Научная статья на тему 'КЛЕЩИ ДОМАШНЕЙ ПЫЛИ КАК НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ФАКТОР ВНУТРИЖИЛИЩНОЙ СРЕДЫ'

КЛЕЩИ ДОМАШНЕЙ ПЫЛИ КАК НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ФАКТОР ВНУТРИЖИЛИЩНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — M Г. Шандала, Р В. Меркурьева, Ю М. Мольков, М Н. Костина, Г Н. Степанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛЕЩИ ДОМАШНЕЙ ПЫЛИ КАК НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ФАКТОР ВНУТРИЖИЛИЩНОЙ СРЕДЫ»

цитохрома Р-450. Следовательно, при абсорбции метаболитов ДБХП в клетках кишечника и их конъюгации с глутатионом могут образовываться реакционно-способные соединения, индуцирующие цитогенетический эффект.

Генотоксический эффект ДБХП оценивали также в печени, поскольку именно здесь в основном происходит метаболизм этого препарата. ДБХП повышал частоту клеток печени с микроядрами у мышей во всех испытанных дозах, что указывает на большую чувствительность гепато-цитов по сравнению с клетками других органов. Эффект ДБХП увеличивался при действии доз 5,1 и 25,7 мг/кг, а затем при дозе 51,4 мг/кг снижался, но был все-таки значительно выше, чем в контроле. Отменено, что высокие дозы ДБХП приводят к истощению пула глутатиона, уменьшению глутатионовых сшивок и снижению повреждения ДНК |6]. Вероятно, этим и обусловлено снижение цитогенетического эффекта при действии высокой дозы ДБХП. Индукция опухолей в печени при введении ДБХП мышам и крысам не отмечена. Однако он значимо повышает частоту гепатом аквариумных рыб. По-видимому, ДБХП может индуцировать повреждения в гепа-тоцитах мышей, однако в результате того, что эти клетки относятся к медленно пролиферирующим, опухоли в печени не образуются. Можно полагать, что действие ДБХП совместно с веществами, усиливающими пролиферацию гепатоцитов, может индуцировать гепатоканцерогенез.

Общепринятая оценка цитогенетического действия препаратов в ПХЭ костного мозга показала наличие эффекта ДБХП, однако значительно менее выраженного, чем в преджелудке, толстой кишке или печени. ДБХП не индуцировал микроядер в ПХЭ костного мозга у мышей и крыс и аберраций хромосом в клетках костного мозга мышей в диапазоне доз от 0,02 до 0,2 ЬО50 при 4-кратном внутрижелудочном введении. При 2-кратном введении ДБХП также не индуцировал микроядер в дозах 0,02 и 0,004 ЬОГ)0. Однако в более высоких дозах — 0,1 и 0,5 1^05о — он значимо повышал частоту ПХЭ с микроядрами. Полученные нами результаты и данные других авторов [7, 11 ] указывают на то, что ДБХП, по-видимому, обладает слабой цитогенетической активностью в клетках костного мозга в дозах на уровне 0,1 ЬО.зд и выше. Отсутствие эффекта, отмеченное нами в опытах на мышах и крысах при действии ДБХП в дозе 0,2 1-05о, возможно, обусловлено многократным введением препарата. По-

добный эффект показан G. Wooton и соавт. [11|, в опытах которых доза ДБХП 75 мг/кг была эффективной только при однократном введении, но не при 2- или 3-кратном.

Проведенные эксперименты позволяют оценить видовую специфичность цитогенетического эффекта ДБХП. Сходство действия препарата у крыс и мышей выражается в том, что он эффективен в одних и тех же органах: преджелудке и толстой кишке, и не эффективен в желудке, двенадцатиперстной и тонкой кишках. Однако крысы более чувствительны к действию препарата, чем мыши: минимально действующие дозы относительно LD50 у крыс значительно ниже, чем у мышей; возрастание доли клеток с микроядрами на единицу дозы ДБХП при сравнении коэффициентов регрессионных уравнений в 2,33 раза больше, чем у мышей, и это различие статистически достоверно. Данные других авторов при исследовании мутаций в половых клетках также показывают, что крысы более чувствительны к действию ДБХП, чем мыши [9].

Таким образом, результаты микроядерного теста выявляют четкую органную специфичность цитогенетического действия ДБХП (эффекты в клетках печени, преджелудка, толстой кишки), особенно выраженную у крыс.

Литература

1. Выскубенко И. Ф., Шеренешева Н. И. Способ подготовки эпителиальных клеток желудочно-кишечного тракта к исследованию: А. с. 1735737 СССР // Открытия,— 1992.— № 19.

2. Канцерогенные вещества.— М., 1987.

3. Методические указания но изучению мутагенной активности химических веществ при обосновании их ПДК в воде,— М„ 1986.

4. Сычева Л. П.. Беляева H. Н. Объем и методы геноток-сической оценки и побочных эффектов биологически активных веществ.— Л.. 1989.— С. 90.

5. Baertsch A., Lutz W. К., Schlatter С. // Arch. Toxicol.-1991,- Vol. 65.- P. 169-176.

6. Holme Y., Soderlund E. I., Brunborg G. et al. // Carcinogenesis.— 1989.— Vol. 10, N 1.- P. 49—54.

7. Kapp R. W. Jr. // Toxicol, appl. Pharmacol.— 1979.— Vol. 48.— P. A46.

8. Registry of Toxic Effects of Chemical Substances / Eds. R. J. Lewis, R. L. Falken.— NIOSH.— 1980,— Vol. 2,— P. 425.

9. Teramoto S., Shirasu Y. 11 Mutat. Res.— 1989.— Vol. 221, N I.— P. 1—9.

10. Volp R. F. // Toxicol, appl. Pharmacol.— 1984,— Vol. 75, N 1,— P. 8-17.

11. Wooton G. E„ Gatehouse D. G. 11 Mutat. Res.— 1990.— Vol. 234, N 3-4.- P. 129-134.

Поступила 24.06.93

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993

УД К в 16-092:612.017.11 -02:616-003.671 -07

М. Г. Шандала, Р. В. Меркурьева. Ю. М. Мольков, М. Н. Костина, Г. Н. Степанова

КЛЕЩИ ДОМАШНЕЙ ПЫЛИ КАК НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ФАКТОР ВНУТРИЖИЛИЩНОЙ

СРЕДЫ

НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции ГКСЭН РФ. Москва

При определении влияния дезинфекционных средств (ДС) на состояние здоровья людей и, следовательно, безопасности их применения одной из важнейших задач медико-биологических исследований является оценка наиболее ранних и про-

гностически важных реакций организма человека, в том числе состояния иммунитета [2, 6, 7, 9|, служащего одним из основных объективных показателей состояния здоровья человека в целом. В настоящее время признано, что степень выра-

женности иммунитета является одним из ранних и чувствительных показателей вредного влияния на организм факторов окружающей среды, в том числе и малой интенсивности. Оценка иммунитета дает возможность выявлять донозологические изменения в организме человека, а также определять группы риска среди взрослого и детского населения.

Защитные функции организма осуществляются как неспецифическими механизмами, так и специфическими иммунологическими факторами. Неспецифические факторы обеспечивают устойчивость организма к действию чужеродных агентов с помощью системы стереотипных реакций, выработанных в процессе длительной эволюции. Эта форма защиты возникла в филогенезе раньше факторов специфической резистентности. Первичные защитные реакции являются общебиологическими, а степень их проявления зависит как от. индивидуальных особенностей реагирующего организма, так и от ряда внутренних и внешних факторов, влияющих на него.

Качественные и количественные показатели неспецифического иммунитета характеризуют состояние здоровья организма человека, его способность противостоять неблагоприятному влиянию окружающей среды, в том числе дезинфекционных средств. Показатели иммунитета (иммунный статус) необходимо учитывать при разработке гигиенических нормативов ДС, оценке состояния здоровья работников дезинфекционной службы и разных групп населения при применении ДС, а также при их производстве.

Для оценки иммунного статуса человека используют серию реакций, которые при клинических обследованиях отдельных больных применяются достаточно широко [4, 5, 17]. Однако эти методы оказались малопригодными при обследованиях населения из-за необходимости брать кровь из пальца или даже из вены, что затруднительно при массовых обследованиях как взрослого, так и особенно детского населения. Кроме того, эти методы достаточно дорогостоящие и трудоемкие, что также затрудняет их применение при массовых гигиенических обследованиях людей на производстве и в быту, особенно в отдаленных регионах проживания, различающихся по климатическим условиям.

В связи с изложенным возникла необходимость разработки методов определения иммунного статуса человека по доступному материалу (слюна и другие выделения слизистых, моча, слезная жидкость, грудное молоко, выделения кожных покровов и т. п.). При этом было доказано, что показатели местного иммунитета достаточно информативны для определения иммунного статуса организма в целом.

Согласно современной концепции местного иммунитета, при инфекпионно-воспалительных и аллергических поражениях органов и систем, вызванных биологическими и химическими факторами окружающей среды, значительную роль играют не только системные гуморальные и ключевые иммунные реакции внутренней среды организма, но и местные реакции иммунных систем кожи и слизистых. Резистентность органов дыхания и желудочно-кишечного тракта ко многим инфекциям в большей степени коррелирует с при-

сутствием специфических антител в секретах слизистых, чем в сыворотке крови [3, 12, 13]. Изучение резистентности кожи, на поверхности которой имеются выделения потовых и сальных желез, также свидетельствует о значительной роли в защите организма от влияния внешних факторов, в том числе ДС и других вредных веществ.

Углубленное изучение роли секреторных иммуноглобулинов при различных физиологических и патологических состояниях стало возможным сравнительно недавно, после получения отечественных моноспецифических антисывороток, позволяющих выявлять секреторный ^А, роль которого при респираторной аллергии в настоящее время хорошо изучена, а также в связи с разработкой ряда реакций по определению естественных (гетерофильных) антител в слюне человека |3| и других реакций (определение И-белков, лизоцима, бактерицидной активности слюны человека и др.). Наиболее информативной и доступной для массовых обследований оказалась реакция по определению естественных (гетерофильных) антител в слюне и других выделениях слизистых.

Данные, полученные при изучении содержания в слюне, сопоставляли с результатами изучения титров естественных (гетерофильных) антител. Гетерофильные антитела (агглютинины) обусловливают уровень гуморального ответа в организме [3, 4]. По данным литературы [4, 8], содержание гетерофильных антител в сыворотке крови характеризует В-системы иммунитета, что позволяет рекомендовать их определение при оценке реакции иммунной системы на воздействие ДС и других факторов внешней среды на человека.

Как показали полученные результаты [3], между содержанием гетерофильных антител в сыворотке крови и слюне отмечается выраженная корреляция, что указывает на определенную связь между состоянием местного и общего иммунитета. Исследования гетерофильных антител в сыворотках обычно проводили с эритроцитами барана [14]. Проведенные нами работы по определению гетерофильных антител в слюне и сыворотке крови здоровых людей показали, что наиболее выраженные реакции наблюдаются с эритроцитами кролика (титр 1:254—1:1024), менее — с эритроцитами мыши (1:64), морской свинки (1:8—1:16), барана (1:8—1:32), крысы (1:8). Исследования показали, что по доступному материалу (слюна, слезная жидкость, грудное молоко, моча и т. п.) можно определять степень напряженности иммунной системы так же надежно, как и по сыворотке крови человека, т. е. имеется корреляция всех данных.

В качестве примера успешного применения метода определения естественных антител для оценки иммунологической резистентности и иммунного статуса приведем результаты комплексных исследований людей (дети и взрослые), проживающих в условиях наличия клещей домашней пыли.

Доказано, что 2 вида клещей — Оегта1орЬа-goides р1егош55ти5 (европейский клещ домашней пыли) и О. Гаппае (американский клещ домашней пыли) — являются основными продуцентами аллергенов домашней пыли. Домашняя пыль занимает второе место после пыльцы трав как причина аллергических реакций [16]. Естественной средой обитания пироглифидных клещей является прежде всего пыль, содержащаяся в посте-

Степень иммунологической резистентности у лиц, проживающих в квартирах с повышенным содержанием клещей в домашней пыли

Число

Тнтр клещей

Обследованные естественных (гетерофильных) антител Степень иммунологической резистентности домашней 11ЫЛН в данной квартире

в слюне

С-ва (мать) С-в (сын) Кл-ва (мать) К-в (сын) С-к (мать) С-к (сын) Кр-на (мать) Кр-н (сын) Г-ва (мать) Г-в (сын)

2 (1) Иммунодефицит 8 (3)

512 (9) Нормальная

512 (9) »

128 (7) Средняя (пониженная)

128 (7) » »

512 (4) Нормальная

128 (7) Средняя (пониженная)

4 (2) Иммунодефицит

128 (7) Средняя (пониженная)

342

109

152

265

129

Примечание. При титре I:2 (1) 1:8 (3) — иммунодефицит; 1:16 (4) — 1:32 (5) — резко пониженная иммунологическая резистентность; 1:64 (6) — 1:128 (7) — средняя иммунологическая резистентность; 1:256 (8) — 1:1024 (10) нормальная иммунологическая резистентность, свойственная здоровому человеку (по данным обследований более 1000 здоровых детей и взрослых).

ли, мягкой мебели и коврах, хотя клещей рода Оег-та1орЬ^о1с1е8 находили в гнездах птиц и запасах продуктов [15). Установлено, что все разнообразие мест обитания пироглифидных клещей связаны с человеком и его окружением [10].

Аллергия к клещам домашней пыли достаточно обычна. Клинические симптомы воздействия аллергена клещей домашней пыли включают астму и ринит, и, возможно, имеется связь доза — ответ между количеством клещей домашней пыли и проявлением аллергической астмы [16]. Дети дают более сильный ответ на экстракты из таких клещей [11].

По оценкам Т. Р^ив-МШв и соавт. [18], присутствие в 1 г домашней пыли более 100 клещей должно рассматриваться как серьезный фактор риска возникновения астмы. Установлено, что сильная степень аллергии приводит к понижению уровня иммунологической резистентности [1].

При обследовании семей (дети и взрослые) использовали метод определения титров естественных (гетерофильных) антител в слюне матери и ребенка. Под наблюдение были взяты семьи (мать и ребенок), где имелись случаи сильной аллергии различной степени. Результаты исследований приведены в таблице.

Таким образом, исследования показали, что присутствие клещей в домашней пыли вызывает резкое понижение иммунологической резистентности у большинства обследованных. Отмечено также, что при иммунодефицитах наблюдается выраженная реакция аллергии, что ведет в дальнейшем к различным заболеваниям, в том числе и к брон-

хиальной астме, что и наблюдали у обследованных детей.

Задача последующих исследований — определение иммунного статуса людей (степени иммунологической резистентности) в семьях (квартирах) с большим количеством клещей домашней пыли после их уничтожения путем обработки жилищ ДС, а также оценка здоровья после такого профилактического мероприятия.

Таким образом, апробация нового способа определения иммунологической резистентности показала его преимущества перед сложными методами иммунологических исследований, его информативность, доступность сбора материала в любой ситуации и доставки его в замороженном состоянии в лабораторию из любой точки страны.

Экономическая эффективность нового метода определения иммунного статуса человека с использованием доступного материала несомненна, в связи с чем этот метод должен найти широкое применение в профилактической токсикологии вообще и в дезинфектологии в частности при оценке безопасности ДС как на начальной стадии токсикологического изучения новых ДС, так и для изучения ближайших и отдаленных последствий их действия на человека.

Литература

1. Ado А. Д. Аллергия.— М., 1984.

2. Меркурьева Р. В., Костина М. Н. // Дезинфекц. дело,— 1992,- № 2,- С. 27.

3. Мольков Ю. И. и др. // Гиг. и сан,— 1988,— № 2.— С. 7—9; Методология фундаментальных исследований в гигиене окружающей среды.— М., 1989.— С. 58—62.

4. Петров Р. В. и др. Определение иммунного статуса человека,— М., 1984,— С. 1—35; Иммунология,— 1982. № 6,- С. 21—25; Иммунология,— 1992,— № 6.

5. Петрова И. В. и др. Стандартизированные методы обследования иммунной системы человека: Метод, рекомендации,— М., 1984.

6. Сидоренко Г. И. Гигиена окружающей среды.— М., 1990.— С. 3—8.

7. Сидоренко Г. И., Меркурьева Р. В. и др. // Гиг. и сан.— 1989,- № 3,— С. 14.

8. Чередеев А. Н. Вопросы патологии,- М., 1976.— Т. 4. С. 124—160.

9. Шандала М. Г. и др. // Гиг. и сан,— 1989,— № 3.— С. 11.

10. Anonimus // Sp. Wld.— 1989,— Vol. 12.— P. 15—16.

11. Espuly M. et al. // Bakaema urapy.— 1986.— Vol. 37. N2,— P. 121-127.

12. McNabb et al. // Ann. Rev. Microbiology.— Vol. 35.— P. 477-486.

13. Hanson L. A.. Brandtzaeg P. Immunologic Disorders in Infants and Children / Eds E. R. Stiehm, V. A. Fulgint.— Philadelphia, 1988.— P. 137-164.

14. Jäger L. Клиническая иммунология и аллергология.— М., 1986.

15. Mumouglu J. // Allergologie.— 1988.— Bd 11, N 6.-g 223_228

16. Mosbeck H. Ц Allergy.— 1985,— Vol. 40,— P. 81-90.

17. Norbory К. С. Ц Pharmacol. Rev.— 1982,— Vol. 34, N I.—

p Iß)_i3g

18. Plaits-Mills, Т. A. E„ de Weck A. L. et al. Ц Бюл. ВОЗ — 1988,- Т. 66. № 6,- С. 90—102.

Поступила 01.07.93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.