СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ УСЛУГ
DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-76-87 УДК 616-057
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В. В. Зверев1, Ф. Ф. Габбасов1, Э. Н. Самедова2
'Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация
2Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация
Система здравоохранения играет важную роль в воспроизводстве человеческого капитала, поскольку направлена на поддержание и восстановление социального и физического благосостояния людей. В современных условиях региональные системы здравоохранения оказываются не способными реализовывать в полной мере возложенные на них функции из-за недостаточного финансирования, неэффективного управления, нерационального использования ресурсов. Рассмотрена схема производства и реализации медицинских услуг, перечислены основные функции, зоны и виды деятельности системы здравоохранения. Обозначены три зоны деятельности субъектов системы здравоохранения: продуцирование, использование и регулирование. В виде схемы представлены приоритеты развития здравоохранения, которые должны периодически пересматриваться по причине изменений факторов, условий, технологий в данной сфере. Обосновывается, что кластерный подход является одним из самых эффективных механизмов совершенствования системы управления в здравоохранении. Уточнены преимущества кластеризации для субъектов системы здравоохранения. Предложен методический подход к формированию кластеров в российском региональном здравоохранении. Отмечено, что реализация кластерного подхода обусловливается рациональностью организационно-экономического обеспечения системы здравоохранения, под которым понимается совокупность организационно-правовых, инфраструктурных, финансовых методов и инструментов влияния. Предложен алгоритм формирования структуры медицинского кластера, на основе которого разработана модель Астраханского регионального медицинского кластера. Наиболее важным этапом в создании кластера названо формирование его ядра с помощью выделения ключевых медицинских организаций и частично бизнес-окружения. Сделан вывод о том, что функционирование кластера позволяет сократить расходы его участников, обеспечить инвестиционную привлекательность кластера в целом и его отдельных участников, повысить эффективность использования ресурсов за счёт совместного применения медицинского оборудования и технологий, обеспечить качество и доступность медпомощи, развивать конкурентные отношения и т. д.
Ключевые слова: система здравоохранения, медицинские услуги, медицинские организации, кластерный подход, медицинский кластер.
Для цитирования: Зверев В. В., Габбасов Ф. Ф., Самедова Э. Н. Кластерный подход к развитию региональной системы здравоохранения // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 76-87. DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-76-87.
Введение
В развитии мирового сообщества важным фактором воспроизводства человеческого капитала становится здоровье нации. Система здравоохранения в этом процессе играет важную роль, т. к. направлена на поддержание и восстановление социального и физического благосостояния людей. В России сохранение здоровья нации в последнее десятилетие определено как приоритетное направление [1].
Государство разрабатывает и финансирует многочисленные целевые федеральные и территориальные программы для решения важных задач в сфере здравоохранения. Государственная поддержка распространяется и на деятельность, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию спорта и физической культуры, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения [2].
Кластерный подход в здравоохранении
Выделяют три зоны деятельности субъектов системы здравоохранения: продуцирование, использование, регулирование. Основные функции, зоны и виды деятельности системы здравоохранения представлены на рис. 1.
Функции системы здравоохранения
| Исполнители I | задания |
Прямые
1
Зона продуцирования и использования производственного блага
Деятельность по производству услуг и товаров здравоохранения
+ :
Объекты (организации) здравоохранения (включая объекты медицинской и фармацевтической промышленности)
Вспомогательная деятельность
Предпринимательский Государственно-
сектор муниципальныи сектор
Не прямые
Деятельность по производству услуг здравоохранения
I И
Органы государственной
власти и местного самоуправления в области охраны и здоровья
I
Исполнители задания
I______I
Зона властного регулирования государственного контроля
7
Деятельность по производству ориентированных на конечное потребление услуг и товаров
Объект задания
Деятельность по производству не ориентированных на конечное потребление услуг
Потребности в услугах и товарах здравоохранения
задания
Функции, связанные со здравоохранением
Функции, связанные со здравоохранением
Наука, образование и повышение квалификации кадров
Охрана окружающей среды
Санитарно-эпидемиологический контроль
Контроль и надзор
в сфере здравоохранения
Рис. 1. Основные функции системы здравоохранения
Управление государственными медицинскими организациями производится в соответствии с принципом строгой иерархической организации деятельности. При этом не обеспечено системное устойчивое функционирование между медицинскими организациями разного уровня.
Одним из эффективных механизмов совершенствования системы управления в здравоохранении согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определено создание сети кластеров как нового механизма управления, в рамках которого возможны концентрация ограниченных ресурсов, обеспечение доступности и качества медицинской помощи.
В этой связи обратимся далее к рассмотрению кластерного подхода как современного метода управления региональными системами здравоохранения. Формирование кластеров в регио-
нальной системе здравоохранения позволяет сократить логистические и общехозяйственные расходы за счёт оптимизации механизма управления, повысить инвестиционную привлекательность всех участников кластера путём повышения их финансово-экономической устойчивости [3, 4].
Ключевой проблемой эффективного функционирования и развития региональных систем здравоохранения является сохраняющийся дефицит и несбалансированность объёмов финансового обеспечения с объёмами медицинских услуг, предоставляемых по программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Зарубежный опыт развития здравоохранения демонстрирует наличие тенденций динамичного формирования международного рынка медицинских услуг через международную торговлю медуслугами, внедрение телемедицинских технологий и инновационных методов лечения, стандартизацию производства и потребления медуслуг.
В условиях глубоких демографических сдвигов все аспекты, связанные с улучшением качества и продлением срока жизни людей, приобретают определяющее значение и для России, что актуализирует её активную интеграцию в этот процесс.
В этом контексте важно чёткое установление приоритетов развития российского здравоохранения (рис. 2).
Общественные ценности и принципы _системы здравоохранения_
Политика в области здравоохранения
Справедливость Эффективность распределения ресурсов Техническая эффективность Удовлетворение потребностям общества Качество медуслуг
Динамические детерминанты (спрос на медуслуги, политическое давление, международные учреждения, приоритеты)
Текущие приоритеты здравоохранения
Технические критерии (состояние здоровья; эффективность мероприятий с точки зрения затрат; приоритеты общества)
Критерии достижимости (потенциал системы здравоохранения; финансовые перспективы сектора здравоохранения; политический консенсус)
Новые приоритеты
системы здравоохранения
Организационные и правовые рамки системы здравоохранения
Рис. 2. Приоритеты развития здравоохранения
Установленные приоритеты функционирования системы здравоохранения должны периодически пересматриваться в силу динамичных изменений факторов, условий, технологий в сфере. При этом требуется разработка механизмов распределения доступных ресурсов, а также изменение правил, регулирующих взаимодействия между субъектами системы здравоохранения с использованием органами управления следующих вариантов:
- приоритеты могут устанавливаться в неявной форме, практикующие врачи принимают решения об оптимальных вариантах использования ресурсов;
- использование листов ожидания для регулирования доступа к услугам пациентов, жизнь которых не находится под угрозой;
- внедрение механизмов соучастия в расходах, связанных с услугами низкой степени приоритетности;
- ограничение объёма некоторых услуг через составление списков рекомендованных услуг;
- концентрация ресурсов на обеспечение доказавших свою эффективность услуг;
- передача отдельных медицинских услуг частному сектору и/или составление перечня услуг, обеспеченных бюджетным финансированием [5].
В современных условиях Россия не ограничивает иностранных поставщиков по значительному спектру услуг, что потенциально может привести к усилению конкуренции на региональном уровне между российскими поставщиками медуслуг, способствуя их интеграции в международный рынок через торговлю медуслугами.
Одним из ключевых векторов развития рынка медуслуг в России является медицинский туризм, способный повысить качество оказываемых услуг в стране, стимулировать развитие смежных отраслей.
Для обеспечения соответствующего зарубежным стандартам качества медуслуг важно рассматривать их по медицинским и сервисным составляющим. Наличие у пациента возможности выбора конкретной медуслуги и уровень сервиса оказывают определяющее влияние на спрос на услуги той или иной медицинской организации, их сетей или даже страны. Аккредитация российских медицинских организаций в общепризнанных международных компаниях представляет значительный интерес в свете повышения их востребованности и привлечения иностранных пациентов. Безусловно, медицинским организациям в данном вопросе необходима финансовая и другая поддержка со стороны федеральных органов управления сферой здравоохранения [5].
Современное состояние российской системы здравоохранения требует использования кластерного подхода в практике управления. В контексте предмета исследования считаем необходимым дать чёткое определение термина «медицинский кластер» - объединение на принципах партнёрства и соконкуренции региональных медицинских организаций, поставщиков и бизнес-окружения с целью реализации совместных проектов, усиления конкурентоспособности. Преимущества кластерного подхода для субъектов системы здравоохранения представлены в табл.
Преимущества кластеризации для субъектов системы здравоохранения
Субъект системы здравоохранения Преимущества
Медицинский бизнес - Расширение сети поставщиков (фарморганизаций, производителей и поставщиков препаратов и оборудования) и потребителей (пациентов), более лёгкий доступ к рынку труда и капитала (в том числе и международному); - участие финансовых институтов в кластере повышает возможности привлечения необходимых средств на реализацию инвестиционных проектов, закупки дорогостоящего медицинского оборудования; - общий доступ к информации и технологиям - происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новинок по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами; - достижение эффекта масштаба и экономия трансакционных издержек; - совместная работа с органами государственной власти позволяет более эффективно отстаивать интересы медицинских организаций на законодательном уровне, добиваться льгот и субсидий и т. д.
Органы государственной власти - Основная цель власти в формировании объединений на основе кластерного подхода - реализация долгосрочных стратегий развития системы охраны здоровья населения региона и отрасли здравоохранения как её основной компоненты; - непосредственное участие власти в принятии организационных и экономических решений деятельности кластера, выступая при этом не в роли внешней принуждающей силы, а в качестве равноправного партнёра; - более качественное понимание текущего состояния и тенденций развития отрасли здравоохранения благодаря свободному обмену информацией между участниками.
Бизнес-окружение - Для НИИ, финансовых институтов, транспортных организаций, консалтинговых фирм успешное развитие кластера означает увеличение объёма новых заказов и клиентуры.
Население - Улучшение качества медицинской помощи (по всем направлениям), сокращение времени ожидания процедур, расширение ассортимента медуслуг, повышение общего уровня сервиса; - увеличение количества рабочих мест, улучшение жилищной, транспортной инфраструктуры, реализация иных социальных целей.
Формирование кластеров в российском региональном здравоохранении
Формирование кластеров в российском региональном здравоохранении должно развиваться с учётом сохранения преемственности системы научного поиска и разработки новых технологий на основе тесного взаимодействия здравоохранения и медицинской науки.
Организация кластера потенциально способна воспроизводить положительные синергети-ческие эффекты, в числе которых:
- технологический (совместное использование базовых технологий, возможности осуществлять внутреннюю стандартизацию и специализацию, оптимизация затрат на внедрение инноваций, диффузию технологических новшеств, передачу ноу-хау);
- ресурсный (совместное использование ключевых видов ресурсов);
- инфраструктурный (совместное использование элементов инфраструктуры);
- информационный (формирование единого информационного пространства).
При формировании кластеров в здравоохранении в каждом регионе учитываются существующие особенности и возможности медицинских организаций и взаимодействующих структур. Механизм организации системы здравоохранения региона на основе кластерного подхода представлен на рис. 3.
Рис. 3. Механизм организации системы здравоохранения региона на основе кластерного подхода
Реализация кластерного подхода обусловливается рациональностью организационно-экономического обеспечения системы здравоохранения, под которым понимают совокупность организационно-правовых, инфраструктурных, финансовых методов и инструментов влияния (рис. 4).
Инфраструктурный модуль выражает возможные организационно-управленческие формы и методы формирования медицинского кластера, в составе которых:
- анализ текущего состояния и перспектив развития потенциала системы здравоохранения региона, потребительского спроса на внутреннем и внешнем рынках;
- проектирование структуры регионального медицинского кластера с установлением состава его потенциальных участников;
- расчёт уровня конкурентоспособности проектируемого кластера, оценка возможностей сбыта его продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках;
- оценка влияния деятельности проектируемого кластера на демографические показатели социально-экономического развития региона;
- разработка концепции и целевой программы по формированию и развитию кластера, системы генерации ноу-хау и отбора перспективных инновационных медицинских услуг, плана совместных действий потенциальных участников кластера, информационного обеспечения в глобальной сети [6].
Организационно-правовой модуль представлен методами долгосрочного целевого программирования, финансового регулирования, мониторинга результатов деятельности. Функциональный модуль - блоком формирования и использования финансовых средств (государственных, муниципальных и частных) и блоком формирования и использования финансовых средств на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП).
Рациональное организационно-экономическое обеспечение позволяет скоординировать финансово-экономические и организационные отношения участников кластеризации, рационально распределять финансовые ресурсы между бизнес-структурами, а также осуществлять эффективный процесс управления [6].
Организационно-экономическое обеспечение формирования регионального медицинского кластера
£
Инфраструктурный модуль
1
Методы: реструктуризация, интеграция, проектирование, лоббирование (участников
кластера), разрешение внутренних конфликтов, координация деятельности, содействие развитию
Инструменты: система генерации ноу-хау, коммуникации, базовые технологии, система подготовки кадров
3
I
Механизм ОМС
I
Финансовые методы: налогообложение, субсидирование, целевое безвозмездное финансирование, долгосрочное целевое программирование, обязательное страхование, безвозмездное финансирование, социальная помощь, денежная выплата, финансирование расходов
Блок формирования финансовых ресурсов на основе ГЧП
Механизм ДМС
Механизмы ГЧП
1 г
Финансовые инструменты: налог, социальный налог, страховой взнос, норматив, смета, страховой медполис, субсидия, субвенция (на реализацию региональных и муниципальных программ)
Финансовые методы: аренда, лизинг, концессия, долевое участие, аутсорсинг
Механизм частного финансирования
Механизмы: финансовое
прогнозирование, финансовое планирование, финансовая ответственность СМО, одноканальное финансирование
Финансовые методы: добровольное страхование
работодателя, личное добровольное страхование, частное финансирование, личное финансирование, налоговое льготирование организациям, налоговое стимулирование ЗОЖ, франчайзинг
Финансовые инструменты: договор, соглашение
Финансовые методы: система госзаданий, полный тариф, ценообразование на основе стандартов клинико-статистических групп, лицензирование и аккредитация медицинских организаций
Финансовые инструменты:
договор, соглашение, тариф, цена, полис ДМС, льгота, бонус, аутсорсинг
Финансовые инструменты: анализ эффективности и качества медпомощи, мониторинг выполнения госзаданий, лицензия, свидетельство об аккредитации, тарифы на основе клинико-статистических групп
S а
о я
i-T
о й о ^ О, U
я й
и
8 ^ ft о
& rf С и
яI
g н
я
-е-
5
6
о
я
о я
Я О то ы ffl ffi
g. * & и
Я о
3 О" § Я
с ь
о 5 S ^ U
5 и я Jos
n ffl Он
6 Я О я я я 8 S »
Я Я о
С я S ° "в" „
& „ я
Я И л ~ Я м
» « 3 S м & я 5 н
й n g
«S3
° & *
5. й
Я1 Я
D Н
О сЗ
03 &.
О D
03 В
оЗ о С.
Рис. 4. Схема организационно-экономического обеспечения формирования регионального медицинского кластера
Функциональный модуль финансового обеспечения Функциональный модуль организационно-правового обеспечения
1 Г 1 1 Г 1 г
Блок формирования государственных финансовых ресурсов Функциональный модуль формирования финансовых ресурсов Блок формирования негосударственных финансовых ресурсов Функциональный модуль использования финансовых ресурсов Инструменты Методы
1
Модуль продвижения услуг
Методы: активная, таргетированная и контекстная реклама; стимулирование сбыта; маркетинг; связи с общественностью; брендирование кластера
Инструменты: акции, скидки, sms и email рассылки, блог или видеоканал, собственный ресурс в сети Интернет
s1
Тэ §
I £
i
с
чэ р>
й с
с
1
с»
4
■в
0 а
1
Методический подход к формированию медицинского кластера включает следующие пошаговые действия (рис. 5).
Масштабный анализ рынка медицинских услуг на определённой территории
Проведение организационной работы (информирование потенциально заинтересованных участников относительно формирования кластерного объединения, организация предварительного собрания, подписание протокола о намерениях)
Формирование ядра будущего медицинского кластера (ключевые организации и их поставщики, а также частично бизнес-окружение)
Создание координационного органа кластера
Оценка внешней среды, анализ конкурентных преимуществ и рыночных угроз, оценка воздействия кластера на систему здравоохранения и экономику региона в целом
Разработка стратегии и планов мероприятий по реализации целей, совершенствование «внутрикластерных»
Мониторинг развития кластера, обеспечение оперативного контроля
Рис. 5. Методический подход к формированию медицинского кластера
Важнейшим этапом создания медицинского кластера является формирование его ядра, для чего проводится выявление ключевых медицинских организаций и частично бизнес-окружения.
Формирование кластера как целенаправленный, последовательный, цикличный процесс представлено на рис. 6.
Постановка задачи
Анализ материалов диагностического обследования
Организационное оформление структуры кластера
Рис. 6. Алгоритм формирования структуры медицинского кластера
В системе здравоохранения Астраханской области ядром кластера, по нашему мнению, может являться ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница», обладающая наибольшим потенциалом (наличие лабораторий, собственная скорая медицинская помощь, развитая инфраструктура и др.).
Модель Астраханского регионального медицинского кластера представлена на рис. 7.
Органы регулирования Надзор: Роспотребнадзор, Росздравнадзор, ФАС, прокуратура. Органы власти: Министерство здравоохранения Астраханской области, Общественный совет при Министерстве здравоохранения Астраханской области. Отраслевые ассоциации: МОО «Врачебная Палата ЮФО и СКФО», Ассоциация «Астраханская лига медицинских работников», Совет главных врачей, профсоюз.
Координационный совет кластера
~Ж
Управляющая компания
ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница»
Сектор специальных сервисных услуг
Юридические фирмы: ООО «ЮФ
«Правовед», Астраханская региональная коллегия адвокатов. Консалтинговые фирмы: ООО «Южный региональный консалтинговый центр», РоссКонсалтинг. Страховые организации: АО «СОГАЗ-Мед», АО «МАКС-М». Аутсорсинговые компании: Объединенная Аутсорсинговая
Компания, ООО «Южный региональный консалтинговый центр», ООО «Миг-Аутсорсинг». Туристические компании: ООО «Астра-Тур», «Вокруг Света», «Престиж-тур». Поставщики оборудования, расходных материалов, изделий медицинского назначения: БИМ-Кардио, ООО «Каспийская медицинская компания», ООО «Астра-Мед» ООО «Медицина»
"Ж"
т
А.
Сектор оказания медицинских услуг
Больницы городские № 2, 3, 6. Больницы детские городские № 2, 3, 6. ^ Диспансер врачебно-физкультурный областной. Диспансер кардиологический областной. Диспансер онкологический областной ООО «Семья».
Финансовый сектор
Фонды (ОМС, ДМС), банки, инвестиционные компании, лизинговые компании
/К А
J_±
Научный сектор
Научно-исследовательские организации: НИИ краевой инфекционной патологии, ФГБУ «НИИЛ» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Учебные заведения: ФГБОУ ВО «Астраханский государственный
медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ГБУ «Профессиональная образовательная организация «Астраханский базовый медицинский колледж».
Сектор сопутствующих услуг
Санатории: «Кардиоревматологический детский», «Тинаки», «Бассоль». Центры: восстановительной медицины и реабилитации, клинический восстановительного лечения, «Гемокод», «Гинокс», «Домашний доктор», медицинской областной профилактики, сердечно-сосудистой хирургии. Косметологические клиники: «Новая клиника», «Биожени клиник», «Макси».
—►
->
Управленческие потоки
Инновационные потоки, образовательная деятельность Информационные потоки
Рис. 7. Модель Астраханского регионального медицинского кластера
В лечебно-профилактической практике кластера следование современным трендам развития здравоохранения подразумевает внедрение электронного документооборота, электронной карты пациента (описывает историю болезни клиента, терапию, которая к нему применялась, а также общее состояние, показания и противопоказания), персонализированное лечение (подбор лекарств конкретного человека с целью уменьшения риска врачебных ошибок и неправильного подбора терапии), превентивная медицина (своевременное выявление причины болезни с помощью гаджетов и генетического анализа и предотвращение её корректировкой питания и объёмов физической нагрузки). Кроме того, использование достижений цифровой медицины -телемедицины (информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие организацию консультаций, консилиумов для дистанционного взаимодействия врачей между собой, врача и пациента, дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента и документирование совершаемых действий) и искусственного интеллекта (способного распознавать тревожные симптомы в анализах и исследованиях, проанализировать симптомы и выбрать врача, ускорить разработку лекарств, подобрать лекарства, идеально подходящие пациенту, собирать данные с носимых устройств) позволит повысить спрос на его услуги не только на внутреннем рынке, но и привлечь потребителей из зарубежных стран.
Нами проведён сравнительный анализ текущего управления и предлагаемого кластерного подхода к управлению системой здравоохранения (рис. 8).
Существующая система здравоохранения Система здравоохранения, основанная на кластерном подходе
Организация медицинской помощи
Система ориентирована не на человека, охрану его здоровья, а на достижение результатов собственной деятельности (нормативы и стандарты). В результате имеются серьёзные структурные диспропорции сети лечебных учреждений, неэффективное размещение и использование ресурсов здравоохранения, крайне несбалансированная система государственных закупок и дополнительного лекарственного обеспечения Кластерный принцип формирования модели управления предполагает функционирование на принципах экономической целесообразности с учётом потребностей пациентов, что позволит естественным образом устранить дисбаланс поликлинической и стационарной помощи, стимулировать собственников, рационально распоряжаться своими ресурсами
Менеджмент
Система слабоуправляема и децентрализована, о чем свидетельствует неудовлетворительная координация действий органов управления здравоохранением и всех субъектов ОМС, ослабление функций стратегического и текущего планирования в их деятельности, низкий уровень взаимодействия между медицинскими организациями одного уровня Между участниками формируются тесные партнёрские отношения, основанные на понимании взаимных интересов и общности рыночных барьеров. Образуемый участниками координационный орган обеспечивает аккумуляцию и актуализацию целей и задач субъектов, чётко распределяет сферы ответственности и обязанности каждого участника
Финансирование
Недостаточное финансовое обеспечение, неэффективность методов и способов оплаты медицинских организаций (сохранение принципа финансирования лечебно-профилактических учреждений из бюджета) Поскольку деятельность кластера осуществляется в условиях соконкуренции участников, система экономических отношений должна быть направлена на эффективное использование имеющихся ресурсов.
Рис. 8. Сравнительный анализ действующей и кластерной систем управления в здравоохранении
Ощутимый эффект от создания кластера проявится через 3-4 года в аспекте улучшения демографической ситуации, снижения уровня заболеваемости населения, повышения финансовой устойчивости и конкурентоспособности региональной системы здравоохранения.
Заключение
Функционирование кластера позволит получить существенный социально-экономический эффект, заключающийся в сокращении общехозяйственных и логистических расходов участников кластера, обеспечении инвестиционной привлекательности кластера в целом и его отдельных участников, повышении эффективности использования ресурсов за счёт совместного применения медицинского оборудования и технологий, обеспечении качества и доступности медпомощи, развитии конкурентных отношений и др.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Акишкин В. Г., Набиев Р. А., Путина С. А. Методика контроллинга территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 345.
2. Набиев Р. А., Акишкин В. Г. Анализ реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи субъектов Южного федерального округа // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного управления: материалы Междунар. науч. конф. (Элиста, 08 апреля 2016 г.). Элиста: Изд-во КалмГУ, 2016. 1005 с.
3. Набиев Р. А., Зверев В. В., Шейхгасанов М. А. Промышленная кластеризация как фактор повышения конкурентоспособности бизнес-структур судостроения // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3 (65). С. 1014-1018.
4. Зверев В. В., Карасев Г. Г., Набиев Р. А. и др. Механизмы формирования региональных производственных кластеров: теория и практика: моногр. / под ред. Р. А. Набиева. М.: Перо, 2016. 184 с.
5. Акишкин В. Г., Зверев В. В., Набиев Р. А. Направления интеграции российской системы здравоохранения в международный рынок медицинских услуг // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2017. № 3. С. 95-100.
6. Акишкин В. Г., Зверев В. В., Набиева А. Р. и др. Организационно-экономический механизм эффективного управления здравоохранением в условиях кризиса: моногр. / под ред. Р. А. Набиева. М.: Перо, 2017. 548 с.
Статья поступила в редакцию 14.02.2019
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Зверев Владимир Владимирович — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук; доцент кафедры экономики и управления предприятием; [email protected].
Габбасов Фарид Фарьгатович — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; магистрант кафедры экономики и управления предприятием; ses [email protected].
Самедова Эльмира Назимовна — Россия, 400062, Волгоград; Волгоградский государственный университет; канд. экон. наук; доцент кафедры бухгалтерского учета и экономической безопасности; [email protected].
CLUSTER APPROACH TO DEVELOPMENT OF THE REGIONAL HEALTH SYSTEM
V. V. Zverev1, F. F. Gabbasov1, E. N. Samedova2
'Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation
2Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article touches upon the problem of the importance of health system in reproduction of human capital, maintenance and restoring the social and physical well-being of the people. In modern conditions regional health systems are not able to fully implement their functions due to insufficient funding, poor management, and irrational use of resources. There has been investigated the scheme of producing and rendering medical services, as well as the main functions, areas and activities of the health care system. Three business lines of health system entities have been determined: producing, utilization and regulation. Priorities of health care development that must be regularly revised due to changing factors, conditions, technologies are presented schematically. It has been substantiated that the cluster approach is one of the most effective mechanisms for improving the management system in health care. Benefits of clustering of constituent entities of the healthcare system have been refined. There is proposed a methodical approach to forming clusters in the Russian regional health care. The implementation of the cluster approach is noted to be determined by the rationality of organizational and economic support of the health care system, which means a set of organizational, legal, infrastructure, financial methods and instruments of influence. The algorithm of formation of the medical cluster structure on the basis of which the model of the Astrakhan regional medical cluster is developed is proposed. The most important stage of developing cluster is found forming its core by means of assigning the key medical organizations and their business satellites. It has been inferred that the cluster functioning helps to reduce costs of its participants, provide investment attractiveness of the cluster itself and its separate participants, raise efficient use of resources at the expense of mutual application of medical equipment and technologies, guarantee the quality and availability of medical care, develop competitive behavior etc.
Key words: health care system, medical services, medical organizations, cluster approach, medical cluster.
For citation: Zverev V. V., Gabbasov F. F., Samedova E. N. Cluster approach to development of the regional health system. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2019;1:76-87. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-76-87.
REFERENSES
1. Akishkin V. G., Nabiev R. A., Putina S. A. Metodika kontrollinga territorial'nykh programm gosudar-stvennykh garantii besplatnoi meditsinskoi pomoshchi [Method of controlling territorial programs of state guarantees of free medical services]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniia, 2015, no. 2, p. 345.
2. Nabiev R. A., Akishkin V. G. Analiz realizatsii territorial'nykh programm gosudarstvennykh garantii besplatnoi meditsinskoi pomoshchi sub"ektov Iuzhnogo federal'nogo okruga Ekonomika sovremennogo obshchest-va: aktual'nye voprosy antikrizisnogo upravleniia [Analysis of realizing territorial programs of state guarantees of free medical services in subjects of Southern Federal District]. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konfer-entsii (Elista, 08 aprelia 20'6g.). Elista, Izd-vo KalmGU, 2016. 1005 p.
3. Nabiev R. A., Zverev V. V., Sheikhgasanov M. A. Promyshlennaia klasterizatsiia kak faktor povysheniia konkurentosposobnosti biznes-struktur sudostroeniia [Industrial clustering as a factor of raising competitiveness of ship building business structures]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2015, no. 12-3 (65), pp. 1014-1018.
4. Zverev V. V., Karasev G. G., Nabiev R. A. i dr. Mekhanizmy formirovaniia regional'nykh proizvodstven-nykh klasterov: teoriia i praktika: monografiia [Mechanisms of creating regional industrial clusters: theory and practice: monograph]. Pod redaktsiei R. A. Nabieva. Moscow, Pero Publ., 2016. 184 p.
5. Akishkin V. G., Zverev V. V., Nabiev R. A. Napravleniia integratsii rossiiskoi sistemy zdravookhraneniia v mezhdunarodnyi rynok meditsinskikh uslug [Objectives of the Russian health care system integration into international market of medical services]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Ekonomika, 2017, no. 3, pp. 95-100.
6. Akishkin V. G., Zverev V. V., Nabieva A. R. i dr. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm effektivnogo upravleniia zdravookhraneniem v usloviiakh krizisa: monografiia [Organizational and economic mechanism of efficient management of health care under crisis]. Pod redaktsiei R. A. Nabieva. Moscow, Pero Publ., 2017. 548 p.
Zverev Vladimir Vladimirovich — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Economics; Assistant Professor of the Department of Economics and Enterprise Management; [email protected].
Gabbasov Farid Fargatovich — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Master's Course Student of the Department of Economics and Enterprise Management; ses [email protected].
Samedova Elmira Nazimovna — Russia, 400062, Volgograd; Volgograd State University; Candidate of Economics; Assistant Professor of the Department of Accounting and Economic Security; [email protected].
The article submitted to the editors 14.02.2019
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS