Научная статья на тему 'Расширение возможностей целевой подготовки специалистов как инструмент повышения качества образования'

Расширение возможностей целевой подготовки специалистов как инструмент повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / THE PURPOSE TRAINING / ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FUNDING OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Е.В., Коломейцев А.В.

Авторы представляют свое видение повышения качества образования за счет расширения участия предприятий различной формы собственности в целевой форме подготовки специалистов. При этом вуз получает бюджетное финансирование, выпускник соответствует запросам производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов Е.В., Коломейцев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF OPPORTUNITIES OF THE SPECIALIST TARGET TRAINING AS A TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION

The techniques to improve the quality of education by increasing the participation of enterprises of different ownership in the target training are described. As a consequence the university receives funding; a graduate meets the needs of business.

Текст научной работы на тему «Расширение возможностей целевой подготовки специалистов как инструмент повышения качества образования»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Исходя из этого показателя, определяется потребность в квалифицированных кадрах на основании метода сетевого планирования. Определение численности остальных кластеров производится с использованием основополагающего принципа Парето.

Такой подход позволит определить численность каждого кластера при условии, что русло технического развития будет неизменным. При изменении русла развития в точке бифуркации можно воспользоваться методом аналогий. Таким образом для нового направ-

ления подбирается аналог и с помощью корректирующих коэффициентов определяется численность дополнительного персонала каждого кластера из числа элитных.

Рассмотренный способ формирования стратегических нормативов численности кластеров персонала позволяет достаточно точно определить стратегическую потребность в элитном персонале и, исходя из этого, в стратегической перспективе формировать кадровую политику наукоёмкого предприятия.

© Косенко В. В., Арефина О. В., Кукушкин С. Г., 2013

УДК 378.3

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Кузнецов, А. В. Коломейцев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: kuznetsoff@sibsau.ru, kolomeicev@sibsau.ru

Авторы представляют свое видение повышения качества образования за счет расширения участия предприятий различной формы собственности в целевой форме подготовки специалистов. При этом вуз получает бюджетное финансирование, выпускник соответствует запросам производства.

Ключевые слова: целевая подготовка специалистов, финансирование высшего образования.

EXPANSION OF OPPORTUNITIES OF THE SPECIALIST TARGET TRAINING AS A TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION

E. V. Kuznetsov, A. V. Kolomeicev

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: kuznetsoff@mail.sibsau.ru, kolomeicev@sibsau.ru

The techniques to improve the quality of education by increasing the participation of enterprises of different ownership in the target training are described. As a consequence the university receives funding; a graduate meets the needs of business.

Keywords: the purpose training, funding of higher education.

Вопрос финансирования высшего образования и бюджетники с переходом на нормативное финанси-

всегда оставался одним из камней преткновения в рование приносят вузу необходимые средства. В та-

отношениях между вузом и государством в лице Ми- кой ситуации проблема сохранения контингента

нистерства образования и науки. Вузу всегда будет бюджетников может ставиться во главу угла, зачас-

казаться «мало», а у государства, кроме очевидного тую затмевая вопрос качества образования, что само

дефицита бюджета, возникает вопрос, за что платятся по себе требует отдельного исследования и выходит

деньги, на что они расходуются и что получает обще- за рамки текущей работы.

ство на выходе. Вуз, при участии в открытом публичном конкурсе

Переход от сметного финансирования к субсиди- по контрольным цифрам приема, определяет свои

рованию, в том числе на выполнение государственно- возможности по реализации программ ВПО на основе

го задания на реализацию программ ВПО, в целом предыдущего опыта или общих представлений о рын-

выглядит логичным шагом. В отличие от ситуации ке труда. При этом известно, что не все выпускники

начала 2000-х годов, когда студентами-платниками идут работать по специальности, часть учились толь-

в техническом вузе дорожили, в настоящее время ко для получения диплома, а по профессии и не соби-

Решетневскуе чтения. 2013

рались работать, а это значит, что государственные средства потрачены не по назначению, если только не рассматривать социальные функции вуза в воспитании личности молодого гражданина и занятости преподавателей. Если говорить о технических направлениях подготовки, рынок труда недополучает инженеров, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для работы на промышленных предприятиях.

Чтобы минимизировать риск нецелевого использования бюджета, возможно, по некоторым направлениям подготовки следовало бы распределять часть бюджетных мест не напрямую вузу, а через предприятия, в том числе и негосударственные. В этом случае студенты, поступившие на такие места, имели бы дополнительную мотивацию к учебе, были бы под контролем заказчика, и с вуза спрашивал бы не только Рособрнадзор по формальным критериям, но и местный потребитель выпускников.

Интерес вуза при этом очевиден - тесный контакт между работодателем и преподавателем сократит дистанцию между теоретическим знаниями и текущими или будущими потребностями производства. Следует отметить, что некоторые вузы, в том числе СибГАУ, уже не один год работают с предприятиями оборонно-промышленного комплекса в части подготовки специалистов. Абитуриенты на этапе поступления в вуз заключают с предприятиями контракт о целевой подготовке, предприятие контролирует учебный процесс и высказывает корректирующие рекомендации. Проходя практику на предприятии, студент глубже осознает специфику выбранной профессии, а работодатель может скорректировать образовательную траекторию с учетом его индивидуальных особенностей.

Для государства выгода в том, что частично можно передать функции контроля качества подготовки на предприятие, государственные средства не потрачены впустую, так как точно известно, куда пойдет

выпускник, он не будет безработным, а сразу приступит к трудовой деятельности.

Такой вариант распределения бюджетного финансирования некоторых направлений подготовки через негосударственные предприятия выглядит привлекательным, но придется решить ряд вопросов. Прежде всего, по существующему законодательству при определении объемов в контрольных цифрах приема по конкретным направлениям подготовки и специальностям учитываются заявки только предприятий с государственным участием, например, предприятия оборонно-промышленного комплекса. Может оказаться, что у предприятия сиюминутные потребности, а цикл подготовки специалиста от четырех до шести лет. Опыт взаимодействия с работодателями показывает, что даже крупные предприятия не всегда могут явно выразить требования к выпускнику и спрогнозировать свою потребность в специалистах. Также внушает опасение возможное явление, когда на бюджетные места будут пристраивать по родственным связям или знакомству, а не по способности абитуриентов. Кроме того, заказ бюджетных мест для небольшого предприятия может оказаться непреодолимым бюрократическим препятствием.

Эти и другие риски могут быть минимизированы при заинтересованной работе вуза и заказчика, но в текущей ситуации вряд ли можно прогнозировать изменение в подходах, даже если будет возможна целевая подготовка за счет средств бюджета для предприятий с любой формой собственности. Только в будущем, при существенном уменьшении выделяемых вузу бюджетных мест, а значит и финансирования, вузу придется самому находить предприятия-заказчиков и доказывать им необходимость сотрудничества.

Аргументация должна быть однозначная - качественное образование, иначе предприятие передаст свои бюджетные места в другой вуз.

© Кузнецов Е. В., Коломейцев А. В., 2013

УДК 378.14

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

МАГИСТРОВ В РАМКАХ ФГОС ВПО

В. А. Левко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-шаП: levko@sibsau.ru

Проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлению «Авиационная и ракетная техника». Рассмотрена возможность реализации интегрированной системы образования магистров в аэрокосмическом вузе в рамках ФГОС ВПО.

Ключевые слова: интегрированная система, федеральный государственный образовательный стандарт, магистратура, практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.