УДК 338.45:622 (470.21)
ПЕРСПЕКТИВЫ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ БАРЕНЦЕВА/ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА
В.В. Дидык, В.В. Дядик
Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН
Аннотация
Систематизированы теоретические подходы к пониманию экономического феномена кластеров. Исследуются перспективы повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности горнопромышленных компаний Баренцева/Евро-Арктического региона в результате кластеризации занимающихся их обслуживанием фирм и предпринимателей.
Ключевые слова:
кластеры, горнопромышленные предприятия, аутсорсинг, сетевое сотрудничество.
Теоретические основания формирования кластеров
Теория кластерного подхода как механизма повышения конкурентоспособности промышленных компаний начала развиваться еще в конце XIX века в работах Алана Маршалла. Однако наибольший вклад в развитие кластерной теории внес американский ученый-экономист Майкл Портер [1, с. 160]. В своих работах об индустриальных и региональных кластерах [2] он подробно описывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм и отраслей промышленности. М. Портер определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [3].
Согласно исследованию О.М. Трофимовой [3], методологической основой развития теории кластеров явилась целая группа теорий, которые можно разделить на два блока. В первый блок входят теории, исследующие феномен кластерообразования (или его прообразов) с точки зрения традиционного регионального подхода к экономике городов. Данные теории определяют в качестве важнейшего фактора формирования кластеров внешние эффекты, связанные с масштабами производства. К таковым можно отнести теории размещения производства, представленные в работах В. Лаундхарта, М. Вебера, А. Леша, теории региональной специализации А. Смита, Д. Риккардо, Э. Хекшера и Б. Олина, учение об автаркии больших пространств Ф. Листа, концепцию месторазвития П.Н. Савицкого, теорию У. Изарда, концепции инноваций Й. Шумпетера, концепцию полюса роста Ф. Перу и отечественные теории районирования (регионализации), разработанные советской университетской географической школой Н.Н. Баранского и Н.Н. Колосовского.
Второй блок представлен группой теорий, исследующих «внутренние» факторы развития кластеров, т.е. общие преимущества городов-агломераций, получаемые от развития кластеров на территориях присутствия. Это экономические теории урбанизации. Следует отметить, что каждая из них интегрирует основы других экономических дисциплин и региональной экономики, доказывая тем самым междисциплинарный теоретико-методологический подход к региональному кластерообразованию. Основы кластеризации экономики (в том числе на региональном уровне) представлены в работах М. Энрайта, С. Розенфельда, П. Потье,
86
А. Арзуманяна, Е. Варги, М. Максимовой, Ю. Шишкова, М. Войнаренко, С. Соколенко,
С. Раевского, Ю. Винокуровой, Н. Лариной, И. Пилипенко, А.Г. Гранберга и др.
На основе обобщения и систематизации указанных теорий, развивающих кластерный подход, М.О. Трофимова предлагает следующее определение кластера, которое можно рассматривать в качестве методологической основы нашего исследования: «под кластером понимается территориально локализованная, обособленная в отрасли группа предприятий, сочетающая формальную самостоятельность и внутреннюю конкуренцию с кооперацией, наличием единого центра и системы сервисных услуг, цель функционирования которой заключается в реализации наиболее эффективным способом ключевых компетенций территории присутствия и достижения синергетических эффектов от взаимосвязанного
и взаимодополняющего функционирования» [3].
Таким образом, в соответствии с данным определением можно выделить следующие существенные признаки кластеров, обеспечивающие их преимущества за счет того, что они [1, с. 160]:
• географически сконцентрированы в определенном регионе;
• получают конкурентные преимущества благодаря близости друг к другу в рамках одного региона;
• пользуются специфическими преимуществами при работе с поставщиками и потребителями (маркетинг) благодаря своему местонахождению;
• пользуются поддержкой благоприятной инфраструктуры региона, например, физической инфраструктуры (порты, доступ к природным ресурсам), образовательными и научноисследовательскими преимуществами (университеты, научно-исследовательские организации и центры), финансовыми институтами, преимуществами рабочей силы (высокий уровень отраслевой специализации и квалификации, возможность переподготовки, тренинг) и т.д.;
• создают синергетический эффект, так как привлекают не только аналогичные, но и взаимодействующие предприятия, которые, в свою очередь, также создают кластеры, что в итоге приводит к экономическому росту всех участников кластера и экономики той территории, где он расположен.
Кластерные стратегии, как показывают многочисленные зарубежные исследования [4-9], получили широкое распространение в развитых странах Европы, Азии, Америки. Как правило, все страны имеют специальные управляющие структуры, которые разрабатывают национальные региональные и кластерные политики и их законодательные основы. Государства концентрируют усилия на поддержке конкурентоспособных кластеров и создании новых кластеров, обеспечивающих конкурентоспособность бизнеса, регионов и национальных экономик в долгосрочной перспективе. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и становится их участником. Такой опыт есть в Германии, Великобритании, Канаде (биотехнологические кластеры), Бельгии (автомобильный кластер, аэронавтика), Норвегии (морское хозяйство, нефтяные и газовые кластеры), Финляндии (лесопромышленный кластер, IT-технологии) и в других странах.
Начиная с 1993 г. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO) с помощью Отделения по развитию частного сектора (Private Sector Development Branch) разрабатывает набор рекомендаций, чтобы помочь правительствам стран и частному бизнесу взаимодействовать в разработке и внедрении программ развития кластеров и сетей малых предприятий.
Как показывает мировая практика, инициаторами проведения кластерной политики могут выступать как центральные органы управления, которые проводят кластерную политику «сверху», так и местные власти или объединения предпринимателей, предлагающие реализацию программ стимулирования развития кластеров «снизу-вверх». Такие программы направлены на возможность увеличить темпы роста и конкурентоспособность кластера в определенном регионе, вовлекая в процесс кластерные фирмы, государство и исследовательские институты [10].
Можно отметить успешный опыт политики формирования кластера в Финляндии. Здесь в рамках реализации активной государственной промышленной политики сформирован кластер информационных и телекоммуникационных технологий как альтернатива ресурсноориентированному, работающему на «зрелом» рынке лесному кластеру. Созданные в пределах
87
этого кластера системы - образования, инновационная, сеть связанных производств и услуг -обладают самостоятельной ценностью и формируют условия для развития устойчивых конкурентных преимуществ. Прогнозируемые темпы развития этого кластера до 2015 г. составляют 8.1% в год, что превышает ожидаемые темпы развития экономики в целом более чем в 2.5 раза (3.2%) [11].
Теоретические исследования и мировой практический опыт показали, что, как подчеркивает в одной из своих работ профессор Б.С. Жихаревич, одно из важных условий кластерной политики - «умение организовать партнерские отношения внутри кластера, не ограничивая конкуренцию участников кластера» [13, с. 23]. Для определения такого совмещения сотрудничества и конкуренции в английском языке возникло специальное слово «coopetition» (иногда «coopertition» или «co-opertition»). Российский аналог такого термина, совмещающего слова «сотрудничество» и «конкуренция», - «сотруенция» (как «два в одном»).
«Coopetition возникает, когда компании работают совместно в отдельных частях своего бизнеса, которые не являются их уникальными конкурентными преимуществами, и когда каждая из компаний получает возможности экономии за счет совместных расходов» [13, с. 22].
Таким образом, исходя из теоретических представлений, первоочередный результат кластерного подхода состоит в создании или улучшении взаимоотношений сетевого типа, так как основная цель кластерной политики - максимизация выгоды, которую участники кластера могут получить благодаря возможностям сетевого сотрудничества.
Г осударственное регулирование кластерообразования в российских условиях
Мировой опыт и современные требования к конкурентоспособности экономики убедительно доказывают необходимость проведения активной кластерной политики и в России. Правительством РФ в последние годы был предпринят ряд конкретных шагов в направлении формирования кластерной политики. В первую очередь государственная поддержка развития кластеризации в стране нашла свое отражение в законотворчестве в инновационной области и собственно кластерной политике (кластерных инициативах и иных элементах кластерного подхода): Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.; Стратегия развития науки и инноваций в РФ до 2015 г.; Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (2008), Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации (2009) и т.д.
Принятые Министерством экономического развития РФ Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [12], включают три блока.
1. Содействие институциональному развитию кластеров, в первую очередь разработка стратегии их развития, включая:
• стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;
• содействие в предоставлении консультационных услуг;
• мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;
• разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.
2. Меры, направленные на повышение конкурентоспособности участников кластера, в том числе:
• содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок (НИОКР);
• субсидирование части затрат предприятий на создание промышленных образцов, регистрацию и правовую охрану изобретений за рубежом;
• установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также налога на часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ; создание особых экономических зон регионального уровня;
• совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение целевой подготовки).
3. Формирование благоприятных условий для развития кластера, включая:
88
• инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктур, жилищное строительство с учетом задач развития кластеров, реализация мер налогового регулирования для участников кластеров;
• финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», обеспечение научным оборудованием центров коллективного пользования, поддержка проектов выполнения научно-исследовательских работ и НИОКР;
• программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника): поддержка создания новых инновационных предприятий;
• помощь в реализации инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основе собственных разработок и при участии вузов;
• поддержка НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий на новые технологии и технические решения, приобретаемых у российских вузов, академических и отраслевых институтов;
• разработка мер по развитию механизмов субконтрактации и содействию внедрению отечественными предприятиями и организациями системы менеджмента качества в целях совершенствования цепочек добавленной стоимости.
В соответствии с рекомендациями Министерства региональными органами власти многих субъектов Федерации были разработаны приказы и распоряжения о создании и поддержке кластеров. В то же время кластерная политика практически не имеет законодательного закрепления на федеральном уровне, на региональном уровне формирование кластеров предусматривается, как правило, в таких документах, как стратегии, программы и концепции социально-экономического развития.
Таким образом, можно сказать, что кластерная политика в России проходит этап активного формирования. Ее цель - создание центров новой экономики - высококонкурентных кластеров, стимулирующих кооперацию и экономическое развитие территорий. Соответствующие инициативы, предложения и рекомендации генерируются Министерством экономического развития РФ, Администрацией Президента, общественными организациями.
Региональные администрации также прикладывают усилия для разработки кластерных программ и пытаются выстроить свою экономику с учетом этого механизма развития. Каждый регион имеет различные административные, финансовые, организационные возможности для реализации кластерной политики. Однако ее успех во многом определяется профессионализмом региональных и местных органов власти, участием в формировании кластеров бизнес-структур, научных организаций, способных качественно проработать экономические и организационноправовые вопросы, а также разработать стратегию формирования кластера.
Несмотря на определенные усилия федеральных и региональных властей по формированию кластерных структур, лишь относительно небольшая часть проектов развития кластеров достигла стадии практической реализации. И сегодня скорее можно говорить о потенциальных кластерах, которые, при условии создания необходимых условий их эффективного функционирования, могут обеспечить достижение целей повышения конкурентоспособности бизнеса и позитивного вклада в социально-экономическое развитие соответствующих территорий.
О реализации предпосылок формирования кластера и трансграничного сотрудничества в секторе обслуживания горнодобывающей промышленности на юге Кольского полуострова
Одним из первых реальных шагов к формированию на территории Мурманской области кластерных структур можно с уверенностью назвать запуск проекта «Salla Gate - Партнерство в области бизнеса и туризма» (2012-2014 гг.), достаточно подробное описание которого содержит статья [14].
Главными задачами проекта стали поиск экономических предпосылок для обоснования возможности и целесообразности создания на юге Кольского п-ова и севере Скандинавии трансграничного кластера, обслуживающего горнодобывающие предприятия, и разработка и продвижение организационных механизмов его формирования. Для реализации поставленных задач в течение первого года реализации проекта была проведена работа по выявлению потенциальных
89
участников кластера, обслуживающего горнодобывающую промышленность. Для этих целей были сформированы запросы к руководству горнодобывающих предприятий юга Кольского п-ова -ОАО «Апатит», ЗАО «СЗФК», ОАО «Ковдорский ГОК», а также в экономические подразделения администраций городов-резиденций указанных предприятий: Апатитов, Кировска и Ковдора. Результатом стало формирование перечня наиболее стабильных контрагентов, являющихся подрядчиками и поставщиками услуг в отношении указанных горнодобывающих предприятий (табл. 1).
Таблица 1
Потенциальные участники кластера, обслуживающего горнодобывающую промышленность
юга Кольского полуострова
Наименование контрагента Местонахождение (юридический адрес)
ООО "ГЭМ Северо-Запад" г. Ковдор
ООО"Апатит-Электромашсервис" г.Апатиты
ООО "Металлист" г. Апатиты
ИП Л.В. Бойко г. Ковдор
ЗАО "Управление специализированных монтажных работ" г. Североморск
ООО "КС Электро" г. Мурманск
ООО "Кольская компрессорная компания" г. Мурманск
ОАО "Атомэнергоремонт" г. Полярны Зори
ООО "ВентПромМонтаж" г. Мурманск
ООО" Химпласт" г. Мурманск
ООО "Севзапстальконструкция" г. Мончегорск
ООО "РЕМА-Кольсксервис" г. Ковдор
ЗАО "Севзаппром" г. Оленегорск
ООО "Цеппелин Русланд" г. Ковдор
ООО"Кингисепп-ремстройсервис" филиал г. Ковдор
ООО "МурманскСтройХолдинг" г. Мурманск
ООО "УниверсалСтройТехМурманск" г. Мурманск
ООО ПО "Стальконструкция" г. Апатиты
ООО "Апатит-Медиа" г. Апатиты
ООО "АпатитСвязьСервис" г. Кировск
ООО "Апатит-Электромашсервис" г. Апатиты
ОАО "Аэропорт" г. Апатиты
ООО "Большой Вудъявр" г. Кировск
ООО "КРП "Апатит" г. Кировск
ООО "Телесеть" г. Апатиты
ООО "Экопром" г. Апатиты
ООО "ХЭСК" г. Кировск
ОАО "Кольский геолого-информационный лабораторный центр" г. Апатиты
ОАО "Мурманская геологоразведочная экспедиция" г. Апатиты
Горный институт Кольского научного центра Российской академии наук г. Апатиты
Г еологический институт Кольского научного центра Российской академии наук г. Апатиты
ОАО "Аэропорт "Хибины" г. Апатиты
Кольский филиал Петрозаводского государственного университета (горный факультет) г. Апатиты
ООО"ФАРН" г. Апатиты
ООО "Г еотехнологии" г. Апатиты
90
Помимо выявленных в результате опросов и перечисленных в табл. 1 организаций к потенциальным участникам кластера, обслуживающего горнодобывающую промышленность на юге Кольского п-ова, можно отнести, во-первых, учреждение специального профессионального образования Хибинский технический колледж (г. Кировск). В настоящее время он входит в структуру Горного университета (г. Санкт-Петербург) и в течение многих десятилетий является базовым образовательным учреждением по подготовке специалистов среднего звена для горнодобывающих предприятий Мурманской обл. Во-вторых, наряду с двумя указанными в таблице исследовательскими подразделениями Кольского научного центра РАН -Горным и Геологическим институтами, которые наиболее близки к тематике горнодобывающей промышленности, еще не менее пяти исследовательских учреждений могут быть отнесены к потенциальным участникам кластера:
• Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. ИВ. Тананаева КНЦ РАН (ИХТРЭМС);
• Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН (ИППЭС);
• Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН (ИЭП);
• Институт информатики и математического моделирования технологических процессов КНЦ РАН (ИИММ);
• Центр физико-технических проблем энергетики Севера КНЦ РАН (ЦФТПЭС).
Эти организации на систематической основе выполняют, наряду с плановыми фундаментальными научными работами, прикладные научно-исследовательские проекты по контрактам с горнопромышленными компаниями, формирующими ядро кластера.
Таким образом, общее количество определенных в рамках выполненного исследования организаций, которые можно рассматривать как потенциальных участников кластера в секторе горнодобывающей промышленности на юге Кольского п-ова, составляет около 40 единиц.
Качественный состав потенциальных участников кластера позволяет констатировать предпосылки формирования в нем трех укрупненных отраслевых сегментов: производственного, образовательного и научно-исследовательского (рис. 1)*.
Данные табл. 1 и рис. 1, а также результаты анализа системы взаимодействий, сложившихся между участниками кластера, позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, заслуживает внимания информация о территориальной локализации предприятий и организаций, обслуживающих горнодобывающие производства. Примечательно, что все они располагаются в пределах Мурманской обл., то есть выполняется требование территориальной локализации участников кластера. Во-вторых, усиление специализации подрядчиков, результатом которой является формирование выраженной отраслевой структуры кластера, свидетельствует о систематизации процесса оказания сервисных услуг. В-третьих, можно отметить нарастание тенденций к децентрализации предприятиями, составляющими ядро кластера, сервисных функций и постепенному их переводу на аутсорсинг, что показывает движение всей совокупности предприятий в сторону достижения синергетических эффектов от взаимосвязанного и взаимодополняющего функционирования.
Изложенные обстоятельства позволяют констатировать наличие всех необходимых предпосылок для формирования кластера. Дополнительный аргумент в пользу этого вывода -отношение самих «сервисных» предприятий к процессам кластеризации и сетевого сотрудничества. По результатам выборочного анкетирования, проведенного в рамках проекта (табл. 2), большинство предпринимателей поддержали идею создания ассоциации поставщиков в горной промышленности и изъявили готовность участия в такой форме сетевого сотрудничества. Также большая часть опрошенных выразила заинтересованность в участии в мероприятиях по содействию формированию кластера, обслуживающего горную промышленность. Возможность выхода на зарубежный рынок сервисных услуг
горнопромышленным корпорациям интересует всех опрошенных предпринимателей, за исключением ООО «Хибинская энергосбытовая компания», основной вид деятельности которой «привязан» к региональной площадке.
* Необходимо отметить, что компании-представители производственного сегмента кластера имеют разную специализацию, и при необходимости его отраслевая структура может быть детализирована далее.
91
Рис. 1. Укрупненная отраслевая структура кластера, обслуживающего горнодобывающую
промышленность юга Кольского полуострова
Таблица 2
Список организаций, утвердительно ответивших на вопрос о возможности участия в специализированной ассоциации и мероприятиях по организации трансграничного кластера
Наименование организаций Основные виды деятельности Численность работников, чел.
ООО «ФАРН» (г. Апатиты) - взрывные работы на открытых горных разработках; - взрывные работы в строительстве. 148
ООО ПО «Стальконструкция» (г. Апатиты) - изготовление металлоконструкций и нестандартного оборудования; - монтаж металлоконструкций зданий, сооружений, емкостей 142
ЗАО «Управление специализированных монтажных работ» (г. Североморск) - монтаж, ремонт дробилок, грохотов; ремонт и замена резервуаров объемом от 1 до 10 тыс. м3; -изготовление и монтаж металлоконструкций; 280
ООО «Химпласт» (г. Мурманск) - изготовление и ремонт оборудования с использованием полимерных материалов 45
ООО «Апатит-Электромашсервис» - ремонт оборудования горнодобывающей промышленности и обогатительных фабрик 1085
Вместе с тем в Мурманской обл. и, в частности, на юге Кольского п-ова, прогресс кластеризации как перспективного направления повышения эффективности работы горнопромышленных предприятий и обслуживающих их производств сдерживается совокупностью обстоятельств. Среди них, как уже было сказано выше, неразвитость институциональной среды предпринимательства (в том числе, невысокий уровень контрактной культуры), проблема недостаточного внимания к вопросам развития кластера со стороны региональных и местных властей, а также отсутствие задачи создания кластера в стратегических планах по развитию бизнеса самих горнопромышленных корпораций. В этом свете важной задачей последующих этапов реализации как проекта «Salla gate», так и других аналогичных проектов и территориальных программ, должна стать разработка комплекса предложений органам государственной и местной власти Мурманской обл., а также руководству горнопромышленных компаний по включению целей развития кластера в число императивов стратегической политики социально-экономического развития территории и бизнеса.
92
ЛИТЕРАТУРА
1. Башмакова Е.П. Возможности и проблемы формирования кластеров (подраздел 7.1.) // Экономическая безопасность и снижение неравномерности пространственного развития российского Севера и Арктики / под научной редакцией д.э.н. В.С. Селина, к.э.н. Е.П. Башмаковой. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2012. 292 с. 2. Портер М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с. 3. Трофимова О.М. К вопросу о формировании инновационных кластеров // Вопросы управления. 2010. № 10. Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2010/02/10/. 4. Ленчук Е.Б. «Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран» / Е.Б. Ленчук, Г.А. Власкин. Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1928-klastemyj-podxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-zarubezhnyx-stran.html.
5. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт стран Западной и Северной Европы. Москва ; Смоленск. 2005. 496 с. 6. Меморандум по вопросам создания промышленных округов на территории Российской Федерации с использованием итальянского опыта // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. № 4. С. 65-82. 7. Куценко Е.С. Кластеры в экономике: практика выявления. Обобщение зарубежного опыта // Обозреватель - Observer. 2009. № 10 (237). 8. Европейская Кластерная Обсерватория (European Cluster Observatory) - проект, управляемый Центром Стратегии и Конкурентоспособности (Center for Strategy and Competitiveness) Стокгольмской Школы Экономики при финансировании Европейской Комиссии. Методология и результаты исследования. Режим доступа: http://www.dusterobservatory.eu/index.html 9. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров /А. Колошин, К. Разгуляев, Ю. Тимофеев, В. Русинов. Режим доступа: http://politanaliz.ru/articles_695.html. 10. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт // авт. - сост. С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. Минск: Тесей, 2008. 72 с. 11. Куценко Е.С. Кластеры в экономике: Обобщение зарубежного опыта. Режим доступа:
http://publications.hse.ru/articles/87702244. 12. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: письмо Министерства экономического развития России от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19. 13. Инновационное социально ориентированное развитие экономики региона: методология и методы исследования: монография / под науч. ред. С.В. Кузнецова. СПб.: ГУАП, 2011. 308 с. 14. Ларичкин Ф.Д. Основные направления формирования рынка сервисных услуг в горнопромышленном комплексе Севера и Арктики / ФД. Ларичкин, А.М. Фадеев, А.Е. Череповиць/н // Вестник Кольского научного центра РАН. 2014. № 1.
Сведения об авторах
Дидык Владимир Всеволодович - к.э.н., доцент, зам. директора ИЭП по науке; e-mail: [email protected];
Дядик Владимир Владимирович - к.э.н., с.н.с. ИЭП; e-mail: [email protected]
93