Научная статья на тему 'Развитие института государственно-частного партнерства в процессе модернизации профессионального образования'

Развитие института государственно-частного партнерства в процессе модернизации профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / ИНВЕСТОРЫ / INVESTORS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CONTRACTUAL RELATIONSHIPS / РИСКИ / RISKS / ВЫГОДЫ / BENEFITS / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / CO-FINANCING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ / TRAINING ORDER / БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / BASIC ORGANIZATION / ДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DUAL MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Сергей Валентинович, Тюличева Лидия Дмитриевна

В статье рассматривается государственно-частное партнерство в сфере профессионального образования как одна из форм сотрудничества государства и бизнеса (наряду с благотворительностью и социальным партнерством). Проанализированы особенности поддержки государственно-частного партнерства в рамках программ модернизации региональных систем профессионального образования (среднее профессиональное образование) и в ходе программы «Кадры для региона» (высшее профессиональное образование). Интересы бизнеса рассматриваются как интересы работодателей, желающих получить рабочую силу с определенными компетенциями. Государственно-частное партнерство имеет разные направления, связанные с достижением этой цели. В статье анализируется участие работодателей в согласовании содержания профессионального образования с образовательными учреждениями профессионального образования и создании условий для усиления практической ориентации образовательных процессов. Анализируются ограничения развития этого института и делается вывод о том, что укрепление государственно-частного партнерства должно идти в направлении определения и взаимоприемлемого распределения выгод и рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Сергей Валентинович, Тюличева Лидия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of Russian Professional Education: Development of Public-Private Partnerships

The article has discussed the professional educational sector in the Russian Federation (RF), calling public-private partnerships (PPPs) a form of state cooperation with the business community. This form is complemented by charitable endeavors and social partnerships. Currently, the RF is modernizing professional education (vocational instruction) and human resources (higher professional education) through regional-level programs. The document considers business interests, for their part, as employers in need of specific workforces having their own competencies. In this respect, the report examines the involvement of employers in determining the path of vocational education and the conditions for strengthening the 'practical' (labor market) orientation of educational procedures. In the course of the presentation, the commentary assesses different areas related to the establishment and usage of PPPs. The blueprint, in conclusion, has analyzed Russian PPPs, concluding that they should maximize professional education's benefits while minimizing its probable risks.

Текст научной работы на тему «Развитие института государственно-частного партнерства в процессе модернизации профессионального образования»

Развитие института государственно-частного партнерства в процессе модернизации профессионального образования

Modernization of Russian Professional Education: of Public-Private Partnerships

Development

Ш

s

I <

m О со с 0. Lû

О

УДК 377:334.7

Кузнецов Сергей Валентинович

директор Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор

198013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., Д. 38

Kuznetsov Sergey Valentinovich

Institute of Regional Economic Problems of the Russian Academy of Science (RAS)

Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, 198013, Russian Federation

Тюличева Лидия Дмитриевна

доцент Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук

198013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38

Tyulicheva Lidiya Dmitrievna

Institute of Regional Economic Problems of the Russian Academy of Science (RAS)

Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, 198013, Russian Federation

В статье рассматривается государственно-частное партнерство в сфере профессионального образования как одна из форм сотрудничества государства и бизнеса (наряду с благотворительностью и социальным партнерством). Проанализированы особенности поддержки государственно-частного партнерства в рамках программ модернизации региональных систем профессионального образования (среднее профессиональное образование) и в ходе программы «Кадры для региона» (высшее профессиональное образование). Интересы бизнеса рассматриваются как интересы работодателей, желающих получить рабочую силу с определенными компетенциями. Государственно-частное партнерство имеет разные направления, связанные с достижением этой цели. В статье анализируется участие работодателей в согласовании содержания профессионального образования с образовательными учреждениями профессионального образования и создании условий для усиления практической ориентации образовательных процессов. Анализируются ограничения развития этого института и делается вывод о том, что укрепление государственно-частного партнерства должно идти в направлении определения и взаимоприемлемого распределения выгод и рисков.

The article has discussed the professional educational sector in the Russian Federation (RF), calling public-private partnerships (PPPs) a form of state cooperation with the business community. This form is complemented by charitable endeavors and social partnerships. Currently, the RF is modernizing professional education (vocational instruction) and human resources (higher professional education) through regional-level programs. The document considers business interests, for their part, as employers in need of specific workforces having their own competencies. In this respect, the report examines the involvement of employers in determining the path of vocational education and the conditions for strengthening the 'practical' (labor market) orientation of educational procedures. In the course of the presentation, the commentary assesses different areas related to the establishment and usage of PPPs. The blueprint, in conclusion, has analyzed Russian PPPs, concluding that they should maximize professional education's benefits while minimizing its probable risks.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, работодатели, инвесторы, профессиональное образование, договорные отношения, риски, выгоды, софинансирование, профессиональные стандарты, заказ на подготовку кадров, базовая организация, дуальная модель профессионального образования

Keywords: public-private partnerships, employers, investors, professional education, contractual relationships, risks, benefits, co-financing, professional standards, training order, basic organization, dual model of professional education

Модернизация профессионального образования объединяет в себе изменения различных аспектов функционирования этой сферы [1]. В частности, активизируется участие бизнеса в развитии профессионального образования. Это влечет за собой изменение институциональной среды данной сферы общественной жизни.

Особенно значимым для эффективного взаимодействия предпринимателей и системы профессионального образования является развитие института государственно-общественного управления и института государственно-частного партнерства.

Мы рассматриваем их как два взаимодополняющих института, обеспечивающих реализацию разных сторон взаимодействия бизнеса и профессионального образования.

Институт государственно-общественного управления очерчивает круг участников управления профессиональным образованием и их функции, а также формы взаимодействия всех участников управления (этим вопросам был посвящен предыдущий цикл статей, опубликованных на страницах данного издания [2]). То есть институт государственно-общественного управления имеет, если можно так выразиться, выраженную административную природу.

Институт государственно-частного партнерства имеет природу скорее предпринимательскую. И государство, и бизнес обладают ресурсами, необходимыми для развития профессионального образования, — зданиями, сооружениями, оборудованием, информацией,

ш деньгами. Каждый из обладателей ресурсов стремится ^ к их эффективному использованию. ^ Для обозначения сотрудничества государства и ™ бизнеса, которое сопровождается передачей ресур-^ сов, используются несколько терминов, причем они о часто используются как синонимы: «спонсорство», «благотворительность», «социальное партнерство».

Мы согласны с авторами, которые считают, что государственно-частное партнерство сосуществует рядом с другими формами взаимодействия, отличаясь от них [3]. На наш взгляд, довольно убедительна следующая интерпретация данных категорий.

Благотворительность (осуществляемая чаще всего как взаимодействие конкретного предпринимателя и конкретного образовательного учреждения) является безвозмездной передачей бизнесом своих ресурсов системе профессионального образования без встречных юридически закрепленных обязательств предоставить что-либо взамен.

Социальное партнерство — взаимодействие с целью достижения консенсуса и удовлетворения потребностей и интересов каждой стороны на основе принципа социальной справедливости. Оно выходит за рамки отдельных проектов. Это процессные инструменты, направленные на поддержку в постоянном режиме системы взаимодействия и согласования интересов в области развития профессионального образования на уровне крупного территориального образования, субъекта Федерации или страны в целом.

Государственно-частное партнерство — это любые официальные отношения или договоренности на определенный срок (среднесрочные проекты — длительностью от 1 года до 3 лет, долгосрочные проекты — длительностью свыше 3 лет) между государственными и частными участниками, в которых обе стороны сообща принимают решения и соинвестируют ограниченные ресурсы: деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных задач в области профессионального образования и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков в ходе реализации проектов в сфере профессионального образования.

Таким образом, государственно-частное партнерство в профессиональном образовании — это система долгосрочных отношений между государством и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов по поводу объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков в ходе реализации проектов в сфере профессионального образования.

Авторы работы [4], систематизировав опыт по развитию государственно-частного партнерства в разных странах, выявили следующие факторы успеха, позволяющие реализовать преимущества подобных проектов:

• наличие политической и институциональной основы поддержки проектов государственно-частного партнерства, последовательная политика государства;

• стабильная политико-правовая среда, наличие общей системы правил, содержащих типовые договоры и упрощение правовой системы в целом;

• справедливое распределение возможностей и рисков (если частный инвестор несет большую часть рисков по проекту, то государство имеет ограниченное право вмешиваться в выполнение проекта или только контролирует его);

• создание для партнеров стимулов, побуждающих их участвовать в оптимизации проекта с распределением выгод от этого между партнерами;

• возможность точного подсчета издержек и выгод от проекта с разработкой реалистичных сценариев будущих денежных потоков для оценки потенциала проекта с целью покрытия инвестиционных затрат;

• создание благоприятного образа государственно-частного партнерства путем распространения адекватной информации о нем.

Во взаимодействии с системой профессионального образования представители бизнеса выступают в первую очередь в роли работодателей, желающих получить рабочую силу с вполне определенными компетенциями.

Возможна также заинтересованность предпринимателей как инвесторов, готовых на определенных условиях вкладывать средства в развитие сферы профессионального образования в надежде на конкурентоспособность организации, в которую они вкладывают средства, на рынке образовательных услуг.

Система среднего профессионального образования видится федеральному центру самой перспективной с точки зрения налаживания государственно-частного партнерства. Эта система передана в ведение региональных властей, готовит кадры в основном для своего региона и удовлетворяет кадровые потребности местных работодателей, что является основой заинтересованности бизнеса в партнерстве с образовательными организациями. С передачей ответственности за подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на субъекты РФ возросла потребность в действующих на региональном уровне механизмах экономической сбалансированности и финансовой устойчивости региональных систем профессионального образования. Такие механизмы наиболее имманентны институту государственно-частного партнерства.

Федеральным центром был разработан механизм финансирования комплексных региональных программ развития (модернизации) профессионального образования, базирующийся на активном использовании института государственно-частного партнерства. Средства из федерального бюджета выделяются только при условии обязательного софинансирования всех мероприятий со стороны органов исполнительной власти регионального уровня, работодателей и образовательных учреждений.

Ключевым индикатором процессов развития государственно-частного партнерства является структура расходов на реализацию определенного проекта.

Усредненная по регионам структура расходов на модернизацию профессионального образования выглядит следующим образом: 12% средств — это субсидии из федерального бюджета, 59% — средства субъекта Федерации, 23% — софинансирование со стороны работодателей и 6% — средства образовательных учреждений [5].

Реализуемые в настоящее время программы модернизации региональных систем профессионального образования обязательно включают мероприятия по укреплению взаимодействия — это системы с бизнесом.

Высшие учебные заведения, находящиеся в большинстве случаев в федеральном подчинении, формально не входят в региональные системы профессионального образования. Между тем вузы способны играть ключевую роль в социально-экономическом развитии тех регионов, где они территориально расположены, если они будут ориентироваться на подготовку кадров по приоритетным направлениям развития

экономики регионов и опираться на государственно-частное партнерство с региональным бизнесом.

«Кадры для региона» — проект, призванный привлечь к софинансированию вузов частные компании субъекта Российской Федерации, работающие в рамках приоритетных направлений развития региона.

В рамках открытого публичного конкурса среди вузов, подведомственных Минобрнауки России, которым не выделяются бюджетные деньги на реализацию их программ развития, и университеты представляли проекты по созданию или обновлению образовательных программ, разработанных при участии ведущих региональных предприятий и организаций в рамках приоритетных направлений развития субъектов Российской Федерации.

В настоящее время реализуются 14 проектов победителей. В их числе — «Инженерные кадры Зауралья» (Курганский государственный университет), «Подготовка кадров для промышленных предприятий Липецкой области» (Липецкий государственный технический университет), «Кадры для Республики Коми» (Ухтинский государственный технический университет), «Инновационная подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций Тульской области» (Тульский государственный университет) и др.

В деятельности органов управления профобразованием возрастает значение развития механизма договорных отношений с работодателями. При этом взаимодействие органов власти с крупным бизнесом развивается по одной модели, а с мелким и средним — по другой.

Для взаимодействия с крупным бизнесом более характерны договорные отношения, которые обычно выстраиваются органами исполнительной власти индивидуально с каждым работодателем. Но и здесь возникают новые формы организации этой работы. Например, в 2012 г. в Чувашской Республике была проведена межрегиональная конференция по вопросам государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования, на которой в рамках работы секций, организованных по девяти кластерным группам, сразу были подписаны 28 многосторонних договоров о сотрудничестве в сфере подготовки кадров.

Взаимодействия с мелким и средним бизнесом удобнее выстраивать через сетевые структуры. Органы управления могут координировать взаимодействие между сетью образовательных учреждений и сетью предприятий и организаций малого и среднего бизнеса, организуя отраслевые советы при органах исполнительной власти. Иногда эту функцию выполняют торгово-промышленные палаты.

Интеграция образовательных учреждений в рамках образовательных кластеров порождает новые модели самих образовательных учреждений. Предполагается, что укрупнение образовательных учреждений позволит адресно выстраивать систему социального партнерства с работодателями.

Взаимосвязь «образовательное учреждение — работодатель» имеет разную степень формализации. В некоторых регионах (Пензенская, Вологодская, Курганская области) практикуют присвоение статуса базовой организации учреждения профессионального образования. Критериями для присвоения статуса обычно являются:

1) участие предприятия в разработке и реализации образовательных программ;

2) оказание предприятием помощи в ремонте зданий, сооружений и оборудования, материально-

техническом обеспечении учебно-производственных ^ мастерских и полигонов, создании учебных цехов и ^ участков; ^

3) осуществление целенаправленной профориен- ™ тационной работы. ^

Дипольным сотрудничеством работодателей и об- о разовательных учреждений считается периодическое участие в совместных проектах (целевая подготовка, проведение практик). Такие характеристики сотрудничества, как комплексность, долгосрочность договоров и институциональность, превращают, как считается, дипольное взаимодействие в стратегическое партнерство.

Различают договорные и организационные формы социального партнерства. Институт государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования чаще реализуется в договорной форме.

Особенно значимой формой взаимодействия работодателей и образовательных учреждений является заключение договоров на подготовку кадров.

В Белгородской области для основных заказчиков на подготовку кадров введен статус «Якорные предприятия», чья потребность в кадрах дополняется потребностью «предприятий-партнеров». В итоге все выпускники оказываются востребованными работодателями.

Региональные различия в распространенности практики профессиональной подготовки и повышения квалификации по заказам работодателей довольно значительны (см. табл. 1).

Система профессионального образования стремится привлечь работодателей, как правило, к корректировке содержания обучения массовых и наиболее значимых для социально-экономического развития регионов профессий.

Работодатели инициируют начало подготовки по новым профессиям, лицензирование новых направлений подготовки кадров.

Работодатели участвуют в разработке профессиональных стандартов, уточняют перечни компетент-ностей выпускников, стремясь привести их в соответствие с корпоративными стандартами, с учетом специфики конкретного предприятия, взаимодействие в разработке профессиональных стандартов.

Предприниматели принимают участие в формировании вариативной составляющей некоторых программ обучения, проводят экспертную оценку основных профессиональных образовательных программ.

Кроме того, предприниматели разрабатывают рекомендации по отдельным аспектам профессионального обучения — например, по улучшению методической подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения, по совершенствованию учебно-материальной базы и методического обеспечения образовательного процесса.

Совместная деятельность в этой области осуществляется в следующих формах:

• участие работодателей в педагогических конференциях, партнерских конференциях, круглых столах, работе по изучению рынка труда и итогов трудоустройства выпускников;

• участие представителей производственных предприятий в работе педагогических советов, совместных советов и комиссий образовательных учреждений и предприятий;

• сотрудничество на базе ресурсных центров;

• участие предпринимателей в работе экспертных советов и комиссий при департаментах образования субъектов РФ;

Таблица 1

Целевые показатели реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей в программах субъектов РФ, %

Субъект РФ Наименование показателя Базовое значение показателя Целевое значение показателя

Республика Бурятия Доля доходов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО/СПО/ВПО) в субъекте РФ от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей 23 (2010) 31 (2015)

Доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей 15 (2010) 24 (2015)

Волгоградская область Доля проходящих обучение на контрактной основе 2 (2011) 3 (2015)

Вологодская область Доля учреждений НПО и СПО, работающих на основе договорных отношений с работодателями, осуществляющими целевую подготовку кадров 70 (2015)

Республика Коми Доля доходов образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в Республике Коми от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей 30 (2015)

Новгородская область Доля доходов учреждений НПО и СПО области от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заявкам работодателей 5(2010) 20 (2015)

Пермский край Доля обучающихся, принятых в учреждения (организации) среднего профессионального образования на места, обеспеченные заказом работодателей 53 (2013) 60 (2017)

Республика Саха Доля лиц, обучающихся по программам НПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей — 5,2 (2015)

Доля лиц, обучающихся по программам СПО на условиях со-финансирования за счет средств работодателей — 25,5 (2015)

Томская область Доля лиц обучающихся по программам НПО/ СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей — 10,6(2015)

Источники: [6-13].

• совместная работа по согласованию содержания профессионального образования при посредстве торгово-промышленных палат;

• участие предпринимателей в работе экспертных советов и комиссий по проблемам кадровой политики в организациях региона.

Повышение практикоориентированности является одной из целевых установок модернизации российских региональных систем профессионального образования.

Работодатели и образовательные учреждения заключают договоры о сотрудничестве, в которых, как правило, отражены следующие вопросы: организация производственного обучения и практики учащихся и студентов; учебно-методическое обеспечение ознакомительной, производственной и преддипломной практики учащихся и студентов; методическая помощь работникам предприятий, занимающихся вопросами практики студентов; организация стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения; педагогическая деятельность руководящих работников предприятий и специалистов-производственников по совместительству, обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий; обеспечение трудоустройства выпускников.

Качественно новым уровнем взаимодействия является развитие дуальной системы подготовки кадров.

Это модель профессионального образования, при которой образовательная организация осуществляет

только теоретическое обучение, а практическая часть подготовки проходит на рабочем месте в условиях реального производства с преподавателями — опытными работниками.

Участниками системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» стали Калужская, Ульяновская, Ярославская, Свердловская, Волгоградская, Московская, Нижегородская области, Красноярский и Пермский края, Республика Татарстан. В Приморском крае будет реализоваться специальный проект Агентства стратегических инициатив, а Самарской области — спецпроект Российско-Германской внешнеторговой палаты. Калужская и Свердловская области, уже имеющие опыт реализации дуального образования и способные оказать методическую поддержку другим регионам, получили, кроме того, статус «регион-ментор».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидается, что эффект от реализации программ будет носить комплексный характер — достигнутое соответствие уровня квалификации выпускников ожиданиям работодателей приведет к повышению инвестиционной привлекательности региона и привлечению инвестиций в систему профобразования.

Программа «Кадры для регионов» предусматривает поэтапную интеграцию высшего профессионального образования в сферу производства региона, создание на основе предприятий региона, привлекаемых к реализации проекта в качестве партнеров,

постоянно действующих баз практической подготовки студентов.

Вузы разных регионов находятся в активном поиске форм практической подготовки студентов, реализуя открытие на базе предприятий — партнеров совместных учебно-лабораторных центров (Курганский государственный университет), филиалов кафедр на территории предприятий — партнеров и ресурсных центров (Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия), либо сеть инновационно-активных корпоративных учебных центров на предприятиях-партнерах (Калмыцкий государственный университет).

Однако в большинстве регионов представители профессионального образования высказывают неудовлетворенность функционированием института государственно-частного партнерства, отмечают непонимание работодателями значимости партнерства для успешного развития их предприятий, низкую заинтересованность работодателей выстраивать социальное партнерство с образовательными учреждениями.

Видимо, следует проанализировать причины пассивности одного из партнеров. Нам представляется причина здесь в том, что работодателям в партнерстве отводится роль, которая очень важна для поддержания благополучия системы профессионального образования, но не вполне отражает интересы бизнеса. Работодателям неизменно отводится роль партнера-спонсора, от которого ждут добровольных вложений по многим направлениям деятельности системы профессионального образования — на обновление учебно-методического и материально-технического оснащения учреждений профессионального образования, оплату производственной практики обучающихся, материальное стимулирование педагогического состава учреждения профессионального образования и др. Либо же от них ждут предоставления услуг на безвозмездной основе — бесплатного предоставления производственных площадей и т. д.

Однако институт государственно-частного партнерства предполагает распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков, а не спонсорство одной стороны. Целевое финансирование должно производиться в обмен на определенные обязательства получателя. Видимо, укрепление данного института должно идти в направлении определения и взаимоприемлемого распределения выгод и рисков.

Литература

1. Кузнецов С. В., Тюличева Л. Д. Кластерный подход в модернизации региональных систем профессионального образования // Экономика и управление. 2013. № 3 (89). С. 59-63.

2. Кузнецов С. В., Тюличева Л. Д. Становление государственно-общественного управления развитием региональных систем профессионального образования // Экономика и управление. 2014. № 2.

3. Лейбович А. Н. Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования // Официальный сайт журнала «Аккредитация в образовании»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИП:р://\ммм.а1«оЬг. ги/до8иСаг81:уеппо_сЬ|а81:пое_раг1:пег81:уо.Ь|1:т!. (Дата обращения: 03.02.2014).

4. Татаркин А. И., Романова О. А., Лаврикова Ю. Г. Теоретические основы государственно-частного партнерства // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 1: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИИ:р://Ьтргауо.ги/8Ью\м_8:а1:. рЬ|р?81а1=311. (Дата обращения: 16.02.2014).

5. Профессиональные кадры новой России: новые подходы к подготовке // Россия. Третье тысячелетие: Вестник ак-

туальных прогнозов. 2013. № 32: [Электронный ресурс]. ш Режим доступа: ИП:р://\м\мм.уе81:п1кг1:.ги/]оигпа1/ро81:/601/. ш (Дата обращения: 01.09.2013). щ

6. Государственная программа Республики Коми «Развитие о образования»: [Электронный ресурс]. Режим досту- < па: ИИ:р://ЬСа-ехрег1:.сот/2013/01/до8иСаг81:уеппауа- из ргодгатта-ге8риЬ!1к1-кот1-га2у11:1е-оЬгаЕоуап1уа-па-2013- ° 2020-доСу/. (Дата обращения: 24.02.2013).

7. Долгосрочная областная целевая программа «Комплексная программа развития профессионального образования Волгоградской области на 2011-2015 годы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИИ:р://оЬгаЕ. уо!дапе1.ги/ехрог:/811е8/еСи/ас:1у1:у/ргодгат8/Сошп!оаС8/ РОТЕР_Ра2у11:1е_рго1е881опа!подо_оЬгаЕоуап1уа.Сос. (Дата обращения: 28.01.2013).

8. Долгосрочная целевая программа «Развитие системы профессионального образования в Вологодской области на 2011-2015 годы»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: М::р://шшш.еСи35.ги/1пСех.рМр/Соситеп:8/Ап18И/1-Сокитеп1у/1644-Со!до8госИпауа-18е!еуауа-ргодгатта-гаЕУШе-8|81ету-рго1е881опа!подо-оЬгаЕоуап1уа-у-уо!одоС-8ко]-оЬ!а81:1-па-201 1-2015-доСу. (Дата обращения: 08.02.2013).

9. Программа модернизации начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2015 годы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: М11р://шшш.8акМа.доу.ги/81:е8/Се1аи!:/А!е8/6/А!е8/558%20 (%Р0%9Р).рС1. (Дата обращения: 26.01.2013).

10. Программа «Развитие профессионального образования Томской области на 2011-2013 годы»: [Электронный ресурс]. Режим доступа №р://ипро.1:от8к.доу.ги/Соситеп:8/ Ргодгатта-гагу111уа_2011-2013.Сос. (Дата обращения: 26.01.2013).

11. Проект долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИПр://т. гд.ги/рг1!/75/93/13/ргодгатта.Сос. (Дата обращения: 14.10.2013).

12. Проект долгосрочной областной целевой программы «Модернизация профессионального образования в Новгородской области на 2012-2015 годы»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: И::р://шшш.еСи53.ги/!1пк8/ргоес1/ ргоей/. (Дата доступа: 21.02.2013).

13. Республиканская комплексная программа «Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 2011-2014 годы»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬШ:р://Ьипа1:.ег.ги/ /2012/02/29/ргодгатта-тоСегп1Еа1811-оЬгагоуап1уа-гЬ.Сос. (Дата обращения: 05.02.2013).

References

1. Kuznetsov S. V., Tyulicheva L. D. Klasternyy podkhod v modernizatsii regional'nykh sistem professional'nogo obrazovaniya [The cluster approach for modernizing professional education: Its implementation in the Russian Federation]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 3 (89), pp. 59-63.

2. Kuznetsov S. V., Tyulicheva L. D. Stanovlenie gosudarstven-no-obshchestvennogo upravleniya razvitiem regional'nykh sistem professional'nogo obrazovaniya [Formation of state-public management of regional systems of professional education development]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 2.

3. Leybovich A. N. Public-private partnership in professional education. Akkreditatsiya v obrazovanii. Available at: http:// www.akvobr.ru/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo.html. (in Russ.).

4. Tatarkin A. I., Romanova O. A., Lavrikova Yu. G. Teoreticheskie osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Theoretical foundations of public-private partnership]. Biznes, mened-zhment i pravo, 2009, no. 1 (l8), pp. 19-24. Available at: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=311.

5. Professional staff of the new Russia: New approaches to training. Vestnik aktual'nykh prognozov. Rossiya: Tret'e tysyacheletie, 2013, no. 32. Available at: http://www. vestnikrf.ru/journal/post/601/. (in Russ.).

6. State Program for 2013-2020 of the Republic of Komi "Development of education". Available at: http://bda-expert.

com/2013/01/gosudarstvennaya-programma-respubliki-komi-razvitie-obrazovaniya-na-2013-2020-gody/. (in Russ.). Long-term regional target program "Comprehensive program of professional education development in Volgograd Region for the years 2011-2015". Available at: http://obraz.volganet. ru/export/sites/edu/activity/programs/downloads/DOTzP_ Razvitie_professionalnogo_obrazovaniya.doc. (in Russ.). Long-term target program "Professional education development in Volgograd Region for the years 20112015". Available at: http://edu.convdocs.org/docs/1434/ index-6642.html#345020. (in Russ.). The program of primary and secondary education modernization in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2011-2015. Available at: http://www.sakha.gov.ru/sites/default/files/6/ files/558%20(%D0%9F).pdf. (in Russ.).

10. Program "Development of professional education in Tomsk Region for 2011-2013". Available at: http://unpo.tomsk.gov. ru/Documents?Type=Any&page=12. (in Russ.).

11. Draft long-term target program "Development of the educational system of the Perm Region for 2013-2017". Available at: http://rn.rg.ru/pril/75/93/13/programma.doc. (in Russ.).

12. Draft long-term regional target program "Modernization of professional education in the Novgorod region for 20122015". Available at: http://www.edu53.ru/links/proect/proect/. (in Russ.).

13. Comprehensive national program "Modernization of the professional education in the Republic of Buryatia for 2011-2014". Available at: http://buriat.er.ru/ /2012/02/ 29/programma-modernizatsii-obrazovaniya-rb.doc. (in Russ.).

Инновационный трудовой потенциал: условия формирования и причины недоиспользования

Conditions Causing the Under-utilization of Labor Potential in the Russian Federation)

УДК 331:005.96

Резник Галина Александровна

заведующий кафедрой Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации 440000, г. Пенза, ул. Г Титова, 28

Reznik Galina Aleksandrovna

Penza State University of Architecture and Construction

G. Titova Str. 28, Penza, Russian Federation, 440000

Амирова Динара Рафиковна

аспирант Пензенского государственного университета архитектуры и строительств

440000, г Пенза, ул. Г. Титова, 28

Amirova Dinara Rafikovna

Penza State University of Architecture and Construction

G. Titova Str. 28, Penza, Russian Federation, 440000

Формирование инновационной экономики — приоритетная задача современного этапа развития нашей страны, одним из основных признаков которой является развитие инновационного трудового потенциала, адекватного формирующейся экономики. В статье раскрыто содержание инновационного трудового потенциала с учетом новых требований, предъявляемых к трудовым ресурсам и его отличие от трудового потенциала, который характеризуется ростом числа занятых деятельностью, связанной с производством информационных технологий, увеличением доли информатизации в трудовой деятельности, что ведет к интеллектуализации труда, новым содержанием трудовой деятельности, результатом и целью которой становятся инновации, приобретение рабочей силой новых качеств, таких как высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление.

Представлен анализ условий формирования инновационного трудового потенциала, которые классифицированы на внешние, оказывающие влияние на уровне страны, и внутренние, оказывающие влияние на уровне региона.

Выявлены и проанализированы основные причины неэффективного использования трудового потенциала, среди которых отмечены отсутствие эффективных

механизмов управления трудовым потенциалом на государственном, региональном, муниципальном уровнях и отсутствие механизма их взаимодействия, отсутствие мотивации и слабая действенность материального поощрения, недостаточно высокий уровень профессионального образования. Предложены рекомендации по повышению эффективности использования инновационного и трудового потенциала.

The article discusses the conditions causing the 'under-utilization' of labor potential (LP) in the Russian Federation (RF). The paper adds that Russia needs to prioritize a number of areas - including LP - as a pre-step to building an innovative economic infrastructure. The review, in the course of the discussion, unveils a strategy that would enable the RF LP to address its major workforce requirements. The suggested strategy would promote information technology, offer workload directives (such as intellectualizing the labor force) and support innovative capabilities. The critique claims the latter would raise the professional educational levels (by highlighting economic principles). Subsequently, the document refocuses its attention on LP; external aspects are reportedly influencing the country at large, while internal aspects are affecting its regions. Toward the end of the discussion, the report reveals some nega-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.