Научная статья на тему 'Кластерный подход к развитию образовательного туризма в Украине'

Кластерный подход к развитию образовательного туризма в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клок Алексей Петрович

Задачей исследования является обоснование целесообразности применения кластерного подхода к развитию образовательного туризма в Украине для последующей разработки практических мер по его реализации. Рассмотрены взгляды на категорию «туристический кластер» в научных исследованиях. Предложен подход к идентификации структур, которым целесообразно создать ядро кластера, базирующееся на определении категории «кластер образовательного туризма» и учитывающее интенсивность взаимосвязей в системе функционирования образовательного туризма в Украине. Выявлены ключевые элементы процесса развития образовательного туризма и их роль в системе. Представлена схема формирования кластера образовательного туризма, которая может послужить теоретической основой для дальнейших проектно-методических разработок по формированию кластера образовательного туризма в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к развитию образовательного туризма в Украине»

УДК 338.48

кластерный подход к развитию образовательного туризма в украине

© 2016

клок А. П.

УДК 338.48

Клок А. П. Кластерный подход к развитию образовательного туризма в Украине

Задачей исследования является обоснование целесообразности применения кластерного подхода к развитию образовательного туризма в Украине для последующей разработки практических мер по его реализации. Рассмотрены взгляды на категорию «туристический кластер» в научных исследованиях. Предложен подход к идентификации структур, которым целесообразно создать ядро кластера, базирующееся на определении категории «кластер образовательного туризма» и учитывающее интенсивность взаимосвязей в системе функционирования образовательного туризма в Украине. Выявлены ключевые элементы процесса развития образовательного туризма и их роль в системе. Представлена схема формирования кластера образовательного туризма, которая может послужить теоретической основой для дальнейших проектно-методических разработок по формированию кластера образовательного туризма в Украине.

Ключевые слова: кластерный подход, конкурентоспособность, образовательная услуга, образовательный туризм, туристический кластер. Рис.: 1. Табл.: 3. Библ.: 11.

Клок Алексей Петрович - преподаватель кафедры туризма, Харьковский национальный экономический университет имени Семена Кузнеца (пр. Науки, 9а, Харьков, 61166, Украина) E-mail: klok.alekseyy@rambler.ru

УДК 338.48

Клок О. П. Кластерний nidxid до розвитку освтнього туризму в Укра'Ы

Завданням дотдження е об(рунтування доцльностi застосуван-ня кластерного шдходу до розвитку освтнього туризму в Украм для подальше! розробки практичних заходiв щодо його реал'ваци. Розглянуто погляди на категорю «туристичний кластер» у науко-вих дотдженнях. Запропоновано шдюд до 'дентиф'шаци структур, яким доцльно створити ядро кластера, що базуеться на визначен-т категорП «кластер освтнього туризму» i враховуе штенсившсть взаемозв'язмв у системi функцюнування освтнього туризму в Укра!-ш. Виявлено ключовi елементи процесу розвитку освтнього туризму та !хню роль у системi. Представлено схему формування кластера освтнього туризму, яка може служити теоретичною основою для подальших проектно-методичних розробок з формування кластера освтнього туризму в УкраЫ.

Ключов'1 слова: кластерний шдюд, конкурентоздатшсть, освтня по-слуга, осв'тнш туризм, туристичний кластер. Рис.: 1. Табл.: 3. Вбл.: 11.

Клок Олексй Петрович - викладач кафедри туризму, Харювський на-цональний економiчний ушверситет iменi Семена Кузнеця (пр. Науки, 9а, Харт, 61166, Украна) E-mail: klok.alekseyy@rambler.ru

UDC 338.48

Klok O. P. The Cluster Approach to the Development of Educational Tourism in Ukraine

The objective of the research is substantiation of use of the cluster approach to the development of educational tourism in Ukraine, aimed at further developing practical measures for its implementation. Views on the category of «tourism cluster», available in the scientific researches, have been considered. The article proposes an approach to identifying the structures, for which it is advisable to create the cluster core, based on the definition of the category of «educational tourism cluster» and taking account of the intensity of linkages in the functioning of educational tourism in Ukraine. The key elements of the process of educational tourism development as well as their role in the system have been identified. A scheme of establishing the educational tourism cluster has been provided, which can serve as a theoretical basis for further project-methodical developments to establish a cluster of educational tourism in Ukraine.

Keywords: cluster approach, competitiveness, education service, educational tourism, tourism cluster. Fig.: 1. Table: 3. Bibl.: 11.

Klok Oleksij P. - Lecturer of the Department of Tourism, Simon Kuznets Kharkiv National University of Economic (9a Nauky Ave, Kharkiv, 61166, Ukraine) E-mail: klok.alekseyy@rambler. ru

В современном масштабе кластерный подход обрёл свою популярность благодаря высокой эффективности его применения в развитии инновационных технологий и продуктов. Целесообразность применения кластерного подхода к развитию отдельных видов туризма подчеркивается позитивным опытом стран Европы, где в целом широко применяется кластерный подход для усиления конкурентоспособности и стимулирования инноваций. Особый приоритет в развитии отдается экспортоориентированным кластерам.

Теорией и практикой накоплены материалы, предложения и модели по созданию и развитию кластеров в Украине зелёного, культурно-познавательного, сельского, экологического туризма, экоагротуризма и многопрофильных туристических кластеров (туристический кластер Черниговской области, кластер «Славутич» -Киевская область, кластер «Южное туристическое кольцо», кластер «Гоголевские места Полтавщины» -

Полтавская область, кластер «Оберег» - Хмельницкая область и пр.).

Основой исследования, отражающей ключевые теоритические аспекты использования кластерного подхода в развитии туризма, выступают работы К. Войтенко, В. Гоблика, О. Коль, С. Мархонос, Н. Петровой, И. Пи-саревского, С. Соколенко, А. Тищенко, Н. Турло, В. Чер-торижского [1-8]. Существенный вклад в проблематику развития образовательного туризма в Украине сделали такие ученые, как А. Зима, Л. Ткачук, Т. Оболенская, И. Па-синович, Т. Пасечник, Л. Петрова и другие. За рубежом теория и практика развития образовательного туризма представлена в исследованиях А. Лебедева, А. Николаевой, М. Певзнера, Б. Ричи и других. Однако должного внимания к созданию кластеров, специализирующихся на экспорте образовательных услуг, не уделялось.

Задачей данной статьи является обоснование целесообразности применения кластерного подхода к разви-

тию образовательного туризма в Украине для последующей разработки практических мер по его реализации.

Обращаясь к мировому опыту, необходимо отметить существование двух ключевых моделей политики кластеризации: либеральной и дирижистской. Для первой модели характерным является восприятие кластера как рыночного механизма, где роль государства сводится к ликвидации существующих барьеров, а формирование и развитие кластеров происходит исходя из ранее сформированных институтов и предприятий (Австралия, Великобритания, Канада, США). Дирижистская модель применяется в Республике Корея, Сингапуре, Словении, Франции, Швеции, Японии, где право выбора приоритетных кластеров, их создание, развитие и финансирование осуществляется государством [9].

Сокращение количества туристических прибытий в связи с ослаблением имиджа Украины как безопасной для пребывания страны, нестабильные политико-экономические условия значительно тормозят использование потенциальных возможностей туристической отрасли. В связи с оптимизацией государственных целевых программ, национальных проектов и экономии бюджетных средств досрочно остановлена Государственная целевая программа развития туризма и курортов на период до 2022 г., что впоследствии привело к ликвидации Государственного агентства туризма и курортов (его функции возложены на Министерство экономического развития и торговли). Организация работы по оптимизации и развитию туристического рынка в рамках деятельности Министерства экономического развития и торговли проходит стадию своего становления. Положение о деятельности управления туризма и курортов как самостоятельного структурного подразделения министерства было утверждено лишь в начале 2016 г. Без должного признания на государственном уровне необходимости привлечения иностранного контингента в учебные заведения Украины все попытки на низших уровнях будут менее эффективными или совершенно бесполезными.

Получение экономического и социального эффекта, повышение конкурентоспособности каждого из участников кластера - ключевая идея его функционирования, основанная на синергии. Исходя из сущности образовательного туризма, который предлагаем определять как добровольное изменение места постоянного пребывания, не связанное с получением дохода, на срок в зависимости от желаемого уровня получаемого образования с целью получения образовательных услуг, инициатором создания соответствующего кластера в Украине может выступить как государство, так и бизнес.

В зависимости от контекста исследования категория «туристический кластер» в научных исследованиях чаще ассоциируется с понятием «объединение», реже -с «системой», «комплексом» [1-8]. В табл. 1 приведены определения туристического кластера в ряде исследований по созданию и функционированию туристических кластеров.

К характерным особенностям визита туриста с целью получения образовательных услуг, которые по-

зволят сформулировать категорию «кластер образовательного туризма», можно отнести:

+ стремление получить не только знания в той или иной отрасли, как, например, в культурно-познавательном туризме, но и определённую специальность (диплом, сертификат, свидетельство и т. д.); + в процессе получения образования студенту-иностранцу требуется определённые юридические и физические условия пребывания в другой стране, учитывая длительные, в отличие от других туристических поездок, сроки пребывания; + наряду с другими студентами студент-иностранец нуждается в комфортных условиях существования. Во-первых, как для любых иногородних учащихся, - это средства размещения. Во-вторых, это определённая инфраструктура, будь то возможность беспрепятственно и своевременно получить банковский перевод из-за границы или квалифицированную медицинскую помощь и т. д.; + в стране, где иностранцам предоставляются подобные услуги, должно пропагандироваться толерантное отношение к носителям других культур, религий, мировоззрения, ведь образовательные услуги невозможны без взаимодействия с коллективом, персоналом учебных заведений и т. д.

Увеличение числа туристических прибытий с целью получения образовательных услуг непосредственно связанно с процессом повышения их качества, поскольку конкурентные преимущества Украины как участника международного рынка образовательных услуг кроются в том числе и в соотношении «цена/качество».

Принимая во внимание характерные особенности образовательно туризма, кластер образовательного туризма в общем можно определить как многокомпонентную систему институтов, специализирующихся на предоставлении образовательных услуг туристам и основанную на взаимном сотрудничестве. Ключевой характеристикой такого кластера является высокая степень государственного влияния на объёмы реализуемых услуг, иерархичность, зависимость рынка от экономической конъюнктуры социально-экономической среды.

Подход к идентификации структур, которым целесообразно создать ядро кластера, предлагаем базировать на определении категории «кластер образовательного туризма» с учётом интенсивности взаимосвязей в системе функционирования образовательного туризма в Украине.

В 2014/15 учебном году в Украине получают образование более 63 тысяч иностранных студентов, 88 % из них - студенты высших учебных заведений, находящихся в собственности государства [10]. Инициатива зарождения кластера образовательного туризма в Украине хотя и должна быть отдана на места (производителям образовательных услуг), но, поскольку качество и конкурентоспособность образовательных услуг не в полной

Хронология взглядов на категорию «туристический кластер» в научных исследованиях

Год Определение Название исследования

2008 Кластер - представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских центров, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга для достижения конкретного хозяйственного эффекта и усиливающих конкурентные достижения отдельных компаний и, соответственно, кластера в целом Концепция создания кластеров в Украине (проект) [8]

2009 Туристский кластер - это относительно компактная территория роста туристской индустрии, характеризующаяся определённой туристской специализацей Создание международных кластеров в области зелёного туризма [5]

2009 Туристический кластер рассматривают как систему интенсивного производственно-технологического и информационного взаимодействия туристических предприятий, поставщиков базовых и дополнительных услуг по поводу создания «основного продукта» кластера - туристического продукта Кластерная модель организации туристической деятельности - фактор выхода и закрепления туристических фирм на внешних рынках [6]

2009 Туристический кластер - синтетическое объединение туристских аттракторов, предприятий и средств размещения с инновационным сектором экономики, рядом родственных сфер и регулирующими органами с целью достижения синерге-тического эффекта развития туристской сферы с последующей интеграцией на экономическую и социальную сферы Особенности туристских кластеров как синтетических образований [4]

2009 Туристический кластер - добровольное объединение взаимодополняющих друг друга предприятий различных форм собственности материального и нематериального производства, социальной, туристической и рекреационной сферы, которые тесно сотрудничают с научными учреждениями, общественными организациями и органами местной власти для достижения экономического эффекта от создания и реализации конкурентоспособного рекреационно-туристического продукта Формирование кластеров в рекреационно-туристи-ческом комплексе [2]

2010 Туристский кластер - это комплекс территориально локализованных и взаимосвязанных предпринимательских структур различных отраслей хозяйства крупного города, деятельность которых направлена на создание условий для духовных и эмоциональных переживаний потребителя туристских услуг, и повышение конкурентоспособности города на отечественном и международном туристских рынках Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе [3]

2014 Туристский кластер - форма предпринимательской деятельности в виде добровольного объединения связанных общими целями предприятий и учреждений, которая имеет направленность прежде всего на производство взаимосвязанных и дополняющих товаров и услуг совместными усилиями с целью получения си-нергетического эффекта благодаря межфирменному разделению труда и углублению специализации при обязательной организации длительных отношений на плановой основе и использовании достижений научно-технического прогресса Повышение туристского потенциала городов на основе формирования туристского кластера региона (мировой и национальный опыт) [1]

2015 Туристический кластер - это инновационное территориальное образование по географическому принципу, объединяющее совокупность предприятий туристической сферы, ведущих между собой совместную деятельность с целью усовершенствования создания и предоставления туристического продукта Проблематика создания и функционирования туристического кластера в Украине [7]

мере зависит от их конечных производителей, ни одна из вышеописанных моделей (либеральная и дирижист-ская) не может быть использована в «чистом» виде.

Систему высшего образования в контексте развития образовательного туризма можно охарактеризовать, как многоуровневую иерархию, где на первом ее уровне находится Президент Украины, а последнем - учебные заведения, предоставляющие образовательные услуги иностранцам. По данным на начало 2015 г. количество последних в Украине составило 176 учебных заведений. Отметим роль отдельных элементов, обеспечивающих развитие образовательного туризма в Украине:

+ государственную политику в сфере высшего образования определяет Верховная Рада Украины, а реализуют Кабинет Министров Украины и центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки - Министерство образования и науки (МОН); + к сфере управления МОН принадлежит ряд государственных предприятий, ключевыми игроками на рынке образовательных услуг для иностранцев является ГП «Информационно-имиджевый центр» и ГП «Украинский государственный центр международного образования» (УГЦМО);

О

<

О ш

о о

99

о_

о

I— <

о

<

2 ш

+ МОН лишено полной автономии в вопросах обучения иностранных граждан в Украине, вопросы порядка набора соглашаются с привлечением Государственной пограничной службы, Министерства иностранных дел, Государственной миграционной службы и Службы безопасности Украины; + в вопросах ценообразования, в том числе касающихся определения стоимости обучения для иностранного студента, МОН принимает решение коллегиально с Министерством финансов и Министерством экономики; + процедура признания иностранных документов об образовании с целью установления их соответствия национальным документам об образовании происходит при участи МОН, ГП «Информационно-имиджевый центр», Министерства юстиции, Министерства финансов и Министерства иностранных дел; + структурное подразделение МОН (Управление международного сотрудничества и европейской интеграции) координирует внешние образовательные и научные связи Украины с иностранными государствами и международными организациями; + УГЦМО, реализуя ряд возложенных на него координационных, информационных, имиджевых, аналитических и реформационных функций, взаимодействует как непосредственно с учебными учреждениями, так и с компаниями-агентами (лидеры - ООО «Боб Тред», ООО «Украинский медицинский образовательный центр, ООО «Бизнес Центр Инжек»).

Таблица 2

Ключевые элементы системы обеспечивающего развитие образовательного туризма в Украине

№ п/п Элемент

1. Министерства

1.1 Образования и науки

1.2 Иностранных дел

1.3 Финансов

1.4 Юстиции

1.5 Экономики

2. Службы

2.1 Миграционная

2.2 Безопасности

2.3 Пограничная

3. Учебные заведения

4. Государственные предприятия

4.1 Информационно-имиджевый центр

4.2 ГП «Украинский государственный центр международного образования»

5. Международные организации

6. Компании-агенты

7. Исследовательские и образовательные учреждения

В табл. 2 приведены ключевые элементы системы, обеспечивающей развитие образовательного туризма в Украине: министерства, службы, учебные заведения, государственные предприятия, международные организации, компании-агенты, исследовательские и образовательные учреждения, которые являются вероятными членами кластера образовательного туризма.

Для определения потенциального ядра кластера необходимо чётко представлять все элементы системы, степень и характер их взаимодействия, в том числе для своевременной ликвидации всех существующих бюрократических барьеров в связи с высокой степенью государственного присутствия на данном рынке. Составленная матрица взаимодействий элементов кластера образовательного туризма, который потенциально может функционировать в стране, свидетельствует о значительном вкладе в процесс развития образовательного туризма таких элементов, как: МОН, Министерство иностранных дел, Пограничная служба, УГЦМО и учебные заведения (табл. 3).

Такие элементы кластера, как Министерство иностранных дел и Пограничная служба, играют важную роль в развитии въездного туризма в целом, однако воздействие на развитие образовательного туризма незначительно. Учитывая степень и характер взаимодействия элементов потенциального кластера, кратерообразу-ющая роль может быть отведена МОН, УГМО и учебным заведениям.

Ядром кластера образовательного туризма, на наш взгляд, могут стать учебные заведения - лидеры по экспорту образовательных услуг. При этом необходимо отметить существующие территориальные закономерности: около 35 % всех иностранных студентов в Украине обучаются в учебных заведениях Харьковской области, 23 % приходится на долю Киевской области [10]. Согласно модели развития туристско-рекреационного кластера, предложенной В. Гобликом, структура кластера может базироваться на следующих элементах: власть, бизнес, институты, рекреационно-туристический продукт [2]. Схожий подход к определению структурных элементов кластера используется в исследовании Н. Ки-зима и В. Хаустовой, где авторами выделены бизнес, власть, институты и потребители [11]. В контексте использования этих подходов под элементом «власть» в кластере образовательного туризма предлагаем понимать органы исполнительной и законодательной власти на государственном, региональном и местном уровнях. Характерными составляющими элемента «бизнес» применительно к кластеру образовательного туризма будут выступать учебные заведения, компании-агенты, УГЦМО и ГП «Информационно-имиджевый центр». К «институтам» в первую очередь необходимо относить международные организации, исследовательские и образовательные учреждения, а также институты, реализующие национальные и международные проекты в сфере образования и образовательного туризма. Схема формирования кластера образовательного туризма может быть проиллюстрирована рис. 1.

Матрица взаимодействий элементов кластера образовательного туризма

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2 2.3 3 4.1 4.2 5 6 7

1.1 -

1.2 ■ -

1.3 ■ ■ -

1.4 ■ ■ ■ -

1.5 ■ ■ ■ -

2.1 ■ ■ -

2.2 ■ ■ ■ -

2.3 ■ ■ ■ ■ -

3 ■ ■ -

4.1 ■ ■ ■ ■ -

4.2 ■ ■ -

5 ■ ■ ■ ■ -

6 ■ ■ -

7 ■ ■ ■ ■ -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная академия наук

Информационные порталы Проекты оценки качества

образования Учреждения по подготовке кадров Другие

Исследовательские и образовательные учреждения

ООН ЮНЕСКО Всемирная туристская организация Всемирный Банк ЕС ОЭСР

Международные организации

МО Н

Учебные заведения

Информационно-имиджевый центр

Министерства

иностранных дел

финансов

юстиции

экономики

пограничная

миграционная

безопасности

Службы

Рис. 1. Схема формирования кластера образовательного туризма

Границы кластера образовательного туризма достаточно сложно подчинить общераспространённым закономерностям их формирования. Представленная схема формирования кластера образовательного туризма может послужить теоритической основой для дальнейших проектно-методических разработок по формированию кластера образовательного туризма в Украине. Границы туристского кластера могут варьироваться в

связи с появлением новых элементов под влиянием как рынка, так и государства.

В результате успешного формирования кластера образовательного туризма можем наблюдать:

+ усиление конкурентных преимуществ образовательных услуг, предоставляемых учебными заведениями Украины иностранным студентам;

+ повышение качества образовательных услуг, за счет совместной нацеленности участников на результат;

+ активизацию усилий по расширению спектра услуг;

+ создание новых рабочих мест.

ЛИТЕРАТУРА

1. Писаревський I. М. Пщвищення туристського потен-^алу мiст на основi формування туристського кластера регюну (свiтовий i нацюнальний досвiд) / I. М. Писаревський, К. К. Вой-тенко // Бiзнес 1нформ. - 2014. - № 11. - С. 58-63.

2. Гоблик В. В. Формування клас^в у рекреацшно-туристичному комплекс : автореф. ... дис. канд. екон. наук: 08.00.05 / В. В. Гоблик / ДНВЗ «Ужгородський нацюнальний уш-верситет». - Ужгород, 2009. - 24 с.

3. Коль О. Д. Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе [Электронный ресурс] / О. Д. Коль // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1 (33). - Режим доступа : ИНр:/Лмм«.т-есопоту.ш/аг:.р1р?пАгШ=3043

4. Тищенко О. М. Особливосп туристських кланов як синтетичних утворень / О. М. Тищенко, Н. Б. Петрова // Пробле-ми економки. - 2009. - № 3. - С. 24-30.

5. Соколенко С. Створення мiжнародних клас^в у га-лузi зеленого туризму [Електронний ресурс] / С. Соколенко. -Режим доступу : ИНр://и:и.огд.иа/Ыех.р1пр?ор:юп=сот_соп:е т&у^=агйс!е&й=71:40005&са:И=36:^огта:юп&!:етИ=69

6. Черторижський В. М. Кластерна модель оргашзацп туристично'Г дiяльностi - чинник виходу та закртлення турис-тичних фiрм на зовшшых ринках / В. М. Черторижський, А. В. Ко-лодшчук // Науковий вкник НЛТУ Укра'ни. - 2009. - № 19.7. -С. 75-81.

7. Мархонос С. М. Проблематика створення та функ-цюнування туристичних кланов в УкраТш / С. М. Мархонос, Н. П. Турло // Формування ринкових вщносин в УкраТш. - 2015. -№ 1. - С. 95-97.

8. Концеп^я створення клас^в в УкраТн [Електронний ресурс] / Департамент швестицшноТта шновацшно''' дiяльностi. -Режим доступу : http://b¡znes.od.ua/¡ndex.php?opt¡on=com_cont ет8^к=у^&И=499&КетИ=33

9. Ульянченко Ю. О. Методолопчн засади формування кластерной полпти в умовах глобалiзаци [Електронний ресурс] / Ю. О. Ульянченко // Державне будiвництво. - 2010. -№ 2. - Режим доступу : ИНр://пЬиу.доу.иа/1Ш1\1/0еВи_2010_2_8

10. Актуальн статистично-анал™чы показники надання освiтнiх послуг шоземцям [Електронний ресурс] / УкраТнський державний центр мiжнародноl' освiти. - Режим доступу : ИНр:// ¡ntered.com.ua/Актуальнi-статистично-аналiтичнi-показники

11. Кизим М. О. Украшський досвщ формування та роз-витку кластерних структур / М. О. Кизим, В. £. Хаустова // Про-блеми економки. - 2012. - № 1. - С. 3-11.

Chertoryzhskyi, V. M., and Kolodiichuk, A. V. "Klasterna model orhanizatsii turystychnoi diialnosti - chynnyk vykhodu ta zakriplen-nia turystychnykh firm na zovnishnikh rynkakh" [Clusters of tourist activity - a factor release and securing travel companies in foreign markets]. Naukovyi visnyk NLTU Ukrainy, no. 19.7 (2009): 75-81.

Hoblyk, V. V. "Formuvannia klasteriv u rekreatsiino-turystych-nomu kompleksi" [Forming clusters in the recreational and tourist complex]. Avtoref.... dys. kand. ekon. nauk:08.00.05, 2009.

Kol, O. D. "Kontseptualnyye osnovy formirovaniya klastera turistskikh predprinimatelskikh struktur po vyezdnomu turizmu v krupnom gorode" [Conceptual bases of formation of the cluster of tourist business structures for inbound tourism in a big city]. http:// www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3043

"Kontseptsiia stvorennia klasteriv v Ukraini" [The concept of clusters in Ukraine]. Departament investytsiinoi ta innovatsiinoi diialnosti. http://biznes.od.ua/index.php?option=com_content&ta sk=view&id=499&Itemid=33

Kyzym, M. O., and Khaustova, V. Ye. "Ukrainskyi dosvid formuvannia ta rozvytku klasternykh struktur" [Ukrainian experience in the formation and development of cluster structures]. Problemy ekonomiky, no. 1 (2012): 3-11.

Markhonos, S. M., and Turlo, N. P. "Problematyka stvorennia ta funktsionuvannia turystychnykh klasteriv v Ukraini" [The issue of the establishment and operation of tourism clusters in Ukraine]. Formuvannia rynkovykh vidnosyn v Ukraini, no. 1 (2015): 95-97.

Pysarevskyi, I. M., and Voitenko, K. K. "Pidvyshchennia turyst-skoho potentsialu mist na osnovi formuvannia turystskoho klastera rehionu (svitovyi i natsionalnyi dosvid)" [Increased tourist potential of cities based on formation of tourist cluster region (international and national experience)]. BiznesInform, no. 11 (2014): 58-63.

Sokolenko, S. "Stvorennia mizhnarodnykh klasteriv u haluzi zelenoho turyzmu" [Creating international clusters in the field of green tourism]. http://utii.org.ua/index.php?option=com_content &view=article&id=71:40005&catid=36:information&Itemid=69

Tyshchenko, O. M., and Petrova, N. B. "Osoblyvosti turyst-skykh klasteriv yak syntetychnykh utvoren" [Features of tourism clusters as synthetic structures]. Problemy ekonomiky, no. 3 (2009): 24-30.

Ulianchenko, Yu. O. "Metodolohichni zasady formuvannia klasternoi polityky v umovakh hlobalizatsii" [Methodological bases of formation of cluster policy in the context of globalization]. http://nbuv.gov.ua/UJRN/DeBu_2010_2_8

Научный руководитель - Зима А. Г., кандидат экономических наук, доцент, проректор по научно-педагогической работе, Харьковский национальный экономический университет

им. С. Кузнеца

REFERENCES

"Aktualni statystychno-analitychni pokaznyky nadannia os-vitnikh posluh inozemtsiam" [Recent statistical and analytical indicators of educational services to foreigners]. http://intered.com.ua/ AKTyanbHi-craTMc™4H0-aHaniTM4rn-n0Ka3HMKM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.