Научная статья на тему 'Анализ подходов к проектированию воспитательной системы на механико-технологическом факультете'

Анализ подходов к проектированию воспитательной системы на механико-технологическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОДЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY / COMPETENCE AND CLUSTERED APPROACHES / EXTRA-CURRICULAR SYSTEM / EXTRA-CURRICULAR CLUSTER / CIVIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева А. В.

Реформирование высшего образования создает предпосылки к выбору в качестве приоритетного направления развитие внеучебной работы. Представлен анализ подходов к проектированию воспитательной системы на механико-технологическом факультете. Установлено, что спецификой воспитательной системы должно быть преимущественное использование сочетания кластерного и компетентностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALySIS of APPROACHES TO DESIGNING CURRICULUM SYSTEM AT MECHANICAL-ENGINEERING FACULTY

Reforming the higher education creates preconditions to a choice of the priority direction of developing curriculum work at the faculty. The analysis of approaches to designing curriculum system at mechanical-engineering faculty is presented. It is established that primary using combination of cluster and competence approaches should be specifics of curriculum system.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к проектированию воспитательной системы на механико-технологическом факультете»

УДК 378.14

А.В. Селезнева A.V. Selezneva

Пермский национальный исследовательский политехнический университет Perm National Research Polytechnic University

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА МЕХАНИКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

THE ANALYSIS OF APPROACHES TO DESIGNING CURRICULUM SYSTEM AT MECHANICAL-ENGINEERING FACULTY

Реформирование высшего образования создает предпосылки к выбору в качестве приоритетного направления развитие внеучебной работы. Представлен анализ подходов к проектированию воспитательной системы на механико-технологическом факультете. Установлено, что спецификой воспитательной системы должно быть преимущественное использование сочетания кластерного и компетентностного подходов.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, компетентностный и кластерный подходы, воспитательная система, воспитательный кластер, гражданственность.

Reforming the higher education creates preconditions to a choice of the priority direction of developing curriculum work at the faculty. The analysis of approaches to designing curriculum system at mechanical-engineering faculty is presented. It is established that primary using combination of cluster and competence approaches should be specifics of curriculum system.

Keywords: extra-curricular activity, competence and clustered approaches, extra-curricular system, extra-curricular cluster, civic consciousness.

B формировании общества XXI в. важную социальную и культурную роль играет образование. B свете происходящих в обществе социальноэкономических изменений особенно это относится к высшему профессиональному образованию (ВПО), которое должно выполнить новые требования к подготовке выпускников. Ход реформирования высшего профессионального образования в России показывает, что методические задачи подготовки высококвалифицированных специалистов переносятся в зону ответственности факультетов и кафедр вузов.

Структурные преобразования ВПО обусловили необходимость выбора приоритетных направлений реализации и развития внеучебной работы со студентами. Проектирование воспитательной системы факультета должно

ориентироваться на внутренние документы и положения университета: это Концепция развития внеучебной работы ПНИПУ, а также Программа развития гражданской позиции. В связи с этим на механико-технологическом факультете ПНИПУ осуществляется проектирование воспитательной системы, позволяющей больше внимания уделять развитию гражданственности и гражданской активности студентов.

Научно-теоретическая база воспитания гражданственности, основные идеи и опытно-экспериментальные исследования изложены в трудах И.П. Иванова, К.Ш. Ахиярова, И.П. Волкова, A.C. Гаязова, С.И. Беленцова и других современных исследователей. Активизация внеучебной деятельности на факультете определяется общей стратегией развития университета.

Социальные приоритеты и принципы стимулирования гражданской активности являются неотъемлемыми элементами модели. Чтобы понять возможности эффективного управления внеучебной работой, следует описать организационный механизм образовательного процесса, его участников и их функциональные обязанности. Организационный механизм управления вне-учебной деятельностью на факультете должен включать в себя: принципы организации и управления; методы определения и достижения показателей результативности и эффективности функционирования, меры по организации взаимодействия, соблюдению и согласованию интересов участников образовательного процесса, способы стимулирования активности. При проектировании воспитательной системы формирования гражданственности на факультете следует применять несколько альтернативных подходов.

Если рассматривать высшую ступень образования как вузовскую систему, то все взаимодействия потребителей образовательных услуг и других заинтересованных сторон проявляются как профессиональное личностно ориентированное воспитание. Объединение интересов всех участников необходимо рассматривать как следствие постепенного достижения прозрачности их отношений.

Одно из ведущих мест занимает системный подход как методологическая ориентация в деятельности, при которой объект познания или управления рассматривается как система [1]. Этот подход может применяться в различных аспектах: теоретико-методологическом, историческом, структурнофункциональном и др. Однако более современным конструктивным средством моделирования воспитательных систем выступает системно-синергетический подход, позволяющий рассматривать и описывать открытые педагогические системы на основе синергетических принципов [2].

В условиях новых задач высшей школы (интеграция, гуманизация, индивидуализация, демократизация) все явственнее переход от дисциплинарноориентированной системы обучения к проектно-созидательной. Эта система

характеризуется, прежде всего, личностно-деятельностным подходом в обучении, одно из главных требований которого - опора на активность, творческую инициативу, самостоятельность студентов, управление на основе тесного сотрудничества с преподавателем.

Изучением вопросов личностно-деятельностного подхода занимались такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Ю.В. Орлова, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др. С учетом этого подхода воспитательная работа должна строиться таким образом, чтобы любые знания и умения, которые предлагаются студентам в качестве образцовых, являлись бы для них личностно значимыми и позволяли формировать профессионально важные, ключевые качества, необходимые современному специалисту.

Личностно ориентированный подход (И.А. Зимняя, Е.Н. Степанов) как методологическая ориентация в педагогической деятельности позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов, действий обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности студента, развития его неповторимой индивидуальности. Индивидуальный подход в профессиональном воспитании ориентирован на осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей студента, его темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов, в значительной степени влияющих на его поведение в различных ситуациях. Он заключается в формировании у студентов определенного критического взгляда на себя и необходимость совершенствования личности. Через профессионально-творческую работу, направленную на саморазвитие, студент формирует компетенции общекультурного и профессионального характера.

Культурно-антропологический подход к решению поставленной задачи дает понимание значимости и ценности личности человека, будущего специалиста, являющегося одновременно и ее «продуктом», и ее творцом. Для общества является важным то, какую культуру представляет завтрашний специалист, поскольку от этого зависит будущее этого общества. Исследования научной и научно-методической литературы по воспитанию студентов высших учебных заведений показывают, что актуальность проблемы утверждения социальных ценностей в обществе осознается учеными. Осваивая специальность технического профиля, выпускник вуза в то же время должен быть носителем высоконравственных принципов и культурных ценностей, что может быть достигнуто активным приобщением студентов к красоте, искусству, природе, духовности. Культурологический подход выступает в качестве механизма трансляции культуры в современное общество. Студент, усвоивший общекультурную составляющую высшего образования, становится перспективным представителем общества.

Современное воспитание трудно представить без гуманистического подхода (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, С.А. Днепров и др.). Гуманитаризация образования ориентирует технические вузы на гуманитарные науки, позволяет преодолеть узкое (ориентированное на решение узкопрофильных задач) мышление специалистов технического профиля. Общепризнана важность использования гуманитарных дисциплин в формировании ценностей и преодолении технократизма [3]. Внедрять творческие подходы (В.И. Андреев, В.А. Беликов, А.М. Матюшкин и др.) в решении профессиональных задач, совершенствовать мышление технического специалиста обогащением его деятельности разнообразными формами социальной и гражданской активности - вот задачи беспрепятственного достижения целей образования и воспитания в вузе.

Безусловно, выпускник должен в совершенстве владеть навыками профессиональной деятельности, но, помимо решения технических и потребительских задач, он должен помнить, что несет в общество особую миссию -сохранение и развитие культуры народа. Благодаря созданию гуманитарной (социокультурной) среды в техническом вузе появляется возможность развития инновационной, научной и проектной культур. Период обучения в вузе для студентов совпадает с особым периодом их нравственно-эстетического созревания, что создает предпосылки для обретения нравственных, эстетических, гражданских, политических чувств, толерантности, преемственности, эффективности социального взаимодействия и целостно формирует личность.

Компетентностно-ориентированный подход (В.И. Байденко, И. А. Зимняя, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, Г.Н. Щедровицкий), используемый при проектировании воспитательной системы, предполагает создание внеучебно-го социокультурного пространства, где каждый обучающийся может овладеть общекультурными компетенциями. Используя новые формы организации образовательного процесса, можно обеспечить выполнение деятельности на основе компетентностного подхода на протяжении всего времени обучения. Студент, не теряя времени, «проживает» требуемые компетенции здесь и сейчас в университете, а не на рабочем месте, что повышает его (студента) эффективность.

Кластерный подход - бурно развивающееся направление науки [4]. Переход к новой модели воспитательной системы требует учета всех вышеперечисленных подходов и перестройки отношений взаимодействующих субъектов процесса образования: студентов, работодателей, общества. Формирование региональных многоуровневых учебно-производственных и инновационно-культурных образовательных кластеров является одним из перспективных направлений в проектировании образовательного пространства и воспитательных систем. По мнению Д.Ю. Трушникова, кластеризация современного

вузовского образования чаще всего осуществляется по одному сценарию. Кластерный подход позволяет убрать границы между видами деятельности и рассматривать их во взаимосвязи, прежде всего на уровне региона. Таким образом, технократическая модель развития общества прошла длительный и сложный период. Однако, не оправдав доверия, она сменилась постиндустриальной, характерными признаками которой являются глобализация, экологизация, информатизация, инновационные технологии. Кластеризация воспитательной системы проявляется в иерархичности взаимодействия кадров, кооперации элементов и наличием единой инфраструктуры.

В образовательные кластеры помимо самих учебных заведений входят поставщики организационных и технических услуг, предприятия транспорта, советы и союзы работодателей. На первом уровне иерархии воспитательного кластера функционируют лицей и несколько школ. На втором - профессионально-воспитательная подготовка будущих специалистов на базе политехнического университета (ПНИПУ). На третьем - постпрофессиональное воспитание на базе отделений дополнительного профессионального образования, имеющихся на факультете и в вузе. Высший уровень профессионального становления будущих специалистов осуществляется через систему аспирантуры (соискательства) и докторантуры.

В условиях стремительности социально-экономических процессов и повышенных рисков отдельным факультетам порой трудно предвидеть эффективные пути развития, поэтому формирование воспитательного кластера позволит укрепить связи между учреждениями разных типов, обеспечить бесперебойный набор студентов, их дальнейшее трудоустройство, укрепить позиции на рынке образовательных услуг, повысить статус технического образования, а главное - решить задачи профессионального воспитания учащихся. Кластер - группа взаимосвязанных компаний, действующих на территории одного региона в определенной сфере, связанных общностью целей и потребностей и способных эффективно использовать внутренние ресурсы, обеспечивая интенсивное развитие всех организаций, образующих его и повышение конкурентоспособности региона в целом. Обязательным и определяющим в инфраструктуре кластера является наличие образовательного учреждения, прежде всего высшего профессионального образования, следовательно, за счет обратных связей, выстроенных коммуникаций можно добиться синергетического эффекта.

Суммируя сказанное, стоит отметить, что модель воспитательной системы обеспечения формирования гражданственности на факультете должна содержать два основных элемента: социальные приоритеты формирования гражданской позиции у обучающихся и принципы стимулирования гражданской активности. Спецификой воспитательной системы является преимуще-

ственное использование сочетания кластерного и компетентностного подходов для рационального участия в приоритетных проектах студентов различных направлений подготовки, реализуемых на факультете.

Список литературы

1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1993. - 270 с.

2. Зимняя И.А. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. проф. И.А. Зимней. - М.: Издательский сервис, 2004. - 480 с.

3. Зимняя И.А. Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения / под общ. ред. проф. И.А. Зимней. - М.: Новый учебник, 2003. - 96 с.

4. Давыденко Т., Жиляков Е. О кластерном подходе к формированию профессиональных компетенций // Высшее образование в России. - 2008. -№ 7. - С. 69-76.

Получено 27.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.