Научная статья на тему 'Меры институциональной поддержки развития молочнопродуктового кластера Саратовской области'

Меры институциональной поддержки развития молочнопродуктового кластера Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИНФРАСТРУКТУРА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / КЛАСТЕР-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / INNOVATIVE DEVELOPMENT / STATE AND MUNICIPAL SERVICES / INFRASTRUCTURE / MULTIFUNCTIONAL CENTER / CLUSTER-ORIENTED POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябчикова Надежда Николаевна

Несмотря на то что по теме формирования кластеров в российской экономике проводятся различные исследования, многие методологические и практические вопросы до сих пор не решены. Нет четко определенного механизма встраивания кластеров в практику действующей системы государственного регулирования, также не проработаны методические подходы по организации кластерной инфраструктуры, что особенно актуально и очень востребовано с точки зрения аграрной политики развития России. Необходимость решения этих вопросов обусловила выбор темы исследования, постановку его цели. Цель статьи обоснование рекомендаций по созданию трехуровневой системы институциональной поддержки процессов кластеризации. В исследовании представлены методологические и практические рекомендации по направлению совершенствования деятельности Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг для формирования и развития кластеров в рамках региональной аграрной политики на основе стимулирования эффективных кооперационных связей между их участниками и государством. Как правило, в работах, посвященных формированию агропромышленных кластеров, меры организационной поддержки ограничиваются двумя уровнями и не затрагивают изменений в структуре и механизме работы государственных структур, поэтому предложенный трехмерный инструмент отвечает критериям новизны исследования. Основная идея статьи заключается в том, что для катализации процесса формирования конкурентоспособных агропромышленных региональных кластеров предложено создать новый институт кластерной инфраструктуры в виде отдела развития и поддержки кластеров при многофункциональном центре. Для реализации цели исследования используются методы сравнительного анализа, монографический, системный и статистический. Сделан вывод о том, что предложение по созданию отдела кластерного развития в структуре Многофункционального центра Саратовской области позволит снизить административные барьеры для кластерного сотрудничества, улучшить сопровождение процессов внутрии межкластерных взаимодействий, устранить институциональные барьеры для экономического роста в рамках кластерной политики. Перспективой исследований является дальнейшее развитие теории и методологии формирования организационной инфраструктуры поддержки агропромышленных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябчикова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures of Institutional Support for the Milk Product Cluster Development in the Saratov Oblast

Despite the fact that there are various studies devoted to cluster formation in the Russian economy, many methodological and practical issues have not yet been resolved. The mechanism to integrate clusters into the practice of the current state regulation system is not defined clearly and the methodological approaches to cluster infrastructure organization are not worked out; this is especially important and very much in demand in terms of the Russian agricultural development policy. The need to address these issues has led to choosing the research topic and setting objectives. The purpose of the article is to substantiate recommendations for the creation of a three-tier system of institutional support for clustering processes. The study presents methodological and practical recommendations for improving activities of the multifunctional center for state and municipal services provision to form and develop clusters in the framework of regional agricultural policy based on the promotion of effective cooperation between their participants and the state. As a rule, the works devoted to agroindustrial clusters formation discuss two levels of organizational support measures and do not consider changes in the structure and mechanism of state bodies, thus the proposed three-tier tool meets a novelty criteria of the study. The main idea of the article is to create a new cluster infrastructure institute in the form of a department for cluster development and support at the multifunctional center for promoting the formation of competitive agroindustrial regional clusters. Methods of comparative analysis, monographic, system and statistical are used to realize the study purpose. The article concludes that the proposal to set up a department for cluster development in the structure of the Saratov Oblast Multifunctional Center will help to lower administrative barriers to cluster cooperation, improve support of intraand intercluster interactions, and eliminate institutional barriers to economic growth in the framework of cluster policy. Further development of the theory and method of forming organizational infrastructure to support agro-industrial clusters is a prospect of the research.

Текст научной работы на тему «Меры институциональной поддержки развития молочнопродуктового кластера Саратовской области»

Актуальные проблемы развития АПК

РО!: 10.15838^.2018.6.98.12 УДК 332.1 | ББК 65.9(2Рос)

© Рябчикова Н.Н.

МЕРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО КЛАСТЕРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЯБЧИКОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Институт аграрных проблем Российской академии наук Россия, 410012, г Саратов, ул. Московская, д. 94 E-mail: iagran@mail.ru

Несмотря на то что по теме формирования кластеров в российской экономике проводятся различные исследования, многие методологические и практические вопросы до сих пор не решены. Нет четко определенного механизма встраивания кластеров в практику действующей системы государственного регулирования, также не проработаны методические подходы по организации кластерной инфраструктуры, что особенно актуально и очень востребовано с точки зрения аграрной политики развития России. Необходимость решения этих вопросов обусловила выбор темы исследования, постановку его цели. Цель статьи - обоснование рекомендаций по созданию трехуровневой системы институциональной поддержки процессов кластеризации. В исследовании представлены методологические и практические рекомендации по направлению совершенствования деятельности Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг для формирования и развития кластеров в рамках региональной аграрной политики на основе стимулирования эффективных кооперационных связей между их участниками и государством. Как правило, в работах, посвященных формированию агропромышленных кластеров, меры организационной поддержки ограничиваются двумя уровнями и не затрагивают изменений в структуре и механизме работы государственных структур, поэтому предложенный трехмерный инструмент отвечает критериям новизны исследования. Основная идея статьи заключается в том, что для катализации процесса формирования конкурентоспособных агропромышленных региональных кластеров предложено создать новый институт кластерной ин-

Цитата: Рябчикова Н.Н. Меры институциональной поддержки развития молочнопродуктового кластера Саратовской области // Проблемы развития территории. 2018. № 6 (98). С. 172-185. DOI: 10.15838/ptd.2018.6.98.12

Citation: Ryabchikova N.N. Measures of institutional support for the milk product cluster development in the Saratov Oblast. Problems of Territory's Development, 2018, no. 6 (98), pp. 172-185. DOI: 10.15838/ptd.2018.6.98.12

фраструктуры в виде отдела развития и поддержки кластеров при многофункциональном центре. Для реализации цели исследования используются методы сравнительного анализа, монографический, системный и статистический. Сделан вывод о том, что предложение по созданию отдела кластерного развития в структуре Многофункционального центра Саратовской области позволит снизить административные барьеры для кластерного сотрудничества, улучшить сопровождение процессов внутри- и межкластерных взаимодействий, устранить институциональные барьеры для экономического роста в рамках кластерной политики. Перспективой исследований является дальнейшее развитие теории и методологии формирования организационной инфраструктуры поддержки агропромышленных кластеров.

Кластер, агропромышленный комплекс, инновационное развитие, государственные и муниципальные услуги, инфраструктура, многофункциональный центр, кластер-ориентированная политика.

Развитие экономики на основе кластерного подхода во всем мире уже зарекомендовало себя в качестве успешной модели социально-экономического развития. Ключевые проблемы формирования и развития кластеров находят свое решение в зарубежных исследованиях известных экономистов: М. Портера, М. Энрайта, Ж. Линквиста и др. [1; 2; 3]. В нашей стране интерес к кластерной концепции возрастает с каждым годом. В становление отечественной школы теории кластерного развития большой вклад внесли практиче-ско-теоретические изыскания институционального подхода в процессах кластеризации Е.С. Куценко, Н.В. Смородинской, Д.Д. Катукова, А.Е. Шаститко [4-7]. Применение кластерного подхода в агропромышленном комплексе отражено в работах Л.А. Александровой, Л.А. Тутаевой, И.Н. Горетова, В.И. Самаруха и др. [8-11]. Многочисленные исследования доказывают наличие предпосылок возникновения кластеров в регионах, но в российской экономике имеются определенные проблемы, препятствующие применению кластерного подхода. Одной из таких проблем является отсутствие соответствующей инфраструктуры для формирования, функционирования и развития кластеров. В этом вопросе примечателен опыт КНР, где акцент делается прежде всего на создании обширной сети ее институтов [12], выступающей хорошим базисом для развития кластеров. С учетом того, что Россия всегда была аграрной страной с самобытной культурой ведения

бизнеса, а государство играет активную роль в его поддержке, организация отдела развития кластеров (в т. ч. агропромышленных) в структуре такой современной государственной организации, как Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, актуальна и имеет практический интерес. Исследованиями многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг как инструмента взаимодействия государства и общества занимались авторы: В.В. Рудой, Л.А. Гаврилова, Г. Зутарева, Е.О. Бабенкова и др. [13-15].

Согласно Стратегии социально-экономического развития регионов РФ, появление кластеров «выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности, а следовательно, стимулирование возникновения кластеров региональной системы должно относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития» [16]. Особую социально значимую роль в развитии региональной системы играют агропромышленные кластеры, учитывающие региональную специфику, стимулирующие инновационное развитие и выступающие качественной основой роста продовольственной безопасности, имеющей стратегическое значение для страны.

Формирование агропромышленных кластеров как новый подход стратегии развития продуктовых подкомплексов АПК, безусловно, коррелирует с необходимостью

внесения изменений в институциональную среду, инфраструктуру, государственное регулирование в экономике АПК региона. [17]. Необходимость в проведении таких трансформаций соотносится с мероприятиями по обеспечению условий для развития и диверсификации региональной сельской экономики, обозначенных в Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года1.

При наличии предпосылок формирования кластеров в регионах России есть проблема отсутствия необходимой кластерной инфраструктуры для их развития, которая относится к общим мерам государственной поддержки всех протокластеров.

Так как в настоящее время все большую актуальность в государственной системе приобретает Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), то организация отдела развития кластеров при МФЦ выступит надежной экосистемой поддержки развития региональных интеграционных структур. МФЦ использует в своей практике систему предоставления услуг «по жизненным ситуациям». Кластер как одна из форм квазиинтеграции характеризуется именно тем, что в процессе формирования испытывает специфические для каждого этапа жизненного цикла проблемы, решение которых требует не только определенного типа кластерной политики, но и конкретного набора услуг, адаптированного для каждой стадии его развития.

Подобная практика в России существует, например, в Кировской области, где с 2014 года поддержка кластерных инициатив осуществляется созданным на базе КОГАУ «МФЦ» Центром кластерного развития. Задачами центра являются предоставление комплекса услуг для представителей малого и среднего предпринимательства (МСП), являющихся участниками кластеров: услуг маркетинга (брендирование, позициони-

1 Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70761426 (дата обращения 25.11.2016).

рование, продвижение новых продуктов участников кластеров); подготовка специальных обучающих тренингов и семинаров; проведение информационных кампаний в средствах массовой информации, а также организация участия предприятий МСП, являющихся участниками кластеров, на отраслевых российских и зарубежных выставочных площадках; организация работ по обеспечению соответствия продукции предприятий требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта (разработка единых стандартов); проведение вебинаров, круглых столов; разработка или актуализация программ развития территориальных кластеров, технико-экономических обоснований инфраструктурных проектов кластера; организация программ обучения и программ стажировок сотрудников ЦКР и управляющих компаний кластеров, в том числе за рубежом2. Центр кластерного развития функционирует в тесном взаимодействии с Департаментом предпринимательства и торговли Кировской области, Вятской торгово-промышленной палатой, Центром регионального развития, Центром поддержки экспорта и Центром инноваций Кировской области, а также сотрудничает с органами государственной власти (Управлением ФНС России по Кировской области, Управлением Росреестра по Кировской области, департаментом промышленного развития и департаментом государственной собственности Кировской области), что позволяет оказывать значительную помощь представителям малого и среднего бизнеса при получении государственных и муниципальных услуг.

Хорошим примером организации предоставления государственных услуг для представителей агробизнеса является реализующийся с 2016 года проект в Ростовской области3, где организовано при МФЦ предоставление услуг Министерства сельского хозяйства и продовольствия и разработаны

2 Центр кластерного развития Кировской области. URL: http://www.ckr43.ru (дата обращения 24.12.2017).

3 Портал МФЦ Ростовской области. URL: http:// www.mfc61.ru (дата обращения 14.02.2017).

альтернативные способы подачи заявок сельхозтоваропроизводителями на получение государственной поддержки:

- субсидии предприятиям АПК, индивидуальным предпринимателям и организациям потребительской кооперации, осуществляющим деятельность в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности;

- субсидии на приобретение сельхозтехники, произведенной в Ростовской области, предоставление грантов начинающим фермерам и главам семейных, животноводческих ферм и на другие направления;

- субсидии садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на возмещение части затрат на инженерное обеспечение их территорий.

Также в перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в Многофункциональном центре Ростовской области (на 10.01.2018)4, включен блок услуг союза «Некоммерческого партнерства «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области», содержащий три бесплатные специализированные услуги по кластерному развитию. В отделении МФЦ предусмотрено информирование о консультации по вступлению или созданию кластера, субсидировании деятельности участников кластера, о разработке стратегических документов развития кластеров (концепций, стратегий, программ, дорожных карт).

В Саратовской области появилась возможность подобных трансформаций инфраструктурной среды благодаря последним изменениям, внесенным в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг от 17 февраля 2017 года (Постановление Правительства Российской Федерации № 209, подпункт «е» пункта 4 Правил)5. С этого момента для юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей стало возможным предоставление дополнительных услуг: государственных и муниципальных услуг и необходимых для начала осуществления, развития предпринимательской деятельности. В этом плане разработка модели организации Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг для региональных агропромышленных кластеров станет взаимовыгодным проектом в системе реализации кластер-ориентированной аграрной политики, предполагающей кроме создания организационной инфраструктуры использование других мер государственной поддержки. Ведь парадоксально, но реализуемая в России кластер-ориентированная политика, предназначенная для поддержки кластеров, не способствует повышению их конкурентоспособности. Как правило, после прекращения государственной поддержки квазикластеры перестают существовать или перерождаются в какое-то другое образование [8].

С имеющимся сельскохозяйственным, промышленным, а также научным потенциалом региона в условиях нынешней конкуренции за инвестиции есть возможность создания уникальных преимуществ на уровне территории с помощью развития агропромышленных кластеров, основной целью которых станут разработка и реализация кластерных (совместных) проектов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности региона (страны), импортозамещение и расширение экспортного потенциала.

Саратовская область является одним из ведущих аграрных регионов России. В отраслях АПК Саратовской области производится более 1/3 валовой продукции6. Производство продукции сельского хозяйства, особенно в последние годы, имеет положительную динамику развития и занимает 12-е место среди

4 Портал МФЦ Ростовской области. URL: http://www.mfc61.ru (дата обращения 07.03.2017).

5 Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2017 г. № 209 «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». URL: http://base.garant.rU/71618792/#friends#ixzz5H9ULdFoC (дата обращения 07.04.2018).

6 Агропромышленный комплекс Саратовской области: электронная летопись Саратовской губернии Молодежного информационного центра - структурного подразделения Централизованной библиотечной системы г. Саратова. URL: http://elsso.ru/cont/eco/3.html (дата обращения 05.04.2018).

регионов России по объему произведенной продукции в фактических ценах (119,1 млрд руб.) (рис. 1). На душу населения больше, чем в Поволжье и России, производится зерна, мяса, молока. В области развиты масложировой, плодоовощной, свеклосахарный подкомплексы, по производству яиц. Но так как агропромышленный комплекс Саратовской области имеет четко выраженную специализацию (зерно-хлебопродуктовый, мясной и молочно-продуктовый подкомплексы), по данным направлениям в проекте «Концепции развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2020 года» указано, что в рамках сценарного подхода предполагается реализация развития АПК региона «по направлению развития кооперации и интеграции в нем - создание и обеспечение функционирования союзов сельхозтоваропроизводителей, формирование объединений (кластеров)»7, которые в современных условиях очень актуальны. Кластеры представляют собой воспроизводственную цепочку географически сконцентрированных предприятий и организаций, формально и неформально взаимодействующих друг с другом.

Как показывают исследования локализации сельскохозяйственного производства8, высокая концентрация производства в Саратовской области достигнута по просу, под-

солнечнику, ржи, гречихе, свинине (с коэффициентом более 2), средняя концентрация достигнута, например, по молоку, пшенице, ячменю и т. д. (табл. 1).

Для развития агропромышленных кластеров необходимо поддерживать межкластерные и внутрикластерные взаимодействия всех заинтересованных участников. При условии наличия указанных предпосылок развития кластеров есть проблема отсутствия организационной инфраструктуры в регионе. В соответствии с принципами государственного вмешательства в процессы кластеризации по К. Кетельсу (Castells, М., 1992) государство не должно определять стратегии развития кластеров и их состав, может инициировать и осуществлять кластерные инициативы, т. е. финансировать, это не обязательно, но оно должно создавать институты кластеризации и быть готовым к сотрудничеству с бизнесом и сообществом [18].

Меры государственной поддержки развития агропромышленных кластеров должны включать в себя как общие (для всех кластеров), так и специфические, свойственные селективной кластерной политике. К общим мерам поддержки относится, по мнению автора, создание 3-уровневой организационной поддержки кластеров (рис. 2), включающей формирование Центра кластерного

89,5

89,2

99,8

109,6

119,1

67,5

54,4

64,0

70,7

24,1

23,6

28,7

34,0

34,9

38,7

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 1. Производство продукции сельского хозяйства в Саратовский области в фактических ценах, млрд руб.

Источник: данные Росстата (АБ-центр). Сельское хозяйство Саратовской области. URL: http://ab-centre.ru/page/selskoe-hozyaystvo-saratovskoy-oblasti (дата обращения 27.08.2017).

7 Концепция развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2020 года. URL: http://minagro. saratov.gov.ru/Razvitie (дата обращения 17.05.2017).

8 Александрова Л.А. Кластерный подход к разработке стратегии АПК: мат-лы круглого стола «Повышение эффективности функционирования агропромышленного комплекса Саратовской области в рамках Стратегии социально-экономического развития до 2030 года». URL: http://saratov.gov.ru/news/4_yy_kruglyy_stol (дата обращения 25.09.2017).

Таблица 1.Территориальная концентрация сельскохозяйственного производства Саратовской области

Вид продукции Коэффициент концентрации

Высокая концентрация Просо 18,3

Подсолнечник 5,1

Рожь 4,1

Гречиха 2,7

Свиньи 2,1

Средняя концентрация Овцы и козы 1,9

Плоды и ягоды 1,9

Пшеница 1,8

Молоко, тыс. т 1,6

Ячмень 1,6

Овощи 1,4

Шерсть, кг 1,4

Яйца, тыс. шт. 1,2

Низкая концентрация Горох 1,0

Овес 0,9

Кукуруза на зерно 0,8

Мед, кг 0,7

Картофель 0,7

Птица 0,5

Сахарная свекла (фабричная) 0,3

КРС 0,2

Соя 0,2

Составлено по: Александрова Л.А. Кластерный подход к разработке стратегии АПК: мат-лы круглого стола «Повышение эффективности функционирования агропромышленного комплекса Саратовской области в рамках Стратегии социально-экономического развития до 2030 года». URL: http://saratov. gov.ru/news/4_yy_kruglyy_stol (дата обращения 25.09.2017).

развития, некоммерческого партнерства кластера и создание отделов в государственных учреждениях.

Флагманским проектом, направленным на решение проблем кластеров в регионе, может стать создание Центра кластерного развития (рис. 3), основная цель которого заключается в выявлении потенциальных кла-стеров,комплекснойподдержкеихучастников (в т. ч. агрокластеров) и обеспечении условий для эффективного их взаимодействия.

В системе взаимодействия субъектов Центр кластерного развития (ЦКР) предполагает работу с Министерством экономического развития области, бизнес-инкубатором, рабочими группами по кластерному развитию, партнерствами кластеров и непосредственными участниками агропромышленных

кластеров (промышленными предприятиями, научными организациями, финансовыми компаниями и т. д.).

Показателями эффективности создания ЦКР (табл. 2) могут являться количество обслуживающих кластеров; прирост участников кластера, поддерживаемых ЦКР; количество совместных проектов; количество участников, получивших консультации; количество участников, получивших государственную поддержку при помощи ЦКР; количество новых продуктов, выведенных на рынок с определенными коэффициентами значимости и рекомендованными значениями для агропромышленных кластеров.

Целесообразным считается организационно оформлять агропромышленные кластеры в виде некоммерческих партнерств, которые будут выполнять функцию управляющей компании и получателя специальных государственных субсидий. Важным преимуществом такой формализации кластера является возможность в его составе использовать гибкие проектные (матричные) управленческие структуры, которые позволяют использовать социальный и человеческий капитал в целях развития кластера.

На рис. 4 приведен пример потенциального НП Молочнопродуктового кластера, который может включать в себя управляющую компанию, отдел стратегического планирования, секретариат, рабочие группы по развитию инфраструктуры кластера, по реализации проекта внедрения Программ лояльности поставщиков, консорциумы по реализации совместных проектов (например, организация открытия снабженческо-сбытовых кооперативов на территории субкластеров).

Исследования показали, что в состав НП «Молочнопродуктовый кластер Саратовской области» входит более пятидесяти потенциальных участников, которые составляют 6 основных секторов:

- ключевой: предприятия, занимающиеся переработкой молока и производством молочной продукции («Молочный комбинат Энгельсский», «Саратовский молочный комбинат», «Комбинат детского питания» (г. Саратов) и др.);

Формирование Центра кластерного развития Саратовской области

0 уровень

Содействие в выявлении потенциальных кластеров

1 уровень

Формирование кластерных отделов в министерствах, учреждениях (МФЦ и т. д.)

2 уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содействие обеспечению комплексной организационной поддержки участников кластеров

Рис. 2. Этапы формирования организационной поддержки кластеров Саратовской области

Источник: составлено автором.

Министерство экономического развития области

ГУП «Бизнес-инкубатор Саратовской области»

Рабочая группа (или отделы) по кластерному развитию в АПК

НП «Центр кластерного развития Саратовской области»

НП кластеров Саратовской области

Промышленные предприятия, финансово-кредитные организации, научные и образовательные и другие предполагаемые участники кластеров

Рис. 3. Центр кластерного развития в системе взаимодействия субъектов кластерного развития

Источник: составлено автором.

Таблица 2. Показатели эффективности создания Центра кластерного развития Саратовской области за 1 год функционирования

Показатель Коэффициент значимости Значение по всем кластерам области Рекомендованные значения для агропромышленного кластера (пример)

1 Количество обслуживаемых кластеров 0,1 2 1

2 Прирост участников кластера, поддерживаемых ЦКР 0,2 не менее 10% более 15%

3 Количество совместных проектов 0,2 10 3-4

4 Количество участников, получивших консультации 0,2 150 50

5 Количество участников, получивших государственную поддержку при помощи ЦКР 0,2 5 2

6 Количество новых продуктов, выведенных на рынок 0,1 3 1

Источник: составлено автором.

- производства молока-сырья: ЗАО «Плем-завод «Трудовой», ЗАО ПЗ «Мелиоратор», СХПК «Штурм» и др.;

- продвижения: ООО «Поволжский торговый дом» (г. Энгельс), ООО «Милайнинвест групп» (г. Энгельс), ЗАО «Молочный двор» (г. Саратов) и т. д.;

- научного и кадрового обеспечения: СГАУ им. Н.И. Вавилова, ГНУ НИИСХ Юго-Востока, ГНУ Поволжский НИИ ЭО АПК, ГНУ Саратовская научно-исследовательская ветеринарная станция и т. д.;

- финансового обеспечения: Саратовский РФ ОАО «Россельхозбанк», «Сбербанк России» и пр.;

БИЗНЕС

3 субкластера: «Энгельс + Маркс» «Саратов + Новые Бурасы» «Вольск + Базарный Карабулак»

ЯКОРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ООО «Молочный комбинат Энгельсский ОАО «Маслодел» ЗАО «Трудовой»

Саратовский молочный комбинат ОАО «Новобурасский молокозавод» ООО «Штурм»

ЗАО «Базарно-Карабулакский молочный завод» ЗАО «Молоко Поволжья» и ОАО «Гормолзавод Вольский ООО «Роща» ООО «Колосок»

ГОСУДАРСТВО

Министерство сельского развития Саратовской области Министерство экономического развития и инвестиционной политики ГУП «Бизнес-инкубатор Саратовской области»

НП «Молочнопродуктовый кластер Саратовской области»

Управляющая компания

I

Отдел стратегического планирования Секретариат

НАУКА

Саратовский государственный аграрный университет им Н.И. Вавилова Поволжский НИИ экономики и организации АПК ГНУ НИИСХ Юго-Востока

РАБОЧИЕ ГРУППЫ:

- по развитию инфраструктуры кластера;

- по реализации проекта внедрения Программ лояльности поставщиков

КОНСОРЦИУМЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ:

Организация открытия снабженческо-сбытовых кооперативов на территории субкластеров

Рис. 4. Организация НП «Молочнопродуктовый кластер Саратовской области»

Источник: составлено автором.

- вспомогательных предприятий, направленных на обслуживание ключевого сектора, сектор производства сырья и продвижения продукции: ООО «Алекс», ООО «ТрансГруз» (транспортные компании), ОАО «Саратовский комбикормовый завод», ЗАО «Евротара-Плюс» (поставщик упаковки для молочной продукции), консалтинговые компании и др.

В настоящее время производители не практикуют совместных проектов в ведении бизнеса, хотя радиус территориальной границы географически крупных производителей молока Саратовской области минимален и предоставляет возможность для осуществления кластерных взаимодействий - совместных проектов и транспортных перевозок (субкластеры «Энгельс + Маркс» - 51 км, «Саратов + Новые Бурасы» - 73 км, «Вольск + Базарный Карабулак» - 90 км).

Когда уже как создан главный институт организационной инфраструктуры развития кластеров в виде Центра кластерного разви-

тия и есть их управляющие компании, возможно создание отдела развития кластеров при Многофункциональном центре Саратовской области (МФЦ) (табл. 3).

В настоящее время многофункциональный центр Саратовской области - это государственная структура, специализирующаяся на предоставлении большого количества государственных и муниципальных услуг. С организацией отдела развития кластеров к ним прибавятся комплекс коммерческих услуг инфраструктурной организации Центра кластерного развития области. Данный центр выступает в роли посредника, оптимизирующего процедуры получения услуг за счет снижения временных, финансовых издержек (рис. 5).

В данном центре налажено предоставление услуг по жизненным ситуациям, что особенно важно для формирующегося кластера, который требует не только определенного типа кластерной политики, т. е. системы мер,

Таблица 3. Проект создания Отдела развития и поддержки кластеров при МФЦ Саратовской области

Отдел развития и поддержки кластеров при МФЦ Саратовской области (ОРПК)

Форма создания Отдел предоставления услуг для юридических лиц

Пользователи услуг ЦРК Участники региональных кластеров (агропромышленных), иные субъекты малого и среднего предпринимательства

Условия предоставления услуг Первое обращение - бесплатное. Возможно софинансирование проектов, поддерживаемых государством (в размере не менее 10% от стоимости услуг)

Преимущества ОРПК при МФЦ 1. Простота получения государственных услуг и дополнительных услуг для бизнеса в рамках «одного окна» в приоритетном порядке 2. Комфортные условия обслуживания и минимальный набор документов для получения услуг 3. Открытость информации о получении услуг для всех участников кластеров 4. Снижение сроков предоставления услуг, потерь времени и финансов для участников кластеров 5. МФЦ + ОРПТ = экосистема поддержки развития кластеров 6. Отделение центра в каждом районе области

Цель работы ОРПК Комплексная поддержка предприятий и организаций, входящих в агропромышленные кластеры, обеспечение условий для эффективного взаимодействия участников территориальных кластеров и создание условий для реализации совместных кластерных проектов

Основные задачи 1. Содействие при получении государственной поддержки; подготовка заявок для получения субсидий из государственного бюджета 2. Подготовка документов для участия кластеров в государственных программах 3. Методическое и консультационное сопровождение процессов кластеризации

Результат деятельности ОРПК Привлечение государственных и частных инвестиций в развитие перспективных кластеров, увеличение темпов экономического роста, увеличение налоговой базы Саратовской области, занятости населения, увеличение конкурентоспособности местного производства (прежде всего в аграрной сфере). Стоимость развития ЦКР для государства - около 3,5 млн руб.

Источник: составлено автором на основе информации, размещенной на Едином портале многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг регионов РФ.

Участник кластера приходит в отделение МФЦ

Специалист ОПРК идентифицирует потребность заявителя

Предоставление всего перечня необходимых услуг участнику кластера

Минимальный объем документов

Виды деятельности ЦРК

По принципу «одного окна»

Прием заявок на организацию мониторинга, подготовки кадров, конференций, семинаров и прочее

Предоставление услуг, консультаций и т. д.

Помощь в оформлении документов для участия в конкурсах, грантах

Содействие получению государственной поддержки участникам кластера

Рис. 5. Процедура получения услуг потенциальными участниками кластера в отделе развития кластеров при МФЦ Саратовской области

Источник: составлено автором.

критериев и правил функционирования новых структурных единиц экономики - кластеров, но и конкретного набора услуг. Для агропромышленного кластера необходимыми услугами могут стать услуги по предоставлению информации об имуществе, об организации участия в закупках, о тренингах, программах поддержки кластеров и т. д. Фор-

мирование интегрированной синтетической кластерной концепции существенно повысит эффективность кластерных программ, которые в настоящее время ограничиваются стимулированием развития ресурсной базы и инфраструктуры, концентрации производства и спроса. При этом синтез должен заключаться в учете трех проекций категории кластера -

географической, отраслевой (технологической) и институциональной, создающих реальное трехмерное пространство локального экономического объекта [19].

Немаловажным аспектом является территориальное расположение отделений МФЦ, которые есть почти в каждом районе Саратовской области. Такая организация поддержки кластеров станет целостной экосистемой.

Процедура получения услуг потенциальными участниками агропромышленного кластера предусматривает прием заявок на организацию мониторинга, подготовку кадров, конференций, семинаров, предоставление консультаций, помощь в оформлении документов для участия в грантах и конкурсах, содействие получению государственной поддержки и т. д.

Современная структура Многофункционального центра предполагает три формы организации предоставления услуг для бизнеса: бизнес-окно, бизнес-зона и бизнес-офис. По числу бизнес-окон среди регионов России лидируют Рязанская область (80), Краснодарский край (55), Республика Дагестан (54), Ленинградская область (31); бизнес-зон - Пермский край (24), Республика Башкортостан (14), Воронежская область (8); бизнес-офисов - Республика Татарстан (5), Ставропольский край (4)9.

Спектр услуг, предоставляемых в МФЦ для бизнеса, очень широк: подача документов на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, открытие расчетного счета, оформление лицензий и разрешительных документов, получение информации об организациях инфраструктуры поддержки предпринимателей области, а также услуги АО «Корпорация «МСП» (уполномоченная организация Российской Федерации по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства).

В настоящее время в структуре МФЦ Саратовской области создано и функционирует 4 бизнес-зоны (14 окон обслуживания),

9 Основные подходы к организации МФЦ для бизнеса: проектный офис Минэкономразвития России по созданию и мониторингу деятельности МФЦ. URL: http://ar.gov.ru (дата обращения 22.01.2018).

куда могут обратиться предприниматели или граждане, планирующие открытие собственного дела. Бизнес-зоны начинают пользоваться большим спросом. Менее чем за полгода специалисты бизнес-зон МФЦ зарегистрировали свыше 18 тысяч заявлений от предпринимателей. Всего сотрудники обособленных подразделений МФЦ Саратовской области за 2017 год приняли 254737 заявителей и предоставили 104753 услуги (федеральных - 84377, региональных - 12259, муниципальных - 6847, иных - 1270)10.

В соответствии с составленным рейтингом субъектов РФ за III квартал 2017 года Саратовская область вошла в группу регионов со средней эффективностью организации деятельности МФЦ11. Инфраструктура сети многофункциональных центров в России полностью сформирована, и основной их задачей является наполненность максимальным количеством востребованных услуг для физических и юридических лиц. С учетом того, что одной из приоритетных задач области является формирование и развитие агропромышленных кластеров, создание на базе МФЦ платформы кластерного сотрудничества позволит повысить не только эффективность организации деятельности МФЦ до высокой (опыт Кировской и Ростовской областей позволил занять им достойные позиции в рейтинге и войти в группу с высокой эффективностью организации МФЦ), но и создаст ощутимый импульс для развития агропромышленного комплекса и территории Саратовской области в целом.

В России количество отделений МФЦ с 2007 по 2016 год выросло с 16 до 2752 соответственно (рис. 6). Удовлетворенность населения качеством предоставления услуг повысилась до 82,9% в 2016 году (в 2012 году -75,5%, в 2004 году - 14%).

Такая стремительно развивающаяся сеть МФЦ по всей стране повысила доступность услуг для населения, бизнеса и может высту-

10 Единый портал МФЦ Саратовской области. URL: http://www.mfc64.ru (дата обращения 20.02.2018).

11 Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения 03.08.2018).

2682 2752 ■

1773 I

16 45 81 166 310 ■ 603 1 1013 1 1 1

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Динамика создания отделений Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в 2007-2016 гг.

Составлено по: данные отчета Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ, определенных Президентом РФ, «О предоставлении государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры и внедрении механизма оценки их качества». М., 2017. URL: http://d-russia.ru/wp-content/ uploads/2017/05/mfc-prezent.pdf

Классификация услуг для кластеров

Методологические основы

предоставления услуг

Подбор помещений и оснащение зон для предоставления услуг

Тренинги для специалистов, готовящихся к оказанию услуг

Заключение между МФЦ и поставщиками услуг договоров о сотрудничестве

Рис. 7. Этапы реализации проекта МФЦ для агропромышленных кластеров

Источник: составлено автором.

пить базисом для использования уже сформированной своей инфраструктуры для содействия реализации пилотных кластерных проектов.

Этапы реализации проекта многофункционального центра для агропромышленных кластеров (рис. 7): классификация услуг, методологические основы предоставления услуг, оснащение помещений, проведение тренингов для специалистов и заключение договоров поставщиков услуг с МФЦ.

Как показывает практика, принятие проектов в области поддержки бизнеса дает положительные результаты и пользуется спросом. Так, например, результатом реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»12 стало следующее: не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации действуют по единой модели центры оказания услуг, в том числе государственных и муниципальных услуг малому предпринимательству, на базе банков с государствен-

12 Паспорт утвержден 21.11.2016 на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

ным участием и иных заинтересованных организаций (центры оказания услуг, ЦОУ).

Эффективность функционирования МФЦ для бизнеса с каждым годом растет. Например, в Новгородской области количество обращений предпринимателей в 2016 году возросло до 20289 (в 2013 году - 6756) (рис. 8).

2013 2014 2015 2016

Рис. 8. Динамика обращений предпринимателей Новгородской области в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в 2013-2016 гг.

Составлено по: данные презентации Бирюковой А.И. «О реализации концепции создания и развития сети специализированных многофункциональных центров для бизнеса в Новгородской области на 2016-2018 гг.». URL: http://economy.gov.ru

А также увеличилось количество видов услуг для предпринимателей Новгородской области (рис. 9).

58

I

2013

64

I

2014

70

I

2015

201

2016

Рис. 9. Комплекс услуг для представителей бизнес-сообщества Новгородской области в 2013-2016 гг.

Составлено по: данные презентации Бирюковой А.И. «О реализации концепции создания и развития сети специализированных многофункциональных центров для бизнеса в Новгородской области на 2016-2018 гг.». http://economy.gov.ru

В системе реализации кластер-ориентированной аграрной политики МФЦ сможет предложить комплекс услуг для кластеров в АПК (рис. 10).

Эффект от предложенной системы организационной поддержки развития агропромышленных кластеров будет заключаться в значительной прибавке в областной бюджет, поскольку в связи с внесением изменений в бюджетный кодекс РФ 50% от уплаченной пошлины при обращении в МФЦ за федеральными услугами будут отчислены в бюджет Саратовской области.

Создание отдела кластерного развития в структуре Многофункционального центра предоставления государственных и муни-

ципальных услуг Саратовской области позволит снизить административные барьеры для кластерного сотрудничества и улучшит сопровождение процессов внутри- и межкластерных взаимодействий.

Заключение

Содержание статьи актуально как в рамках региональной экономики, так и с позиции эффективного государственного и муниципального управления. С практической точки зрения указанные в работе рекомендации по развитию сети институтов организационной инфраструктуры поддержки кластеров могут быть полезны региональным органам власти в части развития кластерной политики, в том числе в аграрном секторе экономики. Представленное обоснование теоретико-методологических и практических рекомендаций по разработке единой модели функционирования Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг направлено на активизацию формирования и развития кластеров в рамках региональной аграрной политики на основе стимулирования эффективных кооперационных связей между участниками кластеров и государством. Государство, взяв на себя функцию модератора развития инфраструктурной поддержки кластеров, становится полноценным их участником и вносит значительный вклад в поддержку и развитие кластеризации на территории страны. Проект модели функционирования Многофункционального центра предоставления

Услуги от поставщика (доступ к основным средствам производства и т. д.)

Финансовые услуги (кредитование, лизинг, грантовая поддержка и т. д.)

КАКИЕ УСЛУГИ СМОГУТ ПОЛУЧИТЬУЧАСТНИКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА

Размещение бизнеса (предоставление информации об именующемся имуществе, в т. ч. коворкинг)

Государственные и муниципальные услуги

Продвижение бизнеса (маркетинговые и консультационные услуги по продвижению и др.)

Ведение бизнеса (страхование, коучинг, финансовое, юридическое сопровождение и др.)

Услуги по защите бизнеса (при незаконных действиях органов власти или бизнеса)

Рис. 10. Услуги МФЦ для агропромышленного кластера ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ • ВЫП. 6 (98) • 2018

государственных и муниципальных услуг в системе реализации кластер-ориентированной аграрной политики, безусловно, будет востребован в регионах для развития АПК.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обосновании форм

институциональной поддержки развития мо-лочнопродуктового кластера, практическая значимость заключается в том, что представленные в статье рекомендации позволят снизить административные барьеры для кластерного сотрудничества в Саратовской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990. DOI: 10.1007/978-1-34911336-1

2. Enright M., Staber U., Schaefer N., Sharma B. Regional Clusters, Economic Development: A Research Agenda. Business Network: Prospects for Regional Development. Berlin: Walter de Gruyter, 1996, pp. 190-213.

3. Lindqvist G., Solvell O. Organising Clusters for Innovation: Lessons from City Region in Europe. Clusnet Final Report, 2011. 58 p.

4. Куценко Е.С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства // Обозреватель -Observer. 2009. № 11 (238). С. 112-120.

5. Смородинская Н.В. Смена парадигмы мирового развития и становление сетевой экономики // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 4. С. 95-115.

6. Смородинская Н.В., Малыгин В.Е., Катуков Д.Д. Как укрепить конкурентоспособность в условиях глобальных вызовов: кластерный подход. М.: Институт экономики РАН, 2015. 49 с.

7. Шаститко А.Е. Кластеры как форма пространственной организации экономической деятельности: теория вопроса и эмпирические наблюдения // Балтийский регион. 2009. Т. 2. № 2. С. 9-31.

8. Александрова Л.А. Промышленная интеграция: кластеры VERSUS холдинги // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. 2014. № 2 (51). С. 25-29.

9. Горетов И.Н. Кластерные технологии в управлении АПК // Вестн. Чуваш. ун-та. 2009. № 1. С. 3-6.

10. Самаруха В.И. Кластерная форма организации сельскохозяйственного производства в регионе: возможности и перспективы развития // Сибирская финансовая школа. 2015. № 5 (112). С. 14-19.

11. Александрова Л.А., Тутаева Л.А. Кластеры в аграрной экономике. Оренбург: ОГИМ, 2013. 340 с.

12. Корнейко О.В., Пестерева А.В. Опыт развития экономических зон и промышленных кластеров в Китае // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. «Экономика и право». 2016. Т. 26. Вып. 6. С. 34-40.

13. Рудой В.В. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг как инструмент повышения эффективности взаимодействия власти и общества // Вестник СПбГУ 2010. Сер. 6. Вып. 3. С. 64-68.

14. Гаврилова Л.А. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг: преимущества и проблемы создания // Сервис. 2015. Т. 9. № 1. С. 26-33. DOI: 10.12737/7579

15. Зубарева Е.Г., Бабенкова Е.О. Многофункциональные центры как модель сетевого партнерства предоставления государственных и муниципальных услуг (на примере ЮФО 2010-2016 гг.) // Концепт. 2017. Т. 39. С. 4206-4210. URL: http://e-koncept.ru/2017/971168.htm (дата обращения 25.01.2018).

16. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (в сокращении) // Среднерус. вестн. обществ. наук. 2007. № 3 (2). С. 122-138.

17. Рябчикова Н.Н. Формирование организационной инфраструктуры для поддержки развития аг-рокластеров Саратовской области // Закономерности развития региональных агропродоволь-ственных систем. 2017. № 1. С. 41-44.

18. Castells M. The Informational City: Economic Restructuring and Urban Development. The Wiley-Blackwell, 1992. 416 p.

19. Александрова Л.А., Матвеева О.В. Институциональный подход в кластерных исследованиях // Аграр. науч. журн. 2014. № 10. С. 65-69.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Рябчикова Надежда Николаевна - кандидат экономических наук, научный сотрудник. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аграрных проблем Российской академии наук. Россия, 410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 94. E-mail: iagran@mail.ru. Тел.: +7(8452) 26-24-26.

Ryabchikova N.N.

MEASURES OF INSTITUTIONAL SUPPORT FOR THE MILK PRODUCT CLUSTER DEVELOPMENT IN THE SARATOV OBLAST

Despite the fact that there are various studies devoted to cluster formation in the Russian economy, many methodological and practical issues have not yet been resolved. The mechanism to integrate clusters into the practice of the current state regulation system is not defined clearly and the methodological approaches to cluster infrastructure organization are not worked out; this is especially important and very much in demand in terms of the Russian agricultural development policy. The need to address these issues has led to choosing the research topic and setting objectives. The purpose of the article is to substantiate recommendations for the creation of a three-tier system of institutional support for clustering processes. The study presents methodological and practical recommendations for improving activities of the multifunctional center for state and municipal services provision to form and develop clusters in the framework of regional agricultural policy based on the promotion of effective cooperation between their participants and the state. As a rule, the works devoted to agro-industrial clusters formation discuss two levels of organizational support measures and do not consider changes in the structure and mechanism of state bodies, thus the proposed three-tier tool meets a novelty criteria of the study. The main idea of the article is to create a new cluster infrastructure institute in the form of a department for cluster development and support at the multifunctional center for promoting the formation of competitive agro-industrial regional clusters. Methods of comparative analysis, monographic, system and statistical are used to realize the study purpose. The article concludes that the proposal to set up a department for cluster development in the structure of the Saratov Oblast Multifunctional Center will help to lower administrative barriers to cluster cooperation, improve support of intra- and intercluster interactions, and eliminate institutional barriers to economic growth in the framework of cluster policy. Further development of the theory and method of forming organizational infrastructure to support agro-industrial clusters is a prospect of the research.

Cluster, agro-industrial complex, innovative development, state and municipal services, infrastructure, multifunctional center, cluster-oriented policy.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ryabchikova Nadezhda Nikolaevna - Ph.D. in Economics, Research Associate. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences. 94, Moskovskaya Street, Saratov, 410012, Russian Federation. E-mail: iagran@mail.ru. Phone: +7(8452) 26-24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.