Научная статья на тему 'Кластерный подход в модернизации региональных систем профессионального образования'

Кластерный подход в модернизации региональных систем профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / INDUSTRIAL CLUSTERS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / EDUCATIONAL CLUSTERS / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / REGIONAL LABOR MARKET / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / GEOGRAPHICAL LOCATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Сергей Валентинович, Тюличева Лидия Дмитриевна

Статья посвящена анализу теоретических и практических вопросов реализации кластерного подхода в процессе модернизации профессионального образования. Актуализация данного вопроса вызвана современной тенденцией к модернизации системы непрерывного образования. Аналогично экономическому кластеру образовательный кластер в общем случае чаще всего трактуется как совокупность территориально локализованных взаимосвязанных учреждений профессионального образования, связанных партнерскими отношениями друг с другом, а также с предприятиями отрасли. На основе анализа различия региональных практик в вопросах взаимодействия участников образовательных кластеров авторами выявлено, что процесс формирования производственных кластеров в регионах России не только меняет характер взаимодействия хозяйствующих субъектов, но и влияет на развитие региональных систем профессионального образования. В связи с этим в статье рассмотрены противоречия процессов достижения соответствия структуры профессионального образования спросу на региональном рынке труда при недооценке этой проблемы применительно к локальным рынкам труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Сергей Валентинович, Тюличева Лидия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cluster Approach for Modernizing Professional Education: Its Implementation in the Russian Federation

The article analyzes the theoretical and practical issues related to the “cluster approach” (CA) for modernizing professional education (PE), with a focus on its use by the Russian Federation (RF). The paper says that the RF is relying on CA to upgrade its continuous education, particularly at regional level. At this stage, the critique shifts its focus to educational clusters — related, according to CA doctrine, to economic clusters — which function in conjunction with local factors such as industry. Subsequently, the study presents an analysis of CA variations, noting that they affect the formation of Russia's regional industrial clusters. At regional level, it adds, they also influence the development of PE systems and the function of business entities. The blueprint, in conclusion, observes that PE-related CA systems are in a perpetual state of flux, striving to meet the often 'conflicting' demands of regional infrastructures and labor markets.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в модернизации региональных систем профессионального образования»

Кластерный подход в модернизации региональных систем профессионального образования

The Cluster Approach for Modernizing Professional Education: Its Implementation in the Russian Federation

Ш

s

I <

m О

со <

Q. LQ

О

УДК 377

Кузнецов Сергей Валентинович

директор Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор 198013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38

Kuznetsov Sergey Valentinovich

Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, 198013, Russian Federation

Тюличева Лидия Дмитриевна

доцент Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук

198013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38

Tyulicheva Lidiya Dmitrievna

Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, 198013, Russian Federation

Статья посвящена анализу теоретических и практических вопросов реализации кластерного подхода в процессе модернизации профессионального образования. Актуализация данного вопроса вызвана современной тенденцией к модернизации системы непрерывного образования. Аналогично экономическому кластеру образовательный кластер в общем случае чаще всего трактуется как совокупность территориально локализованных взаимосвязанных учреждений профессионального образования, связанных партнерскими отношениями друг с другом, а также с предприятиями отрасли. На основе анализа различия региональных практик в вопросах взаимодействия участников образовательных кластеров авторами выявлено, что процесс формирования производственных кластеров в регионах России не только меняет характер взаимодействия хозяйствующих субъектов, но и влияет на развитие региональных систем профессионального образования. В связи с этим в статье рассмотрены противоречия процессов достижения соответствия структуры профессионального образования спросу на региональном рынке труда при недооценке этой проблемы применительно к локальным рынкам труда.

The article analyzes the theoretical and practical issues related to the "cluster approach" (CA) for modernizing professional education (PE), with a focus on its use by the Russian Federation (RF). The paper says that the RF is relying on CA to upgrade its continuous education, particularly at regional level. At this stage, the critique shifts its focus to educational clusters — related, according to CA doctrine, to economic clusters — which function in conjunction with local factors such as industry. Subsequently, the study presents an analysis of CA variations, noting that they affect the formation of Russia's regional industrial clusters. At regional level, it adds, they also influence the development of PE systems and the function of business entities. The blueprint, in conclusion, observes that PE-related CA systems are in a perpetual state of flux, striving to meet the often 'conflicting' demands of regional infrastructures and labor markets.

Ключевые слова: профессиональное образование, производственные кластеры, образовательные кластеры, региональный рынок труда, территориальное размещение образовательных учреждений

Keywords: professional education, industrial clusters, educational clusters, regional labor market, geographical location of educational institutions

Одной из основных задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является «приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» [1]. Очередным этапом уточнения стратегии развития региональных систем профессионального образования стало появление программ модернизации систем профобразования субъектов РФ [2-11], разработанных во исполнение пункта 2д Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 г. № Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г.

Период 2011-2013 гг. посвящен разработке и опробованию в регионах новых подходов к модернизации профессионального образования. На этой стадии идет не только выявление и закрепление успешных практик совершенствования профессионального образования, но и уточнение содержания многих ключевых категорий, активно вводимых в настоящее время в научную и управленческую лексику при разработке стратегий развития профессионального образования.

Одним из относительно новых для профессионального образования терминов, активно внедряющихся в профессиональный дискурс, стал «кластер». Это понятие давно используется в теории стратегического территориального планирования, где под кластерами понимаются объединения хозяйствующих субъектов, функционирующих, как правило, в пределах определенной территории. По аналогии с экономическим кластером образовательный кластер чаще всего трактуется как совокупность территориально локализованных взаимосвязанных учреждений профессионального образования, осуществляющих профессиональную подготовку по сопряженным профессиям/специальностям и связанных партнерскими отношениями друг с другом, а также с предприятиями отрасли.

Однако это не единственное толкование. В понимании педагогического сообщества образовательный кластер — это, прежде всего, определенная среда, в которой каждое образовательное учреждение или

<

ш даже отдельный преподаватель могут взаимодей-^ ствовать с другим образовательным учреждением, ^ другими преподавателями по широкому комплексу вопросов профессиональной деятельности: обмениваться идеями, консолидировать ресурсы, создавать о инновационный интеллектуальный продукт и т. д.

Начало практики создания региональных образовательных систем в форме университетских или образовательных округов в России восходит к XIX в. Уже тогда делались попытки создать упорядоченную систему учебных заведений разного уровня, в которой каждая из образовательных организаций является подготовительной ступенью к поступлению в учебное заведение более высокого уровня. Все это предопределяло тесное взаимодействие образовательных учреждений на базе согласования учебных программ. Интерес к этой практике в последние годы усилился в связи с актуализацией проблемы формирования системы непрерывного образования.

С начала 1990-х гг. в регионах России стала вестись работа по модернизации образовательной системы. Поэтому, когда встал вопрос о формировании образовательных кластеров, они стали интерпретироваться как пространство активного взаимодействия, в первую очередь субъектов системы образования. Однако, как показывает анализ ряда современных программ развития региональных систем профессионального образования (например, Республики Башкортостан), образовательные кластеры рассматриваются скорее как элементы производственных кластеров. Иными словами, образовательные кластеры выступают в качестве подсистемы производственных (экономических) кластеров, представляя собой объединения образовательных учреждений, имеющих тесные связи с предприятиями и организациями соответствующего профиля.

Одновременно следует отметить, что в ряде регионов образовательный кластер рассматривается как совокупность взаимодействующих образовательных учреждений и работодателей. Например, в Целевой программе Калининградской области «Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы» предусмотрено формирование совместно с работодателями образовательных кластеров по основным направлениям социально-экономического развития области. Соответственно, в системе индикаторов реализации этой задачи присутствуют такие отражающие учет интересов работодателей показатели, как «доля учащихся и студентов учреждений профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели» и «удельный вес обучающихся по программам дополнительного профессионального образования в учреждениях профессионального образования в общей численности обучающихся по основным программам профессионального образования» [7]. В программных документах Республики Башкортостан образовательный кластер рассматривается как региональная система, объединяющая отраслевых заказчиков кадров и учреждения профессионального образования при координирующей роли отраслевых министерств и ведомств [2].

Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, который заключается в том, что процесс формирования производственных кластеров в регионах России не только меняет характер взаимодействия хозяйствующих субъектов, но и влияет на развитие региональных систем профессионального образования. Система профессионального образования

региона втягивается в процесс формирования производственных кластеров, если такой процесс уже начался в регионе. Как правило, основными участниками такого кластера выступают отраслевые министерства (для кластеров, выходящих на федеральный или межрегиональный уровень); предприятия и организации соответствующего профиля, объекты транспортной, энергетической, инженерной, природоохранной, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; научно-исследовательские и образовательные организации; объединения предпринимателей; организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы, центры, государственные и муниципальные фонды и др.).

Как часть производственного кластера система профессионального образования обязана эффективно выполнять, прежде всего, свою экономическую функцию — готовить кадры, отвечающие текущим и перспективным потребностям работодателей, создавать зоны опережающего развития в кадрах с необходимыми профессионально-квалификационными характеристиками, ориентируясь на региональные приоритеты в развитии инновационной экономики. Однако у региональной системы профессионального образования есть и другая — социальная функция. Мы имеем в виду решение задач социального характера, связанных с культурным развитием населения региона, с воспитанием молодежи, ее социализацией и другое.

Участниками образовательного кластера, кроме образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (далее — НПО, СПО, ВПО) и работодателей, могут быть также школы (при наличии в них профильных классов и других форм сотрудничества с профессиональными учебными заведениями), научные организации (участвующие в подготовке специалистов на собственной научно-учебной базе), учебные центры службы занятости (как заказчики услуг по профессиональной подготовке и переобучению), молодежные организации.

Важно также отметить, что особенности образовательных кластеров, их отличия от экономических кластеров обусловлены спецификой производимого продукта — образовательных услуг. Однако и между собой образовательные кластеры могут различаться по ряду характеристик. Например, принято различать отраслевые и территориальные образовательные кластеры, которые могут одновременно создаваться в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации.

Так, в Архангельской области складываются пять отраслевых образовательных кластеров (агропромышленный, лесопромышленный, строительного комплекса и ЖКХ, транспортный, общественного питания и торговли) и один территориальный кластер образовательных учреждений г. Северодвинска.

Различаются образовательные кластеры и степенью формализации взаимоотношений между его участниками. Если его участники трактуют кластер как пространство творческого взаимодействия, то механизм взаимодействия будет строиться на принципах социального партнерства, выстраивании прочных и эффективных не столько вертикальных, сколько горизонтальных связей. Более того, сторонники добровольности и слабой формализации считают, что в образовательном кластере важны взаимодействие не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими

над общими проблемами. К числу задач, которые требуют наиболее активной совместной работы в рамках образовательного кластера, можно отнести: приведение Федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ в соответствие с требованиями профессиональных стандартов по соответствующему виду экономической деятельности; определение потребностей организаций в выпускниках системы профессионального образования и в переподготовке персонала этих организаций.

Однако нередко образовательный кластер рассматривается не просто как сеть добровольно объединившихся организаций, а как новая административная структура с ядром — ресурсным центром, на которую можно возложить ряд важных организаторских функций. К числу таких функций чаще всего относят следующие:

• мониторинг потребностей работодателей, состояния рынка труда, своевременную корректировку образовательных программ;

• организацию образовательной деятельности в соответствии с требованиями систем менеджмента качества;

• обеспечение эффективности образовательной политики на основе интеграции теоретических знаний и инновационных технологий;

• организацию работы постоянного действующих научно-методических семинаров субъектов образовательного кластера;

• развитие системы дополнительного профессионального образования (переподготовка, повышение квалификации, стажировка преподавателей на базовых предприятиях и пр.);

• проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества;

• совместные научные исследования и разработки и др.

Кластерный подход проявляется сегодня и в изменении акцентов в определении традиционных задач развития и поддержания эффективного функционирования системы профессионального образования. Рассмотрим это на примере задачи по приведению содержания профессионального образования и структуры образовательных учреждений (их перепрофилирование) в соответствие с изменением отраслевой структуры, уровня развития производительных сил и других характеристик экономики, определяющих спрос на работников.

Такая работа по мере накопления противоречий между содержанием образования и квалификационными требованиями работодателей периодически проводилась и прежде. Она включала корректировку содержания основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП), введение новых профессиональных модулей, изменение структуры приема по укрупненным группам специальностей (далее — УГС), открытие новых направлений переподготовки, перепрофилирование учебных заведений и др.

Кластерный подход к развитию региональной экономики предопределил необходимость решения новой задачи — реструктуризации сети и оптимизации территориального размещения учреждений профессионального образования с привязкой их к приоритетным секторам экономики и региональным кластерам. Однако, как показывает анализ уже разработанных программ модернизации региональных систем про-

фессионального образования, проблеме оптимиза- ^ ции территориального размещения образовательных ^ учреждений НПО и СПО в этих программах уделено ^ недостаточно внимания. ™

При этом есть еще один важный аспект проблемы ^ модернизации региональных систем профессиональ- о ного образования, который необходимо учитывать при выработке управленческих решений. Речь идет о том, что на локальных рынка труда могут складываться различные виды ситуаций по части соотношения спроса и предложения рабочей силы, которые должны учитываться как при оптимизации сети образовательных учреждений, так и при формировании контрольных цифр приема в разрезе УГС.

В целом можно обозначить четыре основных типа ситуаций на рынке труда, которые могут сложиться в регионе одновременно, по тем или иным муниципальным образованиям или охватить несколько муниципальных образований:

а) на локальном рынке труда наблюдается превышение предложения рабочей силы над спросом на нее по всем профессиям/специальностям (совокупный, выпуск систем НПО и СПО превосходит или будет превосходить в ближайшей перспективе совокупный спрос со стороны работодателей);

б) на локальном рынке труда отмечается превышение предложения рабочей силы над спросом лишь по отдельным группам профессий/специальностей, по которым ведется подготовка кадров в учреждениях профессионального образования;

в) на локальном рынке труда спрос на рабочую силу превышает ее предложение по всему перечню профессий/специальностей, по которым готовятся кадры в региональной системе профессионального образования (число заявленных работодателями вакансий превосходит совокупный плановый выпуск учреждений системы НПО и СПО);

г) на локальном рынке труда превышение спроса на рабочую силу существует лишь по отдельным группам профессий/специальностей.

Можно констатировать, что при планировании в регионах России реструктуризации сети образовательных учреждений и их территориального размещения характер ситуации, складывающейся на локальном рынке труда, в полной мере не учитывается. Перечни востребованных работодателями профессий/специальностей и соответственно контрольные цифры приема формируются, как правило, применительно к уровню субъекта Российской Федерации в целом, т. е. не учитывают различия на рынке труда тех или иных муниципальных образований. Это означает, что структурное соответствие на региональном рынке труда достигается исключительно за счет изменения профессионально-образовательной структуры учебных мест без учета их размещения, а проблемы территориального соответствия рабочих мест и работников предполагается решать впоследствии путем трудоустройства выпускников в других муниципальных образованиях. Однако предположение о том, что механизм внутрирегиональной мобильности рабочей силы выровняет все диспропорции локальных рынков труда, на наш взгляд, слишком оптимистичное.

Те немногочисленные примеры региональных программ модернизации системы профессионального образования, где этой проблеме уделено внимание, подтверждают необходимость учета этого фактора, как крайне важного не только для удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов в кадровом

^ обеспечении, но и выполнения системой профессио-^ нального образования своей социальной функции. ^ В заключение приведем примеры из ряда регио-™ нальных программ модернизации системы профессионального образования, в которых в той или иной о мерей был учтен характер ситуаций, складывающихся на отдельных локальных рынках труда при планировании реструктуризации сети образовательных учреждений и оптимизации их территориального размещения.

Так, Министерство образования Республики Коми, планируя реорганизацию образовательной сети через слияние образовательных учреждений, исключило дублирование подготовки в учреждениях, расположенных на территории одного муниципального образования. Во Владимирской области планируется создание филиалов («кампусов», «территорий») учреждений начального и среднего профессионального образования на тех территориях, где молодежь и взрослое население не имеют возможности получить или продолжить профессиональное образование из-за его транспортной недоступности. В Томской области предполагается осуществить реструктуризацию системы профобразования таким образом, чтобы в каждом районе области имелось либо самостоятельное учреждение среднего профобразования, либо филиал, чтобы получить образование можно было, не выезжая за пределы своего района. В Вологодской области планируется провести объединение городских образовательных учреждений НПО и СПО, а сельские профессиональные училища преобразовать либо в филиалы территориально близко расположенных образовательных учреждений СПО, либо в центры прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования. В Волгоградской области образовательные учреждения в статусе ресурсного центра рассматриваются как источник современных образовательных ресурсов (в том числе педагогических кадров) для образовательной сети муниципального района (городского округа). В Республике Башкортостан при реструктуризации сети образовательных учреждений предполагается учитывать не только наличие и профиль учебных заведений, но и развитость транспортной инфраструктуры региона, потоки миграции абитуриентов.

Таким образом, можно констатировать, что в ряде регионов Российской Федерации уже есть определенный опыт учета различий в ситуации на локальных рынках труда при проведении реструктуризации системы профессионального образования и подготовки кадров, которая должна стать одной из составляющих современных производственных кластеров. Однако, безусловно, стройной системы учета этого фактора пока не сложилось, что хорошо видно при анализе программ модернизации профессионального образования, разработанных в субъектах Российской Федерации.

Острота проблемы кадрового обеспечения как отдельных производственных кластеров, формирующихся в субъектах Российской Федерации, так и в целом экономики регионов страны, в обозримом будущем, на наш взгляд, снижаться не будет. Для ее решения, безусловно, наряду с обновлением содержания образования, оптимизацией структуры и профилей подготовки кадров необходимо проведение реструктуризации сети образовательных учреждений, интеграция образовательных программ и пр. Однако выработка стратегии структурных преобразований в региональных системах профессионального образо-

вания и определение приоритетов формирования образовательных кластеров должны учитывать не только задачи развития в регионах производственных (экономических) кластеров, но и текущую (и прогнозируемую в среднесрочной перспективе) ситуацию на локальных рынках труда. В конечном счете, от этого будет зависеть и успех развития производственных кластеров в субъектах Российской Федерации.

Литература

1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61

2. Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 годы: Подпрограмма // Развитие образования Республики Башкортостан на 2012-2017 годы: Долгосрочная целевая программа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morb.ru/professional/ npo/programma.doc. (Дата обращения: 11.01.2013).

3. Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 201 1-2014 гг.: Республиканская комплексная программа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://buriat.er.ru/projects/2012/2/29/moder-nizaciya-obrazovaniya/userdata/files/2012/02/29/programma-modernizatsii-obrazovaniya-rb.doc. (Дата обращения: 16.01.2013).

4. Развитие системы профессионального образования в Вологодской области на 2011-2015 годы: Долгосрочная целевая программа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu35.ru/index.php/documents/fi-nish/1-dokumenty/1644-dolgosrochnaya-tselevaya-prog-ramma-razvitie-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-vologodskoj-oblasti-na-2011-2015-gody. (Дата обращения: 16.01.2013).

5. Комплексная программа развития профессионального образования Волгоградской области на 2011-2015 годы: Долгосрочная областная целевая программа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://obraz.volganet. ru/export/sites/edu/activity/programs/downloads/DOTzP_ Razvitie_professionalnogo_obrazovaniya.doc. (Дата обращения: 18.01.2013).

6. Модернизация профессионального образования Иркутской области на 2013-2015 годы: Ведомственная целевая программа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fcpro-irk.ru/Edu/VCPRO. (Дата обращения: 21.02.2013).

7. Развитие профессионального образования на 20122016 годы: Целевая программа Калининградской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.baltinform.ru/data/smod/Static/63/26/ Постановление_890_23.11.2011.doc. (Дата обращения: 21.02.2013).

8. Модернизация системы профессионального образования в Республике Коми (2012-2015 годы): Долгосрочная республиканская целевая программа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.komiedu.ru/ files/201 1 06/201 10627/progr.doc. (Дата обращения: 18.02.2013).

9. Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 201 1-2014 годы: Республиканская целевая программа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portal.mari.ru/minobr/ DocLib33.doc. (Дата обращения: 18.02.2013).

10. Развитие профессионального образования Томской области на 2011-2013 годы: Ведомственная целевая программа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unpo. tomsk.gov.ru/documents/Programma-razvitiya_2011-2013. doc. (Дата обращения: 20.02.2013).

11. Ведомственная целевая программа развития системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области на 2012-2014 годы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr74.ru/ru/programmy/ razvitie-sistemy-nachalnogo-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-chelyabinskoj-oblasti-na-2012-2014-gg. (Дата обращения: 20.02.2013).

References

1. On the Federal Target Program of Education Development for 2011-2015. Decree of the Russian Federation Government of February 07, 2011 № 61. Available at: http://government. ru/gov/results/14288/. (In Russ.).

2. Subprogram "Comprehensive program of modernization of the professional education of the Republic of Bashkortostan for 2011-2015" of the long-term target program "Development of Education of the Republic of Bashkortostan for 20122017". Avaialable at: http://www.morb.ru/professional/npo/ programma.doc. Accessed January 11, 2013. (In Russ.).

3. Republican comprehensive program "Modernization of professional education of the Republic of Buryatia for 20112014". Available at: http://buriat.er.ru/projects/2012/2/29/ modernizaciya-obrazovaniya/userdata/files/2012/02/29/ programma-modernizatsii-obrazovaniya-rb.doc. Accessed January 16, 2013. (In Russ.).

4. The long-term target program "Development of professional education in the Vologda region for 2011-2015". Available at: http://www.edu35.ru/index.php/documents/finish/1-doku-menty/1644-dolgosrochnaya-tselevaya-programma-razvitie-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-vologodskoj-oblasti-na-2011-2015-gody. Accessed January 16, 2013. (In Russ.).

5. Long-term regional target program "Complex program of professional education of the Volgograd region for 2011-2015". Available at: http://obraz.volganet.ru/export/sites/edu/activity/ programs/downloads/DOTzP_Razvitie_professionalnogo_obra-zovaniya.doc. Accessed January 18, 2013. (In russ.).

6. Departmental target program "Modernization of professional ^ education of the Irkutsk region for 2013-2015". Available at: m http://www.fcpro-irk.ru/Edu/VCPRO. Accessed February 21, 2 2013. (In Russ.). o

7. Target program of the Kaliningrad region "Development < of professional education for 2012-2016". Available at: m http://www.edu.baltinform.ru/data/smod/Static/63/26/ ° nocraHOB.neHMe_890_23.11.2011.doc. Accessed February 21, 2013. (In Russ.).

8. Long-term Republican target program "Modernization of professional education in the Republic of Komi (2012-2015). Available at: http://www.komiedu.ru/files/201106/20110627/ progr.doc. Accessed February 18, 2013. (In Russ.).

9. Republican program "Integrated development of professional education in the Republic of Marii El for 2011-2014". Available at: http://portal.mari.ru/minobr/DocLib33.doc. Accessed February 18, 2013. (In Russ.).

10. Departmental target program "Development of professional education of Tomsk region for 2011-2013". Available at: http://unpo.tomsk.gov.ru/documents/Programma-razvitiya_2011-2013.doc. Accessed February 20, 2013. (In Russ.).

11. Departmental target program for the development of primary and secondary professional education of the Chelyabinsk region for 2012-2014. Available at: http:// minobr74.ru/ru/programmy/razvitie-sistemy-nachalnogo-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-chelyabinskoj-oblasti-na-2012-2014-gg. Accessed February 20, 2013. (In Russ.).

Инновационные приоритеты образования и формирования ноосферного мышления на основе ноосферной парадигмы В. И. Вернадского

The Concepts of Vladimir Ivanovich Vernadsky: Transition from the Biosphere to the Noosphere

УДК 378

Грунин Олег Андреевич

профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Grunin Oleg Andreevich

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Царева Светлана Олеговна

доцент Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Tsareva Svetlana Olegovna

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Статья посвящена 150-летию со дня рождения В. И. Вернадского, показан вклад ученого-энциклопедиста в становление и развитие естественных наук, наук о Земле, формирование новых представлений о единстве человека и природы. Особое внимание уделено учению о биосфере и ее перерастании в ноосферу. Выделяется идея об отношении человека к окружающей среде не только как к материальному благу, удовлетворяющему потребности людей, но и как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к источнику существования, что требует сохранения ее целостности и приумножения природных богатств на основе общественных интеллектуальных способностей. Первостепенное значение имеет формирование ноосферного мышления, неотъемлемыми частями которого являются образование и воспитание.

The article describes three concepts set forth by Vladimir Ivanovich Vernadsky — geosphere (inanimate matter), biosphere (animate life) and noosphere (human

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.