Научная статья на тему 'Моделирование компетентностно ориентированной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков'

Моделирование компетентностно ориентированной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / MODEL OF TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS / НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РИСКИ / UNFORESEEN RISKS / ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / THE FORMATION OF COMPETENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY / ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / THE PRINCIPLES OF STRUCTURING TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумаков П. В., Оганесян М. Д.

В статье рассмотрена модель подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков, где выделены следующие принципы ее структурирования: соответствие целей и содержания обучения требованиям личности, общества и работодателя к полученным знаниям; принципы дуальности и синергизма целей и результата образования, генерализации идеи предупреждения опасности, индивидуальности мотивации, непрерывности и цикличности знаний, межпредметной интеграции; интенсивности, информатизации, непрерывного самоменеджмента обучаемого и личностно ориентированного обучения. Наши исследования показали, что наиболее успешный алгоритм формирования компетентности в подготовке к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков у студентов вуза состоит в разработке требуемой компетентности будущего специалиста с подробной классификацией предметно-специализированных компетенций, формулировке требования по каждой компетенции в соответствии с профессиональным стандартом, определении соответствия каждой компетенции разделам дисциплин учебного плана специальности, определении метода измерения и оценивания нормативных значений показателей качества. Приоритетность поиска и разработки новой модели подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности с учетом возможных непредвиденных рисков заключается в тесной взаимосвязи триады: «опасность/риски компетенции специалиста безопасность», выявлении оптимальных педагогических условий ее реализации, что в настоящее время является актуальной проблемой и представляет теоретический интерес в педагогической науке и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумаков П. В., Оганесян М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of competence-oriented training of students for professional activity in the conditions of unforeseen risks

This article considers the model of university’s students training for professional activity in the conditions of unforeseen risks, and marks out the next principles of its structuring: correspondence of aims and essence of education for requirements of personality, society and employer to knowledge got; the principle of duality and synergism of aims and result of education, generalization of danger foreseeing idea, individuality of motivation, continuity and cyclicity of knowledge, inter-subject integration; intensity, informatization, unstoppable selfmanagement of student and personality-oriented education. Our investigations have shown that the most successful algorithm of competence formation for professional activity in unforeseen risks is a development of competence of future specialist with more specified classification of subject-specialized competences, formulation of requirements for each competence according to professional standards, defining correspondence of each competence to education plan’s disciplines, defining of method for evaluation and estimation of normative results of quality’s indices. Priority of searching and developing of new training model to professional activity, taking into account all the possible unforeseen risks, consists in a tight interaction of triad: «danger/risks specialist’s competences safety», unveiling of optimal pedagogical conditions for its realization, what is rather urgent problem and presents theoretical interest in pedagogical science and practice.

Текст научной работы на тему «Моделирование компетентностно ориентированной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков»

№ 9 (50) ОКТЯБРЬ 2014

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

П.В. Шумаков, канд. пед. наук, доцент, М.Д. Оганесян, аспирант, кафедра безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии, Московский государственный индустриальный университет, г. Москва, Россия, [email protected] [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕДВИДЕННЫХ РИСКОВ

В статье рассмотрена модель подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков, где выделены следующие принципы ее структурирования: соответствие целей и содержания обучения требованиям личности, общества и работодателя к полученным знаниям; принципы дуальности и синергизма целей и результата образования, генерализации идеи предупреждения опасности, индивидуальности мотивации, непрерывности и цикличности знаний, межпредметной интеграции; интенсивности, информатизации, непрерывного самоменеджмента обучаемого и личностно ориентированного обучения. Наши исследования показали, что наиболее успешный алгоритм формирования компетентности в подготовке к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков у студентов вуза состоит в разработке требуемой компетентности будущего специалиста с подробной классификацией предметно-специализированных компетенций, формулировке требования по каждой компетенции в соответствии с профессиональным стандартом, определении соответствия каждой компетенции разделам дисциплин учебного плана специальности, определении метода измерения и оценивания нормативных значений показателей качества. Приоритетность поиска и разработки новой модели подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности с учетом возможных непредвиденных рисков заключается в тесной взаимосвязи триады: «опасность/риски — компетенции специалиста — безопасность», выявлении оптимальных педагогических условий ее реализации, что в настоящее время является актуальной проблемой и представляет теоретический интерес в педагогической науке и практике. Ключевые слова: модель подготовки студентов вуза, непредвиденные риски, подготовка к профессиональной деятельности, формирование компетентности студентов вуза, принципы структурирования подготовки студентов вуза.

В настоящее время в России имеется огромный потенциал материальных и человеческих ресурсов, которые выводят ее в мировое пространство как одну из лидирующих стран не только в экономике, но и во многих отраслях народного хозяйства, что требует подготовки специалистов нового поколения, отвечающей лучшим отечественным и мировым стандартам профессиональной деятельности. Данные требования заложены в основе «Национальной доктрины образования

Российской Федерации на период до 2025 года», которая в настоящее время определяет цели, задачи и идеологию развития всей системы отечественного образования1. Компонентом такой системы, по нашему мнению, должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности человека, способное обеспечить стабильную созидательную социальную и трудовую деятельность человека, а также формирование у обучающихся по различным программам компетенций

т

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

в области предвидения всевозможных социальных, техногенных и экологических рисков и других негативных явлений, которые по своим масштабам, интенсивности и сложности непрерывно возрастают не только в России, но и на планетарном уровне.

Актуальность статьи видится нам в необходимости компетентностно ориентированной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков. Многими работодателями отмечается неготовность молодых специалистов к принятию ответственных и срочных производственных решений, выходящих за профессиональные рамки, или в условиях форс-мажора, а также неумение компетентностно отстаивать свои профессиональные интересы. Современные реалии производственной деятельности, где нередки аварийные ситуации, а так же последние техногенные и природные катастрофы (Сая-но-Шушенская ГЭС, крымское наводнение, планетарные лесные пожары, аварии на шахтах и многое другое) пока- =

зали, насколько ценным является наличие у персонала компетенций в области предупреждения различных техногенных катастроф и опасностей социального и природного происхождения, профессионально-нравственного отношения к своей трудовой деятельности.

При разработке модели подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков нами выделены следующие принципы ее структурирования: соответствие целей и содержания обучения требованиям личности, общества и работодателя к полученным знаниям; принципы дуальности и синергизма целей и результата образования, генерализации идеи предупреждения опасности, индивидуальности мотивации, непрерывности и цикличности знаний, межпредметной интеграции; интенсивность, информатизации, непрерывность самоменеджмента обучаемого и личностно ориентированного обучения.

Многими работодателями отмечается неготовность молодых специалистов к принятию ответственных и срочных производственных решений, выходящих за профессиональные рамки, или в условиях форс-мажора, а также неумение компетентностно отстаивать свои профессиональные интересы.

Для того чтобы реализовать данную модель обучения, мы предлагаем применять в учебном процессе традиционные и инновационные технологии обучения, а именно: лекции (проблемные и практико ориентированные вербально-информационного монологического характера, с диалоговым и интерактивным режимом преподнесения учебного материала), практикумы, лабораторные занятия (ориентированные на внедрение методик, активизирующих мыслительную и познавательную деятельность)2.

К инновационным формам обучения мы относим компьютерное моделирование процессов в образовательных, технических и социальных системах различной степени сложности; интенсификацию образовательного процесса посредством использования компьютерных технологий обучения и электронных образовательных ресурсов, включая контент дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

По нашему мнению, наиболее успешный алгоритм формирования компетентности у студентов вуза состоит в следующем:

1) разработке требуемой компетентности будущего специалиста с подробной классификацией предметно -специализиро -ванных компетенций;

2) формулировке требования по каждой компетенции в соответствии с профессиональным стандартом;

3) определении соответствия каждой компетенции разделам дисциплин учебного плана специальности;

4) определении метода измерения и оценивания нормативных значений показателей качества.

Мы поддерживаем мнение Р.А. Га-спаряна, Е.Г. Козлова, Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни и других, которые считают, что качество образовательного процесса является главной характеристикой образования, что отличает его от других социальных явлений и видов деятельности. Возможность измерения качества позволяет соотносить фактические результаты измерений с за-

№ 9 (50) ОКТЯБРЬ 2014

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

данными стандартами, эталонами, нормами. Несомненную значимость здесь имеет и процесс оценивания (или оценки), то есть содержательной интерпретации фактических результатов образовательной деятельности, и выражение отношения к ним (В.А. Кальней, С.Е. Шишов).

Выделим ведущие, на наш взгляд, задачи обеспечения качества образования путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:

— развитие инновационных технологий внутренней и внешней диагностики качества подготовки специалистов;

— представление образовательного процесса в единой системе российского и мирового профессионального обучения (введение системы кредитов ЕСТ8, форм и методов обучения и т. п. для унификации учета объема учебной работы);

— привлечение объединенного союза работодателей, студентов, различных ассоциаций, государственных и независимых ак-кредитационных агентств и создание единой системы корпоративной научно-образовательной среды, где будет происходить подготовка специалистов нового поколения;

— идентификация востребованных компетенций, целей, результатов обучения с целью повышения качества учебных программ в формате третьего поколения образовательных стандартов;

— трансформация компетенций, в первую очередь профессиональных, в совокупность основных, типичных черт какой-либо профессии, и академических в определенный объем знаний и навыков, с учетом темпоральности инновационных процессов развития профессии.

Результаты наших наблюдений позволили выявить оптимальные и эффективные педагогические условия для реализации моделируемого процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», формирующие у будущих специалистов необходимые компетенции для профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков, которые включают в себя:

— мультимедиа-информационную среду — использование 1Т-технологий, выполняющих координирующую роль между аудиторным обучением и самостоятельной подготовкой студента, а также самодиагно-

стику и внутривузовское контрольное тестирование;

— комплекс компетентностно ориентированных задач в контексте обозначенной проблемы, широкое применение интерактивных технологий в рамках этой дисциплины;

— использование учебно-методического комплекса данной дисциплины;

— ее методическое сопровождение с учетом дальнейшей пролонгации структурно-логических связей дисциплины с дипломным проектированием, а также методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, тесты для контроля и самоконтроля посредством интернет-ресурса и др.

По нашему мнению, педагогические условия должны также включать комплексную диагностику уровня сформированности компетенций по следующим критериям:

— когнитивный критерий, его показатели: а) сформированность знаний в области безопасности, их широта, полнота и глубина; б) знание алгоритма действий в условиях непредвиденных социальных, техногенных и экологических рисков и методики их снижения; в) непрерывное пополнение знаний в предметной области безопасного жизнеобеспечения;

— эмоционально--ценностный критерий, его показатели: а) сформированность положительного эмоционально-ценностного отношения к предмету; б) умение идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности; в) твердые убеждения в созидательном предназначении человека и понимании жизненно важных ценностей;

— критерий знания, его показатели: а) выраженная способность самостоятельно принимать решения в условиях непредвиденных социальных, техногенных и экологических рисков; б) знание рационализации деятельности, логистики мобильности перемещения людей при опасностях; в) инициативности в условиях непредвиденных социальных, техногенных и экологических рисков.

Модель подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков — эффективна, если достигается компетентностным подходом и единством целевого, содержательного,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

результативно-диагностического и деятель-ностного блоков, а также структурирована на основе ведущего принципа многофакторной взаимосвязи в системе «опасность/ риски — компетенции специалиста — безопасность» и направлена на результат — формирование многокомпонентной компетенции в области безопасности жизнедеятельности, накопление которой уточняется видами и объектами деятельности будущего специалиста, а также предполагаемыми трудовыми функциональными обязанностями.

Таким образом, полученные результаты содержат один из вариантов решения, пожалуй, самой актуальной проблемы профессионального образования, связанной с раз-

работкой новой модели подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях непредвиденных рисков при осуществлении специалистом профессиональной деятельности.

Литература

1. Резчиков Е.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е.А. Резчиков, Ю.Л. Ткаченко М.: МГИУ, 2006. 448 с.

2. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

3. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.

MODELING OF COMPETENCE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF UNFORESEEN RISKS

P. V. Shumakov, Candidate of Pedagogy, Docent, M. D. Oganesyan, postgraduate, the department of emergency risk management and industrial ecology, Moscow State Industrial University, Moscow, Russia, [email protected] [email protected]

This article considers the model of university's students training for professional activity in the conditions of unforeseen risks, and marks out the next principles of its structuring: correspondence of aims and essence of education for requirements of personality, society and employer to knowledge got; the principle of duality and synergism of aims and result of education, generalization of danger foreseeing idea, individuality of motivation, continuity and cyclicity of knowledge, inter-subject integration; intensity, informatization, unstoppable self-management of student and personality-oriented education.

Our investigations have shown that the most successful algorithm of competence formation for professional activity in unforeseen risks is a development of competence of future specialist with more specified classification of subject-specialized competences, formulation of requirements for each competence according to professional standards, defining correspondence of each competence to education plan's disciplines, defining of method for evaluation and estimation of normative results of quality's indices.

Priority of searching and developing of new training model to professional activity, taking into account all the possible unforeseen risks, consists in a tight interaction of triad: «danger/risks — specialist's competences — safety», unveiling of optimal pedagogical conditions for its realization, what is rather urgent problem and presents theoretical interest in pedagogical science and practice.

Key words: model of training of University students, unforeseen risks, preparation for professional activity, the formation of competence of students of the University, the principles of structuring training of University students.

References

1. Rezchikov E.A. Bezopasnost' zhiznedeiatel'nosti: ucheb-noe posobie / E.A. Rezchikov, Iu.L. Tkachenko [Life safety: tutorial. Ed. by E.A. Rezchikov, U.L. Tkachenko ]. Moscow, MGIU Publ., 2006. 448 p.

2. Tatur Iu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialistov [Competence in the structure of the model the quality of training]. Vysshee

obrazovanie segodnia — Higher education today, 2004, no. 3, pp. 20—26.

3. Frolov Iu.V., Makhotin D.A. Kompetentnostnaia model' kak osnova otsenki kachestva podgotovki spetsialistov [The competency model as the basis for evaluating the quality of training ]. Vysshee obrazovanie segodnia — Higher education today, 2004, no. 8, pp. 34—41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.