Научная статья на тему 'О формировании кластеров в Санкт-Петербурге через открытые инновации'

О формировании кластеров в Санкт-Петербурге через открытые инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / КЛАСТЕРЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсеньев Вадим Олегович

Статья о формировании кластеров в Санкт-Петербурге через открытые инновации определяет основные проблемы развития кластерной политики в городе, раскрывает приоритетные направления государственной поддержки кластерных инициатив, в том числе через открытые инновации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article about formation clusters in St. Petersburg through open innovations defines the basic problems of development cluster policy in a city, shows priority directions of the state support cluster's initiatives, including open innovations

Текст научной работы на тему «О формировании кластеров в Санкт-Петербурге через открытые инновации»

уходит значительное время и усилия. работкой и реализацией Концепции иннова-

В Новом Уренгое пришлось решать не- ционного развития (таблица 2). сколько основных проблем, связанных с раз-

Таблица 2

Проблемы в реализации Концепции инновационного развития и способы их решения

Проблема «Препятствие» Решение

Определение организационных форм для создания технопарка: 1. Коммерческое предприятие 2. Специализированный фонд развития инновационной деятельности 3. Автономное учреждение, муниципальное учреждение, муниципальное предприятие 1. Невозможность участия в хозяйственных обществах 2-3. Отсутствие иннова-ционной деятельности в полномочиях муниципальных образований, что влечет обвинение в нецелевом расходовании средств муниципального бюджета Создание акционерного общества с единственным учредителем - Фондом развития г. Новый Уренгой, которое было учреждено Администрацией города

Создание Программы инновационной деятельности в г. Новый Уренгой и финансирование мероприятий программы из бюджета города Отсутствие инновационной деятельности в полномочиях муниципальных образований, что влечет обвинение в нецелевом расходовании средств муниципального бюджета Вынесение «платных» мероприятий в другие муниципальные программы, финансирование которых прямо разрешается законом

Финансовая поддержка инфраструктурных организаций (в частности, Технопарка «Ямал») за счет бюджета города Отсутствие инновационной деятельности в полномочиях муниципальных образований, что влечет обвинение в нецелевом расходовании средств муниципального бюджета Выполнение Технопарком дополнительных работ, не связанных с инновационной деятельностью

Финансирование Технопарка за счет выполнения муниципального заказа по различным «легитимным», с точки зрения закона, муниципальным программам Необходимость проведения конкурсных процедур для «экономии» бюджетных средств при явном превосходстве конкурирующих предприятий Согласование с муниципальным заказчиком формулировок в условиях конкурсов, благоприятных для Технопарка

В таблице 2 приведены лишь некоторые из проблем, с которыми пришлось столкнуться при реализации Концепции инновационного развития г. Новый Уренгой, однако инновационная структура города продол-

жает развиваться, и опыт показывает, что многие проблемы решаемы при достаточной гибкости, учете местных условий и творческом применении существующего законодательства.

В.О. Арсеньев

О ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ

Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 № 884

предусмотрено три возможных сценария развития города, по одному из которых Санкт-Петербург представляется как центр инноваций и управления. Инновационно-

управленческое направление развития города предусматривает развертывание масштабной программы содействия инновациям, нацеленной на превращение Санкт-Петербурга в российский и потенциально мировой центр инноваций. [1]

Для того чтобы такой сценарий развития смог воплотиться в жизнь необходимо встроить модель внедрения инноваций в экономику города.

В последнее время актуализировались вопросы внедрения инноваций через выделение кластерных систем в российской экономике. Для России в целом и для Санкт-Петербурга в частности кластерный подход является новым инструментом формирования национальной и региональной промышленной политики в рыночных условиях в макроэкономической среде. В основу кластерного подхода ложится стратегия территориального развития, с использованием локальных конкурентных преимуществ региональных производственных систем. Иными словами, развитие национальной экономики полностью зависит от развития региональных экономических систем, где кластеризация является основным механизмом по созданию инновационных товаров и услуг, пользующихся устойчивым спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 8 июня 2009 года № 221-47 «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга».

Кластер - объединение хозяйствующих субъектов производственной сферы и сферы услуг, науки, образования, иных видов деятельности, имеющих между собой любые формы хозяйственных взаимосвязей, которые имеют своей целью выпуск родственных продуктов или услуг.[2]

На сегодняшний день не созданы механизмы, как законодательной, так и финансовой поддержки развития кластеров, отсутствует координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само-

управления и различного рода организаций по реализации кластерной политики. Для повышения эффективности использования потенциала развития кластеров как одного из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики необходимо осуществить доступ к инновациям всех участников кластера, что возможно с помощью открытых инноваций.

Открытые инновации - это инновации позволяющие привлекать в бизнес-процесс организации максимальное количество участников, заинтересованных в трансфере технологий и продвижении инновационной продукции на рынки, в том числе, органы государственной власти, предприятия и организации, научные сообщества и высшие учебные заведения, ассоциации и общественные организации.

Применение открытых инноваций позволяет всем участникам процесса внедрения инноваций обмениваться профессиональным опытом и знаниями передовой практики, расширять свои возможности и получать поддержку в коммерциализации инновационных продуктов.

В отличии от традиционного определения инноваций, где одна организация выступает и исследователем, и разработчиком, которая в дальнейшем осуществляет и продвижение инноваций на рынок, открытые инновации базируются на сочетание как собственных наработок так и наработок из вне, с привлечением сторонних многопрофильных компаний, что существенно ускоряет процесс коммерциализации новых технологий.

На основе книги Генри Чесбо [3], где традиционная или закрытая инновация противопоставляется открытой, были выделены основные преимущества использования открытых инноваций.

Таким образом, с помощью открытых инноваций, становится возможным создание новых направлений и отраслей с последующим образование кластеров по этим направлениям развития.

Важной отличительной чертой кластера созданного на открытых инновациях является

фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в той или иной области с последующим выходом на новые рынки. В этой связи многие страны ак-

Как правило, для обеспечения постоянного и устойчивого роста инновационной экономической системы - кластеры должны включать в себя стратегические связи предприятий с университетами, исследовательскими учреждениями, потребителями и консалтинговыми организациями. В рамках политики кластерного развития центральное внимание уделяется комплексу взаимосвязей между участниками процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационной деятельности. При использовании кластерных систем формируются, в том числе и горизонтальные сети, в которых осуществляется сотрудничество крупных и малых фирм, действующих на рынке одного и того же продукта или принадлежащих к одной промышленной группе. Кластеры, построенные на открытых инновациях, являются сетями, охватывающими несколько отраслей и включающими разнообразные фирмы, специализирующиеся на конкретном звене в цепочке создания конкретного конечного продукта.

Политика государства, в целях стимулирования инновационной деятельности регионов должна использовать различные под-

тивно используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании своих национальных инновационных экономических систем.

ходы к идентификации и выделению кластеров, учитывая потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействием между их производителями и пользователями, техническое взаимодействие, выраженное в патентовании, освоении патентов и использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах, перемещение персонала между сегментами кластера с целью распространения знаний и достижений.

Открытая инновация является сложной функцией зависящая от широкого ряда условий и взаимодействий между различными экономическими агентами. Среди требуемых условий следует выделить науку, предпринимательство в новых и малых фирмах, открытость по отношению к новым идеям со стороны руководства организации, интеллектуальный капитал и нематериальные активы, венчурный капитал. Открытая инновация подвержена воздействию специфических проблем, которые стоят перед каждой отдельной отраслью, и может испытывать на себе влияние различных комбинаций конку-

Таблица 1

Закрытые инновации Открытые инновации

Инновационная активность компании осуществляется только за счет внутренних возможностей компании Привлечение внешних источников резко повышает способность компании к созданию и продвижению инноваций

За процесс создания инноваций от НИОКР до реализации конечного продукта на рынке отвечает одна компания Вовлечение в процесс создания инноваций большого числа участников позволяет получить конкурентоспособный продукт с высокой степенью коммерциализации

Отсутствие кластеризации Возможность создания множества кластеров

Ограниченность в количестве созданных и реализованных на рынке инноваций Неограниченное число создаваемых инноваций позволяет создавать целые области, основанные на прорывных технологиях.

Контроль и затраты на защиту прав интеллектуальной собственностью компании Извлечение прибыли из пользования чужой интеллектуальной собственности, привлечение паушальных платежей

ренции и кооперации.

С помощью кластеров построенных на открытых инновациях компании организуют и развивают собственную деятельность, производят продукцию и осуществляют ее сбыт, что в свою очередь способствует развитию у субъектов хозяйственной деятель -ности таких преимуществ как восприимчивость к инновациям, рационализация бизнеса, опережающий рост производительности.

В целях обеспечения непрерывного и долгосрочного развития кластеров в субъектах Российской Федерации, необходимо разработать и принять концепцию кластерной политики. Реализация данной концепции позволит обеспечить рост конкурентоспоб-ности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением транзакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, обеспечить стабильный экономический роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:

- приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования;

- получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;

- использования открытых инноваций;

- получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на конкурентные международные рынки.

Развитие кластеров позволяет также обеспечить устойчивое импортозамещение и

рост локализации сборочных производств, а также - повысить уровень неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

В рамках реализации кластерной политики основными задачами являются:

1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой кластером продукции;

2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:

- поддержки развития малого и среднего предпринимательства;

- инновационной политики;

- образовательной политики;

- инвестиционной политики;

- содействия экспорту;

- развития инфраструктуры;

- развития новых отраслей экономики.

3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и федеральном уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и различных организаций.

Результатами реализации кластерной политики является рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.

Основными направлениями содействия развитию кластеров, реализуемыми органа-

ми государственной власти и местного самоуправления, являются:

1. Содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

2. Развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий. Предоставление поддержки соответствующим проектам, должно оказываться вне зависимости от принадлежности участвующих в их реализации предприятий к тому или иному кластеру. При этом возможность получения доступа к указанным механизмам поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий - участников кластера и рост эффективности их взаимодействия должна учитываться при разработке стратегий развития кластеров.

Основными задачами кластерных проектов являются:

- повышение качества управления на предприятиях кластера, повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации;

- стимулирование инноваций, в том числе и открытых, и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;

- содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями -участниками кластера и привлечению прямых инвестиций.

3. Обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих:

- повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;

- осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;

- предоставление налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством;

- снижение административных барьеров.

Каждое из направлений содействия развитию кластеров, с учетом особенностей разграничения полномочий, реализуется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

В целях обеспечения эффективности реализации кластерной политики федеральными органами исполнительной власти предусматривается оказание методической, информационно-аналитической консультационной и образовательной поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, бизнес-ассоциациям. Предполагается обеспечение реализации мер по развитию международного сотрудничества в данной сфере.

В рамках содействия организационному развитию кластеров предполагается оказание поддержки со стороны органов государственной власти в реализации участниками кластера следующих мероприятий:

1. Обеспечение координации деятельности участников кластера, которая может создаваться в различных организационно-правовых формах.

2. Разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, включающей разработку набора кластерных проектов и мер, направленных на формирование благоприятных условий развития кластера.

3. Установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера.

4. Реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов).

Предполагается, что органы исполни-

тельной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления будут выступать в качестве инициаторов формирования организаций развития кластеров, а также осуществлять предоставление субсидий, премий, грантов на реализацию мероприятий по организационному развитию кластеров.

При этом финансирование соответствующей деятельности может также поддерживаться из средств федерального бюджета, в том числе - в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В 2008 году в рамках реализации Комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге [4], Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли инициировал конкурс на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект Санкт-Петербурга, реализуемый в рамках кластера. Конкурс был направлен на содействие развитию пилотного кластера в городе. [5] Из 17 поданных на конкурс проектов, победителем стал проект создания сети цифрового телевизионного вещания разработанный группой компаний во главе с ЗАО «Завод им. Козицкого». Премия размером в 9 млн. рублей была направлена на формирование первой опытной зоны цифрового телевизионного вещания в Красном селе Санкт-Петербурга, запуск которой запланирован на конец 2009 года. В проект помимо «Завода им. Козицкого» вошли ФГУП «НИИТ», ООО «Март», ОАО «НТЦ ВСП «Супертел ДАЛС», ЗАО НПП «ОСТ». Площадь первой опытной зоны составила порядка 4500 кв. м.

Наряду с государственной поддержкой кластерных инициатив, в октябре 2008 года рядом промышленных предприятий города было объявлено о создании в Санкт-

Петербурге инновационного технологического кластера машиностроения и металлообработки, в который вошли 15 предприятий, такие как ОАО «Звезда», ЗАО «Светлана», ОАО «Ленполиграфмаш», ОАО «Силовые машины» и др.

В 2009 году Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли продолжает реализацию мероприятий направленных на поддержку кластерных инициатив города, например, разрабатывается закон об основах кластерной политики Санкт-Петербурга, в котором будут прописаны основные понятия и определения, а также возможные меры поддержки кластерных инициатив. На конец 2009 года запланировано проведение конкурса на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект Санкт-Петербурга, реализуемый в рамках кластера. [6] В отличии от предыдущего конкурса, в этом году планируется поддержать 5 лучших проектов, реализуемых в рамках кластеров, которые в дальнейшем смогут принять участие в федеральных целевых программах и получить финансирование на реализацию.

Таким образом, на сегодняшний день, в условиях сокращения мирового совокупного спроса, становится очевидным, что оказываемая государством поддержка недостаточна для формирования и динамичного развития кластеров, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Для того, чтобы оказать существенную поддержку формированию и развитию кластерных инициатив, необходимо прежде всего внести соответствующие изменения в законодательную базу, увеличить финансирование региональных инновационных программ, обеспечить доступ и дать толчок к развитию организаций различных видов деятельности через открытые инновации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 № 884 «О концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025».

2. Закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 №221-47 «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга».

3. Чесбо Г. Открытые инновации - М. Поко-

ление, 2007. - 336 с.

4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 № 42 «О комплексной программе мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 20082011 годы».

5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2008 № 1401 «О премии

Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера».

6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 № 152 «О мерах по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2009-2011 годах».

Л.Я. Ащепкова, К.И. Зимогляд, А.В. Поддубный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Любая продукция или услуга есть результат определенного процесса. В соответствии со стандартом на системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000-2001, процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы [1]. Все процессы и их результаты подвержены вариабельности, и процесс обучения не исключение. В связи с этим, представляется исключительно важным поддерживать процесс в стабильном управляемом состоянии. Наиболее простым методом контроля за производственным процессом является оценка его выхода - соответствие произведенной продукции неким требованиям или допускам. Этот метод позволяет отделить «хорошие» изделия от «плохих», выявить и устранить несоответствия.

Современные методы оценки качества в большей степени направлены не на отбраковку несоответствующих изделий, а на получение надежной информации о качестве продукции или процесса, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Это достигается путем применения различных статистических методов [2].

Анализ литературы показывает, что оценка процесса обучения в современном вузе строится преимущественно на основе массовых проверок знаний, умений и навыков студентов с целью их ранжирования по

успеваемости и последующего применения репрессивных мер воздействия.

Уйти от устаревшей, неэффективной модели «отбраковки» неуспевающих студентов и перейти к процессному подходу управления качеством подготовки специалистов с использованием статистических методов анализа, позволяет рейтинговая технология.

Рейтинговые оценки определяются регулярно, и по своему смыслу являются обобщенными показателями качества обучения студентов. Они дают богатый материал для анализа качества обучения отдельных студентов, академических групп и для сравнения способности студентов усваивать учебный материал разных дисциплин.

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов по дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение различных учебных работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок студента по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. При этом, для оценки каждого вида текущей работы могут использоваться различные типы шкал.

Группой специалистов Дальневосточного государственного университета, в состав которой вошли авторы настоящей статьи,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.