Научная статья на тему 'Кластеризация как условие модернизации индустрии туризма в регионах РФ'

Кластеризация как условие модернизации индустрии туризма в регионах РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1116
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕГИОН / КЛАСТЕР / ЯДРО ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / TOURISM / REGION / CLUSTER / NUCLEUS OF THE TOURISM CLUSTER / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Старокожева Г. И., Полянских Е. А.

В статье обосновывается возрастающая роль туризма в развитии региона, раскрываются преимущества создания регионального туристического кластера. Авторами описывается его субъектно-объектная структура, исследуются особенности функционального взаимодействия участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERIZATION AS A CONDITION FOR THE MODERNIZATION OF THE TOURIST INDUSTRY IN RUSSIAN REGIONS

In the article the advantages of the creation of a regional tourism cluster are revealed, its subject and object structure is described, peculiarities of the functional interaction of its participants are studied

Текст научной работы на тему «Кластеризация как условие модернизации индустрии туризма в регионах РФ»

© Старокожева Г.И., Полянских Е.А., 2013

УДК 338.482.:303.4 ББК 65.433

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РФ

Г.И. Старокожева, Е.А. Полянских

В статье обосновывается возрастающая роль туризма в развитии региона, раскрываются преимущества создания регионального туристического кластера. Авторами описывается его субъектно-объектная структура, исследуются особенности функционального взаимодействия участников.

Ключевые слова: туризм, регион, кластер, ядро туристического кластера, модернизация.

На современном этапе развития глобальной хозяйственной системы индустрия туризма является одной из самых высокодоходных и быстрорастущих отраслей в мировой экономике. На долю туризма приходится около 10 % мирового валового продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Средние темпы роста туризма, по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям ^ТТС), составляют 7-9 % в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом [4].

Туризм в XXI в. стал значительным социальным, политическим и культурным явлением, существенно влияющим на устройство и экономику многих стран и регионов.

Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Туризм участвует в формировании валового внутреннего продукта региона, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения; оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики региона, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и

др., то есть выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития региона [15; 16].

Туризм в научной литературе выделяется не как самостоятельная отрасль экономики, а как группа взаимосвязанных отраслей. Такое социально-экономическое явление, как туризм, характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются доработке.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (цит. по: [11, с. 343-344]).

Современное понимание туризма включает в себя множество аспектов: туристские потребности, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, деятельность организаций-посредников, социально-экономические связи, отношения и интересы всех участников туристического рынка. Туризм есть особый вид экономической деятельности, в рамках которой осуществляются взаимоотношения всех участников туристического рынка: туристов, туристических фирм, организаторов-посредников, реализующих ту-

ристский продукт, обеспеченный соответствующей инфраструктурой [15].

Россия и ее регионы имеют огромный потенциал для модернизации туристической отрасли, однако неэффективное использование туристических ресурсов и возможностей, большое число потенциально туристических объектов, остающихся невостребованными из-за неразвитой инфраструктуры и некомпетентного управления, создают препятствия для эффективного функционирования этой отрасли [10, с. 3; 16].

В современной российской индустрии туризма сложилась и активно развивается тенденция оттока российских туристов на отдых за границу. Сегодня выездной туризм доминирует над внутренним и тем более над въездным. Так, по статистическим данным Росту-ризма, количество российских граждан, выехавших за рубеж за 9 месяцев 2011 г. по сравнению с аналогичным показателем 2010 г. увеличилось на 13 % и составило 34 010 028 человек. Число иностранных граждан, въехавших в РФ за 9 месяцев 2011 г. по сравнению с аналогичным показателем 2010 г. увеличилось на 12 % и составило 19 154 723 человек. Таким образом, выездной туризм в 1,7 раза превосходит въездной, что негативно сказывается на развитии всей индустрии туризма в России [13].

Неразвитость в России внутреннего туризма ведет к тому, что туристические территории не получают выгод от развития туризма. Чтобы туризм стал прибыльным бизнесом и способствовал развитию экономики, необходимо осуществлять его развитие в соответствии с новой парадигмой конкурентоспособности, основанной на кластерном подходе [7].

Сегодня широкое распространение получили кластерные принципы организации производственного взаимодействия на региональном уровне. Этот подход представляет больше возможностей как для роста конкурентоспособности местного туристического бизнеса, так и для повышения эффективной экономической политики региональной власти.

Формирование кластеров стимулирует развитие внутреннего потенциала регионов, способствуя тем самым сокращению межрегиональных различий. Интеграционная природа кластеров обеспечивает включенность экономики региона в глобальные экономические

процессы. Формирование в рамках кластеров замкнутых технологических цепочек способствует экологизации производства. Развитие кластеров на основе традиционных для региона производств позволяет максимально полно использовать потенциал этноэкономичес-кого сектора региона. В этой связи в научной литературе и программных документах формулируется задача содействия образованию кластеров и их включению в национальные и международные сети со стороны региональных и местных властей [8; 16].

Так, В.И. Кружалин, определяя субъектный состав туристического кластера, подчеркивает участие государственных органов управления, общественных организаций, трактуя кластер как «географически соседствующие взаимосвязанные компании, общественные организации и связанные с ними органы государственного управления, формирующие и обслуживающие туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории» [15].

А.И. Тарасенок определяет туристический кластер как «группу предприятий туристского комплекса, объединенных единым технологическим процессом обслуживания посетителей дестинации или участвующих в формировании единого турпродукта, потребляемого туристом или одним сегментом туристского спроса» [14].

Разделяя точку зрения ведущих исследователей, акцентирующих свое внимание на отдельных аспектах сущности туристического кластера, авторы предлагают дополнить понятие: туристический кластер - это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий, фирм и учреждений, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

Решающую роль в модернизации индустрии туризма сегодня играют кластеры как один из эффективных способов привлечения клиентов и повышения конкурентоспособности туристической отрасли экономики. Формирующуюся в рамках экономических зон систему взаимосвязанных фирм, организаций и учреждений в сфере путешествий и отдыха населения можно рассматривать как зарож-

дающийся региональный туристический кластер [11, с. 343-344].

Туристический кластер является крупным самостоятельным межотраслевым хозяйственным комплексом, который лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включающее предприятия и организации разной отраслевой принадлежности. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей и производств региональной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность по удовлетворению потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании всех имеющихся туристических ресурсов региона [2, с. 13].

Цель создания туристического кластера - повышение уровня экономической устойчивости региона, развитие инфраструктуры за счет синергетического эффекта, в том числе повышение эффективности работы предприятий и организаций, входящих в туристический кластер; стимулирование инноваций; стимулирование развития новых направлений туристического бизнеса.

Современный туристический кластер способен решить ряд важных задач, среди которых рациональное использование имеющегося природного потенциала региона; приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма на территории; создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории региона; демонстрация исторического, культурного и духовного наследия народов России; формирование системы государственного регулирования туристической деятельности; поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого) в туристической сфере; разработка маркетинговой стратегии продвижения туристских продуктов и создание благоприятного имиджа региона как туристического региона; привлечение внебюджетных источников для реконструкции и нового строительства туристических объектов; создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров; формирование инвестиционных площадок для реализации механизмов государственно-частного партнерства и развития малого и среднего туристического бизнеса.

Для туристического кластера могут быть определены следующие основополагающие принципы: взаимопонимание и готовность к сотрудничеству всех участников процесса; равноправие и паритетность всех участников конструктивного диалога; добровольность выбора форм сотрудничества; взаимное информирование и выполнение принятых на себя обязательств согласно хозяйственным договорам, заключаемым непосредственно между участниками кластера.

Сущность туристического кластера как явления раскрывается через функции. Авторами выделены экономическая, социальная и гуманитарная функции туристического кластера региона.

К экономическим функциям туристического кластера относятся следующие:

- его формирование и развитие обеспечивают приток иностранной валюты в казну региона, увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет;

-он стимулирует значительное повышение производительности труда и внедрение инноваций на предприятиях туризма региона;

- его развитие способствует развитию всей местной инфраструктуры (путей сообщения, линии связи, пунктов бытовых услуг, магазинов, гостиниц, кафе, ресторанов, клубов и т. д.) и увеличению рабочих мест в регионе;

- его деятельность стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском сувенирной продукции;

- он обеспечивает сохранение и использование природного и культурно-исторического наследия.

К социальным относятся следующие функции:

- он способствует восстановлению сил и трудоспособности человека;

- его деятельность является экологически безопасной сферой деятельности людей;

- он способствует рациональному использованию свободного времени людей;

- он обогащает межрегиональное сотрудничество стран и народов.

К числу гуманитарных функций туристического кластера следует отнести следующие:

- он обеспечивает отдых туристов с познанием жизни, быта, истории, культуры,

традиций других народов, что расширяет кругозор человека, развивает его интеллект;

- отрасль экономики, в которой функционирует кластер, в определенной степени играет воспитательную роль в отношении подрастающего поколения, что проявляется в передаче молодым людям ранее накопленных ценностей.

Таким образом, туристический кластер региона выполняет важные социально-экономические и гуманитарные функции, которые являются условием и фактором развития экономики региона и страны в целом.

Туристический кластер образуется вокруг так называемого ядра туристического бизнеса. Ядро - это предприятия, имеющие высокий удельный вес в производстве товаров или услуг региона и обеспечивающие наибольший экономический эффект. Ядром туристического кластера может выступать крупная туристическая фирма (туристическое агентство) или сообщество сходных фирм, которые посредством вертикальных (поставщик/потребители), а также горизонтальных кооперационных и иных хозяйственных связей (общая база потребления производственных и других ресурсов, совместные технологии и др.) взаимодействуют с другими организациями, участвующими в туристическом кластере.

Именно в ядре туристического кластера рождаются стандарты обслуживания клиентов, производства высококачественных туристических услуг; решаются вопросы по способам объединения, необходимости создания единого бренда и сервисной службы, коммуникационных стратегий взаимодействия с клиентами, партнерами, организациями власти, конкурентами.

Основными субъектами туристического кластера являются поставщики специализированных туристических услуг. Межотраслевая природа туризма предполагает присутствие в сети поставщиков коллективных средств размещения, предприятий общественного питания, центров досуга, лечебнооздоровительных учреждений и прочих услуг.

Средние и мелкие предприятия объединяются вокруг крупных туристических фирм и становятся их поставщиками. Крупные компании делегируют им производство промежу-

точных продуктов и сферу сопутствующих услуг, что оказывает мощное влияние на средний и малый бизнес, способствуя его инновационной ориентации и достижению им качественно нового уровня технологии, организации и управления производством во всех иных сферах хозяйственной деятельности. Поэтому от взаимодействия внутри кластера, от способности их участников эффективно использовать внутренние и мобилизовать внешние ресурсы зависит конкурентоспособность всего кластера.

Дополняющие субъекты - это учреждения, организации, деятельность которых напрямую обеспечивает функционирование субъектов кластера. К дополняющим субъектам туристического кластера относятся профессиональные образовательные учреждения, научноисследовательские центры и лаборатории, общественные (некоммерческие организации).

Деятельность обслуживающих отраслей заключается в оказании туристам сопутствующих услуг. К ним относятся финансовые и медицинские услуги, местная розничная торговля (продажа сувениров, туристского снаряжения), инженерная инфраструктура, обеспечение безопасности и т. д. Данные предприятия и организации функционируют на рынке товаров и услуг вне зависимости от туризма, но их вовлечение в состав кластера создаст более привлекательные условия для их развития и увеличения объема продаж. Устойчивое развитие обслуживающих отраслей и их активное взаимодействие с туристическими организациями есть залог успешного функционирования всего кластера [2, с. 13].

Вспомогательные субъекты - субъекты кластера, наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других субъектов кластера. К ним относятся:

- юридические и аудиторские компании: консультации, внесение изменений в уставные документы, получение разрешительной документации, ведение бухгалтерского учета, аудит, помощь в решении конфликтов, судебное представительство и т. д.;

- консалтинговые компании: помощь в повышении квалификации сотрудников, проведение семинаров, корпоративных тренингов, консультирование по новым или проблемным участкам туристического бизнеса и т. д.;

- паспортно-визовые агентства: оформление виз, заграничных паспортов для туристов;

- страховые компании: страхование выезжающих россиян за рубеж и другие виды страхования;

- интернет-агентства: поддержка и хостинг сайта туристического кластера;

-компьютерные фирмы: услуги по настройке компьютерного, телефонного оборудования, Интернета;

- рекламные агентства: услуги по размещению рекламы в средствах массовой информации;

- издательства: печать рекламных материалов, подготовка и печать путеводителей и журналов для туристов, закупка или бесплатный заказ прессы для реализации (распространения) на предприятиях, входящих в состав кластера [9]. Выполняя роль того или иного производственного или сервисного участка в цепочке бизнес-процессов туристического кластера, предприятия, входящие в его состав, не теряют юридической самостоятельности и несут ответственность перед потребителями как юридические лица. Участие в кластере должно быть выгодным партнерством, но не обязательным условием существования. Ограничение свобод и возможностей членов туристического кластера приведет к монополизации туристического рынка и уничтожению здоровой конкуренции, без которой невозможно развитие и совершенствование взаимоотношений с клиентами.

В рамках туристического кластера появляется возможность координации усилий и финансовых средств для создания нового продукта и технологий и выхода с ними на рынок, а также выстраивания замкнутой технологической цепочки от создания продукта до его производства и вывода на рынок.

Жизнеспособность кластера обеспечивают пять условий («5 И»):

1) инициатива: инициативные и влиятельные люди из числа предпринимателей, представителей власти, общественных организаций, учебных заведений, способные своим авторитетом, умом, организаторскими способностями и знаниями сплотить, заинтересовать и на деле доказать полезность

кластеров как для самых их членов, так и для региона;

2) инновации: новые технологии в организации производства, сбыта, управления, финансирования, способные открыть новые возможности в конкурентной борьбе;

3) информация: доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных и веб-страниц, позволяющих получать преимущества в доступе к рынкам снабжения предметами труда, сбыте продукции, квалифицированной рабочей силе и т. п.;

4) интеграция: предусматривает использование новых технологий сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях при поддержке представителей науки и органов власти;

5) интерес: обеспечивает основное условие жизнедеятельности предпринимательской или общественной структуры, которое обязательно предполагает наличие заинтересованности участников кластерных объединений и получение ими экономической выгоды [3].

Инициативу по созданию туристско-рекреационных кластерных объединений необходимо проявлять среднему и малому бизнесу. В свою очередь организация и развитие кластеров создадут немало преимуществ для структур всех масштабов от предприятий до регионов. Например, в сфере бизнеса при появлении туристического кластера позитивными моментами могут быть возможность снижения барьеров выхода на рынок за счет унификации требований в рамках кластера; появление возможности достижения эффекта при организованном обучении персонала; повышение эффективности закупки снаряжения, оборудования и продуктов информационных технологий; упрощение и повышение получения доступа к заказам (клиентам); перенос положительной репутации кластера на его участников (бренды); появление возможности адаптации систем профессионального образования региона (финансирование за счет бюджетов) к потребностям предприятий кластера; региональные инновационные и иные программы, реализованные в регионе, могут учитывать интересы кластера [7].

Инициатива создания кластера может принадлежать как правительству, так и бизнесу. Усилия правительства обычно направ-

ляются не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, сколько бы ни был значительным их вклад в экономику, а на создание условий для развития кластера и развития взаимоотношений внутри него.

Интерес региональных органов власти к созданию территориально-отраслевых кластеров связан также с расширением поля занятости населения и налоговых поступлений, комплексным решением научно-технических проблем территориальных образований, активизацией инвестиционных и инновационных процессов. Именно инновации обеспечивают рост конкурентоспособности продукции, производимой в рамках кластеров, увеличивая их прибыль, а с другой - повышают экономический потенциал и конкурентоспособность региона в целом. В то же время рыночные структуры, входящие в кластер, заинтересованы в формировании соответствующей нормативноправовой базы, создании и развитии институтов инфраструктуры, способствующей успешному функционированию ассоциированных форм предпринимательства [5, с. 63-65].

Преимущества кластерного подхода для органов власти состоят в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к туристической сфере экономики региона. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые, таким образом, гарантированно будут успешно реализованы [12].

Таким образом, создание туристско-рекреационных кластеров позволит преодолеть их замкнутость на внутренних проблемах, снизит инерционность, повысит степень адаптивности к меняющимся экзогенным и эндогенным условиям, позволит интенсифицировать обмен информацией, будет способствовать росту конкурентоспособности и инвестиционной активности.

ШИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова, А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования / А. Ю. Александрова // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2007. - № 1. - С. 51-61.

2. Бойко, А. Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России : автореф. ... канд. экон. наук / Бойко А. Е. - Новосибирск, 2011. - 24 с.

3. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. -2007. - № 4. - С. 68-82.

4. Волков, С. К. Туристская индустрия Шотландии: отличительные признаки и особенности развития / С. К. Волков // Известия Волгоградского государственного технического университета. -2010. - № 13. - С. 15-19.

5. Кетова, Н. П. Роль территориально-отраслевых кластеров в модернизации экономики региона / Н. П. Кетова // Модернизация экономики Юга России и новые стратегии региональной экономической политики : материалы III Всерос. науч. конф. («Домбайские чтения»), пос. Домбай, КЧР, 1216 апр. 2007 г. - Черкесск : Карачаево-Черкес. гос. технол. акад., 2007. - С. 60-65.

6. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.minregion.ru. - Загл. с экрана.

7. Корчагина, Н. А. Особенности реализации кластерных инициатив в туризме / Н. А. Корчагина // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2010. - № 1. - С. 131-138.

8. Кягинин, В. Н. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации / В. Н. Княгинин, П. Г. Шедровский. - М. : Европа, 2005. - 204 с.

9. Мохова, Ю. А. Турфирма: с чего начать, как преуспеть? / Ю. А. Мохова, Г. А. Мохов. - СПб. : Питер, 2011. - 189 с.

10. Недосвитый, Н. В. Формирование стратегического развития туристической отрасли в регионе на основе кластерного подхода : автореф. ... канд. экон. наук / Недосвитый Н. В. - Чебоксары, 2010. - 23 с.

11. Пелевина, Н. А. Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона / Н. А. Пелевина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 12. - С. 343-344.

12. Печерица, Е. В. Кластерный подход к управлению конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов в индустрии гостеприимства / Е. В. Печерица // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 22. - С. 46-53.

13. Статистические данные Ростуризма // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.russiatourism.ru/. - Загл. с экрана.

14. Тарасенок, А. И. Геоэкономика туризма : учеб. пособие / А. И. Тарасенок. - Минск : Новое знание : Инфра-М, 2011. - 272 с.

15. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования // Труды V Международной научно-практической конференции МГУ

им. М. В. Ломоносова, географ. фак., Москва, 2829 апр. 2010 г. - СПб. : Д.А.Р.К., 2010. - 260 с.

16. Чудновский, А. Д. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенина. - М. : КноРус, 2003. -432 с.

CLUSTERIZATION AS A CONDITION FOR THE MODERNIZATION OF THE TOURIST INDUSTRY IN RUSSIAN REGIONS

G.I. Starokozheva, E.A. Polyanskikh

In the article the advantages of the creation of a regional tourism cluster are revealed, its subject and object structure is described, peculiarities of the functional interaction of its participants are studied.

Key words: tourism, region, cluster, nucleus of the tourism cluster, modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.