_МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ_
УДК 376+37.0
Муллер Ольга Юрьевна
Заведующая научно-методическим отделом научной библиотеки, Сургутский государственный университет, olga_megion@mail.ru, Сургут
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. Цель статьи - представить модель образовательного кластера инклюзивной образовательной среды. При проведении моделирования образовательного пространства с заданными параметрами автором была получена инклюзивная образовательная вертикаль, которая представляет собой иерархическую структуру, включающую разноуровневые образовательные учреждения, гибко взаимодействующие между собой. Представленный в статье образовательный кластер раскрывает общность сферы деятельности включенных в кластер учреждений, что имеет научную и практическую значимость для результативной организации педагогического процесса, заключающуюся в создании инклюзивного образовательного пространства в образовательных учреждениях.
Интеграция, объединение и координация образовательных учреждений в научно-образовательный кластер будут способствовать повышению эффективности системы профессионального образования, а кластерный подход дает неоспоримые преимущества перед другими подходами и становится стратегически важным механизмом реализации новой образовательной политики. Результатом функционирования научно-образовательного кластера, по мнению автора, могут стать образовательные услуги нового качества и инновационные профессиональные компетенции.
Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, образовательная вертикаль, кластер, кластерная модель.
Введение в проблему. Актуальность разработки исследования продиктована спецификой современной социально-политической ситуации страны, построенной на новых отношениях между личностью, обществом и государством. Ведется поиск оптимальных путей социализации, воспитания, образования и поддержки лиц с особыми образовательными потребностями. Создать полноценный эффективный механизм организационного взаимодействия в инклюзивной среде не так просто, поскольку в настоящий период инклюзивная образовательная практика достаточно ограничена, во многом экспериментальна и крайне неустойчива. Оптимальную форму взаимодействия всех заинтересованных субъектов в инклюзивном образовании мы видим в создании системы инклюзивной образовательной вертикали. Она представляет собой иерархическую структуру, включающую разноуровневые образовательные учреждения, гибко взаимодействующие между собой. Именно поэтому цель статьи - представить модель образовательного кластера инклюзивной образовательной среды. Объ-
единение ресурсов и усилий коллективов отдельных учреждений в рамках кластера позволит расширить возможности получения качественных образовательных услуг лицам с особыми образовательными потребностями, обеспечит реализацию инклюзивного образования, выступающего одной из форм альтернативного обучения, а также разрешит ряд организационно-педагогических проблем.
Теоретический анализ проблемы. Наиболее часто встречаемые определения термина «кластер» [3; 12; 17] сводятся к понятию об объединенных элементах одного рода, которое существует как отдельное целое, описываемое определенными свойствами. Данный термин из своего первоначального употребления в сфере информационных технологий распространился на область социологии, экономики, психологии [9; 13; 19] и, наконец, стал использоваться в образовании.
Поэтому в последние годы концепция кластеризации представляет собой один из элементов государственного управления в мире. В России, например, развитие территориально-производственных кластеров
относится к значимым направлениям, намеченным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. В 2011 г. на государственном уровне был провозглашен кластерный принцип подготовки кадров с целью максимального приближения деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования к потребностям научной, социальной и производственной областям народного хозяйства.
Глубинной предпосылкой появления и развития идеи образовательного кластера является, в частности, новая реальность в отношениях потребностей общества, образовательной системы и рынка труда, при этом кластер служит мощным катализатором интеграционных процессов и предлагает формы и направления инновационного развития образования. Кластерная парадигма образовательной системы предоставляет пространство для построения комплексной модели, предусматривающей концептуальное, аксиологическое, психологическое и организационное наполнения.
В научных исследованиях педагоги обсуждают понятие «научно-образовательный кластер», понимая его как определенное количество разработок, исследований, которые проводятся коллегиально. Образовательный кластер включает в себя образовательные учреждения и учреждения-работодатели, связанные блоками сквозных программ [4; 6; 8].
Относительно педагогической профессиональной деятельности понятие кластера рассматривается достаточно широко как спланированная и организованная система, включающая научно-образовательные, культурные, социальные, инновационные, технологические и производственные компоненты, находящиеся в тесной взаимосвязи и взаимодействии [7; 16].
Данная интерпретация, по нашему мнению, наиболее точно отражает понятие научно-педагогического кластера, которое при всестороннем рассмотрении подразумевает и форму организации, и метод психологического исследования, и способ оптимизации управления образовательными и другими, подключенными к кластеру учреждениями, и метод обучения, а также метод оценки качества профессиональной деятельности. Как метод педагогики кластер служит раз-
витию вариативного мышления, способностей к установке связей и отношений. Кластер представляет собой наиболее удачную форму организации научно-образовательной деятельности с целью достижения максимально эффективного функционирования образовательной системы, в частности, системы высшего образования.
Наиважнейшим критерием в определении научно-образовательного кластера является наличие для всех его компонентов единой общей цели, что может на практике быть выражено в совместных научно-образовательных и социально-образовательных проектах, при выполнении которых появляются дополнительные качества, в частности, формируются новые профессиональные и социальные компетенции как у обучающихся, так и у обеспечивающих функционирование включенных в кластер организаций лиц. Сотрудничество в пределах кластера организовано на базе принципов соблюдения социальной этики, добровольности, с соблюдением взаимных интересов, при взаимном развитии возможностей.
Научно-образовательный кластер, включая широкий состав разноплановых организаций-участников, обладает инновационным потенциалом и возможностью непрерывного самосовершенствования.
Кластерная парадигма организации образовательного пространства обладает рядом преимуществ:
- достижение эффективности системы уже на этапе организации;
- скорость актуализации инвестиций при экономичных начальных вложениях организаций-субъектов кластера;
- минимизация рисков;
- высокая эффективность при реализации сложных проектов;
- возможность профессиональной самореализации для профессионалов, условия для наращивания профессиональных компетенций;
- научное и производственное сопровождение образовательной деятельности.
Для профессионального образования кластерная парадигма наилучшим образом позволяет одновременно удовлетворять потребности социума, личности, системы образования и экономики страны (профессии, работодателя, производства). В кластерной
среде может быть сформирован наиболее точный заказ на подготовку специалистов.
В настоящее время появился ряд работ, отражающих активное использование кластера как организационной формы для учреждений образования. Авторы данных работ описывают собственный опыт формирования и работы в формате образовательного кластера и интерпретируют кластер как структуру, включающую ряд организаций, например, вузы, школы и их научных, социальных, а также административных партнеров, которые объединились для решения определенных задач [5; 14-16; 21]. В ряде подобных исследований кластеры рассматриваются в качестве специфической среды, где взаимодействие свободно происходит между всеми уровнями включенных организаций (исследователи, профессорско-преподавательский состав, учителя и воспитатели, работники здравоохранения, технологи, методисты, программисты и пр.).
По мнению Е. П. Белан, организационная форма кластера обеспечивает преимущества для всех включенных в состав кластера учреждений, которые получают возможность объединить свои усилия и нарастить эффективность образовательной системы, усилить дифференциацию и индивидуализацию профессионального образования и интегрироваться, формируя инклюзивную образовательную среду [2]. Высшие образовательные учреждения, которые в настоящее время работают над кластерной организацией образовательного процесса, являются лидерами российской системы образования. К таким учреждениям относятся Казанский федеральный университет, Пензенский государственный университет, Томский политехнический университет, Курганский государственный университет.
Анализ существующих методологических подходов позволяет сделать вывод, что кластерная форма организации образовательных учреждений представляет собой сложную систему обучающих инструментов, обучения, самообучения и взаимного обучения в среде, объединяющей научные организации, технологии, бизнес [14]. Образовательный кластер отличает не качественный состав его элементов и не роль, которую в нем играют высшие образовательные учреждения, а сам результат функциониро-
вания научно-образовательного кластера - образовательные услуги нового качества и инновационные профессиональные компетенции.
Именно кластерный подход дает неоспоримые преимущества перед другими подходами и становится стратегически важным механизмом реализации новой образовательной политики.
Результаты исследования. Развивая систему образования посредством кластерного подхода, субъекты образовательного кластера укрепляют партнерские связи, оказывают взаимовлияние друг на друга, усиливая преимущества как отдельных элементов, так и кластера в целом [17]. Образовательные учреждения в данном случае могут трактоваться как открытая система, расширяющая сотрудничество со всевозможными социальными институтами. Проведенное анкетирование с работниками образовательных учреждений г. Сургута для выявления проблем взаимодействия субъектов социального партнерства позволило оценить имеющуюся практику его развития, наметить пути совершенствования с учетом имеющегося инклюзивного опыта, а также выявить ряд проблем взаимодействия субъектов социального партнерства в инклюзивном образовании. По результатам анкетирования 23 % педагогов приоритетным направлением в инклюзивной образовательной среде видят развитие социального партнерства как межсубъектного взаимодействия [10].
Одной из проблем, затронутых в анкетировании, стал механизм взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование, и органов государственной и муниципальной власти. Здесь в качестве положительного момента следует отметить, что взаимодействие управления образования и образовательных учреждений, по мнению опрошенных, не сводится только к формализованным отчетам, но и включает методическую поддержку. Также многие респонденты отмечают, что отсутствует опыт работы с лицами с особыми образовательными потребностями. Для преодоления этой проблемы необходимо более активное распространение опыта коррек-ционных школ. Большинство респондентов отмечают отсутствие взаимодействия образовательных учреждений с коммерческими
предприятиями, которые как работодатели трудоустраивают выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, получивших инклюзивное образование, в свои компании.
В ходе проведенного анкетирования было установлено:
- система инклюзивного образования функционирует в сфере стратегических интересов органов государственной и муниципальной власти, но при этом отсутствует единая политика взаимодействия, механизм реализации;
- отсутствует заинтересованность во взаимодействии не только со стороны коммерческих организаций, но и со стороны образовательных организаций, которые не проявляют инициативу в создании социального партнерства, например, по трудоустройству выпускников;
- основное взаимодействие между образовательными учреждениями и некоммерческими организациями в основном заключено в рамках специальных организаций инвалидов.
Кластерная парадигма нашего исследования, следовательно, предполагает включение в научно-образовательный кластер определенного числа гибких, связанных единой целью, взаимными обязательствами и совместной деятельностью, сетевых структур. Сетевая форма образования в исследуемом нами научно-образовательном кластере актуализирована следующим образом:
- во взаимодействии образовательных учреждений различных уровней;
- в разработке и внедрении инновационных моделей методического сопровождения и образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде;
- в приобретении новых профессиональных компетенций преподавательским и обслуживающим составом учреждений-партнеров в рамках кластера;
- в профессиональной адаптации и трудоустройстве лиц, получивших профессиональное образование в образовательных учреждениях в рамках кластера.
Следовательно, образовательный кластер представляется единством совместно функционирующих в интересах достижения единой цели субъектов, взаимодействующих на основе гибкой системы договорных отношений, которыми определены иерархические
связи и регулирующие нормы. Кластерный подход в образовательной сфере предполагает наличие следующих обязательных ключевых составляющих:
- нормативно-правовой базы функционирования компонентов кластера;
- единой общей цели;
- прозрачных механизмов взаимного функционирования организаций-субъектов кластера;
- общих технологий управления и актуализации кластерного подхода.
При проведении моделирования образовательного пространства с заданными параметрами нами получена инклюзивная образовательная вертикаль. Успешная реализация инклюзивного образования становится возможной на основе кластерной модели развития инклюзивного образования лиц с особыми образовательными потребностями (рис.). Представленная структура кластерной модели непрерывного образовательного пространства иллюстрирует тесное взаимодействие воспитательно-образовательных учреждений всех уровней, начиная с учреждения дошкольного образования до учреждения высшего образования с участием организаций, обеспечивающих дальнейшую профессиональную деятельность. Субъектами инклюзивной образовательной вертикали являются учащиеся с особыми образовательными потребностями, их родители, а также педагогический и тьютор-ский состав образовательных организаций. Партнерами, оказывающими поддержку субъектов инклюзивной образовательной вертикали, представляются общественные организации, государство в лице департамента образования, а также работодатели.
При создании непрерывной образовательной вертикали эти учреждения способны осуществить на практике системный подход к проблеме включения детей с особыми образовательными потребностями в социум. Такой подход возможен путем организации команды специалистов и педагогов каждого образовательного учреждения, готовых работать в едином ключе интегративного образования [1]. С другой стороны, выполнение требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [11], эффективное предоставление образовательных услуг стимулирует к поиску различных
форм взаимодействия с научным сообществом, внедрению инноваций. Высокий уровень инновационной активности предпо-
лагает участие представителей научного сообщества в деятельности образовательных организаций.
Рис. Структура кластерной модели непрерывного инклюзивного образовательного пространства
Потребность в непрерывном поддержании высокого уровня инновационной активности предполагает, что в деятельность кластера вовлечены представители научного сообщества, способные к креативной работе по созданию инновационных изменений технологического, медицинского и педагогического характера в деятельности образовательных организаций при координирующей роли инклюзивного центра.
Выводы. Таким образом, планирование, организация, формирование и управление инклюзивной образовательной средой в высшем учебном заведении предоставляет неограниченные возможности
для удовлетворения потребностей обучающихся с особыми образовательными потребностями и без особых потребностей, а также для развития профессиональных компетенций профессорско-педагогиче-ского состава кластера. Объединение ресурсов и усилий коллективов отдельных учреждений в рамках кластера позволит расширить возможности получения качественных образовательных услуг. И именно организация образовательного кластера более качественно обеспечит реализацию инклюзивного образования, выступающего одной из форм альтернативного обучения.
Библиографический список
1. Ахметзянова А. И. Кластерный подход к организации инклюзивного образования в казанском федеральном университете // Филология и культура = Philology and culture. - 2015. -№ 1 (39). - С. 301-305.
2. Белан Е. П. Стратегическое управление развитием регионального университета как ис-следовательско-ориентированного вуза: дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д, 2007. - 380 с.
3. Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? [Электронный ресурс] // Альманах «Восток». - URL: http://www.situation.ru/app/ j_art_1178.htm. (дата обращения: 12.12.2016).
4. Каменский А. М. Внутришкольный образовательный кластер [Электронный ресурс]. - URL: http://www.likt590.ru/about/director/cluster.pdf. (дата обращения: 12.12.2016).
5. Кластерные политики и кластерные иници-
ативы: теория, методология, практика: монография / под. ред. Ю. С. Артамоновой, Б. Б. Хруста-лева. - Пенза: ИП Тугушев С. Ю., 2013. - 230 с.
6. Корчагин Е. А., Сафин Р. С. Образовательный кластер: взаимодействие вуза и предприятия. - Казань: КГАСУ, 2012. - 164 с.
7. Кривых С. В., Кирпичникова А. В. Кластерный подход в профессиональном образовании: монография. - СПб.: ИНОВ, 2015. - 140 с.
8. Кривых С. В., Макареня А. А. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003. - 360 с.
9. Кудрявцева О. В. Доминирование кластеров в экономике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 11. -С. 149 - 151.
10. Муллер О. Ю, Рассказов Ф. Д., Ротова Н. А. Кластерный подход в создании инклюзивной образовательной среды в условиях северного города // Мир науки, культуры, образования. -2016. - № 2 (57). - С. 29-32.
11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.12.2016).
12. Портер М. Э. Конкуренция. - М.: Ви-льямс, 2003. - 496 с.
13. ПортерМ. Э. Международная конкуренция. -М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
14. Савельев А. Н. Модель подготовки специалистов железнодорожного транспорта в рамках образовательного кластера в Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта - филиале Иркутского Государственного Университета путей сообщения в г. Улан-Удэ [Электронный ресурс]. - URL: www. efdb.ru>look/2356608.html
(дата обращения: 01.12.2016).
15. Смирнов Д. В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога: монография. - Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т., 2011. - 190 с.
16. Трушников Д. Ю. Система воспитания в структуре образовательного кластера инженерного вуза: монография. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2008. - 246 с.
17. Чуланова О. Л. Кластеры компетенций управленческого персонала организации // Вопросы экономики и управления в современном обществе: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 17-18 ноября 2011 г. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. -С. 270-272.
18. Чуланова О. Л. Методология исследования компетенций персонала организаций: монография.- М.: ИНФРА-М, 2015. - 217 с.
19. Чуланова О. Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография. - М.: ИНФРА-М, 2016. -292 с.
20. Чуланова О. Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: монография. - Сургут: Дефис, 2010. - 218 с.
21. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: материалы Х Международного образовательного форума: 2 ч. (Белгород, 24-26 окт. 2006 г.) - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 264 с.
Поступила в редакцию 13.11.2016
Muller Olga Yurevna
Head of the Scientific and Methodical Department of Library, Surgut State University, olga_megion@ mail.ru, Surgut
INTEGRATION OF PEDAGOGICAL APPROACHES AT DESIGNING OF DEVELOPMENT OF CULTURE OF CREATIVE OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract. Science and pedagogical cluster as the base of formation of inclusive educational environment. The aim of work is to create the effective system of development of inclusive education with using of cluster approach. During the modelling of the educational area with parameters author got the inclusive vertical that is a hierarchic structure that includes different educational institutions that cooperate together. The educational cluster that was demonstrated in the article shows the community of localisation and the sphere of activity that were included in cluster of institutions, that has scientific
_МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ_
and practical importance for the effective organization of pedagogical process that involves creation of inclusive educational space in educational institutions.
Integration, communication and coordination of educational institutions to the educational cluster will cause increasing of efficiency of the system of professional education and the cluster approach gives advantages against other approaches and becomes a very important mechanism of realization of new educational policy. The result of operation of science and educational cluster, to author's opinion, could be educational services of new quality and professional competences.
Кywords: inclusive education, disabled, educational vertical, cluster, cluster model.
References
1. Akhmetzyanova, A. I., 2015. Klastemyj podxod k organizacii inklyuzivnogo obrazovaniya v kazanskom federal'nom universitete [The cluster approach to inclusive education in the Kazan Federal University]. Filologiya i kul'tura [Philology and culture], 1 (39), pp. 301-305 (in Russ.).
2. Belan, E. P., 2007. Strategicheskoe upravlenie razvitiem regional'nogo universiteta kak issledova-tel'sko-orientirovannogo vuza [Strategic management of development of a regional university as a research-oriented university]. Dr. Sci. (Pedag.). Rostov-on-Don, 380 p. (in Russ.).
3. Gromyko, Y. V. Chto takoe klastery i kak ix sozdavat'? [What are clusters and how to create them?]. Al'manax "Vostok" [Almanac "East"] [online]. Available at: http://www.situation.ru/app/ j_art_1178.htm. (Accessed 12 December 2016 ) (in Russ.).
4. Kamensky, A. M. Vnutrishkol'nyj obrazo-vatel'nyj klaster [Intraschool Education Cluster] [online]. Available at: http://www.likt590.ru/about/ director/cluster.pdf. (Accessed 12 December 2016 ) (in Russ.).
5. Artamonova, Y. S., Hrustaleva, B. B., eds., 2013. Klasternye politiki i klasternye iniciativy: teor-iya, metodologiya, praktika [The cluster policies and cluster initiatives: the theory, methodology, practice]. Penza: Tugushev S. Y. Publ., 230 p. (in Russ.).
6. Korchagin, E. A., Safin, R. S., 2012. Obrazo-vatel'nyj klaster: vzaimodejstvie vuza i predpriyatiya [Education Cluster: the interaction of the university and the company]. - Kazan: KGASU Publ., 164 p. (in Russ.).
7. Krivyx, S. V., Kirpichnikova, A. V., 2015. Klasternyj podxod v professional'nom obrazovanii [The cluster approach in vocational education]. Saint Petrsburg.: INOV Publ., 140 p. (in Russ.).
8. Krivyx, S. V., Makarenya, A. A., 2003. Ped-agogicheskaya antropoe'kologiya. Pedagogika zhiznedeyatel'nosti [Educational anthropoecology. Pedagogy of life]. Saint Petersburg: GNU JOB RAO Publ., 360 p. (in Russ.).
9. Kudryavtseva, O. V., 2009. Dominirovanie
klasterov v e'konomike [The dominance of clusters in the economy]. Aktual'nye problemy gumani-tarnyx i estestvennyx nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 11, pp. 149-151 (in Russ.).
10. Muller, O. Y., Rasskazov, F. D., Rotova, N. A., 2016. Klasternyj podxod v sozdanii inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy v usloviyax severnogo goroda [The cluster approach in the creation of an inclusive educational environment in a northern city]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2 (57), pp. 29-32 (in Russ.).
11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation] [online]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (Accessed 09 December 2016) (in Russ.).
12. Porter, M. E., 2003. Konkurenciya [Competition]. Moscow: Williams Publ., 496 p. (in Russ.).
13. Porter, M. E., 1993. Mezhdunarodnaya konkurenciya [International competition]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 896 p. (in Russ.).
14. Saveliev, A. N. Model' podgotovki special-istov zheleznodorozhnogo transporta v ramkax obra-zovatel'nogo klastera v Ulan-Ude'nskom institute zheleznodorozhnogo transporta - filiale Irkutskogo Gosudarstvennogo Universiteta putej soobshheniya v g. Ulan-Ude' [Model training specialists of railway transport in the framework of the educational cluster in Ulan-Ude Institute of railway transport - branch of the Irkutsk State University of Railway co-communication in Ulan-Ude] [online]. Available at: www. efdb.ru>look/2356608.html (Accessed 01 December 2016) (in Russ.).
15. Smirnov, D. V., 2011. Obrazovatel'nyj klaster kak sociokul'turnaya sreda dopolnitel'nogo profes-sional'nogo turistsko-kraevedcheskogo obrazovani-ya pedagoga [Education Cluster as a socio-cultural environment of additional professional tourist and local lore teacher education]. Shuya: Shuya State Pedagogical University Publ., 190 p. (in Russ.).
16. Trushnikov, D. Yu., 2008. Sistema vospitani-
ya v strukture obrazovatel'nogo klastera inzhener-nogo vuza [Education system in the structure of the educational cluster of engineering high school]. Tyumen: Tyumen Publishing House, 246 p. (in Russ.).
17. Chulanova, O. L., 2011. Klastery kom-petencij upravlencheskogo personala organizacii [Clusters of competencies of managerial staff of the organization]. Voprosy e'konomiki i upravleniya v sovremennom obshhestve: sbornik nauchnyx statej po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 17-18 noyabrya 2011 g. [Questions of economy and management in today's society: a collection of scientific articles on the results of the international scientific-practical conference. Volgograd, 17-18 November, 2011]. Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House, pp. 270-272 (in Russ.).
18. Chulanova, O. L., 2015. Metodologiya issle-dovaniya kompetencij personala organizacij [Research methodology competences of staff organizations]. Moscow: INFRA-M Publ., 217 p. (in Russ.).
19. Chulanova, O. L., 2016. Kompetentnostnyj podxod v rabote s personalom: teoriya, metodologiya, praktika [Competence approach in HR: theory, methodology, practice]. Moscow: INFRA-M Publ., 292 p. (in Russ.).
20. Chulanova, O. L., 2010. Formirovanie, razvi-tie i kouching e'mocional'noj kompetentnosti v up-ravlenii personalom organizacii [Formation, development and coaching of emotional competence in the management staff of the organization]. Surgut: Defis Publ., 218 p. (in Russ.).
21. Shamova, T. I., 2006. Klasternyj podxod k razvitiyu obrazovatel'nyx sistem [The cluster approach to the development of educational systems]. Vzaimodejstviya obrazovatel'nyx uchrezhdenij i institutov sociuma v obespechenii e'ffektivnosti, dostupnosti i kachestva obrazovaniya regiona [Interaction of educational institutions and the institutions of society to ensure the efficiency, accessibility and quality of education in the region]. Belgorod: BSU Publ., 264 p. (in Russ.).
Submitted 13.11.2016