промышленные
и региональные кластеры
кластерные технологии как фактор развития малого бизнеса предпринимательских структур
Одним из первых исследователей географической концентрации производства был классик экономической науки Альфред Маршалл [3]. Еще в 1890 году в своей работе «Принципы экономической науки» он отмечал преимущества подобной концентрации, среди которых: - наличие общего рынка специализированной рабочей силы;
- специализированные поставки и обслуживание; - быстрое распространение передовых технологий.
Местные инновации - на развитие малого и среднего бизнеса страны
Большой интерес вызывают работы известного американского экономиста, профессора Гарвардского университета Майкла Портера, посвященные промышленным и региональным кластерам [4]. В них пристальное внимание уделяется тесной связи между нахождением определенных компаний и отраслей в составе кластера и их конкурентоспособностью. В экономической литературе разных стран при описании феномена кластеров также используются термины промышленные округа, специализированные промышленные агломерации и локальные системы производства. Интерес к деятельности региональных кластеров и инновационных систем отражает возрождение внимания экономической науки к вопросам функционирования экономики на региональном уровне и осознание значения специфических местных и региональных ресурсов в стимулировании инновационных возможностей и конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
Потенциальные кластеры в России
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что государственные и территориальные программы
Горетов И.Н.
канд. экон. наук,
доцент кафедры
экономической
кибернетики
Марийского
государственного
университета
Царегородцев Е.И.
доктор экон. наук,
профессор,
заведующий
кафедрой
экономической
кибернетики
Марийского
государственного
университета
зрождается
интерес
экономической
науки к вопросам
функционирования
на. региональном.
уровне
поддержки кластерных инициатив могут быть весьма эффективны и приводят к положительным результатам, значимым не только для экономики отдельных предприятий и регионов, но и для экономики государства в целом. Этот опыт после необходимой адаптации должен получить широкое применение для повышения конкурентоспособности российской экономики. В то же время, несмотря на очевидную перспективность, кластерный подход на территории Российской Федерации получил недостаточное признание как по масштабам распространения, так и по практическим результатам. Сегодня в России существуют в основном потенциальные кластеры: химические - в Пермской области и Республике Татарстан, металлургические - на Урале, текстильный - в Ивановской области, транспортно-логистический и машиностроительный - в Нижегородской области. Некоторые кластеры возникли в советское время, например, автомобильный - в Самарской области, туристический - в Краснодарском крае, нефтегазовый - в Тюменской области и др. [1]. Основные проблемы, препятствующие масштабному и эффективному применению кластерных технологий:
- недостаток информированности представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода;
- отсутствие государственной политики, обеспечивающей системный подход и организацию взаимодействия различных уровней исполнительной власти при реализации кластерных проектов и как следствие - отсутствие организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив;
- отсутствие эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерных организационных технологий;
- нехватка подготовленных специалистов по вопросам применения кластерных организационных технологий;
- недостаточный уровень развития субконтрактации1 и аутсорсинга [2].
1 Субконтрактация - одна из форм производственной кооперации, вид сотрудничества между круп-
Г
российс
ское предпринимательство, 2008, № 10 (1)
База для создания кластеров
Основой для кластерных проектов могут стать практические наработки и опыт региональных органов исполнительной власти, территориальных торгово-промышленных палат, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - маркетинговых центров, центров субконтрактации. Реализация кластерного подхода требует государственной поддержки на различных уровнях в зависимости от значимости каждого конкретного кластерного проекта. Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно органы исполнительной власти субъектов федерации должны стать основными инициаторами кластерных проектов. Наиболее значимые кластерные проекты в настоящее время могут получить организационную и финансовую поддержку со стороны федеральных органов власти путем интеграции мероприятий с действующими федеральными целевыми программами, такими, как ведомственная программа Минэкономразвития РФ «Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации на 2005-2008 годы» и другие. В то же время наибольший эффект для перехода к кластерной модели развития должно дать применение централизованного подхода, при котором значимые кластерные проекты субъектов федерации получат поддержку федерального центра в рамках единой программы на условиях долевого софинансирования, значимые кластерные проекты муниципальных образований - поддержку субъектов федерации в рамках соответствующих региональных программ.
Цели и перспективы
К необходимым направлениям в составе кластерных инициатив следует отнести: - устранение законодательных, административных и прочих барьеров для конкуренции, построение системы интерактивного обмена
ными предприятиями и мелкими производителями - прим. ред.
несмотря на очевидную перспективность, кластерный подход на территории Российской Федерации получил недостаточное признание
органы
_исполнительной
_власти субъектов
федерации должны
_стать основными
_инициаторами
информацией между предпринимательским сообществом и органами власти на всех уровнях;
- содействие сотрудничеству и самоорганизации разрозненных хозяйствующих субъектов через создание локальных организаций по сотрудничеству, ассоциаций и др., проведение совместных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности;
- повышение компетентности и требовательности органов власти, осуществляющих государственные закупки, в вопросах технологического уровня и обеспеченности закупаемой продукции связанными услугами (обучение пользователей, комплексность поставки и др.);
- поддержка малых предприятий - участников формируемых кластеров в вопросах повышения информированности о потребностях государственных заказчиков, подготовленности в
опросах участия в конкурсных торгах по размещению государственного заказа;
ивлечение инвестиций в поддерживающий бизнес в границах ОЭЗ2 и кластеров, поощрение усилий по привлечению смежных поставщиков, реализация территориальных программ развития производственной кооперации, модернизации и обновление техники, создания гибко специализированных сетей субконтрактных малых предприятий и инженерно-технологических центров общего использования;
- содействие малым предприятиям в вопросах внедрения и сертификации систем менеджмента в соответствии с международными стандартами, независимого тестирования и сертификации продукции;
- запуск специализированных программ подготовки и переобучения специалистов, вовлечение к участию в кластерных инициативах местных ВУЗов, НИИ, КБ, научных парков, организация
кластерных
проектов
2 Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/ или иностранных предпринимателей - прим. ред.
кое предпринимательство, 2008, № 10 (1)
трансфера технологий, НИР и ОКР в интересах инновационных и научно - производственных предприятий;
- вовлечение молодежи в инновационное предпринимательство, реализация информационно-просветительских мероприятий, обеспечивающих популяризацию предпринимательства в молодежной среде, реализация организационных мероприятий, обеспечивающих упрощение выхода на рынок начинающих предпринимателей из числа молодежи;
- проведение маркетинговой политики и презентация кластеров на внешних рынках.
Преимущества кластерных технологий
К наиболее значимым преимуществам кластерных организационных технологий можно отнести то, что они:
- представляют собой наиболее эффективный инструмент для повышения вклада малого бизнеса в конкурентоспособность территорий, развития частно-предпринимательской инициативы в инновационной и научно-производственной сфере;
- имеют ключевое значение для повышения экспортного потенциала малого бизнеса, улучшения экспортно-импортного баланса территорий, функционирования каждого отдельного малого предприятия - участника кластерного проекта;
- обеспечивают объединение усилий предпринимателей и органов власти для решения социально-экономических задач и представляют собой один из наиболее эффективных механизмов частно-государственного партнерства;
- создают высокий потенциал для формирования особых экономических зон всех видов. В частности, создаваемые в рамках кластерных проектов сети гибко специализированных малых предприятий - субконтракторов должны стать важным фактором для привлечения инвестиций в сборочные производства при формировании промышленно-производственных особых экономических зон.
Литература
1. Андреева, А. Кластерная политика: самарская инициатива / А. Андреева // Бюджет: электр. науч. журн. - [Электронный ресурс]. - Москва: ИД «Бюджет», 2007. - № 8. - Режим доступа к журн.: http:// www.bujet.ru
2. Карпова, Д.П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой / Д.П.Карпова // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / Вятский государственный университет - [Электронный ресурс]. - Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2007. -№4 (12). - Режим доступа к журн.: http://region. mcnip.ru.
3. Маршалл, А. Принципы экономической науки. В 3 ч. Ч. 2.: пер. с англ. / А. Маршалл. - М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993. -309 с.
4. Портер, М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. -М.: Вильямс, 2002. - 496 с.