Научная статья на тему 'Кластерная политика в инновационном техническом перевооружении сельского хозяйства региона'

Кластерная политика в инновационном техническом перевооружении сельского хозяйства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимбаев Т. А.

В статье рассматривается проблема развития системы материально-технического обеспечения регионального АПК, деятельность регионального правительства по формированию кластера для инновационного технического перевооружения сельского хозяйства региона. Предложены направления работы по созданию в регионе некоммерческого партнерства, в которое объединены производители материально-технических ресурсов, сельскохозяйственное производства, сфера научного обеспечения, органы государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алимбаев Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерная политика в инновационном техническом перевооружении сельского хозяйства региона»

удк 631.14:631.15(571.1) т. А. АЛИМБАЕВ

ООО «Корпорация «Енисей», г. Омск

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В ИННОВАЦИОННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ПЕРЕВООРУЖЕНИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

В статье рассматривается проблема развития системы материально-технического обеспечения регионального АПК, деятельность регионального правительства по формированию кластера для инновационного технического перевооружения сельского хозяйства региона. Предложены направления работы по созданию в регионе некоммерческого партнерства, в которое объединены производители материально-технических ресурсов, сельскохозяйственное производства, сфера научного обеспечения, органы государственной власти.

Эффективная система материально-технического обеспечения производства является основой устойчивого развития АПК. Инфраструктура сферы материально-технического обеспечения АПК формирует общие условия для экономического роста, достижения непрерывности и сбалансированности.

С появлением новой стратегии развития сельского хозяйства, ориентированной на инновационное развитие возникла необходимость в новых формах взаимодействия между всеми участниками процесса развития агропромышленного комплекса. Движущей силой этой динамики явились новые потребности в регулировании взаимодействия хозяйствующих субъектов на конкретной территории. Процессы развивались в направлении от простейших форм кооперации и интеграции к формированию кластерной политики.

В сфере материально-технического развития и повышения научно-технического уровня сельскохозяйственного производства наблюдается ряд сдерживающих факторов, важнейшим среди которых является неудовлетворительное финансовое состояние предприятий. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, итоги 2005 г. по финансово-хозяйственной деятельности организаций характеризуются тем, что 44,8% из предоставивших отчетность хозяйствующих субъектов все еще остаются убыточными, сумма их убытков за анализируемый период составила 958,3 млн. руб. (табл.).

Доля затрат в производстве, формируемых системой материально-технического обеспечения, составляет в среднем 68,4%.В структуре материально-производственных затрат в земледелии наибольший удельный вес имеют расходы на приобретение запасных частей, нефтепродуктов. Низкий уровень амортизационных отчислений объясняется тем, что недостаточная техническая оснащенность заставляет хозяйства удлинять период службы машин, большая часть которых имеет истекшие сроки амортизации.

В целом в отрасль сельское хозяйство в 2005 году было вложено 1285,1 млн. рублей. Основная доля инвестиций в основной капита\ направлялась на формирование рабочего и продуктивного стада (43,5%); приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря (38,8%).

Выбытие тракторов в 2005 году по сравнению с 2001 годом увеличилось более чем в 2 раза. Количество зерноуборочных комбайнов в 2005 году в сравнении с 2001 г. составило 84,4%, кормоуборочных

комбайнов — 81,6% , сеялок-87%. Среднее значение уровня износа основных фондов сельского хозяйства в 2004 году составляет по степной зоне 46,9%, южной лесостепи — 46,8%, северной лесостепи — 54,1%, северной зоне — 60,4%.

Что касается потенциала системы МТО, то основные системы материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса Омской области представлены крупными интегрированными формированиями - базами снабжения: ОАО «Карбышевс-кое», ЗАО «Енисей-сервис», ОАО «База снабжения "Сибирская"», ООО ПСК «Омскдизель», ОАО «Си-бАгроКомплект». Эти системы наряду с торгово-ре-монтными мощностями в г. Омске имеют центры техсервиса крупных машиностроительных предприятий России и зарубежных фирм, сеть магазинов, филиалов и 60 торговых представительств на территории области.. Кроме того, сюда входят 15 МТС, 8 предприятий технического сервиса, 2 ремонтных завода.

Таким образом, институты рынка услуг представлены снабженческими организациями и их филиалами (68), ремонтными мастерскими сельхозорганиза-ций (382), МТС (15), предприятиями технического сервиса (8), ремонтными заводами (2). Общее количество основных подразделений институтов инфраструктуры МТО АПК региона составило 475.

За последние годы произошли изменения, что повлекло за собой недостаточную укомплектованность машинно-тракторного парка, высокий физический и моральный износ действующей техники и низкие темпы ее обновления, низкий уровень научного задела по созданию новой техники, отсутствие в регионе собственной базы сельхозмашиностроения и высокий удельный вес импорта сельскохозяйственной техники. Это свидетельствует о том, что в настоящее время без дополнительных ресурсов и мероприятий по инновационному развитию невозможно сформировать сбалансированную систему материально-технического обеспечения. Сложившийся рынок материально-технических ресурсов и ремонтно-технических услуг агропромышленного комплекса не выполняет функции интегратора агросервисных предприятий и сельских товаропроизводителей.

Концепция развития АПК Омской области соответствует принятому оптимистическому сценарию, предложенному в «Прогнозе развития агропромышленного производства Российской Федерации на период до 2010 г», В рамках данного вектора деятельно-

Рис. Принципиальная схема взаимоотношений составляющих кластера в форме НП «Инновационное техническое перевооружение АПК»

сти предполагается осуществлять стабильную, гибкую и системную государственную поддержку сельскохозяйственного производства; в качестве основной составляющей процесса машинно-технологического обновления АПК обеспечить вовлечение в сельское хозяйство внутренних и внешних инвесторов; способствовать эффективному внедрению достижений научно-технического прогресса.

Сами инновационные процессы в научно-технической сфере рассматриваются в рамках основных направлений развития материально-технического обеспечения: производственное обслуживание сельского хозяйства; научно-техническое обслуживание технической базы и инновации в сфере создания, использования и поддержания в работоспособном состоянии машин и оборудования; развитие торговых и посреднические организации, институтов рынка ресурсов, рационализация материальных потоков; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; создание и освоение общей информационной и коммуникационной среды; активизация участия финансовых и кредитных организаций в инвестиционных процессах; государственное и правовое регулирование.

Практика свидетельствует о несовершенстве интеграции и кооперирования для решения задач инновационного развития системы МТО и АПК региона в целом. Необходима двусторонняя связь между успешностью компании, функционирующей в сфере МТО, и в целом конкурентоспособным ее окружением. Роль государства в данный момент сводится к стимулированию отдельных организаций, тогда как отсутствует механизм комплексного инновационного развития региона. Основными предпосылками создания кластера в региональном АПК является обеспечение равных условий для деятельности организаций различных сфер.

Механизм организации кластера, как показывает проведенный нами анализ, весьма разнообразен. В его реализации прослеживается этапность: разработка стратегии развития кластеров, определение целевых рынков для кластеров, совершенствование корпоративного управления, обеспечение специальных условий для производства и инвестиций (налоги, тарифы, амортизация и т.д.), совершенствование политики регионального правительства в свете поддержки и развития выбранных кластеров/1 /,

По разработанной нами методике выполнена классификация институтов инновационной инфраструктуры, определена этапность инновационного процесса в сфере информационного обслуживания. Инновационный процесс в сфере информационного обслуживания включает шесть следующих этапов: научно-технические разработки; сбор, обработка и анализ информации; доведение информации до потребителей; обучение кадров, применение новых знаний; консультационное обслуживание и внедрение; оценка результатов и формирование заказа для науки.

Инновационную политику призваны осуществлять участники координирующего формирования в форме некоммерческого партнерства. Ибо существующее законодательство позволяет осуществлять координацию деятельности партнеров в рамках Закона «О некоммерческих партнерствах». Такой выбор формы из множества других, предлагается в связи с логикой взаимоотношений партнеров в рамках кластерной политики. Принципиальная схема его структуры приводится на рисунке.

Общие выводы

1. Практика свидетельствует о несовершенстве интеграции и кооперирования для решения задач инновационного развития системы МТО и АПК региона в целом. Необходима двусторонняя связь между успешностью компании, функционирующей в сфере МТО, и в целом конкурентоспособным ее окружением. Процессы развиваются в направлении от простейших форм кооперации и интеграции к формированию кластерной политики.

2. В рамках кластерной политики можно эффективно решать актуальные задачи развития сферы материально-технического обеспечения АПК региона: обеспечение экономической целесообразности деятельности всех субъектов сферы МТО; развитие производственной базы, инновационно - техническое перевооружение предприятий АПК, обеспечение воспроизводственного процесса; формирование институтов инфраструктуры материально-технического и научного обеспечения; создание собственной базы сельхозмашиностроения в Сибири.

3. Кластерная структура обеспечит: справедливое распределение доходов между участниками, увеличение инвестиционной привлекательности сферы агропромышленного производства, рост платежес-

пособности предприятий АПК; рост потенциала предприятий в области маркетинга, консалтинга и продаж; обеспечение квалифицированными кадрами, эффективное взаимодействие с органами государственной власти.

Библиографический список

2.Стукач В.Ф., Помогаев В.М. Региональная инфраструктура информационно-консультационных услуг: Монография. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2001. - С.35 - 44.

АЛИМБАЕВТамирАлимбаевич, президентООО «Корпорация «Енисей».

1.Портер М. Международная конкуренция. — М., Международные отношения, 1993.

Дата поступления статьи в редакцию: 20. 09. 06 г. © Алимбаев Т.А.

УДК 339.1 (571.13) Г. Д. БОУШ

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

В статье показана актуальность исследования конкурентоспособности региона наряду с конкурентоспособностью предприятий и стран. Рассмотрены некоторые особенности категории «конкурентоспособность региона», основные составляющие данного понятия. Приведены отдельные точки зрения на систему факторов, обусловливающих конкурентоспособность региона, в том числе международную. Рассмотрены факторы стратегической конкурентоспособности региона, в том числе международной. Намечены направления исследования конкурентоспособности Омской области в области действующих факторов конкурентоспособности и стратегических (перспективных).

Введение

Исследование конкурентоспособности региона как направление в экономической теории и практике анализа диагностики и рег ионального управления начало формироваться относительно недавно. В данной проблемной области до недавнего времени акцент делался на конкурентоспособности компаний. Но сегодня сформировалось понимание того факта, что в большой степени успех и устойчивость компаний в конкурентной борьбе, особенно на международных рынках, обусловливается территориальными факторами. Программы поддержки отраслей и экспортных производств, развития внутреннего рынка дают внушительный результат в разных странах. Однако пока мало внимания уделяется собственно территориальному аспекту в повышении конкурентоспособности национальных компаний на международном уровне. Особенно актуальным этот аспект представляется для экономики России, гак как количество и величина ее региональных субъектов велики. С этой точки зрения представляет интерес выявление особенностей конкурентоспособности региона и факторов, ее обусловливающих, применительно к российской экономики и, что важно, к конкретному российскому региону.

Современные процессы экономического развития, такие как глобализация, регионализация, формирование «новой экономики», оказывают существенное влияние на положение и роль регионов во многих странах. Глобализация ведет к выравниванию стандартов экономической и повседневной жизни, к снижению роли государственных границ в экономи-

ческих отношениях, стимулирует международные компании к поиску новых зарубежных рынков сбыта, ресурсов и расположения производств. Регионализация направлена на защиту интересов отдельных регионов и стимулирует поиск эндогенных механизмов регионального развития. «Новая экономика» увеличивает значение невоспроизводимых локальных преимуществ в конкурентных процессах. Таким образом, происходящие процессы радикально меняют роль отдельного региона в национальной и мировой экономике. Регион постепенно становится не только самостоятельным действующим экономическим агентом национальной экономики, но также самостоятельно вступает в мировые конкурентные процессы. Активное вступление региона в конкурентную среду предполагает обретение им новых характеристик и свойств как системы и как субъекта конкуренции.

Конкурентоспособность региона и конкурентоспособность предприятий — взаимозависимые явления. Конкурентоспособность региона, как и страны в целом, в первую очередь определяется конкурентоспособностью фирм и предприятий, расположенных на его территории. А успех региональных компаний, в том числе на международных рынках, зависит от созданных им в регионе социально-экономических условий, характеризующих состояние конкурентной среды. Поэтому переоценить роль региона в современной экономике невозможно и именно поэтому, как представляется, обеспечение конкурентоспособности должно лежать в основе разработки стратегии социально-экономического разви тия региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.