УДК 316
Бурляева Виктория Арсентиевна
доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. [email protected]
Гришай Елена Васильевна
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России [email protected]
Чебанов Константин Александрович
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой электроэнергетики Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. [email protected]
Головченко Александр Павлович
аспирант.
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. [email protected]
Осмысление понятий
«КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
И «КОМПЕТЕНЦИИ»
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМИ К ПОДГОТОВКЕ
СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Victoriya A. Burlyaeva
doctor of sociological Sciences, professor,
Head of the Department of professional training, Nevinnomyssk State Humanitarian and technical Institute [email protected]
Elena V. Grishai
Doctor of Philosophy, professor. Department of philosophy and sociology, Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia [email protected]
Konstantin A. Chebanov
candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Head of the Department of power industry. Nevinnomyssk State Humanitarian and technical Institute [email protected]
Aleksandr P. Golovchenko
graduate student.
Nevinnomyssk State Humanitarian and
technical Institute
Understanding of
THE «CONCEPT» OF «COMPETENCE»
IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS FOR THE TRAINING OF MODERN SPECIALIST
Аннотация. В статье отмечается, что в настоящее время при инновационном развитии экономики, социума и производства потребность в специалистах, способных широко использовать знания, полученные в период обучения, обуславливает модернизацию всей системы образования. При этом, задачей образовательных учреждений становится подготовка конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, гибкостью и быстрой адаптации к непрерывному обновлению производства. Это приводит к тому, что делается акцент на качество образования, характеризующейся совокупностью свойств, удовлетворяющих потребностям человека в соответствии с интересами социума и производства. Становится все больше социальных ожиданий от профессионального образования, таких как достижение современного качества образования и построение его на компетент-ностной основе, увеличение уровня его индивидуализации, соответствие образования актуальным и перспективным потребностям личности и социума, а также повышение конкурентоспособности выпускников. Достичь этого
Annotation. Currently, because of innovative development of economy, society and production, the need for professionals, able to widely use the knowledge gained during the training period, leads to the modernization of the education system. The task of educational institutions is training competitive specialists with professional mobility, flexibility and fast adaptation to continuous production update. This leads to the fact that emphasis on quality education, which is characterized by a set of properties that satisfy human needs in accordance with the interests of society and production. Becoming more social expectations from professional education, such as the achievement of modern quality of education and build its competence base, increase its level of customization, compliance education current and future needs of the individual, and society, as well as improving the competitiveness of the graduates. This can be achieved if you use global information resources and educational technology, as well as develop methodological support on the basis of the competence model, the principle of continuity of education with regard to multi-level training of specialists. The actual problem is the formation of profes-
186
возможно, если используются мировые информационные ресурсы и образовательные технологии, а также разрабатывается методическое обеспечение на основе компетентностной модели, реализуется принцип непрерывности образования с учетом многоуровневой подготовки специалистов. И выходит, что актуальной проблемой стало формирование профессиональной компетенции специалиста при инновационном развитии экономики и социума, которая требует фундаментальных исследований.
Ключевые слова: при инновационном развитии, компетентность, компетенция, компетент-ностная модель, конкурентоспособность.
sional competence of a specialist in innovative development of economy and society, which requires fundamental research.
Keywords: in the innovative development, competence, competency, competency model.
B настоящее время на рынке труда, наблюдается превышение предложения над спросом на квалифицированные кадры. Известно, что динамика спроса на квалифицированные кадры вступила в противоречие со сложившейся структурой подготовки специалистов, с перечнем специальностей и специализаций и с продолжительностью подготовки специалиста в той или иной области. Это показывает, что студенты стремятся получить дополнительные умения и навыки. Их интересы начинают очень часто смещаться в область экономики, менеджмента, юриспруденции.
Рассматривая эти требования и события, происходящие на рынке труда, мы должны рассматривать не только одни экономические факторы, но и не должны забывать исследовать такие факторы, как психологические, политические и социальные. Это все, также, приходится делать почти каждому человеку, особенно часто и с некоторыми трудностями это приходится делать выпускнику, для того чтобы адаптироваться в сложившейся ситуации на рынке труда.
Выше перечисленное дает повод для рассмотрения этой проблемы, нахождения и формирования нужных качеств будущего специалиста, которые позволят ему на высоком уровне составлять конкуренцию на рынке труда и реализовать свой потенциал. Решение данной проблемы предполагает соединение профессионализма и универсализма в процессе образования комплексной личностной потребности. Такое сочетание поможет будущему специалисту обеспечить конкурентоспособность на нынешнем рынке труда, а ВУЗам составлять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Рынок постоянно привносит изменения в сферу образования и производства, а также все новые и новые требования к личности будущего специалиста, который должен быть заинтересован в получении высшего уровня образования, основанного на новейших достижениях науки и техники. Из-за этого подготовку будущего специалиста высокого уровня и профессионализма нужно вести по постоянно изменяющимся требованиям, предъявляемым рынком к профессиональному образованию, к личности будущего специалиста, а также к производству.
К особенностям рыночных отношений, которые оказывают свое влияние на изменение места, роли, организации и содержания профессионального образования, нужно выделить:
- большую заинтересованность большинства отраслей народного хозяйства в хорошо подготовленных, высококвалифицированных, профессионально компетентных специалистах именно того направления и профиля, которые необходимы в настоящий момент времени;
- конкурентоспособность работников на фоне безработицы, которая выдает требования к фактической квалификации специалиста, а не к полученному образованию, отображающихся в настоящих знаниях, умениях, навыках и других качествах личности специалиста, конкурирующего на рынке;
- новые взаимоотношения системы профессионального образования с науками - экономическими, педагогическими, психологическими.
Такие особенности подводят к коренным изменениям в процессе образования, предполагающие следующие изменения:
- повышение роли гибких и динамичных образовательных структур;
- пересмотр системы критериев оценки личностных и профессиональных качеств выпускников на всех ступенях образования; а также системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров;
- акцентирование внимания на гуманитарных аспектах образования, а именно на формировании личностных качеств человека, особенно важных в условиях рыночных отношений.
На новом этапе развития рынка труда и рыночных отношений начали появляться совершенно новые направления деятельности квалифицированных кадров, держащие связь с внедрением разнообразных форм хозяйственного расчета и требующие конкретных правовых, экономических, коммуникативных, социальных и других подобных знаний и умений.
По традиции, целью образования было дать определенный набор знаний, умений и навыков, кото-
187
рыми должен владеть будущий специалист (выпускник). На сегодняшний день такой подход оказывается недостаточным. Социуму требуются выпускники, способные практически решать проблемы, встающие перед ними - как жизненные, так и профессиональные. Это все зависит во многом не только от полученных во время обучения знаний, умений и навыков, но и от неких дополнительных качеств, для определения которых и используются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей и задач образования.
С учетом этого, в профессиональном образовании на сегодняшний день важным является разработка инновационных технологий обучения, использующих компетентностный подход и предоставляющих качественную подготовку будущих специалистов по отдельной образовательной программе. Одним из важных элементов подготовки будущих специалистов является формирование у выпускника дополнительных качеств, к которым можно было бы отнести владение современными информационными технологиями, мобильность, саморазвитие и, немаловажно, конкурентоспособность.
Нужда в конкурентоспособных, мобильных, владеющих современными информационными технологиями специалистах показывает потребность в подготовке специалистов широкого профиля, в корне которой лежит функциональный подход, который обуславливается сменой не только средств, но и объектов труда. Конкурентоспособность специалиста можно ассоциировать как с успехом в профессиональной сфере, так и в личной. Исходя из этого, при разработке новых программ по отдельным дисциплинам нужно предусматривать формирование не только профессиональных, но и общих компетенций.
Различаются используемые понятия «Компетенция» и «компетентность». В педагогике наблюдается разное понимание этих понятий:
- компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
- компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В научно-методической литературе выделены основные характеристики компетенций:
- политические и социальные. Включают в себя способность брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения и участвовать в совместном принятии решения;
- компетенции, затрагивающие жизнь в обществе, призванные создавать препятствия нетерпимости и помогать пониманию различий и готовности с людьми других религий, культур и языков;
- компетенции, определяющие владение вербальным и невербальным общением, важным в общественной жизни и профессиональной деятельности;
компетенции, связанные с владением новейшими технологиями, понимание их плюсов и минусов (силы и слабости);
- компетенции, реализующие способность са-моразвиваться (учиться) на протяжении всей жизни, не только в профессиональном плане, но и в общественной и личной жизни.
Понятия «компетенция» и «компетентность» являются взаимно дополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере ее реализовать. Такое толкование находим и в определении А.С. Белкина, характеризующего компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет.
В словарях иностранных слов раскрываются несколько вариантов токования терминов «компетенция»: первый вариант толкования понятия «компетенция» - это круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; а второй из вариантов, «компетенция» - это вопросы, в которых человек обладает знаниями и опытом. Точно также раскрывается термин «компетентность»: первый вариант, «компетентность» -обладающий компетенцией; а второй вариант, обладание знаниями, имеющими возможность судить о каких-либо вопросах в определенной области познания.
Под компетентностью чаще всего подразумевается активность личности, проявляющаяся в готовности и способности ее деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, приобретенных в процессе социализации и обучения, которые направлены на самостоятельное и успешное участие в профессиональной деятельности.
Ряд исследователей утверждает о необходимости формирования и развития социальной компетенции будущего специалиста, понимая под этим целостность знаний, умений и навыков, неотъемлемых для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме. Разрабатываются психологопедагогические условия и средства социального становления, как рабочих, так и специалистов среднего звена и высшей категории.
В последнее время совокупностью развития педагогического знания стало личностно-ориентированное обучение и педагогика индивидуальности. В данных концепциях внимание приковано к формированию индивидуальных и личностных качеств и свойств будущего специалиста, его индивидуальной и личностной компетентности.
Из этого можно увидеть, что часть исследователей говорит и описывает профессиональную компетентность будущего специалиста, а вторые - социальной, третьи - личностной компетенции будущих специалистов. В каждом исследуемом подходе рассматривается только одна сторона проблемы, а
188
другая остается не в счет. Можно согласится, что такой подход оправдан, поскольку исследователи не могут одновременно охватить все аспекты, связанные с выдвигаемыми требованиями к будущему специалисту. В реальности же подготовка специалистов ориентирована на реализацию одноориентированных моделей, что ведет к тому, что выпускник может обладать большим багажом профессиональных знаний и умений, но испытывать неудобства и затруднения во взаимодействии с обществом.
Осмысление понятия «компетентность» привело исследователей к следующим выводам:
Во-первых, компетентность предполагает постоянное обновление знаний и успешное применение их на практике в конкретных случаях и условиях, а также овладение новой информацией и новыми информационными технологиями.
Во-вторых, это не только обладание знаниями, а готовность решать поставленные задачи со знанием своего дела, и поэтому компетентность включает в себя содержательный и процессуальный компонент.
Другими словами, компетентная личность должна знать существо проблемы и уметь решать ее самостоятельно на практике, то есть владеть методом практического решения. Учтем еще то, что, в зависимости от факторов решения проблемы компетентный специалист может и должен применить тот или иной метод, который наиболее подходит к поставленным условиям в данное время. То есть, гибкость метода - тоже важное качество компетентности.
В-третьих, хорошему компетентному специалисту присуща способность из многообразия методов решения проблемы находить и выбирать наиболее оптимальный, аргументировать, опро-
Литература:
1. Бурляева В.А. Мониторинг удовлетворенности населения и работодателей качеством и доступностью образовательных услуг / В.А. Бурляева, К.А. Чебанов // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. С. 53-59.
2. Бурляева В.А. Проблемы социально-психологического характера в современном социуме / В.А. Бурляева, К.А.Чебанов // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 350-352.
3. Вергасова Р.А. Грани компетентности. Формирование профессиональной компетенции специалиста при использовании инновационных технологий обучения: Курсовая работа. Невин-номысск : НГГТИ, 2009.
4. Слиньков Д.А. Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности: Курсовая работа. Невинномысск : НГГТИ, 2009.
5. Гончарова Н.А. Информационные технологии в формировании профессиональной компетентности
вергать и подвергать сомнению ложные и не эффективные решения, но также доказывать, что выбранный им метод наиболее эффективен, т.е компетентный специалист должен обладать критическим мышлением.
По мнению М.А. Чошанова, содержание понятия «компетентность» включает в себя следующие основные признаки:
- мобильность знания;
- гибкость метода;
- критичность мышления.
Как можно увидеть из вышесказанного, профессиональная компетенция подразумевает в себе, прежде всего, формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления. В данное понятие не включают личностные качества специалиста, а также его опыт социализации в процессе обучения.
Разделяя точку зрения большинства исследователей о том, что компетентность - это сложное, объединенное, многофакторное, многоаспектное качество личности, проявляющееся в способности деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенных в процессе обучения и социализации, держащие ориентир на успешное и самостоятельное участие в профессиональной, и не только, деятельности. И без сомнений, в условиях инновационного развития экономики будущий специалист должен владеть несколькими видами компетентностей. На данный момент времени знания не являются конечным содержанием образования. Учебный процесс по какой-то своей части сместился с умения запоминать информацию на умение размышлять и действовать, из-за этого образовательные технологии и начали подстраивать под компетенции.
Literature:
1. Burlyaeva V.A. Monitoring of satisfaction of the population and employers by quality and availability of educational services / V.A. Burlyaeva, K.A. Chebanov // Theory and practice of social development. 2014. № 5. P. 53-59.
2. Burlyaeva V.A. Problems of social and psychol o g ical character in modern society / V.A. Burlyaeva, K.A. Chebanov // World of science, culture, education. 2014. № 2 (45). P. 350-352.
3. Vergasova R.A. Competence sides. Formation of professional competence of the expert when using innovative technologies of training : term paper. Nevinnomyssk : NSHTI Press, 2009.
4. Slin’kov D.A. Pedagogical aspects of formation of professional competence : term paper. Nevinnomyssk : NSHTI Press, 2009.
5. Goncharova N.A. Information technologies in formation of professional competence of future
189
будущего учителя : учеб. Пособие. Под. ред.
А. И. Умана. Орел : ГОУ ВПО «ОГУ», 2007. 60 с.
6. Петрова А.В. Самоучитель английского языка : учеб. пособие. Изд. дополнено, испр. Х. : Весть, 1996. 448 с ил.
7. Бондаренко Е.Н. Воззрения на профессиональные компетенции современного учителя в различных странах мира // Среднее профессиональное образование. М., 2009. № 8.
8. Гуров В.А. Новые требования, предъявляемые к подготовке специалистов // Высшее образование сегодня. М., 2008. № 10. С. 27-34.
teacher : manual; ed. by A.I. Liman. Orel : OSU Press, 2007. 60 p.
6. Petrova A.V. Self-instruction manual of English : rev. and add. Kh. : Vest', 1996. 448 p.
7. Bondarenko E.N. Views on professional competences of the modern teacher worldwide. Secondary professional education. M., 2009. № 8.
8. Gurov V.A. New requirements imposed to training of specialists // Higher education today. M., 2008. № 10. Р. 27-34.
190