УДК 378
Гайдуков Александр Николаевич
преподаватель Амурского института железнодорожного транспорта филиала Дальневосточного университета путей сообщения в г. Свободном editor@hist-edu.ru
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В статье проанализировано современное состояние внедрения компетентностного подхода в образовательную практику среднего профессионального образования, на примере физкультурного образования будущих машинистов, обеспечивающего конкурентоспособность, мобильность и безопасность профессиональной деятельности.
Ключевые слова: интеграция профессиональных компетенций машинистов, инновационная технология, непрерывное физкультурное образование, прикладная физическая культура.
Gaidukov Alexandr Nikolaevich
Lecturer of the Amur Institute of Railway Transport of Far Eastern State University of Railway Transport (affiliated branch in Svobodniy)
editor@hist-edu.ru
PHYSICAL EDUCATION OF THE STUDENTS OF RAILWAY TECHNICAL SCHOOL AND ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES
The article analyzes the current status of implementation of the competence building approach to the educational practice of secondary vocational education by the example of physical education of future locomotive drivers providing competitiveness, mobility and safety of their professional activity.
Key words: integration of professional competences of locomotive drivers, innovative technology, continuous physical education, applied physical culture.
Современные требования образовательного стандарта значительно усиливают взаимосвязь и взаимозависимость образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования (далее СПО) с профессиональной деятельностью выпускников. В сфере железнодорожного транспорта ведущее значение уделяется повышению надежности и безопасности движения, безопасности жизнедеятельности специалистов, участвующих в высокоинтенсивном и травмоопасном производстве. По мнению специалистов, именно «человеческий фактор» является причиной значительной части аварийных чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, повлекших гибель людей и серьезные экономические потери. Причем в качестве такого негативного фактора выступают не только непосредственные виновники, неправильно или некачественно выполнившие свои обязанности, но и те исполнители, которые неадекватно отреагировали на создавшуюся аварийную ситуацию. Мы не проводили ранжирование компетенций по их важности, так как считаем, что с точки зрения обеспечения безопасности, неприемлемо как быстрое принятие «неграмотного решения», так и запоздалое принятие «грамотного решения». В обоих полярных случаях результат негативный, снижающий уровень безопасности и эффективности профессиональной деятельности. Низкий уровень компетенций в области прикладной физической культуры, физкультурного образования и воспитания значительно повышает риск сложных аварийных ситуаций.
В этой связи, в процессе физкультурного образования и воспитания студентов следует не только учитывать специфику управления железнодорожным транспортом с позиции психической и физической готовности, определить критерии предрасположенности и подготовки к данной профессии, но обосновать мотивационно-ценностные приоритеты, условия и критерии совершенствования психофизической подготовки будущих машинистов железнодорожного транспорта.
Проведенный нами анализ показал, что вопросы формирования профессиональных компетенций в процессе интеграции обучения и воспитания в железнодорожных техникумах во многом идентичны с проблемами совершенствования образовательной деятельности в СПО в целом. Комплексных исследований, включающих разработку нового содержания, методов, форм обучения и оценивания образовательных достижений, адекватных целям и требованиям рынка крайне недостаточно. Особое место занимает формирование компетентности в области безопасности движения и безопасности жизнедеятельности специалистов среднего звена в условиях интенсивной профессиональной деятельности.
Значительным резервом в формировании профессиональной компетентности выпускников железнодорожных техникумов является дисциплина «физическая культура». Остаются нерешенными противоречия между:
- требованиями работодателей к личностным качествам и физической готовности выпускников учреждений СПО и их фактической профессионально-прикладной подготовкой;
- объективными возможностями дисциплины «физическая культура» в интеграции профессиональных компетенций студентов учреждений СПО технического профиля и недостаточной разработанностью этой проблемы на теоретическом, содержательном и методическом уровнях;
- необходимостью применения инновационных технологий повышения готовности к профессиональной деятельности и недостаточным организационно-методическим обеспечением прикладного физкультурного образования студентов СПО.
Цель публикации - на примере процесса физкультурного образования студентов СПО железнодорожного профиля разработать и научно обосновать модель интеграции профессиональных компетенций.
Предмет исследования - педагогические условия интеграции профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования студентов СПО железнодорожного профиля.
Предполагалось, что интеграция профессиональных компетенций студентов СПО железнодорожного профиля будет более эффективной если:
- обоснована необходимость и значимость физкультурного образования в профессиональной компетентности специалистов (машинистов);
- профессиональные компетенции будут расширены и уточнены с позиции психофизической готовности будущих машинистов к эффективной и безопасной профессиональной деятельности;
- разработан методический комплекс, включающий рабочую программу, учебный план, проектные и практические задания, обеспечивающие интеграцию профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования и воспитания студентов железнодорожных техникумов.
Экспериментальной базой исследования являлся процесс физкультурного образования и воспитания техникумов железнодорожного транспорта Амурской области и Хабаровского края, образовательный процесс кафедры физического воспитания Дальневосточного университета путей сообщения.
Научная работа осуществлялась при непосредственном контакте с методическим объединением преподавателей физического воспитания техникумов железнодорожного транспорта Амурской области и Хабаровского края, кафедрой физического воспитания Дальневосточного государственного университета путей, научными лабораториями Дальневосточной и Забайкальской железной дороги.
Процесс интеграции профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива включал специальные знания в области сенсомоторных реакций человека, процессы и способы их совершенствования, специфику проявлений сенсомоторных реакций в непредсказуемых аварийных ситуациях, средства и методы развития профессионально-важных сенсомоторных реакций в процессе физкультурного воспитания и образования.
Разработанные нами организационно-педагогические условия интеграции профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива включали:
- создание инновационной образовательной и воспитательной среды на основе прикладной физической культуры: специализированные занятия, направленные на улучшение показателей сложных сенсомоторных реакций выбора, реакций на движущийся объект, координационных способностей, объема и концентрации внимания, памяти, стрессоустойчивости и других профессионально-важных качеств машиниста;
- применение современных технологий активного обучении: создание проблемных (аварийных) ситуаций, компьютерное тестирование, метод проектов, диагностические методики, методики срочной информации по уровням компетенций, применение прикладных видов спорта и проведение спортивных мероприятий со студентами экспериментальной группы;
- применение разработанного автором методического комплекса, включающего способы организации и формирования компетенций профессиональной безопасности и саморазвития в направленной физкультурной деятельности, способы поэтапного практического усвоения сенсомо-торных упражнений и комплексов;
- актуализация через виды прикладной физической культуры взаимосвязи профессионально направленных двигательных интересов студентов с содержанием профессиональной подготовки;
Повышение мотивации студентов к освоению профессионально-важных качеств и умений, применение активных методов обучения, технологий взаимодействия и самообразования, в совокупности, позволило добиться позитивных результатов в формировании другой группы компетенций: умение работать в команде, принимать ответственные решения, проявлять личную инициативу, стремиться к самопознанию и саморазвитию.
В структуре формирования компетенций принятия ответственных решений, умения действовать в нестандартных, стрессовых и аварийных ситуациях в процессе экспериментального исследования были решены следующие задачи:
- формирование ценностного отношения студентов к предмету познания и освоения (психофизическая готовность машиниста); осознание необходимости и важности применения приобретенных знаний и умений для дальнейшего профессионального и личностного роста;
- приобретение физкультурного опыта безопасной жизнедеятельности; привитие умений принимать ответственные решения в экстремальных условиях;
- развитие сенсомоторных качеств и двигательных умений, необходимых для профессиональной деятельности машинистов локомотива;
- саморегуляция поведения в производственной и социальной среде;
- воспитание ответственности, самостоятельности, инициативности посредства включения в целенаправленную физкультурную деятельность.
Результаты проведенного педагогического исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. На основе выявленных противоречий между требованиями работодателей к качеству подготовки современного специалиста среднего звена и имеющимся потенциалом дисциплины «физическая культура» в формировании профессиональной компетентности обоснована необходимость интеграции профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования студентов железнодорожных техникумов.
2. В ходе теоретического исследования выявлен интегративный характер профессиональной компетентности, в структуре которой значительное место занимают компетенции «профессиональной безопасности и саморазвития». Их сущностные позиции заключены в своевременном принятии ответственных решений, умении действовать в нестандартных, стрессовых и аварийных ситуациях, умениях саморегуляции и самоконтроля.
3. Разработана модель интеграции профессиональных компетенций, включающая целевые установки, мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный компоненты, реализуемые в определенных организационно-педагогических условиях физкультурного воспитания и образования студентов.
4. Обосновано позитивное влияние направленных средств физкультурного образования и воспитания на формирование компетенций обеспечения «безопасности и саморазвития» будущих машинистов локомотива: принятии ответственных решений, умении действовать в нестандартных, стрессовых и аварийных ситуациях.
5. Интеграция профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива осуществлена в организационно-педагогических условиях:
- уточнение профессиональных требований к уровню развития сенсомоторных качеств и психологической готовности выпускников;
- использование диагностического оборудования для выявления уровней сформированности компетенций и их коррекции в процессе физкультурного воспитания и образования;
- разработка и поэтапное внедрение в учебно-воспитательный процесс средств прикладной физической культуры, направленных сенсомоторных комплексов, в совокупности обеспечивающих повышенную мотивацию и интеграцию профессиональных компетенций студентов;
- реализация индивидуальных образовательных программ обеспечения профессиональной безопасности и саморазвития средствами прикладной физической культуры.
6. Методическое сопровождение (обучающие и тренирующие технологии, диагностическое оборудование, методические рекомендации, индивидуальные тестирование) способствовало формированию профессиональной компетентности будущих машинистов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Физическая культура: учеб. пособие / под ред. В.А. Коваленко. М., 2000.
2. Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской федерации: аналитический доклад / под ред. д.п.н. В.И. Байденко - изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2009.
3. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. М., 2003.
4. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2.
5. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000.