так как контекстом для клипа является реальная действительность. Человек может свободно воспринимать и понимать видеоклип с помощью погружения в эту реальность. Увеличение объема информации способствует появлению клипового мышления. Канадский культуролог, теоретик и философ новых медиа М. Маклюэн пишет о том, что общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры.

Термин «клиповое мышление» за рубежом понимается намного шире — «клиповая культура» и находит отражение в работах американского футуролога Э. Тоффлера как современный феномен и воспринимается в роли информационной культуры будущего, построенной на нескончаемом мерцании видеоинформационных частей, удобный для слушателей определенного образа мышления.

Клип-культура создает такие неформатные формы восприятия, как «зеп-пинг» (англ. zapping, channel zapping — практика переключения каналов телевизора), когда люди без остановки переключают каналы ТВ и образуется некий образ, состоящий из кусочков информации и осколков впечатлений. Этот процесс ведет к постоянному запуску

74

новых событий, когда все увиденное изначально без перерыва во времени теряет собственный смысл и не нуждается в размышлении, воображении, осознании.

В 2010 году российский философ и культуролог К.Г. Фрумкин определяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»: динамизация темпов жизни и непосредственно связанное с ним увеличение диапазона информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего; потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно; рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Итак, понятие «клиповое мышление» принимает отрицательный смысл. Молодые люди читают урывками, слушают музыку в автомобилях, посредством телефона, получают информацию импульсами, не сосредотачиваясь на понятиях, а лишь на отдельных вспышках и образах. Но так ли это плохо и действительно ли только подростки, молодежь подвержены клиповому мышлению?

Давайте поговорим о позитивных и негативных моментах клипового мышления.

1. Негативные. Реальный мир состоит из мозаичных, малосвязанных моментов, частей различной информации. Так как постоянно происходит смена событий, у индивида возникает зависимость в чем-то новом: разговаривать в чате, искать нужную информацию в интернете, скачивать музыку, редижировать фото, играть в онлайн игры и т.д.

Позитивные. Клиповое мышление может быть отличным способом защиты организма от избежания нежелательного избытка информации. Когда индивид напичкан новостной средой, то мышление приспосабливается, подлаживается к новому мироощущению.

2. Негативные: у подростков и студентов «клиповость» проявляется более ярко и свя-

зано это, во-первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, и когда они этого не делают, начинается поиск интерактивных методов обучения и воздействия; во-вторых, с глобальной информатизацией общества и невероятно ускорившимся за последний десяток лет темпом обмена информацией, которая вселяет в подростка уверенность в быстром простом решении сложной для него задачи: зачем идти в библиотеку, чтобы взять, а затем прочитать «Войну и мир», когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть экранизацию романа, причем не Сергея Бондарчука, а Роберта Дорнхельма;

Позитивные: клиповое мышление — это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник, не вчера и исчезнет не завтра;

3. Отрицательные: клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глу-

бину усвоения материала;

Положительные: клиповое мышление придает динамизм познавательной деятельности: часто мы попадаем в ситуацию, когда что-то вспоминаем, но не до конца уверены в точности воспроизведения информации;

75

4. Отрицательные — теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фастфуда;

Положительные — великий классик Л.Н. Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

Список можно продолжить, ясно одно, клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Это феномен, присущий, по мнению Ларри Розена, поколению «I», воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, — их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом другие дела. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

По данному распределению преимуществ и недостатков клипового мышления можно выделить элементы наиболее показательные для его диаг-

Клиповое мышление — это, прежде всего, способ адаптации человека к новым информационным условиям. Его обладатели, люди нового когнитивного стиля, вовсе не являются интеллектуально неполноценными — наоборот, они в совершенстве владеют многими необходимыми навыками и умениями.

Выдающийся советский педагог И.Я. Лернер определил приемы нестандартного мышления, которыми обладает и современный носитель клипового мышления. К ним относятся:

• способность самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию;

• умения определять новые функции знакомого объекта;

• Способность воспринимать новые проблемы в знакомых ситуациях;

• умение определить структуру объекта, который изучается;

• развитая память;

• умение формировать и высказывать мысли;

• развитое воображение.

Кроме того, существенными характеристиками теоретического мышления являются:

• высокий уровень обобщения и опосредованности в отражении действительности;

• оперирование абстрактными понятиями и суждениями;

• выявление связей и закономерностей между предметами и явлениями мира;

• построение теоретических моделей, создание теорий.

Такое мышление позволит его обладателю продуктивно потреблять и усваивать современный поток информации и, вместе с тем, обеспечит сохранение и развитие его творческих способностей и аналитической деятельности.

ностики.

76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ работ таких исследователей, как Р. Арнхейм, Э. де Боно, Дж. Гилфорд, Л.С. Выготский, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. позволил нам выделить и сравнить существенные характеристики видов мышления.

В таблице представлены три типа мышления: клиповое, творческое и теоретическое.

Таблица 1

Характеристика типов мышления

Клиповое мышление Творческое мышление Теоретическое мышление

Способность к многозадачности Беглость Высокий уровень обобщения и опосредованности в отражении действительности

Семантическая гибкость (способность к работе с большим количеством разнообразных идей Семантическая гибкость (рассмотреть объект со всех сторон, учитывая все его значения и принципы, выявить потенциал) Оперирование абстрактными понятиями и суждениями; обобщенными абстрактными образами

Подвижность (быстрый переход от одного аспекта проблемы к другому, принятие разнообразных точек зрения) Образная гибкость (адаптивное восприятие, умение изменить видение объекта) Выявление связей и закономерностей между предметами и явлениями окружающего мира

Преобладание визуального восприятия информации Спонтанная гибкость (способность переключаться с одной мысли на другую, генерировать разную информацию, спонтанно придумывать идеи в разных ситуациях) Построение теоретических моделей, создание теорий

Импульсивность и поспешность в принятии решений. Стереотипность Оригинальность

Запоминание большого количества информации без учета сущностного содержания Способность к детальной разработке идеи и/или задачи

Ориентировка в разнородном информационном потоке Познание законов и правил

Быстрая утомляемость

Отсутствие системности мышления

Снижение способности к анализу Эвристический метод решения задач Анализ как способ обнаружения генетической основы некоторого целого

Снижение коэффициента усвоения знаний

Податливость к манипуляциям и влиянию

77

Клиповое мышление — это мышление теоретического уровня, оперирующее не только абстрактными, но и обобщенными понятиями. Эффективное оперирование информацией в визуальной форме может стать важным переходом от клипового мышления к творческому и теоретическому.

В качестве основных причин проявления и формирования клипового мышления можно выделить следующие: влияние средств массовой информации и молодежные предпочтения в выборе источника информации; характеристики самого мышления — его беглости, скорости, оригинальности, утомляемости в процессе мышления и т.д.

Для определения наличия качеств клипового мышления, а также уровня проявления основных характеристик клипового мышления у молодых людей был проведен тест. Целенаправленный процесс формирования типа мышления современного человека, включающего компоненты клипового мышления, возможен с опорой на общие характеристики теоретического и творческого мышления. Основываясь на этом положении, был модифицирован тест на мышление и креативность американского психолога Дж. Брунера. Была использована анкета, которая включала 22 вопроса. Вопросы были направлены на получение следующей информации о респондентах: предпочтение текстовой или образной информации; роль представления информации (текст, визуальный ряд, или равнозначно и то и другое; использование символической кодировки информации; выбор цветового решения представления информации (полихромное или черно-белое); взаимосвязь между действиями и обсуждением самих действий; степень и скорость обработки информации; ориентировка в разнородном информационном потоке; степень утомляемости и т.д.

В ходе исследования методом раздаточного анкетирования были опрошены 21 человек в возрасте от 16 до 19, от 20 до 25, и 25-35 лет. По результатам анкетирования по модифицированному тесту Дж. Брунера, было установлено, что, компоненты клипового мышления больше всего проявляются у представителей самой младшей категории молодых людей от 16 до 19 лет. Однако показатели творческого мышления выявились в этой группе только у 1 человека — 14,2 %. Теоретическое мышление было отмечено у 2-х человек (28,5 %), а клиповое мышление — у 3-х (42,8 %). В возрастной категории 20-25 лет, было отмечено количество компонентов теоретического мышления у 3-х человек (42,8 %), у 2-х человек (28,5 %) творческое мышление и также у 2-х (28,5 %) клиповое. Развитие творческого мышления у 2-х человек и клипового тоже у 2-х человек (по 22,2 %). В категории молодежи от 25-35 лет, больше всего было отмечено компонентов теоретического мышления. Показатели были выявлены у 4-х человек (57,1 %). Творческое мышление было выявлено у 2-х человек (28,5 %) и компоненты клипового мышления самые низкие только у 1-го человека (14,2 %).

Таким образом, по результатам исследования, можно сделать следующие выводы. Молодые люди все больше предпочитают видеоинформацию книгам и газетам. Люди все больше предпочитают воспринимать информацию с телепрограмм, интернета и видеоматериалов. Мышление

78

Таблица 1. Определение компонентов клипового мышления

Возрастная категория Теоретическое мышление Творческое мышление Клиповое мышление

16 - 19 лет 2 (28,5 %) 1 (14,2 %) 3 (42,8 %)

20 — 25 лет 3 (42,8 %) 2 (28,5 %) 2 (28,5 %)

25 — 35 лет 4 (57,1 %) 2 (28,5 %) 1 (14,2 %)

Результаты данной методики представлены также на рисунке.

современных людей характеризуется ограниченным количеством идей и вариантов решения задач. Молодых людей все меньше интересуют точные науки. Большинство людей склонны оставлять работу незавершенной. Молодые люди склонны к выполнению нескольких задач одновременно. Респонденты способны достаточно быстро воспринимать информацию, однако ощущают трудности с ее анализом. Молодые люди предпочитают воспринимать информацию в рисунках, а не в текстовом формате. Все меньше людей обладают творческим мышлением. Большинство людей испытывают усталость в процессе умственного труда.

Клиповое мышление — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.

Клиповое мышление по своей сущности во многом соприкасается с понятием когнитивного стиля.

Носители такого типа восприятия окружающего мира потребляют не рациональные логические построения, а отдельные запоминающиеся фрагменты (часто оказывающиеся

79

аудиовизуальными отрывками). Такой механизм мышления позволяет перерабатывать больший объем информации, однако он не дает возможности критически отнестись к получаемым месседжам. Исследователи отмечают, что уровень рефлексии у обладателей клипового сознания ниже: такие люди не задумываются, они успевают только получать огромное количество информации. Поэтому манипулятивные технологии, применяемые в отношении носителей клипового мышления, оказываются гораздо более действенными. Усваивая готовые образы и суждения, люди принимают полученные установки на веру и не размышляют об их правильности и справедливости. Многие ученые считают, что сегодня можно утверждать, что из-за распространения клипового сознания наше общество стоит перед угрозой культурной деградации.

Клиповому мышлению противопоставляется мышление теоретическое, основанное на понятийном способе восприятия информации, особенностью которого является последовательный подход, преимущественно через текст.

Таким образом, клиповое мышление значительно влияет сегодня на развитие общества и каждого отдельного человека, что отражается в проблемах с концентрацией внимания, неумения «фильтровать» полученную информацию и т.д. С каждым годом людей, мыслящих понятийным образом, становится все меньше. Среди основных причин этого называются возросший темп жизни, постоянно растущий поток новой информации и количества дел, которыми человек занимается одновременно.

Мир стремительно меняется, и мышление меняется, подстраиваясь к новым тенденциям. Приходят поколения, выросшие в интернете и привыкшие к клип-культуре, быстро осваивающие все современные технологии. Они строят свой виртуальный мир, где учатся и работают, знакомятся и общаются, покупают и развлекаются. Молодые люди хотят интерактивных методов обучения, смены деятельности, многозадачности и мобильности. Организовав культуру потребления информации, человек сможет использовать возникшие феномены конструктивно на благо человечества.

Клиповое мышление — это факт, который необходимо принять. Следовательно, для педагогического сообщества продолжают оставаться актуальными необходимость поиска, разработки и имплементации подходов, учитывающих эту особенность обучающихся. Для журналистского сообщества важно четко осознавать — если ты работаешь с этой аудиторией, то должен и сам развиваться, постигая новые символические коды. Возрастающая роль информационного обмена в современном обществе не может вызывать сомнений.

Литература

1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна "Пси-

80

хология человека в современном мире". Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. — М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. — С. 110-112.

2. Восприятие текстов пользователями во всемирной паутине [Электронный ресурс] http:// advego-pro.ru/vosprijatie-tekstov-polzovateljami.html.

3. Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. — М.: Академический проект. 2008. — 235с.

4. Докука С. Клиповое мышление у digital natives: преимущества и недостатки [Электронный ресурс] http://ru.scribd.com/doc/

5. Кашин С. Цифровой удар / С. Кашин // Секрет фирмы. — 2010. — № 8. — С. 63

6. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). — М.: Академический проект, 2005. — 496 с.

7. Rosen L. Me, MySpace, and I: Parenting the Net Generation. — N.Y., 2007. — 258 с.

8. Семеновских Т.В. Клиповое мышление — феномен современности. Интернет — журнал «Науковедение» — 2013. — №1

9. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. — №1. — [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm].

10. Фельдман А. Клиповое мышление http://www.ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.

CLIPPING THINKING: REALITY AND PERSPECTIVES

Mitrofanova I.I.

Mitrofanova_ii@rudn.university Moscow, Russian University Friendship of People

(RUDN University)

Abstract

The article is dedicated to the actual topic of modern society — interactive forms of communication. The author of the article describes the tendencies of the appearance and development of the digital text, its structure, advantages and disadvantages. The concept of "clipping reading" is given as a discrete reading. The question of "clipping thinking" as a socio-psychological phenomenon is considered, and interpretation and features of its manifestation in the social environment are given.

Keywords: Gutenberg printing press, computer content, hard copy, digital text, clip reading, hinting, clip thinking.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.