Научная статья на тему 'Роль торгово-промышленных палат в развитии региональных систем профессионального образования'

Роль торгово-промышленных палат в развитии региональных систем профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ / CHAMBERS OF COMMERCE (COCS) / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ТИПОЛОГИЯ ТПП / COC TYPOLOGY / ПОСРЕДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MEDIATION EFFORTS CARRIED OUT BETWEEN EMPLOYERS AND VOCATIONAL EDUCATION (VE) INSTITUTES / ДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DUAL-SECTOR TRAINING SYSTEM FOR VE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Сергей Валентинович, Тюличева Лидия Дмитриевна

Торгово-промышленные палаты (ТПП) включили проблемы развития профессионального образования в круг своих непосредственных интересов в период проявившегося дефицита квалифицированной рабочей силы на рынке труда, что совпало с активизацией государственной политики в области профессионального образования. При этом ТПП видят свою основную роль в реализации посреднической функции, согласовании интересов и практического участия в развитии региональных систем. Активность отдельных ТПП значительно различается, что позволяет разделить их на три группы: ТПП, не участвующие в процессах развития профессионального образования на соответствующей территории; ТПП, реализующие совместные проекты в области модернизации профессионального образования, но не играющие при этом ключевых ролей; ТПП, несущие основную нагрузку по реализации одного или нескольких важных проектов по модернизации системы профессионального образования в регионе. Новое направление развития региональных систем профессионального образования внедрение дуальной системы подготовки кадров. Дуальная модель профессионального образования предполагает, что образовательная организация осуществляет только теоретическое обучение, а практическая часть подготовки проходит на рабочем месте в условиях реального производства с преподавателями из числа опытных работников. Это предопределяет появление новой ниши деятельности ТПП. Последние должны сформировать единое информационное поле, организовать в региональном пространстве эффективное сотрудничество бизнес-структур и образовательных организаций в процессе дуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Сергей Валентинович, Тюличева Лидия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chambers of Commerce Around the World: Problems in the Development of Regionally-based Vocational Education Institutes

The article has investigated chambers of commerce (CoCs) around the world, claiming that they are facing a series of problems. These include, the critique observes, the development of regional vocational education (VE) institutes. The VE-related challenges generally reflect skilled-labor shortages and intensified state intrusion in the professional educational realm. The paper states that global CoCs view their principal role as conducting mediation; but they also coordinate regional-level interests such as participating in VE development. The research report subsequently highlights the individual CoCs, explaining how their activities can be divided into three primary functions: those involved in the development of VE strategies; those conducting joint projects (but playing no major role) aimed at modernizing VEs; and those tasked with one or more key projects related to the renovation of VEs at regional level. With respect to the initial function development of VE strategies the review claims that a 'dual-sector training system' (DSTS) is being introduced. The DSTS involves theoretical instruction at VE institutes and specialist instruction at workplaces. The blueprint states in the course of the discussion that a single information field must be formed for this niche CoC procedure. The information field, for its part, would organize efficient regional-level DSTS cooperation for prospective enterprises and for participating educational institutes.

Текст научной работы на тему «Роль торгово-промышленных палат в развитии региональных систем профессионального образования»

i Роль торгово-промышленных палат | в развитии региональных систем профессионального образования

Chambers of Commerce Around the World: Problems in the Development of Regionally-based Vocational Education Institutes

УДК 338.1:378

Кузнецов Сергей Валентинович

директор Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор

190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38

Kuznetsov Sergey Valentinovich

Institute of Regional Economic Problems of the Russian Academy of Science (RAS)

Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, 198013, Russian Federation

Тюличева Лидия Дмитриевна

ведущий научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук 190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38

Tyulicheva Lidiya Dmitrievna

Institute of Regional Economic Problems of the Russian Academy of Science (RAS)

Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, 198013, Russian Federation

Торгово-промышленные палаты (ТПП) включили проблемы развития профессионального образования в круг своих непосредственных интересов в период проявившегося дефицита квалифицированной рабочей силы на рынке труда, что совпало с активизацией государственной политики в области профессионального образования. При этом ТПП видят свою основную роль в реализации посреднической функции, согласовании интересов и практического участия в развитии региональных систем. Активность отдельных ТПП значительно различается, что позволяет разделить их на три группы: ТПП, не участвующие в процессах развития профессионального образования на соответствующей территории; ТПП, реализующие совместные проекты в области модернизации профессионального образования, но не играющие при этом ключевых ролей; ТПП, несущие основную нагрузку по реализации одного или нескольких важных проектов по модернизации системы профессионального образования в регионе.

Новое направление развития региональных систем профессионального образования — внедрение дуальной системы подготовки кадров. Дуальная модель профессионального образования предполагает, что образовательная организация осуществляет только теоретическое обучение, а практическая часть подготовки проходит на рабочем месте в условиях реального производства с преподавателями из числа опытных работников. Это предопределяет появление новой ниши деятельности ТПП. Последние должны сформировать единое информационное поле, организовать в региональном пространстве эффективное сотрудничество бизнес-структур и образовательных организаций в процессе дуального обучения.

Ключевые слова: торгово-промышленные палаты, профессиональное образование, типология ТПП, посредничество между работодателями и учреждениями профессионального образования, дуальная модель профессионального образования

The article has investigated chambers of commerce (CoCs) around the world, claiming that they are facing a series of problems. These include, the critique observes, the development of regional vocational education (VE) institutes. The VE-related challenges generally reflect skilled-labor shortages and intensified state intrusion in the professional educational realm. The paper states that global CoCs view their principal role as conducting mediation; but they also coordinate

regional-level interests such as participating in VE development. The research report subsequently highlights the individual CoCs, explaining how their activities can be divided into three primary functions: those involved in the development of VE strategies; those conducting joint projects (but playing no major role) aimed at modernizing VEs; and those tasked with one or more key projects related to the renovation of VEs at regional level. With respect to the initial function — development of VE strategies — the review claims that a 'dual-sector training system' (DSTS) is being introduced. The DSTS involves theoretical instruction at VE institutes and specialist instruction at workplaces. The blueprint states in the course of the discussion that a single information field must be formed for this niche CoC procedure. The information field, for its part, would organize efficient regional-level DSTS cooperation for prospective enterprises and for participating educational institutes.

Keywords: chambers of commerce (CoCs), vocational education, CoC typology, mediation efforts carried out between employers and vocational education (VE) institutes, dual-sector training system for VE

Основная задача торгово-промышленных палат (ТПП) заключается в содействии выработке консолидированной позиции отечественного предпринимательства по актуальным проблемам социально-экономической жизни страны. В 1990-е гг. молодой российский бизнес находился в стадии становления и его более всего интересовали вопросы оценки движимого и недвижимого имущества, поиска потенциальных партнеров, проведения экспертизы качества и комплектности получаемых товаров и оборудования и т. п. Поэтому в центре внимания ТПП находились вопросы информационной и юридической поддержки нарождавшегося предпринимательства.

Под этим же углом зрения рассматривались проблемы образования. Главная из них состояла в распространении знаний, необходимых для ведения предпринимательской деятельности. Изначально ТПП считали своим долгом содействовать развитию системы делового образования и участвовать в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области.

Территориальные ТПП и в настоящее время продолжают:

• изучать потребности бизнеса в деловом образовании, выявлять направления обучения;

• взаимодействовать с образовательными учреждениями в вопросах организации процесса обучения предпринимателей;

• контролировать и оценивать результаты делового образования.

С началом выхода экономики из системного кризиса внимание ТПП переключилось на проблемы рынка труда, а, следовательно, и на вопросы профессионального образования в более широком контексте.

В 2004 г. на заседании «Меркурий-клуба» на тему «Состояние рынка квалифицированного труда в сфере экономики» президент ТПП РФ Е. М. Примаков отметил, что предпринимательство должно активно участвовать в подготовке квалифицированных работников, финансировать образовательные программы и создавать профессиональные технические училища на базе предприятий [1].

ТПП, будучи по своей сути посредническими организациями, взяли на себя налаживание взаимодействия между работодателями и учреждениям профессионального образования. Использовались такие формы, как организация круглых столов, вынесение проблемы подготовки кадров на рассмотрение трехсторонних комиссий субъектов РФ и деловых клубов, функционирующих при региональных ТПП. Практиковалась организация «бирж контактов», где образовательные учреждения рассказывали о своих возможностях по подготовке кадров, а предприятия — о потребностях в рабочей силе и условиях найма.

Чем большее внимание проявляло государство к профессиональному образованию, тем более отчетливо формулировали свои задачи в этой области ТПП. В рамках реализации концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. и национального проекта «Образование» ТПП РФ признала целесообразным свое участие в таких направлениях, как профильное обучение старшеклассников, разработка системы оценки качества профессионального образования, рационализация профессиональной структуры подготовки специалистов, создание профессиональных и образовательных стандартов, прогнозирование потребностей в специалистах, а также законотворческая деятельность в сфере образования.

С тех пор развитие профессионального образования постоянно находится в поле зрения ТПП. Так, на заседании правления ТПП РФ, состоявшемся 17 июня 2010 г., было отмечено, что, учитывая озабоченность деловых кругов состоянием отечественного кадрового потенциала и его способностью реализовать планы по модернизации экономики страны, ТПП должны предпринять инициативные действия по продвижению в решении всех неотложных задач создания инфраструктуры непрерывного образовании и подготовки кадров [2].

Таким образом, ТПП становятся органичными элементами двух социальных институтов, действующих в сфере профессионального образования, — института государственно-общественного управления [3] и института государственно-частного партнерства [4].

ТПП — не единственные объединения работодателей, возложившие на себя этот круг функций. Проблемами кадрового обеспечения региональной экономики занимаются различные объединения работодателей, такие как Российский союз промышленников и пред-

принимателей, Союз работодателей, Союз товаро- ^ производителей и работодателей и др. Однако ТПП ^ позиционируют себя как организации, наиболее при- ^ способленные для решения задач обновления регио- ™ нальных систем профессионального образования. ^ Основные свои преимущества торгово-промыш- о ленные палаты видят в следующем. Они объединяют самый крупный сегмент работодателей страны.

1) В рамках ТПП объединены не только работодатели разных отраслей экономики, но и профессиональные сообщества различных уровней и форм собственности, профессиональные обучающие заведения, научные организации и общественные фонды, что позволяет самим палатам инициировать создание как экспертно-методических центров, так и органов и центров сертификации.

2) Отраслевое и территориальное ограничение деятельности ТПП препятствует распылению усилий и способствует их концентрации исключительно на конкретных отраслях местного рынка.

3) ТПП успешно участвуют в международном сотрудничестве с аналогичными структурами в других странах, что позволяет рассматривать их как потенциальные площадки для перевода на территорию региона и страны успешных международных систем развития профессиональных квалификаций [5]. Поэтому с точки зрения представителей этой общественной организации, есть все основания признать систему ТПП РФ наиболее оптимальной базой для формирования рынка профессиональных квалификаций и создания сети региональных институтов управления Национальной системой компетенций и квалификаций [6].

Типология торгово-промышленных палат по их роли в развитии региональных систем профессионального образования

Типология торгово-промышленных палат, осуществленная нами на базе изучения плановых и отчетных документов ТПП, включает в себя три группы.

В первую группу входят ТПП, в деятельности которых отсутствуют мероприятия, связанные с поддержкой развития профессионального образования. Вторую группу образуют ТПП, в деятельности которых присутствуют мероприятия, связанные с поддержкой развития профессионального образования, но как совместные проекты с другими организациями. Инициативы принадлежат скорее органам государственной власти, чем предпринимательскому сообществу и роль ТПП в реализации этих инициатив не является ключевой. В качестве рядовых участников межведомственных мероприятий по развитию среднего профессионального образования ТПП взаимодействуют с департаментами образования и науки, по труду и занятости населения, молодежной политики региональных и местных властей, а также департаментами социально-трудовых отношений и социального партнерства Федерации независимых профсоюзов России

Третья группа — это ТПП, несущие основную нагрузку по реализации одного или нескольких важных направлений модернизации региональных систем профессионального образования. Например, в Тамбовской области создано региональное агентство развития квалификаций, учредителями которого стали областная ТПП и управление образования и науки области. Соответственно, общественно-про-

^ фессиональная аккредитация основных профессио-^ нальных образовательных программ и сертификации ^ профессиональных квалификаций рабочих кадров осу-га ществляется Тамбовской областной ТПП. ^ Волгоградская ТПП стала пионером в оказании о такой услуги, как сертификация квалификаций. Важными направлениями ее деятельности являются также профессионально-общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организация стажировки для преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях региона.

ТПП Воронежской области курирует организацию эффективной деятельности учебного центра профессиональных квалификаций в области радиоэлектроники с учетом требований работодателей к материально-техническому оснащению, профессиональным компетенциям, содержанию образовательных программ и количественным потребностям в кадрах

ТПП, активно участвующие в формировании региональных систем профессионального образования, рано или поздно приходят к осознанию необходимости создания профильных комитетов, поскольку количество взаимодействующих субъектов весьма велико, а организация их взаимодействия весьма сложна. Приоритеты комитетов (так же, как и самих ТПП) определяются потребностями регионов. Это обусловлено как несходством ситуаций на региональных и локальных рынках труда, так и разными организаторскими возможностями различных ТПП.

Комитет по развитию профессионального образования и кадрового обеспечения ТПП Московской области совместно с профессиональным, предпринимательским и научно-педагогическим сообществом разработал концепцию формирования стратегического кадрового потенциала социально-экономического развития региона. Комитет по содействию профессиональному образованию Вятской ТПП считает одной из своих основных функций осуществление экспертизы проектов нормативных актов Кировской области по вопросам профобразования. Комитет по образованию и управлению человеческими ресурсами Алтайской ТПП уделяет значительное внимание проблемам добровольной сертификации персонала по профессиональным квалификациям.

Уровень внимания ТПП к проблемам профессионального образования определяется не только наличием в них профильного комитета. Например, в Самарской ТПП проблемы подготовки кадров рассматриваются на заседаниях комитета по промышленному развитию и высоким технологиям.

Ожидания общества относительно деятельности ТПП на благо развития региональных систем профессионального образования не в последнюю очередь связаны с координационной деятельностью, с умением привлечь все заинтересованные организации к дополнительной поддержке образовательных учреждений, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии. Общество ожидает от ТПП и других объединений работодателей активизации деятельности, направленной на формирование национальной системы оценки компетенций и квалификаций, которая обеспечит согласованность различных ведомств и организаций в рассматриваемом направлении [7]. Для этого необходимо осуществить разработку новых профессиональных стандартов — документов, раскрывающих с позиций объединений работодателей и/или профессиональных сообществ содержание профессиональной деятельности.

Участие ТПП в разработке новых профессиональных образовательных стандартов заключается главным образом в организации привлечения отраслевых объединений работодателей и профессиональных сообществ к созданию региональных профессиональных стандартов. С точки зрения обсуждения и выработки таких стандартов образцовую практику демонстрирует Московская ТПП.

Роль ТПП в развитии дуального образования

Новым направлением в развитии региональных систем профессионального образования является внедрение дуальной системы подготовки кадров. Активное участие в этой деятельности принимают ТПП. Решение данной задачи предполагает активное заимствование опыта Германии.

Дуальная модель профессионального образования предполагает, что образовательная организация осуществляет только теоретическое обучение, а практическая часть подготовки проходит на рабочем месте в условиях реального производства. При этом роли преподавателей отводятся наиболее опытным работникам.

Дуальная система базируется на инициативе и ответственности предприятий. Предприятие готовит инструкторов-наставников и мастеров, Преподавательский корпус системы профессионального образования формируется преимущественно из работников организаций-работодателей.

Кроме того, дуальная система предполагает исполнение торгово-промышленными и ремесленными палатами Германии ролей координаторов и экспертов. Прежде всего, гильдии, торгово-промышленные и ремесленные палаты отвечают за разработку регламентов обучения по профессии (аналог российских профессиональных стандартов). На основе регламентов создаются рамочные учебные планы (аналог российских федеральных государственных образовательных стандартов), а затем и образовательные программы.

Далее ТПП дают разрешение предприятиям на обучение, предварительно оценив соответствующие условия на предприятиях, а также формируют структуру контрольных цифр приема. ТПП также информируют население об имеющихся вакансиях на дуальное обучение, выдают направления на практику и направления на обучение в учебном заведении, осуществляют подбор экзаменаторов-практиков и контролируют исполнение законодательства на предприятиях, осуществляющих дуальную подготовку кадров.

При переносе немецкой практики на российскую почву возможно иное распределение ролей. Соответственно, за ТПП могут быть закреплены иные функции. Но уже первые шаги внедрения дуальной системы подготовки кадров обозначили важную роль российских ТПП.

В 2012 г. в Пермском крае началось осуществление проекта «Рабочие кадры „под ключ"». Он стал первой стадией апробации дуальной системы подготовки рабочих кадров в России. Инициатор проекта — Пермская ТПП — исполняла роль координатора. Поскольку данный проект рекомендован к внедрению и реализации во всех субъектах РФ, в перспективе многим региональным ТПП предстоит выполнять функции координаторов.

Что это означает практически? ТПП должна будет сформировать единое информационное поле и организовать в региональном пространстве эффективное

сотрудничество бизнес-структур и образовательных организаций. Эффективность обеспечивается высокой мотивацией участников проекта и наличием специальных алгоритмов их взаимодействий.

На стадии анализа потребности работодателей региона в рабочих кадрах на среднесрочную перспективу ТПП мотивирует работодателей к составлению запросов с указанием количества и специальности требуемых работников. Затем палата обрабатывает запросы, формируя специализированные отраслевые кластеры. При этом она стремится исключить внутреннюю конкуренцию между работодателями, участвующими в проекте.

На стадии размещения заказа в региональной системе профессионального образования ТПП помогает заказчикам (работодателям) подобрать подрядчиков (образовательные учреждения системы СПО). На стадии трудоустройства выпускников ТПП контролирует этот процесс, т. е. выступает гарантом трудоустройства.

Проект по внедрению элементов дуальной модели профессионального образования в Пермском крае «Рабочие кадры „под ключ"» (на 2012-2013 гг.) явился базовым для федерального проекта «Дуальное образование». Пермский край получил официальный статус региона-пилота в осуществлении проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Пермская ТПП в свою очередь получила статус оператора федерального проекта, координирующего взаимодействие власти, бизнеса и системы профобразования. Если 2 года назад в крае была заключена всего 1000 соглашений между предприятиями, учебными заведениями и учащимися, то в рамках нового проекта дуального образования имеется уже 6000 трехсторонних соглашений.

Участниками данного системного проекта по созданию современной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющих потребностям работодателей по качеству квалификаций и компетенций и количеству выпускников, необходимых экономике для повышения ее конкурентоспособности, стали Калужская, Ульяновская, Ярославская, Свердловская, Волгоградская, Московская и Нижегородская области, Красноярский и Пермский края, а также Республика Татарстан. Предполагается, что после внедрения немецкого опыта в данных регионах дуальная система подготовки кадров станет всероссийской.

В осуществлении данного проекта участвуют и немецкие ТПП. Осуществление в России программ дуального образования базируется на соглашениях Агентства стратегических инициатив и Российско-Германской внешнеторговой палаты. Иностранным партнером программы «Дуальная система подготовки кадров в Татарстане» является ТПП Баварии. В Самарской области будет реализоваться специальный проект Российско-Германской внешнеторговой палаты.

Внедрение технологий дуального образования предполагает дальнейшее развитие в России традиции опоры развития региональных систем профессионального обучения на деятельность ТПП.

Литература ^

1. Материалы заседания «Меркурий-клуба» на тему «Состояние < рынка квалифицированного труда в сфере экономики. В 0 чем нуждается и что может сделать российский бизнес, ™ работодатель?»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ^ http://www.tpprf.ru/ru/special/mercury-club/activ/2004-5/. о

2. Подготовка кадров для модернизации экономики»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vcci.ru/ merkuriy/article_detail.php?ID=16591.

3. Кузнецов С. В., Тюличева Л. Д. Становление государственно-общественного управления развитием региональных систем профессионального образования // Экономика и управление. 2014. № 2 (100). С. 67-72.

4. Кузнецов С. В., Тюличева Л. Д. Развитие института государственно-частного партнерства в процессе модернизации профессионального образования // Экономика и управление. 2014. № 3 (101). С. 53-58.

5. Тюрин С. Стандарты для профессионалов: Издание Торгово-промышленной палаты РФ от 4 октября 2013 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/3911.html.

6. Резолюция расширенного заседания Координационного совета Уральской системы компетенций и квалификаций «Система развития профессиональных квалификаций для инновационной промышленности Большого Урала» от 26 сентября 2013 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ocrpo-ural.ru/news/zasedanie-koordinatsionnogo-soveta-ural-skoy-sistemy-kompetentsiy-i-kvalifikatsiy-sistema-razvitiya-p/.

7. Резолюция Всероссийской конференции «Профессиональное образование: тренды, проблемы, актуальные задачи» (2829 августа 2013 г., Москва): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kas-7.ru/file/fcp/rezolucia-29-08-13.doc.

References

1. Session of "Mercury Club" on "The state of the market of skilled labor in the economy. What does Russian business, and the employer need, and what can they do?" Chamber of Commerce of the Russian Federation. 2004. Available at: http://www.tpprf.ru/ru/special/mercury-club/activ/2004-5/. (in Russ.).

2. Personnel training for economic modernization. Vyatka Chamber of Commerce. 2010. Available at: http://www.vcci.ru/ merkuriy/article_detail.php?ID=16591. (in Russ.).

3. KuznetsovS. V., Tyulicheva L. D. Stanovlenie gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya razvitiem regional'nykh sistem professional'nogo obrazovaniya [Formation of state-public development management system in the Russian Federation: Regional systems of vocational education]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 2 (100), pp. 67-72.

4. Kuznetsov S. V., Tyulicheva L. D. Razvitie instituta gosudar-stvenno-chastnogo partnerstva v protsesse modernizatsii pro-fessional'nogo obrazovaniya [Modernization of Russian professional education: Development of public-private partnerships]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 3 (101), pp. 53-58.

5. Tyurin S. Standards for professionals. Torgovo-promyshlennye vedomosti, October 4, 2013. Available at: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/3911.html. (in Russ.).

6. Resolution of the extended meeting of the Coordinating Council of the Ural system of competences and qualifications "System of professional qualifications development for the innovative industry of the Great Urals", September 26, 2013. Available at: http://ocrpo-ural.ru/news/zasedanie-koordinatsionnogo-soveta-uralskoy-sistemy-kompetentsiy-i-kvalifikatsiy-sistema-razvitiya-p/. (in Russ.).

7. Resolution of the All-Russian Conference "Vocational education: trends, problems and urgent tasks", Moscow, August 28-29, 2013. Available at: http://kas-7.ru/file/fcp/ rezolucia-29-08-13.doc. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.