ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
УДК 378.14:159.9 ББК 74.480 Б 15
Т.Е. Баева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; E-mail: [email protected]
Н.Н. Крафт
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; E-mail: [email protected]
Б.К. Джабатырова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ
(Рецензирована)
Аннотация. Обоснована необходимость отбора предметного содержания педагогических дисциплин на основе изучения учебно-профессиональной мотивации студентов; выявлено преобладание значимости мотивов и личностных качеств специалиста; проанализированы результаты исследования мотивации студентов, на основании которых сформулированы рекомендации по формированию содержания педагогических дисциплин.
Ключевые слова: учебная мотивация, профессиональная мотивация, предметное содержание, подготовка специалиста, профессионально-значимые качества личности.
T.E. Baeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg; E-mail: [email protected]
N.N. Kraft
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg; E-mail: [email protected]
B.K. Dzhabatyrova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
FORMATION OF SUBJECT CONTENT OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES BASED ON STUDY OF MOTIVATION
IN STUDENTS
Abstract. The paper shows why it is necessary to select the subject content of pedagogical disciplines based on the study of educational and professional motivation
of students. The research identifies that significance of motives and personal qualities of the specialist predominate. The authors have analyzed the results of the study of motivation in students, based on which they formulate recommendations on content of pedagogical disciplines.
Keywords: educational motivation, professional motivation, subject content, training of a specialist, professional-significant qualities of personality.
В современных условиях подготовки специалиста в ряду ключевых проблем, стоящих перед субъектами педагогического процесса, выделяется проблема повышения качества образования, которое возможно лишь как системный результат трансформации всех составляющих. Достижение такого синергетического эффекта возможно при условии интеграции и взаимодействия наиболее значимых компонентов образовательного процесса: целевого, содержательного, процессуального и результативного. Отметим, что повышение качества образовательного процесса определяется в том числе значимостью формирования мотивационного компонента процесса обучения как мощного детерминирующего фактора развития личности студента и конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, способного и готового к самообразованию, саморазвитию, построению индивидуальной образовательной и профессиональной траектории. В этой связи отбор предметного содержания дисциплин должен коррелировать с основными задачами формирования учебной и профессиональной мотивации.
Мотивация рассматривается как побуждение к действию, как динамический процесс, определяющий направленность, активность студентов в образовательном процессе, их способность удовлетворять потребности. В результате исследований выявлено, что учебная и профессиональная мотивация имеет динамический характер, изменяющийся в процессе подготовки специалиста. Так, Н.Ю. Воронкова, изучая динамику развития профессиональной мотивации студентов в процессе
вузовской подготовки, выделяет информационно-ориентировочный, учебно-познавательный, учебно-профессиональный и профессионально-личностный этапы, в рамках которых происходят изменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах [1].
Проблемы становления учебно-профессиональной мотивации, определения оптимальных подходов, условий и этапов ее развития являются предметом исследования отечественных психологов и педагогов (А.А. Вербицкий, В.А. Якунин, А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Т.Г. Кравцова, А.А. Романова, Н.Е. Горская, С.Н. Бегидова, С.А. Хазова, Н.Ю. Воронкова, И.Л. Васильева, С.А. Гапонова, З.К. Меретукова, С.В. Дроздов, Л.В. Мищенко, А.С. Лукьянов и др.). Так, С.Н. Бегидова и С.А. Хазова, обосновывая необходимость реализации акмеологического подхода в профессиональной подготовке будущих педагогов, в качестве одного из условий ее эффективности определяют направленность формирующих воздействий на повышение профессиональной мотивации [2]. Однако ее динамика и характер влияния на формирование предметного содержания дисциплин нуждаются, на наш взгляд, в более детальном изучении.
В 2018-2019 учебном году было проведено тестирование 100 студентов 2 курса (п=39 человек), 3 курса (п=35 человек), 4 (п=26 человек) курса очной формы обучения по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» с целью выявления мотивации обучения в высшем учебном заведении. Была использована методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т.И. Ильиной, в которой диагностируются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией»
Анализируя результаты проведенного тестирования, можно констатировать следующее:
1. Преобладание у студентов мотива «адекватный выбор профессии и удовлетворенность ею» (2 курс -94,9%, 3 курс - 91,4%, 4 курс - 92,3%).
2. Снижение к выпускным курсам значимости мотива «приобретение знаний».
3. Преобладание к выпускным курсам мотива «овладение профессией».
В рамках проведенного тестирования исследовалось и преобладание значимых качеств личности, оказывающих влияние на результативность образовательного процесса.
Оценивая свои личностные качества, к наиболее значимым испытуемые отнесли моральные и волевые
(стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов) [3]. Преобладание мотивов по первым двум шкалам («приобретение знаний» и «овладение профессией») свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею [3].
качества (46%): ответственность, упорство, целеустремленность, трудолюбие, а также социально-ориентированные (27%): доброту, открытость, честность, справедливость, порядочность, коммуникативность. Среди качеств, требующих работы над собой, от которых хотели бы избавиться студенты, первое место устойчиво занимает лень (36%); далее - раздражительность и вспыльчивость (15%); неорганизованность и непунктуальность (11%). Лень является следствием неумения четко организовать свою деятельность, отсутствия навыков проектирования учебной и профессиональной деятельности и при последующем освоении профессии, осознанном отношении к деятельности скорректируется процессом саморазвития и самосовершенствования.
Таблица 1
Результаты тестирования по выявлению мотивации обучения в вузе
Курсы 2 курс (п=39 чел.) 3 курс (п=35 чел.) 4 курс (п=26 чел.)
Шкалы
Мотив «приобретение знаний» 71,8% 68,6% 65,4%
Из них процент студентов, имеющих максимальный результат (тах-12,6 балла) по данной шкале 10,7% 12,5% 0%
Мотив «овладение профессией» 23,1% 20% 26,9%
Из них процент студентов, имеющих максимальный результат (тах-10 баллов) по данной шкале 11,1% 0% 14,3%
Процент студентов, имеющих равные значения мотивов «приобретение знаний» и «овладение профессией» 2,8%
Мотив «получение диплома» 5,1% 8,6% 7,7%
Обобщая полученные результаты по самооцениванию качеств личности, уточняем, что студенты единодушно называют лень (61%) как основное препятствие в учёбе. Среди качеств, влияющих на продуктивность процесса обучения, студенты отметили целеустремленность (21%); ответственность (18%), профессиональную заинтересованность (11%).
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости корректировки предметного содержания педагогических дисциплин, связанных с проблемами специфики работы специалиста, его профессионального становления; саморазвития и самопознания личности; формирования способности к профессионально-творческой деятельности; планирования и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и профессиональной карьеры, что должно создавать предпосылки развития профессионально-значимых качеств личности специалиста.
Результаты проведенного исследования позволяют акцентировать внимание на основных положениях повышения качества образовательного процесса, среди которых выделим качество процесса и качество
результата образовательного процесса. Это обусловливает предъявление требований к формированию предметного содержания педагогических дисциплин. Учитывая преобладание у студентов адекватного выбора профессии и удовлетворенность ею и положительную динамику мотива «овладение профессией», в рамках педагогических дисциплин необходимо акцентировать внимание в целевом компоненте на учет профессионально-педагогической направленности и формирование профессиональной компетентности; в содержательном компоненте - на учет специфики профессиональной деятельности, выстраивая межпредметные связи; на использовании практических материалов, позволяющих проводить анализ педагогических ситуаций и решать педагогические задачи; в процессуальном компоненте - на учет подготовки к выполнению функциональных обязанностей специалиста и формирование значимых личностных качеств; в результативном компоненте - на учет отбора средств контроля, позволяющих формировать конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда.
Примечания:
1. Воронкова Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Н. Новгород, 2008. 219 с.
2. Бегидова С.Н. Хазова С.Н. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. Вып. 5. С. 2
3. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 491-493.
References:
1. Voronkova N.Yu. The dynamics of the development of professional motivation of students of new specialties in the process of university training: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree: 19.00.07. N. Novgorod, 2008. 219 pp.
2. Begidova S.N. Khazova S.N. The acmeological approach in the vocational training of future experts // Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2008. Iss. 5. P. 2
3. Practical work on the developmental psychology: a manual / ed. by L.A. Golovey, E.F. Rybalko. SPb.: Rech, 2002. P. 491-493.