ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
ГАДЖИЕВА А.И.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В
РЕГИОНАХ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией кластерной политики в регионах. Сформулированы основные цели и задачи кластерной политики, представлены ключевые направления содействия развитию кластеров.
САИгШЕГА А.1.
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FOUNDATIONS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF REGIONAL CLUSTER
POLICY
The article discusses issues related to the implementation of cluster policy in the regions. Formulated the main goals and objectives of cluster policy, are the key areas to promote clusters.
Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, внешнеэкономическая интеграция, налоговое регулирование, административные барьеры, технопарк, стратегия развития.
Keywords: cluster, competitiveness, foreign trade integration, tax regulations, administrative barriers, technology park, a development strategy.
Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.
Организационно-территориальные кластеры представляют собой объединения предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации [1].
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотех-
нологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
В настоящее время кластерный подход в рамках модернизации и структуризации региональной экономики занимает одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что современная нормативно-правовая и законодательная база формирования и функционирования региональных объединений кластерного типа нуждается в серьезной доработке, хотя на федеральном уровне уже сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров.
Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005г. №249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов [1].
Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование в процессе их реализации потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005г. №116-ФЗ, а также технопарков, формирование которых осуществляется в рамках реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006г. №328-р.
Условия для образования новых территориально-производственных кластеров создаются также в рамках реализации проектов «промышленной сборки», осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005г. №166.
Дополнительные предпосылки к развитию кластеров на базе наукоградов могут обеспечиваться и в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999г. №70-ФЗ.
Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров заложены в деятельности ряда институтов развития, таких как Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [3].
В то же время многие аспекты практической реализации кластерной
политики нуждаются в дополнительной правовой поддержке, в частности:
❖ не созданы механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;
❖ отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;
❖ ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников.
В современных условиях основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.
Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением транзакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
Нельзя не отметить и то, что формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:
❖ приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;
❖ получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;
❖ получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высоко конкурентные международные рынки [2].
Развитие кластеров позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных
товаров и услуг.
В рамках реализации таких целевых установок основными задачами кластерной политики являются:
1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера;
2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:
❖ поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
❖ инновационной и технологической политики;
❖ образовательной политики;
❖ политики привлечения инвестиций;
❖ политики развития экспорта;
❖ развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
❖ развития отраслей экономики.
3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики [4].
Как правило, результатами реализации кластерной политики является рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.
В качестве основных направлений содействия развитию кластеров, реализуемых органами государственной власти и местного самоуправления, можно выделить следующие:
❖ содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними;
❖ развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия. Предполагая при этом, что предостав-
ление поддержки соответствующим проектам, должно оказываться вне зависимости от принадлежности участвующих в их реализации предприятий к тому или иному кластеру.
К основным задачам реализации кластерных проектов можно отнести:
❖ повышение качества управления на предприятиях кластера, повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации;
❖ стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;
❖ содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями - участниками кластера, и привлечению прямых инвестиций.
Среди мер, обеспечивающих формирование благоприятных условий развития кластеров, следует выделить:
❖ повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;
❖ осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;
❖ предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством;
❖ снижение административных барьеров.
Каждое из направлений содействия развитию кластеров, с учетом особенностей разграничения полномочий, реализуется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
В целях обеспечения эффективности реализации кластерной политики федеральными органами исполнительной власти предусматривается организация и оказание методической, информационно-аналитической консультационной и образовательной поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также различного рода бизнес-ассоциациям.
При этом в рамках организационного развития кластеров предполагается оказание поддержки со стороны органов власти в реализации участниками кластера следующих мероприятий:
❖ формирование специализированной организации развития кластера, обеспечивающей координацию деятельности его участников, которая может создаваться в различных организационно-правовых формах. Предполагается, что функции указанной организации могут быть возложены как на вновь создаваемые, так и уже существующие организации;
❖ разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, включающей разработку набора кластерных проектов и мер, направленных на формирование благоприятных условий разви-
тия кластера, на базе анализа барьеров и возможностей для развития кластера;
❖ установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера;
❖ реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет - ресурсов и электронных списков рассылки).
С позиций содействия реализации кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и рост эффективности взаимодействия предприятий и организаций, предполагается формирование соответствующих механизмов.
При этом в целях активизации процессов сотрудничества между предприятиями, научными и образовательными организациями опережающее развитие должны получить механизмы поддержки кооперационных проектов по следующим приоритетным задачам.
1. Повышение качества управления на предприятиях, включая:
❖ предоставление консультационных услуг предприятиям - участников кластера в области менеджмента;
❖ проведение систематической работы по выявлению примеров лучшей практики по новым методам и механизмам управления на предприятиях кластера и содействие их эффективному распространению;
❖ внедрение и сертификация предприятиями системы управления качеством в соответствии с установленными стандартами;
❖ развитие механизмов субконтрактации, включая распространение информации о возможности оказания промышленных услуг по субконтрактным договорам, на основе информации о наличии общих и специализированных производственных мощностях и потребностях предприятий;
❖ организация ознакомительных поездок на предприятия соответствующей отрасли, в том числе за рубежом.
2. Содействие выходу предприятий на внешние рынки и реализации коллективных маркетинговых проектов.
В области содействия выходу предприятий на внешние рынки могут быть использованы следующие механизмы стимулирования:
❖ субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом и иных маркетинговых расходов, связанных с выходом на внешние рынки;
❖ субсидирование части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;
❖ субсидирование части затрат по оплате услуг по разработке средств
индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта
[4].
В целях активизации кооперационного взаимодействия между предприятиями-экспортерами предлагается в качестве одного из критериев, позволяющих рассматривать заявки на предоставление соответствующих субсидий в преимущественном порядке, устанавливать принадлежность предприятия к экспортному консорциуму по следующим признакам:
❖ совместное финансирование маркетинговых исследований;
❖ совместная реализация рекламных компаний и мероприятий по связям с общественностью;
❖ регистрация и продвижение коллективных товарных марок, продукции, выпускаемой участниками кластера, организация коллективного юридического сопровождения;
❖ регистрация и продвижение наименований места происхождения продукции, обладающей особыми свойствами;
❖ продвижение позитивного бренда, под которым понимается репутация, набор ожиданий и ассоциаций с целью повышения капитализации и инвестиционной привлекательности участниками экспортного консорциума, а также повышения восприятия престижности и оценки качества товаров и услуг, реализуемых организациями, входящими в экспортный консорциум.
Кроме того, в качестве самостоятельного направления можно выделить поддержку коллективных маркетинговых проектов, позволяющих за счет достижения эффекта экономии от масштаба снизить удельные издержки и повысить результативность реализуемых проектов.
При этом следует подчеркнуть, что поддержка реализации коллективных маркетинговых проектов является важной предпосылкой успешного привлечения инвестиций на территорию региона, а также расширения экспорта и привлечения квалифицированной рабочей силы.
3. Стимулирование инноваций, развитие кооперации внутри кластера в области НИОКР и развитие механизмов коммерциализации технологий.
Основными приоритетами кластерной политики в области развития инноваций является:
❖ содействие проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиями кластера, институтами и университетами, содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР, включая формирование инновационных консорциумов;
❖ содействие созданию новых инновационных предприятий, включая предоставление консультационной помощи при создании новых инновационных предприятий, содействие в привлечении финансирования, в том числе со стороны индивидуальных инвесторов и
венчурных фондов;
❖ развитие и обеспечение высокого качества услуг объектов инновационной инфраструктуры, в том числе - бизнес инкубаторов и технопарков, центров трансфера технологий, центров развития дизайна;
❖ содействие активизации инновационного процесса на предприятиях, включая развитие механизмов и практики «технологического аудита», субсидирование части затрат предприятий по созданию промышленных образцов, по регистрации и правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.
Не менее важной задачей представляются вопросы обеспечения благоприятных условий развития кластеров, среди которых следует выделить:
1. Повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования с позиций обеспечения сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, в том числе по следующим направлениям:
❖ мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах и планирование, участие в разработке государственного задания по подготовке специалистов;
❖ совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования;
❖ общественно-профессиональная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластера;
❖ совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки);
❖ организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера.
2. Создание промышленных парков и технопарков как инфраструктуры для развития кластеров.
В частности, использование услуг промышленного парка позволяет снижать издержки и ускорить процесс реализации инвестиционных проектов. Обеспечение целенаправленной поддержки создания промышленных парков в субъектах Российской Федерации со стороны федеральных органов исполнительной власти должно обеспечить дополнительное увеличение объемов прямых иностранных инвестиций, а также наращивание темпов развития предприятий малого и среднего бизнеса в обрабатывающих отраслях промышленности и способствовать развитию кластеров [2].
Технопарки же, как объекты инновационной инфраструктуры, в отличие от промышленных парков, характеризуются наличием жестких требований к инновационному характеру деятельности предприятий-резидентов, а также предоставлением специализированных услуг, содействующих трансферту технологий. Эффективно работающие технопарки могут стать важ-
ным элементом инновационной инфраструктуры для развития инновационных кластеров.
Факторами, сдерживающими развитие отечественных технопарков, созданных ранее на базе вузов и государственных научно-исследовательских институтов, являются недостаток обустроенных под нужды технопарка площадей, низкий уровень информационно-консультационной и маркетинговой поддержки резидентов технопарка.
Эффективность наиболее распространенной в стране организационной модели технопарков ограничена. В мировой практике технопарк как самостоятельное юридическое лицо, заинтересованное в максимизации собственной прибыли в рамках заданных ограничений. В состав его учредителей входят, в первую очередь коммерческие организации, наряду с представителями образовательных и научных организаций, а также местные органы власти. В России технопарки в большинстве случаев находятся в полной зависимости от базового вуза или НИИ, являясь частью его организационной структуры.
В этих условиях необходимо формирование механизмов, обеспечивающих высокие темпы развития сети технопарков, создаваемых на рыночной основе, а также повышение результативности деятельности существующих технопарков.
3. Осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров [5].
Именно развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов жилищного строительства в ряде случаев становятся необходимым условием развития кластеров в регионах.
Организационной предпосылкой удовлетворения потребностей организаций кластера в развитии инфраструктуры и жилищного строительства является учет данных потребностей в рамках разработки региональных и муниципальных программ социально-экономического развития, федеральных целевых программ развития регионов базирования кластеров и в рамках механизма предоставления субсидий на развитие наукоградов.
В этой связи представляется необходимым обеспечить интеграцию разработки программ (концепций, стратегий) развития кластеров и программ (стратегий, концепций) соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также федеральных целевых программ [3].
Помимо перечисленных выше условий, в механизмах реализации кластерной политики в регионах существенное место должно отводиться мерам налогового регулирования.
В соответствии с действующим законодательством такие льготы могут быть представлены по ставкам федеральных налогов, установленных в отношении организаций - резидентов особых экономических зон (Федеральный закон «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005г. №116-ФЗ).
При этом, что крайне важно, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования имеют право на установление льгот по уплате соот-
ветственно региональных и местных налогов и сборов, а также ставки налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации. Возможность предоставления налоговых льгот регионального и муниципального уровня, в том числе в рамках создания особых экономических зон регионального уровня, является эффективным инструментом развития и реализации кластерной политики в регионах.
В заключение, нельзя не отметить и такое направление развития кластеров, как снижение административных барьеров на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В числе первоочередных мер по снижению административных барьеров представляется важным, с учетом опыта формирования особых экономических зон, введение ускоренного порядка получения экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
_Литература_
1. Глотко А.В. Формирование и развитие кластера в АПК // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2007, №5.
2. Лаврикова Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008г.
3. Меныненина И.Г. Формирование и развитие кластеров как механизм обеспечения конкурентоспособности региона // Сб. науч. ст. по материалам Международной науч.-практич. интернет-конф. - Екатеринбург, 2008г.
4. Рыжаков Е.Д, Кластерные стратегии развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика, 2008г.
5. Татаркин А.И. Кластерная политика региона // Промышленная политика в Российской Федерации, 2008г.