Научная статья на тему 'Формирование социально-культурных компетенций студентов - будущих работников культурно-досуговой сферы в условиях туристско-рекреационных кластеров'

Формирование социально-культурных компетенций студентов - будущих работников культурно-досуговой сферы в условиях туристско-рекреационных кластеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КЛАСТЕРЫ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / COMPETENCES / WELFARE COMPETENCES / CLUSTERS / TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина Ольга Анатольевна

В статье представлены сущностные характеристики социально-культурных компетенций, а также предложен инновационный подход к рассмотрению туристско-рекреационных кластеров, с помощью социально-культурных компетенций решается определенный круг образовательных, развивающих задач, которые направлены на реализацию творческого потенциала будущих работников культурнодосуговой сферы в условиях туристско-рекреационных кластеров. Кластеры как интегрированные группы предприятий, фирм, организаций и учреждений, деятельность которых находится в одной сфере бизнеса, являются глобальным явлением. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственночастного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Подготовка специалистов, способных органично работать и управлять кластерами, состояние их социально-культурных компетенций и является одной из задач нашей статьи. Состояние туристской отрасли, выявление ее основных тенденций и изучение особенностей развития и формирования социально-культурных компетенций будущих работников этой сферы определяют актуальность нашей статьи. Социально-культурные компетенции в условиях туристско-рекреационных кластеров это компетенции освоения участниками мировоззренческой картины мира, жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений, событий; способность выстраивать внутреннюю целевую доминанту, выражающую стремление личности к реализации ее творческого потенциала и сущностных сил, направленных на качественное потребление ценностей духовной культуры, развлечений и других видов культурно-досуговой деятельности, определяющих качество культуры досуга личности (авторское определение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF WELFARE COMPETENCES OF STUDENTS -- FUTURE WORKERS OF THE CULTURAL AND LEISURE SPHERE -- IN THE CONDITIONS OF TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTERS

The welfare essence of creation of a cluster that their activity is based on the voluntary principles, as nobody has the right to force another to any actions or to deceive, extending obviously false information. Achievements of success at development of a tourist cluster is a joint problem of business and authorities of an appropriate level (federal, regional and municipal depending on the scale of a cluster and the existing tasks of his development); only mutual understanding and readiness for cooperation between them guarantee receiving the positive results. Insufficient development of the public structures operating in the sphere of tourism, crisis of social and moral ideals, cultures in general, deep lag of all welfare sphere owing to long-term isolation of the country from broad contacts with many civilized countries, isolation from the “historical roots” are still characteristic of a modern sociocultural situation of society. Opportunities for realization of effective welfare policy in the field of the tourist and recreational field are considerably narrowed while the objective need for it sharply increases. In modern difficult conditions, the role of the tourist and recreational clusters which are historically vanguard of spiritual revival of the country, a basis of consolidation of its cultural forces raises. If to define a tourist cluster as a set of tourist and recreational special economic zones, only the territory of six zones specified in the resolution of the government of the Russian Federation from 10/14/2010 No. 833 to which the developer of the bill refers falls under it actually. If to take the definition of a cluster given in the Concept that, in our opinion more correctly as a basis, then tourist and recreational special economic zones fall under it along with other territories.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-культурных компетенций студентов - будущих работников культурно-досуговой сферы в условиях туристско-рекреационных кластеров»

8. Khilko N.F. Audiovizual'naya kul'tura: slovar' (uchebnoe posobie dlya studentov i aspirantov vysshikh i srednikh uchebnykh zavedeniy kul'tury i iskusstva) [Audiovisual culture: dictionary (manual for students and graduate students of the highest and average educational institutions of culture and art)]. Omsk, Omsk State University Publ., 2000. 149 p. (In Russ.).

УДК 37.04

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

Калимуллина Ольга Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, проректор по творческой и воспитательной работе, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, РФ). E-mail: olca.1970@mail.ru

В статье представлены сущностные характеристики социально-культурных компетенций, а также предложен инновационный подход к рассмотрению туристско-рекреационных кластеров, с помощью социально-культурных компетенций решается определенный круг образовательных, развивающих задач, которые направлены на реализацию творческого потенциала будущих работников культурно-досуговой сферы в условиях туристско-рекреационных кластеров. Кластеры как интегрированные группы предприятий, фирм, организаций и учреждений, деятельность которых находится в одной сфере бизнеса, являются глобальным явлением. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Подготовка специалистов, способных органично работать и управлять кластерами, состояние их социально-культурных компетенций и является одной из задач нашей статьи. Состояние туристской отрасли, выявление ее основных тенденций и изучение особенностей развития и формирования социально-культурных компетенций будущих работников этой сферы определяют актуальность нашей статьи. Социально-культурные компетенции в условиях туристско-рекреационных кластеров - это компетенции освоения участниками мировоззренческой картины мира, жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений, событий; способность выстраивать внутреннюю целевую доминанту, выражающую стремление личности к реализации ее творческого потенциала и сущностных сил, направленных на качественное потребление ценностей духовной культуры, развлечений и других видов культурно-досуговой деятельности, определяющих качество культуры досуга личности (авторское определение).

Ключевые слова: компетенции, социально-культурные компетенции, кластеры, туристско-рекреационные кластеры.

FORMATION OF WELFARE COMPETENCES OF STUDENTS -- FUTURE WORKERS OF THE CULTURAL AND LEISURE SPHERE -- IN THE CONDITIONS OF TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTERS

Kalimullina Olga Anatolyevna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Sociocultural Activities, Vice-Rector for Creative and Educational Work, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russian Federation). E-mail: olca.1970@mail.ru

The welfare essence of creation of a cluster that their activity is based on the voluntary principles, as nobody has the right to force another to any actions or to deceive, extending obviously false information.

Achievements of success at development of a tourist cluster is a joint problem of business and authorities of an appropriate level (federal, regional and municipal - depending on the scale of a cluster and the existing tasks of his development); only mutual understanding and readiness for cooperation between them guarantee receiving the positive results. Insufficient development of the public structures operating in the sphere of tourism, crisis of social and moral ideals, cultures in general, deep lag of all welfare sphere owing to long-term isolation of the country from broad contacts with many civilized countries, isolation from the "historical roots" are still characteristic of a modern sociocultural situation of society. Opportunities for realization of effective welfare policy in the field of the tourist and recreational field are considerably narrowed while the objective need for it sharply increases. In modern difficult conditions, the role of the tourist and recreational clusters which are historically vanguard of spiritual revival of the country, a basis of consolidation of its cultural forces raises. If to define a tourist cluster as a set of tourist and recreational special economic zones, only the territory of six zones specified in the resolution of the government of the Russian Federation from 10/14/2010 No. 833 to which the developer of the bill refers falls under it actually. If to take the definition of a cluster given in the Concept that, in our opinion more correctly as a basis, then tourist and recreational special economic zones fall under it along with other territories.

Keywords: competences, welfare competences, clusters, tourist and recreational clusters.

Понятие компетенции - это понятие современное, динамичное, несущее особую смысловую нагрузку, связанное с совокупностью взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, привычек, способов деятельности, которые являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них. С помощью социально-культурных компетенций можно решить круг серьезных познавательных, развивающих и духовно-образующих задач, направленных на реализацию личностью своего потенциала в условиях туристско-рекреационных кластеров.

Для современной социокультурной ситуации общества по-прежнему характерны недостаточная развитость действующих в сфере туризма общественных структур, кризис социально-нравственных идеалов, культуры в целом, глубокое отставание всей социально-культурной сферы вследствие многолетней изоляции страны от широких контактов со многими цивилизованными странами, оторванности от своих «исторических корней». Возможности для реализации эффективной социально-культурной политики в области туристско-рекреационного поля значительно сужаются, в то время как объективная потребность в этом резко возрастает. В современных сложных условиях повышается роль туристско-рекреационных кластеров, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.

К началу XXI века туризм превратился в одно из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности ряда государств и регионов мира. Во многих странах туризм играет важную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, пополнении бюджета различных уровней, способствует притоку иностранной валюты, содействует развитию смежных отраслей, таких как строительство, связь, транспорт, сельское хозяйство, производство потребительских товаров. Значительный вклад в развитие туризма вносит международный туристский обмен, в котором особое внимание уделяется въездному туризму.

Кластеры как интегрированные группы предприятий, фирм, организаций и учреждений, деятельность которых находится в одной сфере бизнеса, - глобальное явление.

Туризм - одна из высокодоходных отраслей современной мировой экономики. На Российскую Федерацию, обладающую большими и уникальными возможностями для развития туризма, приходится лишь 1 % мирового туристского потока. По прогнозу Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2020 году Россия попадет в десятку стран-лидеров по въездному туризму. Главная концепция кластерной теории - это объединение отдельных элементов в единое целое для выполнения во взаимодействии определенной функции или реализации определенной цели.

Отсутствие единомыслия в научной и учебной литературе в определении сущности понятий «туризм» и его разновидности «въездной туризм» обуславливает актуальность его уточнения в современных условиях. Ярким примером туристских кластеров может быть туристский кластер Республики Татарстан. Основу туристского кластера региона составляют разнообразие и выразительность природы республики, богатые культурные традиции коренных народов, а также информативная привлекательность для туристов. Возрастание интереса к проблеме создания благоприятного инновационного климата для развития въездного туризма в Республике Татарстан особенно усилилось в условиях увеличения предложений со стороны конкурирующих стран и их борьбы за привлечение туристов. Так, региональные туристско-рекреационные кластеры способны заметно повысить эффективность деятельности входящих в их состав структур. Это объясняется тем, что для них облегчаются вопросы координации совместных действий, усиливается обмен информацией и внедрение нововведений, становится возможным совместное использование обслуживающих инфраструктурных объектов и подготовка кадров в крупных образовательных структурах. Подготовка специалистов, способных органично работать и управлять кластерами, состояние их социально-культурных компетенций и является одной из задач нашей статьи. Состояние туристской отрасли, выявление ее основных тенденций, изучение особенностей развития и формирования социально-культурных компетенций будущих работников этой сферы определяют актуальность нашей статьи.

Большой вклад в изучаемую проблему внесли и современные ученые, такие как Ю. А. Барзы-кин, А. Н. Дегтярев, М. В. Ефремова, Н. И. Ильина, Е. В. Помелова, С. Ю. Пономарева и др.

Исследованием видов туристских кластеров занимались: А. В. Митрофанова, И. Г. Шепелев, Ю. А. Маркова, Л. А. Ульянченко, М. А. Грицай, Д. П. Маевский, Е. В. Кулагина, К. Иордахе, Ю. Чиочина, М. Асандей, К. З. Адамова, И. В. Зорин.

В настоящее время туризм является одной из наиболее стремительно развивающихся отраслей сферы услуг. Выступая в качестве одно-

го из эффективных катализаторов социально-экономического развития, индустрия туризма оказывает стимулирующее влияние практически на все смежные отрасли экономики.

Мировой опыт сегодня свидетельствует о том, что с помощью туризма можно:

- преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона;

- оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций;

- улучшить инфраструктуру;

- обеспечить занятость населения;

- поддержать предпринимательство и местную промышленность;

- улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ и, конечно, заявить о своем регионе, как об успешной туристско-рекреационной кластерной зоне.

Сегодня широкое распространение получили кластерные принципы организации производственного взаимодействия на региональном уровне. Данный подход способен коренным образом изменить содержание региональной экономики, в том числе и сферы туризма. Российская Федерация и её регионы имеют огромный потенциал для развития туризма, однако неадекватное использование своих туристических ресурсов и возможностей, в том числе наличие туристических объектов, которые остаются невостребованными из-за неразвитой инфраструктуры и некомпетентного управления, создают препятствия для эффективного функционирования отрасли [5, с. 3].

В рамках нашей статьи необходимо рассмотреть понятие «кластер». Кластер (англ. cluster -скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Данное определение предлагает нам Википедия [8].

Туристские кластеры, по мнению К. З. Адамова, формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристских операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других культурно-досуговых объектов [1].

Александрова А. Ю. констатирует, что в настоящее время в российском туризме явно можно обнаружить и выделить ряд сформировавшихся в советский период территориально-рекреационных комплексов, подобных Большому Сочи, Анапе, Кавказским Минеральным Водам, Калининградскому Взморью и Карельскому перешейку. В ближайшие годы пространственная структура туристской сферы в России может заметно измениться, что будет определяться формированием целого ряда региональных и локальных кластеров [2, с. 47].

По мнению А. Ю. Александровой, решающую роль в развитии индустрии туризма сегодня играют кластеры как один из эффективных способов привлечения клиентов и повышения конкурентоспособности туристической отрасли экономики. Она считает, что складывающуюся в рамках экономических зон систему взаимосвязанных фирм, организаций и учреждений в сфере путешествий и отдыха населения можно рассматривать как зарождающийся региональный туристический кластер [2, с. 61].

Пелевина Н. А. отмечает, что туристический кластер является крупным самостоятельным межотраслевым хозяйственным комплексом, который лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включающее предприятия и организации разной отраслевой принадлежности. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей и производств региональной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность по удовлетворению потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании всех имеющихся туристических ресурсов региона [6]. По мнению автора, туристический кластер - сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий, фирм и учреждений, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

Цель создания туристическо-рекреационных кластеров - повысить уровень экономической устойчивости региона, развития инфраструктуры за счет синергетического эффекта, в том числе:

повышение эффективности работы предприятий и организаций, входящих в туристический кластер; стимулирование инноваций; стимулирование развития новых направлений социально-культурной деятельности.

Под туристским кластером исследователь О. А. Бакуменко предлагает понимать совокупность предпринимательских структур, органов власти и государственных учреждений, общественных организаций, функционирующих в индустрии туризма и смежных отраслях, совместно использующих туристские ресурсы определенного региона для формирования, продвижения и реализации его туристского продукта с целью удовлетворения рекреационных потребностей и повышения своей конкурентоспособности и конкурентоспособности региональной экономики [3]. М. Портер определяет кластер как «систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которой как целого превышает простую сумму составных частей» [7].

Если определить туристический кластер как совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, под него подпадает фактически только территория шести зон, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 833, на которое ссылается разработчик законопроекта. Если взять за основу определение кластера, данное в Концепции, что, на наш взгляд, более правильно, то туристско-рекреационные особые экономические зоны подпадают под него наряду с другими территориями. Предлагаем выдержку из Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года № 1230-р:

Туристско-рекреационный кластер - группа географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские поток.

Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории

предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Успешные технологии развития, отработанные в нескольких пилотных туристско-рекреа-ционных кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, тем самым, обеспечивая оптимизацию возврата как государственных, так и частных инвестиций.

Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий разных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков».

В результате обобщения научного материала рядом ученых выявлены основные подходы к определению признаков классификации туристских кластеров (таблица 1):

Таблица 1 Классификация туристских кластеров

Современный туристско-рекреационный кластер способен решить ряд важных задач, среди которых:

- рациональное использование имеющегося природного потенциала региона;

- приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма на территории;

- создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории региона;

- демонстрация исторического, культурного и духовного наследия народов России;

- формирование системы государственного регулирования туристской деятельности;

- поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого) в туристской сфере;

- разработка маркетинговой стратегии продвижения туристических продуктов и создание благоприятного имиджа региона как туристического региона;

- привлечение внебюджетных источников для реконструкции и нового строительства туристских объектов;

- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, обладающих социально-культурными компетенциями;

- создание инвестиционных площадок для реализации механизмов государственно-частного партнерства и развития малого и среднего туристского бизнеса.

Социально-культурная сущность построения кластера основывается на добровольных принципах, никто не вправе принуждать другого к каким-либо действиям или обманывать, распространяя заведомо ложную информацию. Достижение успеха при развитии туристического кластера является совместной задачей бизнеса и органов власти соответствующего уровня (федеральной, региональной и муниципальной - в зависимости от масштаба кластера и существующих задач по его развитию); только взаимопонимание и готовность к сотрудничеству между ними гарантируют получение положительных результатов.

И в связи со всем сказанным выше встает необходимость рассмотреть понятие «социально-культурная компетенция». Это понятие предполагает умение использовать национально-

По видам туристских аттракторов К. З. Адамова, Л. С. Морозова, А. И. Большаков

По географическому расположению М. А. Грицай, Д. П. Маевский, Е. В. Кулагина, И. В. Зорин, Л. С. Морозова, А. И. Большаков

По масштабу А. В. Митрофанова, И. Г. Шепелев, Ю. А. Маркова, К. Иордахе, Ю. Чиочина, М. Асандей

По стадии жизненного цикла туристского кластера А. В. Митрофанова

специфические сведения, знания речевого этикета и коммуникативные техники для достижения взаимопонимания с носителями другой культуры.

Условием нового концепта социокультурного обучения является внесение дополнений в содержание образования. Наполнение содержания туристско-рекреационного курса социокультурным компонентом может служить средством мотивации творческой направленности деятельности обучающихся и развития социокультурных образовательных потребностей студентов. Оптимально организованный процесс преподавания туристических дисциплин может подготовить личность обучающегося к адекватному восприятию чужой культуры, осознанному отношению к различным ситуациям межкультурных контактов. Мы рассматриваем социокультурную компетенцию в составе и взаимосвязи с другими составляющими коммуникативной компетенции.

По мнению Н. В. Недосвитий, компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданной ситуацией и должностью, которые они выполняют на высоком, конкурентном уровне [5]. Цели обучения социокультурному компоненту следующие:

- достижение компетенции в иностранной культуре и одновременно умение формировать эту компетенцию;

- знание собственной культуры и умение рассказать о ней;

- достижение межкультурного понимания, которое ведёт к уважению другого и к толерантности;

- способность анализировать свою и чужую культуру.

Результатом достижения этих целей являются компоненты, обеспечивающие развитие социокультурной компетенции. Социокультурная компетенция в своем составе представлена турис-тическо-образовательным и этикокультурным компонентами. Данные компоненты социокультурной компетенции приобретаются коммуникантом посредством практического опыта, что позволяет ему осуществлять успешное межкультурное общение с представителями чужого языка и культуры в процессе деятельности в области рекреационных кластеров.

Рекреационно-туристические кластеры являются мощным фактором, влияющим на процесс формирования социально-культурных компетенций молодежи, так как они опираются на следующие компоненты:

- обеспечение утверждения самоценности личности, раскрытия ее творческого потенциала, признания права на саморазвитие и самоактуализацию;

- умение решать жизненные проблемы адекватно интеллектуальным и эмоциональным возможностям, собственным целям, интересам и потребностям молодежи;

- обеспечение культурно-ценностного саморазвития и социокультурной самореализации;

- формирование индивидуальной ценностной системы, развитие и изменение в ценностно-ориентационной системе личности, при обогащении внутреннего содержания ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной среде;

- обеспечение высокого качества выбора досуговых занятий, охватывающих искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество, спорт, туризм, интеллектуальную сферу и т. д.

Итак, социально-культурная компетенция содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей.

Социально-культурные компетенции в условиях туристско-рекреационных кластеров - это компетенции освоения участниками мировоззренческой картины мира, жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений, событий; способность выстраивать внутреннюю целевую доминанту, выражающую стремление личности к реализации ее творческого потенциала и сущностных сил, направленных на качественное потребление ценностей духовной культуры, развлечений и других видов культурно-досуговой деятельности, определяющих качество культуры досуга личности (авторское определение).

Сфера культурно-досуговой деятельности в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление

об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-

исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью, творца своей собственной и общественной жизни.

Литература

1. Адамова К. З. Кластеризация в туристской отрасли как фактор глобализации // Глобализация и туризм: проблемы взаимодействия: мат-лы I Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 15-16 апреля 2009 года). - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - С. 280-288.

2. Александрова А. Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма: региональная экономика и агломерация взаимозависимых фирм // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 6. Экономика. - 2007. - Сент./окт. (№ 5). - С. 43-62.

3. Бакуменко О. А. Классификация туристских кластеров // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 29-30 марта 2013 года. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - Ч. 3. - 321 с.

4. Недосвитий Н. В. Современный кластерный подход // Вестн. Томск. гос. ун-та. - Сер. Экономика. -№ 4 (20). - 2012. - С. 105-112.

5. Недосвитий Н. В. Формирование стратегического развития туристической отрасли в регионе на основе кластерного подхода: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Чебоксары: Чебоксар. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2010. - 21 с.

6. Пелевина Н. А. Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - СПб., 2008. - № 12(86). - 340 с.

7. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2002. - 602 с.

8. Энциклопедия Википедия. Понятие термина Кластер [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Кластер.

References

1. Adamova K.Z. Klasterizatsiya v turistskoy otrasli kak faktor globalizatsii [Clustering in tourist branch as a globalization factor]. Globalizatsiya i turizm: problemy vzaimodeystviya. Materialy I mezhdunarodnoy nauchnoy prak-ticheskoy konferentsii [Globalization and tourism: interaction problems. Materials I of the international scientific conference]. Saratov, Saratov University Publ., 2010, pp. 280-288. (In Russ.).

2. Aleksandrova A.Yu. Klastery v mirovoy industrii turizma: regional'naya ekonomika i aglomeratsiya vzaimozavisi-mykh firm [Clusters in the world industry of tourism: regional economy and agglomeration of interdependent firms]. Vestn. Mosk. un-ta. Seriya 6. Ekonomika [Bulletin of the Moscow University. Series 6. Economy], 2007, September-October (no. 5), pp. 43-62. (In Russ.).

3. Bakumenko O.A. Klassifikatsiya turistskikh klasterov [Classification of tourist clusters]. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Zakonomernosti i tendentsii razvitiya nauki v sovremennom ob-shchestve" [Collection of articles of the International scientific and practical conference "Regularities and Tendencies of Development of Science in Modern Society"]. Ufa, RITs BashGU Publ., 2013, part 3. 321 p. (In Russ.).

4. Nedosvitiy N.V. Sovremennyy klasternyy podkhod [Modern cluster approach]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya "Ekonomika" [Bulletin of Tomsk state university. Series 6. Economy], 2012, no. 4 (20), pp. 105-112. (In Russ.).

5. Nedosvitiy N.V Formirovanie strategicheskogo razvitiya turisticheskoy otrasli v regione na osnove klasternogo pod-khoda. Avtoreferat diss. kandidata ekonomicheskikh nauk [Formation of strategic development of tourist branch in the region on the basis of cluster approach. Author's abstract of diss. PhD in economics]. Cheboksary, Cheboksarskiy gosudarstvennyy universitet im. I.N. Ul'yanova Publ., 2010. 21 p. (In Russ.).

6. Pelevina N.A. Klasternyy podkhod k obespecheniyu razvitiya turistsko-rekreatsionnoy sfery regiona [Cluster approach to ensuring development of the tourist and recreational sphere of the region]. Izvestiya Rossiyskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gertsena [News of the Russian state pedagogical university of name A.I. Herzen]. St. Petersburg, 2008, no. 12(86). 340 p. (In Russ.).

7. Porter M. Konkurentsiya [Сompetition]. Moscow, Vilyams Publ., 2002. 602 p. (In Russ.).

8. Encyclopedia Wikipedia. Ponyatie termina Klaster [Concept of the term Klaster]. (In Russ.). Available at: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Кластер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.