УДК 378.3
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВПО
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
А. В. Коломейцев, Е. В. Кузнецов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]
Авторы представляют свое видение элементов существующего сетевого взаимодействия по реализации образовательных программ, указывают некоторые предпосылки и возможности его дальнейшего развития.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, реализация образовательных программ, межвузовская конкуренция.
CO-OPERATION NETWORK AS AN INSTRUMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT IN KRASNOYARSKII KRAI
A. V. Kolomejcev, E. V. Kuznecov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia Е-mail: [email protected], [email protected]
The authors' vision of an existing communication network in implementing educational programs is presented, some conditions and opportunities for further development are pointed.
Keywords: networking, implementation of educational programs, intercollegiate competition.
Современное представление о нормативной рамке сетевого взаимодействия в системе высшего образования выражено в ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации», который описывает сетевое взаимодействие образовательных и других организаций следующим образом.
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ:
«1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации».
Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ:
1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.
Законом даже регламентируется содержание договоров о сетевом взаимодействии. Так, в качестве основных положений договора о сетевой форме реализации образовательных программ приняты следующие:
- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
- статус обучающихся, правила приема на обучение по сетевой образовательной программе, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих сетевую образовательную программу;
- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией-участником;
- выдаваемые документ или документы об образовании и о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Ознакомившись с государственным подходом по сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, который, в целом, корреспондируется с таким давно известным в мире явлением, как кооперация, перейдем к пониманию понятия «сетевое взаимодействие».
Итак, сеть - это совокупность занимающих определенные позиции агентов (акторов) и связей между ними.
Сетевые структуры в современном бизнес-сообществе рассматриваются следующим образом:
- сеть как способ вертикального или горизонтального взаимодействия организаций, самостоятельных в правовом, но зависимых в экономическом отношении;
Решетневскуе чтения. 2013
- сеть как способ интеграции организаций, т. е. их объединение через систему вертикальных и горизонтальных кооперационных соглашений, контрактов, координация их деятельности и привлечение новых партнеров;
- сеть как институт, определяющий правила взаимодействия и интеграции организаций экономических субъектов, разделяющих близкую систему ценностей.
Таким образом (исходя из призмы восприятия), можно выделить пять основных или ключевых организационных принципов сетевого взаимодействия любых организаций:
1. Наличие общей долгосрочной цели, которая не может быть полностью достигнута вне сетевого взаимодействия каждым отдельным её участником.
2. Добровольность связей, обеспечивающая гибкость и открытость в сетевой структуре.
3. Множественность лидеров, которые позволят обеспечить устойчивость и эластичность сети.
4. Независимость партнеров, которые имеют возможность реализовывать собственные цели и задачи, получая выгоду в результате включения в интеграционный процесс, однако при этом должны нести ответственность за достижение конечной цели деятельности сетевой структуры.
5. Множественность уровней взаимодействия (каждый участник сетевой структуры может взаимодействовать напрямую с любым партнером, входящим в данное сетевое формирование).
Наложив положения ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации», регулирующие отношения в области сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ на указанные выше организационные принципы сетевого взаимодействия, можно получить карту, иллюстрирующую этапность реализации сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ.
Так, на первом этапе необходимо четкое определение категории заказа (заказчика) сетевой образовательной программы (госзаказ, отраслевой, корпоративный, социальный, кадровый, частный и т. д.).
Второй этап необходимо, по нашему мнению, посвятить определению базового вуза - разработчика сетевой образовательной программы (создание временной группы из числа ученых, методистов и преподавателей-разработчиков).
На третьем этапе необходимо формирование отраслевого сетевого сообщества.
Четвертый этап должен быть посвящен тактическим вопросам распределения объема работ по разработке сетевой образовательной программы между субъектами сетевого взаимодействия.
На пятом (рефлексивном) этапе наиболее целесообразно провести обсуждение промежуточных результатов разработки сетевой образовательной программы с субъектами сетевого взаимодействия и заказчиком для внесения необходимых корректив и принятия дальнейших решений.
Образовательное пространство Красноярского края сформировано из вузов, учредителями которых являются федеральные министерства: образования и науки, здравоохранения, сельского хозяйства, культу-
ры, транспорта, МЧС, МВД. Всего на территории Красноярского края действуют 19 образовательных учреждений (ОУ) высшего образования (без учета филиалов вузов, головные организации которых действуют на территории Красноярского края).
Потребители услуг в сфере высшего образования могут выбирать обучение по более чем 150 НП(С), из которых 60 НП(С) реализуются в нескольких образовательных организациях одновременно (всего 240 конкурентных позиций). Так, образовательные программы по НП(С) 080200 «Менеджмент» реализуют 11 ОУ ВПО; 080100 «Экономика» реализуют 8 вузов; 230700 «Прикладная информатика» реализуют 6 ОУ ВПО; 030300.62 «Психология» реализуют 5 ОУ ВПО.
Реализуются в 4-х ОУ ВПО края:
- 030900 «Юриспруденция»;
- 035700 «Лингвистика»;
- 040400 «Социальная работа»;
- 071800 «Социально-культурная деятельность»;
- 081100 «Государственное и муниципальное управление»;
- 230400 «Информационные системы и технологии».
Исходя из представленных данных, очевидно наличие предпосылок к реализации образовательных программ с использованием возможностей сетевого взаимодействия и, как следствие, экономия ресурсов (например, учебных площадей, учебных материалов и образцов и т. п.), развитие внутрикраевой мобильности, развитие конкуренции в преподавательской среде. Кроме этого, имеются площадки, на которых можно проводить обсуждение и даже организовывать сетевую организацию реализации образовательных программ: Совет ректоров вузов Красноярского края; Ассоциация «Сибирский открытый университет»; СНОК; отраслевые сообщества вузов; железногор-ский кластер; Союз машиностроителей; Союз товаропроизводителей и предпринимателей; Союз строителей; Адвокатская палата и др.
Но практически, сетевые технологии в высшем образовании находятся в зачаточном состоянии, хотя понятие кооперации вузам давно известно.
Выделим основные проблемы становления сетевого межвузовского взаимодействия.
1. Образовательное пространство края построено на основе учрежденческого принципа, который является антиподом механизмам сетевого взаимодействия, поэтому приходят в противоречие с механизмами сетевого взаимодействия, в результате - внутрикраевая межвузовская мобильность значительно ниже, чем межсубъектовая или даже межстрановая. Межвузовская мобильность в крае связана не с мотивацией студента получить набор уникальных (и спланированных) компетенций для будущей профессиональной деятельности, а просто поиск более дешевого образования или вообще географический принцип, или принцип «есть общежитие или нет».
2. Общество и бизнес-сообщество не готовы формировать заказ на сетевые формы образования.
3. Синдром невовлеченности в цепи «заказчик -ОУ - обучающийся».
4. Ответственность за концентрацию ресурса.
С целью расширения практики сетевого взаимодействия по реализации образовательных программ можно предложить следующую последовательность действий:
- определить организационный формат развития сетевого взаимодействия;
- совместно разработать проекты соглашений, нормативных документов;
- совместно разработать финансовый механизм развития сетевых форм реализации образовательных программ.
© Коломейцев А. В., Кузнецов Е. В., 2013
УДК 658.3:629.78
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ПЕРСОНАЛА НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИСС»
В. В. Косенко, О. В. Арефина, С. Г. Кукушкин
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52 E-mail: [email protected]
Предлагается использование кластерного подхода при формировании стратегического долгосрочного плана потребностей в персонале для наукоемких предприятий на примере открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» (ОАО «ИСС» или Общество).
Ключевые слова: планирование потребностей в персонале, кластерное деление, нормирование, принцип Парето.
CLUSTER APPROACH TO STAFF SCHEDULING OF KNOWLEDGE-INTENSIVE
ENTERPRISES IN TERMS OF OPEN JOINT STOCK COMPANY "ACADEMICIAN M. F. RESHETNEV "INFORMATION SATELLITE SYSTEMS"
V. V. Kosenko, O. V. Arefina, S. G. Kukushkin
JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia E-mail: [email protected]
Using the cluster approach in the formation of long-term strategic plan for personnel needs for knowledge-based enterprises in terms of open joint-stock company "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" (the JSC "ISS" or the Company) is proposed.
Keywords: planning personnel needs, cluster division, normalization, Pareto principle.
Открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» является одним из основных разработчиков и производителей в РФ спутников связи, навигации и боевого управления.
Главной своей целью ОАО «ИСС» ставит сохранение и развитие ведущей роли Общества в разработке, испытаниях, производстве и поддержании в эксплуатации космических аппаратов и систем, предназначенных для обеспечения связи, телевещания, ретрансляции информации, навигации и геодезии в интересах национальной безопасности, социально-экономического, культурного развития страны и международных связей, а также наиболее полное удовлетворение потребностей Роскосмоса, Минобороны России, Мининформсвязи России и других заинтересованных федеральных и коммерческих структур в продукции, выпускаемой Обществом, и повышение конкурентоспособности профильной продукции
ОАО «ИСС» на внешнем рынке и продукции двойного и гражданского назначения на внутреннем и внешнем рынках.
Достижение цели невозможно без стратегического планирования, оно должно обеспечивать основные параметры эффективности развития наукоемкого предприятия.
Осуществление стратегического планирования наукоемкого предприятия - это, в первую очередь, управление научным кадровым потенциалом предприятия, которое предполагает планирование численного и качественного состава организации, основанного на портфеле заказов с учетом плана технического перевооружения предприятия, учитывая специфику жизненного цикла создания наукоемкой продукции. Во вторую очередь - это создание организационной культуры, позволяющей реализовать выбранные стратегии, формирование системы мотивации и организации труда, достижение определенной гибкости в ор-