С целью расширения практики сетевого взаимодействия по реализации образовательных программ можно предложить следующую последовательность действий:
- определить организационный формат развития сетевого взаимодействия;
- совместно разработать проекты соглашений, нормативных документов;
- совместно разработать финансовый механизм развития сетевых форм реализации образовательных программ.
© Коломейцев А. В., Кузнецов Е. В., 2013
УДК 658.3:629.78
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ПЕРСОНАЛА НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИСС»
В. В. Косенко, О. В. Арефина, С. Г. Кукушкин
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52 E-mail: Kosenkovv@iss-reshetnev.ru
Предлагается использование кластерного подхода при формировании стратегического долгосрочного плана потребностей в персонале для наукоемких предприятий на примере открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» (ОАО «ИСС» или Общество).
Ключевые слова: планирование потребностей в персонале, кластерное деление, нормирование, принцип Парето.
CLUSTER APPROACH TO STAFF SCHEDULING OF KNOWLEDGE-INTENSIVE
ENTERPRISES IN TERMS OF OPEN JOINT STOCK COMPANY "ACADEMICIAN M. F. RESHETNEV "INFORMATION SATELLITE SYSTEMS"
V. V. Kosenko, O. V. Arefina, S. G. Kukushkin
JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia E-mail: Kosenkovv@iss-reshetnev.ru
Using the cluster approach in the formation of long-term strategic plan for personnel needs for knowledge-based enterprises in terms of open joint-stock company "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" (the JSC "ISS" or the Company) is proposed.
Keywords: planning personnel needs, cluster division, normalization, Pareto principle.
Открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» является одним из основных разработчиков и производителей в РФ спутников связи, навигации и боевого управления.
Главной своей целью ОАО «ИСС» ставит сохранение и развитие ведущей роли Общества в разработке, испытаниях, производстве и поддержании в эксплуатации космических аппаратов и систем, предназначенных для обеспечения связи, телевещания, ретрансляции информации, навигации и геодезии в интересах национальной безопасности, социально-экономического, культурного развития страны и международных связей, а также наиболее полное удовлетворение потребностей Роскосмоса, Минобороны России, Мининформсвязи России и других заинтересованных федеральных и коммерческих структур в продукции, выпускаемой Обществом, и повышение конкурентоспособности профильной продукции
ОАО «ИСС» на внешнем рынке и продукции двойного и гражданского назначения на внутреннем и внешнем рынках.
Достижение цели невозможно без стратегического планирования, оно должно обеспечивать основные параметры эффективности развития наукоемкого предприятия.
Осуществление стратегического планирования наукоемкого предприятия - это, в первую очередь, управление научным кадровым потенциалом предприятия, которое предполагает планирование численного и качественного состава организации, основанного на портфеле заказов с учетом плана технического перевооружения предприятия, учитывая специфику жизненного цикла создания наукоемкой продукции. Во вторую очередь - это создание организационной культуры, позволяющей реализовать выбранные стратегии, формирование системы мотивации и организации труда, достижение определенной гибкости в ор-
Решетневскуе чтения. 2013
ганизации, т. е. использование всех инструментов стратегического управления в прямой взаимосвязи с планированием кадрового потенциала организации и планированием карьеры ее сотрудников.
В данном случае предлагается следующий подход к планированию численного и качественного состава организации - кластерное деление персонала.
Для того чтобы разработать методику стратегического планирования персонала на основе подхода кластерного деления, необходимо решить следующие задачи:
1) идентифицировать кластеры (т. е. объединения нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельная единица) персонала для наукоёмкого предприятия;
2) выявить кадры, входящие в различные кластеры персонала;
3) определить среднюю заработную плату в каждом кластере;
4) провести ситуационный анализ пропорциональности и стабильности каждого кластера и выполнения ими целевой задачи.
Для любого предприятия характерны следующие кластеры персонала:
- административно-управленческий аппарат;
- квалифицированные кадры;
- кадры, выполняющие рутинные операции;
- обслуживающий персонал;
- обучаемый персонал.
Для наукоёмкого предприятия добавляется ещё несколько кластеров:
- кадры, формирующие научно-техническую политику предприятия в различных сферах;
- кадры, реализующие научно-техническую политику предприятия в различных сферах.
Кроме того, административно-управленческий аппарат можно условно разделить на три группы:
- управленцы, решающие текущие и определяющие стратегические задачи;
- управленцы, решающие текущие и реализующие стратегические задачи;
- управленцы, решающие только текущие задачи.
Рассмотрим вопрос пропорциональности численности кластеров. Когда есть недостаток численности любого кластера, это приводит к нарушению ритмичности работы, срывам сроков выполнения тех или иных работ. Такую ситуацию достаточно легко идентифицировать по факту. Однако со стратегической точки зрения это неправильно. Дисбаланс нужно прогнозировать заранее.
Решение этой задачи теоретически возможно с помощью нормирования. Однако этот метод обладает существенным недостатком, когда речь идет о социальных системах.
Примечание. Социальная система - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. В контексте данного доклада под социальной системой понимаются проектно-конструкторские подразделения.
Ключевым элементом таких систем является человек. Его возможности трудно поддаются нормированию. В частности, одна и та же задача потребует существенно разного времени решения для разных людей. Если задача типовая, возможно использовать методы тренировки и т. д. Но если задача нетривиальная, то эти методы здесь не работают. Более того, если взять двух человек, то один из них может лучше решать одни сложные задачи, а другой - другие. Поэтому тестирование тоже далеко не всегда может помочь при подборе кадров для решения креативных задач.
Со стратегической точки зрения нормирование непригодно по следующей причине. С течением времени нормативы меняются: совершенствуются навыки персонала, появляются новые технологии, новая техника и т. д. Поэтому необходимо найти принципиально иной подход к задаче пропорциональности.
Таким решением может стать использование принципа Парето. Этот принцип отражает фундаментальное свойство нашего мира, поэтому может быть применим и к решению задачи пропорциональности численности кластеров персонала. Такой подход -тоже нормирование, но нормирование на основе фундаментальных свойств мира. Поэтому его применение для оценки стратегического планирования персонала вполне обосновано. Но при этом необходимо оговориться. Персонал, выполняющий рутинные операции, и обслуживающий персонал должны планироваться методами текущего планирования по существующим нормативам трудовых затрат на выполнение тех или иных операций. Это связано с тем, что подготовка и набор таких кадров не требуют больших временных затрат, и методы планирования персонала в этих сферах работают достаточно хорошо.
Поэтому стратегическое планирование персонала должно охватывать численность следующих кластеров:
- административно-управленческий аппарат в целом (кластер АУ);
- кадры, формирующие научно-техническую политику предприятия в различных сферах (кластер ТП);
— кадры, реализующие научно-техническую политику предприятия в различных сферах (кластер РТ);
— квалифицированные кадры (кластер КК).
Эти кластеры - золотой фонд предприятия. Именно благодаря им предприятие может успешно выживать в долгосрочной перспективе. И поэтому сохранение этого фонда - одна из важнейших задач стратегического планирования персонала. Причем решение этой задачи может даже идти за счет снижения текущей экономической эффективности деятельности предприятия.
Для определения численности выделенных кластеров необходимо определить среднюю динамику разработки новых космических аппаратов. Она может быть определена исходя из числа новых аппаратов, планировавшихся ежегодно на протяжении достаточно длительного периода времени (например 10 лет), а затем скорректироваться на существующую долгосрочную тенденцию.
Исходя из этого показателя, определяется потребность в квалифицированных кадрах на основании метода сетевого планирования. Определение численности остальных кластеров производится с использованием основополагающего принципа Парето.
Такой подход позволит определить численность каждого кластера при условии, что русло технического развития будет неизменным. При изменении русла развития в точке бифуркации можно воспользоваться методом аналогий. Таким образом для нового направ-
ления подбирается аналог и с помощью корректирующих коэффициентов определяется численность дополнительного персонала каждого кластера из числа элитных.
Рассмотренный способ формирования стратегических нормативов численности кластеров персонала позволяет достаточно точно определить стратегическую потребность в элитном персонале и, исходя из этого, в стратегической перспективе формировать кадровую политику наукоёмкого предприятия.
© Косенко В. В., Арефина О. В., Кукушкин С. Г., 2013
УДК 378.3
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Кузнецов, А. В. Коломейцев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: kuznetsoff@sibsau.ru, kolomeicev@sibsau.ru
Авторы представляют свое видение повышения качества образования за счет расширения участия предприятий различной формы собственности в целевой форме подготовки специалистов. При этом вуз получает бюджетное финансирование, выпускник соответствует запросам производства.
Ключевые слова: целевая подготовка специалистов, финансирование высшего образования.
EXPANSION OF OPPORTUNITIES OF THE SPECIALIST TARGET TRAINING AS A TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION
E. V. Kuznetsov, A. V. Kolomeicev
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: kuznetsoff@mail.sibsau.ru, kolomeicev@sibsau.ru
The techniques to improve the quality of education by increasing the participation of enterprises of different ownership in the target training are described. As a consequence the university receives funding; a graduate meets the needs of business.
Keywords: the purpose training, funding of higher education.
Вопрос финансирования высшего образования и бюджетники с переходом на нормативное финанси-
всегда оставался одним из камней преткновения в рование приносят вузу необходимые средства. В та-
отношениях между вузом и государством в лице Ми- кой ситуации проблема сохранения контингента
нистерства образования и науки. Вузу всегда будет бюджетников может ставиться во главу угла, зачас-
казаться «мало», а у государства, кроме очевидного тую затмевая вопрос качества образования, что само
дефицита бюджета, возникает вопрос, за что платятся по себе требует отдельного исследования и выходит
деньги, на что они расходуются и что получает обще- за рамки текущей работы.
ство на выходе. Вуз, при участии в открытом публичном конкурсе
Переход от сметного финансирования к субсиди- по контрольным цифрам приема, определяет свои
рованию, в том числе на выполнение государственно- возможности по реализации программ ВПО на основе
го задания на реализацию программ ВПО, в целом предыдущего опыта или общих представлений о рын-
выглядит логичным шагом. В отличие от ситуации ке труда. При этом известно, что не все выпускники
начала 2000-х годов, когда студентами-платниками идут работать по специальности, часть учились толь-
в техническом вузе дорожили, в настоящее время ко для получения диплома, а по профессии и не соби-