Научная статья на тему 'Кластерный подход целостной системы профессионального образования (на примере Ставропольского края)'

Кластерный подход целостной системы профессионального образования (на примере Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / EDUCATIONAL CLUSTERS / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / REGIONAL LABOR MARKET / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурляева В. А., Буркина И. В., Булах К. В., Чебанов К. А.

В статье дан анализ теоретических и практических вопросов реализации кластерного подхода в процессе модернизации профессионального образования. Актуализация данного вопроса вызвана современной тенденцией к модернизации системы профессионального и высшего образования. В статье изложены положения модернизации системы профессионального образования в Ставропольском крае, направленные на улучшение качества профессионального образования и улучшение конкурентоспособности специалиста востребованного на рынке труда. Определены задачи для дальнейшего поиска уровня полезности кластерных единиц гибкой многофункциональной целостной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурляева В. А., Буркина И. В., Булах К. В., Чебанов К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLUSTER APPROACH INTEGRATED SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF STAVROPOL KRAI)

The article is dedicated to an analysis of theoretical and practical issues of the use of the cluster approach in the modernization of vocational education. Actualization of this issue is caused by the modern trend to modernize the system of vocational and higher education. The articles set out the provisions of the modernization of vocational education in the Stavropol region, aimed at improving the quality of vocational education and improvement of the competitiveness of a specialist in demand in the labour market. Set objectives for the further search of the level of usefulness of the cluster units to flexible, multi-use integrated system. The article is devoted to analysis of theoretical and practical issues of implementation of the cluster approach in the modernization of vocational education. Actualization of this issue is caused by the modern trend to modernize the system of vocational and higher education. The paper reveals the experience of modernization of the vocational education in Stavropol Krai, the work aimed at improving the quality of vocational education and improvement of the competitiveness of a specialist in demand in the labor market. The research sets objectives for the further work on the level of usefulness of the cluster units to flexible, multi-use integrated system.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход целостной системы профессионального образования (на примере Ставропольского края)»

Библиографический список

1. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых годов (1921 - 31 гг.). Москва: Издательство МГПУ им. В.И. Ленина, 1992.

2. Голышев А. Социалистическое строительство и советское просвещение Просвещение Сибири. 1927; 9: 5 - 20.

3. ГААК. Ф. Р 922. Оп.1. Д. 2. Л. 48.

4. ГААК. Ф. Р 922. Оп.1. Д. 2.

5. Черказьянова И.В. Немецкая дореволюционная школа Сибири: возникновение и проблемы развития. Немцы. Сибирь. Россия. Омск,1997: 100 - 124.

6. ГААК. Ф. 141. Оп. 1. Д. 2. Л. 23 об.

7. ГААК. Ф. 141. Оп. 1. Д. 4. Л. 32.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917 - 1941 гг.). Отв. ред. Н.А. Кузьмин, М.Н. Колмакова, З.И. Равкин. Москва: Педагогика, 1980.

9. ГААК. Ф.141. Оп. 1. Д. 276. Л. 2.

10. ГААК. Ф. 141. Оп. 1. Д. 275. Л. 198.

11. Мельников А. Советское культурное строительство в Сибирском крае Просвещение Сибири. 1927; 3: 85 - 96.

12. Матис В.И., Кряклина Т.Ф. Немецкая школа в регионах России. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.

13. ГААК. Ф.141. Оп. 1. Д. 276. Л. 6.

14. Смирницкая С.В. Центральный немецкий педагогический техникум в Ленинграде. Немцы и развитие образования в России. Санкт-Петербург, 1998: 208 - 209.

15. ГААК. Ф. 38. Оп. 1. Д. 74. Л. 232.

References

1. Belikova A.P. Osnovnye tendenciirazvitiya soderzhaniya shkol'nogo obrazovaniya vSibiri vperiod dvadcatyh godov(1921 - 31 gg.). Moskva: Izdatel'stvo MGPU im. V.I. Lenina, 1992.

2. Golyshev A. Socialisticheskoe stroitel'stvo i sovetskoe prosveschenie Prosveschenie Sibiri. 1927; 9: 5 - 20.

3. GAAK. F. R 922. Op.1. D. 2. L. 48.

4. GAAK. F. R 922. Op.1. D. 2.

5. Cherkaz'yanova I.V. Nemeckaya dorevolyucionnaya shkola Sibiri: vozniknovenie i problemy razvitiya. Nemcy. Sibir'. Rossiya. Omsk,1997: 100 - 124.

6. GAAK. F. 141. Op. 1. D. 2. L. 23 ob.

7. GAAK. F. 141. Op. 1. D. 4. L. 32.

8. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoj mysli narodov SSSR (1917 - 1941 gg.). Otv. red. N.A. Kuz'min, M.N. Kolmakova, Z.I. Ravkin. Moskva: Pedagogika, 1980.

9. GAAK. F.141. Op. 1. D. 276. L. 2.

10. GAAK. F. 141. Op. 1. D. 275. L. 198.

11. Mel'nikov A. Sovetskoe kul'turnoe stroitel'stvo v Sibirskom krae Prosveschenie Sibiri. 1927; 3: 85 - 96.

12. Matis V.l., Kryaklina T.F. Nemeckaya shkola vregionah Rossii. Barnaul: Izd-vo BGPU, 1999.

13. GAAK. F.141. Op. 1. D. 276. L. 6.

14. Smirnickaya S.V. Central'nyj nemeckij pedagogicheskij tehnikum v Leningrade. Nemcy i razvitie obrazovaniya v Rossii. Sankt-Peterburg, 1998: 208 - 209.

15. GAAK. F. 38. Op. 1. D. 74. L. 232.

Статья поступила в редакцию 27.06.18

УДК 378 (470.63)

Burlyaeva V.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Prorector on educational and scientific work, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Burkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Head of the Office of Organization of Career Guidance and Competitions; senior lecturer of Department of Pedagogy and Educational Technologies, Institute of Education and Social Sciences, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Bulakh K.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Research Unit; senior lecturer of Department of Pedagogy and Psychology, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Chebanov K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Electrical Power Engineering, Faculty of Engineering and Modern Technology, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

THE CLUSTER APPROACH INTEGRATED SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF STAVROPOL KRAI). The article is dedicated to an analysis of theoretical and practical issues of the use of the cluster approach in the modernization of vocational education. Actualization of this issue is caused by the modern trend to modernize the system of vocational and higher education. The articles set out the provisions of the modernization of vocational education in the Stavropol region, aimed at improving the quality of vocational education and improvement of the competitiveness of a specialist in demand in the labour market. Set objectives for the further search of the level of usefulness of the cluster units to flexible, multi-use integrated system. The article is devoted to analysis of theoretical and practical issues of implementation of the cluster approach in the modernization of vocational education. Actualization of this issue is caused by the modern trend to modernize the system of vocational and higher education. The paper reveals the experience of modernization of the vocational education in Stavropol Krai, the work aimed at improving the quality of vocational education and improvement of the competitiveness of a specialist in demand in the labor market. The research sets objectives for the further work on the level of usefulness of the cluster units to flexible, multi-use integrated system.

Key words: professional education, educational clusters, regional labor market, modernization, competitiveness.

В.А. Бурляева, д-р социол. наук, проф., проректор по учебной и научной работе, ГАОУ «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected] И.В. Буркина, канд. пед. наук, доц., заместитель начальника Управления организации профориентационной работы и олимпиад; доц. каф. педагогики и образовательных технологий института образования и социальных наук, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected] К.В. Булах, канд. психол. наук, доц., руководитель научно-исследовательской части; доц. каф. педагогики и психологии ГАОУ «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

К.А. Чебанов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. электроэнергетики факультета техники и современных технологий, ГАОУ «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

В статье дан анализ теоретических и практических вопросов реализации кластерного подхода в процессе модернизации профессионального образования. Актуализация данного вопроса вызвана современной тенденцией к модернизации системы профессионального и высшего образования. В статье изложены положения модернизации системы профессионального образования в Ставропольском крае, направленные на улучшение качества профессионального образования и улучшение конкурентоспособности специалиста востребованного на рынке труда. Определены задачи для дальнейшего поиска уровня полезности кластерных единиц гибкой многофункциональной целостной системы.

Ключевые слова: профессиональное образование, образовательные кластеры, региональный рынок труда, модернизация, конкурентоспособность.

В настоящее время приоритетным направлением развития современного профессионального образования является создание инновационной экономики страны, разработка и внедрение перспективных наукоемких технологий. Государство столкнулось с проблемой, когда рост количества неконкурентоспособных российских вузов совпал с наблюдающимся острым недостатком квалифицированных специалистов в регионах и отраслях экономики. Данная проблема стала препятствием на пути инновационного развития, что в свою очередь привело к необходимости внести изменения в модернизационную концепцию высшего образования. Результатом такой модернизации выступит укрупнение российских вузов, отраслевое объединение учреждений среднего профессионального и высшего образования. Одновременно, с проводимыми содержательными переменами возникла необходимость провести в системе среднего профессионального и высшего образования и организационно-структурные преобразования. Становится очевидным назревшая необходимость поиска новых форм, методов и технологий на всех этапах данной работы.Новая парадигма высшего образования характеризуется доступностью, открытостью, образованием в процессе профессиональной деятельности без отрыва от конкретного производства, а также «через всю жизнь» [1 - 3]. Достижение основной цели непрерывного образования в обществе знания (пожизненное обогащение творческого потенциала личности), по нашему мнению, возможно только в кластерной среде.

Системе государственных вузов (классических) в инновационном развитии регионов отведена особая роль. Они выступают интеграторами профессионального образования, науки и культуры региона в целом. Связано это с тем, что классический университет, который находиться в центре единого образовательного пространства региона выполняет как образовательную миссию, так и является важнейшим социальным институтом. При этом классические университеты должны быть использованы в качестве формирующих инновационную инфраструктуру региона, а также должны влиять на развитие региональной экономики.

Проведя анализ научных трудов можно сделать вывод, что теоретическую основу для исследования образовательных кластеров составили:

- труды, посвященные кластерному подходу в профессиональном образовании Г.В. Мухаметзяновой, Е.А. Корчагина, Н.Б. Пугачева, А.В. Леонтьева;

- труды, посвященные теории деятельности и педагогическому проектированию В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.П. Беспалько, М.И. Махмутова;

- исследовавшие концепцию непрерывного образования Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков;

- исследования, которые раскрывали проблемы социального партнерства, управления качеством образования в системе среднего профессионального и высшего образования В. А. Бурляевой, Г.В. Мухаметзяновой, Г.И. Ибрагимовой, А.С. Субетто;

- труды, посвященные исследованиям региональных аспектов развития системы высшего образования А.Г. Абросимова, В.С. Иванова, Л.Г. Миляевой и т. д.

Тенденции развития профессионального и высшего образования требуют разработки более совершенных способов регулирования рынка образовательных услуг, так как существующая структура и качество образования противоречат задачам социального и экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов [4]. Инновации, управленческая децентрализация, внедрение коммерциализации в образование, его регионализация кроме положительного воздействия приводит и к негативным последствиям, которые отражаются на качестве под-

готовки специалистов [5]. Делая ставку на кластерное развитие, необходимо учитывать такие побочные явления, как:

- одиночные компании могут стать более конкурентоспособными по сравнению с кластерными компаниями;

- угроза гиперспециализированности отдельных районов и центров на определенных отраслях кластеру.

Дифференцированный и индивидуальный подход в профессиональном образовании является предпосылкой процессов, одним из которых выступает формирование и развитие образовательных кластеров [6]. В ближайшей перспективе основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности национальной экономики сыграет именно кластерная политика развития, так как уже сегодня формирование и развитие региональных кластеров оценивается как важное конкурентное преимущество современной экономики, которое обеспечивает реальный синер-гетический эффект в глобальной экономике. По мнению Майкла Юджина Портера, американского экономиста, профессора кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса о конкурентных преимуществах, кластеры отражают тенденцию к интеграции и обобществлению экономики [7, 8, 9]. Те регионы, в которых складываются и функционируют кластеры, должны стать лидерами экономического развития [10 - 11].

В настоящее время в современной России назрела острая необходимость модернизации профессионального образования с учетом требований экономической, экополитической и этноду-ховной ситуации. В сложившихся условиях востребованности топовых направлений подготовки необходима разработка мягкого механизма перехода к созданию гибкой многофункциональной целостной системы профессионального образования. Имеющиеся попытки на нормативно-правовом уровне обеспечить реальное развитие этого процесса не удовлетворяют в полной мере требований реального экономико-социального, экокультурного и этнодуховного заказа общества. В основном нам приходится сталкиваться с разрозненными эпизодами попыток кластеризации разных направлений профессионального образования.

На современном этапе присутствуют разрозненные попытки моделирования сложно динамических систем отрасли профессионального образования с позиций кластерного подхода. При этом кластерный подход позволяет исследовать проблему с позиций объединения родственных компетенций, выстраивая таким образом типичные блоки компетенций - удерживающие уровень формата функциональности модульно-блочной организации. Для детального анализа в нашем случае целесообразно обратиться к методу ограниченного хаоса, который дает нам возможность погрузиться в ситуацию относительной максимизации функции полезности (от франц. benefice - польза) и детализации технологий современной педагогики в оценке качества профессионального образования в Ставропольском крае и его влиянии на формирование конкурентоспособности выпускаемого специалиста. При этом совокупность полезности системы обозначается суммой функций коэффициентов полезности порядка из хаоса, а принцип наложения ограничений обеспечивает легкость вычленения соответствующего информационного потока кластерных единиц модернизируемого процесса. С этой точки зрения необходима следующая трактовка триединого понятия самого «образования»: как процесса, как результата и как системы, которое в своей интегративности дает нам качество.

С точки зрения процессуальности, в профессиональном образовании Ставропольского края создаются условия для реализации индивидуальной траектории развития ученика, делается упор на социальную ориентированность мероприятий, доступных для участия в них любого ребёнка, в том числе имеющего

ОВЗ, внедряются практико-ориентированные формы обучения с использованием передовых технологий в рамках развития и совершенствования дуального образования, в государственную итоговую аттестацию вводится демонстрационный экзамен, осуществляется внедрение проектно-целевого подхода, который призван использовать механизмы реализации проектов на конкурсной основе, способствующих повышению уровня мотивации и ответственности всех участников образовательного процесса.

На данный момент перечисленные инновационные особенности процессуальности согласуются с разрабатываемыми профессиональными стандартами, так как стандарты являются посредниками между процессом подготовки специалистов среднего звена и их использованием в конкретных и востребованных на рынке труда видах деятельности. С другой стороны, рассматривая заявленную процессуальность необходимо обратить внимание на развитие компетентности педагогов и руководителей образовательных организаций, с учетом условий внедрения профессионального стандарта педагога. Наши коллеги должны освоить программы и методики работы с ребятами разного уровня обучения, имеющими ОВЗ и национальную идентичность, а также учитывать необходимость своевременного выявления и поддержки одарённых студентов, позволяя им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста. В данный момент ведется работа по переходу на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями профессиональных образовательных организаций.

Также нельзя забывать, что качество процесса профессионального образования зависит и от сегодняшних студентов будущих педагогов, которые уже сегодня должны быть мотивированы на работу с будущим кадровым ресурсом и человеческим капиталом. Говоря о модернизации, мы изначально заявили не только процессуальность, но и результативность процесса образования и здесь ведущим направлением деятельности является повышение конкурентной способности выпускника среднего профессионального образования на национальном и мировом уровне. С этой целью мы проводим работу по внедрению национальной и региональной системы независимого мониторинга образовательных организаций профессионального образования. Участники образовательной деятельности и независимые эксперты разрабатывают новые инструменты и процедуры для исследования качества профессионального мастерства. В итоговой государственной аттестации принимают участие работодатели. Оценка индивидуальных достижений студентов и выпускников профессиональных образовательных организации осуществляется с учетом специфики оценочного инструментария, разрабатываемого отраслевыми центрами оценки квалификаций. (фактаж: 1). В целях внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Ставропольском крае по рекомендации ФГБОУ ДПО «Государственный институт новых форм обучения» проведена работа по сопоставлению стандартов WSI и федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. 2). В Ставропольском крае создан и функционирует региональный координационный центр. 3). Независимая оценка качества образовательной деятельности проводилась в 36% государственных профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству образования и молодежной политики Ставропольского края. 4). К проведению сертификации квалификаций привлекались независимые эксперты из ООО «Альфа» (г. Невинномысск) и ЧУДПО «Диана» (г. Невинно-мысск).

Обучающиеся из профессиональных образовательных организаций Ставропольского края регулярно принимают участие в региональных, национальных и отраслевых чемпионатах профессионального мастерства, в региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады профессионального мастерства по профессиям и специальностям, а также в конкурсах по перспективным и востребованным профессиям и специальностям среднего профессионального образования, в том числе по стандартам «Ворлдскиллс Россия». (фактаж: 1). 12 - 14 мая 2016

Библиографический список

года студент ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» Оразбаев Отемис Алибекович стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства. 2). Бережной Н.А., Липка А.С., Завялик Ф.Н., Богданова О.А., Быков В.А. стали победителями Межрегионального отборочного чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia Северо-Кавказского федерального округа. 3). В данное время 17 человек обучается в базовом центре WorldSkills по направлениям ТОП 50).

И конечно, говоря о модернизации, мы должны понимать системность, в этом плане ориентиром для нас является «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы», которая определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы реализации перспективной программы развития Российского образования на всех уровнях, исходя из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития. Исходя из этого целью модернизации системы профессионального образования Ставропольского края является улучшение качества услуги, определяющей востребованность квалифицированных выпускников с позиций конечного потребителя - работодателя.

Для достижения заявленной цели с точки зрения системности необходим целостный (интегративно-кластерный) взгляд:

- на улучшение кадрового потенциала,

- на приведение инфраструктуры организаций в соответствие с современными требованиями инновационных технологий предприятий,

- на совершенствование финансовых механизмов (фак-таж: 1). В 2016 году повышением квалификации и переподготовкой охвачены более 400 преподавателей СПО; 2). Заключены договоры о сотрудничестве между министерством образования и молодёжной политики ставропольского края и Торгово-Промышленной палатой Ставропольского края, с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»).

В настоящее время система профобразования Ставропольского края включает:

- 37 образовательных организаций, в которых ведется подготовка более чем по 150 профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда Ставропольского края (фактаж: КЦП формируются в соответствии с прогнозной потребностью министерства труда и социальной защиты населения ставропольского края),

- 13 ресурсных центров,

- 3 межотраслевых ресурсных центра (МОРЦ),

- 8 специализированных центров компетенций,

- 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций;

Об эффективности деятельности системы профессионального образования свидетельствуют показатели трудоустройства выпускников, в 2015 году это 48% (без учета выпускников, проходящих службу в рядах Российской Армии), для сравнения в среднем по РФ - 44,4%.

Численность обучающихся по программам среднего профессионального образования в расчете на одного работника, относящегося к категориям преподавателей и мастеров производственного обучения, составляет 19,1 человека, что значительно превышает российский показатель 12,7 человека и свидетельствует об эффективности бюджетных расходов.

Таким образом, анализируя изложенные положения модернизации системы профессионального образования в Ставропольском крае направленной на улучшение качества профессионального образования и улучшение конкурентоспособности специалиста востребованного на рынке труда необходим дальнейший поиск бенефиса (уровня полезности) кластерных единиц гибкой многофункциональной целостной системы, поиск интегральных критериев запрашиваемых работодателями компетенций при трансляции ценностей устоявшихся традиций, которые в целом должны базироваться на интеграции.

1. Кузнецов С.В., Тюличева Л.Д. Развитие института государственно-частного партнерства в процессе модернизации профессионального образования. Экономика и управление. 2014.

2. Смирнов А.В. Теоретические подходы к образовательным кластерам в системе профессионального образования. Психология, социология и педагогика. 2012; 12. Available at: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1456

3. Красноруцкая Н.Г. Образовательный кластер в инновационной инфраструктуре региональной системы профессионального образования. Available at: http://kafedra-forum.narod2.ru/publikatsii/sotsiokulturnaya_rol/krasnorutskaya_ng/

4. Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг: монография У.А. Волосатова, Ж.В. Горностаева, В.Е. Жидко и др. Шахты, 2009.

5. Система маркетинговой информации на рынке образовательных услуг: монография. O.E. Акимова, У.А. Волосатова, Ж.В. Горностаева и др. Шахты, 2009.

6. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. Казань, 2010.

7. Чебанов Э.И. Mетоды и направления опережающего развития региональной социальной инфраструктуры. Региональная экономика. 2012; 37. Available at: http://uecs.ru/uecs-37-372012/item/962-2012-01-18-05-13-27

8. Трещевский Ю.И., Исаева E.M., Mовсесова MX. Управление эффективностью организаций на основе интеграции. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2008; 2: 13 - 20.

9. Кудрявцева О.В. Доминирование кластеров в экономике. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009; 11: 149 - 151.

10. Горетов И.Н. Роль специализации в региональном кластерном развитии. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009; 5: 105 - 108.

11. Булах К.В., Бурцева Е.Т. Педагогическое обеспечение развития инновационных процессов в профессиональном образовании. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017; 4 (208): 50 - 56.

References

1. Kuznecov S.V., Tyulicheva L.D. Razvitie instituta gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v processe modernizacii professional'nogo obrazovaniya. 'Ekonomika i upravlenie. 2014.

2. Smirnov A.V. Teoreticheskie podhody k obrazovatel'nym klasteram v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Psihologiya, sociologiya i pedagogika. 2012; 12. Available at: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1456

3. Krasnoruckaya N.G. Obrazovatel'nyj klaster v innovacionnoj infrastrukture regional'noj sistemy professional'nogo obrazovaniya. Available at: http://kafedra-forum.narod2.ru/publikatsii/sotsiokulturnaya_rol/krasnorutskaya_ng/

4. Pozicionirovanie vysshih uchebnyh zavedenijna rynke obrazovatel'nyh uslug: monografiya U.A. Volosatova, Zh.V. Gornostaeva, V.E. Zhidko i dr. Shahty, 2009.

5. Sistema marketingovoj informacii na rynke obrazovatel'nyh uslug: monografiya. O.E. Akimova, U.A. Volosatova, Zh.V. Gornostaeva i dr. Shahty, 2009.

6. Smirnov A.V. Obrazovatel'nye klastery iinnovacionnoe obuchenie v vuze: monografiya. Kazan', 2010.

7. Chebanov 'E.I. Metody i napravleniya operezhayuschego razvitiya regional'noj social'noj infrastruktury. Regional'naya 'ekonomika. 2012; 37. Available at: http://uecs.ru/uecs-37-372012/item/962-2012-01-18-05-13-27

8. Treschevskij Yu.I., Isaeva E.M., Movsesova M.G. Upravlenie 'effektivnost'yu organizacij na osnove integracii. Vestnik VGU. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2008; 2: 13 - 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kudryavceva O.V. Dominirovanie klasterov v 'ekonomike. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2009; 11: 149 - 151.

10. Goretov I.N. Rol' specializacii v regional'nom klasternom razvitii. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2009; 5: 105 - 108.

11. Bulah K.V., Burceva E.T. Pedagogicheskoe obespechenie razvitiya innovacionnyh processov v professional'nom obrazovanii. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2017; 4 (208): 50 - 56.

Статья поступила в редакцию 03.07.18

УДК 394.3:379.8-053.81

Heckmann N.A., senior teacher, Department of Artistic Culture, Arts and Crafts, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

LEADERSHIP TRAINING PROGRAM AS A TOOL FOR INFORMAL YOUTH EDUCATION. The article contains a substantiation of the author's program of informal education of youth with the aim to develop the qualities of leaders in active role-plays. These are games of active action that are most needed by skillful leaders, since these are extreme team games based on a competitive adventure story and certain rules. The contents of the author's program "School of Leaders" and some results of its approbation are analyzed. The main feature of the program is that it is built on the principles of non-formal learning (flexibility, responsiveness, orientation to interactive methods and forms of participant training), and the structure of the program (the breakdown of training material into modules, methodological provision) allows to consider this program as a pedagogical tool that lets to achieve the intended result in a purposeful, systematic, short time, with a minimum of resources.

Key words: classification of role-plays, Russian youth, active role-plays, quest games, informal learning, quality of role-plays, informal learning program, interactive forms of education.

Н.А. Гекман, ст. преп. каф. художественной культуры и декоративно-прикладного творчества ФГБОУ ВО АГИК,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИДЕРОВ РОЛЕВЫХ ИГР КАК ИНСТРУМЕНТ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЁЖИ

В статье содержится обоснование авторской программы неформального обучения молодёжи, желающей развить качества лидеров ролевых игр активного действия. Именно игры активного действия наиболее нуждаются в умелых лидерах, поскольку это экстремальные командные игры на основе соревновательно-приключенческого сюжета и определенных правил, реализуемых в ходе игры-квеста. Анализируется содержание авторской программы «Школа лидеров» и некоторые результаты её апробации. Главная особенность программы состоит в том, что она построена на принципах неформального обучения (гибкость, оперативность, ориентация на интерактивные методы и формы обучения участников), а сама структура программы (разбивка обучающего материала на модули, методическое их обеспечение) позволяет рассматривать такую программу в качестве педагогического инструмента, позволяющего целенаправленно, системно, в короткие сроки, при минимуме ресурсов достичь намеченного результата.

Ключевые слова: классификация ролевых игр, российская молодёжь, ролевые игры активного действия, игры-квесты, неформальное обучение, качества лидеров ролевые игры, программа неформального обучения, интерактивные формы обучения.

Игра как вид деятельности существует не первое тысячелетие и постоянно видоизменяется, откликаясь на запросы каждого поколения. Рубеж XX - XXI вв. характеризуется развитием игрового ролевого движения городской молодёжи, корни которого возникли за рубежом, а затем достигли и городов России.

В данный момент существующие ролевые игры условно можно разделить на настольные, компьютерные и ролевые игры не виртуального, а реального формата. Последние, в свою очередь, имеют свою классификацию, связанную с содержанием этих игр [1]. Такие игры требуют фантазии, выдумки, достаточно сложных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.