экономические науки
Лебединская Юлия Сергеевна ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМУЛЫ ...
УДК 332.112
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМУЛЫ ИНДЕКСА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА
© 2016
Лебединская Юлия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия)
Аннотация. Региональный туристский кластер в современном мире является одним из важнейших условий формирования и развития региональной экономики, который аккумулирует вокруг себя широкий круг исследований, однако до сих пор, не предложена формула определения состояния регионального туристского кластера. Статья посвящена исследованию выведения формулы индекса состояния туристского кластера, способная определить потенциал развития туризма в регионе и обеспечить формирование и развитие смежных отраслей. Автором проведены теоретические исследования существующих определений понятия «туристский кластер» и на основе содержательных повторяющих характеристик в них выведен индекс. В существующих определениях автор выделил три базовые повторяющие характеристики, присущие данному понятию, такие как туристский потенциал, культурно-историческое наследие и туристская инфраструктура, которые формируют предложение на рынке туристских услуг и развивают регион в целом. В работе проведена дешифровка трех базовых характеристик, каждая из которых раскрыта тремя понятиями, такими как географические особенности территории, климатические особенности территории, природные объекты, исторические объекты, рекреационные объекты, объекты досуга, физическая инфраструктура, информационная инфраструктура, инфраструктура гостеприимства. По результатам проведенного исследования автором выведена формула индекса состояния регионального туристского кластера, которое основано на категориальном методе двухуровневой триадической дешифровки базового понятия. Предложенная формула вносит вклад в развитие теории кластеров, позволяющая осуществлять идентификацию и организационное проектирование региональных туристских кластеров.
Ключевые слова: формула, индекс, понятие, определение, дефиниция, дешифровка понятий, кластер, туристский кластер, туризм, состояние, географические особенности территории, климатические особенности территории, природные объекты, исторические объекты, рекреационные объекты, объекты досуга, физическая инфраструктура, информационная инфраструктура, инфраструктура гостеприимства.
THE THEORETICAL JUSTIFICATION OF THE FORMULA OF CONDITION INDEX
REGIONAL TOURISM CLUSTER
© 2016
Lebedinskaya Yuliya Sergeevna, candidate of economical science, associate professor of the chair
«Economics and Management» Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok (Russia)
Abstract. Regional tourist cluster in the modern world is one of the most important conditions of formation and development of the regional economy, which accumulates around itself a broad circle of research, but still, not a formula was proposed to determine the state of the regional tourism cluster. The article is devoted to deducing the formula of the index of cluster that is able to determine the development potential of tourism in the region and to ensure the formation and development of the related industries. The author conducted a theoretical study of existing definitions of the concept of «tourist cluster» and on the basis of substantial repeating characteristics they displayed the index. In the existing definitions, the author identified three basic repeating characteristics inherent in this concept, such as tourism potential, cultural and historical heritage and tourism infrastructure, which forms the offer on the market of tourist services and develop the region as a whole. The paper presents the decipherment of the three basic characteristics, each of which revealed three concepts, such as geographical features of the territory, climatic features of the site, natural features, historic sites, recreational, governmental facilities, leisure activities, physical infrastructure, information infrastructure and hospitality. The results of this study the author derived the formula for the condition index of regional tourist cluster, which is based on a categorical split level tragicheskoi method of deciphering the basic concepts. The formula contributes to the development of the theory of clusters, enabling the identification and organisational planning of regional tourism clusters.
Keywords: formula, index, definition, definition, definition, deciphering of concepts, cluster, tourism cluster, tourism, state, geographic terrain features, climatic features of the site, natural features, historic sites, recreation facilities, leisure projects, physical infrastructure, information infrastructure and hospitality.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В российской науке в настоящее время еще не выведена формула индекса состояния регионального туристского кластера, являющаяся важнейшим условием эффективного выполнения поставленных задач в этом направлении, несмотря на актуальность данной проблемы. В связи с этим возникают трудности в разработки вопросов эффективного функционирования туризма в регионе, основанные на когнитивности всех заинтересованных сторон в данной области, которые могли бы рационально использовать возможности туристского кластера.
Предложенная автором формула своевременно поможет выявить и устранить недостатки, которые отрицательно сказываются на экономике выше указанной отрасли.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных частей общей проблемы. Определения понятия «туристский кластер» рассмотренные ранее научными
деятелями представлены в таблице 1.
Анализ формулировок авторов, представленных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы. В определениях встречаются часто повторяющие характеристики, такие как туристский потенциал, культурно-историческое наследие, туристская инфраструктура [9-13].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является теоретическое обоснование выведения авторской формулы индекса состояния регионального туристского кластера, содержащая в себе специфические черты, которые способны определить уровень состояние туризма в регионе.
В рамках цели выделены основные задачи исследования:
- провести теоретические исследования существующих определений понятия «туристский кластер»;
- выделить базовые повторяющие характеристики, присущие туристскому кластеру;
- провести дешифровку базовых повторяющих характеристик;
- вывести формулу индекса состояния регионального
Лебединская Юлия Сергеевна!! экономические
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМУЛЫ ... науки
туристского кластера.
Таблица 1 - Определения понятия «туристский кластер»
Понятие Определение Автор
Туристский кластер Совокупностьрасположенныхна однойтерриюриико:-таний, производящих туристский продукт, инфраструктурных туристских организаций и регулирующих данную сферу органов власти, конкурентоспособность и эффективность деятельности каждого из которых зависят от результатов деятельности всех других субъектов кластера. Кизим А.А.. Вальвашов А.Н., Кулькова И.В. [1]
Туристский кластер Группа географическилокализованных взаимосвязанных компании, по ставщнков специа лизир ованных услуг, ннфр а структуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественныхпотребностейв туризме и рекреации. С apone F. [2]
Тур™™ Точка роста дляразвития экономики региона, вовлекающая в орбиту своей деятельности другие виды деятельности. Все предприятия, деятельность которых тем или иным образом связана срегиональным туристским комплексом, делают инвестиции в специализированные технологии, в информацию, инфраструктуру,человеческие ресурсы,что ведет к массовому образованию новых предприятий-смежников. Novell M., Schmitz Вг Spenser T. [3]
Туристский кластер С овокупностьразличных по видам деятельности экономических агентов, географически сконцентрированных и взаимодействующих в производстве и реализациимультиатрибутив-ного туристского продукта по единой цепи: производители туристских услуг—по ставщнкн специа лизир ованных услуг -поддерживающие организации-потребители туристских ус-луг.Модель туристского кластера включает в себя следующие элементы:туристскнересурсы, туристские фирмы (туроператоры и 1урагенты); поставщики услуг размещения, питания, транспорта и досуга, определяющие суть туристского продукта; предприятия, обслуживающие туристов в качестве сопутствующих отраслей (розничнаяторговля, производство и продажа туристского снаряжения, финансовые институты, услуги связи, строительство, страховыеуслуги,услуги ЖКХ, сельское хозяйство,медицинские услуги); благоприятные условия, которые,являясь факторамивнешней среды, отражают климатические и географические особенноститерриторий, входящих в составкла стера, социально-экономическое положение территорий, поддержку туристскойдеятельности органами власти, общественными организациями, местным населением; норма-тивно-правовоерегулирование и информационное обеспечение тур истско й д еят ельно сти кл а ст ер а. Бойко A.E. [4]
Туристско- рекреационный кластер Гру1та географически взаимодействующих компаний, общественных организацийи связанных с ними органовгосударст-венного управления, формирующих и обслуживающих туристические потоки, использующие туристско-рекреационный потенциал территории. Ferreira J., Estevro C. [5]
Туристско- рекреационный кластер Сконцентрированная на определеннойтерритории труппа социальных институтов сферы туризма и гостеприимства: туроператоры, турагенты, средства размещения, организации общественного питания, транспортные компании, вузы, научно-исследовательские институты, органы государственнойБласти идр., взаимодополняющие и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компонентов и кластера вцелом. Неотъемлемой составляющей кластера является физическая инфраструктура, автомобильные и железные дороги, инфраструктура го степрнимства и д о суга, научно -информационно е об е спече- Лысикова O.B., Лукьяненко Е.В. [6]
Туристско-рекреационный Географически соседствующие взаимодействующая группа субъектов предпринимательства и бизнеса, общественных организацийи связанных сними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки, использующие туристско-рекреационный потенциал территории. Лихошерстова Г.Н. [7]
Совокупность туристско-резреационных особых экономических зон, созданных на о сновании решения Правительства РФ нрасположенных на территории одного или нескольких участков субъектов РФ и муниципального образования{муници-пальных образований), определяемых Правительством РФ. ФЗ ot22.07.2005г. № 11б-ФЗ«Оо особых экономических зонах в Российской Федерации» [81
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Для решения данной задачи в работе применен категориальный метод двухуровневой триадической дешифровки базового понятия [14]. Алгоритм данного исследования заключается в том, что на первом уровне дешифровки искомая категория раскрывается тремя понятиями, которые наиболее полно и точно отражают природную составляющую. На втором уровне процедура повторяется для дешифрующих понятий [15].
Итак, обобщив результаты анализа определений, приведенных в таблице 1, автор выделил для понятия «туристский кластер» следующие три основные характеристики: туристский потенциал, культурно-историческое наследие, туристская инфраструктура. Ниже указана авторская дешифровка этих характеристик в таблице 2 [16, 17].
Таблица 2 - Дешифровка повторяющихся характеристик в определение регионального туристского кластера
Базовое понятие Понятия первого уровня, раскрывающие содержание базового понятия Понятия второго уровня, раскрывающие содержание базового понятия
Региональный туристский кластер Туристский потенциал Г еографиче ские о соб енно сти территории Климатические особенноститерритории Природные объекты
Культурно- историческое наследие Исторические объекты Рекреационные объекты Объекты досуга
Туристская инфр а структур а Физиче екая инфр а структур а Информационная инфр а структур а Инфраструктура гостеприимства
Данная дешифровка позволяет автору вывести следующую формулу индекса состояния регионального ту-148
ристского кластера:
Istrk = Iti х Ikin, (1)
где Isrtk - индекс состояния регионального туристского кластера;
Iti - индекс туристской инфраструктуры;
Ikin - индекс культурно-исторического наследия.
Индекс туристской инфраструктуры (Iti) рассчитывается по формуле:
Iti = Iii х g х Iphi, (2)
где Iii - индекс информационной инфраструктуры;
Ig - индекс инфраструктуры гостеприимства;
Iphi - индекс физической инфраструктуры.
Формула индекса культурно-исторического наследия (Ikin) имеет вид:
Ikin = Iod х Iio х Iro, (3)
где Iod - индекс объектов досуга;
Iio - индекс исторических объектов;
Iro - индекс рекреационных объектов.
Таким образом, развёрнутая формула индекса состояния регионального туристского кластера принимает следующий вид:
Isrtk = Iii х fe х Iphi х Iod х Iio х Iro (4)
Индексом не учитывается туристский потенциал, так как климатические, географические особенности, природные объекты территории остаются относительно постоянными.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. С помощью метода двухуровневой триадической дешифровки базового понятия была выведена формула индекса состояния регионального туристского кластера, позволяющая оперативно проводить его диагностику, быстро выявлять и устранять недостатки, что в целом положительно скажется на результативности работы кластера.
Предложенная формула вносит позитивный вклад в развитие теории кластеров, а также позволяет определить количественный уровень положения, показывающий реальное состояние туристской отрасли в регионе. При помощи указанной формулы можно проводить полноценный и объективный анализ состояния туристского сектора экономики, правильно намечать нужные векторы развития, которые при минимальных вложениях ресурсов принесут в короткие сроки нужный результат (привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, улучшение туристской инфраструктуры, увеличение туристского потока, повышение доходной составляющей регионального бюджета).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кизим А.А., Вальвашов А.Н., Кулькова И.В. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 26 (161). С. 52-59.
2. Capone F. Régional competitiveness in tourist local systems, 44 th European Congress of the European Regional Science Association (ERSA), Regions and fiscal federalism, University of Porto. Portugal. 2004.
3. Novell M., Schmitz B., Spenser T. Networks, Clusters and Innovation in Tourism: the UK Experience // Tourism Management. 2006. Vol. 27. P. 1141-1152.
4. Бойко А.Е. Формирование кластеров как инструмент повышения конкурентоспособности туристских услуг: Автореф. дис... канд. экон. наук. Новосибирск. 2011. 24 с.
5. Ferreira J., Estevro C. Regional Competitiveness of Tourism Cluster: А. Conceptual Model Proposal // MPRA Paper № 14853. Posted 25. April 2009.
6. Лысикова О.В., Лукьяненко Е.В. Саратовский ту-ристско-рекреационный кластер: предпосылки создания
экономические науки
Лебединская Юлия Сергеевна ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМУЛЫ ...
и развития // Елецкий государственный университет: Официальный сайт. Режим доступа: http://elskst.ucoz.ru/ publ/rossijskie_konferencii/osobye_ehkonomicheskie_zony_ turistsko_rekreacюnnogo_tipaЛysikova_o_v/4-1-0-77.
7. Лихошерстова Г.Н. Роль туристско-рекреацион-ного кластера в формировании инновационно-ориентированной экономики региона // Путеводитель предпринимателя: науч.-практ. изд. 2013. Вып. XVII. С. 163-169.
8. Об особых экономических зонах в Российской Федерации, утв. Федеральным Законом от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173553/
9. Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 134-136.
10. Абинова Л.И., Шабанова Л.Б. Рейтинговая оценка пространственного распределения туристско-рекреаци-онного потенциала республики Татарстан // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 17-21.
11. Башкуева Е.Ю. Санаторно-курортный сегмент туристского рынка республики Бурятия: состояния и проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 57-60.
12. Овчаров А.О. Статистические методы систематизации туристской информации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 137-142.
13. Башкуева Е.Ю. Состояние и проблемы санаторно-курортного сегмента туристского рынка республики Бурятия // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 49-53.
14. Лебединская Ю.С. Региональный туристский кластер: понятие и специфические черты // Научное обозрение. 2015. № 12. С. 360-364.
15. Лебединская Ю.С., Коньшина А.С. Бухгалтерский аутсорсинг: понятие и специфические черты // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономики и управление. 2016. № 1 (24). С. 4954.
16. Лебединская Ю. С. Региональные туристские кластеры: управление формированием и развитием: дис.. канд. экон. наук. М. 2015.195 с.
17. Лебединская Ю.С., Боуш Г.Д. Региональные туристские кластеры: управление формированием и развитием: монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС. 2015. 186 с.