УДК 338.48:339.137.2:796.9
Бессонова Анна Сергеевна
ассистент кафедры менеджмента и маркетинга
Таврического национального университета имени В.И.Вернадского
Anna S. Bessonova
тeaching assistant of the Management and Marketing Chair Taurida National V.I.Vernadsky University [email protected]
Теоретические основы формирования туристско-рекреационного кластера как инструмента повышения конкурентоспособности сферы туризма
Theoretical framework of the creation of tourism and recreation cluster as a tool of the competitiveness growth of the tourism sector
Аннотация. В статье рассматривается необходимость создания туристско-рекреационного кластера для развития отрасли туризма в регионе. Подчеркивается необходимость создания кооперационных отношений и взаимодействия предприятий-участников кластера. В статье проанализирована эволюция модели «диаманта» Портера, рассмотрены основные факторы модели, разработана структура участников туристско-рекреационного кластера на основе теоретических исследований.
Ключевые слова: турист^о-рекреационный кластер, отрасль туризма, конкурентоспособность региона, модель «диаманта» Портера.
Annotation. The importance of creation of tourism and recreation cluster for the development of regional tourism sector is emphasized in the article. The focus is put on the necessity of creation of cooperation relations and links between the companies which participate in the cluster. The evolution of the Porter's "diamond" model is analyzed in the article, the main factors of the model are considered, the structure of participants of the tourism and recreation cluster are created based on the main theoretical backgrounds.
Key words: tourism and recreation cluster, tourism sector, enterprises, competitiveness of the region, Porter's "diamond" model.
В связи с недостаточным уровнем развития предприятий сферы туризма особое внимание уделяется созданию сети предприятий, формирующих продукт туристско-рекреационного комплекса. Одним из современных подходов в экономике и теории управления является создание кластеров, которое приобретает все большую значимость в экономическом развитии региона.
Целью данной статьи является теоретическое обоснование необходимости создания туристско-рекреационного кластера, основанного на кооперационных отношениях между его участниками.
Поставленная цель обусловила решение ряда задач: 1. Определение основных составляющих туристического кластера на основе теоретической модели дуального двойного «диаманта»; 2. Выявление основных участников туристско-рекреационного кластера и обоснование их кооперационного взаимодействия; 3. Обоснование необходимости внедрения кластерных принципов хозяйствования для экономического развития туристической отрасли и региона.
Для того, чтобы продемонстрировать, каким образом организации объединяются в кластер для создания конкурентных преимуществ, Портер представил модель «диаманта». Данная модель основана на четырех измерениях: 1) стратегия, структура и конкуренция; 2) факторные условия; 3) условия спроса; 4) смежные и сопутствующие отрасли [5]. Чо и Мун (2000) на основе модели «диаманта» Портера представили новую девятифакторную модель, добавив в нее дополнительные четыре элемента, которые основаны на значимости человеческих ресурсов [6, с. 10]. В 1991 г. Ругман утверждает, что составляющих модели «диаманта» Портера, основанной исключительно на национальной экономике одной страны, недостаточно. Ругман создает двойную модель «диаманта», добавляя к нему фактор внешней (международной) среды, и обосновывает это тем, что необходимым является «взаимодействие внутренних (национальных) и внешних (международных) факторов, которые влияют на конкурентоспособность государства» [6, с. 10]. Следующим шагом эволюции теории Портера, основанной на него модели «диаманта», является создание дуальной двойной модели, которая учитывает человеческий фактор девятифакторной модели, и учитывает факторы на внутренней, так и внешней среды (рис. 1).
Рис. 1. Эволюция модели «диаманта» Портера (составлена автором на основе теории Чо, Мун, Ким) Не вызывает сомнения факт необходимости кластеризации предприятий туристической сферы: общее стремление к одной цели и консолидация усилий предприятий различных отраслей для создания туристического продукта является важнейшим условием развития сферы туризма [4]. Согласно Фесер Е., кооперация предприятий внутри кластера приводит к повышению конкурентоспособности не только всего кластера, но и каждого его участника в отдельности [3, с. 27]. Крайник О. определяет кластер как эффективную форму социального диалога, так как посредством совместных усилий субъектов хозяйствования в сфере туризма могут быть достигнуты конкурентные преимущества региона [7].
Туристско-рекреационный кластер представляет географическую концентрацию не только предприятий и учреждений, чья деятельность тесно связана с отраслью туризма, но и других участников кластера, как органы власти, НГО, научно-образовательные учреждения и конкуренты предприятий [2] (рис. 2).
Факторные
условия:
• Природные ресурсы: горы, достаточный снежный покров;
• Человеческие ресурсы;
• Инфраструктура' наземный транспорт, воздушный транспорт, инфраструктура ИКТ,
инфраструктура
горнолыжного
курорта.
Смежные и сопутствующие отрасли:
• Предприятия, предоставляющие визы, билеты, трансферы;
• Предприятия специализированных услуг: бизнес-встречи и конференции, организация событий и развлечений; музеи, галереи, организация экскурсий, мероприятия для детей, и проч.
• Центры исследований, образования и развития: университеты, бизнес-центры, которые осуществляют обучение, консультирование, исследовательскую деятельность, а также формируют мероприятия по стратегическому развитию кластера.
• Предприятия, предоставляющие спортинвентарь (продажа и прокат);
• Финансовые учреждения - банки.
Органы власти
• Государственное регулирование и поддержка
функционирования кластера;
• Органы региональной и местной власти; Координация и мониторинг совместных действий.
Стратегия, структура
и конкуренция фирм:
Наличие компаний, которые конкурируют, но при этом сотрудничают (кооперативная конкуренция);
• координация действий компаний внутри кластера.
Условия спроса:
• Наличие спроса на услуги горнолыжного туризма и рекреации;
• Требования к качеству услуг в соответствии со стандартами и нормами
Специалисты:
• Наличие квалифицированного персонала, обученного в исследовательских центрах кластера, университетах и бизнес-центрах;
• Менеджеры низшего звена.
Работники:
• Наличие квалифицированных кадров.
Предприниматели:
• Топ-менеджеры и менеджеры среднего звена компаний, входящих в кластер.
Рис. 2. Составляющие кластера горнолыжного туризма и рекреации, основанные на модели дуального двойного «диаманта»
Да Куна (2005) приводит пример участников туристического кластера: кластер включает предприятия туристско-рекреационного комплекса; предприятия отраслей, которые осуществляют поддержку в формировании туристического продукта, а также предприятия, поддерживающие туристическую инфраструктуру, которая является особенно важной при формировании, например, услуг горнолыжного туризма и рекреации [8]. Кластер также состоит из организаций, которые занимаются обучением, повышением квалификации персонала, а также предоставляют информационные и финансовые ресурсы. Взаимодействие участников внутри туристско-рекреационного кластера дают возможность создать взаимные преимущества для повышения конкурентоспособности отдельных предприятий, а также туристической отрасли в целом.
Выводы
Анализ моделей, которые были разработаны для развития теорий конкурентных преимуществ, позволяет сделать вывод о важности внедрения кластеров в сферу туризма региона. Модель дуального двойного «диаманта» целесообразно использовать для обоснования структуры кластера и на ее основе создать рекомендации по развитию сферы туризма в регионах государства.
Формирование туристско-рекреационного кластера даст возможность создать условия для внедрения более эффективных процессов производства туристического продукта, будет способствовать повышению качества туристических услуг и улучшению элементов туристической инфраструктуры. Кроме того, кооперационные отношения между участниками кластера повысят ценовую конкурентоспособность туристических услуг, обеспечат туристический рынок высококвалифицированным персоналом и внедрят мероприятия по улучшению уровня гостеприимства в отрасли.
Литература:
1. Cho D., Moon H., Kim M. Does one size fit all? A dual double diamond approach to country-specific advantages. URL: http://www.dongsungcho.net/files/research/090301.pdf (дата обращения 20.07.2014).
2. Ferreira J., Estevao C. Regional Competitiveness of Tourism Cluster: A Conceptual Model Proposal // Munich Personal RePEc Archive. URL: http://mpra.ub.unimuenchen.de/14853/1/MPRA_paper_ 14853.pdf (дата обращения 15.07.2014).
3. Feser E. Old and New Theories of Industry Clusters // Cluster and Regional Socialization: On Geography, Technology and Networked. - 1998. - Londres, Pion. -РР. 18-40.
4. Jackson J., Murphy P. Tourism Destinations as Clusters: Analytical Experiences From The New World / J. Jackson, P. Murphy // Tourism and Hospitality Research. - 2002. - Vol. 4, No. 1. - РР. 36-52.
5. Porter M. Harvard Business Review. Clusters and the New Economics of Competition. URL: http://hbr.org/1998/11/clusters-and-the-new-economics-of-competition (дата обращения 18.07.2014).
6. Postelnicu C., Ban I.M. Some Empirical Approaches of the Competitiveness' Diamond - The Case of Romanian Economy // The Romanian Economic Journal Year XIII, no. 36, - Р. 56.
7. Крайник О., Бтъ М. Туристичний кластер регiону як форма сощалъного дiалогу: управлтсъкий аспект // Науковий вiсник "Демократичне врядування". - 2009. -№4.
8. Da Cunha S.K., da Cunha J. C. Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development, Brazilian Administration Review (BAR), Vol. 2, Nr. 2, Art. 4, p. 4762, July/December, 2005. URL: http://www.anpad.org.br/bar. - (проверено 22.07.2014).
Literature:
1. Cho D., Moon H., Kim M. Does one size fit all? A dual double diamond approach to country-specific advantages. URL: http://www.dongsungcho.net/files/research/090301.pdf (accessedon 20.07.2014).
2. Ferreira J., Estevao C. Regional Competitiveness of Tourism Cluster: A Conceptual Model Proposal // Munich Personal RePEc Archive. URL: http://mpra.ub.unimuenchen.de/14853/1/MPRA _paper_ 14853.pdf (accessed on 15.07.2014).
3. Feser E. Old and New Theories of Industry Clusters // Cluster and Regional Socialization: On Geography, Technology and Networked. - 1998. - Londres, Pion. -PP. 18-40.
4. Jackson J., Murphy P. Tourism Destinations as Clusters: Analytical Experiences From The New World / J. Jackson, P. Murphy // Tourism and Hospitality Research. - 2002. - Vol. 4, No. 1. - PP. 36-52.
5. Porter M. Harvard Business Review. Clusters and the New Economics of Competition. URL: http://hbr.org/1998/11/clusters-and-the-new-economics-of-competition (accessedon 18.07.2014).
6. Postelnicu C., Ban I.M. Some Empirical Approaches of the Competitiveness' Diamond - The Case of Romanian Economy // The Romanian Economic Journal Year XIII, no. 36, - P. 56.
7. Kraynik O., Bil' M. Tourism cluster of the region as a form of social dialogue: the management aspect // Scientific Bulletin "Democratic governance". -2009. - №4.
8. Da Cunha S.K., da Cunha J. C. Tourism Cluster Competitiveness and Sustainability: Proposal for a Systemic Model to Measure the Impact of Tourism on Local Development, Brazilian Administration Review (BAR), Vol. 2, Nr. 2, Art. 4, p. 4762, July/December, 2005. URL: http://www.anpad.org.br/bar. - (accessed on 22.07.2014).