Научная статья на тему 'ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ МАССОВЫХ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ'

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ МАССОВЫХ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.В. Петрова, Н.И. Шинкаренко, Г.М. Лещенко, М.Б. Новикова, Т.В. Чеботарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ МАССОВЫХ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ»

Общие вопросы гигиены

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 616-092:612.017.1 |-02:в1 4.7|-07

И. В. Петрова, Н. И. Шинкаренко, Г. М. Лещенко, М. Б. Новикова, Т. В. Чеботарева

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ МАССОВЫХ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ

НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва

Изучение состояния здоровья населения в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с ухудшающейся экологической обстановкой [1, 2, 4]. Известно, что содержание в воздухе, воде, почве, производственных и бытовых помещениях вредных веществ, газов, пыли, патогенных микроорганизмов, воздействие шума, вибрации, нарушения температурного режима, влажности, а в ряде регионов повышенное радиоактивное воздействие приводят к резкому ухудшению здоровья больших групп населения [10, 11, 14, 16].

Иммунная система — одна из наиболее чувствительных систем человека, тонко реагирующих на неблагоприятные изменения в окружающей среде [7, 12, 15, 18], поэтому изучение иммунологической реактивности целесообразно для выявления воздействия окружающей среды с целью оценки состояния здоровья населения. Это особенно важно на том этапе, когда неблагоприятные факторы еще не привели к развитию серьезной патологии, но уже вызвали нарушения различной степени в том или ином звене иммунитета, имеющие обратимый характер, что позволяет вовремя принять меры для предотвращения развития аллергических, аутоиммунных, лимфопро-лиферативных, онкологических и других заболеваний. С учетом воздействия на иммунную систему вредные факторы можно разделить на химические, физические и биологические [3, 7, 13, 17].

В клинической практике для определения поражения в иммунной системе широко применяют целый ряд методов для оценки Т-, В-звеньев иммунитета и неспецифических факторов защиты, которые связаны с забором крови у пациентов [5, 6, 8, 9].

Однако при массовых эколого-гигиенических обследованиях населения забор крови у человека практически невозможен. Это связано с тем, что в последние годы техническое, кадровое и материальное обеспечение медицины резко ухудшилось, кроме того, возникла проблема распространения СПИД и других тяжелых инфекционных заболеваний.

В связи с вышеизложенным задачей наших исследований явилась разработка комплекса методических подходов к оценке состояния иммунной системы населения неинвазивными методами.

Массовое обследование состояния иммунной системы населения включало в себя следующие этапы:

1. Анкетирование по специально разработанному опроснику, с помощью которого выявлялись частота заболеваний, генетическая предрасположенность, неблагоприятные социальные, физические, химические и биологические факторы, непереносимость лекарственных препаратов, пищевых продуктов, средств бытовой химии, пыли, пыльцы растений и др.

2. Наружный осмотр для объективной оценки физического развития, состояния кожных покровов и видимых слизистых, небных миндалин и пальпаторно доступных групп лимфатических узлов с целью определения их размеров, подвижности, связи с окружающими тканями, болезненности и др.

3. Забор слюны для проведения оценки местного иммунитета и неспецифических факторов защиты, отражающих общую иммунно-биологиче-скую реактивность организма [концентрация секреторного ^А(51дА), титр гетерофильных антител (ТГА), И-белка, активность лизоцима, бактерицидная активность слюны (БАС), мазки-отпечатки из зева для определения обсеменен-ности].

С использованием такого поэтапного подхода к оценке иммунного статуса населения при массовых эколого-гигиенических обследованиях были выявлены серьезные иммунопатологические отклонения в ряде регионов Москвы, Московской, Тульской и Ленинградской областей.

В качестве примера приводим результаты обследования 438 детей в возрасте 3—8 лет, посещающих детские сады Зеленоградского территориального округа Москвы. Данные о возрасте и поле обследованных приведены в табл. 1.

Выбор для обследования организованных детей связан, с одной стороны, с тем, что воздействие вредных факторов окружающей среды наиболее равномерно распространяется на контингент детей, проживающих в одном районе и на-

/

Таблица I

Распределение детей по полу н возрасту

Возраст, годы Мальчики Девочки Всего

3-4 64 73 137

5-6 121 110 231

7—8 34 36 70

Итого... 219 219 438

Таблица 2

Распределение обследованных детей (в %) по состоянию здоровья с учетом возраста и пола

Группа Возраст, голы

3- 4 5- -6 7-8

м Д м д ы £

1-я 49,2 50,0 44,0 58,3 56,3 43,3

2-я 31,1 39,2 37,1 31,5 25,0 24,3

3-я 19,7 10,8 18,9 10,2 18,7 32,4

Примечание. м — мальчики, д — девочки.

ходящихся примерно в одинаковых условиях жизни. С другой стороны, иммунная система ребенка еще не полностью сформирована и при выявлении тех или иных нарушений в иммунологическом состоянии есть перспектива ее имму-нокоррекции.

На основании данных, полученных при иммунологическом обследовании, дети были разделены на 3 группы: 1-я — здоровые, 2-я — группа риска, 3-я группа с иммунопатологией

(табл. 2).

В группу здоровых были включены дети, у которых по анкетированию и при осмотре не выявлено патологических отклонений, а при постановке иммунологических тестов изменений или не было, или они были незначительными не более чем по одному из показателей.

В группу риска вошли редко болеющие дети (не чаще 1—2 раз в год), у которых отсутствовала хроническая патология, а при постановке иммунологических тестов выявлялись отклонения не более чем по 2 показателям.

Группу с иммунопатологией составили дети, имеющие различные хронические заболевания, часто болеющие аденовирусными инфекциями (не реже 3—4 раз в год), страдающие пищевой или лекарственной аллергией, у которых в иммунологических тестах имелись изменения по 3 показателям и более.

При анализе полученых данных (см. табл. 2) видно, что в возрасте от 3 до б лет мальчики болеют чаще, чем девочки, а у детей 7—8 лет заболеваемость выше среди девочек. Это, возможно, связано с тем, что число обследованных детей этого возраста было всего 70 (34 мальчика и 36 девочек), и вполне вероятно, что при расширении контингента детей этого возраста полученные данные претерпят изменения.

Обследование иммунной системы показало, что у 20,2 % детей снижена концентрация SIgA в слюне, у 25,4 % снижена также активность лизоцима, а ТГА понижены у 29,1 % детей, БАС изменена у 19,9 %, содержание R-белка снижено у 17,1 %. Увеличение лимфатических узлов выявлено у 43,3 % детей, гипертрофия небных миндалин — у 39,7 %, а их гипотрофия — у 5,8 %, десквамативный «географический» глоссит обнаружен у 3,4 % детей.

При микроскопировании мазков из зева повышенная обсемененность стафилококками и стрептококками обнаружена у 21,8% детей, а в 9% случаев в мазках были найдены грибы рода Candida, у 6,2 % детей отмечены изменения комп-

лекса иммунологических показателей. У этих детей были снижены концентрация SIgA, активность лизоцима, ТГА, а также обнаружены изменения кожных покровов в виде атопического дерматита и других аллергических высыпаний, повышенная обсеменность зева на фоне снижения БАС.

Необходимо отметить, что при обследовании детей встречались врожденные пороки развития * (6 человек), избыток массы тела был обнаружен у 15 детей, ее дефицит — У П. Психическое недоразвитие отмечено у 3 детей, ночное недержание мочи — у 2, гематурия невыясненной этиологии — у 4, тяжелые физические травмы и стрессовые воздействия отмечены родителями у 21 ребенка. Четверо детей рождены от одиноких матерей, не достигших совершеннолетия. В целом мальчиков с иммунопатологией было на 7,8 % больше, чем девочек.

Среди 73 детей разных возрастных групп с иммунопатологией аллергические заболевания выявлены у 42—53 %, хроническая инфекционная патология — у 45—58 %, при этом у 12 % детей аллергия протекала на фоне инфекционного процесса. ^

Таким образом, применение системы неинвазив-ных иммунологических методов в* массовых эколого-гигиенических обследованиях населения позволяет проводить объективную оценку выявленной иммунопатологии, а также формировать группы риска с целью принятия адекватных мер профилактики, иммунореабилитации и иммунокоррекции.

Л итература

1. Авалиани С. Л., Сидоренко Г. И., Андрианова M. М. и др. // Международный симпозиум ученых СССР— ЕЭС. Окружающая среда и здоровье. Наука и практика, 2-й: Тезисы докладов.— М., 1991.— С. 41—44.

2. Воробьева А. И.. Волкотруб Л. П., Падеорва В. П. и др. // Гиг. и сан,— 1690.- № I,— С. 15—16.

3. Голенков А. К. // Гиг. труда.— 1991. № II.— С. 37—39.

4. Красовский Г. Н.. Авалиани С. Л., Жолдакова Э. И. // Международный симпозиум ученых СССР—ЕЭС. Окру- у жающая среда и здоровье. Наука и практика, 2-й: Тезисы докладов.— М., 1991.— С. 94—97.

5. Кульберг А. Я. // Вестн. АМН СССР.- 1991.-№ I,— С. 19—23.

6. Лебедев К. А., Понякина И. Д. Иммунограмма в клинической практике.— М., 1990.

7. Махамбетов К- О. Изучение иммунного статуса у работников химической промышленности в связи с особенностями факторов окружающей среды: Автореф. дис. ... канд. наук.— М., 1992.

8. Оценка иммунного статуса человека: Метод, рекомендации / Петров Р. В., Лопухин Ю. М., Чередеев А. Н. и др.— М.. 1984.

9. Стандартизированные методы обследования иммунной системы человека: Метод, рекомендации / Петрова И. В.. Васильева Л. Л., Куршакова Т. С. и др. М.. 1984.

10. Сидоренко Г. И.. Кутепов Е. //., Гедымин М. Ю. // Вестн. АМН СССР. - 1991.- № 1. С. 15—18.

11. Сидоренко Г. И., Можаев Е. А. Санитарное состояние окружающей среды и здоровье населения.— М.,

1987.

12. Устиненко А. Н.. Эглите М. Э. // Гиг. труда.— 1991.— № П.— С. 19—21.

13. Austin H.. Delzell £., Cole P. // Amer. J. Epidem.—

1988,- Vol 127, N 3,— P. 419—439.

14. Baverstam U., Hotmerg M. // Leuk. Res.— 1989,— Vol. 13, N 7.— P. 515—517.

15. Flodin U.. Fredriksson M., Axelson O. et al. // Arch, environm. Hlth.— 1986,— Vol. 41, N 2 — P. 77—84.

16. Lucie N. / Lancet.— 1989,— Vol. 2, N 8654 -P. 99—100.

17. Notarangelo L. D.. Alberini C.. Pania P. et al. // Progress in Immunodeficiency Research and Therapy.— Amsterdam, 1986,— P. 59—65.

18. Thompson S. J.. Whtley H. J. // Immunology. 1988,— Vol. 64, N 2,— P. 311—314.

Поступила 19.03.93

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 612.014.49.08

В. Г. Маймулов. Г. А. Баскович, В. А. Дадали

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИОХИМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ АДАПТАЦИОННОГО СТАТУСА ОРГАНИЗМА

Санкт-Петербургский санитарно-гигиенический медицинский институт

Проблемы разработки эффективных и надежных способов предотвращения воздействия на организм человека неблагоприятных факторов внешней среды (химические и биологические загрязнения, гипоксия, шум, вибрация и т. д.) тесно связаны с состоянием защитно-приспособительных реакций организма. Нарушения функций молекулярных и надмолекулярных систем, обеспечивающих резистентность организма, обусловливают возникновение дезадаптационных и донозологи-ческих состояний как основы возможного развития болезни. В связи с этим в практике гигиенических исследований и клинике особое значение приобретает проблема изучения состояния защитных систем, разработка методов определения уровня адаптационных возможностей организма и путей коррекции их нарушений.

Многочисленные исследования функционального состояния тканевых, клеточных и внутриклеточных структур жизненно важных систем организма свидетельствует, что под влиянием неблагоприятных факторов на уровне указанных структур возникают деструктивные изменения, в основе которых лежит усиление процессов свободнорадикаль-ного и перекисного окисления [4, 7, 9]. Ответной защитной реакцией, направленной на предотвращение повреждающего действия продуктов окисления, служит усиление мощности антиоксидант-ных систем (АОС). В ряде обзоров [I, 10] обсуждаются роль, место и структура АОС.

В СПСГМИ на протяжении ряда лет проводили исследования роли перекисного окисления липи-дов в молекулярных механизмах неспецифической резистентности организма к воздействию различных экстремальных факторов. Было показано [3, 11], что сдвиги в окислительно-восстановительном гомеостазе исследуемых систем при действии разных токсичных веществ, продуктов микробиологического синтеза, шума, лазерного излучения и т. д. носят фазовый характер и соответствуют стадиям адаптационного синдрома. Снижение антиоксидантной мощности приводит к срыву компенсаторных механизмов и развитию необратимых явлений. На основании этих исследований был сделан вывод о возможности использования параметров АОС в качестве критериев оценки состояния защитно-приспособительной системы организма.

Вместе с тем АОС представляет собой важный, но не единственный адаптационно-защитный механизм. Результаты исследований последних лет, изложенные в ряде работ (2, 6, 13) и представленные в материалах международных и всесоюзных конференций, свидетельствуют, что определенную

роль в поддержании гомеостаза организма и обеспечении химической чистоты его внутренней среды играет цитохром Р-450-зависимая монооксигеназ-наясистема (I этап детоксикации) и функционально связанная с ней система ферментов И этапа детоксикации, в первую очередь глутатионзависи-мые ферменты (семейство глутатион-Б-трансфе-раз — Г-Б-Т), глюкуронидтрансферазы, Ы-ацетил-трансферазы и др. Важность исследования этих ферментных систем определяется все возрастающей химической агрессией окружающей среды, ставшей одним из преобладающих стрессорных факторов времени [5], и увеличением числа лиц с нарушением гепатобилиарной системы. Кроме того, ферменты монооксигеназной системы и II этапа детоксикации являются одним из важнейших факторов и эндогенного метаболизма, в том числе таких соединений, как холестерин, желчные кислоты, стероидные гормоны, простагландины, сим-патомиметические амины и т. д., являющиеся важнейшими регуляторами метаболизма. В связи с этим становится все более очевидным, что нарушение функционирования указанных ферментных систем лежит в основе таких патологий, как злокачественный рост, гепатиты, циррозы печени, гормональные расстройства, аллергические заболевания и др. [8, 10].

Анализируя причинно-следственные связи в снижении неспецифической резистентности организма, нельзя не остановиться на роли нарушений внутриклеточного кальциевого гомеостаза в механизмах возникновения дезадаптационных состояний, поскольку Са" наряду с циклическими нук-леотидами, олигоаденилатами и компонентами инозйтид-фосфатного цикла играет основополагающую роль в регуляции клеточного метаболизма [12, 14]. Кроме того, изменение концентрации внутриклеточного Са"1' лежит в основе повреждающего действия гепатотоксических агентов (СС14, хиноны, полиэфиры и др.), кардио- и нефроток-сических эффектов системы клеточного иммунитета. Как отмечалось выше, увеличение проницаемости клеточных мембран вследствие окислительной модификации функциональных групп, входящих в их структуру, способствует проникновению кальция в клетки и возрастанию их внутриклеточной концентрации. Изучение способов регуляции концентрации ионизированного кальция в клетке, выяснение механизмов связывания его с белками и участия в жизнедеятельности клетки открывают дополнительные возможности управления клеточным метаболизмом.

Таким образом, перед разработчиками прог-

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.