УДК / UDC 338.436.33-025.27:631.155:658.5(470.41)
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПОДСИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА ТАТАРСТАНА
SUBSYSTEMS ASSESSMENT OF THE MAINTENANCE AND CONTROL OF THE AGRO-INDUSTRIAL CLUSTER ACTIVITIES OF THE TATARSTAN REPUBLIC
Сайфутдинов А.Ф., соискатель Sayfutdinov A.F., Applicant ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет»,
Казань, Россия
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kazan State Agrarian University", Kazan, Russia E-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
АПК, сельское хозяйство, эффективность, проблемы, кластер, агропромышленный кластер, политика, подсистема.
KEY WORDS
agro-industrial complex, agriculture, efficiency, problem, cluster, agro-industrial cluster, policy, subsystem.
Введение. Несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в последних годах аграрных реформ, сегодня агропромышленный комплекс (АПК) России характеризуется крайне низкой эффективностью, что обусловлено нерешённостью целого ряда проблем в этом секторе экономики, ошибками в аграрной политике.
В таблице 1 приведены результаты сравнения некоторых средних показателей урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота в России и ведущих странах - членах Европейского союза (ЕС) за 20052011 гг. (при выборе стран учитывались географические (климатические) пояса и природные зоны) [1]. Страны в таблице расположены в порядке убывания в зависимости от средних значений этих показателей за 2005-2011 гг.
Таблица 1 - Сравнение некоторых средних показателей урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота в России и ведущих странах - членах ЕС за 2005-2011 гг._
Урожайность зерновых и зернобобовых культур, ц/га Урожайность пшеницы, ц/га Урожайность сахарной свеклы, ц/га Урожайность подсолнечника, ц/га Урожайность картофеля, ц/га Надой молока на одну корову, кг
Страна Показатель Страна Показатель Страна Показатель Страна Показатель Страна Показатель Страна Показатель
Нидерланды 80,8 Бельгия 85,5 Испания 766 Хорватия 25,4 Нидерланды 441 Швеция 8282
Ирландия 74,1 Нидерланды 83,9 Бельгия 752 Франция 24,1 Франция 436 Финляндия 7935
Франция 68,8 Великобритания 78,4 Нидерланды 719 Чешская республика 23,0 Великобритания 425 Нидерланды 7393
Россия 20,6 Россия 21,3 Россия 317 Россия 11,6 Россия 131 Россия 3570
Из таблицы видно, что значения показателей России отличаются от лидирующих стран в несколько раз. Например, урожайность зерновых и зернобобовых культур в России ниже в 4, картофеля - 3, а надой молока - 2 раза по сравнению с лидерами.
Несмотря на наличие значительного научного и производственного потенциалов, экономическая эффективность производства в АПК Республики Татарстан остаётся крайне низкой. В таблице 2 приведены показатели урожайности некоторых основных сельскохозяйственных культур и продуктивности скота и птицы по Республике Татарстан за 2009-2013 гг. [2, 3].
Таблица 2 - Показатели урожайности некоторых основных сельскохозяйственных культур и продуктивности скота и птицы по Республике Татарстан за 2009-2013 гг.
Годы Среднее за 20092013 гг.
2009 2010 2011 2012 2013
Урожайность (в хозяйствах всех категорий; центнеров с одного гектара убранной площади)
Зерновые культуры (в первоначально оприходованном весе) 34,4 11,2 31,9 24,2 23,0 24,9
Зерновые культуры (в весе после доработки) 31,7 10,4 29,6 22,5 21,4 23,1
Сахарная свекла (фабричная) 274 167 244 371 399 291
Картофель 197 65 173 175 181 158
Продуктивность скота и птицы (в сельскохозяйственных организациях; кг)
Средний годовой надой молока на одну корову 4697 4755 4716 4729 4435 4666
Средняя годовая яйценоскость кур-несушек, шт. 309 309 284 275 295 294
Средний годовой настриг шерсти с одной овцы 2,7 2,4 2,1 2,3 2,2 2,3
Сравнив показатели урожайности и продуктивности по Республике Татарстан, России и странам ЕС, можно сделать следующий вывод. Среднереспубликанские показатели превосходят среднероссийские (кроме урожайности сахарной свёклы), но сильно уступают показателям лидирующих стран Европейского Союза (табл. 1, табл. 2).
Основными проблемами АПК России являются:
- технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации;
- стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности;
- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;
- медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, а также сокращение сельской поселенческой сети [4];
- дороговизна и, как следствие, недоступность средств производства из-за диспаритета цен - более быстрого роста цен на средства производства для сельского хозяйства, чем на его продукцию;
- коррупция и бесхозяйственность в стране в целом и в АПК в частности;
- отсутствие долгосрочной и эффективной государственной политики в сфере АПК, разработанной на основе анализа достижений отечественной и мировой науки, а также практики.
Успешное решение этой проблемы связывают с использованием инновационных подходов к управлению аграрной экономикой. Одним из таких является кластерный подход, который основан на идее рационального сочетания преимуществ и возможностей интеграции, кооперации и конкуренции предприятий, а также их специализации и локализации на определённой территории, концентрации и интенсификации производства, государственно-частном партнёрстве, что создаёт условия, ускоряющие их экономическое развитие и, как следствие, повышение эффективности развития АПК.
Данная проблема применительно к АПК является недостаточно исследованной и тем более практически решённой. Исследованиям характерна фрагментарность, а предлагаемым решениям - отсутствие комплексности, системности, т.е. не учитывается многофакторность изучаемой проблемы и решаемой задачи.
Цель исследований. Целью исследования являлась оценка состояния подсистем обеспечения и контроля деятельности агропромышленного кластера Республики Татарстан. Объектом исследования являлась система управления агропромышленным кластером Республики Татарстан.
Условия, материалы и методы. В качестве основных источников (материалов) для исследования были привлечены работы отечественных и зарубежных авторов по кластерной концепции, официальные источники информации (нормативные правовые акты России и Республики Татарстан, данные Федеральной службы государственной статистики), интернет-ресурсы.
При проведении исследования использовались принципы детерминизма, системности, развития, верифицируемости; системный, процессный, ситуационный и эволюционный подходы; методы формализации, анализа, синтеза, идеализации, индукции, дедукции, обобщения, аналогии, систематизации, моделирования.
Результаты и обсуждение. Кластер (кластерное образование, территориальный кластер) (от англ. cluster - скопление, концентрация) - это форма интеграции предприятий и форма территориальной организации экономики, при которых на некоторой территории страны или региона концентрируются группа крупных предприятий, функционирующих в родственных отраслях экономики, а также их поставщики сырья и материалов, оборудования, комплектующих и специализированных услуг, включая НИИ, вузы и другие организации, конкурирующие, но ведущие совместную деятельность.
Общую структуру кластера можно представить в виде трехуровневого образования (рис. 1).
I уровень. «Ядро кластера» - ключевые, кластерообразующие предприятия.
II уровень. Поставщики - поставляют сырьё, материалы, комплектующие и оказывают различные услуги для ключевых предприятий.
III уровень. Инфраструктурные организации -НИИ и образовательные учреждения, технопарки, страховые и консалтинговые компании и т.д.
Рисунок 1 - Общая структура кластера
На сегодняшний день в экономической науке сформировалось новое научное направление - кластерная концепция экономического развития. Потребность в этом направлении была вызвана возросшим интересом к поиску новых инновационных подходов в управлении экономикой, обеспечивающих экономическое развитие на основе научно-технического прогресса. Кластерная концепция - это точка зрения, что те регионы и страны, на территории которых формируются кластеры, становятся лидерами экономического развития, что достигается благодаря повышению конкурентоспособности национальных экономик. Она является научным обоснованием применения нового подхода в управлении экономикой - т.н. «кластерного подхода», при котором объектом управления являются кластеры, в отличие от отраслевого подхода, где объектом управления выступает отраслевая структура экономики.
Основоположником кластерной концепции считается профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер, являющийся одним из самых авторитетных учёных в области стратегии конкурентоспособности [5, с. 4].
Однако одним из самых ранних результатов исследований в этой области является книга Альфреда Маршалла «Принципы политической экономии» (1890 г.), в которой он исследовал промышленные районы Великобритании [6]. Именно он провёл «исследование того, насколько полную экономию от разделения труда можно получить путем концентрации большого числа мелких однородных предприятий в одной местности и какая степень такой экономии может быть достигнута сосредоточением большой части хозяйства страны в руках сравнительно небольшого числа богатых и мощных фирм, или, как принято говорить, производством в крупном масштабе...» [6, с. 348]. Хотя Маршалл и не ввёл специальные термины «кластер», «кластерная концепция», «кластерный подход» и т.п., но изучал причины «локализации производства» (природные ресурсы, спрос) и преимущества «большого совокупного производства однородного продукта» (высокая степень экономичности использования машин). Исследованию этих явлений Маршалл посвятил целую главу своей книги -«Глава Х. Организация производства (продолжение). Концентрация специализированных производств в отдельных районах» [6, с. 348].
Кластерная концепция тесно связана с работой Майкла Портера «Конкуренция» (1998 г.) [5]. В этой работе Портер определяет кластеры как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу» [5, с. 256]. При кластерном подходе в управлении экономикой должен также осуществляться непрерывный диалог между предприятиями, правительственными структурами и другими участниками этого процесса (университетами, НИИ и т.п.). Подходя к конкретным преимуществам кластерного подхода, Портер отмечает, что он помогает увеличивать экспорт, а также привлекать иностранные инвестиции.
Теоретическими и практическими аспектами вопросов формирования и функционирования кластеров сегодня занимаются многие зарубежные исследователи, в том числе Е. Дахмен, И. Толенадо, Д. Солье, Е. Лимер, Р. Вайбер и др. В их трудах нашли отражение отдельные стороны этих вопросов с учётом особенностей стран и регионов. Применительно к условиям России концепцией кластеров занимаются такие учёные, как А.А. Мигранян, Т.В. Цихан, М.А. Афанасьев, К. Мингалева и др.
В России одним из фундаментальных работ в области кластерной концепции является труд В.П. Третьяка «Кластеры предприятий» [7]. Третьяк изучил экономическую природу кластеров предприятий и выявил, что по характеру возникновения кластеры могут образовываться «снизу-вверх» (спонтанно), т.е. по инициативе компаний и частных лиц, и «сверху-вниз» (искусственно) - по инициативе властей [7, с. 113]. Третьяк также предложил направления государственной поддержки кластеров.
Сегодня исследованиями в области кластеров занимаются большое количество российских учёных, проводятся научно-практические конференции. Их труды были замечены различными государственными структурами, что в условиях развивающейся экономики с её проблемами привело к принятию нормативных правовых актов по созданию и поддержке кластеров: концепций, стратегий, программ и т.д. Так, разработана «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», предусматривающая формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России [8]. В Республике Татарстан Кабинетом Министров создана программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020-го и на период до 2030 года» [9].
Важным достижением кластерной концепции можно считать выявление причин появления кластеров (экономические ресурсы, спрос), факторов их развития (конкуренция, инновации, поддержка правительства), а также научное обоснование мер правительства по их поддержке.
Агропромышленный кластер - это кластер, основными участниками которого являются предприятия агропромышленного комплекса, т.е. предприятия производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции. Принципиальным отличием агропромышленного кластера от АПК является то, что кластер представляет собой совокупность взаимосвязанных предприятий, компаний, в то время как комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей экономики.
Ядро агропромышленного кластера Республики Татарстан составляют агрохолдинги и другие инвесторы. В Республике Татарстан процессы создания агрохолдингов начались в начале 2000-х гг. Они создавались на основе государственно-частного партнерства и, как правило, были горизонтально-интегрированными (т.е. в рамках одной подотрасли) [10].
Агрохолдинги и другие инвесторы сотрудничают с сельхозпредприятиями, крестьянскими (фермерскими) (КФХ) и личными подсобными (ЛПХ) хозяйствами республики, а также с филиалом «Росагролизинга», «Татагрохимсервисом», которые представляют II уровень кластера.
Важное значение для функционирования и развития агропромышленного кластера имеют и инфраструктурные организации, составляющие III уровень: Казанский государственный аграрный университет (КГАУ), Татарский НИИ сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (ТатНИИСХ РАСХН) и т.д. Инновационными разработками в сфере АПК в Республике Татарстан занимаются также Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана, Научно-исследовательский центр кормовых добавок, Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности и др.
Реализация кластерной политики в АПК предполагает создание двух взаимосвязанных подсистем, которые вместе образуют систему управления агропромышленным кластером:
- подсистемы обеспечения: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационное, организационное обеспечение деятельности агропромышленных кластеров как объектов кластерной политики, а также органы, службы, организации и должностные лица, занимающиеся их обеспечением;
- подсистемы контроля: методика комплексного анализа и оценки эффективности реализации кластерной политики в АПК, исходная общеэкономическая и финансовая информация о деятельности предприятий агропромышленных кластеров, органы и службы, занимающиеся их контролем.
В Республике Татарстан ещё в начале 2006 г. Президентом Республики Татарстан была поставлена задача начать формирование системы кластерного управления ведущими отраслями, к числу которых относятся и отрасли АПК [11].
Нормативными правовыми актами, касающимися деятельности агропромышленного кластера Республики Татарстан, предусмотрено следующее:
1) Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года (принята в 2008 г.). В Стратегии среди основных мероприятий предусмотрена разработка и реализация отраслевой республиканской целевой программы технологического профиля «Научное и инновационное обеспечение развития агропромышленного кластера в Республике Татарстан» [12].
В рамках реализации Стратегии был создан АО «Региональный центр инжиниринга биотехнологий Республики Татарстан», получателями услуг которого являются малые и средние предприятия сельского хозяйства и пищевой промышленности Республики Татарстан [13].
2) Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (принята в 2008 г.). В самой Программе нет понятия «агропромышленный кластер», но отмечены «перспективы переработки сельхозпродукции с формированием агропромышленных комплексов, в частности, по переработке маслосемян рапса, молока, сахарной свеклы». Эти «агропромышленные комплексы» могут быть сформированы на основе «интегрированных структур с полным циклом производства от выращивания сельскохозяйственной продукции до выпуска конечного продукта переработки» [9].
3) Концепция территориальной экономической политики Республики Татарстан (проект, разработан в 2009 г.). Концепция предусматривает реализацию кластерного подхода в управлении экономическим развитием республики. В документе существует понятие «агропромышленный кластер», проанализированы «существенные признаки» «перспективного» агропромышленного кластера Республики Татарстан, указана необходимость «направить усилия государственного управления на создание кластера в области АПК» [14].
4) Концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011-2015 годы (принята в 2010 г.). Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления развития кластеров, формы содействия их развитию со стороны государственной власти, а также ожидаемые к 2015 г. результаты реализации кластерной политики [15]. Её реализация запланирована в два этапа:
1-й этап (2011 г. - II квартал 2012 г.): реализация организационных мероприятий по формированию контуров кластеров и созданию нормативной методической базы, обеспечивающей их организационное развитие. Создание системы мониторинга социально-экономического развития кластера;
2-й этап (III квартал 2012 г. - 2015 г.): интеграция отраслевых (секторальных) кластеров с образовательными и научными организациями. Обеспечение синхронизации их деятельности [15].
Но при этом агропромышленному кластеру Республики Татарстан в документе не уделено никакого внимания. Если в разделе «Общие положения» допускается возможность формирования агропромышленного кластера наряду с другими кластерами в республике, то в разделе «Краткое описание кластеров» отсутствует его описание как формирующегося кластера (в отличие от других кластеров). В конце же раздела указано, что в республике существуют только «предпосылки создания» агропромышленного кластера. Отсутствуют и параметры, критерии оценки социально-экономического развития этого кластера [15].
В рамках реализации Концепции касательно агропромышленного кластера Республики Татарстан ничего сделано не было [13].
5) Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (проект, разработан в 2015 г.). По сравнению с предыдущими документами, в Стратегии агропромышленному кластеру Республики Татарстан уделено большее внимание. Так, в «целевом видении» он описывается как эффективно работающий конкурентоспособный вертикально интегрированный «Кластер АПК», ориентированный на высокое качество продукции и генерацию добавленной стоимости, состоящий из шести базовых субкластеров: «Зерновой», «Сахарный», «Масложировой», «Овощной», «Мясной», «Молочный», а также из обособленного инновационного кластера «АПК -чистое питание». Определены также и ключевые участники субкластеров (кроме инновационного кластера «АПК - чистое питание») [16].
Однако эта Стратегия вызывает и много вопросов. Так, в Стратегии разработчики перепутали понятия «цель» и «способ достижения цели». Например, «обеспечение продовольственной безопасности Республики Татарстан: увеличение уровня самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции и продуктов питания» не может являться способом достижения такой цели как построение «эффективно работающего конкурентоспособного вертикально интегрированного «Кластера АПК». Как раз наоборот: именно формирование и развитие агропромышленного кластера является способом достижения такой цели как обеспечение продовольственной безопасности или увеличение уровня самообеспечения продовольствием.
Также и «реализация модели развития «Социальное через экономику»: экономическое развитие АПК как база для социального развития сельских территорий в долгосрочной перспективе» не является верным решением, поскольку для прекращения оттока трудоспособного населения и начала его притока, особенно высококвалифицированных работников, необходимо принять меры по комплексному развитию сельских территорий, особенно социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности. И всё это нужно осуществлять не в «долгосрочной перспективе», а уже сейчас, что и пытается делать государство, однако эти меры носят половинчатый характер. Так, согласно федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» к 2020 г. планируется достичь следующего уровня инженерного обустройства села:
- уровень газификации (обеспеченности сетевым газом) домов (квартир) -до 60,1%;
- уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой (водопроводной) - до 61,9% [4].
Такие темпы не способствуют решению кадровой проблемы в сельском хозяйстве.
В рамках реализации Стратегии принят План мероприятий по её реализации, где предусмотрено повышение производительности труда в АПК Республики Татарстан с 544 тыс. руб. до 1473 тыс. руб. с 2013 по 2030 гг. [17].
Выводы. Таким образом, подсистемы обеспечения и контроля деятельности агропромышленного кластера Республики Татарстан находятся только на стадии создания из-за недостаточного внимания со стороны государственных органов. Всё это требует, прежде всего, восстановления управляемости агропромышленным комплексом как единым экономическим объектом, проведения в нём институциональных преобразований, повышения роли государства как организатора и координатора многих функций АПК.
Необходимость подсистемы контроля объясняется тем, что без объективной, всесторонней и своевременной информации о результатах реализации кластерной политики в АПК невозможно эффективно управлять, а значит успешно решать проблему повышения эффективности функционирования АПК.
Подсистема контроля деятельности агропромышленных кластеров должна включать в себя следующие задачи и функции, выполняемые структурным подразделением по кластерной политике государственного органа, отвечающего за государственную политику в сфере АПК:
1) Ведение статистики по деятельности агропромышленных кластеров и создание единой базы данных, являющейся источником финансовой и общеэкономической информации, используемой в качестве исходных данных при анализе и оценки эффективности реализации кластерной политики в АПК.
2) Проведение комплексного анализа и оценки эффективности реализации кластерной политики в АПК на основе методики, предложенной мной в отдельной статье [18, с. 107].
3) Текущий контроль реализации принятых нормативных правовых актов по созданию и развитию агропромышленных кластеров в РФ или отдельном регионе.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Россия и страны - члены Европейского Союза. 2013: стат. сб. / Росстат. M.: Росстат, 2013. 273 с.
2. Урожайность основных сельскохозяйственных культур // Татарстанстат. 2014 // URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/ fab673804e928444bbccbba638e2bbf1/Растениеводство+в+Республике+Тат арстан.pdf (дата обращения 02.08.2016).
3. Продуктивность скота и птицы в сельскохозяйственных организациях // Татарстанстат. 2014 // URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ tatstat/resources/3f9ec3804e9283cdbbc0bba638e2bbf1/Животноводство + в + Республике+Татарстан.pdf (дата обращения 02.08.2016).
4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от
14 июля 2012 г. № 717 (ред. от 19.12.2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Портер М.Ю. Конкуренция: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.
6. Маршал А. Принципы политической экономии: пер. с англ. М.: Издательство «Прогресс», 1983. 416 с.
7. Третьяк В.П. Кластеры предприятий. М.: Август Борг, 2005. 130 с.
8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 г. № 763. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Хокманн Х., Строков А. Сравнительный анализ агрохолдингов и фермерских хозяйств Республики Татарстан и Орловской области // URL: http://www.viapi.ru/publications/articles/detail.php?IBLOCK_ID=45&SECTION_I D=3295&ELEMENT_ID=30925 (дата обращения 02.08.2016).
11. О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2006 году [Электронный ресурс]: Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан (заслушано на сессии Госсовета Республики Татарстан 03.03.2006 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. О Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.04.2008 г. № 220. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. О рассмотрении обращения: Письмо Министерства экономики Республики Татарстан гражданину Сайфутдинову А.Ф. от 26 мая 2016 года № 155/С-2016-1, 2016.
14. Концепция территориальной экономической политики Республики Татарстан: проект Министерства экономики Республики Татарстан, 2009 г.: // URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_25254.doc (дата обращения 02.08.2016).
15. Об утверждении Концепции кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011-2015 годы: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2010 г. № 925. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: проект, 2015 г.: // URL: http://tatarstan2030.ru/UserFiles/Files/ Strategy_RT.pdf (дата обращения 02.08.2016).
17. Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 сентября 2015 года № 707. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Сайфутдинов А.Ф. Методические основы анализа и оценки эффективности реализации кластерной политики в АПК // Аграрный вестник Верхневолжья. 2016. № 1 (13). С. 106-109.