Научная статья на тему 'Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий России'

Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ / ПОЛИТИКА / ПРИОРИТЕТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воротников К. А.

В статье анализируются основные приоритеты современной кластерной политики в России. Приводятся характерные признаки кластерной политики. Акцентируется внимание на развитии основных отечественных кластеров. Аргументируется повышение конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя посредством реализации кластерной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий России»

5(29) - 2010

Кластерная политика

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

К. А. ВОРОТНИКОВ,

ведущий специалист-эксперт департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации

E-mail: hellkite86@yandex. ru

В статье анализируются основные приоритеты современной кластерной политики в России. Приводятся характерные признаки кластерной политики. Акцентируется внимание на развитии основных отечественных кластеров. Аргументируется повышение конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя посредством реализации кластерной политики.

Ключевые слова: кластерный, политика, приоритет, конкурентоспособность, предприятие.

В настоящее время одной из важнейших экономических государственных задач является перевод отечественной промышленности от сырьевой направленности в сферу высоких технологий, инновационной деятельности. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Целевые показатели и механизмы перехода к инновационной экономической системе обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (далее — Концепция 2020) [1]. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в

ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Это позволит российским компаниям выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой предприятий Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых фирм Европы, США и Азии.

В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего развития секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Одним из наиболее эффективных механизмов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий является, на взгляд автора, формирование национальной кластерной политики. Не случайно в Концепции 2020 использование кластерного подхода является ключевым элементом. Ею определены основные приоритеты кластерной политики [1]:

Кластерная политика

5 (29) - 2010

— формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6—8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

— формирование на слабо освоенных территориях территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий;

— образование и развитие туристско-рекре-ационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

— развитие крупных транспортно-логисти-ческих и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы.

Кластеры — это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Не следует путать кластеры с территориально-производственными комплексами (ТПК), сформированными в советское время. Принципиальное отличие кластера от ТПК заключается в том, что интегрирующим элементом кластера являются факторы нового знания, инноваций, обеспечивающие конкурентоспособность, а также информационно-коммуникационные сети, тогда как внутренним интегратором прежнего индустриального комплекса выступали прежде всего объекты производственной инфраструктуры.

Современный кластер производит целый спектр постоянно меняющихся продуктовых групп, он использует принципы локализованного субконтрак-тинга и аутсорсинга, когда смежники географически приближены к основному производству, а главным фактором развития производства являются квалифицированные, творчески мыслящие кадры [2].

Значение кластеров и кластерной политики для экономики России состоит в их способности

придать наукоемкий характер традиционному сырьевому вектору развития, направить его в инновационное русло, способствовать диверсификации экономики, содействовать динамичному развитию инновационной, транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктур и повышению конкурентоспособности компаний. К числу характерных признаков кластеров относятся:

— наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или общероссийском рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (потенциал поставок за пределы региона);

— наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера (например, выгодное географическое положение, доступ к сырью, специализированные кадровые ресурсы, поставщики комплектующих и связанных услуг, учебные заведения и исследовательские организации, необходимая инфраструктура и т. д.);

— географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия;

— широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия;

— наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Основные категории участников кластера:

— базовые (якорные) предприятия — предприятия (организации), специализирующиеся на профильных видах деятельности;

— субконтракторы — предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;

— ресурсная инфраструктура — предприятия (организации), обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

— рыночная инфраструктура (аудиторские, консалтинговые, финансовые, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);

— инфраструктура знаний — научно-исследовательские и образовательные организации;

5(29) - 2010

Кластерная политика

— инвестиционная и инновационная инфраструктура — бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, развития дизайна, энергосбережения, поддержки субподряда (субконтрактации);

— организационная инфраструктура — некоммерческие и общественные организации бизнеса, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты; агентства регионального и муниципального развития, компании привлечения инвестиций, агентства по поддержке экспорта товаров.

Выделяют следующие типы кластеров, зависящие от отраслевой специфики.

1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая машиностроение, строительную отрасль и производство строительных материалов. Состоят из малых и средних компаний-поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций.

2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к химической, целлюлозно-бумажной, металлургической отраслям, сельскому хозяйству, пищевой промышленности и другим процессным отраслям.

3. Инновационные и творческие кластеры развиваются в относительно новых секторах: информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности.

4. Туристические кластеры — предприятия, связанные с обслуживанием туристов, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий.

5. Транспортно-логистические кластеры — комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров; на морских, речных, наземных, воздушных перевозках; логистические комплексы и др. Развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.

Кроме названных существуют и смешанные кластеры, обладающие признаками нескольких типов. Говоря о ситуации в России, на сегодня можно выделить формирующиеся кластеры.

1. Кластер Нижнего Приангарья, предполагающий создание крупных энергоемких производств, включая строительство целлюлозно-бумажного комбината, алюминиевого завода, металлургического предприятия на базе Тагарского место-

рождения, Богучанского газоперерабатывающего комплекса, цементного завода на базе Чадобецкого месторождения.

Часть предприятий должна быть введена в строй в 2010 г. (первая очередь Богучанской ГЭС мощностью 1 620 МВт). Старт второй очереди энергоемких предприятий вокруг ГЭС планируется в 2012 г., когда мощность станции достигнет 3 000 МВт.

Управление развитием кластера осуществляет администрация Красноярского края совместно с управляющей компанией ОАО «Корпорация экономического развития Красноярского края». Софинансирование проекта осуществляется за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

2. Южно-Якутский производственно-экономический кластер, предполагающий создание разветвленной сети производств, направленных на освоение гидроэнергоресурсов на реках бассейна Лены (Учур, Тимптон, Олекма), Эльгинского угольного месторождения, Алданской железорудной провинции, Южно-Якутского золотоносного района.

Для реализации программы создается Корпорация развития Южной Якутии, в которую помимо правительства республики вошли Гидро-ОГК, «АЛ-РОСА», «Техноснабэкспорт» и «Газпром».

Основой создания промышленного кластера республики станет Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс на базе каскада Канкунской ГЭС мощностью 8,5 гВт. Стоимость проекта — 91 млрд руб., окупаемость — более 30 лет.

Комплекс будет обеспечивать электроэнергией новые промышленные предприятия Якутии, в том числе комбинат по переработке урана, который намерен построить «Техноснабэкспорт».

Мощность предприятия к 2015 г. составит свыше трех тысяч тонн урана, к 2020 г. — пять тысяч тонн. На реализацию проекта потребуется порядка 90 млрд руб., из которых 7 млрд руб. — софинан-сирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.

3. Лесной кластер Республики Коми, создаваемый на основе богатых лесных ресурсов. Совместно с лесным сектором Архангельской области может быть создан единый межрегиональный лесной кластер. Объединение ресурсов двух регионов поможет сформировать высокоэффективный кластер, который объединит лесопромышленные компании, предприятия и учреждения, способствующие их работе (машиностроительные, энергетические, образовательные, научные, строительные и т. д.).

Кластерная политика

5 (29) - 2010

Предполагается создание центров компетенций в области технологий (лесное хозяйство, современные методы лесозаготовок, переработки древесины, производство современного конкурентоспособного оборудования и т. п.); содействие эффективной передаче технологий на предприятия; стимулирование инноваций в лесном кластере и создание центров подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий лесного кластера. Целесообразно создание консультативного органа (саморегулирующейся организации) по развитию лесного кластера, включающего представителей перерабатывающих и заготовительных предприятий, администрации региона и лесных районов.

4. Проект комплексного развития Приполярного и Полярного Урала, объединивший вокруг себя большую часть субъектов Уральского федерального округа (за исключением Курганской области), в перспективе сможет выступить инициатором развития множества кластерных инициатив, связанных с добычей, переработкой и транспортировкой уникальных природных ресурсов округа. Более того, возникновение новых кластеров на основе имеющейся промышленной и ресурсной базы является необходимым условием формирования конкурентоспособного в глобальных масштабах промышленного комплекса на Урале.

Как видно из сказанного, кластерный подход способен ощутимо повысить конкурентоспособность отечественных предприятий за счет достижения синергетического эффекта от их взаимодействия и кооперации внутри кластера. В этой связи представляется необходимой выработка согласованной стратегии развития кластерных инициатив, привлечение ведущих мировых компаний для участия

в подобных проектах, а также диверсификация промышленных активов за счет формирования новых высокотехнологичных производств.

Минэкономразвития России разработало Концепцию кластерной политики Российской Федерации, а также методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, в рамках которых и будут происходить дальнейшее формирование и развитие кластеров по трем основным направлениям [2].

1. Содействие институциональному развитию кластеров (создание организации развития, разработка стратегии развития, обеспечение эффективного информационного взаимодействия участников кластера).

2. Реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера (повышение качества управления, стимулирование инновационной активности, содействие маркетингу).

3. Обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров (развитие инфраструктуры, налоговые льготы, снижение административных барьеров).

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: разработаны Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. М., 2008.

24-25 мая 2010 года в здании Правительства Москвы (Новый Арбат, 36) Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона

при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводит ежегодный Конгресс

«Роль и место бухгалтерского учёта в условиях модернизации экономики»

В рамках Конгресса пройдет специализированная выставка «Новое в бухгалтерском учете и аудите» Заявки на участие: congress-mr@ipbr.org, 8(495) 411-90-77, (495) 720-54-55

проблемы и решения ' 45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.