Научная статья на тему 'Кластерный подход в создании инклюзивной образовательной среды в условиях северного города'

Кластерный подход в создании инклюзивной образовательной среды в условиях северного города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CLUSTER APPROACH / INCLUSIVE ENVIRONMENT / INNOVATION / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллер О.Ю., Рассказов Ф.Д., Ротова Н.А.

В статье освещается вопрос о необходимости использования кластерного подхода для формирования инклюзивной образовательной среды северного города. Уточнено определение кластера, имеющего научно-образовательный характер. Подробно представлена его реализация через сетевые структуры, развитие социального партнерства как межсубъектного взаимодействия. На основе результатов мониторинга проанализировано наличие общих признаков кластера, определены дальнейшие задачи системы образования северного города в рассматриваемом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLUSTER APPROACH IN FORMING INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A NORTHERN CITY

The article highlights the need to use a cluster approach to form inclusive educational environment in conditions of a city situated in the area of the northern part of a country. It clarifies the definition of a cluster of scientific and educational character in nature. The authors present details of its implementation through the network structure, the development of social partnership as intersubjective interaction. The research is bsed on the results of monitoring during which the authors have analyzed the presence of common signs of a cluster, identified further tasks of the education system of a northern city in this direction.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в создании инклюзивной образовательной среды в условиях северного города»

II этап - Проведение курса подготовки и повышения квалификации «Основы инновационной деятельности преподавателя вуза».

Цель - активизация личностного ресурса через обучение на основе «Учебно-тренировочной площадки» системой погружения в инновационное содержание и технологии профессиональной педагогической деятельности преподавателя экономического вуза.

III этап - Сопровождение адаптации инновационной деятельности в профессиональную педагогическую деятельность преподавателя экономического вуза.

Цель - создать условия для эффективной реализации инновационного потенциала в профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза.

Библиографический список

Выводы и предложения.

В результате реализации данных этапов у преподавателя экономического вуза актуализируются все компоненты инновационного потенциала (инновационная индивидуальность, инновационная компетентность, инновационная витальность), связанные с их профессиональной реализацией и самовыражением.

При реализации модели развития инновационного потенциала преподавателя вуза особая роль отводится психолого-педагогической службе, обладающей методическим, техническим и профессиональным инструментарием, учитывающей уровень молодых преподавателей на начальном этапе становления и выбора содержания и технологий обучения студентов и преподавателей с большим опытом работы при адаптации с инновационными технологиями образования.

1. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза. Диссертация ... доктора психологических наук. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013.

2. Михайлова О.Б. Развитие инновационного потенциала личности в практике высшей школы. Актуальные проблемы психологического знания. 2013; 1: 85 - 93.

3. Ситникова М.И. Культура самореализации преподавателя вуза в педагогической деятельности: монография. Москва; Белгород: Издательство БелГУ, 2007.

4. Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного потенциала личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Симферополь: Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, 2003.

5. Терехова Т.А., Пахно И.В. Инновационный потенциал личности (психологические исследования). Хабаровск: КГБОУ ДПО ХКИППКСПО, 2014.

References

1. Shmeleva E.A. Razvitie innovacionnogo potencíala lichnosti v nauchno-obrazovatel'noj srede pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2013.

2. Mihajlova O.B. Razvitie innovacionnogo potencíala lichnosti v praktike vysshej shkoly. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. 2013; 1: 85 - 93.

3. Sitnikova M.I. Kul'tura samorealizacii prepodavatelya vuza v pedagogicheskoj deyatel'nosti: monografiya. Moskva; Belgorod: Izdatel'stvo BelGU, 2007.

4. Vlasenko Yu.A. Psihologicheskij analiz innovacionnogo potenciala lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Simferopol': Tavricheskij nacional'nyj universitet im. V.I. Vernadskogo, 2003.

5. Terehova T.A., Pahno I.V. Innovacionnyjpotencial lichnosti (psihologicheskie issledovaniya). Habarovsk: KGBOU DPO HKIPPKSPO, 2014.

Статья поступила в редакцию 09.02.16

УДК 378.01

Mueller O.Y., Head of Scientific-Methodical Office of Library, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: olga_megion@mail.ru

Rasskazov F.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Professional Education (Surgut, Russia), E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

Rotova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher of additional education, Surgut Natural Science Lyceum (Surgut, Russia), E-mail: rotowa.n@yandex.ru

THE CLUSTER APPROACH IN FORMING INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A NORTHERN CITY. The article highlights the need to use a cluster approach to form inclusive educational environment in conditions of a city situated in the area of the northern part of a country. It clarifies the definition of a cluster of scientific and educational character in nature. The authors present details of its implementation through the network structure, the development of social partnership as intersubjective interaction. The research is bsed on the results of monitoring during which the authors have analyzed the presence of common signs of a cluster, identified further tasks of the education system of a northern city in this direction.

Key words: cluster approach, inclusive environment, innovation, scientific and educational cluster.

О.Ю. Муллер, зав. научно-методическим отделом библиотеки, БУВО Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, E-mail: olga_megion@mail.ru Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., проф. каф. «Теория и методика профессионального образования», БУВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет» г. Сургут, E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

Н.А. Ротова, канд. пед. наук, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, Сургутский естественно-научный лицей, г. Сургут, E-mail: rotowa.n@yandex.ru

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО ГОРОДА

В статье освещается вопрос о необходимости использования кластерного подхода для формирования инклюзивной образовательной среды северного города. Уточнено определение кластера, имеющего научно-образовательный характер. Подробно представлена его реализация через сетевые структуры, развитие социального партнерства как межсубъектного взаимодействия. На основе результатов мониторинга проанализировано наличие общих признаков кластера, определены дальнейшие задачи системы образования северного города в рассматриваемом направлении.

Ключевые слова: кластерный подход, инклюзивная среда, инновации, научно-образовательный кластер.

Решение современных образовательных задач, особенно при реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) потребует создания системы чёткого взаимодействия государства, науки и образования на основе использования эффективных инструментов создания и развития инклюзивной среды, одним из которых является кластерный подход. Кластерный подход довольно часто используется с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики, нам же необходимо проанализировать целесообразность использования кластерного подхода в образовании при создании инклюзивной образовательной среды в условиях северного города.

В результате теоретического анализа литературы нами уточнено определение кластера.

Кластер - это большая группа учреждений научно-образовательного характера, взаимодополняющих друг друга, постоянно совершенствующих свои преимущества, которые связаны как вертикально, так и горизонтально, имеющих специальные условия для качественного предоставления образовательных услуг лицам с особыми образовательными потребностями.

Кластерный подход предполагает наличие гибких сетевых структур. Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ допускает использование сетевой формы, достижение целей через урочную и внеурочную деятельность. Сетевое взаимодействие, в свою очередь, проявляется через:

- партнёрские связи между вузами северного города, учреждениями культуры, спорта и здравоохранения, объединениями дополнительного образования детей, реализующих адаптированные образовательные программы, помогающие удовлетворению особых образовательных потребностей, возникающих у обучающихся вследствие ограниченных возможностей здоровья;

- разработку, апробацию, представление педагогическому сообществу различных моделей реализации содержания образования;

- представление результатов работы образовательных учреждений, являющихся экспериментальными площадками.

Необходимым условием для эффективного сетевого взаимодействия является, в первую очередь, наличие ресурсов у каждого участника и всесторонняя работа по их качественному приращению. Результаты проводимого нами опроса показали, что 16 % педагогов считаютрезультатомраз витияинклюзивной образовательнойсредыпотонияниесвоегопедагогическтгь ьо-тенциала через ку^ярую переподгнуавку самнпбразовьтьо, практическую дентольтокея [И ].

Рассмотрим наличие общих признаков кластера на примере научно-образователы-югт яротокластера инклюзивнойчерноовч-тельной среды в условиях северного города [2].

1. Географичосеаякенцетрация - бчеоетрярполижтикость образовательныч, медицинскин и ия-ix ррреждениа ь чтмкач одного северного города позволяет быстро организовать педагогическое и инoePбчемнбPPттвес,нЧмтнн пыточ, текышение квалификации.

2. Специализадсд с oрraнизаблоyчpeшетнрPвобоy-р0ие-зовательной деятллеитчео.ккятктой еьо оеастнчкеимеютотно-шение.

3. Разнонаправленность (множественность) деятельности учреждений. Деятельность в рамках кластера охватывает не только муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения, входящие в его состав, но и спортивные, медицинские организации, объединения дополнительного образования детей, вузы и т. д.

4. Сотрудничество как основной вид взаимодействия между членами кластера.

5. Достаточное количество учреждений для возникновения значимых положительных эффектов от совместной локализации, достижение синергетического эффекта (не менее 30-50 учреждений, входящих в его состав). Это необходимое значение для достижения критической массы. Для образования полноценного кластера важно достижение определенной критической массы его участников (количество организаций, занятых в определенной деятельности), обеспечивающих переход от количества к качеству (для достижения синергетического эффекта). Для организации полноценного кластера необходимо, чтобы в его состав входило 30-50 организаций.

6. Уровень связанности участников кластера.

Внутренняя связанность между организациями, входящими

в кластер, предполагает взаимозначимость связей между ними. Когда явно видна важность и необходимость образовательных услуг, предоставляемых лицам с особыми образовательными потребностями именно теми или иными учреждениями кластера, имеющими специальные условия для их осуществления. Следует отметить характер внутренних связей между субъектами кластера - они являются персонифицированными, имеющими регулярный личный контакт. Внутренняя связанность субъектов кластера требует мобильности его работников, совместных проектов с целью дальнейшего развития кластера. Плотность связей между участниками кластера определяется наличием организаций по сотрудничеству и координации взаимодействия, например, это общественные организации, организации развития кластера с целью координации совместных проектов. Это подтверждают результаты анкетирования: 23 % педагогов видят в результате развития инклюзивной образовательной среды развитие социального партнерства как межсубъектного взаимодействия. Внешняя связанность данного научно-образовательного протокластера инклюзивной образовательной среды в условиях северного города определяется уровнем влияния результа-тое образаеательной деятельностиорганизаций, входящих в кластер, иа тлгионаладыт ризулдтаты. Достижение конечной беод-инривилуалтноа °тквитиед содиальная адаптация лиц с осабе1ми оба^^^^^тето^ме потребностями прослеживается, например, через совместные проекты, одним из которых можно нсяватссжегодныН регионэльныа конкдрс, проводимый Департаментом труда и занятости населения ХМАО-Югры, социально зноеимых прок°тмм еНщеслтунныь организаций инвалидов, в рот тислоповазданиюуабсоих иеитд обеспечению доступности рабочих мест инвалидов. Результаты опроса, проведенного сре-дтпедагогоа рДсазаилтельныипчРДждений, показали, что 27 % из них считают главным результатом при развитии инклюзивной обраасваиельнойсрепе1втамочетни тк-изнь детей с ООП через осспитание, обучение, социализацию, обеспечивающих опти-оальн ые условия для развития личности.

Сфера деятел ь ности

Взаимосвязи

Рис. 1. Основные признаки научно-образовательного кластера

Рис. 2. Сочетание трех основных признаков кластера

Следует заметить, что высокая плотность связей между организациями не всегда является следствием большого количества организаций.

С одной стороны, сущность кластера предполагает наличие инновационно активных организаций, входящих в его состав, ориентированных на технологические или организационные нововведения. С другой стороны, выполнение требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», эффективное предоставление образовательных услуг стимулирует к поиску различных форм взаимодействия с научным сообществом, внедрению инноваций. Высокий уровень инновационной активности предполагает участие представителей научного сообщества в деятельности образовательных организаций. Итак, основные признаки научно-образовательного кластера [2] представлены на рис. 1.

Это критическая масса организаций, инновационная активность внутренняя взаимосвязанность. В случае, если все три признака представлены в полной мере, можно говорить о наличии кластера. На рис. 2 мы видим необходимое сочетание трёх основных признаковкластера[2].

Если объединены два признака из трёх, то имеющиеся группы организаций можно назвать протокластерами или потенциальными кластерами. В нашем случае в условиях северного города мы наблюдаем группу связанных организаций, обладающих необходимой критической массой с недостаточно развитой инновационной составляющей.

Наше исследование показало, что, исходя из выявленной сущности кластерного подхода в создании инклюзивной среды в условиях северного города [3], основные задачи системы образования с целью создания научно-образовательного кластера будут следующие:

1) разработка информационно-нормативной документации, регламентирующей инклюзивное образование;

2) программно-методическое сопровождение обучения лиц с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях;

3) комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающихобразованиелицсОоП;

4) профессионально-трудовая подготовка лиц с ООП в развитии;

5) кадровое обеспечение;

Библиографический список

6) обеспечение качества образования лиц с ООП;

7) научное сопровождение инклюзивного образования.

Вместе с тем явно прослеживаются риски, осложняющие со-

зданиенаучно-образовательногокластера инклюзивнойсредыв условиях северного города.

Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения образовательного учреждения соответствующей материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием [4]. О важности этого условия говорят и результаты опроса, проведённого среди педагогов города Сургута: оценивая степень развитости инклюзивного образования на современном этапе, 42 % педагогов считают её уровень низким, 56 % - средним и лишь 2 % - высоким.

Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового обеспечения соответствующими специалистами. В Сургуте 40 % школ имеют среди специалистов педагога-психолога, 21 % - социального педагога, сурдопедагог - 11 %, координатор по инклюзивному образованию - 10 %, дефектологов и специалистов по ЛФК - 4 %.

Возможно неполное освоение учебных программ. Необходимость индивидуальных учебных планов для «включенных» обучающихся и студентов [5].

Отсутствие гибкой системы оценивания достижений и системы итоговой аттестации обучающихся и студентов с особыми образовательнымипотребностями,заложеннойвстандартах.

Отсутствие опыта работы в инклюзивной образовательной среде.

Слабость контактов с системой профессионального образования.

Итак, кластерный подход позволил проанализировать состояние инклюзивной среды в г. Сургуте, наличие общих признаков кластера, степень их развитости и обосновать необходимость создания центра инклюзивной образовательной среды в северном университетег. Сургута.

Объединение ресурсов и усилий коллективов отдельных учреждений в рамках кластера позволяет расширять возможности получения качественных образовательных услуг. И именно организация образовательного кластера более качественно обеспечит реализацию инклюзивного образования, выступающего одной из форм альтернативного обучения.

1. Лопуга В.Ф. Формы и методы сетевого взаимодействия школ здоровья Алтайского края. Образовательная сеть «Школы здоровья Алтайского края». Available at: www.akipkro.ru

2. Кластерные политики и кластерные перспективы: теория, методология, практика: коллективная монография. Под редакцией Ю.С. Артамоновой,Б.Б. Хрусталева.Пенза. 2013.

3. Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю. Создание инклюзивной образовательной среды в вузе: проблемы и перспективы. Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 13 дек. 2015 г.). Редколлегия: О.Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015: 130-134.

4. Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю. Создание условий для инклюзивного обучения студентов в Сургутском государственном университете. Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. научно-практической конференции (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.). Редколлегия: О.Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015; 3 (4): 213-216.

5. Муллер О.Ю., Рассказов Ф.Д., Ротова Н.А. Методологические подходы к разработке адаптированных образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями в вузе. Казанская наука. № 1.

References

1. Lopuga V.F. Formy i metody setevogo vzaimodejstviya shkol zdorov'ya Altajskogo kraya. Obrazovatel'naya sef «Shkoly zdorov'ya Altajskogo kraya». Available at: www.akipkro.ru

2. Klasternye politiki i klasternye perspektivy: teoriya, metodologiya, praktika: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej Yu.S. Artamonovoj, B.B. Hrustaleva. Penza. 2013.

3. Rasskazov F.D., Muller O.Yu. Sozdanie inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy v vuze: problemy i perspektivy. Nauka, obrazovanie, obschestvo: tendenciiiperspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheboksary, 13 dek. 2015 g.). Redkollegiya: O.N. Shirokov i dr. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015: 130-134.

4. Rasskazov F.D., Muller O.Yu. Sozdanie uslovij dlya inklyuzivnogo obucheniya studentov v Surgutskom gosudarstvennom universitete. Obra-zovatel'naya sreda segodnya: strategiirazvitiya : materialy IV Mezhdunar. nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheboksary, 11 dek. 2015 g.). Redkollegiya: O.N. Shirokov i dr. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015; 3 (4): 213-216.

5. Muller O.Yu., Rasskazov F.D., Rotova N.A. Metodologicheskie podhody k razrabotke adaptirovannyh obrazovatel'nyh programm dlya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami v vuze. Kazanskaya nauka. № 1.

Статья поступила в редакцию 16.02.16

УДК 373. 291

Skitskaya L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Transnistrian State University (Tiraspol, Transnistria),

Е-mail: Skitskaja@mail.ru

Shcherbakov Yu.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Labor and Social Relations (Moscow, Russia),

Е-mail: drpmgopu@bk.ru

THE ROLE OF A TEACHER IN OPTIMIZATION OF CHILDREN'S COMMUNICATION. The article describes an impact of the character of communication of adults with children on the optimization of communication among children. The research discloses specific forms of communication adults with children in the course of developing student-teacher interaction, based on the acceptance and recognition of the child as an individual, the ability of the teacher to stand up to the position of children, respecting their interests and aspirations. The paper analyzes the data of the diagnostic survey of teachers, during which the researchers have obtained results about the level of communication skills of teachers and practitioners of pre-school education institutions of Transniestria, and have learned ways to optimize the communication of children. The paper reveals experience in implementing training forms and methods of work with teachers of preschool institutions of Transniestria to increase their level communication skills. The work helps to optimize communication between children.

Key words: teachers, preschool children, communication, optimization, pre-school educational institution.

Л.В. Скитская, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики и специальных методик, Приднестровский

государственный университет, г. Тирасполь, Е-mail: Skitskaja@mail.ru;

Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Москва,

Е-mail: drpmgopu@bk.ru

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

В статье описано влияние характера общения взрослого с детьми на оптимизацию общения ребёнка. Раскрыты специфические формы общения взрослого с ребёнком в ходе личностно-развивающего педагогического взаимодействия, основанные на принятии и признании ребёнка как личности, умении педагога встать на позицию ребёнка, соблюдая его интересы и стремления. В статье проанализированы данные диагностического обследования педагогов, в ходе которого получены результаты об уровне коммуникативных навыков педагогов-практиков дошкольных организаций образования Приднестровья, по оптимизации общения детей старшего дошкольного возраста Обоснован опыт внедрения тренинговых форм, методов работы с педагогами дошкольных учреждений Приднестровья для повышения у них уровня коммуникативных навыков, способствующих оптимизации общения детей.

Ключевые слова: педагоги-практики, дети дошкольного возраста, общение, оптимизация, дошкольное образовательное учреждение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы: активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, заменяется взаимодействием, т. е. совместной деятельностью педагогов и воспитанников. При этом на первый план выдвигаются такие понятия как взаимоотношение, поддержка, доверие и др. Педагог при взаимодействии с воспитанниками передает свою индивидуальность, реализует потребность быть личностью и, в свою очередь, помогает сформироваться соответствующей потребности у воспитанников. Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия. Оно достаточно регламентировано по содержанию, формам, в нём отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и воспитанников. Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Характер общения педагога с воспитанниками обусловлен, прежде всего, его профессиональной подготовленностью, устремлениями и идеалами, кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурой педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно-психологические состояния воспитанников, а изучать и понимать их. Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога проанализировать свою позицию как участника общения. Думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформиро-

ван стиль общения, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и воспитанников.

Общение как феномен изучалось представителями философии, социологии, психологии, педагогики, физиологии и других наук (Б.Г. Ананьев, Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.Я. Найн, А.В. Петровский, Й. Хейзинга). В работах А.Г. Ару-шановой, Н.Г. Богуславской, Б.С. Волковой, Н.В. Волковой, Д.Б. Годовиковой, А.Б. Добровича, Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и других учёных исследовалось общение дошкольников. Речевой аспект общения был предметом исследования в работах И.С. Лопухиной, Е.М. Мастюковой, Д.Э. Розенталя, Е.И. Тихеевой, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой и др. Особенности осуществления педагогического процесса в дошкольном учреждении изучали Т.И. Бабаева, А.Г. Гостев, Р.В. Куликова, Р.А. Литвак, А.Я. Найн, Л.И. Новикова, У.В. Ульенкова и др. Значительное внимание проблемам взаимодействия педагога с детьми отводилось в исследованиях С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Е.А. Левановой, М.М. Левиной и др.

Для личностно-развивающего педагогического взаимодействия характерны специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнёрство, дающие возможности воспитаннику проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность. С помощью та-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.