Научная статья на тему 'Теоретические подходы к проблеме интеграции профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива'

Теоретические подходы к проблеме интеграции профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдуков Александр Николаевич, Федоров Владимир Вячеславович

В статье проанализировано современное состояние внедрения компетентностного подхода в образовательную практику среднего профессионального образования, на примере физкультурного образования будущих машинистов, обеспечивающего конкурентоспособность, мобильность и безопасность профессиональной деятельности. В своей научной работе мы уточнили понятие «интеграция профессиональных компетенций» при подготовке специалистов железнодорожного транспорта в рамках обязательной дисциплины «физическая культура». Выявили и обосновали педагогические условия формирования профессиональной компетентности с позиции обеспечения безопасности управления локомотивом и жизнедеятельности специалистов среднего звена, реализуемые путем интеграции профессиональных (сенсомоторных и личностных) компетенций в физкультурном воспитании и образовании студентов железнодорожного техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдуков Александр Николаевич, Федоров Владимир Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical approaches to the problem of integration of the professional competences of future locomotive engineers

The article analyzes the current status of implementation of the competence approach to the educational practice of the specialized secondary education, on the example of the physical education of future locomen, providing the competitiveness, mobility and safety of the professional activity. We clarified in our scientific work the concept of «integration of professional competencies» at training the specialists for railway transport within the frames of the compulsory discipline «physical culture». We identified and justified the pedagogical conditions of forming the professional competence from the point of view of ensuring the security of locomotive control and life activity of mid-level specialists implemented by the way of integrating the professional (sensorimotor and personal) competences in physical culture education of the students of the Railway Technical School.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к проблеме интеграции профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива»

level in training of young athletes”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.

5. Kusnierz, С., Wrobel, T. and Kostyuchenko, V.F. (2013), „Reform of physical training in the perception of teachers”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 102-109.

6. Kusnierz, C. and Chistyakov, V.A. (2013), „Preferences of students on the purpose of physical education”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 109-115.

7. Mutko, V.L., Parshikova, N.V. and Chistyakov, V.A. (2006), “The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.

Контактная информация: vf-kost@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2013.

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ МАШИНИСТОВ

ЛОКОМОТИВА

Александр Николаевич Гайдуков, преподаватель,

Амурский институт железнодорожного транспорта филиала Дальневосточного университета путей сообщения в городе Свободном (АмИЖТ-филиал ДВГУПС),

Владимир Вячеславович Федоров, доктор педагогических наук, профессор,

Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск

Аннотация

В статье проанализировано современное состояние внедрения компетентностного подхода в образовательную практику среднего профессионального образования, на примере физкультурного образования будущих машинистов, обеспечивающего конкурентоспособность, мобильность и безопасность профессиональной деятельности. В своей научной работе мы уточнили понятие «интеграция профессиональных компетенций» при подготовке специалистов железнодорожного транспорта в рамках обязательной дисциплины «физическая культура». Выявили и обосновали педагогические условия формирования профессиональной компетентности с позиции обеспечения безопасности управления локомотивом и жизнедеятельности специалистов среднего звена, реализуемые путем интеграции профессиональных (сенсомоторных и личностных) компетенций в физкультурном воспитании и образовании студентов железнодорожного техникума.

Ключевые слова: интеграция профессиональных компетенций машинистов, инновационная технология, непрерывное физкультурное образование, прикладная физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p26-30

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF INTEGRATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE LOCOMOTIVE ENGINEERS

Alexander Nikolayevich Gaidukov, the teacher,

Amur Institute of Railway Transport, the branch of the Far Eastern Railway Transport University in Svobodniy,

Vladimir Vyacheslavovich Fyodorov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Annotation

The article analyzes the current status of implementation of the competence approach to the educational practice of the specialized secondary education, on the example of the physical education of future

locomen, providing the competitiveness, mobility and safety of the professional activity. We clarified in our scientific work the concept of «integration of professional competencies» at training the specialists for railway transport within the frames of the compulsory discipline «physical culture». We identified and justified the pedagogical conditions of forming the professional competence from the point of view of ensuring the security of locomotive control and life activity of mid-level specialists implemented by the way of integrating the professional (sensorimotor and personal) competences in physical culture education of the students of the Railway Technical School.

Keywords: integration of professional competencies of locomotive drivers, innovative technology, continuous physical education, applied physical culture.

Процесс модернизации современного среднего профессионального образования предполагает повышение значимости всех субъектов образования, их компетентностного уровня подготовки, активизируя поиск эффективных педагогических технологий в процессе интеграции теории и практики.

Современные требования образовательного стандарта значительно усиливают взаимосвязь и взаимозависимость образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования (далее СПО) с профессиональной деятельностью выпускников. В сфере железнодорожного транспорта ведущее значение уделяется повышению надежности и безопасности движения, безопасности жизнедеятельности специалистов, участвующих в высокоинтенсивном и травмоопасном производстве. По мнению специалистов, именно «человеческий фактор» является причиной значительной части аварийных чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, повлекших гибель людей и серьезные экономические потери, актуализируя значимость профессиональной (психофизической) готовности компетентного специалиста.

Проведенный нами анализ показал, что вопросы формирования профессиональных компетенций в процессе интеграции обучения и воспитания в железнодорожных техникумах, во многом, идентичны с проблемами совершенствования образовательной деятельности в СПО в целом. Комплексных исследований, включающих разработку нового содержания, методов, форм обучения и оценивания образовательных достижений, адекватных целям и требованиям рынка крайне недостаточно. Особое место занимает формирование компетентности в области безопасности движения и безопасности жизнедеятельности специалистов среднего звена в условиях интенсивной профессиональной деятельности.

Значительным резервом в формировании профессиональной компетентности выпускников железнодорожных техникумов является дисциплина «физическая культура». Остаются нерешенными противоречия между:

- требованиями работодателей к личностным качествам и физической готовности выпускников учреждений СПО и их фактической профессионально-прикладной подготовкой;

- объективными возможностями дисциплины «физическая культура» в интеграции профессиональных компетенций студентов учреждений СПО технического профиля и недостаточной разработанностью этой проблемы на теоретическом, содержательном и методическом уровнях;

- необходимостью применения инновационных технологий повышения готовности к профессиональной деятельности и недостаточным организационно-методическим обеспечением прикладного физкультурного образования студентов СПО.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловил выбор темы диссертационного исследования: «Интеграция профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования студентов железнодорожного техникума»

Концепции компетентностно-ориентированного образования [1-4] позволили нам определить фундаментальные основания для построения модели интеграции профессиональных компетенций выпускников-машинистов железнодорожного транспорта.

Анализ аварийности на железных дорогах показывает, что большой процент всех происшествий и аварий обусловлено «человеческим фактором». Причем в качестве такого негативного фактора выступают не только непосредственные виновники, неправильно или некачественно выполнившие свои обязанности, но и те исполнители, которые неадекватно отреагировали на создавшуюся аварийную ситуацию. Мы не проводили ранжирование компетенций по их важности, так как считаем, что с точки зрения обеспечения безопасности, неприемлемо как быстрое принятие «неграмотного решения», так и запоздалое принятие «грамотного решения». В обоих полярных случаях результат негативный, снижающий уровень безопасности и эффективности профессиональной деятельности. Низкий уровень компетенций в области прикладной физической культуры, физкультурного образования и воспитания значительно повышает риск сложных аварийных ситуаций.

В этой связи, в процессе физкультурного образования и воспитания студентов следует не только учитывать специфику управления железнодорожным транспортом с позиции психической и физической готовности, определить критерии предрасположенности и подготовки к данной профессии, но обосновать мотивационно-ценностные приоритеты, условия и критерии совершенствования психофизической подготовки будущих машинистов железнодорожного транспорта.

Модель интеграции профессиональных компетенций включает следующие модули: целевой, содержательный, деятельностный и оценочно-результативный.

Целью нашего исследования было на примере процесса физкультурного образования студентов СПО железнодорожного профиля разработать и научно обосновать модель интеграции профессиональных компетенций.

Предмет исследования - педагогические условия интеграции профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования студентов СПО железнодорожного профиля.

Предполагалось, что интеграция профессиональных компетенций студентов СПО железнодорожного профиля будет более эффективной если:

- обоснована необходимость и значимость физкультурного образования в профессиональной компетентности специалистов (машинистов);

- профессиональные компетенции будут расширены и уточнены с позиции психофизической готовности будущих машинистов к эффективной и безопасной профессиональной деятельности;

- разработан методический комплекс, включающий рабочую программу, учебный план, проектные и практические задания, обеспечивающие интеграцию профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования и воспитания студентов железнодорожных техникумов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить специфику профессиональных компетенций машинистов железнодорожного транспорта с позиции безопасности и психофизической готовности к профессиональной деятельности.

2. Разработать модель интеграции профессиональных компетенций безопасности и психофизической готовности в процессе физкультурного образования и воспитания студентов железнодорожных техникумов.

3. Обосновать эффективность педагогических условий интеграции профессиональных компетенций безопасности и психофизической готовности студентов на основе разработанного методического комплекса дисциплины «Физическая культура».

Методами исследования являлись: анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов по исследуемой проблеме; обобщение физкультурного опыта с позиции профессиональных компетенций; опрос специалистов и

студентов; экспертные оценки; моделирование; тестирование; педагогический эксперимент; анализ и обработка результатов педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования являлся процесс физкультурного образования и воспитания техникумов железнодорожного транспорта Амурской области и Хабаровского края, образовательный процесс кафедры физического воспитания Дальневосточного университета путей сообщения.

В констатирующем и формирующем экспериментальном исследовании приняло участие 135 студентов Свободненского института железнодорожного транспорта и Хабаровского техникума железнодорожного транспорта, а также ведущие специалисты научных лабораторий Дальневосточной железной дороги, преподаватели кафедр физического воспитания. Исследование проводилось в период с 2005 года по 2012 год.

В нем приняли участие три группы студентов (группа выпускников - машинистов и две группы первого года обучения). Тестирование профессионально-важных психологических и сенсомоторных качеств в группе выпускников-помощников машинистов позволило определить их уровень профессиональной компетентности на заключительном этапе обучения в техникуме и требуемый уровень развития профессионально-важных сенсомоторных и личностных качеств.

Контрольная группа занималась по традиционной системе физического воспитания, выполняла разделы основного и вариативного цикла учебного плана по дисциплине «физическая культура».

Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике физкультурного образования и воспитания, с акцентом развитие профессионально-важных сен-сомоторных и психологических качеств, направленных на интеграцию и закрепление профессиональных компетенций машинистов локомотива.

Научная работа осуществлялась при непосредственном контакте с методическим объединением преподавателей физического воспитания техникумов железнодорожного транспорта Амурской области и Хабаровского края, кафедрой физического воспитания Дальневосточного государственного университета путей, научными лабораториями Дальневосточной и Забайкальской железной дороги.

Исследование проводились в три этапа. На первом этапе (2005-2007 гг.) проводился анализ литературных источников по проблеме, определялись гипотеза и задачи исследования, отрабатывались и обобщались методики тестирования профессиональноважных сенсомоторных и психологических качеств машинистов локомотива. Анализировались результаты ежегодного функционального контроля машинистов локомотивов, проводился анкетный опрос специалистов по проблемам профессиональных компетенций и обработка документации.

На втором этапе (2007-20011 гг.) разрабатывалась и апробировалась модель интеграции профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования и воспитания студентов (будущих машинистов), изучались варианты сочетания дополнительных занятий по профессионально-прикладной физической подготовке, возможности организационно-педагогических условий формирования ведущих сенсомоторных и психологических качеств студентов на всем протяжении обучения в техникуме. В процессе констатирующего и формирующего эксперимента подтверждена эффективность авторской методики физкультурного образования и воспитания, направленной на развитие профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива.

На третьем этапе (2011-2012 гг.) завершалась экспериментальная работа, корректировались методические и организационные подходы интеграции профессиональных компетенций, разрабатывались индивидуальные рекомендации использования данной модели, обобщались результаты исследования, формулировались выводы и оформление полученных автором материалов исследования в виде кандидатской диссертации.

В своей работе мы уточнили понятие «интеграция профессиональных компетен-

ций» при подготовке специалистов железнодорожного транспорта в рамках обязательной дисциплины «физическая культура».

Выявили и обосновали педагогические условия формирования профессиональной компетентности с позиции обеспечения безопасности управления локомотивом и жизнедеятельности специалистов среднего звена, реализуемые путем интеграции профессиональных (сенсомоторных и личностных) компетенций в физкультурном воспитании и образовании студентов железнодорожного техникума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской федерации : аналитический доклад / под ред. В.И. Байденко. - Издание 2-е, переработанное и дополненное - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 236 с.

2. Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В.И. Байденко, Джерри ван Зантворт. - М. : Европейский фонд образования, 2003.

- 160 с.

3. Зеер, Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14). - С. 31-50.

4. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М. : Эгвес, 2000. - 272 с.

REFERENCES

1. Ed. Baidenko, V.I. (2009), The national system and educational standards of higher education of the Russian Federation: analytical report, publishing house The research center of problems of quality of specialists, Moscow, Russian Federation.

2. Baidenko, V.I. and Jerry van Zantwort (2003), Modernization of vocational education and training: modern stage, publishing house The European training Fund, Moscow, Russian Federation.

3. Zeer, E.F. (2002), “Psycho-didactic constructs of quality of professional training”, Education and science, No. 2 (14), pp. 31-50.

4. Novikov, A.M. (2000), Russian education in the new era. Paradoxes of heritage. Vectors of development, publishing house “Eides”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: gaidukovalexnik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2013.

УДК 37.01

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Сергеевна Гаркуша, кандидат педагогических наук, доцент, Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Белгородский институт развития образования» (ОГАОУ ДПО БелИРО)

Аннотация

Одной из приоритетных задач современного общества является обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения при сохранении и укреплении его здоровья. Теоретический анализ российских и зарубежных источников, посвященных изучению методов сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, свидетельствует о важности воспитания у детей школьного возраста (период активного развития и становления личности) культуры здоровья. Статья посвящена анализу основных детерминант культуры здоровья школьников. Автор даёт опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.