Научная статья на тему 'Государственное участие в формировании и реализации кластерной политики: Российский и зарубежный опыт'

Государственное участие в формировании и реализации кластерной политики: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1130
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / CLUSTER / CLUSTER POLICY / REGIONAL CLUSTER / BRANCH CLUSTER / COMPETITIVENESS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Светлана Александровна, Махновский Дмитрий Евгеньевич

В статье исследуются проблемы и перспективы развития кластеров и кластерной политики в России. Анализируется отечественный и зарубежный опыт проведения кластерной политики, в том числе в области туризма. Как форма экономической организации кластеры в целом доказали за рубежом свою эффективность. Однако применение этого опыта в России нуждается в серьезной теоретической и практической подготовке на различных уровнях территориальной и отраслевой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State participation in the formulation and implementation of cluster policy: the Russian and foreign experience

In the article the problem and the prospects for the development of clusters and cluster policy in Russia are investigated. The domestic and foreign experience of conducting cluster policy is analyzed, including in the tourism. As the form of economic organization clusters, as a whole, proved abroad their effectiveness. However, the application of this experience in Russia needs serious theoretical and practical preparation at different levels of territorial and branch organization.

Текст научной работы на тему «Государственное участие в формировании и реализации кластерной политики: Российский и зарубежный опыт»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

С.А. СТЕПАНОВА, Д.Е. МАХНОВСКИИ

Светлана Александровна Степанова — кандидат экономических наук, доцент, зам. декана факультета туризма и гостиничного хозяйства СПбГИЭУ.

В 1993 г. окончила СПбГИЭА (в настоящее время — Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет).

Автор 42 публикаций.

Сфера научных интересов — формирование инвестиционной привлекательности туристско-рекреационных территорий.

Дмитрий Евгеньевич Махновский — кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования СПбГУЭФ.

В 1985 г. окончил Ленинградский государственный университет.

Автор 55 публикаций.

Сфера научных интересов — региональная экономика и политика, проблемы глобализации, социально-экономическая география, региональные эколого-экономические проблемы России и зарубежных стран.

^ ^ ^

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Инвестиционная привлекательность территории, ее конкурентоспособность зависят от того, насколько эффективно структурировано ее экономическое пространство, в какой степени используются рациональные формы территориальной и отраслевой организации. Современной эффективной и широко распространенной за рубежом формой территориальной организации экономики являются кластеры. По определению М. Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [10]. В состав кластера в качестве равноправных участников, а зачастую и инициаторов, могут входить представители государственных и региональных структур управления, участвующих в реализации проектов на основе государственно-частного партнерства. Это позволяет осуществлять эффективную поддержку в развитии инфраструктуры и решении социальных проблем.

В кластере формируется особая инновационная среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона, что является важным условием привлечения внимания инвесторов. М. Портер утверждает, что кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных его частей. Отечественные разработки последних лет внесли существенный вклад в развитие теории и практики кластерной политики. Диапазон разли-

ГРНТИ 06.61.33 I I I

© С.А. Степанова, Д.Е. Махновский, 2010

чий в трактовках понятия «кластер» в недавно опубликованных исследованиях остается весьма значительным. Так, например, Ю.Г. Лаврикова придерживается определения, очень близкого определению М. Портера [6]. И.Н. Денисова под кластером понимает устойчивый саморазвивающийся территориально-отраслевой комплекс взаимодействующих на основе кооперации и конкуренции предприятий с целью повышения конкурентоспособности кластера и его участников, стимулирования развития региона в целом [3]. С.Р. Древинг считает, что кластер представляет собой социальный институт инновационной экономики, новую форму межотраслевой и межрегиональной интеграции, которая не требует концентрации собственности в руках государства или частных монополий и наиболее полно учитывает социальные факторы экономического развития, национально-региональные особенности общественно-государственного партнерства, а также сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса [4, с. 161]. Г. Боуш рассматривает кластеры как сетевую форму объединения предприятий [2]. М.В. Слипенчук определяет кластер как локальную территориально ограниченную сеть, повышающую уровень взаимодействий [11, с. 137].

Некоторыми авторами используется понятие «региональный кластер» [6; 14; 15]. Он может вводиться для описания: 1) групп предприятий, специализирующихся на производстве однотипной продукции и характеризующихся общностью географического положения; 2) отрасли промышленности или сферы услуг, которая представлена территориально локализованными предприятиями определенных фирм; 3) цепочки добавленной стоимости в определенном штандорте [8]. Подобное представление кластера бывает весьма удобным для фокусировки внимания на региональных проблемах, для целей статистического учета и используется за рубежом (кластерные программы ЕС). Хотя само понятие «региональный кластер», возможно, является избыточным. Упомянутые определения позволяют более полно раскрыть сущность кластера и на этой основе эффективнее формировать кластерную политику.

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (2008 г.) дается весьма важная для понимания функциональная типология формирующихся отечественных кластеров, предусматривающая наличие дискретных, процессных, инновационных и «творческих», туристических и транспортно-логистических кластеров [7].

Как показывает практика, кластерный подход может играть важную роль в стимулировании развития различных сфер хозяйства на региональном и локальном уровнях. Многие общие проблемы кластерообразования находят свое отражение в туризме и рекреации. Сущность туристского кластера раскрывается через взаимосвязи входящих в него предприятий, которые предстают в виде цепочки добавленной стоимости и системы накопления стоимости [12]. В туристском кластере компании-партнеры получают ряд выгод от совместной деятельности. Это — снижение степени риска и неопределенности, ограничение конкуренции, господство на рынке, технологические и организационные инновации, укрепление имиджа, рост качества турпродукта, создание условий для результативного маркетинга, синергетический эффект, содействие развитию региональной экономики и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности туристской сферы и территории в целом. Конкурентоспособные кластеры — это опора устойчивого регионального развития туризма и освоения новых рекреационных пространств через создание туристского продукта.

В процессе эволюции кластеров возрастает их организационная и функциональная сложность, проявляются новые качества, изменяется система приоритетов в развитии. По мере становления туристского кластера идет постепенная смена «акцентов» — с максимизации потребления туристского и рекреационного продукта в направлении развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы. При этом активизируется природоохранная деятельность. Более «зрелое» состояние кластера, очевидно, предусматривает развитие системы обслуживающих производств, усиление внимания к подготовке кадров, научной деятельности. На ряде этапов (в зависимости от местной специфики) целесообразна государственная поддержка, например, в развитии инфраструктуры, подготовке кадров и в научном обслуживании.

Туристские кластеры являются неотъемлемой частью рыночной экономики и образуются в соответствии с законами рынка. Государство вместе с другими заинтересованными силами может выступить одним из инициаторов процесса образования кластеров, но зачастую оно не играет главной роли в их организации и функционировании. Вместе с тем роль государства остается значительной в определении стратегии кластерной политики.

За рубежом, например в ЮАР, существует практика создания туристских кластеров на национальном и локальном уровнях, а также развития тематических туристских кластеров (спортивный, приключенческий, культурно-познавательный, винный и др.). Модель формирования туристских кластеров здесь состоит из трех основных уровней: 1) заинтересованные силы (правительство, трудовые коллективы, бизнес, местное сообщество); 2) управляющая группа под эгидой международного консорциума; 3) локальный уровень реализации (местные и тематические пилотные проекты) [1].

В настоящее время в России идет процесс формирования ряда региональных и локальных кластеров. Многие кластеры базируются на солидной материальной и организационной основе, созданной в прошлые десятилетия. Так, в российском туризме легко обнаруживается и выделяется ряд сформировавшихся в советский период территориально-рекреационных комплексов, подобных Большому Сочи, Анапе, Кавказским Минеральным Водам,

Калининградскому взморью и Карельскому перешейку. В ближайшие годы пространственная структура туристской сферы в России может заметно измениться, что будет определяться формированием целого ряда региональных и локальных кластеров [там же].

Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах», а также технопарков, создание которых осуществляется в рамках реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р. Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Создание туристско-рекреационных особых экономических зон сопровождается формированием благоприятного инвестиционного климата территории со стороны федеральных и региональных органов управления. На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров на данных территориях. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов. В частности, в сфере туризма расширение возможностей реализации таких проектов проявили заинтересованность Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края, Республики Бурятия и Алтай, Иркутская и Калининградская области [там же].

Главное свойство кластеров — обладание конкурентным преимуществом. При этом оно должно быть присуще не одной или нескольким фирмам, наиболее успешным на региональных и мировых рынках, а кластеру в целом. Конкурентными в таком случае оказываются не только основные производители товаров и услуг, но и сопряженные с ними компании и организации. Конкурентоспособные кластеры достаточно легко формируются в крупных городах. Но могут возникать также в местностях, которые обладают не самым благоприятным экономико-географическим положением. В результате территориальной, культурной и организационной близости предприятий в региональном кластере складываются особые взаимоотношения и образуются дополнительные стимулы в экономическом развитии. Традиционные факторы производства (капитал, информация, технологии, близость к мировым рынкам) при развитых транспортных и коммуникационных сетях имеют в современных условиях меньшее значение. Открытость рынков и увеличение объемов международной торговли вкупе с развитием массовых коммуникаций и сокращением транспортных издержек способствуют в ряде случаев возрастанию значимости экономико-географического положения кластеров. «Неперспективные» в прошлом местоположения оказываются весьма конкурентоспособными. Динамичное расширение географии мирового туризма в последние десятилетия — лишь один из примеров на эту тему. Улучшаются условия для формирования многоотраслевых локальных комплексов, что способствует экономии затрат труда и повышению отдачи от затраченных инвестиций.

В целом кластеры и кластерная политика, реализующиеся наиболее последовательно в развитых капиталистических странах, продемонстрировали свою жизнеспособность и способствовали более успешному формированию основ пятого технологического уклада хозяйства, а также продвижению на практике идей постиндустриального общества. Вопрос о том, насколько Россия может следовать по этому же пути, старательно изучая и часто копируя теоретические представления и имеющиеся удачные практические наработки из опыта более развитых стран, остается открытым. История заимствования зарубежного опыта в России заставляет относиться к нему с осторожностью. Несмотря на целый ряд аналогий, которые можно провести между практикой комплексного, взаимоувязанного и скоординированного развития в период централизованного управления хозяйством и практикой кластерного развития в рыночных условиях, следует обратить внимание на их малую совместимость по целому ряду важнейших установок, условий, целей развития, средств достижения последних. Вместе с тем смешанная экономика оставляет возможность (с учетом активной роли государства и высокого удельного веса государственной собственности в отдельных секторах хозяйства и регионах) развития усовершенствованных прежних форм территориальной организации, в частности территориально-производственных комплексов.

В разных странах существенно различаются исходные условия реализации кластерной политики. Одним из краеугольных камней последней является наличие реальной конкурентной среды. Предполагается, что при проведении кластерной политики во главу угла ставятся развитие конкурентного рынка, поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний, но экономика России в настоящее время

отличается высокой степенью монополизации региональных, локальных и товарных рынков, что снижает общую и, особенно, внешнюю конкурентоспособность экономики. Государственные инициативы в кластерной политике, как правило, ориентированы, в первую очередь, на поддержку сильных и креативных компаний, создание плодотворной среды, в которой более слабые и отсталые фирмы могли бы повышать свою конкурентоспособность [9]. Несмотря на то, что опыт последних лет показывает большие сложности в создании подобной среды, двигаться в этом направлении необходимо. За рубежом именно малые и средние предприятия и компании (не всегда высокотехнологичные и креативные) формируют в основной массе кластеры и кластерные инициативы, являясь, в свою очередь, главными объектами проведения кластерной политики.

Полноценная кластерная политика должна опираться на отлаженную систему взаимодействий между органами государственной власти, местного самоуправления, крупного, среднего и мелкого бизнеса, научной и образовательной сфер. Как считает М.В. Слипенчук, рост числа кластеров не исключает отраслевой организации экономики. В современном хозяйстве кластерная и отраслевая структуры сосуществуют [12]. Очевидно, требуется не просто сосуществование, но и взаимосвязанное, скоординированное функционирование объектов и субъектов кластерообразования. К сожалению, в этой сфере ведомственная, юридическая разобщенность, отсутствие координирующих органов и специфическая слабость контролирующих органов являются тормозом процессов кластерообразования.

Способность разрешать насущные социально-экономические проблемы местного и/или регионального уровня — залог успеха политики территориального кластерообразования. Не менее важное значение в рамках указанной политики имеет и возможность параллельного разрешения ряда отраслевых проблем: координации научно-технической политики, поддержки стандартов качества, повышения конкурентоспособности. Многими исследователями отмечается, что конкурентные преимущества создаются и в основном используются на региональном уровне.

Одна из схем взаимодействия различных уровней управления использовалась Ю.Г. Лавриковой при разработке кластерных проектов в Свердловской области. Ее краткое изложение приводится в табл. 1.

Таблица 1

Распределение основных функций кластерной политики в регионе [6]

—Субъекты Основный^-^^ функции Федеральные органы Государственные органы субъекта РФ Органы местного самоуправления

1 Выработка общей позиции в отношении кластеров Диагностика кластеров Поддержка региональных кластерных инициатив

2 Распределение полномочий Поддержка кластерных инициатив Создание коммуникационных площадок

3 Разработка и поддержка пилотных проектов национальных кластеров Стимулирование развития кластеров Содействие в развитии технической инфраструктуры

4 - Мониторинг -

Таким образом, проведение кластерной политики в условиях развивающейся рыночной экономики должно предусматривать скоординированную работу по созданию адекватных условий кластерообразования на государственном, региональном и местном уровнях. Причем относительно большая ответственность за проведение сбалансированной кластерной политики (по сравнению с развитыми странами) ложится на центральные и региональные органы власти, реализующие проведение политики «сверху-вниз». В этом одно из отличий от программ так называемых кластерных инициатив, которые распространены в развитых странах. Они, как правило, предусматривают менее широкий набор целей и инструментов их реализации и носят корректирующий характер. К таким целям относятся повышение конкурентоспособности кластера, ускорение темпов экономического развития определенного региона или отрасли, снижение уровня безработицы, вовлечение в процесс кластерооб-разования отдельных фирм, государства, исследовательских институтов. Успех кластерной политики в России во многом будет определяться точным выбором соотношений между «низовыми» кластерными инициативами и инициативами «сверху».

Очевидно, что в условиях высокой и растущей социально-экономической дифференциации регионов и населенных мест России существенно различается и их кластерообразующий потенциал (даже в пределах одного уровня территориальной, функционально-отраслевой или организационной иерархии). Как отмечает А.А. Эди-лерская, российские регионы в зависимости от степени диверсификации их экономики нуждаются в разном содержании кластерной политики [13].

Две основные задачи, решаемые кластерной политикой как на отраслевом, так и на региональном уровнях, — повышение конкурентоспособности и стимулирование НТП. Одновременное продвижение экономики по

обоим направлениям — наиболее желательный вариант развития. Именно такая схема характерна для развитых стран с достаточно разветвленной и зрелой системой кластеров. Последовательность достижения целей в этих странах обычно следующая: повышение конкурентоспособности на основе внедрения достижений НТП. Однако для стран с небольшими удельными объемами ассигнований на НИОКР подобный вариант не всегда возможен. В этом случае для повышения конкурентоспособности акцент делается на более полное использование собственного опыта и ресурсной базы, организационно-управленческие и пропагандистские мероприятия, социальные технологии.

Сферы хозяйства, имеющие богатую ресурсную базу, опирающиеся на достаточно емкий рынок сбыта (в том числе зарубежный), располагающие развитой инфраструктурой, могут рассматриваться (конечно, в дополнение к мощным высокотехнологичным производствам) как привлекательные объекты кластерной политики. К таковым могут быть отнесены, в частности, туристско-рекреационный и агропромышленный комплексы. Однако состояние этих сфер хозяйства требует дополнительной поддержки в том или ином виде со стороны государства (развитие инфраструктуры), и, в связи с ограниченностью средств, перспективным к реализации будет ограниченное число проектов. Не следует игнорировать важную закономерность современной системы международного разделения труда, согласно которой ни одна страна из-за дефицита имеющихся ресурсов не может быть конкурентоспособной во всех отраслях мирового хозяйства. Соответственно должна быть проведена селекция приоритетных направлений инноваций и кластерного развития.

Потенциально хорошие результаты часто достигаются за счет привлечения прямых иностранных инвестиций по линии участия в проектах крупных ТНК, путем закупок новых технологий и лицензий на производство высокотехнологичной продукции. В то же время подобный вариант требует от реципиентов выполнения целого ряда условий, жесткой борьбы за привлечение подобного рода ресурсов и не гарантирует успеха. Сформировавшиеся региональные и отраслевые кластеры, связанные между собой международными цепочками добавленной стоимости и контролируемые ТНК, являются индикаторами конкурентоспособности данных хозяйственных структур страны и в определенной степени (но не всегда) обеспечивают себе инновационное направление развития. Вместе с тем ТНК оказывают мощное подавляющее воздействие на хозяйствующие субъекты, не входящие в сферу их влияния. В туристско-рекреационных кластерах отсутствие опыта и инвестиционных ресурсов (при наличии историко-культурных, трудовых и природных), необходимость формирования конкурентной среды, неудовлетворенный спрос на услуги позволяют эффективно использовать возможности иностранных ТНК.

Значительная теоретическая и аналитическая работа в сфере кластерной политики ведется в Евросоюзе. Определение кластера, используемое в проекте ЕС «Европейская кластерная обсерватория», базируется, в частности, на подходах Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской бизнес-школы, разработанных на материалах экономики США [16].

Согласно подходам экспертов ЕС по инновационной и кластерной проблематике, виды кластерной политики можно дифференцировать в соответствии со структурой управления и профилем деятельности кластеров (см. табл. 2).

Таблица 2

Общая схема структуры управления кластерной политикой ЕС [15]

Орган управления Стратегия Программа Инициатива

Национальные министерства Формулировка Формулировка, мониторинг Мониторинг

Национальные агентства, Применение, реализация Формулировка на базе стратегии, инициирование, управление Инициирование, управле-

региональные правительства ние, участие

Местные органы власти Применение, реализация Применение, реализация Инициирование, управление, участие

Университеты Применение, реализация Применение, реализация Инициирование, управление, участие

Торговые ассоциации, торговые палаты Применение, реализация Применение, реализация Инициирование, управление, участие

Компании Применение, реализация Применение, реализация Инициирование, участие

Консультанты, кластерные организации - - Инициирование, участие

Структура управления согласуется с распределением ответственности по различным учреждениям в рамках процесса оформления политики. На высшем уровне министерства формулируют общие контуры стратегии, часто определяя статьи бюджета и устанавливая новые государственные структуры. Разрабатываются специальные программы действий. Специальные правительственные организации или региональные правительства часто играют ведущие роли в разработке и управлении такими программами. Программы включают несколько специ-

альных инициатив, использующих инструменты воздействия, предназначенные для специфических регионов или секторов экономики. В пределах этих инициатив важнейшая роль принадлежит учреждениям — инициаторам программ. Многочисленный состав участников кластерной политики для обеспечения эффективности работы требует введения механизмов координации.

В табл. 3 в качестве иллюстрации приведены данные о наиболее крупных по численности занятых региональных туристских кластерах Евросоюза. В целом в ЕС на базе отраслевой классификации NACE выделяются 38 типов кластеров, в состав каждого из которых входит от 1 до 37 отраслей.

Таблица 3

Крупнейшие региональные туристские кластеры ЕС: основные параметры развития, 2006 г.

Наименование Страна Численность занятых, тыс. Доля в численности занятых в отрасли по ЕС-25, % Уровень специализации по ЕС-25 Доля в численности занятых в NUTS-2 регионе, %

Андалузия Испания 89,4 2,44 1,64 3,27

Иль-де-Франс Франция 84,6 2,31 0,90 1,80

Канарские острова Испания 82,1 2,24 5,11 10,19

Каталония Испания 80,6 2,20 1,26 2,52

Западные Нидерланды Нидерланды 64,9 1,77 1,01 2,02

Мадрид Испания 58,9 1,61 1,05 2,09

Ирландия Ирландия 56,3 1,54 1,78 3,54

Внутренний Лондон Великобритания 53,8 1,47 1,13 2,26

Ломбардия Италия 53,3 1,45 0,65 1,30

Валенсия Испания 50,1 1,37 1,28 2,54

Прим.: * Новая версия «кластерной обсерватории» (см.: http://www.clusterobservatory.eu/index.php?id=69) не дает принципиально отли-

чающихся результатов.

По доле в численности занятых в регионе относительно соответствующего уровня по ЕС-25.

Составлено по: European Cluster Observatory. ISC/CSC cluster codes 1.0, dataset 20070613.

Учет территориальной структуры кластеров основан на стандартной классификации NUTS-2. Основной используемый показатель — численность занятых — анализируется в двух разрезах: отраслевом и региональном. Данные предоставляются Евростатом. Привязка к отраслевому и административно-территориальному делению упрощает оценки, но не способствует их точности [14].

Ведущие позиции в туристском кластерообразовании ЕС занимают Испания и Италия, что соответствует ведущей роли этих стран в туристском комплексе Европы. В группе крупнейших региональных туристских кластеров — системы Канарских, Балеарских островов — имеют наиболее высокие показатели доли занятых в кластере в общем количестве работающих в экономике этих регионов (свыше 10 %), лишь немного уступая Тирольскому кластеру (Австрия). Крупнейшие итальянские кластеры менее значительны по числу занятых и по своей роли в местном региональном хозяйстве, однако они более однородны по своему составу и достигли в целом высокого уровня зрелости. Существенно меньшее представительство в группе крупнейших туристских кластеров имеют Франция, Великобритания, а также Австрия, Нидерланды, Германия. Несмотря на более скромные размеры, эти кластеры здесь также достигли высокого уровня развития и имеют явную склонность к инновациям.

В настоящее время наблюдается явный подъем интереса к кластерной проблематике в России. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России [5]. В то же время стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть проектов развития кластеров. По ряду приоритетных направлений кластерной политики работы еще не созданы механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров; отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики; ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников.

Необходимость повышения эффективности использования потенциала развития кластеров как одного из приоритетных направлений усиления конкурентоспособности и диверсификации экономики удачно сочетается с возможностью подъема инвестиционной привлекательности территорий.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:

— приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;

— получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;

— получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки.

Результатами реализации кластерной политики являются: рост производительности; инвестиционно-инновационная активность предприятий, входящих в кластер; повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение ускоренного социально-экономического развития территорий базирования кластеров.

Основными направлениями содействия развитию кластеров, реализуемыми органами государственной власти и местного самоуправления, являются:

1) содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее в том числе инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулированию укрепления сотрудничества между ними;

2) развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия. Предполагается, что поддержка соответствующим проектам должна оказываться независимо от принадлежности участвующих в их реализации предприятий к тому или иному кластеру.

В целях обеспечения эффективности реализации кластерной политики федеральными органами исполнительной власти предусматривается оказание методической, информационно-аналитической консультационной и образовательной поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, бизнес-ассоциациям.

В субъектах Российской Федерации предполагается разработка механизмов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия, которые могут быть использованы в том числе при реализации кластерных проектов. При этом в целях активизации процессов сотрудничества между предприятиями, научными и образовательными организациями опережающее развитие должны получить механизмы поддержки кооперационных проектов, с вовлечением в их реализацию не менее 3-8 предприятий и организаций по следующим приоритетным направлениям:

1. Повышение качества управления на предприятиях, включая:

• содействие предоставлению консультационных услуг предприятиям участников кластера в области менеджмента;

• проведение систематической работы по выявлению примеров лучшей практики по новым методам и механизмам управления на предприятиях кластера и содействие их эффективному распространению;

• содействие внедрению и сертификации предприятиями системы управления качеством в соответствии со стандартами ИСО 9000:2000, отраслевыми стандартами организации производства, а также иными стандартами качества и подтверждения соответствия;

• содействие развитию механизмов субконтрактации, включая распространение информации о возможности оказания промышленных услуг по субконтрактным договорам, на основе информации о наличии общих и специализированных производственных мощностях и потребностях производственных предприятий, в том числе на основе развития специализированных консультационных организаций — центров субподряда;

• организацию ознакомительных поездок на предприятия соответствующей отрасли, в том числе за рубежом.

2. Содействие выходу предприятий на внешние рынки и реализации коллективных маркетинговых проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В области содействия выходу предприятий на внешние рынки могут быть использованы следующие механизмы стимулирования:

• субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом и иных маркетинговых расходов, связанных с выходом на внешние рынки;

• субсидирование части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

• субсидирование части затрат по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.

В целях активизации кооперационного взаимодействия между предприятиями-экспортерами предлагается в качестве одного из критериев, позволяющих рассматривать заявки на предоставление соответствующих субсидий в преимущественном порядке, установить принадлежность предприятия к экспортному консорциуму — объединению предприятий-экспортеров, отвечающую большинству из следующих признаков:

• совместное финансирование маркетинговых исследований;

• совместная реализация рекламных кампаний и мероприятий по связям с общественностью;

• регистрация и продвижение коллективных торговых марок, продукции, выпускаемой участниками кластера, организация коллективного юридического сопровождения;

• регистрация и продвижение наименований места происхождения продукции, обладающей особыми свойствами;

• продвижение позитивного бренда, под которым понимается репутация, набор ожиданий и ассоциаций, с целью повышения капитализации и инвестиционной привлекательности участниками экспортного консорциума, а также улучшения восприятия престижности и оценки качества товаров и услуг, реализуемых организациями, входящими в экспортный консорциум.

В качестве самостоятельного направления может рассматриваться поддержка коллективных маркетинговых проектов, позволяющих за счет достижения эффекта экономии от масштаба снизить удельные издержки и повысить результативность реализуемых проектов. Поддержка реализации коллективных маркетинговых проектов является важной предпосылкой успешного привлечения инвестиций на территорию региона, внутреннего и въездного туризма, расширения экспорта, привлечения квалифицированной рабочей силы.

Разработка проектной документации развития инфраструктуры кластеров, осуществляемого с использованием механизмов частно-государственного партнерства, а также частичное финансирование соответствующих проектов могут быть обеспечены с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, предоставляемых на конкурсной основе на условиях софинансирования.

Важным аспектом является реализация мер налогового регулирования для участников кластеров. В соответствии с действующим законодательством льготы по ставкам федеральных налогов установлены в отношении организаций — резидентов особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». При этом субъекты Российской Федерации и муниципальные образования имеют право на установление льгот по уплате, соответственно, региональных и местных налогов и сборов, а также ставки налога на прибыль в части, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации. Возможность предоставления налоговых льгот регионального и муниципального уровней, в том числе в рамках создания особых экономических зон регионального уровня, является эффективным инструментом развития кластеров. С целью привлечения инвесторов к формированию кластеров необходимо подготовить «Инвестиционный паспорт кластера», в материалах которого показаны инвестиционная привлекательность и стратегические ориентиры развития территории.

Таким образом, процессы кластерообразования, проведение кластерной политики требуют в условиях переходной экономики углубленных теоретических и практических исследований с использованием отечественного и зарубежного опыта. Разнообразие исходных условий, поливариантность хода экономического и кластерного развития обусловливают необходимость использования в кластерной политике гибкой тактики, применения разнообразного инструментария, привлечения для разрешения возникающих проблем широкого круга специалистов. Успешность реализации кластерных проектов во многом зависит от уровня макроэкономической стабильности, характера и интенсивности действия внутренних и внешних (международных) факторов. Представляется, что большинство кластерных проектов, имеющих достаточно четкую географическую локализацию, могут быть реализованы на региональном уровне. Многие из них в той или иной форме будут нуждаться в государственной поддержке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма: региональная экономика и агломерация взаимозависимых фирм // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6.: «Экономика». 2007. № 5. С. 43-62.

2. Боуш Г. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 121-131.

3. Денисова И.Н. Кластер. Не путать с территориально-производственным комплексом! Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности региональной экономики в условиях глобализации: проблемный аспект // Российское предпринимательство. 2009. № 11. Вып. 2. С. 148-152.

4. Древинг С.Р. Кластерная концепция устойчивого развития экономики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.

5. Концепция долгосрочной стратегии экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Минэкономразвития, 2008. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/eventschronicle /doc1217949648141.

6. Лаврикова Ю.Г. Кластеры как рыночный институт пространственного развития экономики региона: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2009.

7. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. М., 2008. URL: http://www.ir-pep.ru/analytics/innov/doc/Metodreki_klastery.doc

8. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005.

9. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России. Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». URL: http://council.gov.ru/files/journalsf/number/20081126141715.pdf.

10. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002.

11. СлипенчукМ.В. Формирование финансово-промышленных кластеров: региональный фактор глобализации. М.: ЗАО «Изд-во "Экономика"», 2009.

12. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития (отечественные и зарубежные исследователи) / под ред. В.И. Кружа-лина, А.Ю. Александровой. М.: Советский спорт, 2008.

13. Эдилерская А.А. Влияние органов власти на развитие кластеров // Экономические науки. 2008. № 5(42). С. 54-56.

14. The concept of clusters and cluster policies and their role for competitiveness and innovation: Main statistical results and lessons learned. Brussels, 2008.

15. Innovation clusters in Europe — A statistical analysis and overview of current policy support. Luxembourg, 2006.

16. PorterM. The Economic Performance of Regions // Regional Studies. 2003.Vol. 37. N 6-7. August-October.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.