Научная статья на тему 'Кластерный подход как управленческий ресурс в образовании и воспитании'

Кластерный подход как управленческий ресурс в образовании и воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕР / ГРАЖДАНСКО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / CIVIL-MORAL FORMATION OF THE SCHOOLCHILD'S PERSONALITY / CLUSTER APPROACH / CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семыкина Елена Николаевна

В 2005-2009 гг. нами отрабатывалась и продолжает совершенствоваться научно-практическая образовательная модель «Жизнедеятельность образовательного учреждения для гражданско-нравственного и эстетического становления личности школьников в рамках единого образовательного комплекса (кластера)». Вкладом рассматриваемой модели явилась реализация кластерного подхода в организации воспитательной среды. Кластерный подход обеспечил концентрацию управленческих усилий конкретных образовательных учреждений на решение воспитательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster approach as the administrative resource in education and up-bringing

Between 2005 and 2009 we have been perfecting and still continue to work on improvements of the conceptual and practical aspects of an educational model Vital activity of the educational Institution for civil-moral and aesthetic up-bringing of the schoolchild's personality within the limits of a uniform educational complex (cluster). Contribution attributable to this model is the implementation of the cluster approach to the educational environment. The cluster approach ensures concentration of management efforts of specific educational establishments on solving personality formation issues

Текст научной работы на тему «Кластерный подход как управленческий ресурс в образовании и воспитании»

УДК 371

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

© Е.Н. Семыкина

В 2005-2009 гг. нами отрабатывалась и продолжает совершенствоваться научно-практическая образовательная модель «Жизнедеятельность образовательного учреждения для гражданско-нравственного и эстетического становления личности школьников в рамках единого образовательного комплекса (кластера)». Вкладом рассматриваемой модели явилась реализация кластерного подхода в организации воспитательной среды. Кластерный подход обеспечил концентрацию управленческих усилий конкретных образовательных учреждений на решение воспитательных задач.

Ключевые слова: кластерный подход; кластер; гражданско-нравственное становление личности школьников.

Становится очевидной необходимость создания определенного уклада жизни школьника, основанного на добрых семейных, национальных, духовных и эстетических традициях. Для осуществления такой системной задачи в современных условиях нами разработана теоретическая управленческая модель воспитания. Она позволяет соединить в единое целое воспитательное пространство как место, жизнедеятельность образовательного учреждения как предмет, а культурные ценности как объект для единого, целенаправленного взаимодействия с целью гармонизации отношения учителя и ученика в существующих воспитательных системах и отработки новых системных подходов в воспитании.

Педагогическим сообществом на протяжении истории разработаны и практически созданы воспитательные системы. Анализ действенности этих систем в современных условиях дает четкий ответ, что многие из них в современных условиях не работают или эффективно используются только их отдельные компоненты.

В 2006-2009 гг. нами создана, отрабатывалась и продолжает совершенствоваться научно-практическая образовательная модель: «Жизнедеятельность образовательного учреждения для гражданско-нравственного и эстетического становления личности школьников в рамках единого образовательного комплекса (кластера)» [1].

Экспериментальная модель (опытноэкспериментальная площадка), созданная на базе школ города Москвы, позволила решить ряд важных содержательных и организационных задач и создать контуры принципи-

ально новой воспитательной и образовательной среды.

Вкладом рассматриваемой модели явилась реализация кластерного подхода как важного управленческого ресурса воспитательной и образовательной системы. В своей работе мы опирались на положения Т.И. Ша-мовой о кластерном подходе и творчески эти положения применяли и развивали в опытноэкспериментальной работе [2, 3].

В определении кластера можно выделить несколько основных характеристик:

- элементов в кластере всегда больше одного;

- все эти элементы должны быть однородны;

- эти элементы выполняют совместную работу;

- работа выполняется ими эффективнее, чем одним элементом;

- результат отличается не только количественно, но и качественно.

- есть некий критерий, по которому эту эффективность можно оценить.

Главный вывод из сказанного состоит в том, что основной целью создания кластера является повышение эффективности применения какого-либо единичного предмета или метода.

Любой набор однородных предметов, совместно выполняющих общую функцию с большей, чем единичный предмет, эффективностью, и управляемый как единое целое, может рассматриваться как кластер.

Кластерный подход в нашей модели обеспечил:

- концентрацию управленческих усилий конкретных образовательных учрежде-

ний на решении поставленных задач, каждую из которых определенный коллектив решал с учетом своей специфики;

- «разнесение» функциональных задач между различными элементами кластера (школами), связанными между собой единой научной задачей, позволило выявить «проблемные поля», «слабые звенья» как в содержательном, так и организационном решении поставленной проблемы и соответственно найти оптимальные алгоритмы для их разрешения;

- кластерный подход позволил опереться на синергетический эффект, т. е. каждая школа, отрабатывая свою часть экспериментальной задачи, решала ее исходя из своего места в функциональной системе, тем самым дополняя общую картину эксперимента и позволяя найти новые его грани. Каждое учебное заведение кластера имеет свою подтему общей задачи кластера, сформулированную исходя из особенностей учащихся и сложившихся социальных реалий, в которых находится образовательное учреждение. В ходе реализации кластерного подхода удалось создать ряд новых образовательновоспитательных методик и форм.

Таким образом, в управлении воспитательным процессом возможно использовать кластерный подход как новый эффективный ресурс. В этом случае в кластер входят:

- два или более образовательных учреждения;

- они решают одну или несколько воспитательных и управленческих задач, общих для всех, включенных в кластер образовательных учреждений;

- они решают эту задачу эффективнее, чем если бы ее решало одно образовательное учреждение.

При кластерном подходе отсутствуют границы между видами деятельности, и все они рассматриваются во внутренних глубоких взаимосвязях. Смысл, который вкладывается в определение кластера и который определяет преимущества кластера перед традиционной воспитательной и управленческой моделью школы, заключается в наличии не только формальных, но по большей части неформальных взаимоотношений между образовательными учреждениями, входящими в кластер, что создает благотворный эффект, воздействующий на все эти учреждения.

Кроме школ в кластер включается и социум, и его конкретные институты. Это создает дополнительные взаимоотношения между образовательными учреждениями кластера и родителями, учреждениями культуры (музеи, театры, архив), жителями микрорайона и т. п.

Воспитание, преподавание и учеба - это трансляция и усвоение культуры. Элементы индивидуального опыта могут быть трансформированы в культурную традицию в том случае, если они будут приняты в соответствующих группах людей. Культурная традиция является одним из механизмов, при помощи которых осуществляется усвоение культуры, понимаемое нами как воспроизведение и дальнейшее развитие.

Особенно это касается предметов гуманитарного цикла, таких как история, культурология, религиоведение, москвоведение и мировая художественная культура (МХК), направленных на развитие деятельного и творческого восприятия и осмысления человеческой культуры. В 90-е гг. XX столетия наметилась тенденция сокращения учебных часов на основные школьные предметы, вводились новые учебные дисциплины, изменялось их наполнение. В обществе и педагогическом сообществе стало преобладать мнение, что школа не должна воспитывать, а только обучать, хотя в русской традиции цели воспитания и обучения всегда были неразрывны. В такой ситуации из самых пригодных и благодатных для воспитания предметов (история, обществознание, литература) выхолащивались воспитательные задачи. Уже к концу 1990-х гг. многим стало ясно, что нужно использовать потенциал интеграции предметов гуманитарного цикла для решения комплексной воспитательной задачи. В курсе истории нами давалась пропедевтика для всех курсов. Для глубокого изучения предметов и использования их воспитательного содержания с применением деятельностного подхода нами была разработана технология урока гуманитарного цикла, а затем и целостный интегративный цикл. Это оказалось эффективным, было поддержано, отражено в публикациях [4].

Инновацией было уже само соединение (интеграция) элементов таких традиционно обособленных форм, как обычный урок, факультативное занятие, экскурсия и т. д., но это дополнялось и специально разработан-

ными инновационными формами урока с элементами театрализации, «творческими

мастерскими», разработкой ученических проектов, авторскими уроками и др.

Весьма эффективным оказалось применение игровых и полуигровых форм обучения и воспитания. Например, использование на уроке элементов театрализации, распределение ролей на основе игровых жеребьевок, включение «игровых перемен» с элементами игр.

В процессе нашей работы мы вводили народную игру и элементы народного праздника в воспитательную деятельность сначала для снятия эмоционального напряжения и создания определенной атмосферы, а в дальнейшем учитывая и используя их высокий воспитательный потенциал как постоянную константу устойчивости. С помощью праздников осуществляется связь поколений, укрепляются межличностные взаимоотношения, восполняется дефицит общения, удовлетворяются национальные и психологические потребности.

Проводимый нами с 1996 г. Детский творческий фестиваль «Возьмемся за руки, друзья!..» с 2007 г. проводится в рамках опытно-экспериментальной площадки. Этот Фестиваль является многоуровневой формой интеграции в рамках кластерного подхода. Фестиваль изначально был задуман как воспитательная и развивающая форма, сочетающая конкурс рисунка (подготовка к нему велась разновозрастными детьми и взрослыми совместно), детско-взрослый концерт бардовской и народной песни, проведение голосования за понравившиеся картины и итоговое награждение. Самому Фестивалю мы старались придать форму одновременно демократическую с элементами народного уклада. Мы ставили своей целью приобщение детей к народной культуре через игру и к русскому языку через творчество. Основная идея фестиваля - объединение усилий гражданского сообщества в воспитании гражданской и нравственной позиции школьников через постижение ими единства мира в интегрированном изучении истории и мировой культуры. То есть через сформированную эстетическую позицию и уклад происходит становление гражданско-нравственной позиции. Кластерный подход явился базовым ресурсом в организации и управлении этим процессом.

Оптимальной оказалась интеграция инновационной формы самого Фестиваль с элементами традиционных народных игр. В этой системе важной и актуальной мы видим интеграцию музейной и театральной педагогики. Основная заслуга кластера лежит в плоскости «встраивания» театра, музея, архива как определенного модуля в цепочку воспитательной деятельности образовательного учреждения. Сотрудничество школьных музеев, театров, архивов с крупными государственными музеями, театрами и архивами в кластере выстроено как взаимное сотрудничество. Примером служат опытно-экспериментальные результаты, в т. ч. и опыт школьных музеев. Эти формы повысили мотивацию как школьников, так и педагогов, позволили освоить новые современные формы учебно-исследовательской деятельности, музейно-выставочной работы, подняв эстетическую и воспитательную работу на новый уровень, тем самым создав базу, на которой строится работа по гражданско-нравственно-му становлению школьников в рамках кластера.

Ежегодная научно-практическая конференция дает возможность удачного использования характерных (хорошо разработанных) особенностей отдельных школ в рамках кластерного подхода.

Ниже приведены лишь некоторые преимущества, которые дает кластерный подход для администрации образовательного учреждения, для системного выстраивания управления: появляется удобный инструмент для широкого взаимодействия внутри кластера; улучшается кадровая инфраструктура; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; появляются возможности для более успешной разработки и трансляции педагогического и научно-педагогического, инновационного опыта.

Объединение в кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных и научно-педагогических наработок, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации новых научно-педагогических наработок в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера.

В настоящее время одним из инновационных подходов в управлении школой, позволяющий эффективно использовать имеющиеся в системе образования ресурсы и успешно противостоять негативным внешним и внутренним факторам, является кластерный подход. Подтверждением этого положения является и опыт других исследователей кластерного подхода [5, 6].

1. Семыкина Е.Н., Блохин В.В. Концепция инновационной ядерной сетевой экспериментальной площадки «Жизнедеятельность образовательного учреждения для гражданско-нравственного и эстетического становления личности школьников в рамках единого образовательного комплекса (кластера)». М., 2008.

2. Шамова Т.И. Возможности применения кластерной организационной технологии в образовании // Очерки системной педагогики / под ред. Р. А. Лачашвили. М., 2008. С. 231-238.

3. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона / отв. ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. Белгород, 2006. Ч. I. С. 24-29.

4. Семыкина Е.Н. Интеграционные гуманитарные технологии для гражданско-нравствен-ного становления личности школьника // Методика духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях общего и дополнительного образования / под ред. И.П. Воропаевой, Г.Ф. Гаврилычевой. М., 2007. С. 173-192.

5. Игнатова И., Екимова Н. Кластерный подход в управлении учреждением образования // Народное образование. 2009. № 8. С. 62-66.

6. Взаимодействие школы и социальных партнеров: кластерный подход. Белгород, 2008.

Поступила в редакцию 11.11.2009 г.

Semykina E.N. Cluster approach as the administrative resource in education and up-bringing.

Between 2005 and 2009 we have been perfecting and still continue to work on improvements of the conceptual and practical aspects of an educational model “Vital activity of the educational Institution for civil-moral and aesthetic up-bringing of the schoolchild’s personality within the limits of a uniform educational complex (cluster)”. Contribution attributable to this model is the implementation of the cluster approach to the educational environment. The cluster approach ensures concentration of management efforts of specific educational establishments on solving personality formation issues.

Key words: cluster approach; cluster; civil-moral formation of the schoolchild’s personality.

УДК 373.1.02:372.8

АРИФМЕТИЧЕСКИЙ И АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ: ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

© М.А. Мацыгин

Статья посвящена преимуществам арифметического способа решения задач в 5-6 классах средней общеобразовательной школы. Такой способ решения задач развивает интеллектуальные способности школьников в большей степени, чем алгебраический способ решения задач.

Ключевые слова: арифметический способ решения задач; алгебраический способ решения задач; текстовые задачи; интеллектуальные способности; логическое мышление.

Одной из основных тенденций развития отечественной образовательной системы является развивающий характер образования, под которым понимается переход от процесса усвоения знаний, умений и навыков к процессу развития способностей, самостоятельности ребенка. Сегодня приоритет развития «способностей к самоопределению личности, создание условий для ее самореализации» стал нормой Закона об образова-

нии, т. е. нормой деятельности каждого учителя [1]. При этом самостоятельная деятельность ребенка, рассматриваемая как основной фактор его развития, обусловливается развитостью его мышления, уровнем развития его познавательных способностей. Самым значительным потенциалом для развития мышления, интеллектуальных способностей среди школьных предметов, несомненно, обладает математика. В этом состоит ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.