Научная статья на тему 'Основные направления формирования рынка сервисных услуг в горнопромышленном комплексе Севера и Арктики'

Основные направления формирования рынка сервисных услуг в горнопромышленном комплексе Севера и Арктики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сервисные услуги / перспективы рынка / горнопромышленный комплекс / скандинавский опыт / Кольский полуостров / ресурсы Севера и Арктики России / services / market prospects / the mining complex / Scandinavian experience / Kola Peninsula / resources of the North and the Arctic of Russia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларичкин Федор Дмитриевич, Фадеев Алексей Михайлович, Череповицын Алексей Евгеньевич

Рассмотрено современное состояние рынка сервисных услуг при освоении месторождений полезных ископаемых на отечественных и зарубежных горнопромышленных предприятиях, в частности в северных провинциях скандинавских стран. Показаны проблемы и преимущества использования скандинавского опыта формирования рынка сервисных услуг на действующих горных предприятиях Кольского п-ова и при масштабном освоении минеральных ресурсов Севера и Арктики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларичкин Федор Дмитриевич, Фадеев Алексей Михайлович, Череповицын Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF FORMING THE MARKET OF SERVICES IN THE MINING COMPLEX OF THE ARCTIC

The present condition of the market of services for developing mineral deposits at domestic and foreign mining enterprises, in particular, in Northern provinces of the Scandinavian countries is considered. Challenges and advantages of using the Scandinavian experience and forming the market of services at the mining enterprises of the Kola Peninsula at large-scale development of mineral resources of the North and the Arctic of Russia are shown.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования рынка сервисных услуг в горнопромышленном комплексе Севера и Арктики»

УДК 339.1:622(470.1/2)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ В ГОРНОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СЕВЕРА И АРКТИКИ

Ф.Д. Ларичкин, А.М. Фадеев, А.Е. Череповицын

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

Аннотация

Рассмотрено современное состояние рынка сервисных услуг при освоении месторождений полезных ископаемых на отечественных и зарубежных горнопромышленных предприятиях, в частности в северных провинциях скандинавских стран. Показаны проблемы и преимущества использования скандинавского опыта формирования рынка сервисных услуг на действующих горных предприятиях Кольского п-ова и при масштабном освоении минеральных ресурсов Севера и Арктики России.

Ключевые слова:

сервисные услуги, перспективы рынка, горнопромышленный комплекс, скандинавский опыт, Кольский полуостров, ресурсы Севера и Арктики России.

Минеральное сырье, извлекаемое из недр Земли, обеспечивает исходные материалы и энергетическую базу производства 70% всей номенклатуры конечной продукции человеческого общества, являясь безальтернативной основой существования и развития современной цивилизации. Ежегодный мировой объем добычи составляет около 280 млрд т руды, горючих ископаемых и строительных материалов, а также более 600 млрд т вмещающих пород, причем за вторую половину ХХ века добыто больше полезных ископаемых, чем за всю предшествующую историю человечества [1].

Будущее человечества, по мнению многих исследователей, характеризуется как борьба за ресурсы. Россия обладает значительным природно-ресурсным минерально-сырьевым потенциалом (на начало XXI века - до 87% в структуре национального богатства страны) и при рациональном его использовании будет иметь в течение 30-50 лет преимущество по сравнению с экономически развитыми странами, где природные ресурсы менее значимы и в значительной мере исчерпаны. В перспективе всё будет зависеть от того, насколько разумно будет использовано это временное преимущество, насколько эффективно будет решена проблема интеграции имеющихся ресурсов и использования инновационных ресурсосберегающих технологий глубокой экологосбалансированной переработки природного и техногенного сырья для производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции с высокой добавленной стоимостью [1].

Перспективы российского минерально-сырьевого комплекса, горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, их конкурентоспособность на мировом рынке всё больше определяется эффективностью применяемых технологий, методов разведки, разработки месторождений, переработки добытого полезного ископаемого, а также уровнем технического, сервисного обслуживания всех стадий и процессов производства. Кроме глубокой комплексной переработки сырья, именно развитие сервисных услуг, слабо используемых в России в отличие от экономически передовых стран, может стать механизмом превращения сырьевого развития экономики в инновационно-технологическое.

Понимание потенциальных преимуществ, способствующих развитию и интеграции сервисных услуг на основе кластерных подходов в социально-экономическое развитие административнотерриториальных образований, реально может мотивировать органы государственного и местного управления к поиску возможностей их реализации на подведомственных территориях. Дополнительные перспективы открывает возможность расширения территориальных границ 49

49

подобных кластеров за пределы одной страны, когда их эффективность подкрепляется широким использованием положительного международного опыта и технологий.

Эти предпосылки, в частности, послужили импульсом для запуска международного проекта «Salla Gate - Партнерство в области бизнеса и туризма», ориентированного на изучение перспектив повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности горнопромышленных предприятий Баренцева/Евро-Арктического региона в результате кластеризации занимающихся их обслуживанием фирм и предпринимателей.

Географически проект «Salla Gate - Партнерство в области бизнеса и туризма» включает следующие территории: с российской стороны - юг Кольского п-ова (Кандалакшский район, Терский район, Полярные Зори, Ковдорский район, города Апатиты и Кировск), а со стороны Финляндии - муниципалитеты Восточной Лапландии (города Кемиярви, Салла, Пелкосенниеми и Савукоски). Данная территория получила название «партнерский регион проекта». Одна из приоритетных задач проекта, состоящая в развитии трансграничного экономического сотрудничества в секторе обслуживания горнодобывающей промышленности, обусловлена тем, что в партнерском регионе она является важной отраслью экономики.

Анализ показывает наличие благоприятных предпосылок для взаимной выгоды развития трансграничного сотрудничества в секторе обслуживания горнодобывающей промышленности как для экономики российской, так и финской стороны партнерского региона. Например, Россией накоплен многолетний опыт, сформировался высокий уровень компетенции в горнодобывающей сфере. Разработка месторождений апатит-нефелиновых руд Хибинского массива горнодобывающим предприятием «Апатит» ведется уже более 80 лет, а железорудных и других месторождений минерального сырья в Ковдорском районе - более 50 лет. В советский период горнодобывающие предприятия функционировали как единый производственный комплекс, объединяющий в рамках одного предприятия (юридического лица) весь спектр производственных, вспомогательных и обслуживающих подразделений. К настоящему времени, в условиях рыночной экономики, производственная и организационная структура управления предприятий существенно меняется. В соответствии с тенденциями, существующими в сфере организации управления крупным промышленным производством в большинстве стран с рыночной экономикой, на горнодобывающих предприятиях Мурманской обл. в качестве самостоятельных предприятий стали выделяться обслуживающие и вспомогательные подразделения. Этот процесс (аутсорсинг) особенно интенсивно осуществляется на ОАО «Апатит». За счет синергетического эффекта взаимодействия таких предприятий возрастают возможности его участников, которые могут расширить сферу своей деятельности, начать участвовать в зарубежных тендерах на получение контрактов с заказчиками из соседних Скандинавских стран.

Следует отметить, что наряду с рядом преимуществ, которые приобретает крупное горнодобывающее предприятие, осуществляя аутсорсинг обслуживающих и вспомогательных подразделений, имеются и риски, которые существенно возрастают в случае проведения этого процесса без надлежащей подготовки и детального изучения, а также технико-экономических расчетов. Результаты исследований зарубежных ученых и мировой опыт показали, что положительный экономический эффект аутсорсинга достигается в том случае, если существуют необходимые институциональные условия деятельности и взаимодействия множества юридически самостоятельных предприятий. Речь идет о наличии надлежащих формальных и неформальных правил (культуры) заключения и исполнения контрактов, механизмов обеспечения выполнения обязательств, развитой рыночной инфраструктуры (сети финансовых, страховых, посреднических и др. организаций).

Для деятельности множества самостоятельных фирм необходима соответствующая структура подготовленных кадров, особенно таких служб, которые, в условиях деятельности в рамках одного предприятия, были централизованы и, соответственно, требовали меньшего количества работников. Это, например, юридическая, финансово-экономическая, кадровая службы, служба охраны труда и т.п. [2].

При соблюдении вышеупомянутых условий возможно достичь минимизации трансакционных издержек, т.е. затрат взаимодействия субъектов экономики, которые будут иметь меньше совокупных выгод от аутсорсинга. Очевидно, что при искусственном

50

форсировании аутсорсинга, а не «эволюционном» его развитии по мере формирования необходимых условий эффективного функционирования обособленных подразделений, обслуживающих предприятие, трансакционные издержки могут оказаться выше по сравнению со сложившейся традиционной системой организации и управления производством.

Одним из способов налаживания сетевого сотрудничества может стать создание ассоциации предприятий и организаций, занятых в секторе обслуживания горнодобывающей промышленности. Такая ассоциация, наряду с задачами организации сетевого сотрудничества и отстаивания интересов своих членов во взаимоотношениях с заказчиками и органами власти разного уровня, могла бы заниматься и налаживанием трансграничных экономических связей. Следует отметить, что определенный опыт создания сетевых структур и ассоциаций у предприятий и организаций Мурманской обл. существует. Так, в процессе подготовки к реализации крупномасштабного инвестиционного проекта по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения, создана крупная Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», объединяющая более 150 фирм, в т.ч. 60 зарубежных. В рамках данной многоотраслевой ассоциации были созданы несколько специализированных. Например, ассоциация строительных подрядчиков Мурманской области. Помимо этого, в области существует Ассоциация специализированных строительных организаций. К сожалению, реализация Штокмановского проекта откладывается, но накопленный при его подготовке опыт может и должен использоваться в проектах и практике минерально-сырьевого комплекса (МСК).

Несомненно, положительный опыт создания, интеграции и функционирования сервисных подразделений в нефтегазовой промышленности во многом будет полезен и для горнопромышленных предприятий по добыче и переработке твердых полезных ископаемых, поскольку к сервисным услугам относятся не только специфические для нефтегазовой отрасли, но и те, что востребованы любыми добывающими компаниями: изготовление металлоконструкций, поставки оборудования, транспорт, логистика, информационные, юридические услуги и т.д.

Глубокая взаимная интеграция сервисных и добывающих компаний в хозяйственную деятельность друг друга базируется на обслуживании потребностей с высокой долей наукоемких и специальных видов работ, на потребностях в значительных инвестиционных ресурсах. В то же время наличие высокого платежеспособного спроса на сервисные услуги подтверждается распространяющейся практикой сотрудничества крупнейших отечественных нефтяных компаний с иностранными сервисными компаниями.

Специализация предприятий в выполнении сервисных функций требует четкой координации взаимодействий добывающих и сервисных компаний, что обеспечивается соответствующими организационно-экономическими механизмами. В итоге эффективность взаимодействий предприятий отражается на эффективности работы всей отрасли, уровне ее конкурентоспособности, на воспроизводстве минерально-сырьевой базы.

В настоящее время основными направлениями научно-технического и технологического сервиса в МСК являются:

■ геологические и геофизические работы;

■ оценка потенциала и ресурсов суши и моря;

■ буровые работы;

■ геофизические исследования в скважинах;

■ разработка и эксплуатация труб;

■ капитальный ремонт сооружений и оборудования;

■ инжиниринг, монтаж;

■ производство специализированного оборудования;

■ производство программных продуктов для мониторинга и оптимизации разработки месторождений, и т.д.

Сервисный сектор комплекса, предоставляющего различные услуги производственного и непроизводственного характера, имеет важное значение по следующим обстоятельствам:

• повышает экономическую эффективность процессов поиска, разведки, освоения и разработки месторождений;

• формирует дополнительные рабочие места; 51

51

• увеличивает в структуре занятых удельный вес представителей наиболее современных профессий (оказывая тем самым влияние на динамику доходов населения);

• способствует формированию и реализации мультипликативных эффектов в экономике региона, где реализуются проекты МСК.

Наряду с этим, развитие сервисного центра не только создает условия для повышения добавленной стоимости при разведке, освоении и добыче минеральных ресурсов, но и способствует росту квалификационных требований к персоналу, снижает риски и обязательства компаний, связанных с решением проблем занятости населения добывающих регионов.

Сервисные компании предоставляют свои услуги в соответствии с контрактными обязательствами на протяжении определенного промежутка времени, потребность в их услугах и работах имеет циклический характер и подвержена значительным колебаниям.

Рассмотрение и анализ проблем сервисного сектора осуществляется, как правило, в контексте производственной деятельности, т.е. предоставления услуг, направленных на повышение эффективности поиска, разведки и добычи полезных ископаемых. Вместе с тем, сервисный сектор, связанный с обеспечением условий жизни работников компаний МСК, выступает одной из важных сфер занятости трудоспособного населения непосредственно в местах разведки и добычи минеральных ресурсов. Так, на севере США и Канады значительная часть непроизводственных сервисных компаний принадлежит корпорациям коренных народов. Данное обстоятельство позволяет не только гарантировать сбыт продукции традиционного хозяйства непосредственно в местах ее производства, но и обеспечить стабильный доход представителям коренных народов Севера.

Показателен в этом отношении опыт Норвегии. Следует отметить, что норвежские нефтегазовые компании смогли добиться успеха, прежде всего, благодаря активной государственной поддержке. Во второй половине ХХ века Норвегия проводила политику протекционизма в нефтегазовом секторе. Ставилась задача развития нефтегазового машиностроения и сервисных услуг, чтобы компенсировать неизбежное в перспективе исчерпание природных богатств и гарантировать долгосрочный и стабильный экономический рост. При распределении лицензий государство отдавало предпочтение тем компаниям, которые максимально использовали продукцию и услуги отечественных предприятий. В результате доля норвежского участия при обустройстве и разработке месторождений в некоторых случаях достигала 90%. Одновременно сохранялась конкуренция между национальными и зарубежными поставщиками: главным критерием выбора при этом являлось качество предлагаемых услуг. Развитию сервисной отрасли способствовала политика государства в области научных исследований и образования. В ведущих университетах Норвегии проводилось обучение специалистов для нефтегазовой отрасли, для чего за государственный счет приглашались иностранные профессора и преподаватели. Кроме того, с 1979 по 1994 гг. нефтегазовые компании в обязательном порядке должны были заключать технологические соглашения с норвежскими научно-исследовательскими институтами, финансировать разработки и повышать квалификацию ученых. Данный факт послужил мощным импульсом развития норвежского машиностроения и технологий.

В 1994 г. со вступлением Норвегии в европейское экономическое пространство протекционистские меры были отменены. Однако к этому времени норвежские поставщики оборудования и технологий занимали достаточно прочные позиции на сервисном рынке, что позволяет им стабильно получать до 65% всех заказов [3] и успешно выступать на международных рынках.

Можно с уверенностью утверждать, что стратегическая цель трансформации выявленного нефтяного богатства в технологическое превосходство была в Норвегии решена успешно. Важно отметить, что данный результат не был предопределен заранее. Так, британская модель освоения запасов того же, что и в Норвегии, шельфа Северного моря делала ставку в нефтесервисе на ведущие международные корпорации с их передовыми технологиями. В итоге наблюдаются два противоположных результата. Если в Норвегии в настоящее время сложилась высокотехнологичная нефтегазовая промышленность, конкурентоспособная на внешнем рынке, то в Великобритании это не удалось [4]. Не случайно опыт Норвегии копируется другими 52

52

государствами. В настоящее время по этому сценарию действует китайский нефтегазовый сервисный рынок [5].

Для России понятия «сервисный», «нефтесервисный» бизнес являются новыми. В период СССР они были частью горнопромышленных и нефтегазовых объединений, а после приватизации стали частью этих компаний. Долгое время сервис не рассматривался как отдельная отрасль промышленности. Вместе с тем, специфика сервисного бизнеса столь велика, что требует отнести данное направление бизнеса к обособленной отрасли экономики.

Так, сервисная деятельность (например, бурение) в рамках одной нефтегазовой компании - вещь крайне непостоянная и расточительная. Объемы и условия работ постоянно меняются. В случае, если компания принимает решение о «самообслуживании», ей приходится держать на балансе полный комплект буровых установок. В таких условиях часть оборудования периодически простаивает. В то же время, часть работ, напротив, остается без технологического обеспечения (т.к. невозможно предусмотреть в парке оборудование на абсолютно все виды работ).

Поэтому независимые сервисные компании, работающие не на одну вертикальноинтегрированную компанию (ВИНК), а на несколько, оказываются более экономичными. Борясь на рынке за заказы для всех типов своего оборудования, они добиваются полной загрузки имеющихся мощностей, что значительно снижает издержки. Кроме того, крупные независимые сервисные компании могут инвестировать значительные средства в разработку новых технологий, окупая эти инвестиции продажей сложных услуг многим клиентам. Для ВИНК дорогостоящие инвестиции («научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в себя»), как правило, невыгодны из-за сравнительно узкого фронта внедрения. Наряду с этим, в условиях исчерпания традиционных месторождений и все большей труднодоступности новых только самые современные технологии позволяют повышать отдачу месторождений и увеличивать запасы.

Сегодня в России работают около трехсот российских сервисных компаний, а ежегодный объем услуг на рынке только нефтесервиса оценивается экспертами в 10-15 млрд долл. США. Из этого объема на долю подразделений нефтегазодобывающих компаний приходится около 60%, до 15% занимают независимые российские компании, доля иностранных компаний достигает 25% и ежегодно увеличивается.

В настоящее время перед сервисным рынком РФ стоит весьма сложная задача - повышение технологического уровня за счет использования услуг иностранных подрядчиков одновременно с поддержанием и развитием отечественного научно-технического потенциала. Мировой опыт свидетельствует о разных сценариях развития такой ситуации. Как уже отмечалось выше, опыт Великобритании 1970-1980-х гг. показывает, что отсутствие воздействия на эти процессы со стороны государства очень быстро привело к безусловному доминированию американских сервисных компаний и оттеснению британских на периферию сервисного сектора, а именно в его ненаукоемкие и невысокотехнологичные сегменты. Вместе с тем, внимание со стороны государства в Норвегии (где были определены условия использования норвежских подрядчиков, которые со временем перестали действовать) привели к тому, что норвежский сектор стал конкурентоспособным западным компаниям.

Преимущества именно российских поставщиков оборудования на российском рынке очевидны:

• адаптированность оборудования к местным условиям, долговечность, надежность и универсальность;

• соответствие оборудования российским стандартам;

• расположение производств на территории России;

• сложившиеся связи производителей с потребителями;

• близость к регионам добычи;

• наличие собственной конструкторской базы, позволяющей учесть технические условия заказчиков;

• наличие у потребителей ремонтной базы;

• относительно невысокие цены запчастей;

• обеспеченность потребителей подготовленными кадрами и соответствующей инфраструктурой.

53

Производители оборудования США, Европы тоже имеют свои преимущества, к которым можно отнести:

• высокое качество производимого оборудования;

• хорошие финансовые возможности;

• сложившуюся культуру производства;

• культуру сервиса;

• традиции активного маркетинга;

• наличие господдержки.

В российской промышленности активно формируются крупные холдинги. Этот процесс аналогичен тому, что происходит во всех развитых странах. Крупные компании стали проводником роста в российской экономике. Они успешно привлекают средства для развития, в том числе с фондового рынка. Крупные компании отличает высокая степень доверия заказчиков. Они имеют возможности для комплексных поставок, способны обеспечить их надежность. Здесь работают квалифицированные, высокооплачиваемые специалисты. Кооперация внутри компании может дать лучшие результаты. Развитый маркетинговый блок, централизация функций снабжения, сбыта, создание сети сервисного обслуживания оборудования, наличие возможностей для успешной работы с иностранными покупателями - их отличительные черты. Российский и зарубежный опыт показывает, что планомерная работа с органами государственной власти по плечу авторитетным, имеющим прочные позиции крупным промышленным компаниям.

Транснациональные сервисные корпорации создавались в результате слияния и укрупнения более мелких сервисных компаний. В настоящее время на российском рынке сервисных услуг также существуют все условия для консолидации активов действующих российских сервисных компаний.

Концентрация оборудования, технологий, финансовых и кадровых ресурсов, научноисследовательских разработок в крупные компании позволит предоставлять комплексные сервисные услуги, их пакет, что, несомненно, обеспечит конкурентоспособность, поможет привлечь значительные инвестиции в данный сектор экономики, повысит ликвидность и финансовую маневренность объединенной компании, а также собираемость налогов.

Успех крупных начинаний в МСК России должен быть обеспечен единством законодательного поля, структурированием и динамичным развитием рынка сервисных услуг и национальных независимых сервисных компаний. Правительство РФ должно четко и понятно сформировать решения по развитию научных, производственных и технологических ресурсов инженерно-геологического сектора сервисного рынка, способного стать точкой притока накопленного капитала и знаний.

Важным аспектом развития рынка сервисных услуг является переход на инновационные подходы в сфере, например, инженерно-геологических и буровых работ, а также долгосрочные союзы с машиностроителями и наукой.

Согласно мнению экспертов, в настоящее время необходимо введение практики заключения лицензионных соглашений на гражданско-правовой основе, с учетом, например, разделения «геологических» и иных рисков.

Речь идет о стимулировании сервисных компаний к активной деятельности посредством возможности разделения премии с паритетным распределением операционных затрат на проведение геологоразведочных работ. Так, государство как единый заказчик, заинтересованный в получении результата, объявляет о необходимости геологических исследований. Условия попадания сервисной компании в состав участников могут быть определены в договоре (наличие квалифицированного персонала, достаточный уставной капитал, технологии, опыт работы и многое другое), а критерием выбора может служить заявительный принцип, а именно: готовность сервисной компании провести полный спектр инженерно-геологических исследований на объявленных территориях, на принципах софинансирования.

В заключение следует выразить уверенность, что Россия может и должна зарабатывать не только и не столько на добыче полезных ископаемых как сырьевая держава, но и на конкурентоспособных технологиях и оборудовании. Наличие уникальных технологий, разработанных еще в советский период истории страны, квалифицированных кадров и

54

накопленного научно-технического потенциала является конкурентным преимуществом отечественного МСК. Если оно будет реализовано на практике, то это позволит существенным образом повысить конкурентоспособность страны. В современных условиях важно использовать все доступные инструменты, чтобы не упустить имеющиеся пока шансы в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Минерально-сырьевой потенциал Северо-Запада и проблемы его рационального использования / А.Н. Виноградов [и др.] // Записки Горного института «Экономические проблемы развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России». СПб.: СПГГИ(ТУ). 2011. Т. 191. С. 107-112. 2. Инновационное социально ориентированное развитие экономики региона: методология и методы исследования / под науч. ред. С.В. Кузнецова. СПб.: ГУАП, 2011. 308 с. 3. Кадышева О.В. От сырьевой ориентации российской экономики к ориентации технологической: фактор нефтесервиса // Нефтегазовое дело. 2007. Режим доступа:

http://www.ogbus.ru. 4. Кащавцев И. Пока государство спит // Нефть России. 2006. № 6. С. 94-97. 5. Мельников И. Норвежская модель или судьба сырьевого придатка? // Нефть России. 2006. № 2.

Сведения об авторах

Ларичкин Федор Дмитриевич - д.э.н., директор Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН; e-mail: lfd@iep.kolasc.net.ru.

Фадеев Алексей Михайлович - к.э.н., старший научный сотрудник Института; e-mail: am_fadeev@rambler.ru.

Череповицын Алексей Евгеньевич - д.э.н., главный научный сотрудник Института; e-mail: alekseicherepov@inbox.ru. 55

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.