Научная статья на тему 'Активизация кооперационного взаимодействия предприятий сферы туризма в формировании кластера горнолыжного туризма и рекреации'

Активизация кооперационного взаимодействия предприятий сферы туризма в формировании кластера горнолыжного туризма и рекреации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ЗИМНИЕ ВИДЫ ТУРИЗМА / ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕКТОРА АР КРЫМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессонова А.С.

В статье рассматриваются проблемы недостаточной кооперации и слабой связи между предприятиями сферы туризма в АР Крым. Выделена важность формирования туристскорекреационного кластера для развития зимних видов туризма. Разработан механизм создания организационной структуры с распределением функциональных обязанностей участников кластера для повышения мотивации и заинтересованности предприятий в совместном решении проблем сферы горнолыжного туризма и рекреации в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бессонова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация кооперационного взаимодействия предприятий сферы туризма в формировании кластера горнолыжного туризма и рекреации»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 25 (64). 2012 г. № 4. С. 17-27.

УДК 338.48(477.75) :339.13 7.2:796.9

АКТИВИЗАЦИЯ КООПЕРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРА ГОРНОЛЫЖНОГО ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ Бессонова А.С.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина E-mail: bessonowa.anna@rambler.ru

В статье рассматриваются проблемы недостаточной кооперации и слабой связи между предприятиями сферы туризма в АР Крым. Выделена важность формирования туристско-рекреационного кластера для развития зимних видов туризма. Разработан механизм создания организационной структуры с распределением функциональных обязанностей участников кластера для повышения мотивации и заинтересованности предприятий в совместном решении проблем сферы горнолыжного туризма и рекреации в регионе.

Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, синергетический эффект, зимние виды туризма, предприятия туристического сектора АР Крым.

Актуальность проблемы. В условиях недостаточного развития предприятий туристической сферы особую значимость приобретает кооперация субъектов хозяйствования для повышения эффективности функционирования каждого участника взаимодействия. Недостаточная кооперация и слабая связь между предприятиями, обслуживающими зимние виды туризма и рекреации, выражается в ярко выраженной сезонности туристической деятельности региона, диспропорции занятости населения в течение года, а также в предоставлении туристического продукта, не являющегося конкурентоспособным на туристическом рынке региона. Являясь сложной и комплексной системой, сфера туризма включает различные кооперационные связи с предприятиями смежных и сопутствующих отраслей. Так, с целью обеспечения процесса эффективного управления предприятиями туристско-рекреационной деятельности в аспекте их круглогодичного функционирования необходимо рассмотреть их комплексное взаимодействие как субъектов хозяйственной деятельности.

Постановка проблемы. В современных условиях недостаточный уровень развития туристической деятельности региона влечет за собой неудовлетворительное качество туристических и сопутствующих услуг, нерациональное использование рекреационного потенциала, низкий уровень развития рекреационной инфраструктуры и неэффективное обслуживание туристов. Нерациональное использование рекреационного потенциала характеризуется проблемами, связанными с сезонностью отдыха и недостаточным потоком туристов в регион в зимнее время года. Данный факт обусловлен неравномерным распределением рабочего времени - недостаточной загруженностью рабочих мест на предприятиях региона в зимнее время года, что связано с большой долей удельного веса не полностью занятых работников и текучестью кадров. Проблемная ситуация охватывает ряд вопросов, требующих решения: высокая себестоимость услуг, предоставляемых субъектами туристической деятельности; слабая материально-техническая база комплекса

17

предприятий, обслуживающих зимние виды спорта, туризма и отдыха; недостаток средств в местных бюджетах для развития инфраструктуры курортов; недостаточный уровень квалификации обслуживающего персонала; несовершенство налогового законодательства, вследствие чего предприятиям туристической деятельности не выгодно использовать собственную прибыль на развитие материально-технической базы; неэффективное использование туристического потенциала горных и предгорных территорий; недостаточное количество курортных учреждений круглогодичного функционирования; недостаточный уровень имиджа АР Крым как туристического направления на международном рынке туристических услуг.

Решением данных проблем является создание эффективных кооперационных связей между предприятиями, обслуживающими сферу туризма, и их объединение в туристско-рекреационный кластер. Данное объединение даст возможность повысить эффективность как туристической сферы в общем, так и каждого участника кластера на основе синергетического эффекта.

Анализ исследований и публикаций. По мнению Портера М., кластеры повышают конкурентоспособность региональной промышленности, способствуют развитию инновационных процессов в экономике, развивают сотрудничество географически сконцентрированных предприятий и организаций. Как отмечает Щуцкая Л.П., впервые понятие «кластер» было использовано в 1939 году и в последующем интенсивно исследовано Портером М. в аспекте теории кластерного развития. По мнению Портера М., кластер представляет собой совокупность вертикальных (покупатель-поставщик) или горизонтальных (общие клиенты, технологии, посредники) взаимосвязей [6]. Исследуя кластерный подход в экономическом развитии, ученые Белл Д. и Бергман Э. выявили основные преимущества кластеризации экономики [8]. Джексон Дж. и Мерфи П. делают акцент на необходимости кластеризации именно туристической деятельности, аргументируя данную гипотезу тем, что в данной сфере особенно важно объединение усилий участников кластера для достижения общей цели [10]. Экономист Розенфельд С. отмечает неоднозначность понятия «кластер» [12 с. 7], Фесер Е. обосновал важность кооперации и сотрудничества внутри кластера, что способствует не только повышению конкурентоспособности самого кластера, но и каждого его участника [9, с. 27]. Обзор отечественных публикаций, раскрывающих проблему кластеризации экономики, показал, что к исследованиям в области теоретической и практической базы туристических и рекреационных кластеров относят работы Гуриевой Л.К., Ковалева Ю.П., Коноваловой О., Кружалина В.И. и др.

Екимова К.В. и Федина Е.В. проанализировали подходы к понятию кластера в экономике, выделили ряд проблем в исследовании сущности кластера, провели оценку характеристик кластера [3]. Рассматривая кластер через призму туристической деятельности, целесообразно определить характерные особенности функционирования туристического кластера. Гоблик-Маркович Н.М. справедливо отмечает закрепленность понятий туристическо-рекреационного и курортно-рекреационного кластеров и делает вывод, что

18

понятие «туристического кластера» является наиболее обширным и включает в себя как туристическую, так и курортную и рекреационную сферы [1, с. 77].

Проблемы обеспечения конкурентоспособности туристической деятельности АР Крым в аспекте ее круглогодичного функционирования на основании кооперационного взаимодействия исследованы явно недостаточно и нуждаются в углубленном изучении.

Целью данной статьи является формирование механизма повышения мотивации предприятий для создания туристско-рекреационного кластера в аспекте обеспечения круглогодичного функционирования туризма в АР Крым.

Достижение цели предусматривает выполнение следующих задач:

1. Определение предприятий, обслуживающих сферу туризма в зимнее время года, и их категоризация на первичный, вторичный и третичный секторы.

2. Выявление участников кластера горнолыжного туризма и рекреации для обеспечения синергетического эффекта от их взаимодействия.

3. Обоснование тесной взаимосвязи туристско-рекреационного кластера с понятием «проект», выделение основных этапов жизненного цикла кластера.

4. Внедрение комплексной системы управления кластером горнолыжного туризма и рекреации на основании центров ответственности кластера и их функциональных обязанностей.

Основное содержание исследования. Туристско-рекреационные кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туроператоров, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий.

К первичным секторам обслуживания туризма зарубежные исследователи относят объекты размещения (гостиницы, базы отдыха, мотели, турбазы, передвижные автомобильные дома, кемпинги), объекты перемещения туристов -предприятия транспорта (авиалинии, круизные судна, железнодорожный транспорт, предприятия аренды автомобилей, внутренние и междугородние автобусы), объекты питания (рестораны, фаст-фуды, торговые точки по продаже продовольствия, бары, клубы). Важной составляющей первичного сектора являются предприятия, осуществляющие организацию пребывания туристов в местах назначения (дестинациях) - турагентства и туроператоры, а также торговые точки по продаже сувениров и предприятия, занимающиеся перевозкой багажа туристов [7].

При этом особый интерес представляет комплекс предприятий сопутствующего (третичного) функционального уровня, который формируют вовлеченные в рекреационное обслуживание организации других отраслей хозяйства. Сюда относят предприятия промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяющие потребности рекреантов и туристов: «обеспечение необходимыми товарами, туристским снаряжением и спортивным инвентарем, поставка сырья, топлива, полуфабрикатов и других видов продукции», а также предприятия здравоохранения и образования.

19

Исходя из структуры ядра модели туризма, в которое входят предприятия первичного, вторичного и третичного секторов целесообразно представить предприятия и организации, напрямую или косвенно связанные с обслуживанием сферы горнолыжного туризма и рекреации (табл. 1).

Таблица 1

Предприятия и организации, напрямую и косвенно связанные с обслуживанием _сферы горнолыжного туризма и рекреации_

№ Вид предприятия Сектор

А Поставщики продукции гостиничного и ресторанного хозяйства 2

Предприятия полиграфической промышленности и издательской

В деятельности 2

С Станции технического и ремонтного обслуживания 2

Предприятия по организации спортивных событий и

Е мероприятий 3

Предприятия по производству спортивных товаров и продукции

для рекреации 3

а Предприятия пищевой промышленности 3

н Предприятия легкой промышленности 3

I Реклама, маркетинг, СМИ 3

I Объекты размещения (гостиницы, базы отдыха, мотели, турбазы) 1

к Предприятия транспорта (ж/д, автобусы, такси, авиаперевозки, прокат автомобилей) 1

ь Предприятия сферы развлечений 1

м Экскурсионные бюро 2

N Предприятия сферы строительства 3

О Предприятия туристической сферы (туроператоры, туристические агентства) 1

Научно-исследовательские институты (НИИ), образовательные

Р учреждения 3

Органы государственной и региональной власти,

и государственные учреждения 3

я Прокат горнолыжного оборудования 1

Предприятия сувенирной продукции 1

Т Банки 2

и Информационное обеспечение (системы бронирования) 2

Данные, представленные в табл. 1, позволяют сделать вывод о том, что предприятия, обслуживающие сферу горнолыжного туризма и рекреации, связаны между собой и обладают характеристиками туристско-рекреационного кластера. К данным характеристикам относят состав участников туристско-рекреационного кластера, прямые и косвенные хозяйственные связи, наличие конкурентно-кооперационных отношений между участниками объединения.

20

Графически структуру кластера горнолыжного туризма и рекреации можно представить в виде рис. 1.

А

В

8 --

Я

С

н

Горнолыжный туризм и рекреация (ГЛТиР)

Предприятия различных секторов в структуре кластера ГЛТиР

М

Рис. 1. Модель кластера горнолыжного туризма и рекреации в АР Крым

На рис. 1 показано, что участники представленного туристического кластера напрямую или опосредованно обслуживают потребителей услуг горнолыжного туризма и связаны между собой различными хозяйственными отношениями.

К предприятиям первичного сектора обслуживания системы горнолыжного туризма и рекреации относят объекты размещения (I) - гостиницы, базы отдыха, мотели, турбазы; предприятия транспортного обслуживания (К) (ж/д, автобусы, такси, авиаперевозки, прокат автомобилей); предприятия сферы развлечений, предлагающие широкий ассортимент услуг в рамках развлекательных мероприятий на горнолыжных объектах (Ь); предприятия туристической сферы (туроператоры, туристические агентства) (О), производящие бронирование (посредством личного контакта с туристом, по телефону, а также с применением информационных технологий, например, посредством онлайн-бронирования); предприятия, осуществляющие прокат горнолыжного оборудования (Я); предприятия по производству и продаже сувенирной продукции (8).

Описанные выше предприятия напрямую связаны с обслуживанием туристов на объектах горнолыжного туризма и рекреации. Однако учитывая, что к сфере горнолыжного туризма и рекреации также относятся предприятия вторичного и третичного секторов, необходимо рассматривать всю систему предприятий и их эффективное взаимодействие.

Как отмечает Попова О.В., при кооперации достигается эффект «синергизма», предполагающий, что эффект от суммы больше, чем сумма его

21

отдельных частей [4, с. 157]. Сущность положительного синергизма заключается в пропорции «целое больше суммы его отдельных частей» или «2+2=5». При отрицательном синергизме целое меньше суммы его частей или «1+1+1+1+1=2» (или даже -2) [2, с. 334]. Таким образом, сущность данного понятия заключается в совместном действии нескольких факторов, которые зачастую отличаются от суммы его раздельных эффектов.

Положительный синергизм, возникающий при кооперационном взаимодействии различных предприятий, возможен при учете следующих факторов [4, с. 158]: совместимость целей взаимодействующих предприятий, доверие, координация действий, качество коммуникации между участниками взаимодействия, способность разрешения конфликтов путем совместного решения проблем, количество участников, склонность к интеграции, степень взаимозависимости.

Одним из интеграционных объединений является кластерный подход в управлении развитием предпринимательства в сфере туризма.

Как и любая динамично развивающаяся структура, кластер горнолыжного туризма и рекреации имеет свой жизненный цикл, состоящий из пяти фаз: инициирование, диагностика, стратегия, формализация, оценка и мониторинг. На этапе инициирования участники кластера осознают необходимость создания интеграционного объединения. Как правило, выгодополучателями являются предприниматели, которые заинтересованы в нахождении политической и финансовой поддержки на региональном и государственном уровнях. Одним из мероприятий, входящих в данную фазу жизненного цикла кластера горнолыжного туризма и рекреации, является создание инициативной группы, которая, как правило, состоит из 3-5 человек [5, с. 20]. Интересно отметить, что еще десять лет назад в мире было зафиксировано более пятисот кластерных инициатив, которые по инициативе их создания представляли следующую структуру: правительство (32%), бизнес (27%), совместно бизнес и государства (35%) [5, с. 20].

Туристско-рекреационный кластер, представляя собой проект, в механизм функционирования которого входит элемент эффективного партнерства, ставит целью привлечь в свою структуру предприятия и организации, которые заинтересованы в решении поставленных задач. Наиболее распространенной методикой участников инициативной группы является модель, в которую входят представители различных уровней власти, предприниматели и представители научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений.

Рассматривая туристско-рекреационный кластер как проект, необходимым является представление жизненного цикла кластера, этапов реализации плана действий для достижения глобальной цели и определенных специфических целей. Жизненный цикл кластера, состоящий из четырех крупных фаз, представлен на рис. 2.

22

Первичные действия

Инициирование:

заинтересованность, мотивация участников туристско-рекреационного кластера.

Оценка и мониторинг: мониторинг и

оценка эффективности, корректировка плана действий.

Рис. 2. Жизненный цикл туристско-рекреационного кластера [5, с. 19]

Как отмечается в Руководстве по развитию кластеров и интернационализации предприятий, эффективное функционирование кластера достигается только при наличии высокой заинтересованности со стороны всех его участников. На этапе диагностики в жизненном цикле кластера (рис. 2) определяется его тип и специализация. Объектом данной статьи являются процессы управления предприятиями, обслуживающими сферу горнолыжного туризма и рекреации. Объединение данных предприятий в туристско-рекреационный кластер определяется участниками кластера, осуществляющими разные функции, которые связаны одним процессом - формированием туристического продукта горнолыжного туризма и рекреации посредством собственных ресурсов, а также ресурсов предприятий смежных и сопутствующих отраслей (табл. 1; рис. 1).

После выявления участников необходимо провести количественный анализ кластера горнолыжного туризма и рекреации путем расчета следующих показателей: количество работников и предприятий, реальные и прогнозируемые темпы роста предприятий, оборот продаж туристических услуг в зимнее время года. На последующем этапе формирования стратегии туристско-рекреационного кластера происходит анализ проблемной ситуации отрасли с представлением фактических и статистических данных, определение миссии, глобальной цели и специфических целей кластера, проведение SWOT-анализа [5, с. 25], РБ8ТЬБ-

23

анализа (анализа политической, экономической, социальной, технологической, правовой среды и фактора окружающей среды), установление ролей и компетенций участников кластера [12].

Роли и компетенции человеческих ресурсов предприятий, объединенных в кластер, имеют функцию рабочего инструмента управления функционированием туристско-рекреационного кластера посредством включения их в матрицу ответственности, в рамках которой каждый участник кластера имеет собственное место и роль в достижении четко поставленной перед кластером цели. При этом необходимо отметить важность кооперационного взаимодействия между предприятиями, входящими в кластер, которое на более поздних стадиях жизненного цикла кластера даст синергетический эффект функционирования объединения.

Как отмечает Грей К.Ф., на стадии разработки программы реализации стратегии и формирования плана совместных действий целесообразно разделить работу над проектом на более мелкие элементы, что в проектном менеджменте получило название «структура распределения работ по этапам» или «схема проекта с различными уровнями детализации работ» [2, с. 82]. При этом выделяются основные промежуточные результаты работы над проектом создания и поддержания функционирования туристско-рекреационного кластера, а также более мелких результатов. После формулирования стратегии и составления матрицы ответственности за рабочими группами закрепляется функция реализации мероприятий, обозначенных в стратегическом плане действий. Зарубежная практика показывает, что количество рабочих групп в кластере, как правило, равнозначно количеству специфических целей, стоящих перед кластером.

Создание организационной структуры кластера, которое происходит на этапе формализации (стадия роста) жизненного цикла, предполагает формирование либо коммерческой, либо некоммерческой структуры. В большинстве зарубежных стран заключаются договоры о консорциуме и создании именно некоммерческой структуры, так как она является предпочтительнее с точки зрения получения кластером государственной поддержки.

Исходя из состава центров ответственности и их иерархического взаимодействия с точки зрения таких функций управления, как координация, оценка, участие, отчетность, поддержка, планирование, мотивация и контроль, формируется эффективная организационная структура туристско-рекреационного кластера, измеряется эффективность реализации поставленной цели в рамках запланированной стратегии. В Руководстве по развитию кластеров и интернационализации предприятий определяются группы индикаторов, по которым измеряется эффективность функционирования кластера для принятия решений.

При низких показателях эффективности необходимо проводить ряд мероприятий по корректировке плана действий и активизации деятельности участников кластера для достижения эффекта его функционирования.

24

Таблица 2

Центры ответственности туристско-рекреационного кластера и их _функциональные обязанности [5, с. 28]_

Центр ответственности Функциональные обязанности

Управляющий комитета Общая координация кластера, привлечение политической поддержки.

Фасилитатор кластера Планирование и организация функционирования кластера; развитие потенциала участников; формирование сетей сотрудничества; координация руководителей и менеджеров отдельных проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководитель (менеджер) проекта Реализация проектов, предоставление проектной документации и отчетности.

Рабочие группы Координация и ответственность за эффективное выполнение плана мероприятий стратегии развития кластера.

Таблица 3

Индикаторы измерения эффективности реализации стратегии кластера

Индикатор Субиндикатор

Рост качества производственных мощностей, ресурсов и базы информационных технологий Снижение совокупных затрат на формирование туристического продукта.

Повышение качества услуг за счет эффекта синергии;

Упрощенные логистические связи между участниками кластера за счет внедрения информационных технологий.

Количество вовлеченных в кластер участников;

Создание новых рабочих мест.

Подготовка и реализация совместных кооперационных проектов в области подготовки и переподготовки человеческих ресурсов в рамках кластера.

Повышение конкурентоспособн ости кластера Уровень производительности труда участников кластера.

Улучшение основных показателей производственно -хозяйственной деятельности участников кластера.

Повышение качества предоставляемых туристических услуг.

Расширение роли кластера Создание единого имиджа кластеров и его участников.

Повышение осведомленности о потребностях имеющихся и потенциальных туристов на национальном и региональном рынках.

Количество привлеченных в кластер инвестиций.

Число совместных предприятий.

Укрепление сетей сотрудничества Расширение числа контактов и уровень сотрудничества с другими кластерами.

Количество новых партнеров, привлеченных в кластер.

Число совместных мероприятий, количество участников.

Выводы.

Для формирования участников кластера горнолыжного туризма и рекреации необходимо по видам деятельности определить структуру предприятий,

25

обслуживающих сферу туризма в зимнее время года, а также провести их категоризацию на первичный, вторичный и третичный секторы. Синергетический эффект взаимодействия предприятий, входящих в кластер, определяется эффективными кооперационными отношениями, связанными с консолидацией усилий объектов туристической деятельности, сопутствующих отраслей промышленности, органов власти, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений. Туристско-рекреационный кластер АР Крым целесообразно представить как проект, имеющий свой жизненный цикл и состоящий из нескольких этапов. Необходимым является внедрение комплексной системы управления кластером горнолыжного туризма и рекреации на каждом этапе жизненного цикла кластера с выделением центров ответственности кластера и их функциональных обязанностей.

Формирование туристско-рекреационного кластера с эффективной структурой управления позволит создать инновационную и конкурентную среду в крымском регионе на основе развития горнолыжного рекреации.

Эффективное управление рабочими группами проекта по созданию и функционированию туристско-рекреационного кластера на каждой стадии жизненного цикла позволит решить проблему сезонности, увеличить туристический поток в зимнее время года. Кластерная кооперация участников проекта будет способна улучшить качество предоставления туристических услуг, повысить квалификацию обслуживающего персонала в сфере туризма, что приведет к достижению синергетического эффекта для каждого участника кластерного объединения. Комплекс мероприятий в структуре плана действий работы кластера даст возможность решить проблемы, тормозящие круглогодичное функционирование сферы туризма в АР Крым.

Список литературы

1. Гоблик-Маркович Н.М. Шдвищення швестицшно! привабливосп региону на основi формування туристичного кластеру / Н.М. Гоблик-Маркович // Висник Хмельницького национального университету. - 2006. - Т. 4 (166), № 5. - С. 76-80.

2. Грей К.Ф. Управление проектами: Практическое руководство / Ф.К. Грей, Э.У. Ларсон; [пер. с англ.]. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003. - 528 с.

3. Екимова К.В. Теоретические аспекты использования кластеров в формировании конкурентоспособной экономики / К.В. Екимова, Е.В. Федина // Вестник уральского института экономики, управления и права. - 2009. - № 2. - С. 48-58.

4. Попова О.В. Оценка эффективности кооперационного взаимодействия субъектов малого предпринимательства / О.В. Попова // Экономические науки. - 2010. - № 05 (66). - С. 156-159.

5. Руководство по развитию кластеров // Проект Развитие кластеров и интернационализация предприятий приграничных регионов России и Эстонии, 2009 [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.kohtla-jarve.ee/uploads/documents/valissuhted/projektid/2/cd/ru/guide.pdf - 07.12.2012.

6. Шуцька Л.П. Особливоси функцюнування i розвиту кластерив на Хмельниччиш / Л.П. Шуцька // Висник Хмельницького национального университету. - 2006. - Т. 4 (166). № 5. - С. 351-355.

7. De Groote Р. Economic and Tourism Aspects of the Olympic Games / P. De Groote // Tourism Review. - 2005. - 60 (1). - P. 2-8.

8. Ferreira J. Regional Competitiveness of Tourism Cluster: A Conceptual Model Proposal / J. Ferreira, C. Estevao // Munich Personal RePEc Archive [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/ 14853/1/MPRA_paper_14853.pdf - 07.12.2012.

26

9. Feser E. Old and New Theories of Industry Clusters / E. Feser // Cluster and Regional Socialisation: On Geography, Tecnology and Networked. - 1998. - Londres, Pion. - P. 18-40.

10. Jackson J. Tourism Destinations as Clusters: Analytical Experiences From The New World / J. Jackson, P. Murphy // Tourism and Hospitality Research. - 2002. - Vol. 4, No. 1. - P. 36-52.

11. Marketing Minefield. Guiding your business to success. PESTLE Analysis [Электронный ресурс] -Режим доступа:

http://www.marketingminefield.co.uk/ pestle-analysis - 07.12.2012.

12. Rosenfeld S. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development / S. Rosenfeld // European Planning Studies. - 1997. - Vol. 5 , No. 1. - P. 3-23.

Поступила в редакцию 01.12.2012 г.

Бе^онова Г.С. Активiзацiя кооперацшно!' взаeмодil пвдприемств сфери туризму в формуванш кластеру прськолижного туризму та рекреащ!" / Г.С. Бессонова // Учьоние затсю ТНУ. Серш: Економжа та управлшня. - 2012. - Т. 25 (64), № 4. - С. 17-27.

У статп розглядаються проблеми недостатньо! коопераци i слабкого зв'язку мiж тдприемствами сфери туризму в АР Крим. Визначена важливють формування туристсько-рекреацшного кластера для розвитку зимових видiв туризму. Розроблено мехашзм створення оргашзацшно! структури з розподшом функцюнальних обов'язкв учасникв кластера для тдвищення мотиваци i защкавленосп тдприемств у сильному виршенш проблем сфери прськолижного туризму та рекреацп в репош.

Ключовi слова: туристсько-рекреацшний кластер, синергетичний ефект, зимовi види туризму, пiдприeмства туристичного сектору АР Крим.

Bessonova A.S. Enhancement of cooperative interaction of tourism enterprises in the creation of cluster of ski tourism and recreation / A.S. Bessonova // Uchenye zapiski TNU. Series: Economy and management. - 2012. - Vol. 25 (64), № 4. - Р. 17-27.

The problems of lack of cooperation and poor communication between the enterprises of tourism industry of Crimea are considered in the article. The importance of creation of cluster of tourism and recreation for the development of winter tourism is emphasized. The mechanism of creation of organizational structure of cluster is developed; the functional responsibilities of cluster members are considered. The importance of motivation and interest raise of enterprises for the joint problems solution in the field of ski tourism and recreation in the region is emphasized.

Keywords: tourism and recreation cluster, synergism, winter tourism, tourism enterprises of Crimea.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.