Научная статья на тему 'Кластерный подход к развитию образовательных систем'

Кластерный подход к развитию образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПАРТНЁРСТВО / CLUSTER / CLUSTER APPROACH / EDUCATION DEVELOPMENT / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамова Татьяна Ивановна

Теоретические основы кластерного подхода, разработанные учёным-практиком, профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером, а также его методика мониторинга оценки конкурентоспособности систем. Попытка разработки метода применительно к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster Approach Towards The Development Of Educational Systems

In the early 70s of the last century, the world began to search for ways to increase the competitiveness of economic development. Michael Porter, a professor at Harvard Business School, became the leading scholar in this field. The practical scientist developed the theoretical foundations of the cluster approach, as well as the methodology for monitoring the assessment of the competitiveness of systems. Attempt to develop a method applied to education.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к развитию образовательных систем»

Методология ОБРАЗОВАНИЯ

УДК371

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД к развитию образовательных систем

Татьяна Ивановна Шамова

Понимая, что развитие инновационной системы невозможно без знаний и лидеров, М. Портер разработал учебный курс «Стратегия управления бизнесом», на базе Гарвардской школы бизнеса и Гарвардского университета создал Институт изучения стратегии и конкурентоспособности, которым и осуществляет руководство.

К настоящему времени теоретические аспекты кластерного подхода достаточно подробно разработаны. В Интернете можно найти множество статей по этой тематике, но, к сожалению, большинство из них носит описательный характер и страдает от недостатка опыта практической реализации кластерных проектов. В России многими кластерный подход воспринимается как что-то эфемерное, применяемое исключительно за рубежом. Полностью отсутствует раскрытие возможностей участия образовательных учреждений (школ) в инновационных проектах с использованием кластерного подхода.

• кластер • кластерный подход • развитие образования • партнёрство

Я

ставлю перед собой небольшую задачу — сделать попытку привлечь научных, практических работников и органы управления к использованию ведущего современного инновационно -го подхода к повышению конкурентоспособности образования.

Дадим вначале общую характеристику кластерному подходу. В рассмотрении этих вопросов мы опирались на материалы, взятые в Интернете и адаптированные к образованию.

Кластер — ячейка (образования, экономики и т.д.)

Кластер — организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ. Объединение субъектов должно проходить на основе взаимодополнения опыта и научных наработок.

Для решения вопроса о создании кластера необходимо иметь аналитическую информацию о каждом будущем субъекте этой системы, а именно: ценности, цели, содержание образования, технологии, научный и практический потенциал основного ресурса — человеческого, смотивированность коллектива на использование и дальнейшее развитие инноваций, мобильность персонала для использования и распространения лучших достижений, особенности управления.

Цель кластера — целенаправленное развитие одной из научных или практических проблем путём стимулирования одновременно группы направлений, связанных непосредственно с разработкой качества конкретного продукта.

Особенности кластера

1. Наличие организации-лидера, определяющей инновационную стратегию всей системы.

2. Территориальная локализация основной массы субъектов деятельности.

3. Устойчивость интегративных связей участников кластерной системы.

4. Долговременная координация взаимосвязей субъектов системы в рамках единой программы, инновационных процессов, систем управления, контроля качества и т.д.

5. Обязательное участие в кластере административных структур.

6. Ориентация продукции кластеров на использование другими системами образования.

Преимущества кластеров

1. Кластер позволяет выявить проблемы и сильные стороны соответствующего направ-

ления в образовании. Полученная информация анализируется и является исключительно важным обоснованием для дальнейшего правильного выбора средств развития образования властными структурами. Важно то, что в условиях функционирования кластера информация о состоянии дел наиболее объективна за счёт рефлексии деятельности и её результатов в каждом кластере.

2. Участие административных структур

в работе координационных органов кластера представляет органам власти возможность принятия организационных и экономических решений.

3. С помощью кластеров органы управления могут более эффективно использовать опыт и результаты исследований для развития образования в регионе, т.е. кластерный подход позволяет органам управления использовать конкретный инструментарий эффективного взаимодействия внутри системы, глубже понимать проблемы, осуществлять научно обоснованное планирование развития региона.

4. Всё это подтверждает мысль о том, что кластеры имеют, во-первых, большую научную значимость, позволяя системе получить новое синергетическое качество

за счёт интеграции, во-вторых, практически повысить конкурентоспособность системы, в-третьих, имеют и политическую значимость, так как их деятельность направлена на повышение конкурентоспособности образования, являющегося основным фундаментом, обеспечивающим подготовку научных и профессиональных кадров.

Однако следует учесть, что кластеры могут дать реальный результат через 5—6 лет. Одним из важнейших условий является наличие региональной стратегии, ибо развивать кластеры в отрыве от направлений развития образования в регионе нельзя.

Вывод: Региональные стратегии образования и стратегии развития отдельных кластеров должны быть взаимно согласованы.

МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Недостатки кластеров

1. Малые организационные формы развиваются чаще всего за счёт использования своих индивидуальных возможностей. Сотрудничество с конкурентами для них может быть опасным, потому что оно требует более высокого уровня стратегического мышления руководителей малых организаций. Поэтому им нужно решать, до какой степени они готовы идти на длительное тесное сотрудничество, какие знания они могут внести со своей стороны в общее развитие кластера.

2. Есть опасность утраты самостоятельности в управлении для проведения самостоятельной линии поведения как в инновациях, так и

в освоении новых технологий.

Поэтому успешность реализации проектов в кластерах возможна при наличии региональной стратегии, и они должны быть взаимно согласованы.

Пример. Институтом им. Баумана разработана программа «Шаг в будущее». Именно её реализация положила начало развитию интегра-тивных образовательных систем.

Они выделили ряд актуальных проблем и создали следующую структуру: в каждом регионе России создаются кластеры, куда входят: школы, вузы, центры молодёжного творчества, колледжи, НИИ, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также работники органов управления образованием, наукой, молодёжной политикой.

Работой всех кластеров как целостной системой управляет Центральный совет программы. Естественно, что кластеры в регионах создаются с учётом взаимодополняющих структурных подразделений.

В результате за последние годы получены новые научные и практические данные:

• системная разработка всегда даёт новый ин-тегративный результат;

• идёт процесс взаимного обогащения и развитие всех подразделений кластера;

• одновременно осуществляется развитие производства, образовательных структур;

• идёт процесс обратного влияния на кластеры, особенно на образовательные структуры, через

заказ удовлетворения новых требований к направленности и профессиональной подготовке специалистов; НИИ получают заказы на разработку новых тем и т.д.

Под кластерным подходом к развитию образования мы имеем в виду взаимо- и саморазвитие подразделений в процессе работы над проблемой, осуществляемое снизу на основе устойчивого партнёрства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом.

Реализация кластерного подхода приводит к получению нового качественного результата за счёт интеграции усилий.

ТГ «

Кластерный подход реализуется на практике в процессе осуществления кластерных организационных технологий.

По своей сути, это известные технологии проектного подхода к управлению.

В качестве разделов проекта деятельности кластера можно выделить следующие: организационная структура кластерной технологии; выбор проблемы и обоснование её актуальности; подбор структурных подразделений кластеров; выделение конкретных подпроблем для каждого из участников кластера; анализ состояния их решения каждым участником; определение методов и форм исследования системы показателей оценки эффективности и качества результатов работы; определение форм осуществления партнёрства; мониторинг и обобщение результатов работы.

Можно привести только один пример попытки образовательного учреждения реализовать кластерный подход на практике.

Школа № 354 г. Москвы избрала

ТГ «

тему: «Кластерный подход в развитии экологической культуры школы». Структурными подразделениями кластера являются: школа № 354, кафедра управления развитием школы МПГУ,

Ведущее условие обеспечения конкурентоспособности управление образованием с опорой на кластерный подход, при котором сочетается инициатива образования и власти

группа преподавателей университета им. Баумана, медицинское учреждение, управа. Разработана программа работы кластера, определены качественные показатели. Предполагается начать работу в наступающем учебном году.

Основным показателем конкурентоспособности образования является его качество, которое зависит от ведущих факторов и условий.

Кластерный подход в образовании — важнейший путь повышения его конкурентоспособности, потому что:

• при кластерном подходе разработка конкретной проблемы распределяется между всеми участниками кластера;

• опора на развитие потенциальных возможностей каждого участника образовательной программы за счёт взаимодействия и интеграции усилий всех на основе партнёрства;

• высокую конкурентоспособность образования могут обеспечить не отдельные образовательные учреждения (пусть даже достигшие высокого уровня качества образования), а кластеры субъектов, задействованные на образование, связанные между собой решением конкретного аспекта национальной проблемы.

Инновационный характер кластерного подхода связан прежде всего с взаимо- и саморазвитием на основе осуществления устойчивого партнёрства. Для успешности практического использования кластерного подхода в образовании необходимо разработать методологию и обосновать кластерные организационные технологии. НО

Cluster Approach Towards The Development Of Educational Systems

Tatiana I. Shamova

Abstract. In the early 70s of the last century, the world began to search for ways to increase the competitiveness of economic development. Michael Porter, a professor at Harvard Business School, became the leading scholar in this field. The practical scientist developed the theoretical foundations of the cluster approach, as well as the methodology for monitoring the assessment of the competitiveness of systems. Attempt to develop a method applied to education.

Keywords: cluster, cluster approach, education development, partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.