Научная статья на тему 'Кластерный подход к развитию образования в сфере культуры'

Кластерный подход к развитию образования в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1417
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ТВОРЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР / КУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗОВ ИСКУССТВ / CLUSTER / CREATIVE CLUSTER / CULTURAL CLUSTER / CLUSTER APPROACH / CULTURE / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Геннадий Николаевич

В статье рассматривается современный период развития образования в сфере культуры. На основе анализа научных работ зарубежных и отечественных авторов выявляется сущность понятий «кластер», «творческий кластер», «культурный кластер», «креативный кластер». Сделан вывод, что кластерный подход к развитию образования в сфере культуры позволяет представить образовательное учреждение культуры как субъект социально-культурной деятельности, выстраивающий эффективное сотрудничество с творческими предприятиями, обосновать интеграцию образовательных учреждений в систему экономических взаимосвязей различных субъектов социокультурного пространства и в целом проектировать экономически эффективную действительность, интегрирующую и комбинирующую различные элементы организационных структур систем образования и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH TO EDUCATION DEVELOPMENT IN CULTURE

The article analyzes the modern period of development of education in the sphere of culture; reveals the essence of the concepts «cluster», «creative cluster», «cultural cluster», basing on the analysis of scientific works of foreign and Russian authors; concludes that the cluster approach to the development of education in the sphere of culture allows us to present the educational institution of culture as a subject of socio-cultural activity, which builds effective cooperation with creative enterprises, to justify the integration of educational institutions into the system of economic interrelations of various subjects of the sociocultural space, and in general effective reality, integrating and combining various elements of organizational structures district education and culture systems.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к развитию образования в сфере культуры»

УДК 378.016:001

Г. П. Петров

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассматривается современный период развития образования в сфере культуры. На основе анализа научных работ зарубежных и отечественных авторов выявляется сущность понятий «кластер», «творческий кластер», «культурный кластер», «креативный кластер». Сделан вывод, что кластерный подход к развитию образования в сфере культуры позволяет представить образовательное учреждение культуры как субъект социально-культурной деятельности, выстраивающий эффективное сотрудничество с творческими предприятиями, обосновать интеграцию образовательных учреждений в систему экономических взаимосвязей различных субъектов социокультурного пространства и в целом проектировать экономически эффективную действительность, интегрирующую и комбинирующую различные элементы организационных структур систем образования и культуры.

Ключевые слова: кластер, творческий кластер, креативный кластер, культурный кластер, кластерный подход, культура, образование, образовательный процесс вузов искусств.

Актуальность исследуемой проблемы. Творчество и культура имеют важнейшее значение в развитии современного общества. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года говорится, что культуре отводится ведущая роль в инновационном развитии общества и формировании человеческого капитала. Цель настоящего исследования заключается в обосновании кластерного подхода к развитию образования в сфере культуры, который является, с нашей точки зрения, наиболее эффективным в современных условиях.

Материал и методика исследований. Обоснование кластерного подхода к развитию образования в сфере культуры проводилось на основе анализа научных трудов, в которых рассматривается кластеризация творческих отраслей и культурных учреждений и утверждается ее положительный эффект для социально-экономического развития регионов. Основными методами исследования явились анализ культурологической, социально-экономической, искусствоведческой, педагогической литературы и нормативно-правовых актов в сфере образования, наблюдение за образовательным процессом в вузах культуры и искусств.

Результаты исследований и их обсуждение. Реализуемая в Российской Федерации кластерная политика, направленная на формирование благоприятных условий для развития кластеров, создает ситуации, в которых становятся востребованными территории с уникальным историко-культурным наследием.

Термин «кластер», активно применяемый сегодня в сфере образования и культуры, был заимствован из области экономики. Одним из первых, кто популяризировал понятие кластера, был американский экономист М. Портер. В качестве основных признаков кла-

© Петров Г. Н., 2018

Петров Геннадий Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, проректор по научной и творческой работе Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: gennady.petrov85@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.06.2018

стера Портер называет взаимосвязанность субъектов, входящих в кластер; взаимодополняемость, родственность и общность их деятельности [10, с. 258]. На вопрос, почему группу взаимосвязанных компаний лучше рассматривать через категорию «кластер», а не, к примеру, «сектор» или «отрасль», Портер отвечает, что в кластерах лучше происходит распространение технологии, информации, опыта. Кроме этого, кластер делает возможным конструктивный и эффективный диалог между вовлеченными в него группами, а также координацию действий между ними [10, с. 265].

Возможность и важность неформальных контактов между субъектами кластера подчеркивает в своих работах и Г. Ричарде, выделяя именно этот фактор кластеризации среди других факторов - человеческого капитала и синергических эффектов [15, с. 245].

В работах последних лет появился термин «культурный кластер», или, как отмечает Э. Морто, «творческий кластер». С ее точки зрения, этот термин описывает пространственную агломерацию компаний и институтов, взаимосвязанных рыночными и нерыночными отношениями, существующих в атмосфере доверия и взаимного стимулирования. Эти агломерации могут создаваться в разных масштабах (внутри здания, района или города). Творческие кластеры включают как культурное производство, так и культурное потребление [14, с. 1]. Э. Морто сделала важный вывод относительно управления культурными кластерами. Так, автор утверждает, что для кластеров культуры нет единой фиксированной формы эффективного управления. Различные формы управления могут иметь как сильные, так и слабые стороны. Эффективными можно считать только временные формы управления, они должны постоянно обновляться и быть способными генерировать и поддерживать проекты. При этом формы управления не могут экспортироваться, т. е. в каждом отдельном случае должны подбираться соответствующие формы [14, с. 19].

Склонность социально-культурных институтов и организаций к формированию кластеров, интерес к творческим отраслям и культурным учреждениям как факторам социально-экономического развития исследовали М. И. Зарленга, И. Риус-Ульдемолин и А. Р. Морато. Эти авторы, учитывая преобладающую динамику взаимодействия и ее логику, а также типы социальных связей между культурными агентами (субъектами, входящими в кластер), выделяют три типа культурных кластеров: бюрократические, ассоциативные и общинные [17]. Так, с их точки зрения, культурный кластер как бюрократическая организация обладает следующими характеристиками: это кластер, состоящий из учреждений культуры, динамика взаимодействия которых обусловлена культурной политикой, системой взаимоотношений между администрациями, политическими лидерами и директорами культурных учреждений. При этом принимается во внимание культурно-правовая база, регулирующая отношения между государственным и частным секторами. Культурный кластер как рыночная ассоциация представляет собой кластеры культурного производства и/или потребления, в которых преобладает общая профессиональная культура и/или общие интересы, основанные на достаточно гибких проектах. Общинные кластеры - это творческие кластеры, в которых преобладают общественные связи (основанные на общем чувстве принадлежности) и неформализованные творческие отношения [17].

С. Эванс выделяет четыре вида творческих кластеров: творческие рабочие пространства под одной крышей; творческие районы в городах; региональные творческие кластеры; виртуальные кластеры онлайн. Эти четыре типа сообществ характеризуются различными видами взаимодействия, сотрудничества, конкуренции и самобытности. У каждого типа кластера есть сильные и слабые стороны, ограничения и преимущества. Автор указывает на ключевой фактор развития творческих кластеров: они должны основываться на тех видах деятельности, которые являются органичными для данной местности и будут привлекательными для живущих в этой местности людей и существующих предприятий [13].

Не только крупные города и мегаполисы фигурируют в исследованиях культурных кластеров. Так, в работе К. Селады, И. Вилена-да-Куньи и Э. Томас показана эффективность творческих кластеров в малых и средних городских центрах и сельских районах. В подобных случаях эти места должны иметь следующие характеристики:

- наличие эндогенных природных, исторических, культурных объектов и объектов символического значения;

- преобладание высокого качества жизни и сильного сообщества с активным гражданским участием;

- ориентация не только на туризм и культурное (творческое) потребление, но в основном на культурное (творческое) производство;

- близость к важному городскому центру, обеспечивающая связи между сельской местностью и большим городом [16, с. 21].

Среди работ российских исследователей нас больше всего интересуют те, в которых анализируется кластерный подход как стратегия создания новой действительности, включающей в себя различные комбинации объектов, действующих, в том числе, в сферах образования и культуры.

На сегодняшний день в научной среде принята классификация кластеров по различным основаниям. Так, например, Е. В. Акинфеева предлагает следующую классификацию: по масштабу (микро-кластер, мезо-кластер, макро-кластер), по стадии развития (зарождающиеся, развивающиеся, зрелые, трансформирующиеся), по структуре (горизонтальные, вертикальные, технологические), по составу участников (фактические и потенциальные поставщики, смежники и потребители продукции), по характеру взаимодействия (формальные и неформальные) [1, с. 184].

В исследованиях В. Э. Гордина, М. В. Матецкой культурные кластеры подразделяются на:

- кластеры культурного наследия (формируются вокруг аутентичных памятников истории, культуры, архитектуры);

- этнокультурные кластеры (локализуются в местах компактного проживания как коренных, так и некоренных для данной территории народов);

- творческие и масс-культурные кластеры (развиваются по принципам, присущим современным творческим индустриям);

- арт-инкубаторы (формируются на базе крупных творческих вузов или творческих факультетов университетов как start-up для молодежи) [6, с. 199].

Что касается структуры кластера, то в работе Т. А. Балиной, М. С. Оборина и Д. Н. Слащева подчеркивается, что в основе кластера должно быть так называемое «ядро», представляющее собой предприятие или совокупность предприятий, объединяющих вокруг себя смежные и сопутствующие производства [4, с. 662].

В то же время важно помнить, что М. Портер рекомендовал делать акцент на централизации только в том случае, если какой-то бизнес становится глобальным (в случае с менее глобальным бизнесом акцент в организации может быть смещен на локальную автономию). С его точки зрения, единый подход, состоящий в применении одной организационной структуры ко всем видам деятельности, очень часто оказывается неэффективным [10, с. 380].

Термин «кластер» в некоторых работах применяют для проектирования регионального культурно-образовательного пространства. В таком случае это позволяет решить организационные проблемы, содержательные вопросы, а также выявить возможности для инновационного экономического развития региона [8, с. 9].

Л. А. Апанасюк предлагает интегративную кластерную социально-культурную технологию, в которой кластеры представляют собой объединение субъектов, реализующих различные виды социально-культурной деятельности, направленной на выстраивание эффективной коммуникации, совершенствование компетенций и пр. В результате

функционирования кластеров повышается качество социально-культурного обслуживания, снижаются материальные затраты и т. д. [2, с. 37].

В сегодняшней России активно начинают формироваться и развиваться творческие индустрии и культурные кластеры. Анализ нормативных документов и научных публикаций показывает, что в отношении понятий «кластер» и «индустрии», наряду с термином «культурный», часто используются такие термины, как «творческий», «креативный». Рассмотрим определения, считающиеся на сегодняшний день наиболее употребительными. Так, например, в «Основах государственной культурной политики» дается следующее определение творческих индустрий: это компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке [9]. В указанном документе перечисляются виды творческих индустрий: промышленный дизайн, индустрия моды, музыкальная индустрия, индустрия кино, телевидение, производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес, книготорговля, рекламное производство, средства массовой информации.

К компаниям креативных индустрий некоторые исследователи причисляют дизайн-студии, архитектурно-строительные компании, художественные мастерские, фотостудии, модельные агентства, художественные школы, танцевальные школы, творческие коллективы, туристические агентства [3, с. 953].

В работе Н. Г. Федотовой можно найти соотношение определений «творческие индустрии» и «креативный (творческий) кластер», например: «креативный (творческий) кластер представляет собой объединение производителей продуктов в творческих индустриях» [11, с. 56].

На основании анализа вышеприведенных определений можно сделать вывод, что между этими понятиями существует определенная связь, объем понятия «творческие индустрии» не тождествен понятию «креативный (творческий) кластер». «Индустрия» и «кластер» могут пересекаться, а могут и существовать порознь. В то же время креативные (творческие) кластеры могут объединять несколько отраслей из числа креативных индустрий. Цель творческих кластеров - создание и реализация результатов творчества (прежде всего), цель индустрий - финансовая прибыль.

Нематериальные объекты культуры (ценности, смыслы, идеалы и пр.), влияющие на духовный мир человека, сложно рассматривать через категорию «индустрия», как указывает в своей работе В. В. Чижиков. Он подчеркивает особую трудность создания такой социокультурной модели, которая бы «соединяла оба конца спектра, то есть некоммерческий культурный сектор и коммерческий бизнес-сектор» [12, с. 63].

В России на современном этапе ее развития формируется новая модель экономических взаимоотношений между образовательными организациями и работодателями: система образования включается в рыночные отношения. В работах последних лет активно используется понятие «образовательный кластер», которое упоминается в разных контекстах. Например, Н. М. Большаков видит в кластеризации возможность усовершенствования системы регионального профессионального образования, создания эффективной формы партнерства, упрощения сотрудничества [5, с. 45].

Современные исследователи говорят о необходимости модернизации образовательного процесса в сфере культуры. При этом чаще всего имеют в виду образовательный процесс, относящийся к менеджменту творческих предприятий, экономике культуры, специализированному образованию в области дизайна, рекламы, моды, кино. Об этом пишут в своих работах, например, Е. В. Зеленцова, Е. X. Мельвиль. С их точки зрения, это позволит решить многие проблемы (в том числе управленческие и технические), если будет применим основной принцип модернизации образования - связь образования с практикой творческих индустрий [7].

Резюме. Таким образом, рассмотрев различные точки зрения по вопросам кластеризации творческих индустрий и учреждений культуры, мы считаем вполне обоснованным реализацию кластерного подхода к развитию образования в сфере культуры, так как это позволяет:

- проектировать экономически эффективную действительность, интегрирующую и комбинирующую различные элементы организационных структур систем образования и культуры;

- обосновать интеграцию образовательных учреждений в систему экономических взаимосвязей различных субъектов социокультурного пространства (в том числе органов власти и управления);

- представить образовательное учреждение культуры как субъект социально-культурной деятельности, выстраивающий эффективное сотрудничество с творческими предприятиями (к плюсам такого сотрудничества можно отнести возможность совмещать учебу студентов с работой по специальности);

- рассмотреть профессиональную творческую деятельность специалистов сферы культуры в многообразии ее функций относительно сельского и городского социума;

- ориентировать образовательный процесс на совершенствование профессиональных компетенций, связанных с получением экономического эффекта от творческой деятельности;

- рассмотреть процесс, структуру и содержание подготовки специалистов в тесной связи с современными тенденциями развития социально-культурной среды, с учетом интересов всех субъектов кластера;

- удовлетворить более широкие образовательные потребности студентов за счет расширения образовательного пространства (в том числе материальной базы) в кластере и получения возможности обмена фондами, ресурсами (например, информационными), а также участия в научно-исследовательской деятельности при реализации совместных проектов с другими субъектами кластера;

- обеспечить непрерывность профессионального образования, самообразования, развития и саморазвития на разных этапах становления специалистов сферы культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акинфеева Е. В. Формирование и развитие региональных кластеров // Наука. Инновации. Образование. -2008. -№ 7. -С. 177-191.

2. Апанасюк Л. А. Теоретико-методологические основы профилактики ксенофобии в студенческой среде средствами социально-культурной деятельности : дис. ... д-рапед. наук : 13.00.05. - Тамбов, 2014. - 534 с.

3 .Бадлуева М. П., Аюрзанайн А. Б. Новые тенденции функционирования и развития социально-экономической системы региона: развитие креативного потенциала // Креативная экономика. - 2015. - № 8. -С. 947-962.

А.Балина Т. А., Оборин М. С., Слащев Д. Н. Кластерный подход в формировании политики регионального развития (на примере Пермского края) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 25. - С. 661-664.

5. Большаков Н. М. Концепция инновационных совокупных образовательных ценностей как методологическая основа новой кластерной модели рыночных отношений // Финансы и кредит. - 2016. -№ 37(709). - С. 40^19.

6. Гордин В. Э., Матецкая М. В. Культурные кластеры как генераторы инноваций в развитии туризма в дестинации // Роль туризма в модернизации экономики российских регионов : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2011. - С. 195-199.

7. Зеленцова Е. В., Мельвиль Е. X. Развитие творческих индустрий в России: проблемы и перспективы //Культурологический журнал. -2011.-№4.-С.9.

8. Мурзина И. Я. Концепция развития регионального культурно-образовательного пространства // Человек в мире культуры. - 2013. - № 3. - С. 3-14.

9. Основы культурной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70828330/.

10. ПортерМ. Э. Конкуренция /пер. с англ. - М. : Вильяме, 2005. - 608 с.

11. Федотова Н. Г. Креативные индустрии (Creative industries): теория и практика // Культурное обозрение : информационно-аналитический сборник. - 2012. - № 4. - С. 52-72.

12. Чижиков В. В. Культурные индустрии в контексте массовой культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6(62). - С. 61-67.

13.Evans S. Creative clusters: key concepts. - URL : http://creativeclus-ters.com/clusters.dream-hosters. com/?page_id= 1599.

14. Morteau H. Which governance for cultural clusters? A compared analysis of Québec (St Roch District), Barcelone (22@) et Nantes (Quartier de la Creation). - URL : https://editorialexpress.com/cgi-bin/confe-rence/download. cgi?db_name=ACEI2014&paper_id=283.

15.Richards G. The Creation and Management of Cultural Clusters. Creativity and Innovation Management. - 2002. - Vol. 11, No. 4. - P. 234-247.

16. Selada C., Vilhena da Cunha I. , Tomás E. Creative Clusters in Low Density Urban Areas: A Case Study Approach. - URL https://www.academia.edu/4144159/Creative_Clusters_in_Low_Den-sity_Areas_A_Ca-seStudy_Approach.

17. Zarlenga M. I., Rius-Ulldemolins J., Morató A. R. Cultural clusters and social interacion dynamics: the case of Barcelona // European Urban and Regional Studies. - 2016. - Vol. 23(3). - P. 422^140.

UDC 378.016:001

G. N. Petrov

CLUSTER APPROACH TO EDUCATION DEVELOPMENT IN CULTURE

Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia

Abstract. The article analyzes the modern period of development of education in the sphere of culture; reveals the essence of the concepts «cluster», «creative cluster», «cultural cluster», basing on the analysis of scientific works of foreign and Russian authors; concludes that the cluster approach to the development of education in the sphere of culture allows us to present the educational institution of culture as a subject of socio-cultural activity, which builds effective cooperation with creative enterprises, to justify the integration of educational institutions into the system of economic interrelations of various subjects of the sociocultural space, and in general - effective reality, integrating and combining various elements of organizational structures district education and culture systems.

Keywords: cluster, creative cluster, cultural cluster, cluster approach, culture, education, educational process of higher educational institutions of arts.

REFERENCES

1. Akinfeeva E. V. Formirovanie i razvitie regional'nykh klasterov // Nauka. Innovacii. Obrazovanie. - 2008. -№7.-S. 177-191.

2. Apanasyuk L. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy profilaktiki ksenofobii v studencheskoj srede sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti : dis. ... d-raped. nauk : 13.00.05. - Tambov, 2014. - 534 s.

3. BadluevaM. P., AyurzanajnA. B. Novye tendencii funkcionirovaniya i razvitiya social'no-ekonomicheskoj sistemy regiona: razvitie kreativnogo potenciala // Kreativnaya ekonomika. -2015.-№ 8.-S. 947-962.

4. Balina T. A., Oborin M. S., Slashhev D. N. Klasternyj podkhod v formirovanii politiki regional'nogo razvitiya (na primere Permskogo kraya) // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo. - 2011. - № 25. - S. 661-664.

© Petrov G.N., 2018

Petrov, Gennady Nikolaevich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Social-Economic Disciplines, Prorector for Research and Creative Work, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksaiy, Russia; e-mail: gennady .petrov85 @yandex.ru

The article was contributed on June 08, 2018

5.Bol'shakov N. M. Koncepciya innovacionnykh sovokupnykh obrazovatel'nykh cennostej kak metodologicheskaya osnova novoj klasternoj modeli rynochnykh otnoshenij // Finansy i kredit. - 2016. -№ 37(709). - S. 40^9.

6. Gordin V E., Mateckaya M. V. Kul'turnye klastery kak generatory innovacij v razvitii turizma v destinacii // Roi' turizma v modernizacii ekonomiki rossijskikh regionov : sbornik nauchnykh statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Petrozavodsk, 2011. - S. 195-199.

7. Zelencova E. V., Mel'vil' E. Kh. Razvitie tvorcheskikh industry v Rossii: problemy i perspektivy // Kul'turologicheskij zhurnal. - 2011. - № 4. - S. 9.

8 .Murzina I. Y a. Koncepciya razvitiya regional'nogo kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva // Chelo vek v mire kul'tury. - 2013. - № 3. - S. 3-14.

9. Osnovy kul'turnoj politiki v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://base.garant.ru/70828330/.

10. Porter M. E. Konkurenciya / per. s angl. - M. : Vil'yams, 2005. - 608 s.

11. Fedotova N. G. Kreativnye industrii (Creative industries): teoriya i praktika // Kul'turnoe obozrenie : informacionno-analiticheskij sbornik. - № 4. - 2012. - S. 52-72.

12. Chizhikov V. V Kul'turnye industrii v kontekste massovoj kul'tury // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2014. - № 6(62). - S. 61-67.

13.Evans S. Creative clusters: key concepts. - URL http://creativeclusters.com/clusters.dream-hosters. com/?page_id= 1599.

14. Morteau H. Which governance for cultural clusters? A compared analysis of Québec (St Roch District), Barcelone (22@) et Nantes (Quartier de la Création). - URL : https://editorialexpress.com/cgi-bin/conference/down-load.cgi?db_name=ACEI2014&paper_id=283.

15. Richards G. The Creation and Management of Cultural Clusters. Creativity and Innovation Management. - 2002. - Vol. 11, No. 4. - P. 234-247.

16. Seiada S., Vilhena da Cunha I., Tomás E. Creative Clusters in Low Density Urban Areas: A Case Study Approach. - URL https://www.academia.edu/4144159/Creative_Clusters_in_Low_Den-sity_Areas_A_Case-Study_Approach.

17. Zarlenga M. I., Rius-Ulldemolins J., Morató A. R. Cultural clusters and social interacion dynamics: the case of Barcelona // European Urban and Regional Studies. - 2016. - Vol. 23(3). - P. 422^140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.