Научная статья на тему 'КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ ЖИВОПИСИ И ИСКУССТВА'

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ ЖИВОПИСИ И ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кластер / искусство / карта-схема / карта понятий / информация / ассоциограмма / графическая организация / педагогика / философия / рефлексия / критическое мышление / слово / сочетание слов / факты / даты / образы / интеграция. / Cluster / art / schematic map / concept map / information / associationogram / graphic organization / pedagogy / philosophy / reflection / critical thinking / word / word combination / facts / dates / images / integration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамура Таировна Махмудова

В статье рассматривается один из основных подходов в современной теории искусства – кластерный подход. В статье раскрываются исторический и теоретический контексты, определившие возникновение этого подхода, определяются ключевые моменты этого подхода. Разделение, которое повлияло на становление кластерного подхода к искусству. Я предлагаю учитывать общий и частный кластерный подходы к искусству, объясняя, в каком смысле можно говорить об искусстве как о кластерном понятии. Мы приходим к выводу, что подход имеет свою область применения в современной художественной ситуации, особо подчеркивая значение этого подхода в современных арт-практиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH IN THEORETICAL DEVELOPMENT OF PAINTING AND ARTS

The article discusses one of the main approaches in modern art theory, the cluster approach. The article reveals the historical and theoretical contexts that determined the emergence of this approach, identifies the key points of this approach. The division that influenced the formation of the cluster approach to art. I propose to take into account the general and particular cluster approaches to art, explains in what sense one can speak of art as a cluster concept. We come to the conclusion that the approach has its own field of application in the modern artistic situation, especially emphasizing the importance of this approach in modern art practices

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ ЖИВОПИСИ И ИСКУССТВА»

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ ЖИВОПИСИ И

ИСКУССТВА

Мамура Таировна Махмудова

Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается один из основных подходов в современной теории

« ТЛ U

искусства - кластерный подход. В статье раскрываются исторический и теоретический контексты, определившие возникновение этого подхода, определяются ключевые моменты этого подхода. Разделение, которое повлияло на становление кластерного подхода к искусству. Я предлагаю учитывать общий и частный кластерный подходы к искусству, объясняя, в каком смысле можно говорить об искусстве как о кластерном понятии. Мы приходим к выводу, что подход имеет свою область применения в современной художественной ситуации, особо подчеркивая значение этого подхода в современных арт-практиках.

Ключевые слова: Кластер, искусство, карта-схема, карта понятий, информация, ассоциограмма, графическая организация, педагогика, философия, рефлексия, критическое мышление, слово, сочетание слов, факты, даты, образы, интеграция.

CLUSTER APPROACH IN THEORETICAL DEVELOPMENT OF PAINTING

AND ARTS

ABSTRACT

The article discusses one of the main approaches in modern art theory, the cluster approach. The article reveals the historical and theoretical contexts that determined the emergence of this approach, identifies the key points of this approach. The division that influenced the formation of the cluster approach to art. I propose to take into account the general and particular cluster approaches to art, explains in what sense one can speak of art as a cluster concept. We come to the conclusion that the approach has its own field of application in the modern artistic situation, especially emphasizing the importance of this approach in modern art practices.

Keywords: Cluster, art, schematic map, concept map, information, associationogram, graphic organization, pedagogy, philosophy, reflection, critical thinking, word, word combination, facts, dates, images, integration.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос «Что такое кластер?» может возникнуть у родителей, которые обучались до того, как одной из ключевых задач школьного образования стало развитие критического мышления. Современные школьники привыкли работать с кластерами, умеют их составлять и анализировать. Особенно на уроках истории, которая, как ни одна другая наука, способствует развитию критического мышления. Расскажем подробнее о кластерах и их применении в обучении.

Кластер — это понятие, пришедшее из английского языка. В буквальном переводе оно означает 'скопление' или 'рой'. Близкими по значению к слову «кластер» считаются: группа; союз; альянс; объединение; ассоциация. Термин «кластер» используется: в точных науках (математике, химии, информатике); общественно-гуманитарных (социологии, лингвистике, истории); искусстве (музыке) и ряде других отраслей знания в педагогике. Термином «кластер» обозначают один из способов графической организации информации. Его суть состоит в том, что в изучаемой информации определяются смысловые единицы. Они фиксируются как схемы, в которых имеются пояснения по поводу связей. В результате получается наглядное изображение, которое помогает систематизировать, обобщить и излагать изучаемый во время урока материал. Как синонимичные, преподаватели используют понятия «карта-схема» или «карта понятий», а также «ассоциограмма».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Кластерный подход к искусству — явление относительно новое для современной рефлексии об искусстве. Возникнув на рубеже тысячелетий в работах шотландского философа Бериса Гота, этот подход (иногда называемый теорией) вызвал большую волну, как поддержки, так и опровержений. Основная полемика развернулась на страницах «British Journal of Aesthetics», но выходила и за ее пределы. Даже после беглого обзора реакций можно смело констатировать, что кластерный подход к искусству стал одним из интеллектуальных событий в теории искусства и

эстетике конца XX в. В этой связи хотелось бы в рамках этой работы решить две задачи:

во-первых, просветительскую, т. е. изложить основные положения этого подхода;

во-вторых, критическую, т. е. предложить оценку места этого подхода в контексте современной рефлексии об искусстве.

Рассмотреть кластерный подход к искусству я предлагаю с двух позиций — исторической (адекватно представить позицию Б. Гота) и теоретической (рассмотреть роль концепта кластера в его отношении к искусству и эстетике). «Утверждая, что искусство — это кластерное понятие, я имею в виду, что существует множество критериев применения этого понятия, ни одно из которых по отдельности не является достаточным условием для того, чтобы нечто было названо искусством», — так определяет свое credo Б. Гот. Нетрудно заметить, что отправная точка здесь та же, что и в анти-эссенциализме: ни одно из определений искусства не может указать на него с точностью. Но если в одном случае основание этого находилось в открытости самого понятия искусства, то в другом дело состоит не столько в открытости, сколько в том, что это понятие множественно, что в случае с искусством его потребитель (как критик, так и неискушенный в искусстве человек) по необходимости имеет дело с серией определений искусства, при этом, чем большее число определений подходит под объект, тем с большей достоверностью можно говорить о том, что нечто является искусством. Кластер — один из методов технологии развития критического мышления.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Что такое кластер: примеры, виды.

Кластеры на уроках могут быть различных видов. Основными из них считаются классический кластер. Классический кластер строится вокруг ключевого понятия или темы. Например, учитель предлагает тему «Греко-персидские войны» и дает задание ученикам выделить слова и словосочетания, которые позволят рассказать об историческом событии.

ВИДЫ ИСКУССТВА

Бумажный кластер.

Для составления кластера учитель раздает ученикам карточки, на которых написаны слова или отрывки текста и предлагает ключевое понятие. Задача учеников — расположить полученные карточки вокруг него, чтобы получилась осмысленная схема.

Кластер с нумерованными словами.

Отлично подходит для проверки выполнения домашнего задания и на начальном этапе урока, когда необходимо актуализировать знания, которые уже имеются у учеников. На первом этапе в результате мозгового штурма записываются все слова, которые касаются темы. На следующем этапе работы учитель предлагает ученикам пронумеровать записанные слова в том порядке, в котором они будут встречаться при изложении темы. И наконец, на завершающем этапе на основе пронумерованных слов ученики составляют связный рассказ.

Кластер с картинками.

Его еще называют арт-кластер. Идея состоит в том, что ученики получают картинки, относящиеся к теме. Их задача — расположить их вокруг

ключевого понятия и обосновать, почему та или иная картинка должна находиться именно в этом месте.

Кластер — прекрасный инструмент развития критического мышления и самостоятельности учащихся. Часто учитель изобразительного искусства задумывается над тем, как выполнить намеченную задачу на уроке, чтобы узнать о картинах художников, выполнить задание на соответствующую тему. Затем закрепить знания учащихся и узнать о том, как школьники запомнили изученные картины, а потом, проанализировать рисунки, правильно оценить их труд на уроке, включая внеурочную деятельность.

Имея многолетний опыт, я подобрала метод решения проблем для получения максимум знаний при минимальных затратах. Хочу поделиться с решением проблем по приобретению знаний и умений.

На уроках изобразительного искусства во время изучения произведений искусства использую инновационный метод - кластер. Просмотрев репродукции трёх-пяти картин художников в презентации или, познакомившись с репродукциями в виде фото (на случай проблем с техникой), составляем кластер, добавляя надписи названий картин и авторов известных художников. Затем, предлагаю во внеурочное время на основе кластера продолжить составление его, добавляя к каждой записи фоторепродукцию картин, пусть даже черно-белую (не у каждого дома есть цветной принтер).

Вкладом рассматриваемой модели явилась реализация кластерного подхода как важного управленческого ресурса воспитательной и образовательной системы. В своей работе мы опирались на положения Т. И. Шамовой о кластерном подходе и творчески эти положения применяли и развивали в опытно-экспериментальной работе.

В определении кластера можно выделить несколько основных характеристик:

- элементов в кластере всегда больше одного;

- все эти элементы должны быть однородны;

- эти элементы выполняют совместную работу;

- работа выполняется ими эффективнее, чем одним элементом;

- результат отличается не только количественно, но и качественно;

- есть некий критерий, по которому эту эффективность можно оценить.

Главный вывод из сказанного состоит в том, что основной целью создания кластера является повышение эффективности применения какого-либо единичного предмета или метода. Любой набор однородных предметов,

совместно выполняющих общую функцию с большей, чем единичный предмет эффективностью и управляемый как единое целое, может рассматриваться как кластер.

Таким образом, в управлении воспитательным процессом возможно использовать кластерный подход как новый эффективный ресурс. В этом случае в кластер входят:

- два или более образовательных учреждения;

- они решают одну или несколько воспитательных, или управленческих задач, общих для всех, включенных в кластер образовательных учреждений;

- они решают эту задачу эффективнее, чем, если бы ее решало одно образовательное учреждение.

При кластерном подходе отсутствуют границы между видами деятельности, и все они рассматриваются во внутренних глубоких взаимосвязях. Смысл, который вкладывается в определение кластера и который определяет преимущества кластера перед традиционной воспитательная управленческая модель школы, заключается в наличии не только формальных, но по большей части неформальных взаимоотношений между образовательными учреждениями, входящими в кластер, что создает благотворный эффект, воздействующий на все эти учреждения. Кроме школ в кластер включается и социум, и его конкретные институты. Это создает дополнительные взаимоотношения между образовательными учреждениями кластера и родителями, учреждениями культуры (музеи, театры, архив), жителями микрорайона и д. п.

Воспитание, преподавание и учеба — это трансляция и усвоение культуры. Элементы индивидуального опыта могут быть трансформированы в культурную традицию в том случае, если они будут приняты в соответствующих группах людей. Культурная традиция является одним из механизмов, при помощи которых осуществляется усвоение культуры, понимаемое нами как воспроизведение и дальнейшее развитие.

Особенно это касается предметов гуманитарного цикла, таких как история, культурология, религиоведение, и мировая художественная культура (МХК), направленных на развитие деятельного и творческого восприятия и осмысления человеческой культуры. В 90-е годы прошлого столетия наметилась тенденция сокращения учебных часов на основные школьные предметы, вводились новые учебные дисциплины, изменялось их наполнение. В это время в обществе и педагогическом сообществе стало преобладать

мнение, что школа не должна воспитывать, а только обучать, хотя в русской традиции цели воспитания и обучения всегда были неразрывны. В такой ситуации из самых пригодных и благодатных для воспитания предметов (история, обществознание, литература) выхолащивались воспитательные задачи. Уже к концу 90-х г. стало ясно, что «с воспитанием надо что-то делать». Так как плюсом демократизации 90-х годов стало предоставление учителю возможности до 40% учебного содержания изменять, то мы решили, что в сложившейся ситуации мы будем использовать интегративный подход. В курсе истории давалась пропедевтика для всех курсов. Для глубокого изучения предметов и использования их воспитательного содержания с применением деятельностного подхода нами была разработана технология урока гуманитарного цикла, а затем и целостный интегративный цикл, объединивший названные выше курсы. Это оказалось эффективным, было поддержано, отражено в публикациях .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кластер — прекрасный инструмент развития критического мышления и самостоятельности учащихся, который применяется в современной школе. В этом смысле дальнейшее изучение кластерного подхода должно вестись с точки зрения его релевантности современному размыванию границ понятия искусства, с точки зрения выяснения его явных и скрытых оснований, с точки зрения уточнения самого понятия кластера (сравнения его с другими областями применения). Насколько это возможно и уместно — покажет время, но мы искренне надеемся, что кластерный подход не пройдет мимо внимательного и критического взора современных теоретиков, практиков и неравнодушных к искусству и рефлексии о нем.

В настоящее время необходимо создавать инновационные подходы в управлении школой, позволяющие эффективно использовать имеющиеся в системе образования ресурсы. И успешно противостоять негативным внешним и внутренним факторам, чему наилучшим образом способствует кластерный подход.

REFERENCES

1. Гражданско-нравственное становление школьника [Текст]: материалы научно-практической конференции (Москва, апрель-май 2007 г.) / Под науч. ред. Е. Н. Семыкиной. - М.: Компания Спутник+, 2007. - 138 с.

2. Григорьев, В. М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. [Текст]/ В. М. Григорьев. - М., 1996.

3. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике. [Текст]/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров - М.; Ростов-на-Дону, 2005.

4. Семыкина, Е. Н. Интеграционные гуманитарные технологии для граждан-ско-нравственного становления личности школьника.// Методика духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях общего и дополнительного образования [Текст]: научный сборник /под ред., И. П. Воропаевой, Г. Ф. Гаврилычевой.- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания./ Е. Н. Семыкина. - 2007. - 194 с. - С. 173-192.

5. Семыкина, Е. Н. Интеграция этического и эстетического в духовной куль-туре для становления и формирования личности школьника // Европа и современ-ная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве [Текст]: Материалы IV Международной научной конференции, 12-15 сентября 2006 г., Эрланген. / Е. Н. Семыкина. - М.: МАНПО, 2006. - 833 с. -С. 617-621.

6. Шамова, Т. И. Возможности применения кластерной организационной тех-нологии в образовании//Очерки системной педагогики [Текст]: сб. научных трудов/ под ред. Р. А. Лачашвили. / Т. И. Шамова. - М.: Сентябрь, 2008. - С. 231-238

7. Ирбутаева, М. Т., Махмудов, М. Ж., & Махмудов, М. Э. (2020). ЖИВОПИСЬ И ГАРМОНИЯ МУЗЫКИ. Ученый X X I века, 6-1(65), 31-34.

8. Искусство Древнего Египта [Электронный ресурс]. - Москва: Новый диск, 2004.

9. Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества [Текст] / Д.С. Лихачев. - Санкт Петербург: Блиц, 1999. - 191 с.

15. Ma'mura Irbutayeva The importance of the teacher-student system in teaching the fine arts. Academic Research In Educational Sciences Vol.1 No. 2. 2020 ISSN 21811385 Page 399-404

10. Saidazimovich, B. I., Turgunovich, A. R., Jabbarovich, M. M., & Tairovna, I. M. (2020). THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF THE LANDSCAPE GENRE IN THE FINE ARTS. EPRA International Journal of Research and Development, 5(3), 423-424.

11. Мугаллим хэм узликсиз билимлендириу,№ 2/3 2021жыл.Махмудова М.Т. Развитие музыкальной тематики и ее актуальность в изобразительном искусстве Узбекистана, 48-52

12. Мугаллим хэм узликсиз билимлендириу,№ 2/3 2021жыл Махмудова М.Т. Влияние музыки на изобразительного искусства 81 -85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.