УДК 378
М.Д. Оганесян П.В. Шумаков А.Н. Гуськов
ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В настоящий период остро встает проблема подготовки управленческого и инженерно-технического персонала к деятельности в нестандартных (нередко опасных) ситуациях, в условиях повышенного риска. Однако многими работодателями отмечается факт неготовности молодых специалистов к принятию ответственных и срочных производственных решений в чрезвычайных условиях, выходящих за профессиональные рамки, недостаточное компетентностное отстаивание своих профессиональных задач и интересов. Современные реалии производственной деятельности показали, насколько ценным является наличие компетенций в области предупреждения различных техногенных катастроф и опасностей социального и природного происхождения, профессионально-нравственного отношения к своей трудовой деятельности, к примеру, своевременное финансирование планово-предупредительных работ специалистами экономического профиля и качественное выполнение ремонтных работ техниками, невыполнение которых, как показали вышеуказанные события, привели к огромным невосполнимым человеческим потерям.
Ключевые слова: деятельность в чрезвычайных условиях, безопасность жизнедеятельности, риск, подготовка специалиста, модель, процесс обучения, формирование, диагностика сформированности компетентности.
staff to work in non-standard (and often dangerous) situations in high-risk conditions. However, many employers indicated unavailability fact young professionals to take urgent and critical production decisions in emergencies outside the professional framework, lack of competence-defend theirprofessional goals and interests. Modern realities of industrial activity showed how valuable is the presence of competence in the field ofprevention of various man-made disasters and dangers of social and natural origin, professional and moral attitude toward their work, for example - the timely funding of preventive work of specialists in economics and quality repair work techniques, without the implementation of which, as shown by the above events have led to a huge irreparable human losses.
Keywords: activities in extreme conditions, life safety, risk, training model, the learning process, the formation of diagnostics of formation of competence.
Mikael Oganesyan Pavel Shumakov Andrei Guskov
Современные реалии показали, насколько ценным является наличие компетенций у специалиста управленческого звена в области предупреждения различных техногенных катастроф и опасностей социального и природного происхождения [1]. На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена требованием времени к специалистам выступать в качестве активных субъектов безопасности жизнедеятельности как отдельной личности, так и общества в целом [4]. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с тем, что в теории и практике не в полном объеме исследован процесс компетентностно-ориентированной подготовки студентов вуза к деятельности в чрезвычайных условиях, недостаточно исследованы пути эффективной подготовки будущего специалиста в рамках обозначенной проблемы, а также не разработаны теоретические положения, механизмы и средства реализации компетентностного подхода в ее решении. На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью усовершенствования моделей подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности, выявления оптимальных педагогических условий ее реализации в рамках требований нового образовательного стандарта [2].
© Оганесян М.Д., Шумаков П.В., Гуськов А.Н., 2015
В России М.В. Ломоносов одним из первых обратился к проблеме поддержания безопасности жизнедеятельности человека, к тому же им также обозначена цель обучения - подготовка «истинных сынов Отечества». В настоящее время отмечается масштабность и динамичный рост проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности человека, что находит отражение в исследованиях многих современных ученых и практиков: С.В. Белова, Ю.Л. Воробьева, В.А. Девисилова, М.И. Фалеева, С.К. Шойгу, а также зарубежных исследователей А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля. Безопасность и риски с точки зрения нарушений экологического равновесия в биосфере рассматривались в научных работах И.В. Макрушиной, Н.М. Мамедова, А.Л. Яншина и др.
Отметим, что педагогические исследования в области безопасности жизнедеятельности связаны в основном с разработкой методики изучения отдельных вопросов безопасности в содержании профилирующих и общеобразовательных дисциплин, либо с точки зрения мотивации к развитию экологической культуры и грамотности будущего специалиста [3]. Во многих исследованиях, связанных с подготовкой специалистов (М.М. Зиновкиной, З.С. Сазоновой, А.Н. Соловьева, П.В. Шумакова) отмечается, что успешное освоение студентами своих будущих профессиональных ролей обеспечивается не только упорядочением традиционных знаний, умений и навыков, но и наличием широкого ряда компонентов профессиональных и общекультурных компетенций, обеспечивающих выпускникам готовность справляться с решением задач с высоким уровнем неопределенности. Мы обозначили приоритетность поиска методики подготовки выпускников вуза к профессиональной деятельности с учетом возможных непредвиденных рисков в чрезвычайных условиях, тесной взаимосвязи в триаде «опасность/риски - компетенции специалиста - безопасность», выявление оптимальных педагогических условий ее реализации, что в настоящее время является актуальной и своевременной проблемой и представляет теоретический интерес в педагогической науке и практике.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы в вузе позволил нам выделить следующие противоречия:
- между требованием времени к специалистам выступать в качестве активных субъектов безопасности жизнедеятельности и сложившейся системой профессиональной подготовки кадров, не всегда ориентированной на формирование необходимого уровня овладения профессиональными и общекультурными компетенциями в контексте поставленной проблемы в чрезвычайных условиях;
- между необходимостью использования нового подхода в процессе подготовки студентов вуза к деятельности в чрезвычайных условиях и недостаточной разработанностью теоретических положений, механизмов, педагогических технологий и средств реализации этого подхода.
В связи с этим научная проблема определяется как поиск теоретико-методологических основ разработки нового подхода в подготовке выпускника вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях в контексте требований нового образовательного стандарта, а также оптимальных организационно-педагогических условий ее реализации. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и проверка эффективности подхода в подготовке выпускника вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях в контексте основных положений и требований нового образовательного стандарта. Объектом исследования послужит процесс профессиональной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях в контексте требований нового образовательного стандарта. Предметом исследования является компе-тентностно-ориентированная подготовка студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях.
Гипотеза исследования: предполагается, что удастся повысить эффективность подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях при следующих условиях:
- проведен теоретический анализ проблемы подготовки студентов вуза к профессиональ-
ной деятельности в чрезвычайных условиях, выявлены все компоненты требуемых компетенции в области безопасности жизнедеятельности со стороны личности, общества и работодателей, уточнены их сущность и содержательные характеристики;
- выявлен и реализован комплекс оптимальных организационно-педагогических условий подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях в соответствии с разработанной моделью;
- наличие комплексной методики диагностики и критериев оценки результативности процесса подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях, выявить все компоненты требуемых компетенции в области безопасности жизнедеятельности со стороны личности, общества и работодателей, а также уточнить их сущность и содержательные характеристики;
2) разработать модель подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях, которая будет компетентностно-ориентирована на единство целей и результата данного направления профессиональной подготовки будущих специалистов;
3) выявить и внедрить комплекс оптимальных организационно-педагогических условий подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях в соответствии с разработанной моделью;
4) разработать и внедрить комплексную методику диагностики и критериев оценки результативности подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях.
Исследование и опытно-экспериментальная работа проводились в ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» (ФГБОУ ВПО «МГИУ») - ведущем российском вузе, имеющим статус Федеральной инновационной площадки (ФИП) Минобрнауки РФ и осуществляющем учебно-научно-производственную подготовку бакалавров, специалистов и магистров. Исследование проводилось на примере подготовки специалистов по специальности 080507 «Менеджмент организаций» с присвоением квалификации «менеджер», которые подготовлены к топ-менеджерской и управленческой деятельности и по специальности 19.02.01 « Автомобиле- и тракторостроение». Общее количество участников эксперимента - более 160 студентов и шесть представителей научно-педагогических кадров вуза.
Наше исследование выявило, что знания в области безопасности жизнедеятельности требуют синергетики гуманитарного, экономического, естественнонаучного и технического знания. Глубокие знания, умения, навыки в какой-либо конкретной области профессии и личностные качества рассматриваются как необходимый компонент профессиональной подготовки специалиста, включая и область знания безопасность жизнедеятельности [4]. Разработка содержания дисциплин должна предусматривать установление активных междисциплинарных связей с другими дисциплинами учебного плана. Связь между полученным в инвариантном ядре комплексом профессионально-ориентированных компетенций в области безопасности жизнедеятельности будет выполнять адресно-развивающую и мотивационную функцию их совершенствования. Студент должен понимать, для чего эти знания ему нужны и как он может их использовать в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Эффективность учебного процесса резко повысится, если в программах других дисциплин учебного плана будет предусмотрено рассмотрение отдельных аспектов в области безопасности жизнедеятельности.
Подготовка выпускника вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях должна включать единство целевого, содержательного, оценочно-результативного и деятельностного
блоков, структурирована на ведущем принципе многофакторной взаимосвязи в системе «опасность/риски - компетенции специалиста - безопасность», и направлена на результат - формирование многокомпонентной компетенции в области безопасности жизнедеятельности, накопление которой уточняется видами и объектами деятельности будущего специалиста, а также предполагаемыми трудовыми функциональными обязанностями [5]. В учебном процессе нами использовались традиционные формы и инновационные технологии обучения. К инновационным технологиям мы относим: компьютерное моделирование процессов в образовательных, технических и социальных системах различной степени сложности; интенсификация обучения посредством мультимедиа, интерактивных и компьютерных технологий обучения, что использовалось нами при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Модель подготовки выпускника вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях по своей сути универсальна, но ее эффективность напрямую зависит от педагогических условий и технологий ее реализации, и как показали результаты анализа практики ее реализации, в наибольшей степени ее эффективность достигается посредством создания интерактивной образовательной среды предметного обучения (как базового условия) и интерактивными технологиями.
Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты содержат решение одной из актуальных проблем профессионального образования, связанной с подготовкой студента вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях а именно:
- определены цели, содержание и ожидаемый результат подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях с позиций компетентностного подхода, разработан комплекс проблемных задач и интерактивных технологий обучения в контексте обозначенной проблемы;
- уточнены содержание и структура компонентов профессиональных и общекультурных компетенций будущего специалиста, необходимые для стабильного обеспечения безопасности, как своей жизнедеятельности, так и окружающих, что позволило выделить необходимость формирования у него компетенций в сфере предупреждения и компетенций в области логистики ликвидации последствий негативных явлений;
- смоделирована подготовка студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях и непредвиденных рисков, базовыми принципами структурирования которой являются принципы компетентностного подхода, антиципации, и включающая единство целевого, содержательно-когнитивного, результативно- диагностического блоков;
- выявлен и апробирован комплекс оптимальных педагогических условий эффективности моделируемого процесса, включающий в себя: мультимедийную информационную среду - использование 1Т-технологий, выполняющих координирующую роль между аудиторным обучением и самостоятельной подготовкой студента, а также самодиагностикой и внутривузовским контрольным тестированием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»; комплекс компетентностно-ориентированных задач в контексте обозначенной проблемы, широкое применение интерактивных технологий в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»; использование учебно-методического комплекса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», усовершенствованного добавлением в учебно-методический план следующих дидактических единиц: «Многофакторный анализ профессиональных и общекультурных компетенций специалиста в контексте требований к профессиональной деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности» и «Логистика обеспечения минимизации социальных, техногенных и экологических рисков в деятельности специалиста»; методическое сопровождение дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом дальнейшей пролонгации структурно-логических связей дисциплины и дипломного проекта, а также включающее методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, тесты для
контроля и самоконтроля посредством Интернет-ресурса и др.; наличие комплексной диагностики и критериев оценивания уровня сформированности компетенций, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности в рамках обозначенной проблемы;
- разработаны и внедрены комплексная методика диагностики и критерии оценки результативности подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях. Критериями и показателями сформированности у студентов компетенций в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и компетенций в области логистики действий при негативных явлениях являются: 1) когнитивный критерий, показателем сформированности которого являются академические знания в области безопасности жизнедеятельности в контексте тесной системной взаимосвязи «чрезвычайные ситуации - компетенции специалиста - безопасность», умения действовать при рисках, навыки предупреждения рисков и снижения их последствий; 2) профессионально-этический критерий, показателем сформированности которого являются понимание ценности профессионально-этических действий в чрезвычайных ситуациях, умение идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности с целью их предупреждения, твердые убеждения в необходимости осуществления планово-предупредительных работ на опережение рисков; 3) алгоритмический критерий, показателем сформированности которого являются выраженная способность самостоятельного принятия решений при рисках, знание оптимальной деятельности по мобильной логистике, проявлении инициативности в минимизации последствий непредвиденных опасностей и др.
Результаты исследования:
1) позволяют дополнить научное представление о компетентностно-ориентированной подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях;
2) уточняют понятия и содержание требуемых компонентов компетенций в области безопасности жизнедеятельности: профессионально-ориентированные компетенции в области безопасности жизнедеятельности, содержательно представляющие собой знания, умения, опыт в предметной области безопасности жизнедеятельности; компетенции предупреждения рисков, содержательно представляющие собой предвидение, сохранение и защиту личности, производственных объектов и других ценностей в рамках своих функциональных обязанностей; компетенции в области мобильно-экстренной логистики, под которыми понимаются знания, умения, навыки специалиста экстренно включиться в логистику профессиональных служб с целью эффективной минимизации последствий возможных рисков и других негативных явлений; профессионально-этические компетенции в области безопасности жизнедеятельности (Кпр-э), содержательно включающие в себя нравственно-этические требования к результатам своей профессиональной деятельности в вопросах предупреждения рисков; компетенции в области гражданско-правовой ответственности специалиста, что предполагает наличие правосознания в сфере безопасности жизнедеятельности личности и всего общества;
3) вносят вклад в научное представление о потенциальных педагогических возможностях более широкого использования интерактивных технологий при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе;
4) позволяют научно и методически обосновать применение комплекса педагогических условий реализации модели подготовки специалиста к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях и непредвиденных рисков.
Практическая значимость исследования определяется внедрением в учебный процесс модели подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях, направленной на повышение качества профессиональной подготовки будущего специалиста; дополнением комплекса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следующими дидактическими единицами в тематическом плане: единица-модуль «Многофакторный анализ многокомпонентных компетенций
в области обеспечения безопасности жизнедеятельности» и единица-модуль «Логистика минимизации социальных, техногенных и экологических рисков в деятельности специалиста». Разработано методическое сопровождение изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом дальнейшей пролонгации структурно-логических связей дисциплины и дипломным проектом, а также включающее методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, тесты для контроля и самоконтроля посредством Интернет-ресурса и др.
В заключении подведены общие итоги исследования и приведены его основные выводы. Обосновано, что подготовка студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях выявила целесообразность разработки нового подхода по обозначенной проблеме, что вызвано требованиями личности, общества и работодателями, а также целями и задачами компетентностно-ориентированного образовательного стандарта нового поколения по профилю получаемого студентами образования. Доказано, что качество подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в чрезвычайных условиях объективно оценивается посредством диагностики сформированности многокомпонентной компетенции в области безопасности жизнедеятельности, укрупненные компоненты-компетенции которой определяются требованиями со стороны работодателей и содержательно обозначаются как: профессионально-ориентированные компетенции в области безопасности жизнедеятельности; компетенции предупреждения производственных рисков; со стороны личности и общества: компетенции предупреждения социальных, техногенных и экологических рисков; двойственными требованиями со стороны личности, общества работодателей: профессионально-этические компетенции в области безопасности жизнедеятельности; компетенции в области мобильно-экстренной логистики, компетенций в области гражданско-правовой ответственности специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Научно аргументировано, что знания в области безопасности жизнедеятельности требуют синергетики гуманитарного, экономического, естественно-научного и технического блока дисциплин учебного плана, что предусматривает установление их активных междисциплинарных связей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и процедурой дипломного проектирования.
Библиографический список
1. Романцев Г.М. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований / Г.М. Романцев [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 68 с.
2. Тулькибаева Н.Н., Бухарова Г.Д., Большакова З.М. Понятия и систематизация различных способов классификации задач // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. - Екатеринбург, 1996. -С. 251.
3. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М., 1958. - 147 с.
4. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. - Казань, 1989. - 204 с.
5. Зиновкина М.М. Педагогическое творчество: учеб. пособие / М.М. Зиновкина. - М.: МГИУ, 2007. - 258 с.