УДК 378:3315 ББК 74.48:65.24 Б 90
К.В. Булах
Кандидат психологических наук, доцент, руководитель научно-исследовательской части ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»; E-mail: [email protected]
Е.Ф. Бурцева
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического управления ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»; E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА
( Рецензирована )
Аннотация. Авторами рассматривается проблема разработки модели подготовки специалиста с учетом специфики современного рынка труда. Разработка содержания профессиональной подготовки основывалась на модели специалиста, которая отражает все стороны структуры деятельности: личностную, функциональную и предметную и учитывает требования работодателей к современному выпускнику. В содержании модели продемонстрированы основные направления деятельности организаторов учебного процесса, возможные изменения учебного плана, представляющего собой совокупность модулей дисциплин, выбирая которые каждый будущий специалист имеет возможность удовлетворить свои индивидуальные профессиональные притязания, что, в свою очередь, будет способствовать индивидуализации обучения и формированию личностной и профессиональной мобильности обучающегося.
Ключевые слова: профессиональное образование, рынок труда, модель профессиональной подготовки, социально-значимые и профессионально-значимые качества личности, содержание профессиональной подготовки, учебный план, методы активного обучения.
K.V. Bulakh
Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Scientific-Research Department, Nevinnomyssk State Humanistic-Technical Institute; E-mail: [email protected]
E.T. Burtseva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Educational-Methodical Department, Nevinnomyssk State Humanistic-Technical Institute; E-mail: [email protected]
THE MODEL OF EXPERT PROFESSIONAL TRAINING SUBJECT TO THE REQUIREMENTS OF THE MODERN LABOR MARKET
Abstract. The authors consider the problem of developing a model of expert training taking into account the specifics of the modern labor market. Development of the content of professional training bases on the model of a specialist, which
reflected all aspects of the structure of activity: personal, functional and subject and took into account the requirements of employers to the modern graduate. The content of the model shows the main activities of the organizers of the educational process, possible changes in the curriculum, which is a set of modules of disciplines. Choosing this, each future specialist has the opportunity to meet his individual professional claims, which in turn will contribute to the individualization of training and the formation of personal and professional mobility of the student.
Keywords: professional education, labor market, model of professional training, socially significant and professionally significant qualities of the person, the content of professional training, curriculum, methods of active training.
Профессиональное образование в современных условиях сталкивается с рядом проблем, начиная с проблемы выбора профессии, заканчивая проблемой несоответствия требований рынка труда и профессионального образования качеству будущего специалиста.
Что касается требований к специалисту - выпускнику системы профессионального образования, то наши наблюдения и анализ требований современных работодателей показывают, что в качестве приоритетных выделяются ценностно-смысловые характеристики, связанные с особенностями личности, важными для профессиональной успешности: внутренняя дисциплинированность, способность брать на себя ответственность, независимость в выборе способов решения профессиональных задач и реализации профессионального творчества, направленность на саморазвитие и проектный взгляд в будущее. Это умение переучиваться, апробировать различные подходы к решению производственных проблем, умение самообразовываться и, в первую очередь, умение простраивать алгоритм профессиональной деятельности, который, на наш взгляд, позволит выпускнику легко быть эффективным и социально мобильным в постоянно меняющихся условиях современного рынка труда [1, 2]. Другими словами, результатом профессиональной подготовки будущего профессионала должно стать не столько формирование способности к осуществлению своих профессиональных функций на
основе полученных знаний и опыта, сколько формирование его как активного субъекта профессиональной деятельности, осознающего себя в профессии, рефлексирующего свои возможности в дальнейшем ее освоении, имеющего положительное отношение к самосовершенствованию и реализации себя в ней [3].
Все вышеизложенное подводит нас к пониманию важности личностного компонента в структуре общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего специалиста, в связи с чем возникает необходимость при разработке модели профессиональной подготовки вводить в качестве педагогического условия [4] как структурирование содержания профессиональной подготовки, так и формирование личностных качеств, обеспечивающих самопрезентацию, самопознание, самопрограммирование, саморазвитие и самосовершенствование личности, которые будут способствовать освоению не только гносеологической, нормативной, функциональной сторон профессиональной компетентности, но и ее личностного компонента, проектированию своей профессиональной «дорожной карты» и «поливариативной профессиональной карьеры» [5].
Изменения в структурировании содержания профессиональной подготовки были представлены усилением учебных дисциплин гуманистической мировоззренческой составляющей на основе межпредметных связей, включением вопросов научно-технического прогресса, истории развития техники, охраны
окружающей среды, отношений «человек-техносфера».
Разработка содержания профессиональной подготовки осуществлялась на основе поиска интегральных основ социально-значимых и профессионально-значимых качеств личности, в ходе которого были разработаны программы, интегрированные по содержанию и модульные по способу организации.
Реализация интегральных основ базировалась на следующих принципах:
1. Ориентация на гуманистическую культурологическую направленность содержания образования.
2. Необходимость формирования целостного восприятия мира.
3. Обращение к темам, проблемам, которые являются личностно-значимыми.
4. Формирование личностно-про-фессиональных качеств обучающихся, способствующих активизации интереса к осваиваемой профессии, самосовершенствованию, реализации их профессионального творчества, социальной и профессиональной успешности.
В своей работе мы опирались на предложенную А.П. Беляевой модель специалиста, структурообразующими элементами которой являются личностный, функциональный и предметный компоненты [6]. Личностная составляющая предполагает формирование готовности осознавать значимость своей будущей профессии, системы мотивов, личностно-профессиональных качеств, которые будут способствовать осуществлению профессиональной деятельности.
Функциональная составляющая предполагала формирование умений, необходимых для осуществления трудовых функций в рамках будущей профессиональной деятельности, которые закреплены в профессиональных стандартах и сопряжены в части профессиональных компетенций с ФГОС (Федеральными государственными
образовательными стандартами). Например, при подготовке педагогов профессионального обучения предполагается формирование такого умения, как осуществление педагогического контроля и оценки процесса и результатов деятельности, обучающихся в процессе освоения ОППО (образовательной программы профессионального обучения), СПО и (или) ДПП.
Предметная составляющая предполагала формирование умений ориентироваться на результат деятельности, умение подчинять промежуточные операции планируемой цели, выбирать приемы и методы выполнения профессиональной деятельности с учётом внешних условий и усилий людей, с которыми данную деятельность осуществляешь. Реализация описываемого нами педагогического условия проявлялась и в том, что мы анализировали профессиональную деятельность, выявляли должности, которые будут занимать специалисты, места использования их трудовых функций, выявляли наиболее часто встречающиеся проблемные ситуации, которые им предстоит решать в ходе выполнения профессиональной деятельности, умения, необходимые для решения, и знания, которые могут быть использованы при решении конкретных задач.
Работа над содержанием профессиональной подготовки будущего специалиста позволила спроектировать поливариативную модель общественно-гуманитарного цикла, которая включала:
- обязательные учебные дисциплины с минимальным по объему содержанием;
- факультативные учебные дисциплины с ориентацией на региональную специфику при их произвольном выборе с обязательным промежуточным контролем;
- вариативные факультативные дисциплины со свободным выбором по интересам обучающихся, при этом учебные дисциплины были
ориентированы на изучение конкретного опыта работы региональных организаций и не предполагали контроля.
Реализация данной модели осуществлялась через учебный план, представляющий собой совокупность модулей дисциплин, выбирая которые обучающийся имеет возможность построения индивидуального плана обучения и самообразования, ориентированного на его ценности и профессиональные притязания.
Данная образовательная программа основывалась на следующих основных положениях:
1. Значительное увеличение объема часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся.
2. Пересмотр содержания лекционных занятий с целью сокращения количества часов аудиторных занятий.
3. Тесные творческие контакты преподавателя и обучающихся.
4. Анализ эффективности творческой и исследовательской работы обучающихся по их участию в конференциях, научно-методических и учебно-методических семинарах, диспутах, конкурсах, «круглых столах», в том числе с использованием тестового контроля и рейтинговой системы оценки знаний.
Реализовать содержание профессиональной подготовки возможно посредством методов активного обучения:
1. Неимитационные методы, в основе которых лежит создание модели трудовых действий профессиональной деятельности и ее анализ в процессе обсуждения, дискуссии обучающегося и преподавателя.
2. Имитационные методы, использующие дидактические возможности игровой деятельности (имитация производственной (проблемной) ситуации в игровом сюжете, рефлексия процесса и результата игры) и коллективного мышления (ситуационные решения, индивидуальные тренажеры, тренинги и др.) [7].
В содержание модели был введен и блок «Личностно-профессиональ-ное развитие специалиста», целью которого является содействие повышению профессиональной культуры будущего специалиста; формированию его профессионального психологического мышления; развитию системы профессиональных ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на реализацию личностного и профессионального роста.
Среди основных задач:
- формирование знания об основах развития и самореализации личности;
- формирование знания о сущности и условиях процесса профессионализации;
- развитие умения применять современные технологии в планировании и построении собственной карьеры, выбирать оптимальные стратегии самомаркетинга;
- развитие в процессе учебной деятельности способности к саморегуляции и самоконтролю, освоения опыта совместных решений значимых проблем практической деятельности;
- овладение технологией проектирования;
- формирование умений с высокой долей эффективности решать ситуационные и производственные задачи (проблемы) в заданных условиях.
Введение данного блокапозволяет формировать умение видеть многова-риативность решений поставленных задач, умение выстраивать алгоритм профессиональной деятельности, другими словами, мы получаем специалиста, обладающего мобильностью, способного профессионально самосовершенствоваться, обладающего коммуникативной культурой. В содержании модели мы показали и основные направления деятельности организаторов учебного процесса по обеспечению организационной стороны процесса индивидуализации, которые заключались в следующем:
- изучение и анализ соответствующих внешних условий;
- анализ особенностей потребителей образовательных услуг (ознакомление населения региона с потребностями рынка труда в профессиональных кадрах и с имеющимися возможностями получить профессиональное образование по программам профессиональной подготовки или переподготовки (информационная функция); изучении потребности населения в образовательных услугах и возможностей каждого нуждающегося в обучении (диагностическая функция), разработка рекомендаций населению по выбору образовательных услуг (ори-ентационная функция)).
В зависимости от результатов анализа потребностей работодателей и регионального рынка труда формируется содержание профессионального образования (работодатели привлекаются в качестве разработчиков и экспертов ФГОС, ОППО, учебных планов, рабочих программ, для определения уровня квалификации
выпускников как заказчики образовательных услуг привлекаются к реализации учебного процесса; разрабатываются элективные дисциплины, учитывающие конкретные региональные условия и позволяющие формировать специфические профессиональные компетенции и пр.).
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что целевыми характеристиками современного профессионального образования являются:
- ориентация профессиональной подготовки будущих специалистов на требования работодателей и рынка труда;
- создание условий для обучения и развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальности, смысловой и мотивационно-потреб-ностной сфер;
- формирование у будущего специалиста комплекса компетенций, позволяющих ему быть успешным, эффективным и социально мобильным в постоянно меняющихся условиях современного рынка труда.
Примечания:
1. Петьков В.А. Образовательно-производственный кластер как форма государственно-частного партнёрства техникума и работодателя // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 265-267.
2. Демкина Е.В. Предпосылки исследования проблемы «ментальности» и «менталитета» в трудах зарубежных и отечественных мыслителей // Социосфе-ра. 2011. № 4. С. 18-23.
3. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 104-107.
4. Профилизация образования: опыт реализации: в 3 ч. Ч. 2. Методические аспекты профильного обучения: учеб.-метод. пособие / под ред. С.В. Кривых. М.: ИнформБюро, 2007. 287с.
5. Hall D.T., Marvis Р.Н. The new career contact developing the whole person at midlife and beyond // Journal of Vocational Behavior. 1995. Vol. 35.
6. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М., 1991. С. 23-24.
7. Бурцева Е.Т., Булах К.В. Педагогическое обеспечение развития инновационных процессов в профессиональном образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2017. Вып. 4(208). С. 50-56.
References:
1. Petkov V.A. Educational-production cluster as a form of public-private partnership between a technical school and an employer // Theory and practice of social development. 2015. No. 21. P. 265-267.
2. Demkina E.V. Preconditions of research of problematic aspects of "mind" and "mentality" in the works of foreign and domestic thinkers // Sociosphere. 2011. No. 4. P. 18-23.
3. Petkov V.A., Filonenko V.A. Self-organization as a condition for the professional growth of a competitive specialist // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (branch) of the RSSU. 2014. P. 104-107.
4. Profilization of education: experience of implementation: in 3 parts. Part 2. Methodical aspects of profile teaching: an educational and methodical manual / ed. by S.V. Krivykh. M.: InformBuro, 2007. 287 pp.
5. Hall D.T., Marvis P.H. The new career in the midlife and beyond // Journal of Vocational Behavior. 1995. Vol. 35.
6. Belyaeva A.P. Didactic principles of vocational training in vocational schools. M., 1991. P. 23-24.
7. Burtseva E.T., Bulakh K.V. Pedagogical support of development of innovative processes in vocational education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 4 (208). P. 50-56.