Научная статья на тему 'Кластерный подход в образовании и воспитании'

Кластерный подход в образовании и воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2628
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕР / ГРАЖДАНСКО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семыкина Елена Николаевна

В 2005-2009 гг. авторами отрабатывалась и продолжает совершенствоваться научнопрактическая образовательная модель: «Жизнедеятельность образовательного учреждения для гражданско-нравственного и эстетического становления личности школьников в рамках единого образовательного комплекса (кластера)». Вкладом рассматриваемой модели явилась реализация кластерного подхода в организации воспитательной среды. Кластерный подход обеспечил концентрацию управленческих усилий конкретных образовательных учреждений на решение воспитательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в образовании и воспитании»

3. Инновационно - педагогическая деятельность и проблемы дополнительного образования [Текст]: тез. докл. регион, конф. 30-31 марта / Под ред. Н. В. Сергеевой и В. А. Михайловой. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 88 с.

4. Никитин, Э. М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного образования [Текст]: автореф. дис... д-ра пед. наук./ Э. М. Никитин. - СПб.,1999. - 47 с.

5. Рожкова, Е. И. Формирование творческой деятельности студентов вузов средствами модульного обучения [Текст]: дис...канд. пед. наук./ Е. И. Рожкова. -Калуга, 1991.-205 с.

УДК 34.05

Семыкина Елена Николаевна

Научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО, руководитель экспериментальной площадки ИСВ РАО «Жизнедеятельность образовательного учреждения для граэ/сданско-нравственного и эстетического становления личности школьников в рамках единого образовательного комплекса (кластера)», vobuHmans@mail.ru, Москва

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

Semykina Elena Nikolaevna

Scientist, The Institute of Family and Upbringing of The Russian Education Academy, project director of "The essential functioning of an educational establishment for the civil and moral as well as esthetical formation of the personality of a pupil in the scope of an integral educational complex (cluster)”, vobulimans@mail.ru, Moscow

THE CLUSTER’S APPROACH IN EDUCATION AND UP-BRINYING

Для осуществления системного подхода в воспитании необходима разработка теоретической управленческой модели. Она позволит соединить в единое целое воспитательное пространство как место, жизнедеятельность образовательного учреждения как предмет, а культурные ценности как объект для целенаправленного взаимодействия учителя и ученика в существующих воспитательных системах и отработки новых системных подходов в воспитании. Анализ действенности уже существующих систем в современных условиях дает четкий и понятный ответ, что многие из них в современных условиях не работают или эффективно используются только их отдельные компоненты, так как изменились и социально-педагогические условия и цели.

С 2005 г. нами создана, отрабатывалась и продолжает совершенствоваться научно-практическая образовательная модель: «Жизнедеятельность образовательного учреждения для гражданско-нравственного и эстетического 132

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ...

становления личности школьников в рамках единого образовательного комплекса (кластера)».

Вкладом рассматриваемой модели явилась реализация кластерного подхода как важного управленческого ресурса воспитательной и образовательной системы. В своей работе мы опирались на положения Т. И. Шамовой о кластерном подходе [6] и творчески эти положения применяли и развивали в опытно-экспериментальной работе.

В определении кластера можно выделить несколько основных характеристик:

- элементов в кластере всегда больше одного;

- все эти элементы должны быть однородны;

- эти элементы выполняют совместную работу;

- работа выполняется ими эффективнее, чем одним элементом;

- результат отличается не только количественно, но и качественно;

- есть некий критерий, по которому эту эффективность можно оценить.

Главный вывод из сказанного состоит в том, что основной целью создания кластера является повышение эффективности применения какого-либо единичного предмета или метода.

Любой набор однородных предметов, совместно выполняющих общую функцию с большей, чем единичный предмет эффективностью и управляемый как единое целое, может рассматриваться как кластер.

Таким образом, в управлении воспитательным процессом возможно использовать кластерный подход как новый эффективный ресурс. В этом случае в кластер входят:

- два или более образовательных учреждения;

- они решают одну или несколько воспитательных или управленческих задач, общих для всех, включенных в кластер образовательных учреждений;

- они решают эту задачу эффективнее, чем, если бы ее решало одно образовательное учреждение.

При кластерном подходе отсутствуют границы между видами деятельности, и все они рассматриваются во внутренних глубоких взаимосвязях. Смысл, который вкладывается в определение кластера и который определяет преимущества кластера перед традиционной воспитательно-управленческой моделью школы, заключается в наличии не только формальных, но по большей части неформальных взаимоотношений между образовательными учреждениями, входящими в кластер, что создает благотворный эффект, воздействующий на все эти учреждения. Кроме школ в кластер включается и социум, и его конкретные институты. Это создает дополнительные взаимоотношения между образовательными учреждениями кластера и родителями, учреждениями культуры (музеи, театры, архив), жителями микрорайона и д. п.

Воспитание, преподавание и учеба - это трансляция и усвоение культуры. Элементы индивидуального опыта могут быть трансформированы в

культурную традицию в том случае, если они будут приняты в соответствующих группах людей. Культурная традиция является одним из механизмов, при помощи которых осуществляется усвоение культуры, понимаемое нами как воспроизведение и дальнейшее развитие.

Особенно это касается предметов гуманитарного цикла, таких как история, культурология, религиоведение, москвоведение и мировая художественная культура (МХК), направленных на развитие деятельного и творческого восприятия и осмысления человеческой культуры. В 90-е годы прошлого столетия наметилась тенденция сокращения учебных часов на основные школьные предметы, вводились новые учебные дисциплины, изменялось их наполнение. В это время в обществе и педагогическом сообществе стало преобладать мнение, что школа не должна воспитывать, а только обучать, хотя в русской традиции цели воспитания и обучения всегда были неразрывны. В такой ситуации из самых пригодных и благодатных для воспитания предметов (история, обществознание, литература) выхолащивались воспитательные задачи. Уже к концу 90-х г. стало ясно, что «с воспитанием надо что-то делать». Так как плюсом демократизации 90-х годов стало предоставление учителю возможности до 40% учебного содержания изменять, то мы решили, что в сложившейся ситуации мы будем использовать интегративный подход. В курсе истории давалась пропедевтика для всех курсов. Для глубокого изучения предметов и использования их воспитательного содержания с применением деятельностного подхода нами была разработана технология урока гуманитарного цикла, а затем и целостный интегративный цикл, объединивший, названные выше курсы. Это оказалось эффективным, было поддержано, отражено в публикациях [1; 4; 5].

В аспекте нашей темы в данном опыте важно выделить два момента. Во-первых, при интеграции различных учебных курсов происходило соединение инновационных с вполне традиционными формами. Педагогическая форма здесь понимается как «способ осуществления учебно-воспитательного процесса, оболочка его внутренней сущности, логики и содержания, завершённая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов» [3, с. 324].

Инновацией было уже само соединение (интеграция) элементов таких традиционно обособленных форм, как обычный урок, факультативное занятие, экскурсия и т. д., но это дополнялось и специально разработанными инновационными формами урока с элементами театрализации, «творческими мастерскими», разработкой ученических проектов, авторскими уроками и др.

Во-вторых, весьма эффективным оказалось применение игровых и полу-игровых форм обучения и воспитания. Например, использование на уроке элементов театрализации, распределение ролей на основе игровых жеребьёвок, включение «игровых перемен» с элементами игр.

В процессе нашей работы мы вводили народную игру и элементы народного праздника в воспитательно-эстетическую деятельность сначала для снятия эмоционального напряжения и создания определённой атмосферы,

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ...

а, в дальнейшем, учитывая и используя их высокий воспитательный потенциал как постоянную константу устойчивости. С помощью праздников осуществляется связь поколений, укрепляются межличностные взаимоотношения, восполняется дефицит общения, удовлетворяются национальные и психологические потребности.

Проводимый нами с 1996 г. Детский Творческий Фестиваль «Возьмёмся за руки, друзья...!». С 2007 г. он проводится в рамках опытно-экспериментальной площадки. Этот Фестиваль является многоуровневой формой интеграции в рамках кластерного подхода. Фестиваль изначально был задуман как воспитательная и развивающая форма, сочетающая конкурс рисунка (подготовка к нему велась разновозрастными детьми и взрослыми совместно), детско-взрослый концерт бардовской и народной песни, проведение голосования за понравившиеся картины и итоговое награждение. Кроме того, участники готовили для себя народные костюмы и в них участвовали в Фестивале. Самому Фестивалю мы старались придать форму одновременно демократическую с элементами народного уклада. Мы ставили своей целью приобщение детей к народной культуре через игру и к русскому языку через творчество. Основная идея фестиваля - объединение усилий гражданского сообщества в воспитании гражданской и нравственной позиции школьников через постижение ими единства мира в интегрированном изучении истории и мировой культуры. То есть через сформированную эстетическую позицию и уклад происходит становление и гражданско-нравственной позиции. Кластерный подход явился базовым ресурсом в организации и управлении этим процессом.

Оптимальной оказалась интеграция инновационной формы самого Фестиваль с элементами традиционных народных игр. В этой системе важной и актуальной мы видим интеграцию музейной и театральной педагогики. Основная заслуга кластера лежать в плоскости «встраивания» театра, музея, архива как определенного модуля в цепочку воспитательной деятельности образовательного учреждения. И сотрудничество школьных музеев, театров, архивов с крупными государственными музеями, театрами и архивами. Примером служит наши опытно-экспериментальные разнообразный опыт, в том числе и опыт школьных музеев. Эти формы повысили мотивацию как школьников так и педагогов, позволили освоить новые современные формы учебно-исследовательской деятельности, музейно-выставочной работы, подняв эстетическую и воспитательную работу на новый уровень.

Кластерный подход дает возможность удачного использования характерных (хорошо разработанных) особенностей отдельных школ. Ниже приведены лишь некоторые преимущества, которые дает кластерный подход для администрации образовательного учреждения для системного выстраивания управления: появляется удобный инструмент для широкого взаимодействия внутри кластера; улучшается кадровая инфраструктура; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; появляются возможности для более успешной разработки и трансляции педагогического и научно-педагогического, инновационного опыта.

Объединение в кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных и научно-педагогических наработок, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации новых научно-педагогических наработок в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера.

В настоящее время необходимо создавать инновационные подходы в управлении школой, позволяющие эффективно использовать имеющиеся в системе образования ресурсы. И успешно противостоять негативным внешним и внутренним факторам. Чему наилучшим образом способствует кластерный подход.

Библиографический список

1. Гражданско-нравственное становление школьника [Текст]: материалы научно-практической конференции (Москва, апрель-май 2007 г.) / Под науч. ред. Е. Н. Семыкиной. - М.: Компания Спутник+, 2007. - 138 с.

2. Григорьев, В. М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. [Текст]/ В. М. Григорьев. - М., 1996.

3. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике. [Текст]/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров - М.; Ростов-на-Дону, 2005.

4. Семыкина, Е. Н. Интеграционные гуманитарные технологии для граждан-ско-нравственного становления личности школьника.// Методика духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях общего и дополнительного образования [Текст]: научный сборник /под ред., И. П. Воропаевой, Г. Ф. Гаврил ычевой- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания./ Е. Н. Семыкина. - 2007. - 194 с. -С. 173-192.

5. Семыкина, Е. Н. Интеграция этического и эстетического в духовной культуре для становления и формирования личности школьника // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве [Текст]: Материалы IV Международной научной конференции, 12-15 сентября 2006 г., Эрланген. / Е. Н. Семыкина. - М.: МАНПО, 2006. - 833 с. -С. 617-621.

6. Шамова, Т. И. Возможности применения кластерной организационной технологии в образовании/Ючерки системной педагогики [Текст]: сб. научных трудов/ под ред. Р. А. Лачашвили. / Т. И. Шамова. - М.: Сентябрь, 2008. - С. 231-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.