Научная статья на тему 'КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОСТРЫХ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ У РАБОЧИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОСТРЫХ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ У РАБОЧИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — E.Д. Савилов, Г.В. Ленок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents epidemiological and clinical findings in patients with acute viral hepatitis A, B, or C, whose occupation is associated with the entrance of chemicals into the working area air. Patients who are not engaged in chemical industry are a control group. It has been found that adults who had adverse working conditions show an intensified epidemic process of acute viral hepatitis and a more aggravated infectious process. It is necessary to regard workers at chemical industrial enterprises as a risk group who will have more severe acute viral hepatitis of different etiology.

Текст научной работы на тему «КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОСТРЫХ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ У РАБОЧИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

днями животных на эмоциональный стресс, вызванный виброустановкой (вторичный, опосредованный фактор).

Выводы. 1. Экспериментальное воздействие вибрации частотой 32 Гц оказывает модифицирующее влияние на течение спонтанного мутагенеза у крыс.

2. Преобладающим типом модифицирующего эффекта вибрации является торможение спонтанного мутагенеза, что выражается в снижении числа МЯ в ПХЭ костного мозга к 20-м суткам вибрационного воздействия и на протяжении 30 дней воздействия.

3. В механизм "антимутагенного" действия вибрации основной вклад вносит, по-видимому, не первичный фактор (вибрация), а вторичный — эмоциональный стресс и реакции, сопровождающие его (учащение актов мочеиспускания и дефекации). Эти физиологические реакции могут модифицировать эффекты непосредственного воздействия вибрации на органы и ткани животных. В связи с этим следует поставить вопрос об адекватности переноса результатов, полученных на животных, на

человека в плане расшифровки механизмов развития вибрационной патологии.

Литература

1. Зайцев Г. Н. Математическая статистика в экспериментальной ботанике. — М., 1984.

2. Микроядерный анализ и цитогенетическая нестабильность / Ильинский Н. Н., Новицкий В. В., Ванчугова Н. Н., Ильинских И. Н. — Томск, 1991.

3. Сигова Н. В., Ванчугова Н. Н.у Фраш В. Н. // Гиг. и сан. - 1998. - № 5. - С. 15-18.

4. Frasch V. N., Ubacov S. A., Beljaev V. S., Vanchugova N. N. II International Symposium on Biological Monitoring Occupational Health. — Helsinki, 1996. — P. 183.

Поступила 28.08.2000

Summary. The paper presents data on the impact of vibration (32 Hz) on spontaneous mutagenisis in mammals. Higher counts of micronuclei were found in the bone marrow polychromophilic red blood cells in rats on day 5 of exposure to vibration, there was a reduction in their counts by day 20 and their recovery by day 30, and their steady-state decrease within 30 days after vibration discontinuation. The involvement of emotional stress in the mechanism of antimutagenic action of vibration is considered.

© Е. Д. САВИЛОВ, Г. В. ЛЕНОК, 2001 УДК 613.62:616.36-002.022:578.8911-07

Е. Д. Савилов, Г. В. Ленок

КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОСТРЫХ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ У РАБОЧИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Институт эпидемиологии и микробиологии Научного центра медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН, Иркутск; Государственный институт усовершенствования врачей, Иркутск

В настоящее время высокий уровень заболеваемости различной этиологии многие авторы связывают с влиянием техногенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Круг исследований, посвященных этому вопросу, достаточно широк. Однако остается малоизученной проблема,

связанная с воздействием загрязнения окружающей среды как на клинические проявления инфекционных болезней (организменный уровень), так и на инфекционную заболеваемость (популяцион-ный уровень). Эти исследования представляют собой большой научный и практический интерес еще и потому, что за последние десятилетия клиника и эпидемиология некоторых инфекций изменились больше, чем за всю историю наблюдения за этим классом патологии. Признание того, что эволюция заразных болезней — это не только феномен, имеющий место в далеком прошлом, но и явление нашей действительности, дало основание В. И. Покровскому и соавт. [1] ввести такое понятие, как современная эволюция эпидемического процесса". Это в свою очередь требует постоянного слежения как за многолетней динамикой эпидемического процесса, так и за изменением клинических проявлений инфекционной патологии в экологически неблагоприятных условиях. Детальная разработка этого вопроса — настоятельная проблема сегодняшнего дня, поскольку, как отмечают В. И. Покровский и соавт. [1], требуется методологический подход к изучению и профилактике инфекций в направлении не от болезней к ее причинам (детерминантам), а от детерминант к болезням. В про-

it

тивном случае и наука, и практика будут обречены следовать за событиями, а не опережать их.

В контексте рассматриваемой проблемы следует отметить, что для здравоохранения мира актуальнейшей проблемой остается заболеваемость вирусными гепатитами [5]. Е. П. Шувалова [4] называет проблему вирусных гепатитов самой серьезной проблемой в ряду вирусных болезней. Ежегодно почти 1/3 коек (31,5—39,4%) в инфекционных стационарах занята этими больными.

Вместе с тем существующие материалы по проблеме "техногенное загрязнение окружающей сре-

ды — вирусные гепатиты весьма немногочисленны и разрозненны. Что же касается такого аспекта указанной проблемы, как особенности вирусных гепатитов у лиц, подвергающихся воздействию неблагоприятных профессиональных факторов, то данные такого рода приводятся зачастую без этиологической расшифровки и ограничиваются преимущественно организменным уровнем исследований, что хорошо иллюстрируют материалы, представленные нами ранее в обзоре литературы [3].

Исходя из вышеизложенного, целью настоящего сообщения является обоснование клинико-эпи-демиологических особенностей острых вирусных гепатитов А, В и С у рабочих предприятий химической промышленности.

Представленные исследования были проведены в промышленном центре Восточной Сибири Ангарске, градообразующим комплексом которого являются предприятия нефтехимической, нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Основу указанных предприятий составляет ряд

заводов нефтехимической промышленности под единым названием Акционерное общество "Ангарская нефтехимическая компания" (АО АНХК).

В основу работы положены наблюдения за 1606 больными острыми вирусными гепатитами А, В и С (ОВГА, ОВГВ и ОВГС соответственно), проживающими в Ангарске и находившимися на стационарном лечении в этом же городе. Оценка клинического материала была проведена по данным историй болезни и личным наблюдениям за 1994— 1998 гг., а ретроспективный анализ соответствующей заболеваемости (по материалам центра Госсанэпиднадзора) — за 1989—1997 гг. для вирусных гепатитов А и В и за 1995—1997 гг. для вирусного гепатита С.

Клинико-эпидемиологические исследования в опытной группе населения составили больные (192 человека), работающие на АО АНХК, т. е. связанные по роду своей профессиональной деятельности с поступлением химических веществ в воздух рабочей зоны. Число больных по отдельным нозологическим видам острых вирусных гепатитов было следующим: ОВГА — 91 человек, ОВГВ — 70 человек, ОВГС — 24 человека, микст-инфекция (ОВГВ и ОВГС) — 7 человек.

Контрольную группу составили больные (1414 человек), не работающие на АО АНХК и, следовательно, не испытывающие воздействия загрязненного воздуха производственных помещений (прочее взрослое население города). Соотношение обследованных больных по отдельным этиологическим видам вирусных гепатитов соответствовало таковому в опытной группе и составляло 754, 571, 80 и 9 человек соответственно.

Клинические и лабораторные исследования проводили общепринятыми методами. Обработку клинических и эпидемиологических данных осуществляли по различным параметрическим и непараметрическим критериям статистики [2].

Полученные материалы свидетельствуют о неблагоприятной тенденции в заболеваемости вирусными гепатитами у населения, связанного по своей работе с химическими факторами воздуха рабочей зоны. Например, для ОВГА в первые годы рассматриваемого периода уровень заболеваемости взрослого населения Ангарска превышал в 3—4 раза соответствующие показатели у работающих на АО АНХК. В последние же годы эти различия уменьшились, а в 1997 г. сопоставимые фактические показатели практически сравнялись. Особенно наглядно расхождения в движении заболеваемости в сравниваемых группах населения видны при сравнении количественных показателей скорости динамики сопоставляемых динамических рядов. Коэффициент регрессии из соответствующего уравнения при описании динамики заболеваемости контрольной группы взрослого населения имеет отрицательную величину и составляет -12,4, а для работающих на АНХК +1,9. Темпы прироста (рассчитанные по выровненным данным из средней геометрической) составляют —7,3 и +2,9% соответственно.

Еще более наглядно эта особенность проявляется для гепатита В. В последние годы показатели заболеваемости в рассматриваемой группе риска значительно превышали аналогичные показатели для прочего взрослого населения Ангарска. Коэффициенты регрессии и темпы прироста в целом для

всего взрослого населения составляют +5,2 и

+ 14,4%, а для работающих на АНХК +9,9 и +59,9%

соответственно.

Для показателей заболеваемости ОВГС получены аналогичные зависимости.

Выявленные эпидемиологические особенности в движении заболеваемости отразились и на тяжести протекающего инфекционного процесса, которая напрямую зависела от условий труда работающих. Сопоставление выраженности симптомов болезни у больных в выделенных группах населения выявило более тяжелое их течение (по частоте проявления симптомов) для всех рассматриваемых этиологических форм вирусных гепатитов у работников АО АНХК по сравнению с контрольной группой населения (р < 0,05 для каждой из нозологических форм). При этом для ОВГА и ОВГВ указанная закономерность имела место для желтушного и преджелтушного периода заболевания соответственно, а для ОВГС эти различия выявлены для обоих периодов.

Легкие формы заболевания при всех видах вирусных гепатитов имели место лишь в контрольной группе, представляющей "прочее" взрослое население, и полностью отсутствовали у больных, связанных по своей производственной деятельности с предприятиями химической промышленности. Тяжелая форма заболевания отмечалась лишь у работающих в АО АНХК (ОВГА) или превалировала по сравнению с контрольной группой населения при ОВГВ и ОВГС. Соответственно и среднетяжелая форма отмечалась на более высоком уровне у лиц, связанных по своей профессиональной деятельности с предприятиями химической промышленности. Особенно наглядно эти расхождения отмечены для больных острым гепатитом А.

Выявленные клинические особенности различных видов вирусных гепатитов у больных, работающих в неблагоприятных экологических условиях, сказались и на длительности их пребывания в стационаре. Средняя продолжительность койко-дня была выше у больных 1-й группы (работающих в АО АНХК). Несмотря на то что эти различия не носили достоверного характера, можно утверждать о наличии выраженной тенденции между сравниваемыми группами населения в связи с тем, что повышенные показатели пребывания больных 1-й группы в стационаре имели место при всех видах вирусных гепатитов, в том числе при микст-инфекции.

Выявленная закономерность более тяжелого течения вирусных гепатитов у рабочих, связанных с вредными условиями труда, подтверждается и такими критериями, как сроки обращаемости, установления диагноза и госпитализации со дня заболевания. У больных этой группы населения указанные показатели имеют значительно меньшую величину для всех видов вирусных гепатитов.

Выводы. 1. У рабочих предприятий химической промышленности имеет место интенсификация эпидемического процесса острых вирусных гепатитов и утяжеление течения инфекционного процесса.

2. Необходимо рассматривать взрослое население, работающее на предприятиях химической промышленности, как группу риска по развитию у них более тяжелого течения острых вирусных гепатитов различной этиологии.

Литература

1.

2.

3.

4.

Покровский В. ИЧеркасский Б. Л., Солодовников Ю. П. // Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней. — М., 1993. — Т. 1. — С. 25—37.

Применение статистических методов в эпидемиологическом анализе / Савилов Е. Д., Мамонтова Л. В., Астафьев В. А., Иванова Л. В. — Новосибирск, 1993.

Савилов Е. Д., Лебедев В. И., Козлова О. Т. 11 Бюл. СО АМН СССР. - 1983. - № 5. - С. 114-116.

Шувалова Е. П. // Вестн. РАМН. - 1998. - № 4. -С. 37-42.

5.

Deborcî T., Buisson К // Bull. Soc. Pathol. Exot. -Vol. 91, N 5. - P. 428-431.

1998.

Поступила 20.11.2000

Summary. The paper presents epidemiological and clinical findings in patients with acute viral hepatitis A, B, or C, whose occupation is associated with the entrance of chemicals into the working area air. Patients who are not engaged in chemical industry are a control group. It has been found that adults who had adverse working conditions show an intensified epidemic process of acute viral hepatitis and a more aggravated infectious process. It is necessary to regard workers at chemical industrial enterprises as a risk group who will have more severe acute viral hepatitis of different etiology.

© г. В. ПАВЛОВА, Ю. г. ТАРАСОВА, 20р1 УДК 613.632:616-053.2

Г. В. Павлова, Ю. Г. Тарасова

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАБОЧИХ ПРОИЗВОДСТВА ПЕНОПОЛИУРЕТАНОВ

Ижевская государственная медицинская академия

Установлено, что влияние химических веществ, групп в большинстве своем (82,1%) посещали один с которыми контактируют родители на производстве, отражается на состоянии здоровья их детей [4]. При получении изделий из пенополиуретана (ППУ) для автомобилестроения используется около 20 химических соединений, основными из которых являются полиэфиры и изоцианаты, остальные применяются в качестве стабилизаторов, красителей, вспенивателей и т. д. [3]. Наиболее токсичными из них являются изоцианаты, в частности толуилендиизоцианат, который по классу опасности относится к чрезвычайно опасным [1].

Микроклимат в производстве ППУ характеризуется следующими особенностями: несколько по-

вышенной температурой воздуха, пониженной относительной влажностью (особенно в холодный период года) и соответствующей нормативным показателям подвижностью воздуха.

Труд рабочих-операторов производства ППУ связан с обслуживанием конвейера и относится к

напряженному со средней степенью тяжести.

В литературе имеются сведения, что вдыхание изоцианатов на производстве вызывает серьезные заболевания у работающих: фарингиты, респираторные болезни верхних дыхательных путей, бронхиты, пневмонии, бронхиальную астму, аллергические проявления, эндокринные изменения [2], которые, по нашему мнению, могут отразиться на состоянии здоровья их детей.

Исходя из этого, целью нашего исследования было изучить состояние физического развития и заболеваемость детей рабочих производства ППУ.

Состояние здоровья и показатели физического развития детей анализировали по результатам медосмотра, организованного гигиенистами, стоматологами и педиатрами, сотрудниками медицинской академии и проводимого в поликлинике МСЧ завода, куда приглашали детей с родителями—рабочими Ижевского завода пластмасс (ИЗП) и детей, проживающих на территории обслуживания поликлиники. Всего было осмотрено 348 детей в возрасте от 0,5 до 14 лет. Первую группу составили дети рабочих ИЗП, 2-ю группу — дети рабочих и служащих, в анамнезе которых не значились неблагоприятные условия труда. Дети-дошкольники обеих

и тот же детскии сад.

Для анализа показателей состояния здоровья детей рабочих и более точной оценки косвенного влияния на него неблагоприятных производственных факторов родителей мы изучили 468 карт развития ребенка (Ф № 112/у) и анкет. Все карты и анкеты также были разделены на 2 группы в зависимости от производственной вредности родителей. Кроме того, нами были проанализированы отчетные формы № 16—ВН в отношении дней тру-допотерь по уходу за детьми.

Оценку показателей физического развития каждого ребенка проводили путем сравнения обследуемых групп детей по средним показателям (абсолютных величин роста и массы) и центильным методом.

Динамика физического развития была изучена у 227 детей по ретроспективным данным (период новорожденное™ и показатели физического развития на момент обследования), оценку проводили центильным методом.

Для оценки состояния твердых тканей зубов у всех обследуемых детей проводили определение интенсивности кариеса (КП зубов — для молочного прикуса, КПУ ± кп зубов — для сменного прикуса, КП полостей) и распространенности гипоплазии эмали зубов.

Определение кальция и неорганического фосфора в смешанной слюне проводили по оптической плотности на фотоэлектроколориметре при длине волны 550 нм для кальция, 380 нм для фосфора.

Проведенное исследование показало, что ретроспективно средние величины роста и массы новорожденных детей (мальчиков и девочек) 1-й и 2-й групп различаются незначительно и разница между ними недостоверна, р > 0,05. В то же время если сравнивать средние величины массы тела мальчиков в зависимости от того, кто из родителей работает на ИЗП, то окажется, что мальчики, отцы которых работают на заводе, имеют достоверно меньшую массу и рост, чем масса и рост мальчиков, рожденных работницами ИЗП ~ (соответственно 3100 ± 143,67 г, 51,4 ± 0,92 см и 3510 ± 112,97 г, 53,1 ± 0,81 см; р < 0,01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.