Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2015. № 1
Д.В. Сердобинцев
МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА
Предложен структурированный по основным организационно-экономическим элементам механизм формирования региональных агропромышленных кластеров. Разработана организационно-экономическая модель функционирования агропромышленного кластера с использованием элементов частно-государственного партнерства. Определен поэтапный порядок построения региональных агропромышленных кластеров на базе существующих предприятий с распределением организационных функций между основными участниками. Сформирована организационная структура производственного ядра и обслуживающих сателлитов перспективного агропромышленного кластера, обеспечивающая повышение организации и эффективности хозяйственных взаимодействий.
Ключевые слова: модель функционирования, порядок построения, агропромышленные кластеры, Саратовская область, Поволжье.
The author proposes a mechanism of formation of regional agroindust-rial clusters based on the framework of organizational-economic elements. The article also describes the organizational-economic model of an agroin-dustrial cluster with elements of private-state partnership. The author suggest a stage-by-stage model of developing regional agroindustrial clusters on the basis of existing enterprises, with distribution of organizational functions between the main participants. The model developed by the author includes the organizational structure of core industries and satellites of the perspective agroindustrial cluster, providing increase of the organizational efficiency of economic interactions.
Key words: functioning model, order of construction, agroindustrial clusters, Saratov area, Volga region.
В современных условиях вопросы повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий АПК на основе кластер-
Сердобинцев Дмитрий Валерьевич — кандидат экономических наук, руководитель сектора организации и управления АПК, Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации АПК (ПНИИЭОАПК); e-mail: [email protected]
ного подхода приобретают все большую актуальность, особенно в результате вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)1. Это обусловливается тем, что на сегодняшний день кластеры получили развитие во многих странах мира, причем вне зависимости от уровня развития сельского хозяйства. В развитых странах (ЕС, США) они стали естественным этапом эволюции способов агропромышленного производства, а для развивающихся государств (Китай, Аргентина) кластеры являются главным способом достижения мирового уровня развития сельского хозяйства и выхода на международные рынки. Если привести пример ближайших регионов мира с дифференцированным уровнем развития, то, по данным Европейской кластерной обсерватории, на сегодняшний день в 28 странах Западной и Восточной Европы функционирует 2101 кластер в различных отраслях экономики с общей численностью в 42 млн сотрудников2. При этом 11,5% из них осуществляют деятельность в агропромышленном комплексе, предоставляя работу 4,5 млн человек. Такая всевозрастающая популярность кластерной организации взаимодействия обусловливается тем, что в составе кластера консолидация усилий предприятий для достижения производственно-экономических результатов достигает высшего уровня3.
Термин «кластер» происходит от английского слова cluster, что в переводе означает «группа», «гроздь», «скопление», «пучок». Данный термин широко используется в физике, статистике и информационных технологиях, а в экономике получил широкое распространение относительно недавно. Известный исследователь истории развития кластеров И.В. Пилипенко отмечает, что «термин "кластер' использовался советскими и российскими экономикогеографами А.П. Горкиным и Л.В. Смирнягиным и шведскими бизнес-экономистами К. Фредрикссономи Л.Линд-марком для обозначения скоплений предприятий в пространстве еще в 1970-х гг.». Он же подчеркивает отсутствие первенства
1 См.: Шариков А.В, Сорокина Л.В, Сердобинцев Д.В. Адаптация мер государственного регулирования под условия ВТО путем расширения поддержки развития кластерной деятельности в АПК // Организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров на современном этапе: (Тезисы международной научно-практической конференции 1—8 июня 2013 г., Саратов). Саратов, 2013. С. 313—318.
2Cluster Observatory. [Official Site]. URL: http://www.clusterobservatory.eu/ index.html (дата обращения: 15.05.2013).
3См.: Торопова В.В. Пути совершенствования функциональных взаимодействий на региональном рынке продовольственной продукции // Вестн. Саратовского госагроуниверситета имени Н.И. Вавилова. 2008. № 3. С. 96—97.
в употреблении данного термина у классика кластерного развития: «Портер не первым использовал этот термин, что, впрочем, он и не отрицает, ссылаясь на работы таких выдающихся экономистов, исследовавших процессы концентрации производства в 1890—1950-х гг., как А. Маршалл, А.Леш, У. Айзард, и других исследователей»4. Наряду с этим можно отметить, что в современных трудах многих ученых-экономистов агропромышленные кластеры очень часто ассоциируются или даже отождествляются с агропромышленными холдингами или комплексами и подкомплексами.
В структуре научных теорий теория кластерного развития является одним из основных направлений и школой в теории регионального экономического роста и относится к разделу новых форм территориальной организации производства. В нем условно выделяют 3 научные школы — американскую (М. Портер, М. Энрайт, С. Розенфельд, П. Маскелл, М. Лоренцен, М. Стор-пер), британскую (Д. Даннинг, Д. Хамфри, Х. Шмитц, К. Фримэн) и скандинавскую (Б.-О. Лундваль, Б. Йонсон, Б. Асхайм, А. Изак-сен, Э.Райнарт). Однако следует отметить, что понятие «кластер» в основном используют только представители американской научной мысли, остальные же, несмотря на то что прибегают к территориальным группировкам предприятий различных отраслей, всежестараются избегать употребленияданноготермина5.
Среди множества идей и концепций теории интеграции предприятий на основе кластерного подхода, пожалуй, наиболее значимыми являются работы Майкла Портера «Конкурентные преимущества наций»6 и «Конкуренция»7, где он подробно описывает взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм, отраслей промышленности и национальной экономики. Другой примечательной особенностью данных работ является то, что Портер рассматривает многие характеристики
4 Пилипенко И.В. Кластерная политика: (Приложение 6 к Докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора»). URL: http:// www.docme.ru/doc/1835/ргОб-пилипенко (дата обращения: 07.08.2012).
5 См.: Тищенко А.Н. Теория и практика организации кластеров: зарубежный опыт//Проблеми економжи. 2010. № 2. С. 9—15; Макроэкономическая динамика северных регионов России. Сыктывкар, 2009; Пилипенко И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспособности стран и регионов в мировом хозяйстве // Известия Академии наук. Сер. географическая. 2003. № 6. С. 15—25.
6 Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. N.Y.: Free Press, 1990.
7 Porter M.E. On Competition. Boston: Harvard Business School Press, 1998.
кластеров через призму предложенного им ромба конкурентных преимуществ, в частности преимуществ локального размещения компаний, влияний государственного и частного сектора экономики на совершенствование кластера. При этом автор критикует тарифное регулирование и такие меры прямой государственной поддержки, как субсидирование или предоставление грантов на инновации, так как, по его мнению, политика обеспечения преимуществ для отдельных предприятий разрушает рынки и приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. В такой поддержке обслуживающих производство сфер идеи автора во многом сходятся с условиями членства в ВТО, где такие меры господдержки не ограничиваются. Среди основных принципов развития кластерных инициатив автором отмечается роль частно-государственного партнерства через активное участие правительства в предпринимаемых частным сектором усилиях (где в то же время приоритет отдается частным инициативам), а также значение консорциумов и ассоциаций в формировании и организационной структуре кластеров. Наряду с этим в работах Портера отмечается и важность агропромышленных кластеров: государство должно ориентироваться на усиление, развитие и совершенствование не только избранных, но и всех без исключения кластеров, так как каждый кластер вносит существенный вклад в повышение производительности не только региона или страны, но также и других кластеров и входящих в них предприятий. По этой причине базовые отрасли и традиционные кластеры, такие, как сельскохозяйственные, не должны оставаться без внимания и должны совершенствоваться. В своих исследованиях М. Портер предполагает несколько уровней формирования и деятельности промышленных кластеров: межгосударственный уровень, страна, регион, город, район8. Вместе с тем авторы — М. Энрайт9, С. Ро-зенфельд10, П.Маскелл, М. Лоренцен11, М.Сторпер12 — прираз-
8 См.: Портер М.Э. Конкуренция. М., 2005.
9 Enright M. The Geographical Scope of Competitive Advantage//Stuck in the Region? Changing scales for regional identity / Ed. by E. Dirven, J. Grocnewegen, S. van Hoof. Utrecht, 1993. P. 87—102.
10 Rosenfeld S. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development //European Planning Studies. 1997. Vol. 5. N 1. P. 3—23.
11 Maskell P., Lorenzen M. Firms & Markets, Networks & Clusters: Traditional & Creative Industries//DRUID Winter Conference 2004. Paper. URL: http:// www.druid.dk/uploads/tx_picturedb/dw2004-958.pdf?q=music-clusters (дата обращения: 08.08.2012).
12Storper M. Territories, Flows, and Hierarchies in the Global Economy// Spaces of Globalization: Reasserting the Power of the Local / Ed. by K.R. Cox. N.Y.: Guilford Press, 1997.
витии теории производственных кластеров М. Портера делают акцент именно на региональной сущности кластеров, тем самым отмечая, что в первую очередь необходимо объединять и развивать кластерные структуры в регионах различных государств, а уже затем последует их диверсификация и выход на национальный и международный уровни.
Таким образом, можно определить, что производственный кластер состоит из ядра — основных производителей и переработчиков продукции — и сателлитов — вспомогательных предприятий, оказывающих дополнительные работы и услуги, поставляющих товары для предприятий ядра кластера, но при этом область их деятельности не ограничивается только основными предприятиями кластера13. В последние годы в стремлении перенять передовой опыт кластерные методы стали приживаться и на российской земле. Результатом этого становится все более широкое упоминание кластеров в различных законопроектах, концепциях и инвестиционных программах, основными из которых являются:
• «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р);
• «Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» (Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 188);
• «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» (письмо Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 № 20615-АК/Д19);
• «О создании рабочих групп по выявлению и развитию экономических кластеров на территории Саратовской области» (Распоряжение Правительства Саратовской области от 15.08.2006 № 224-Пр);
• Федеральные и региональные концепции и программы развития различных отраслей.
В то же время кластерные инициативы в экономике страны активно реализуются на практике, и к настоящему моменту,
13 См.: Сердобинцев Д.В., Дружина Е.В. Совершенствование механизма взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий мо-лочно-продуктового подкомплекса АПК Поволжья //Вестн. Саратовского гос-агроуниверситета имени Н.И. Вавилова. 2011. № 8. С. 85—90.
по данным Минэкономразвития РФ и собственных исследований, в отечественной экономике реализуется более 221 кластерного проекта, и при этом в АПК создается 41 кластер (19%). В соответствии с общероссийской тенденцией в 8 регионах Поволжья также реализуется около 39 проектов по созданию кластеров в различных отраслях народного хозяйства, в том числе около 6 кластеров создается в АПК пяти регионов Поволжья14. При этом в большинстве регионов вся деятельность по кластеризации сосредоточена в центрах кластерного развития (ЦКР), которые занимаются всей работой по формированию различных отраслевых кластеров. Подобные центры в настоящее время функционируют в Республике Татарстан15, Астраханской16, Пензенской17, Самарской18 и Ульяновской19 областях. Наряду с этим большинство поволжских ЦКР было организовано относительно недавно, в 2010—2012 гг., по инициативе региональных правительств с целью подготовки инвестиционного проекта для вхождения в Перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. Это позволяет регионам в случае одобрения проекта Минэкономразвития РФ получить средства государственной поддержки для развития кластерной деятельности на условиях софинансиро-вания из регионального и федерального бюджетов20.
Проведенный в рамках исследований анализ опыта кластеризации указывает на особую роль частно-государственного партнерства при формировании кластеров, так как решение дан-
14 Сводная база данных по кластерам России//Министерство экономического развития Российской Федерации. [Официальный сайт]. URL: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081707 (дата обращения: 07.09.2012).
15 Центр кластерного развития Республики Татарстан. [Официальный сайт]. URL: http://www.cluster-rt.ru/ (дата обращения: 10.08.2012).
16 Центр кластерного развития малого и среднего предпринимательства Астраханской области. [Официальный сайт]. URL: http://astrackr.ru/ (дата обращения: 10.07.2012).
17 Центр кластерного развития Пензенской области. [Официальный сайт]. URL: http://clustercenter.ru/ (дата обращения: 11.07.2012).
18 ГАУ «ЦИК СО»: Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области. [Официальный сайт]. URL: http://www.innocentr-samara.ru/ (дата обращения: 05.07.2012).
19 Презентация Центра кластерного развития Ульяновской области //Министерство экономического развития Российской Федерации. [Официальный сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ (дата обращения: 11.08.2012).
20 См.: Черняев А.А., Сердобинцев Д.В., Храмушин А.Г. и др. Организационно-экономическая модель агропромышленных кластеров в зернопродуктовом подкомплексе АПК Поволжья /ГНУ ПНИИЭО АПК. Саратов, 2012.
Рис. 1. Организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров
ной масштабной задачи невозможно по одиночной инициативе участников рынка, а должно осуществляться на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. В результате был сформирован поэтапный организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров с функциональным подразделением решаемых задач на государственном и частном уровнях (рис. 1).
При этом механизм рассматривается дискретно по экономическим и организационным элементам, обозначающим как сам процесс построения кластера, так и его внутреннее структури-
рование, а также финансовое обеспечение его формирования и достижения целевых показателей21.
Как показывает опыт регионов, формирование кластеров возможно только при объединении усилий органов власти и самих интегрируемых предприятий. При этом основная инициатива должна исходить от потенциальных участников кластера, а администрация должна оказывать всестороннюю поддержку, особенно на первоначальных этапах, путем пропаганды преимуществ и проектирования кластера. Но сами предприятия редко проявляют заинтересованность в участии в мероприятиях по активизации кластерной деятельности, зачастую не отдавая себе отчета во всех преимуществах кластеров, они видят только усиление конкуренции, не обращая внимания на возможные выгоды от объединения усилий на достижение общего результата. По этим причинам от органов власти требуется проведение ряда мероприятий, имеющих целью положить начало развитию кластеров в ответственном регионе. В результате с целью рассмотрения начальных этапов формирования кластеров в АПК был структурирован порядок их построения, в котором выделены основные исполнители и проводимые ими мероприятия (рис. 2).
Выбор исполнителей определяется кругом решаемых задач, возложенных на данные органы государственной власти соответствующими нормативно-правовыми актами. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 28.06.2013 № 317-П «Вопросы Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области» для Минэкономразвития определен круг задач в сфере развития предпринимательской, торговой, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, к чему можно отнести создание агропромышленных кластеров. Минэкономразвития участвует в разработке региональных программ и правовых актов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе в инновационной сфере, участвует в формировании и развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства, обеспечивает повышение финансовой грамотности и информированности предпринимателей-субъектов. Также министерство решает ряд организационных задач в торговой сфере: разрабатывает и реализует мероприятия по развитию торговой деятельности, направленные на насыщение рынка товарами с высокими потребитель-
21 См.: Сердобинцев Д.В. Механизм формирования региональных агропромышленных кластеров на основе частно-государственного партнерства// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 1. С. 118—131.
Рис. 2. Основные мероприятия, порядок и участники формирования агропромышленных кластеров в Саратовской области
скими свойствами, обеспечивает участие в выставках, организует ярмарки, готовит предложения по организации розничных рынков и аккредитации социальных магазинов, организации внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества. Наряду с этим министерство координирует деятельность в сфере инвестиционной политики: разрабатывает и реализует мероприятия по привлечению инвестиций, организации государственно-частного партнерства, повышению инвестиционной привлекательности региона, созданию высокотехнологичных производств и особых экономических зон. Так как в исследованиях предполагается разработка проекта региональной программы развития кластеров, то Минэкономразвития в соответствии со своими задачами координирует работы по разработке и реализации государственных областных, адресных инвестиционных и ведомственных целевых программ, проводит мониторинг их реализации.
В работе по созданию кластеров участвует и Минсельхоз, так как, согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 17.11.2006 № 354-П «Вопросы Министерства сельского хозяйства Саратовской области», одной из функций МСХ является содействие развитию рыночных отношений, предпринимательства, организации рынка и переработки сельскохозяйственной и продовольственной продукции, маркетинга и биржевой торговли, техническому и технологическому оснащению агропромышленного производства, а также содействие интеграции науки, образования и производства, проведение единой научной и кадровой политики. Среди особенно важных для кластеризации задач министерства можно также отметить содействие развитию производственной и потребительской кооперации, созданию ассоциаций и других интегрированных формирований в АПК, организацию подготовки и переподготовки кадров, научного, информационного и консультационного обеспечения АПК, пропаганду и внедрение передовых научно-технических разработок, проведение конференций, семинаров, выставок и других мероприятий.
Создаваемый Центр (Фонд) кластерного развития (ЦКР) не будет ограничивать свою деятельность только рамками агропромышленного комплекса, так как представляет единую организацию по комплексному развитию кластеров в Саратовской области. По этой причине целесообразно сформировать в структуре фонда обособленное подразделение, ответственное за работу с предприятиями АПК. Основными задачами данного структурного подразделения будут стимулирование создания отраслевых ассоциаций в различных подкомплексах АПК и организация
ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Минэкономразвития, Минсельхоз и другие профильные министерства и ведомства)
Центр кластерного развития Саратовской области
Агропромышленное подразделение Фонда кластерного развития
Ассоциация «Зернопродуктовый кластер» Ассоциация «Молочнопродуктовый кластер» Ассоциация «Мясопродуктовый кластер»
Ассоциация «Плодоовощной кластер» Ассоциация «Маспожировой кластер» Ассоциация «Свеклосахарный кластер»
Рис. 3. Организационная структура агропромышленных кластеров и ЦКР
взаимодействия с такими ассоциациями. В результате наиболее оптимальная организационная структура кластеров в АПК Саратовской области может принять вид схемы, представленной на рис. 3.
Как показывает опыт развития кластерной деятельности в некоторых регионах России, для кластеров в настоящий момент наиболее оптимальной организационно-правовой формой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации являются фонды (ст. 118—119 ГКРФ) и объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 121—123 ГКРФ). Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Ассоциация (союз) — некоммерческая организация (объединение), которую могут создавать по договору между собой коммерческие и некоммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Высшим органом управления ЦКР в соответствии с уставом является Совет фонда, в который могут войти представители учредителей — правительства области. Совет определяет свой собственный состав, утверждает структуру, назначает правление и управляющего, формирует попечительский совет и ревизионную комиссию фонда. Управляющий и правление фонда являются исполнительными органами фонда и осуществляют
оперативное управление деятельностью, назначение сотрудников в структурные подразделения, проведение финансово-хозяйственных операций. Попечительский совет и ревизионная комиссия осуществляют контроль за деятельностью фонда, обеспечивают защиту интересов учредителей, инвесторов и кредиторов, проводят проверку деятельности и ее соответствие целям и задачам фонда и законодательству РФ. В структуре ассоциаций производственных и обеспечивающих предприятий АПК высшими органами управления являются общие собрания членов ассоциаций, которые назначают наблюдательные советы — постоянно действующие коллегиальные органы управления и ревизионные комиссии — контролирующие органы, а также исполнительных директоров и дирекции. В результате можно сформировать организационно-экономическую модель функционирования агропромышленного кластера, которая представлена на рис. 4.
Организационная структура регионального агропромышленного кластера определяется фактором наличия в регионе необходимого количества определенных предприятий АПК и прочих смежных отраслей. Особенно важно при формировании кластера организовать взаимодействие с предприятиями-сателлитами, поставляющими разнородные виды товаров и услуг. В Саратовской области работает значительное количество снабжающих, обслуживающих или других связанных с АПК предприятий, что позволяет свободно сформировать сателлитный пояс вокруг ядра кластера. Разработка, координация и сопровождение реализуемых проектов создания агропромышленных кластеров являются прерогативами Минэкономразвития и Минсельхоза с целью обеспечения эффективного и скоординированного решения задач, посредством которых необходимо, как отмечалось выше, формировать Центр кластерного развития. Задача кадрового обеспечения решается благодаря наличию достаточного количества образовательных учреждений, таких, как Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Саратовский финансово-технологический колледж и сеть профессионально-технических училищ. Разработка и внедрение научных инноваций вполне обеспечивается СГАУ имени Н.И. Вавилова, Поволжским НИИ экономики и организации АПК, НИИ сельского хозяйства Юго-Востока, Российским научно-исследовательским и проектно-технологическим институтом сорго и кукурузы и другими научно-исследовательскими учреждениями и вузами.
Финансовое и техническое снабжение и обслуживание может осуществлять ряд организаций, созданных в рамках реализации приоритетных национальных проектов и госпрограмм — ОАО
Рис. 4. Организационно-экономическая модель агропромышленного кластера в Саратовской области
«Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», дистрибьюторы сельхозтехники и информационно-консультационные центры. Также транспортно-технологические услуги могут оказывать Приволжская железная дорога, транспортные компании и сеть машинно-технологических станций. В итоге можно сформировать организационную схему работы регионального агропромышленного кластера, объединяющего предприятия различных сфер АПК, представленную на рис. 5.
Сопоставление и анализ расходов при использовании традиционного канала товародвижения и зернопродуктового кластера в виде логистической схемы демонстрируют, что во втором случае значительно сокращаются трансакционные издержки. При этом общая экономия в зависимости от структуры затрат на процессы товарообращения составит в среднем 45,0%, что с учетом их
Рис. 5. Возможная структура агропромышленного кластера в Саратовской
области
доли в цене реализации позволяет снизить на 11,7% себестоимость конечной продукции22. В целях обоснования внесенных предложений на основе индикаторов, заложенных в Концепции развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2020 г., определена экономия от повсеместного распространения методов кластерной организации производства в АПК, которая может составить к 2020 г. до 8,7 млрд руб. При этом дополнительный эффект от внедрения новых технологий, создания рабочих мест и увеличения налоговых отчислений участниками кластера делает очевидной необходимость активизации процессов региональной агропромышленной кластеризации как основы повышения эффективности взаимодействия и конкурентоспособности предприятий АПК, усиления инновационной направленности и стимулирования регионального развития в Поволжье. А за счет общего синергетического эффекта и эффекта масштаба, консолидации кадрового потенциала, финансовых и технологических ресурсов, а также комплексной диверсификации кластер позволяет оптимизировать все производственно-экономические процессы на пути продукции «от поля до стола».
В итоге следует отметить, что формирование модели агропромышленных кластеров возможно только при условии объединения усилий органов власти и самих интегрируемых предприятий. Практическое внедрение предложенных разработок станет существенным этапом в процессе совершенствования хозяйственного взаимодействия в сфере производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продовольственной продукции. Универсальный характер предлагаемых разработок позволяет с учетом адаптации применять их в АПК многих областей и республик Поволжья, а также других субъектов Российской Федерации, что соответствующим образом будет способствовать развитию региональной агропромышленной кластерной политики.
Список литературы
ГАУ «ЦИК СО»: Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области. [Официальный сайт]. URL: http:// www.innocentr-samara.ru/
Макроэкономическая динамика северных регионов России. Сыктывкар, 2009.
Пилипенко И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспособности стран и регионов в мировом хозяйстве// Известия Академии наук. Сер. географическая. 2003. № 6.
22 См.: Черняев A.A., Сердобинцев Д.В., Храмушин А.Г. и др. Указ. соч.
Пилипенко И.В. Кластерная политика: (Приложение 6 к Докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора»). URL: http://www.docme.ru/doc/1835/pr06-пилипенко
Портер М.Э. Конкуренция. М., 2005.
Презентация Центра кластерного развития Ульяновской области // Министерство экономического развития Российской Федерации. [Официальный сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/
Сводная база данных по кластерам России // Министерство экономического развития Российской Федерации. [Официальный сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/po-litic/doc201001081707
Сердобинцев Д.В. Механизм формирования региональных агропромышленных кластеров на основе частно-государственного партнерства//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 1.
Сердобинцев Д.В., Дружина Е.В. Совершенствование механизма взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК Поволжья // Вестн. Саратовского госагроуниверситета имени Н.И. Вавилова. 2011. № 8.
ТищенкоА.Н. Теория и практика организации кластеров: зарубежный опыт // Проблеми економ^. 2010. № 2.
Торопова В.В. Пути совершенствования функциональных взаимодействий на региональном рынке продовольственной продукции //Вестн. Саратовского госагроуниверситета имени Н.И. Вавилова. 2008. № 3.
Центр кластерного развития малого и среднего предпринимательства Астраханской области. [Официальный сайт]. URL: http://ast-rackr.ru/
Центр кластерного развития Пензенской области. [Официальный сайт]. URL: http://clustercenter.ru/
Центр кластерного развития Республики Татарстан. [Официальный сайт]. URL: http://www.cluster-rt.ru/
Черняев А. А., Сердобинцев Д.В., Храмушин А.Г. и др. Организационно-экономическая модель агропромышленных кластеров в зерно-продуктовом подкомплексе АПК Поволжья / ГНУ ПНИИЭО АПК. Саратов, 2012.
Шариков А.В., Сорокина Л.В., Сердобинцев Д.В. Адаптация мер государственного регулирования под условия ВТО путем расширения поддержки развития кластерной деятельности в АПК // Организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров на современном этапе: (Тезисы международной научно-практической конференции 1—8 июня 2013 г., г. Саратов). Саратов, 2013.
Cluster Observatory. [Official Site]. URL: http://www.clusterobserva-tory.eu/index.html
Enright M. The Geographical Scope of Competitive Advantage // Stuck in the Region? Changing scales for regional identity/Ed. by E. Dirven, J. Grocnewegen and S. van Hoof. Utrecht, 1993.
Maskell P., Lorenzen M. Firms & Markets, Networks & Clusters: Traditional & Creative Industries//DRUID Winter Conference 2004. Paper. URL: http://www.druid.dk/uploads/tx_picturedb/dw2004-958.pdf?q=mu-sic-clusters
Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. N.Y.: Free Press, 1990.
Porter M.E. On Competition. Boston: Harvard Business School Press, 1998.
Rosenfeld S. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development//European Planning Studies. 1997. Vol. 5. N 1.
Storper M. Territories, Flows, and Hierarchies in the Global Economy // Spaces of Globalization: Reasserting the Power of the Local/Ed. by K.R. Cox. N.Y.: Guilford Press, 1997.