Научная статья на тему 'К вопросу о региональном высшем образовании в современной России'

К вопросу о региональном высшем образовании в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / THE INTERACTION OF EDUCATION AND SCIENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATION CLUSTER / ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР / A CLUSTER OF INDUSTRY / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ КЛАСТЕРА / THE SYSTEM OF RELATIONS WITHIN THE CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палий И. Г.

В статье рассматриваются проблемы перспективного развития высшего образования на основе образовательных кластеров в связи с усложнением современных рыночных отношений в России. Основное внимание уделяется роли компетентностного подхода в процессе подготовки выпускников вузов. Показано, что оптимальной основой для осуществления этого подхода является именно образовательный кластер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF REGIONAL HIGHER EDUCATION IN MODERN RUSSIA

The article studies the problem of long-term development of higher education on the basis of educational clusters due to the increasing complexity of modern market relations in Russia. The focus is on the role of the competence-based approach in the preparation of graduates. It is shown that the optimal basis for the implementation of this approach is that it is educational cluster.

Текст научной работы на тему «К вопросу о региональном высшем образовании в современной России»

УДК: 378.1 ББК: 74.58

Палий И.Г.

К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

Palyi I.G.

THE PROBLEM OF REGIONAL HIGHER EDUCATION IN MODERN RUSSIA

Ключевые слова: компетентностный подход, взаимодействие образования и науки, образовательный кластер, отраслевой кластер, система отношений внутри кластера.

Keywords: competence approach, the interaction of Education and Science, Education Cluster, a cluster of industry, the system of relations within the cluster.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы перспективного развития высшего образования на основе образовательных кластеров в связи с усложнением современных рыночных отношений в России. Основное внимание уделяется роли компетентностного подхода в процессе подготовки выпускников вузов. Показано, что оптимальной основой для осуществления этого подхода является именно образовательный кластер.

Abstract: the article studies the problem of long-term development of higher education on the basis of educational clusters due to the increasing complexity of modern market relations in Russia. The focus is on the role of the competence-based approach in the preparation of graduates. It is shown that the optimal basis for the implementation of this approach is that it is educational cluster.

Одной из серьёзных проблем развития отечественной экономики, всей страны в целом является проблема состояния высшего образования, в особенности обширного регионального его сектора. Очевидно, что рынок труда и система образования должны находиться в процессе постоянной взаимообусловленности. Более того, вузы наряду с предприятиями должны иметь статус полноправных субъектов в процессе формирования самого рынка труда в стране. Отсюда - главной целью вузов должен стать выпуск тех специалистов, которые действительно востребованы на рынке труда сегодня, но, что особенно важно, вузы должны обучать тех, кто будет востребован завтра. А это означает, что программы подготовки бакалавров и магистров в современных вузах России должны содержать в себе как традиционные, так и инновационные, перспективные составляющие.

В последнее десятилетие высшая школа России всё чаще старается решать проблемы образования и подготовки выпускников в контексте Болонского процесса. Исходя из требований последнего, российские вузы должны основываться в своей работе на так называемом компетентностном подходе. И как подчёркивает Н.А.Селезнёва, «использование подобного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий».1 Выра-

1 Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. - 2004, № 4.- С. 25.

ботка компетенций у выпускников вузов, таким образом, является едва ли не наиболее перспективно выраженной стратегией развития современного образования. Тем более, что наличие компетенций у нового поколения работников, по мнению Международной организации труда, должно стать их неотъемлемым профессиональным качеством.

Ядром компетентностного подхода должно стать обретение работником таких способностей, на основании которых он сможет перестраиваться и включаться в различные виды труда. Исходя из этой задачи, сам процесс обучения в вузе должен опираться, как минимум, на две основные компоненты. С одной стороны, современный студент должен в процессе обучения осваивать новое информационное поле, которое само строится на необходимом взаимодействии образования и достижений науки. А с другой стороны, сами обучающие программы должны включать в своё содержание ярко выраженную «проблемную компоненту», так как только при умении решать теоретические проблемы выпускник сможет справляться с профессиональными проблемами в процессе реального производства. Но именно эта способность даёт возможность специалисту включать себя в систему конкурентных отношений на рынке труда. Не случайно С.Меркулова отмечает, что «студент должен осознать постановку проблемы, оценить новый опыт, самостоятельно контролировать эффективность собственных действий, то есть проявлять свою компетентность, которая представляет собой сложный синтез когнитивного, практического и личного опыта. Компетентность...связана с

его творческим потенциалом».

Следует отметить, что современная высшая школа в России должна быть озабочена ответственностью перед своими выпускниками в том, что должна наделять их профессиональными навыками. Не менее важной, а нередко и более важной задачей, которая стоит перед высшей школой сегодня, - это научить будущего специалиста «умению жить в обществе». А последнее связано со сложнейшей целью вуза - способствовать созданию человеческой личности, которая должна быть наделена безусловным чувством ответственности перед другим человеком и обществом за результаты своего труда. В связи с этим вузы должны осознанно подходить к процессу обретения обучающимися социально-коммуникативной компетенции. Ведь Россия - сложный социальный организм, где исторически переплелись и продолжают взаимодействовать различные этносы, культуры, языки и религии. Выпускник современного вуза должен обладать и социально-политической компетенцией, которая является стержнем самостоятельного выбора гражданской позиции человека, живущего в обществе. А это означает способность к участию в совместном с другими людьми принятии как профессиональных, так и прочих решений; готовность принимать любые решения исключительно рациональным, ненасильственным и не агрессивным способом.

Следовательно, сегодня перед вузами России стоит очень сложная задача модернизации всего обучающего процесса. И решение этой задачи связано с изменением стратегии не только всей системы образования, но и стратегии управления ею на государственном уровне. Не случайно В. Шудегов, настаивающий на необходимом инновационном пути развития страны в целом, подчёркивает зависимость этого пути от процесса глубокой интеграции науки и высшей школы. Но сам процесс интеграции вуза и науки в России сегодня находится в зачаточном состоянии. И самым первым решением на этом пути должно явиться, как считает В.Шудегов, ускорение нормативно правового обеспечения самого процесса интеграции науки, образования, бизнеса и промышленности. Основой для принятия правовых инициатив на эту тему, несомненно, может служить «Стратегия модернизации содержания общего образования», разработчики которой уже более 10 лет назад были уверены в том, что систему отечественного образования следует развивать как «новую систему универсальных знаний, умений,

навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», что её необходимо выстраивать как систему современных ключевых компетен-ций.2

Несмотря на различные точки зрения, встречающиеся в научной литературе последних лет по вопросу компетентностного подхода обучения в вузе, тем не менее можно выделить главное отличие этого подхода от традиционного, а именно: выпускник должен обладать способностью самостоятельно реа-лизовывать на практике обретённые навыки и умения. Очевидно, что в этой связи современная высшая школа России должна разрабатывать не только новые технологии получения знаний студентом, но и новые технологии, обучающие его применять эти знания. Задача сама по себе сложная. Но решение её усугубляется еще и необходимостью выработки каждым вузом определённых стратегий в контексте развития самостоятельной конкурентоспособности на рынке так называемых образовательных услуг. А вот решение этой задачи оказывается практически невозможным делом, если вуз не учитывает определённую среду, в рамках которой он выполняет свою образовательную и научную деятельность. Современный рынок, в том числе и рынок образовательных услуг, диктует любому вузу извне необходимое решение следующих задач: с одной стороны, это «позиционирование вуза, его сегментирование», а с другой - «продвижение на рынке образовательных услуг». Если мы говорим сегодня об успешном решении этих задач применительно к высшей школе современной России, то мы должны чётко представлять себе, что это возможно прежде всего при условии наличия «качественно однородных свойств среды, в рамках которой функционирует вуз».3

Таким образом, многие проблемы современного вузовского образования в принципе можно решить при условии наличия определённой гомогенной среды, в которой вузы только и могут сегодня существовать. Многие аналитики склоняются к выводу о том, что относительно равными условиями функционирования вузов может быть образование системы кластерных отношений.

Само понятие «кластер» - относительно новое в нашем современном языке. Тем не

1 Меркулова С. Проблема оценки качества подоготовки: компетентностный подход // Высшее образование в России. - 2007, № 8. - С. 129.

Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001. - С. 6.

3 Волгина С.В. Управление ключевыми компетенциями в системе мер обеспечения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг: диссертация ...кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону. 2009. - С. 226.

менее, как отмечает Соколова Е.И., опираясь при этом на определённый источник, «слово «кластер» восходит к английскому слову cluster, clustre, clyster, означающему в переводе пучок, гроздь, куст, общий двор и окружающие его дворовые постройки» . Вместе с тем, известно, что этот термин ввел в научный обиход М. Ю.Портер (Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990, вышедшей на русском языке в 1993 г. как: Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран).

М.Ю. Портер, в частности, писал: «Кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».2 Портер пришёл к выводу, что жизнестойкость любой компании или предприятия зависит как от конкурентного климата внутри кластера, равно как и от её конкурентов во внешнем экономическом окружении. Здесь следует заметить, что Портер считал возможным объединять в кластер лишь несколько субъектов, имеющих относительно близкое территориальное расположение друг к другу. Сегодня не имеет значения, на каком расстоянии, в каких регионах могут располагаться субъекты, комплектующие собой кластер. И в достаточной мере распространённым сегодня является термин «отдалённый кластер».

Известно, что на Западе понятие «кластер» в применении к осуществлению процесса образования используется уже более двадцати лет. И образовательные кластеры существуют сегодня во всех развитых странах.

В условиях нынешних преобразований социально-экономической жизни России не последнюю роль должна занимать сфера образования, в особенности высшие учебные заведения. В настоящее время мы находимся в серьёзном противоречии, сутью которого является несоответствие рынка образовательных услуг и рынка трудовых ресурсов. А это означает, что сфера образования и сфера современного производства не скорректированы в единой системе взаимоотношений, и во многом существуют как самостоятельные миры. При этом очевидно, что тесное взаимо-

1 Меркулова С. Проблема оценки качества подготовки: компетентностный подход [Текст] / С. Меркулова. Высшее образование в России. - 2007, №8. - С. 34-51.

2 Международная конкуренция: Конкурентные

преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. - С. 113.

действие вузов и производственных предприятий, различных фирм, банковской сферы и общественных учреждений есть главное условие развития современного развитого общества. Именно такое тесное взаимодействие образовательной системы, с одной стороны, и всех тех, кто нуждается в выпускниках высшей школы, с другой - должно представлять собой единую систему, в которой только и возможно продвижение новых технологий в сферу производства, а, главное, - подготовка новых квалифицированных специалистов. Следует подчеркнуть в этой связи, что особую роль образовательные кластеры могут сыграть именно в региональной экономике России, так как взаимодействие местных вузов и местных предприятий может создать условия периодического оживления и взаимного стимулирования как сферы образования, так и сферы производства. При этом кластерная система взаимодействия удобна тем, что она не имеет жесткой структуры, так как на протяжении времени с необходимостью может менять состав партнёров без ущерба для работы кластера.

Наличие образовательных кластеров в регионах могло бы изменить нынешнюю ситуацию, при которой, как считает Н.А. Лихачёва, сегодня «большинство учебных заведений скорее удовлетворяет наличием мест в вузах потребности населения, нежели потребности национальной экономики., и по этой причине в целом по стране около трети выпускников вузов работают не по специальности, а на переподготовку специалиста тратится ежегодно по 250 млрд. рублей».3

Вместе с тем, сегодняшние российские вузы испытывают ежегодно нарастающее напряжение в связи с условиями обострения конкуренции на рынке образовательных услуг по причине демографического спада. И, кроме того, для самой системы российского образования всё более острой становится проблема привлечения дополнительных финансовых источников с целью поступательного развития и интеграции в международное образовательное пространство.

Очевидно, что для повышения статуса вуза ему необходимо менять как тактику, так и стратегию. Современный вуз может составить конкуренцию другим и тем самым быть успешным на рынке образовательных услуг только при условии выполнении двух основных условий. Во-первых, вуз должен быть ориентирован на выпуск особых, по возмож-

Лихачёва Н.А. Особенности процесса формирования отраслевого образовательного кластера в регионе. / Н.А. Лихачева. Вестник КГТУ, 2010, № 2. -Режим доступа: http://edu.znate.ru/docs/14/index-187383.html (19.10.2015)

ности, уникальных специалистов, а во-вторых, вуз должен удовлетворять потребности региональных предприятий в их специалистах. Не случайно кластерная система рассматривается сегодня даже государственными органами как один из инструментов, на основе которого может совершить определённый прорыв в развитии современной российской экономики. Тем более, что в ряде регионов страны образовательная кластерная система уже апробирована, и весьма успешно.

При организации работы образовательных кластеров следует помнить о том, что кластер - прежде всего целостное пространство, состоящее из различных, но связанных воедино компонентов, - экономического, социального и образовательного.

Вместе с тем, в основу осуществления кластера должен быть положен ряд принципов.

Во-первых, все подразделения, или структурные компоненты кластера должны представлять собой ответственных в равной мере субъектов-партнёров. Следовательно, здесь нет главных, или навязывающих свои условия работы другим структурных подразделений. Каждый участник кластерных отношений может лишь предлагать осуществление практических шагов на взаимовыгодных условиях.

Принцип второй. Объединения кластерного типа могут возникать при участии региональной власти или администрации. Но, как правило, такие объединения должны возникать на неформальной и добровольной основе. Инициатива самих вузов здесь может сыграть весьма продуктивную роль.

Принцип третий. Роль вуза в кластере должна сводиться к тому, чтобы производить востребованных на рынке труда выпускников, освоивших программу подготовки как «репродуктивного» типа, так и программу «продуктивного» типа. Первый тип программы предполагает овладение выпускником вуза теоретической подготовкой и навыками в уже имеющих место знаниях и умениях, которые необходимы любому выпускнику вуза для осуществления профессиональных функций. Второй тип программы предполагает выработку у обучающегося в высшей школе исключительно креативных навыков его мышления, так как именно способность к генерации новых идей - неотъемлемое требованием к современному специалисту. Понятно, что программы второго типа должны по преимуществу вытеснять в вузе программы первого типа. Хотя сегодня мы видим в высшей школе в основном традиционный тип подготовки выпускников. Между тем, следует особое внимание уделять выработке именно иннова-

ционных программ в высшей школе. А они должны иметь не только актуальный материал всех читаемых в вузе курсов, но, что важнее -ярко выраженную проблемную составляющую. Обучение творческому мышлению может иметь смысл только в постоянном возбуждении у студентов любопытства и интереса. А это, в свою очередь, возможно только при проблемном подходе взаимодействия со студентами.

Процесс обучения должен способствовать обретению студентом, кроме профессиональных знаний, и гражданского мировоззрения. Так, если проблема развития страны и общества начинает волновать как личная проблема, то человек с необходимостью ищет пути для её решения. Именно в связи с этим обучающие программы вузов должны содержать в себе проблемные стержневые основы на протяжении всего обучения. Понятно, что последнее зависит целиком и полностью от способного, талантливого преподавателя. А это, кроме всего прочего, одна из основных проблем внутренней жизни современных региональных вузов России. Они в большой степени должны быть озабочены сегодня и собственным кадровым вопросом.

Хочется выделить и ещё один принцип, который должен быть заложен в фундамент формирования кластера. Здесь нужно подчеркнуть, что главным, сущностным является не столько структура кластера и количество субъектов взаимодействия, сколько сами отношения между ними, качество взаимодействия. Последнее означает чёткую выраженность и понимание общей цели взаимодействия внутри кластера. Это можно отнести к тактическому регулированию отношений внутри кластерной системы. Но не менее важным становиться понимание целей и задач кластерной системы образования, которые со всей ответственностью перед обществом она должна осуществлять. В данном случае, это относится к стратегическому регулированию жизнедеятельности кластера. Только при сохранении этого сложного характера кластерной системы она сама окажется вполне живой, динамичной, готовой к мобильным изменениям как внутри себя, так и в процессе связей с обществом, и, прежде всего, на региональном уровне.

Некоторые аналитики полагают, что региональные образовательные кластеры могут развиваться на основе так называемых отраслевых кластеров, которые представляют собой взаимодействие различных компаний, как отраслевых, так и смежных. Все эти компании могут соединять неформальные конкурентные

отношения между ними. 1 Кстати сказать, именно создание отраслевых кластеров может решить профессионально ориентационную задачу вуза, так как именно прочная связь со школой, колледжем и предприятием позволит вузу пополнять состав своих абитуриентов. Кроме того, именно отраслевые кластеры могут насыщать рынок труда востребованными специалистами, с одной стороны, и позволяют повышать уровень подготовки работников самих отраслевых предприятий, с другой. А для вузов в этой ситуации есть уже своя выгода в возможности проведения наличной практики для студентов.

Итак, основными структурными составляющими образовательного кластера могут быть: вуз, связанные с ним школы, техникумы и колледжи, а также предприятия базовой направленности, фирмы, иные общественные организации (причём мы ранее отмечали, что состав предприятий может меняться в связи с развитием и изменением самого вуза). Подчеркнём, что отношения внутри кластера должны быть основаны на обоюдном партнёрстве, совместном творчестве и договорном финансировании.

Именно поэтому, образовательные стандарты вузов должны иметь некоторую свободу изменения, так как обязаны будут учитывать специфику потребностей в специалистах не только конкретного предприятия, но и региона в целом. Нельзя построить рынок на жёстких стандартах, спускаемых министерством образования, так как такого рода стандарты никак не учитывают необходимость конкуренции между вузами.

Именно поэтому одной из основных целей создания вузовского кластера должно стать повышение и развитие инвестиций. Понятно, что в этой связи вузы должны предлагать для обучения будущих специалистов инновационные программы, априорно учитывающие перспективы роста и развития предприятий региона. Последняя задача должна, в свою очередь, стимулировать профессиональное развитие и преподавателей в вузе, в особенности их творческую научную составляющую. Специалисты считают, что в 24 регионах нашей страны сложились и успешно работают порядка 120 инновационных центров. И всё же для современной России это лишь капля в море. Жизненно необходимым для нас сегодня являются наращивание темпов развития отечественной науки и организация любых условий для ускоренного вызревания

1 Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона [Электронный ресурс] / Ю.А. Арутюнов. - Режим доступа: http:// www.koet. syktsu.ru/vestnik/2008/2008-4/1/1 .htm (19.10.2015).

национального интеллектуального слоя - носителей инновационных, креативных и действительно продуктивных знаний. И как подчёркивает В.Шудегов: «Требуется совершенствовать порядок формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения.Следует определить меры государственной поддержки и развития центров трансферта технологий.. , высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов».2

В развитых странах сегодня в большинстве вузов происходит стимулирование роста и развития интеллектуального потенциала выпускников, которые успешно реализуясь на практике, пополняют собой численность креативного класса современного общества. Сегодня доля творчески мыслящих и высоко образованных людей в развитых странах сотав-ляет примерно 25—30 %. от числа взрослого населения.

В России всё еще отстает в своем развитии и нормативно-правовое обеспечение интеллектуальной деятельности. Сюда же можно отнести и такой сектор, как зарабатывание денег региональными вузами за счёт разработки «хозрасчётной» тематики. Из этого сектора, к слову сказать, совершенно выпадают гуманитарные фундаментальные науки. Хотя именно эти науки имеют непосредственное отношение к стимулированию в немалой степени продуктивного сознания молодых учёных. Кроме того, ни в коем случае не следует списывать со счетов, что действительно ответственным специалистом может стать только человек, обладающий ярко выраженными личностными качествами. А формированию личности в студентах вузов могут способствовать именно гуманитарные и общественные науки.

Итак, в основе университетского отраслевого образовательного кластера должен применяться принцип объединения по вертикали: средняя общеобразовательная профильная школа - отраслевые средние специальные учебные заведения - вуз - отраслевые предприятия и организации. Это позволит не только сформировать единое образовательное пространство и создать максимально благоприятные условия для подготовки высококвалифицированных специалистов, но и стимулировать развитие по-настоящему современной, конкурентно способной отечественной экономики.

2 Шудегов В. Инновационный путь развития возможен только при глубокой интеграции отечественной науки и высшей школы. [Электронный ресурс] / В. Шу-дегов. Наука и технологии России. - Режим доступа: http: www.strf.ru//materiaLaspx?Catalogld=221&d

(19.10.2015).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арутюнов, Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона - [Электронный ресурс] / Ю.А. Арутюнов. - Режим доступа: http:// www.koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-4/1/1.htm. [19.10.2015]

2. Волгина, С.В. Управление ключевыми компетенциями в системе мер обеспечения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг: дис. ... канд. экон. наук [Текст] / С.В. Волгина. - Ростов-н/Д., 2009. - 159 с.

3. Лебедев, Н.Б. Система образования в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и тенденции развития - [Электронный ресурс] / Н.Б. Лебедев. - Режим доступа: http: //www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1941 [19.10.2015]

4. Лихачёва, Н.А. Особенности процесса формирования отраслевого образовательного кластера в регионе - [Электронный ресурс] / Н.А. Лихачева // Вестник КГТУ. - 2010. - № 2. - Режим доступа: http://edu.znate.ru/docs/14/index-187383.html [19.10.2015]

5. Лобовская, Т.А., Молочников Н.Р., Дедкова И.Ф. Реформа системы высшего образования: преимущества и недостатки - [Электронный ресурс] / Т.А. Лобовская, Н.Р. Молочников, И.Ф. Дедкова. - Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4048 [19.10.2015]

6. Меркулова, С. Проблема оценки качества подготовки: компетентностный подход [Текст] / С. Меркулова // Высшее образование в России. - 2007. - №8. - С. 34-51.

7. Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика [Текст] / Н.Г. Милорадова. - М., 2010. - 423 с.

8. Павлова, Е.Л. Человек современный: автономность или фокус чужих интересов (гносеологический аспект) [Текст] / Е.Л. Павлова // Вестник Волжского государственного университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 [18] - С. 241 - 250.

9. Палий, И.Г. Некоторые особенности проявления современной глобализации [Текст] / И.Г. Палий // Вестник Волжского государственного университета имени В.Н. Татищева. - 2015. -№ 2 [18]. - С. 250 - 255.

10. Портер, М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран [Текст] / М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993. - 498 с.

11. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст]. - М., 2001. - 168 с.

12. Селезнёва, Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект [Текст] / Н.А. Селезнева // Высшее образование сегодня. - 2004. - №4. - С. 67-79.

13. Сергеев, А.Л. Реформа образования в России: проблемы и перспективы - [Электронный ресурс] / А. Сергеев. - Режим доступа: https://eot.su/node/14936 [19.10.2015]

14. Силантьева, М.В. Проблемы современного российского образования как одного из компонентов стратегии "мягкой силы" [Текст ] / М.В. Силантьева // Национальное и транснациональное в развитии высшей школы. Материалы всероссийской научно-методической конференции, посвященной 80-летию НИВИТа - НИИЖТа - СГУПСа. - Новосибирск: СГУПС, 2012. -С. 18-22.

15. Смирнова, Т.В. Роль российского образования в современных условиях - [Электронный ресурс] / Т.В. Смирнова. - Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/ 99999999_West_2010_3(2)/39.pdf [19.10.2015]

16. Щепакин, К.М., Жукова Н.В. Формирование образовательных кластеров региона [Текст] / К.М. Щепакин, Н.В. Жукова // Известия Тульского государственного университета. -2013.- № 3.- С. 71-80.

17. Шудегов, В. Инновационный путь развития возможен только при глубокой интеграции отечественной науки и высшей школы - [Электронный ресурс] / В. Шудегов // Наука и технологии России. - Режим доступа: http: www.strf.ru//material.aspx?Catalogld=221&d [19.10.2015]

18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.