экономические науки
Бехешти Сейедахмад Сейеднасер ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ...
УДК 33
ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ
© 2016
Бехешти Сейедахмад Сейеднасер, аспирант, сотрудник Молодых исследователей и Elite Club, Западного Тегерана филиал Исламского университета Азад (Тегеран, Иран) Институт Экономики и Демографии Академии Наук Республики Таджикистан,
Душанбе (Таджикистан)
Аннотация. В статье рассматривается принципы и условия формирования туристических кластеров. По мнению автора статьи, кластерный подход предусматривает комплексное решение, увязывание потенциальных проблем и противоречий туристической сферы региона, а также при условии создания кластера, базирующегося на производствах, являющихся традиционными для региона, можно достичь эффекта наиболее полного использования потенциала региона. Развитие туристического кластера представляется весьма приоритетным направлением для экономики Республики Таджикистан. В стране имеется необходимый туристический потенциал, природные условия, памятники истории и культуры. Однако в настоящее время данный потенциал не используется в должной мере. Тем самым определены принципы, необходимые для функционирования туристического кластера. Следует указать, - подчеркивает автор на основе выводов исследователей, - в числе вспомогательных субъектов также компании, оказывающие юридическую поддержку, осуществляющие аудиторские проверки, бухгалтерское сопровождение, консалтинг, курсы повышения квалификации, организацию семинаров и тренингов, визовой поддержки, страхование, поддержку в области интернет-технологий, и в целом электронного оборудования и средств связи. Кроме того, это реклама, полиграфические услуги, услуги копирайтеров.
Ключевые слова: принцип, кластер, формирование, потенциал, туристическая сфера.
PRINCIPLES AND CONDITIONS OF FORMATION TOURISM CLUSTER
© 2016
Beheshti Seyedahmad Seyednaser, postgraduate student, young Researchers and Elite Club, West Tehran Branch, Islamic Azad University (Tehran, Iran)
Institute of Economics and Demography at the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, Dushanbe
(Tajikistan)
Abstract. The article deals with the principles and conditions of formation of tourism clusters. According to the author, the cluster approach provides a comprehensive solution linking potential problems and contradictions and tourism industry in the region, as well as the subject of creating a cluster based on the industries that are traditional to the region, it is possible to achieve the effect of the fullest use of the potential of the region. The development of the tourism cluster is very a priority for the economy of the Republic of Tajikistan. The country has the necessary tourism potential, natural conditions, historical and cultural monuments. Currently, however, this potential is not used in the proper mere. Tem thus defines the principles for the operation of the tourism cluster. Thus, it defines the principles for the operation of the tourism cluster. It should be noted - the author stresses based on the findings of researchers - including subsidiary entities as companies providing legal support, conducting audits, accounting, consulting, training courses, seminars and trainings, visa support, insurance, support for Internet -technologies, and in general electronic equipment and communication facilities. In addition, it is advertising, printing services, services copywriters.
Keywords: principle, cluster formation, the potential tourism sector.
Образование кластеров является в настоящее время одним из главных принципов организации производства в масштабе региона. Данный подход не только предоставляет значительные возможности для повышения уровня конкурентоспособности местных туристических организаций, но оказывает заметное позитивное воздействие на экономическую политику региональных властей в целом.
Кластерная организация является значительным стимулом для развития потенциала региона, способствуя, таким образом, межрегиональному выравниванию. Учитывая интеграционный характер кластерной организации, можно отметить, что она позволяет включить экономические процессы региона в более масштабные процессы, национального и глобального характера. В то же время, создание кластеров обеспечивают экологизацию производства. Данный эффект достигается за счет замкнутых технологических циклов, функционирующих в рамках кластеров. При условии создания кластера, базирующегося на производствах, являющихся традиционными для региона, можно достичь эффекта наиболее полного использования потенциала региона. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости создания туристических кластеров в регионах, их теоретического обоснования и содействия их образованию со стороны местной и региональной администрации [6, с. 16].
Говоря об определении термина «кластер», необходимо отметить формулировку В.И. Кружалина, который определяет данный термин, как «географически соседствующие взаимосвязанные компании, общественные
организации и связанные с ними органы государственного управления, формирующие и обслуживающие туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории» [5, с. 26]. При этом автор подчеркивает участие в процессе создания кластеров таких субъектов, как государственные органы и общественные организации.
А.И. Тарасенок понимает под термином «туристический кластер» комплекс туристических предприятий, которые объединены общим процессом, направленным на обслуживание целевой аудитории (посетители дести-нации), либо вместе участвующих в процессе формирования туристического продукта [9, с. 151].
Г.И. Старокожева предлагает следующее дополнение к рассматриваемому нами термину. Под туристическим кластером автор понимает сосредоточение на конкретной относительно компактной территории ряда связанных между собой организаций, которые разрабатывают, производят, продвигают и реализуют туристический продукт. Кроме того, они осуществляют деятельность, связанную с туризмом и услугами рекреационного характера [8, с. 109].
Принципы кластерной организации в настоящее время играют ключевую роль в процессе модернизации туризма. Кластеры создают значительный эффект в процессе привлечения туристов, способствуют увеличению степени конкурентоспособности туризма.
Туристический кластер - это самостоятельное межотраслевое хозяйственное образование, охватывающее ряд предприятий и организаций из различных отраслей. Основной функцией всех этих предприятий является
Бехешти Сейедахмад Сейеднасер экономические
ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ... науки
удовлетворение всего комплекса потребностей туристов. Одним из основных условий оптимального функционирования туристического кластера является как можно более рациональное использование наличествующих ресурсов региона [1, 13].
Целью формирования туристического кластера является оптимизация такого явления, как экономическая устойчивость региона. Синергетический эффект, создаваемый кластеризацией, позволяет с большим успехом развивать инфраструктуру, увеличивать эффективность деятельности входящих в кластер субъектов. Кластеризация стимулирует инновационную деятельность, позволяет развивать новые направления в туристическом бизнесе.
В настоящее время, кластерообразование может способствовать решению целого ряда проблем и задач, в частности, рационально использовать имеющийся природный потенциал региона, развивать внутренний и въездной туризм, создать эффективный и конкурентоспособный региональный туристический комплекс, продемонстрировать историко-культурное наследия региона, сформировать систему госрегулирования туризма, поддерживать среднее и малое предпринимательство, функционирующее в туристической сфере. Кроме того, создание туристического кластера позволяет разработать единую маркетинговую стратегию по продвижению туристического продукта, создать туристический имидж региона, привлечь внебюджетные источники, направленные на строительство новых туристических объектов и реконструкцию старых. Помимо прочего, обеспечивается необходимая в развитом туристическом регионе система подготовки и переподготовки кадров, формируются инвестиционные площадки, деятельность которых направлена на реализацию механизмов развития малого и среднего бизнеса и частного и государственного партнерства.
Можно сформулировать следующие принципы, необходимые для функционирования туристического кластера:
- необходимо обеспечить для всех субъектов деятельности должный уровень взаимопонимания и готовности к сотрудничеству;
- принципы равноправия и паритета между всеми участниками процесса;
- конструктивный диалог, направленный на получение конкретных результатов;
- принципы добровольности в плане выбора уровней и формы совместной работы;
- субъекты кластера как можно более полно информируют друг друга в процессе совместной деятельности;
- каждый участник процесса выполняет все взятые на себя обязательства, определенные заключенным договором.
Раскрытие функций туристического кластера позволяют раскрыть его сущность. Г.И. Старокожева и Е.И. Полянских выделяют три основные функции данного образования.
1. Экономические функции. Туристический кластер позволяет прилечь в бюджет региона иностранную валюту, увеличить налоговые поступления. Кластер позволяет повысить производительность труда и внедрить инновации, развить местную инфраструктуру и увеличить количество рабочих мест. Деятельность туристического кластера создает стимул для увеличения масштаба деятельности предприятий, связанных с изготовлением разного рода продукции, в частности, сувенирной. Туристический кластер стимулирует природоохранную деятельность, а также способствует сохранению историко-культурного наследия.
2. Социальные функции. Развитие туристического кластера способствует развитию рекреационного потенциала региона, что, в свою очередь, стимулирует сохранение человеческого потенциала и трудовых ресурсов. Деятельность туристического кластера можно назвать 40
безопасной в плане экологии, она стимулирует рациональное использование человеческого досуга, способствует межрегиональному сотрудничеству.
3. Гуманитарные функции. Деятельность туристического кластера позволяет совместить отдых с получением туристами новой информации, обогащающей их жизненные представления и развивающей интеллектуальные способности. Это информация об истории и культуре, традициях, быте других народов. Туризм позволяет в какой-то степени воспитывать молодое поколение, передавая его представителям традиционные ценности.
В целом, все эти достаточно важные функции социально-экономического и гуманитарного характера в совокупности предстают весомым доводом в пользу создания туристического кластера.
Важным явлением, на которое необходимо обратить внимание в процессе создания туристического кластера, является ядро туристического бизнеса, вокруг которого и образуется собственно кластер [10-15]. Ядро туристического бизнеса - это комплекс предприятий, занимающихся производством и обладающих наиболее высоким удельным весом. Эти предприятия обеспечивают наиболее высокий экономический эффект. Роль кластерного ядра может сыграть туристическое агентство или совокупность предприятий, занимающихся туристическим бизнесом. Данные предприятия осуществляют взаимодействие с другими предприятиями, которые участвуют в работе туристического кластера.
Ядро туристического кластера инициирует необходимые процессы и инновации, от формулировки стандартов работы с клиентами и создания регионального бренда до структуризации сферы обслуживания клиентов. Представители ядра формируют стратегию совместной работы с другими субъектами процесса, такими как государственные службы, партнеры, конкуренты, клиенты.
В числе важных субъектов работы туристического кластера можно назвать поставщиков туристических услуг. Ввиду того, что туризм, как сфера деятельности, имеет межотраслевой характер, предполагается участие в его производственных процессах представителей подобных поставщиков. Под этим подразумеваются поставки средств размещения, досуговые центры, пункты питания, лечебно-оздоровительные учреждения. Вокруг ядра образуется периферия, состоящая из средних и мелких предприятий, становящихся поставщиками. В сторону периферии со стороны более крупных предприятий осуществляется делегирование части полномочий. Промежуточные продукты, сопутствующие услуги, все это может входить в сферу производства субъектов периферии туристического кластера. Следует отметить, что этот процесс достаточно позитивно влияет на развитие малого и среднего бизнеса. В частности, стимулируется инновационная ориентированность работы таких предприятий, достигается новый технологический уровень, повышается уровень развития менеджмента.
Все вышесказанное говорит о том, что уровень конкурентоспособности кластера находится в сильной зависимости от того, какой характер приобретает внутри-кластерное взаимодействие, на каком уровне находится способность субъектов к эффективному использованию внутренних и внешних ресурсов.
Еще один класс субъектов кластера - это дополняющие субъекты. К их числу нужно отнести организации, от деятельности которых кластер находится в прямой зависимости. Это, к примеру, общественные организации, а также предприятия, работающие в сфере профессионального образования и науки. Так или иначе, они оказывают туристам сопутствующие услуги. Это могут быть услуги финансового характера, медицинские, торговые, обеспечение инженерной инфраструктуры, безопасности. Несмотря на то, что по основной своей функции они осуществляют деятельность, не связанную напрямую с туризмом, и их наличие не обязательно, их АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2(15)
экономические науки
Бехешти Сейедахмад Сейеднасер ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ...
привлечение способствует более полному развитию туристического кластера.
Следует отметить, что несмотря на то, что все предприятия являются частью единого туристического кластера, они при этом являются самостоятельными юридическими лицами, сохраняя все присущие юридическим лицам права, обязанности и риски. Как было отмечено выше, участие в работе кластера должно быть добровольным, нести выгоду для партнеров, и не должно иметь обязательный характер. Свободы и возможности участников работы туристического кластера не могут быть ограничены, так как это может привести к монополии рынка и уничтожить здоровую конкуренцию, необходимую для развития кластера и совершенствования качества предоставляемых услуг.
Кластер предоставляет значительный потенциал для того, чтобы скоординировать усилия и финансовые средства, создать новые продукты и технологии, выйти с этими продуктами и технологиями на рынок. Кроме того, кластеризация позволяет обеспечить создание технологического цикла, начинающегося с идеи продукта, через его производство до конечного потребителя.
Важным фигурантом процесса кластерообразования является правительство. Помимо поддержки конкретных фирм и направлений развития бизнеса, главной функцией государства является создание необходимой правовой среды, условий, при которых кластер может без помех развиваться.
Региональные органы власти заинтересованы в создании туристического кластера, из-за увеличения количества рабочих мест, увеличения потока налоговых поступлений, инвестиций и инноваций. Роль последних велика не только из-за роста конкурентоспособности, а значит и прибыли, но еще и потому, что в долгосрочном плане инновации позволяют повысить уровень экономического региона. Для нормального функционирования туристического кластера необходима соответствующая нормативно-правовая база, инфраструктура [3, 65].
Кластерный подход предусматривает комплексное решение, увязывание потенциальных проблем и противоречий туристической сферы региона. Используя кластерный подход, руководство региона получает вместо набора конкурирующих между собой предприятий единую схему, в которой все элементы увязаны между собой и действуют в рамках одной стратегии на всеобщее благо.
6. Княгинин В. Н. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации / В. Н. Княгинин, П. Г. Шедровский. - М.: Европа, 2005. - 204 с.
7. Недосвитый Н. В. Формирование стратегического развития туристической отрасли в регионе на основе кластерного подхода : автореф. ... канд. экон. наук / Недосвитый Н. В. - Чебоксары, 2010. - 23 с.
8. Старокожева Г. И., Полянских Е. А. Кластеризация как условие модернизации индустрии туризма в регионах РФ // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2013. №1 С.108-114.
9. Тарасенок А. И. Геоэкономика туризма: учебное пособие / А. И. Тарасенок. - Минск: Новое знание: Инфра-М, 2011. - 272 с.
10. Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 134-136.
11. Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 11-17.
12. Марченко О.А. Формирование финансово-экономических и инвестиционных механизмов совершенствования структуры и повышения эффективности туристической отрасли на региональном уровне // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 121-125.
13. Ивлева Н.В. Формирование толерантности у молодежи через развитие этнического туризма в казахстане // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 18-20.
14. Марченко О.А. Региональные аспекты функционирования сельского туризма в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 183-185.
15. Любонько Т.В. Кластерный подход в развитии туристических дестинаций // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 127-130.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бойко А. Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России : автореф. ... канд. экон. наук / Бойко А. Е. - Новосибирск, 2011. - 24 с.
2. Войнаренко М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4. - С. 68-82.
3. Кетова Н. П. Роль территориально-отраслевых кластеров в модернизации экономики региона // Модернизация экономики Юга России и новые стратегии региональной экономической политики : материалы ill Всерос. науч. конф. («Домбайские чтения»), пос. Домбай, КЧР, 12-16 апр. 2007 г. - Черкесск : Карачаево-Черкес. гос.технол. акад., 2007. - С. 60-65.
4. Корчагина, Н. А. Особенности реализации кластерных инициатив в туризме // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2010. -№ 1. - С. 131-138.
5. Кружалин В. И., Кружалин К. В. Пространственная организация рекреации и туризма в регионах России // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды V Международной научно-практической конференции МГУ им. М. В. Ломоносова, географ. фак., Москва, 28-29 апр. 2010 г. - СПб. : Д.А.Р.К.,
2010. - с. 19-28_