Научная статья на тему 'Клиентские депозитарии российских коммерческих банков, современное состояние и проблемы развития'

Клиентские депозитарии российских коммерческих банков, современное состояние и проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравчук А.Н.

Клиентские депозитарии в России преимущественно являются структурными подразделениями коммерческих банков. Это связано, прежде всего, с тем, что депозитарные операции сами по себе являются убыточными, а банки, для которых эта деятельность не является основной, имеют достаточно возможностей для покрытия расходов по этому виду деятельности. Преимущества банков на рынке депозитарных услуг очевидны. На сегодняшний день банки обладают финансовым потенциалом, располагают квалифицированными кадрами, имеют развитые информационные технологии и технологии работы на рынке ценных бумаг. Немаловажным фактором является и то, что рынок ценных бумаг изначально складывался и формировался коммерческими банками, так как на тот момент они были единственным финансовым институтом, способным создать жизнеспособную инфраструктуру рынка ценных бумаг...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клиентские депозитарии российских коммерческих банков, современное состояние и проблемы развития»

клиентские депозитарии россииских коммерческих банков, современное состояние и проблемы развития

Клиентские депозитарии в России преимущественно являются структурными подразделениями коммерческих банков. Это связано, прежде всего, с тем, что депозитарные операции сами по себе являются убыточными, а банки, для которых эта деятельность не является основной, имеют достаточно возможностей для покрытия расходов по этому виду деятельности. Преимущества банков на рынке депозитарных услуг очевидны. На сегодняшний день банки обладают финансовым потенциалом, располагают квалифицированными кадрами, имеют развитые информационные технологии и технологии работы на рынке ценных бумаг. Немаловажным фактором является и то, что рынок ценных бумаг изначально складывался и формировался коммерческими банками, так как на тот момент они были единственным финансовым институтом, способным создать жизнеспособную инфраструктуру рынка ценных бумаг [ 1].

В России в законодательных/нормативных документах и на практике получил распространение термин «депозитарная деятельность». Термин «кастодиан» начал использоваться в литературе и среди специалистов сравнительно недавно, причем однозначное толкование отличий между этими двумя понятиями отсутствует. Это обусловлено тем, что депозитарии и кастодианы объединяет основная предоставляемая ими услуга — ответственное хранение ценных бумаг, которое трактуется как хранение сертификатов ценных бумаг, обеспечение учета и перехода прав собственности на ценные бумаги клиента [4].

Основной задачей кастодиана является предоставление клиенту широкого круга (комплекса) персонифицированных в зависимости от его запросов услуг, связанных с обеспечением сохранности прав на ценные бумаги клиента и реализации прав, ими удостоверяемых, а также с исполнением сделок с ценными бумагами.

Персонификация услуг подразумевает индивидуальный подход к каждому из клиентов и может

А.Н. кРАВчУк, старший кредитный экспедитор Тверской филиал ОАО Банк «Уралсиб»

проявляться не только в разнообразии комбинаций услуг, предоставляемых кастодианом каждому из клиентов, но и в дифференциации сроков, объема и форматов предоставления отчетности клиенту, персонифицированном информационном обеспечении, открытии и ведении счетов в указанных клиентом валютах и т. д. Специфика взаимоотношений клиента и кастодиана отражается в договоре между ними, который в отличие от договора с депозитарием не является стандартным.

Если клиентами депозитария могут являться лишь профессиональные участники рынка ценных бумаг, то клиентуру кастодиана помимо банков составляют непосредственные инвесторы: институциональные (инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании) и частные (лица с большим собственным капиталом) или действующие в их интересах управляющие инвестиционных портфелей. При этом институциональные инвесторы являются основными потребителями услуг кастодиана [1].

К основным услугам кастодиана относят: 1) проведение расчетов по заключенным сделкам на внутренних и зарубежных рынках (как по ценным бумагам, так и по денежным средствам). Под расчетами понимают элемент сделки, заключающийся в выполнении обязательств двумя сторонами по сделке: перевод денежных средств покупателем в обмен на поставку ценных бумаг продавцом, или наоборот. Роль кастодиана в этом процессе заключается в получении данных по сделке, их проверке, вводе в систему учета ценных бумаг; проверке счетов клиента на предмет наличия на них необходимого количества ценных бумаг/денежных средств для исполнения сделки; получении подтверждения о клиринге и расчете сделок (поставке против платежа) от депозитарно-клиринговой системы (в случае, если таковая используется); осуществлении пе-

ререгистрации ценных бумаг в реестре (депозитарии) на имя покупателя или его кастодиана (в случае, если не используется депозитарно-клиринговая система); обеспечении процесса получения/перевода денежных средств в обмен на поставленные/проданные ценные бумаги (открытие валютного счета, если необходимо); разрешении проблем клиента, в случае, если сделка не может быть по каким-либо причинам исполнена и т. д.;

2) сбор и выплата дивидендов, процентов и иных доходов по ценным бумагам;

3) обеспечение клиента информацией от эмитента, адресованной акционерам, включая рассылку бюллетеней для голосования, финансовых отчетов, сведений о корпоративных мероприятиях и т. п.;

4) голосование по доверенности, выданной клиентом;

5) обслуживание корпоративных действий эмитента (дробление, консолидация, конвертация, погашение, аннулирование, реализация преимущественных прав владельцев ценных бумаг при приобретении ценных бумаг новых выпусков);

6) расчет стоимости инвестиционного портфеля клиента;

7) предоставление отчетности по совершенным операциям и состоянию активов;

8) удержание и уплата налогов, отслеживание изменений налогового законодательства и осуществление соответствующих действий по их законному снижению;

9) контроль за соответствием деятельности управляющего инвестиционным фондом нормативам и правилам фонда.

Спектр дополнительных услуг возник и продолжает расширяться в результате развития инвестиционных процессов на международном рынке, конкурентной борьбы кастодианов за привлечение клиентов, многие из которых (это касается в основном институциональных инвесторов) ориентируются на организации, способные предоставить интегрированные услуги, включающие помимо сугубо кастодиальных также банковские (обмен валют, кредитование и пр.), трастовые (управление инвестициями) и т.д. Поэтому если говорят, что кастодиан осуществляет управление инвестициями клиента, это не означает, что эта услуга исполняется именно кастодиальным подразделением организации [4].

К так называемым дополнительным услугам относят:

1) составление мультивалютной бухгалтерской отчетности в соответствии с потребностями клиента;

2) прогнозирование движения наличных средств клиента;

3) инвестиционное консультирование, включая анализ финансового состояния эмитентов, а также предоставление сведений по международным фондовым рынкам;

4) краткосрочное кредитование ценными бумагами как средство для обеспечения своевременного проведения сделок брокерами/дилерами и как дополнительный источник поступлений по инвестиционному портфелю;

5) доверительное управление средствами клиента;

6) анализ и подготовку отчетов по управлению инвестиционным портфелем.

С дальнейшим развитием кастодиальной деятельности, которая уже совершила эволюцию от пассивных услуг по простому физическому хранению ценных бумаг к функциям, органично вписанным в инвестиционный процесс, перечисленные выше услуги станут характерными для большинства кастодианов. Поэтому те из услуг, которые включены сейчас в группу «дополнительных «будут стоять в одном ряду с «основными». В то же время появятся новые виды «дополнительных услуг», которые будут свойственны лишь отдельным кастодианам. Таким образом, депозитарные услуги, оказываемые институциональным инвесторам наряду с некоторыми видами банковских услуг, в международном масштабе являются составным элементом глобальных услуг по ценным бумагам.

Кастодиальный бизнес является бизнесом с весьма высоким уровнем персонификации. Это обусловлено тем, что потребителями кастодиаль-ных услуг являются крупные инвесторы, требующие особого внимания к своим потребностям на рынке капитала.

Для оказания персонифицированных услуг кастодианы используют инфраструктуру рынка капиталов. Функционирование инфраструктуры может быть весьма сложным, при этом, однако, оно основано на стандартных процедурах, которым обязаны следовать все участники.

Кастодианы занимают особое место по отношению к инфраструктуре, «замещая» в ней реальных владельцев ценных бумаг. Можно сказать, что для клиентов кастодиан «олицетворяет» инфра-стуктуру рынка, являясь своего рода транслятором персональных запросов клиента на стандартный язык рыночной инфраструктуры.

12

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Таким образом, в деятельности кастодианов выделяются две составные части: взаимодействие с клиентами и взаимодействие с инфраструктурой рынка капиталов (customer & street side) [3].

Взаимодействие с клиентами, где каждый кастодиан действует на основании персонифицированных договоров и собственных внутренних правил, является областью, наименее доступной для обобщений. Эта область до некоторой степени регулируется законодательными актами, положениями регулирующих органов и правилами профессиональных организаций участников рынка.

Взаимодействие с инфраструктурой рынка ценных бумаг играет базовую роль в деятельности кастодиана. Доступ кастодианов к услугам, предоставляемым другими инфраструктурными звеньями, создает основу для услуг, которые кастодиан оказывает своим клиентам. Сложившаяся инфраструктура определяет условия функционирования кастодианов и закладывает механизмы реализации кастодиальных услуг. Эти условия значительно влияют на характер и стоимость услуг кастодиана, величину рисков, которым подвержены кастодиа-ны и их клиенты.

Необходимо отметить, что с расширением географии капиталовложений и развитием международных рынков ценных бумаг приведенный признак отличия депозитария от кастодиана по кругу клиентов становится менее значимым. Выделяются кастодианы (глобальные кастодианы, обслуживающие своих клиентов в любой стране, куда инвестируются средства клиента), основными потребителями услуг которых становятся не непосредственные инвесторы, а кастодианы (т. е. профессиональные участники рынка), но более низкого уровня (местные, действующие в рамках одной

страны, или региональные — в пределах региона, объединяющего несколько государств, к примеру, Европы, Северной Америки или Азии) [2].

Проведем анализ современного состояния депозитарных операций российских банков и влияющих на него факторов.

Анализ состояния депозитарных операций банков, в соответствии с выделением счетов депо в Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, может быть проведен по их бухгалтерским балансам по счетам 2-го порядка, составленным по форме № 101. В настоящее время многие банки в соответствии с указанием Банка России № 192-У размещают на его странице в Интернете такие балансы на начало очередного месяца, что дает возможность клиентам банка, а также другим заинтересованным организациям и лицам проводить детальный анализ структуры его активов и пассивов, включая депозитарную деятельность.

В качестве примера в таблице приведены результаты анализа структуры депозитарных операций ОАО «РОСБАНК», рассчитанные по опубликованным в Интернете на странице Банка России данным оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2007 г. (табл. 1).

Как видно из табл. 1 основную часть ценных бумаг, учитываемых на пассивных счетах депо, составляли ценные бумаги владельцев (счет 98040), ценные бумаги, принятые на хранение от низовых депозитариев (счет 98060)), ценные бумаги, обремененные обязательствами (счет 98070) и ценные бумаги, принадлежащие депозитарию (счет 98050).

По активу практически все принятые на хранение ценные бумаги были учтены на счете 98010, т. е. хранились в депозитарии банка, являющимся ведущим депозитарием его депозитарной сети.

Таблица 1

данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2007 г.

(форма № 101, раздел д «счета депо»)

номер счетов депо Актив пассив

тыс. руб. % тыс. руб. %

98000 146 114,0000 <0,1

98010 360 076 981 243,6600 99,9

98015 600,0000 <0,1

98020 54,0000 <0,1

98035 2,0000 <0,1

98040 348 003 075 733,6000 0,96

98050 1 388 959 633,0000 0,0038

98055 4 549 932 960,0600 0,012

98060 4 481 238 439,0000 0,012

98070 1 502 716 880,0000 0,004

98080 50 839 038,0000 <0,1

98090 100 365 330,0000 <0,1

360 077 128 013,66 100 % 360 077 128 013,66 100 %

Динамика изменения стоимости ценных бумаг владельцев в 2006 г. в ОАО «Росбанк», трлн руб.1

Таблица 2

Статья баланса 1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв.

Ценные бумаги владельцев, счет 98040 3085,87 4359,93 4826,91 3480,03

Ценные бумаги, принятые на хранение от низовых депозитариев (ЛОРО депо базовый), счет 98060 360,96 1972,45 3137,77 4481,23

5000,00 4000,00 3000,00 2000,00 1000,00 0,00

□ Ценные бумаги владельцев, счет 98040

1-й кв.

2-й кв.

3-й кв. 4-й кв.

Рис. 1. Динамика стоимости ценных бумаг владельцев (счет 98040) в 2006 г. в ОАО «Росбанк», трлн руб.

1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв.

■■ Ценные бумаги, принятые на хранение от низовых депозитариев (ЛОРО депо базовый), счет 98060

-Линейный (ценные

бумаги, принятые на хранение от низовых депозитариев (ЛОРО депо базовый), счет 98060)

Рис. 2. Динамика стоимости ценных бумаг, принятые на хранение от низовых депозитариев (ЛОРО депо базовый) (счет 98060) в 2006 г. в ОАО «Росбанк», трлн руб.

56%

44%

Рис. 3. Структура собственных и принятых на хранение от низовых депозитариев ценных бумаг ОАО «Росбанка» на 01.01.2007 г.

Из рис. 1 видно, что объем в денежном выражении стоимости ценных бумаг владельцев в течение года стабильно рос. И только в четвертом квартале 2006 г. незначительно снизился до

1 По данным оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета за 2006 г. ОАО «Росбанк» (форма № 101), www. cbr. ru

3480,03 трлн руб. В то время как в низовых депозитариях виден стабильный рост объемов принятых ценных бумаг и максимум составил 4401,23 трлн руб. (рис. 2).

Анализ показывает, что выбранная политика банка в деятельности по привлечению средств клиентов в ценные бумаги на региональном уровне эффективна.

По итогам депозитарной деятельности за 2006 г. из круговой диаграммы видно примерно равное процентное соотношение собственных (44 %) и принятых ценных бумаг (56 %) (рис. 3).

Качество услуг остается одной из причин смены депозитария клиентами. Это отражает и тот факт, что клиенты все чаще используют менее традиционные критерии в оценке своего провайдера, например качество персонала, что труднее измерить. Отдельный сегмент клиентов, глобальные кастодиа-ны, огромное значение придают качеству работы своих локальных субкастодианов прежде всего из-за влияния, которое результаты работы локального субкастодиана могут оказать на их собственную деятельность.

Именно операционная безупречность, по нашему мнению, является основным ключом к успешному развитию и укреплению взаимоотношений с клиентами. Основная задача в данной сфере состоит в том, чтобы управлять значительным ростом бизнеса, что включает в себя как инвестиции в современные технологии, так и профессиональный штат опытных сотрудников [6].

Оценки депонентами депозитария, особенно неформальные, в значительной степени зависят от того, как организовано их обслуживание, в частности, как

□ Ценные бумаги владельцев счет 98040

■ Ценные бумаги, принятые на хранение от низовых депозитариев (ЛОРО депо базовый), счет 98060

налажено взаимодействие между представителями депозитария и представителями депонента.

Анализируя стратегии позиционирования банка на рынке депозитарных услуг, приведенные выше, можно дополнить их, рассмотрев подходы к организации отношений с депонентами в каждой конкретной стратегии через менеджеров счета; центры обслуживания (центры контактов); прямой доступ к подразделениям депозитария (прямое взаимодействие).

При первом способе организации контактов представители депонента все оперативные вопросы решают через сотрудника депозитария, непосредственно отвечающего за обслуживание организации, в которой они работают (менеджера счета). Менеджер счета, в свою очередь, берет на себя организацию всех оперативных контактов с подразделениями и сотрудниками внутри самого депозитария. При этом общие контакты и решение вопросов стратегического взаимодействия между депозитарием и депонентом осуществляются через менеджеров по отношениям, которые поддерживают отношения с руководящими сотрудниками организации-депонента и помогают решать глобальные проблемы в случае их возникновения (рис. 4).

Взаимодействие депонента и депозитария может быть организовано через единый центр контактов — одно или несколько лиц, которые берут на себя решение всех вопросов, связанных с обслуживанием депонента как оперативного, так и общего стратегического характера. Лица, входящие в единый центр контактов, передают полученную от депонента информацию непосредственно в разные подразделения депозитария и, наоборот, сообщают поступившие из подразделений сведения депоненту (рис. 5).

Взаимодействие депонента и депозитария может быть организовано напрямую. В этом случае в каждом из подразделений депозитария выделяются

Отдел \ I Отдел

Рис. 5. «Взаимодействие через центр контактов»

сотрудники, с которыми представители депонента могут поддерживать при необходимости прямые контакты (рис. 6) [3].

Для того, чтобы депонент имел возможность составить объективное представление о работе депозитария, его представители должны регулярно осуществлять взаимодействие с сотрудниками депозитария на различных уровнях по различным поводам. Оптимизация такого взаимодействия достигается благодаря сочетанию стратегических, тактических и операционных контактов. Обсуждения на всех трех уровнях должны строиться на информации, полученной о результатах деятельности депозитария по выполнению условий соглашения об уровне услуг и сравнении этой информации с показателями по рынку депозитарных услуг в целом.

Депонент должен самостоятельно следить за развитием событий в сфере депозитарных операций, оценивать финансовое состояние депозитария, кредитные рейтинги, изменения в деловой стратегии. Стратегические контакты должны осуществляться раз в год или в полгода на уровне высшего руководства депонента (если это юридическое лицо) и депозитария. Тактические контакты целесообразно осуществлять раз в квартал или месяц на уровне операционных менеджеров среднего уровня. Опера-

Рис. 6. «Прямое взаимодействие»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15

ционные контакты осуществляются на ежедневной основе на уровне исполнителей [6].

Эффективность депозитарного бизнеса в целом в значительной степени зависит от качественных технологий и систем, и наличие надежных 1Г-услуг является критичным фактором. Это сказывается на улучшении эффективности расчетов, минимизации рисков, возможностей получения отчетов и снижении расходов по проведению операций и расчетов.

Решением для операционной структуры, которая способна обслуживать растущие объемы и клиентскую базу эффективно и с низкими издержками, является единая технологическая платформа. Провайдеры услуг, которые работают на базе автоматизированных и интегрированных систем, имеют больше конкурентных преимуществ по сравнению с теми, кто использует многочисленные разрозненные платформы, не связанные единым интерфейсом.

Способ получения и передачи информации также очень важен, поскольку необходимы соответствующие 1Г-решения для всех типов клиентов, как тех, кто хочет получать отчеты или иметь доступ к счетам через Интернет, так и тех, кто работает по СВИФТ или с бумажной формой. Для клиентов, которые не имеют возможности пользоваться СВИФТ, очень важны ^¿-технологии.

Тем не менее необходимо в очередной раз вспомнить о специфике рынка, которая связана с неизбежностью ручного вмешательства, так что все меры по автоматизации и обновлению систем могут реализо-вываться только до определенного уровня, который позволяет инфраструктура. Еще одним важным вопросом являются возможности и ресурсы системы. Кастодиан, занимающий лидирующую позицию на рынке, должен иметь дополнительные системные ресурсы для обработки возросших объемов операций. При отсутствии достаточных ресурсов это может привести к ограничениям операционных возможностей. Чтобы управлять этим риском и контролировать рост объемов транзакций и дальнейшее расширение бизнеса, необходимо планировать и прогнозировать расширение системной мощности и необходимые обновления технологий заранее с тем, чтобы иметь достаточные лимиты мощностей.

Таким образом, операционная эффективность и операционные возможности становятся новым элементом конкуренции — не меньшим, чем доля рынка или размер комиссии.

Подводя итог, можно отметить следующее: депозитарные услуги в значительной степени остаются бизнесом отношений, которые основаны на качественном обслуживании клиентов. В

чем заключаются такие отношения? В качестве исполнения, способности слушать, выполнении обещаний, соответствии ожиданиям клиента. Для этого кастодианам очень важно досконально знать все детали, относящиеся к деятельности своих клиентов и их специфике, т. е. знать, как они работают и что для них важно.

Чем лучше вы понимаете нужды ваших клиентов, тем лучше вы сможете осуществлять поддержку их бизнеса и будущие потенциальные потребности. Для клиентов любого типа важно вовремя найти верное и оптимальное решение.

Для того чтобы являться ведущим поставщиком депозитарных услуг и иметь хороший потенци -ал для развития, нужно обладать тремя основными характеристиками:

■ приверженность (commitment);

■ знания (expertise);

■ безупречность (excellence) [5].

С точки зрения будущей перспективы развития рынка, приоритетом должна стать интеграция расчетов по ценным бумагам и денежным средствам в единый процесс поставки против платежа. Это, безусловно, сделает инфраструктуру в России более привлекательной для иностранных инвесторов. Создание Центрального Депозитария также будет значительным шагом в этом направлении.

При наличии этого наши клиенты-инвесторы смогут в полной мере пользоваться улучшенной инфраструктурой и эксклюзивным, гибким сервисом с полным набором дополнительных услуг, предоставляемых локальным кастодианом.

литература

1. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг и организация работа на нем. М.: Перспектива, 2003. С. 134.

2. Томлянович С. А. Российские кастодианы: эффективность как условие выживания // Рынок ценных бумаг. 2003.

3. Пучков А. А. Депозитарная деятельность на рынке ценных бумаг России: Дисс. канд. экон. наук. М., 2003.

4. Аванесян К. А. Депозитарная деятельность коммерческих банков на российском рынке ценных бумаг: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2000.

5. Сидорова Н. Обслуживание внешних и локальных депозитарных операций // Депозитариум. 2006. № 7. С. 24 - 29.

6. Томлянович С. А. Перспективы выживания касто-диальных депозитариев на новой стадии развития рынка // Рынок ценных бумаг. 2003. № 10.

7. www. cbr. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.